Дандоло воспрепятствовал выбрать императором дельного и энергичного Бонифация. Гибкого же и талантливого Балдуина Фландрского он с самого начала сделал призрачным императором, склонив его посредством своего призыва к его доброте передать Бонифацию все земли по ту сторону Босфора и «l’le de Griesse». Так всё от начала созрело к падению. Только венецианцы умели повсюду проводить свои собственные частные интересы со всей решительностью купеческой олигархии. Вопреки протестам французского клира Фома Μοрозини сделался патриархом, и тринадцать венецианских клириков были назначены канониками при св. Софии. Внешне уния была достигнута: гордый вселенский патриархат согнулся перед старым Римом. На самом же деле господствовали приблизительно такие же порядки, как в Ирландии во времена господства англиканской церкви. Многочисленный латинский клир с малой паствой, или совсем без неё, питался доходами богатых бенефиций; но обедневшая православная иерархия имела за собой народ, утешала его под чужеземным игом и не давала заснуть мысли о будущем возрождении. Здесь не место набросать даже поверхностно картину преобразований отдельных провинций старой абсолютной империи в форму западного ленного государства, как это образцово сделал Hopf. Для культурной истории XIII и XIV вв. или для экономической истории Леванта это важная глава. Здесь мы рассматриваем исключительно политическую историю византийского народа; а к ней принадлежит история латинской империи, солунских королей, герцогов Афин и Ахайи в столь же малой степени, как история румских сельджуков или египетских мамелюков, которые, ведь, тоже предали варварству части прежней Византийской империи. VIII. Никейская империя (1204–1261 гг.) С образованием франкских ленных государств были необходимым образом связаны многовластие и раздробление всех боевых сил; а это препятствовало, к великому счастью греков, всякому совместному действию и концентрации латинских тиранов. Последний патриот, Алексей V Мурзуфл был ослеплён по повелению Алексея III, с которым он хотел соединиться для совместной борьбы, а крестоносцы, захватив героического противника, выказали свою грубость в том, что свергли его с колонны Феодосия, как клятвопреступного убийцу императора Алексея IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Библиография Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. 1. Abraham W., Powstanie organizacyi kocioa aciskiego na Rusi, I. Lwow,1904. 2. Ammann A. M., Abriss der Ostslavischen Kirchengeschichte. Wien, 1950. 3. Ammann A. M., Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Alexander Newskis. Orientalia Christiana Analecta 105, Rome, 1936. 4. Angold M., A Byzantine Government in Exile; Government and Society under the Lascaría of Nicaea (1204-1261). Oxford, 1905. 5. Aristarches, S., θωτου λγοι και μιλαι, II. Constantinople, 1900. 6. Balard M., A propos de la bataille du Bosphore. L " expédition génoise de Paganino Doria. In: Travaux et Mémoires, 4, Paris, 1970. 7. Barker J. W., Manuel II Paleologus (1391-1425). In: A Study in Late Byzantine Statesmanship, New Brunswick, N. J., 1969. 8. Baumgarten N. de, Saint Vladimir et la conversion de la Russie. In: Orientalia Christiana, 27, 1; n72, 1932. 9. Beck H.-G., Von der Fragwürdigkeit der Ikone. In: Bayerische Akademie der Wissenschaften, Phil.-Hist. Klasse, Sitzungsberichte, 1975, Heft 7, München, 1975. 10. Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Handbuch der Altertumswissenschaft XII, 2, 1: Byzantinisches Handbuch II, l, München, 1959. 11. Boissonade J. F., Anecdota graeca, V, Paris, 1833, (repr. Hildesheim, 1962). 12. Boojamra J. C., The Ecclesiastical Reforms of Patriarch Athanasius of Constantinople. Unpublished dissertation, Fordham University, N. Y., 1976. 13. Bratianu G. L, Recherches sur le commerce génois dans la Mer Noire au XIII siècle. Paris, 1929. 14. Bréhier L., Les institutions de l " Empire Byzantin. Le Monde byzantin, II (L " évolution de l " humanité, 32 bis), Paris 1948. 15. Byzantinische Zeitschrift (BZ), Leipzig, 1982-. 16. Byzantium. The Imperial Centuries. AD 610-1071, London, I960-. 17. Cherniavsky M., Khan or basileus: an Aspect of Russian Mediaeval Political Theory. Journal of History of Ideas, 20, 1959.

http://sedmitza.ru/lib/text/438258/

а) Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году и наличие латинских владений на территории бывшей империи, даже после того, как в 1261 году город снова оказался в руках греков, возродил сознание эллинизма. Термин «эллины» в Новом Завете употреблялся для обозначения язычников, в противоположность христианам, и в течение средних веков сохранял этот религиозно уничижительный смысл. Византийцы однако, помнили, что говорят на языке древних эллинов: хотя империя была «Римской» или «Ромейской», а ее граждане назывались «ромеями», говорили они на языке «эллинском», и это был язык цивилизации. Западные крестоносцы, завоевавшие Византию, принадлежали к «Римской» церкви и были гражданами «Римской» (Западной Священной) империи, говорили они по-латыни или на франкском языке и этим существенно отличались от тех, кто говорил на «эллинском». Греческий язык и греческая культура, которые теперь подвергались прямой опасности, слова «Эллада» и «эллины» стали прочно ассоциироваться для византийцев с защитой своей культурной традиции. Никейская империя, например, мыслилась как «Элленикон» или «Эллада», а ее император сравнивался не только с библейскими Давидом и Соломоном, но и с Александром Македонским или Ахиллом. Новое открытие «эллинизма» означало более высокую степень отождествления с языком, культурой и историей древней Греции. Это отождествление, конечно, носило романтический и часто только риторический характер. Его легко сопоставить с провинциальным национализмом Никеи или Эпира. Оно не означало резкого разрыва с прошлым Византии, поскольку византийские мыслители никогда не расставались с наследием древней Греции и всегда культивировали его. Однако политическая слабость и постоянные усилия, направленные на выживание, которыми характеризовалась палеологовская эпоха, породили обстановку этнической самозащиты: «эллинизм», именно потому, что он со всех сторон подвергался угрозе, а также потому, что он не мог больше опереться на поддержку всесильной империи, стал в глазах части мыслящего общества высшей ценностью, которую необходимо сохранить во что бы то ни стало.

http://sedmitza.ru/lib/text/438210/

При подведении итогов хотелось бы отметить, что большинство исследователей смотрит с осуждением на поведение латинян во время их господства в Константинополе. Если взять во внимание взятие столицы крестоносцами, “рассеяние” ее многочисленных сокровищ по Европе и угнетение Греческой православной церкви, отрицательное отношение к современным событиям греческих источников и большинства новейших исследователей вполне понятно. Недавно, однако же, был поднят голос во извинение и частичное оправдание латинян. Американский профессор Е. X. Свифт исследовал отношение латинян по отношению к знаменитому и единственному в своем роде зданию: “Большой Церкви” – Святой Софии. В 1907 г. E. M. Антониадис, греческий автор детальной монографии о Св. Софии, писал: “Пятьдесят семь лет латинского господства составляют самый худший и опасный период в истории церкви, которая была спасена только взятием греками Константинополя в 1261 г.” 579 Профессор Свифт усомнился в этом утверждении. Он полагал, что на основании исторических источников, также как и на базе археологических данных, которые можно наблюдать в здании таким, каким оно есть сейчас, можно прийти скорее к противоположному выводу. Землетрясения, происходившие до 1204 года, сделали архитектурную конструкцию здания шаткой и небезопасной. Ввиду того, что они 580 нашли храм в опасно ослабленном виде, они предприняли адекватные меры для обеспечения стабилизации и сохранения их новоприобретенного собора, особенно путем сооружения контрфорсов. Следовательно, заключает Свифт, “латиняне не были столь черны, как их обычно изображают, однако скорее... стали спасителями одного из величайших памятников греческого архитектурного гения.” 581 Уточнение Свифта является важным дополнением к истории здания и весьма вероятно, что крестоносцы сознательно способствовали сохранению уникального памятника. Однако точно установлен и тот факт, что они безжалостно ограбили внутреннее убранство Св. Софии. 554 Nicephorus Gregoras. Historia, III, l, 2. Bonn ed., vol. I, p. 55; Georgius Acropolita. Annales, cap. 53, ed. A. Heisenberg, vol. I, p. 105.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Немало их встречается и в средневолжских владениях Золотой Орды (Улуса Джучи) – в частности, в том же Булгаре с. 210, 215]. При этом значительная часть «двоекрестных» «городецких пулов» имеет подражательный характер и заметно разнится по размеру и весу – в меньшую сторону – с происходящими из нижегородских земель «образцами». Иногда таковые представляют собой в изобразительном смысле нечто среднее между собственно «городецкими пулами» и рассмотренными выше медными золотоордынско-булгарскими монетами, относимыми ко времени правления хана Узбека. В этой связи я осуществил прорисовку имеющихся в моём распоряжении двух монет, найденных в 2018 – 2019 гг. в Булгаре (см.: рисунки 11 и 12: а, б – снимки лицевых и обратных сторон, в, г – прорисовки лицевых и обратных сторон монет). Помимо монет золотоордынского и русского Поволжья, изображения сплетённых крестообразных узоров рассматриваемого типа встречаются также на средневековых нумизматических памятниках Малой Азии (Анатолии), хотя здесь они малозаметны в общей огромной массе помещавшихся на монетах разнообразных знаков и узоров. Так, например, узор, обнаруживающий полное сходство с тем, что изображён на рассмотренном выше типе анэпиграфных серебряных монет чекана монетного двора Булгара (см.: рисунки 5 и 6), но с обратным направлением сплетения, присутствует на одном из типов анэпиграфных медных (бронзовых) монет – тетартеронах, выпускавшихся в Никейской империи – государстве, существовавшем на северо-западе Малой Азии в 12041261 гг. При этом, помимо прочего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что оба типа монет появились в сопредельный временной промежуток. Причём, учитывая, что Никейская империя была создана и существовала как оплот православия в противостоянии с латинянами (католиками) и мусульманами, в этот сложносплетённый крест здесь определённо вкладывалось именно христианское (православное) содержание, Описание одной из монет данного типа, приведённое в размещённой в Интернете англоязычной базе данных римских, греческих, византийских и кельтских монет «WildWinds» (под SB 2152), гласит, что она относится к «неустановленному правителю» («uncertain ruler»). При этом, на одной стороне монеты изображён: «Изысканный, переплетённый крест, образованный двумя петлями, украшенными точками» («Ornate, interlaced cross formed by two loops, decorated with dots»). Другая же сторона содержит изображение облачённого в стемму и хламиду императора, стоящего лицом вперёд, который держит неустановленный предмет («Emperor standing facing, wearing stemma, divitision and chlamys, holding uncertain object»)

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/15/...

Представляется, что духовная проблематика, идейные основы возникновения стиля XIII в. гораздо сложнее, поливалентнее. Основой его стало возрождение не только античной, но что ещё более существенно, собственной христианской традиции. В XIII в. была предпринята новая попытка определения и адекватного выражения православных идей, всего того, что связано с ощущением православия. Конечно, исходным моментом для начала этих процессов стала идиосинкразия (болезненная реакция) на латинский Запад. Своеобразным внутренним ключом к поиску решений явилось определение вероисповедного единства в противопоставлении столь запятнавшим себя в событиях 1204 г. католикам. Поругание святынь, надругательство над алтарями и сакральными ценностями, вплоть до самой сокровенной – Св. Даров, попрание и наглое обирание храмов, уничтожение и уничижение, кража и вывоз драгоценных икон и реликвий – всё это, наблюдаемое ежечасно в течение долгого времени не могло остаться без последствий. Вдобавок на завоёванных католиками территориях начались прямые репрессии против исповедующих православие, вскоре принявшие массовый характер. Попытки насильственной католизации, карательные действия по отношению к монахам и священникам (это даже вынудило императора Иоанна Ватаца пойти на частичную унию с Папой, чтобы предотвратить физическое уничтожение греков). В такой напряжённой, исполненной драматических тревог и внутреннего поиска атмосфере, возникает пристальное внимание к собственному православному прошлому. На основе его переосмысления формируются духовные идеалы, которым суждено явиться базой нового художественного сознания. В центре его – образы пафосные, энергичные, откровенно и внушительно заявленные, далёкие от тонкой интеллектуальной рефлексии или трепетных, эмоциональных переживаний. Они представлены в процессе активного сотворчества Богу, в акте деятельного жизнеустройства и творческого познания. Новые идеалы несут утвердительный смысл, их внутренняя интонация – определённая и неколебимая. Явленность и доступность взору обетований горнего мира во всей его «страшной и зримой» красоте, данной взору не только лишь духовному, но и чувственному, становится главной темой, пережившей внутренний катаклизм и возродившейся в борьбе византийской духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда живописец прибыл к Господу Иисусу Христу, то не смог рисовать Его портрет " по причине сияющего блеска лица Его " . Тогда Господь взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, напечатлелся Его Божественный Образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою, по милости Божьей, получил исцеление. Впоследствии, когда в Эдессу пришёл проповедывать Евангелие апостол от 70-ти святой Фалдей, сам Авгарь и все жители Эдессы приняли Крещение и стали христианами. Авгарь написал на ткани Нерукотоворённого Образа слова " Христе Боже, всякий, уповающий на тебя, не постыдится " , украсил Его и установил в нише над городскими воротами. В 630 году Эдессой завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворённому Образу, слава о Котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Нерукотоворённый Образ у тогдашнего мусульманского правителя Эдессы - эмира, и перенёс Его в столицу Православия - Константинополь. За всю историю Своего существования, до захвата Его еретиками-крестоносцами и исчезновения вместе с кораблём во время бури в Мраморном море (1204-1261), Нерукотворённый Образ прославился неисчислимыми чудотворениями, которые и принесли Ему всемирную славу. Множество копий было сделано с Него в разное время и многие из этих копий также прославлены чудесами и исцелениями. На Руси Нерукотворённый Образ издревле является одним из самых почитаемых образов Господа Иисуса Христа. Кроме Нерукотворённого Образа, данного Господом Авгарю, всему миру известен сохранившийся до наших дней, Образ Господа Иисуса Христа, запечатленный на хранящейся в итальянском городе Турине Святой Плащанице Христовой. Плащаница - это отрезок ткани, в который, по иудейскому обычаю, завёрнуто было Тело Господа Иисуса Христа, снятое с Креста и положенное во Гроб (гробом у иудеев в то время являлась пещера, закрывавшаяся снаружи камнем).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2163...

В эпоху Македонской династии ( ΙХ-Х в.) византинизм не только вполне определился в существенных своих свойствах, но и пышно расцвёл, обнаружив живую и благотворную продуктивность в жизни и церковной, и гражданской. В это время христианизированный восточный эллинизм, силой организующего своего гения, совершенно преобразовал, в свойственном ему специальном направлении, посторонние элементы – романские и славянские, осевшие на территории Византии в прежнее время, переработал их в культурном горниле Византии соответственно природным свойствам византийского гения, придав им ромейский, или византийский, характер. И проявился в строго организованной оригинальной системе византинизма, в которой разнородные элементы были претворены, как в живом организме, сделались неотъемлемым её достоянием и образовали одно органическое целое. В царствование династии Комнинов (XI-XII b.) византинизм продолжал развиваться. Императоры этой династии своей умной политикой, церковной и государственной, сообщили ему наибольшее величие и блеск, обогатили его содержание и расширили объём в высшей степени, так что в середине XII b. византинизм достиг апогея своего развития. Но вслед за тем, в эпоху латинского господства в Константинополе (1204–1261), начался упадок византинизма. Очагом его в это время была Никейская империя, основанная греками в Малой Азии, где, с возможным успехом, и осуществлялись основные начала византинизма в жизни церковной и гражданской. С водворением греков в Константинополе (1261г.) византинизм опять приобрёл сродную ему стихию жизни и быта и вновь пережил блестящую эпоху расцвета в царствование первых Палеологов. А затем, в конце XIV и в первой половине XV b. внешние бедствия Империи значительно поколебали его силу в области жизни гражданской, где византинизм не имел уже прежнего могущества и богатства, простора и систематической последовательности. А жил, так сказать, воспоминаниями прошлого, сиял отражённым светом прежнего блеска, горел огнём былого своего вдохновения. Но тогда как в области гражданской византинизм переживал упадок, параллельно постепенному ослаблению и имперских сил, в сфере церковно-религиозной он в последние времена Византии, напротив, не только оставался по-прежнему весьма деятельным и последовательным, не поступаясь нисколько ни своими принципами, ни их реальным осуществлением в духе и направлении исторических традиций, но и, в силу естественной реакции, постепенно усиливался, приобретал господствующее значение и давал преимущественное торжество вере, канону и Церкви над принципами жизни гражданской. С таким характером византинизм сохранился в жизни Церкви вплоть до падения Византийской империи и даже пережил это историческое событие, передав некоторые из составных своих элементов новейшему эллинизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

«Повесть о Царьграде» единственный исторический памятник, написанный очевидцем, который находился на стороне атакующих турок. Он последовательно описал всё, что происходило в турецком лагере под стенами Константинополя с 26 марта по 29 мая 1453 г.: обстрелы столицы из пушек, пищалей, «луков тмочисленных», сражение греков с турками у городских ворот, штурм Константинополя («сеча великая и преужасная») 15 апреля, отражение ромеями во главе с «храбрым генуэзцем Зустонеем» (Джустиниани) турок, возглавленных «восточным санджак-беем Мустафой», совещание санджак-беев у «окаянного Магумета» (султана Мехмета II); поединок византийского императора с турецким военачальником Карач-бейпашой; штурм 29 мая и гибель Константина XI, сражавшегося у Золотых ворот. Несмотря на храбрость греков, «сечаахуся» с турками «крепко», Константинополь был взят, по словам Нестора Искандера, «попущением божиим». Различные варианты «Повести о Царьграде» встречались в русских летописях и хронографах. Русский ученый И.И. Срезневский (18121880), первым начавший изучение этой повести, изложил ее содержание на основе семи имевшихся в его распоряжении списков. Никея (совр. тур. Изник) город в Вифинии, основанный в IV в. до н.э. македонским царём Антигоном I, находилась на пересечении шести дорог в 70 км от Константинополя, около большого озера, окруженного горами. В I в. до н.э. она вошла в состав Римской империи, а затем Византии. В конце IVhaчaлe XII вв. это был крупный торговоремесленный и культурный центр Византии. В 1081 г. Никея была захвачена турками-сельджуками и до 1097 г. – года отвоевания ее Византией, являлась столицей сельджукского султаната; с 1204–1261 г. столицей Никейской империи, образованной после завоевания Константинополя крестоносцами. Никея (совр. тур. Изник) – город в Вифинии, основанный в IV в. до н.э. македонским царём Антигоном I, находилась на пересечении шести дорог в 70 км от Константинополя, около большого озера, окруженного горами. В I в. до н.э. она вошла в состав Римской империи, а затем Византии. В конце IVhaчaлe XII вв. это был крупный торгово-ремесленный и культурный центр Византии. В 1081 г. Никея была захвачена турками-сельджуками и до 1097 г. года отвоевания ее Византией, являлась столицей сельджукского султаната; с 12041261 г. – столицей Никейской империи, образованной после завоевания Константинополя крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

собр. русск. летописей, т. VII, с. 78).     Ioannis Cinnami Historia, Bonn ed., p. 232; Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 172.    Ипатьевская летопись или Воскресенская летопись.     Eustathii De Thessalonica a Latinis capta, Bonn ed., 1842, p. 338.     И. Успенский. Царь Алексей II и Андроник Комнин. — ЖМНП, т. CCXIV, 1881, с. 73; Ф. И. Успенский. Последние Комнины. Начало реакции. — Византийский временник, т. 25, 1927—1928, с. 14     Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 458. Многочисленные источники о смерти Андроника проанализированы в: N. Radoji. Dva posljednja Komnena na carigradskom prijestolu. Zagreb, 1907, p. 94, note 1. Глава 2. Никейская Империя (1204—1261).    Четвертый крестовый поход, закончившийся взятием и разгромом Константинополя, привел к раздроблению Византийской империи и основанию в ее пределах целого ряда государств, частью франкских, частью греческих, из которых первые получили западноевропейское феодальное устройство. Франки образовали следующие государства: Латинскую, или Константинопольскую империю, Фессалоникийское (Солунское) королевство, Ахайское княжество в Пелопоннесе (Морее) и Афино-Фиванское герцогство в Средней Греции; владычество Венеции простиралось на византийские острова Эгейского и Ионийского морей, на остров Крит и на целый ряд других прибрежных и внутренних пунктов. Наряду с латинскими феодальными владениями на территории распавшейся Восточной империи образовались три греческих самостоятельных центра: Никейская империя и Трапезундская империя в Малой Азии, и Эпирский деспотат в Северной Греции. Как известно, Балдуин, граф Фландрский, сделался императором Константинополя и властителем большей части Фракии; Бонифаций Монферратский — королем Фессалоники (Солуни), власть которого простиралась на Македонию и Фессалию; Гийом Шамплитт и после него Жоффруа Виллардуэн — князьями в Пелопоннесе (Морее) и Отто де ля Рош — герцогом Афин и Фив. В трех греческих государствах правили: в Никее (в Вифинии) — Феодор I Ласкарь, в Трапезунде — Алексей Комнин, и в Эпирском деспотате — Михаил I Ангел Комнин Дука.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010