В 1300–1320-х годах исихазм существовал в форме религиозной практики, распространенной по периферии Византийской империи, и не играл сколько-нибудь заметной роли в культурной и религиозной жизни Афона и Константинополя. Г. М. Прохоров, характеризуя на основе анализа агиографической литературы эти два относительно застойных десятилетия в религиозной жизни Византии, подчеркивает: «Даже на всем Афоне в это время молодой Григорий Синаит , специально разыскивавший молитвенников-исихастов, смог обнаружить лишь трех монахов, которые упражнялись немного и в созерцании» 32 . Духовный упадок в Византии был последствием разрушительного крестового похода 1204 г. и гонений на православие. Оккупация Византии крестоносцами сопровождалась вторжением на Святую Гору Афон. Так, в 1205 г. Афон был оккупирован и разорен рыцарями IV Крестового похода, в 1259 и 1285 годах он вновь подвергся нападениям латинян, а с 1307 по 1309 год его захватывали и грабили католики-каталонцы. Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти (1204–1261 гг.) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом. Афонские монахи подверглись жестокому преследованию за устойчивость в исповедании православия. Мученически завершают свою жизнь многие святогорцы в священных обителях Иверон, Ватопед, Зограф. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 г. образовались фактически две империи – Латинская и Венецианская. Венецианские дожи стали именовать себя «властителями четверти и получетверти Византийской империи». Падение Византийской империи отразилось на всем дальнейшем ходе истории стран Востока и Запада, сказалось оно и на будущем России, тесно связанной с Византией в церковном отношении. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и восточного христианства («Четвертый крестовый поход. Восток-Запад: Великое противостояние». Пер. V гл. из «A History of the Crusades» под ред. Кеннета М. Сеттона). Первая попытка искусственного соединения Западной и Восточной церквей так и не удалась; Лионская уния привела к разъединению внутри Восточной Православной церкви. В историю Православной церкви Лионская уния вошла как одна из самых позорных страниц православно-католических отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти попытки провалились оттого, что византийская идея римского и христианского универсализма была идеологически несовместима ни с одной из двух западных альтернатив – ни с германской идеей, ни с папством. Византия XII в. была, конечно, уже слишком слаба, чтобы ее собственные мечты о мировом политическом единстве могли сносно конкурировать с мечтами других политических сил, но надо отдать ей должное: она приложила последние усилия, чтобы «навести мосты». Только резня, устроенная латинянами в Константинополе в 1182 г. и, наконец, в 1204 г., поставила эту мечту перед лицом окончательного поражения. Она выжила, но лишь как мечта. Кто был законным олицетворением imperium Константина и Юстиниана после марта 1204? Часто признают, что феодализация византийских сел в период Комнинов обеспечила сравнительно мягкий переход к латинскому сюзеренитету. Экономическая система не нуждалась в радикальном политическом изменении. Но как обстоит дело с идеологическим содержанием новой политической системы, которая господствовала теперь на территории Византийской империи? Очень мало греков или балканских славян когда-либо считали законным избрание Балдуина Фландрского. Гораздо больше было готовых признать, по крайней мере в виде пробы, идею всемирной политической монархии римского папы, которая, в сущности, была официальной идеологией латинского Запада. В 1204 г. Калоян Болгарский был коронован римским кардиналом, и его примеру в 1217 г. последовал Стефан Первовенчанный Сербский. Позднее, в 1253 г., русский князь Даниил Галицкий также принял корону от Иннокентия IV. В этих союзах, обусловленных исключительно «политическими мотивами», не было никакого богословского оттенка: «ни болгары, ни сербы, ни западные русские не склонны были по-настоящему отрекаться от православной веры, которую их предки получили из Константинополя» 40 . Подобное признание de facto новой политической реальности было равным образом очевидно со стороны некоторых греков. В 1206 г. послание греческого константинопольского духовенства, написанное Николаем Месаритом и адресованное папе, предусматривало возможность поминания имени Иннокентия III в греческих церквях в конце службы, когда обычно пели πολυχρνισμος [многолетие] императору ( ννοκεντου δεσπτου πππα της πρεσβυτρας Ρμης πολλ τ ετη). Это выражало бы политическое imperium папы. Однако поминание его имени на самой литургической анафоре откладывалось до момента достижения церковного и догматического единства 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Обращает на себя внимание, как тщательно учитель проанализировал и охарактеризовал работу, проделанную его учеником. Замечание по поводу того, что И. И. Соколов в своем длинном списке актов и книг, изученных им, назвал книги, которые он проштудировал еще при написании кандидатской диссертации, с позиций нашего времени может казаться не важным, даже придирчиво мелочным. Но тогда оно воспринималось по- иному. Перед нами свидетельство предельной строгости, требовательности в научных занятиях, пример высоких отношений между учителем и учеником. Федор Афанасьевич, несомненно, гордился успехами Ивана Ивановича Соколова , но превыше всего ставил интересы науки и потому, как явствует из отзыва, не мог пройти мимо того, что И. И. Соколов , на его взгляд, несколько преувеличил масштаб проделанной им работы. Ныне, когда мы можем взглянуть на творческую жизнь И. И. Соколова ретроспективно, нельзя не поразиться необыкновенной работоспособности ученого, вызывает удивление и восхищение то, как много сумел он сделать и всего-то за одну жизнь! И в то же время упрек был по-своему справедлив и для Ф. А. Курганова чрезвычайно органичен: это было требование строгого и честного ученого, который неукоснительно следовал и в научной, и в педагогической деятельности принципу: «правдивость – главнейшая обязанность каждого ученого-историка». 42 И. И. Соколов закончил в это время и работу над своей магистерской диссертацией «Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII в. (842–1204)». Эту тему он разрабатывал еще в студенческие годы. Труд принес ему первую академическую степень кандидата богословия. Как отмечал сам И. И. Соколов , это студенческое сочинение было в период его командировки существенно переработано и значительно дополнено. 43 В протоколах заседаний Совета академии сохранилось прошение профессорского стипендиата академии И. Соколова на имя ректора академии: «Прилагая при сем свое сочинение под заглавием: “Состояние монашества в Византийской церкви с середины XI до начала XIII в. (842–1204). Опыт церковно-исторического исследования”, покорнейше прошу Вас, Ваше Высокопреподобие, предложить его Совету вверенной Вашему попечению академии в качестве магистерской диссертации». 44 Имеется и постановление Совета: «Сочинение И. Соколова передать на рассмотрение профессорам Ф. Курганову и Н. Беляеву с тем, чтобы каждый из них представил свой отзыв ректору независимо один от другого». 45

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Катастрофа VII. Латинское господство и восстановление Византийской империи (1204–1282) Источники 1. Возникновение новой системы государств 2. Взлет и падение Эпира. Победа Никеи 3. Накануне реставрации 4. Восстановление византийской великой державы: Михаил VIII VIII. Упадок и крушение Византийской империи (1282–1453) Источники 1. Византия как второстепенное государство: Андроник II 2. Эпоха гражданских войн. Господство Сербии на Балканах 3. Османское завоевание Балканского полуострова. Византия как зависимое от турок государство 4. Падение Библиографическое приложение Введение. Развитие науки об истории византии I. Основные черты развития ранневизантийского государства (324–610) II. Борьба за выживание и обновление византийского государства (610–711) III. Эпоха иконоборческого кризиса (711–843) IV. Расцвет Византийской империи (843–1025) V. Правление столичной чиновной аристократии (1025–1081) VI. Правление военной аристократии (1081–1204) VII. Латинское господство и восстановление Византийской империи (1204–1282) VIII. Упадок и крушение Византийской империи (1282–1453) Генеалогические таблицы и списки правителей Списки правителей 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Императоры в Никее В Константинополе 2. Латинские императоры в Константинополе Титулярные 3. Эпирская держава В Эпире В Фессалонике В Эпире В Фессалии 4. Трапезундская империя (великие Комнины) 5. Болгария Западное болгарское царство Второе болгарское царство 6. Сербия В Зете (Дукле) В Рашке 7. Иран (сасаниды) 8. Арабский халифат а) «Праведные халифы» б) Омейяды (в Дамаске) в) Аббасиды (в Багдаде) 9. Сельджукиды Рума 10. Османы Список сокращений часто цитируемых работ и периодических изданий     Предисловие к русскому изданию «История Византийского государства» выдающегося византиниста Георгия Александровича Острогорского, давно уже ставшая настольной книгой у разноязычной аудитории во многих частях мира, наконец-то дошла и до русского читателя. Несмотря на немалый срок, прошедший со времени ее создания, эта работа и на сегодняшний день может считаться лучшим в мировой науке изложением тысячелетней истории Византийского государства – средневековой Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Венок для покойницы Европы 28.03.2016 932 Время на чтение 5 минут Москви чи несут венки к посольству Бельгии. Мы сочувствуем жертвам террористов в Брюсселе и Париже. Ну а главное, нам до слез жаль почившую старушку Европу. Она долго и тяжело болела, а вот теперь... Спору нет, тетушка Европа систематически пакостила России. Но мы, россияне, не злопамятные, все равно любили Европу. Не помнить зла - это в нашей крови. Вспомним, как люди, насмерть дравшиеся в коммуналках, расселившись, ездят из Капотни к бывшим соседям в Химки с бутылкой водки и большим тортом. А ведь когда-то мы были частью Европы. До 1917 года! Нет, не лгите, господа либералы. До 1204 года. В школе вспоминают лишь только Анну Ярославну, королеву Франции, а я назову полсотни династических браков Рюриковичей с королевскими домами Европы, заключенных с Х по середину XIII веков. Купцы ездили торговать, короли и князья месяцами и годами жили друг у друга. Не мы начали Крестовые походы, стоившие жизни миллионам людей. За 150 лет разбоя крестоносцев число православных на Ближнем Востоке сократилось как минимум в 10 раз. Разграбив в 1204 году Константинополь, крестоносцы уничтожили вместе с жителями русский торговый квартал у церкви святой Маммы. А ведь в X-XII веках только из устья Днепра в Босфор приходило два огромных каравана (весенний и осенний) русских ладей. Крестоносцы положили конец русской торговле на Черном море. А на западе и севере целых три века шли крестовые походы на Русь немцев, шведов и датчан. Санкциями ЕС против России нас не удивить. Русь с 1204 года и до нынешних времен не менее 700 лет провела под санкциями и эмбарго. Кто их только на нас не накладывал - императоры, короли, магистры орденов и даже римские папы. Они топили суда, идущие на Русь, придумывали самые жестокие казни купцам, торговавшим с Россией. Ах, это всё древняя история! Так с 1917 по 1991 год мы жили под самыми строгими санкциями. А с 1992 по 2013 год санкции и ограничения в торговле были сняты только частично. Ну и что? Теперь мы постепенно узнаем, что на советских полигонах в течение 70 лет испытывались практически все лучшие образцы западных самолетов, танков, артсистем, ракет, торпед и т.д. И если американские истребители F-5 доставлялись в Союз в собранном виде на борту военно-транспортных самолетов, то стратегические бомбардировщики F-111 и В-52 доставлялись частями. В наши НИИ поставлялись все самые современные западные технологии, приборы и оборудование. В итоге в период жесточайших санкций Россия создала самые лучшие в мире баллистические ракеты и атомные подводные лодки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

После завоевания К-поля предусматривалось учреждение коллегии, к-рая должна была избрать нового императора, и создание комиссии, распределявшей лены между участниками экспедиции (в состав коллегии и комиссии входили по 6 представителей от Венецианской республики и войска крестоносцев). Новый император получал во владение 1/4 всех земель Византии, оставшиеся земли делились поровну между венецианцами и крестоносцами. Партия, чей ставленник проиграл на выборах, получала право назначения клириков храма Св. Софии, из их числа избирался патриарх К-польский. Император должен был подтвердить все торговые привилегии, полученные венецианцами, а также дать гарантии ненападения на Венецианскую республику. Основным претендентом на престол императора являлся Бонифаций Монферратский, однако большинство выборщиков поддержали кандидатуру Балдуина I. 9 апр. 1204 г. крестоносцы начали 2-ю осаду К-поля. Первоначально попытка венецианцев взять с моря участок стены, контролировавшийся ими в ходе 1-й осады (1203), не увенчалась успехом, однако использование крестоносцами осадных машин привело к тому, что 13 апр. 1204 г. К-поль пал. Крестоносцы разграбили город (подробнее см. ст. Константинополь ). 16 мая состоялась коронация Балдуина I, положившая начало существованию Латинской империи . Папа Иннокентий III вынужден был признать захват К-поля и создание нового гос-ва. Папские легаты Соффредо и Петр Капуанский освободили крестоносцев от обязанности совершать поход на Александрию и приравняли захват К-поля к исполнению крестоносного обета. Венецианцы были освобождены от церковного отлучения, к-рое было наложено на них за захват Зары. Захват К-поля участниками 4-го крестового похода привел к дезинтеграции Византии. На месте единой империи возникло несколько гос-в - Никейская империя , Трапезундская империя , Эпирское княжество , а также гос-ва Латинской Романии: Латинская империя (1204-1261), Фессалоникское королевство (1209-1224), Ахейское (Морейское) княжество (1205-1432), Афинская сеньория (1205-1456, с 1260 - герцогство) (подробнее см.: Карпов.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Надо сказать, конечно, что тот Константинополь, который существовал до 1204 года, даже по описанию, по восточным источникам, не сохранился. Он практически весь сгорел. Другой историк описывает целые кварталы, с прекрасными, удивительными античными скульптурами, все это было в Константинополе. Конечно, крестоносцы захватили огромную добычу, материальную в том числе. Город в архитектурном плане уже никогда не восстановился после этих трех страшных дней, когда там был грабеж и пожар. С 1204-го по 1453-й год о Туринской плащанице ничего не известно. В 1453-м году герцог Людовик Савойский, неподалеку от Парижа, в своем собственном поместье, публично открывает эту святыню и говорит, что погребальные пелены Господа «находятся в моем частном владении». Какова была реакция? Она была неоднозначная. В Риме, когда папа об этом узнал, он сказал, что это на его совести. Провели краткое расследование и узнали, что из Константинополя ничего не было вывезено, что она не была привезена из Константинополя. Немного позднее стали восстанавливать и объяснять этот период более чем столетнего исчезновения плащаницы. Где же она могла быть? До нас дошла версия, и она, на мой взгляд, самая правдивая, самая логичная. Дело в том, что в захвате Константинополя активное участие принимали тамплиеры, в 1204-м году орден пользовался не просто большой славой, он был чрезвычайно влиятелен, а второе (и это важнее всего) – сам орден был создан в Иерусалиме во время первого крестового похода, и основная его задача была – сохранение Иерусалима. Позже, когда Иерусалим был потерян для христианского мира, тамплиеры сохранили некоторые свои функции. Например, каждую первую пятницу в соборе Нотр-Дам в Париже происходит церемония выноса тернового венца. Кто выносит терновый венец? Терновый венец выносят люди в плащах, наши паломники говорят: «У них же святые кресты». Это Святогробское братство, по сути, тамплиеры. Деятельность этого братства была официально возобновлена во Франции в 1826-м году. Они до сих пор, как и тот орден, сохраняют все святыни, связанные со Святой землей.

http://pravmir.ru/turinskaya-plashhanits...

1191 Английский король Ричард I завоевывает Кипр и дарит его Тамплиерам. Крестоносцы наносят поражение Саладину при Арсуфе. 1192 Ричард Львиное Сердце покидает Палестину. 1193 Смерть Саладина. 1194 Хорезмшах наносит поражение последнему сельджукскому султану Ирана. 1202 Алексей IV, сын свергнутого императора Исаака II Ангела (1185-1195), побуждает венецианцев и латинян организовать четвертый крестовый поход чтобы помочь ему вернуть трон у узурпатора Алексея III (1195-1203). 1203 Венецианцы и крестоносцы занимают Константинополь, Исаак II восстановлен с Алексеем IV в качестве соправителя. 1204 Исаак и Алексей свергнуты Алексеем V Дукой, который бежит в апреле когда венецианцы и крестоносцы вновь захватывают Константинополь и создают свою собственную " Латинскую империю " . Основные земли оставшиеся в руках византийцев — Никейская империя, Трапезундская империя и Эпирская деспотия. Несмотря на победы в сражениях при Пойманеноне и Адрамиттионе попытка латинян немедленно разгромить Никейскую империю терпит неудачу. 1205 Поражение латинян от болгар при Адрианополе вынуждает их перебросить силы из Малой Азии, ослабив натиск на никейцев. 1211 Сражение при Антиохии на Писидии. Союзные войска латинян, сельджуков и трапезундских византийцев побеждены никейским императором Федором I Ласкарисом (1204-1222). Бывший император Алексей III захвачен в плен сражавшимся в рядах сельджуков. 1212 Федор Ласкарис наносит поражение Давиду Комнину, независимому правителю византийской Пафлагонии с 1204 и захватывает большую часть его земель. 1214 Никейцы захватывают восточную часть Трапезундской империи, Давид Пафлагонский разгромлен и убит сельджуками. 1215 Эпирские византийцы покоряют большую часть Македонии. 1218 Эпирский деспот Федор Дука (1215-1230) совершает ряд успешных походов против латинян и болгар, продолжавшихся последующие шесть лет. 1218-1221 Пятый крестовый поход вторгается в Египет; смерть айюбидского султана ал-Адиля; поражение Пятого-го крестового похода. 1220-1222 Монголы завоевывают восточные исламские страны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

4) Крестоносцы, покорив большую часть Византийской империи, разделили свои завоевания с венецианцами и основали Латинскую империю Романии с ее феодальными княжествами в Греции. Владычество латинян очень важно тем, что указывает на упадок греческого влияния на Востоке и является причиной быстрого уменьшения благосостояния и численности греческой нации. Этот период тянется от взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году до покорения острова Наксоса турками в 1566 году. 5) Покорение Константинополя в 1204 году повлекло за собой основание нового греческого государства в восточных провинциях Византийской империи, известного под названием Трапезундской империи. Ее существование является любопытным эпизодом в греческой истории, хотя правительство отличалось особенностями, указывающими скорее на влияние азиатских, чем европейских обычаев. Она очень походила на Грузинские и Армянские монархии. В течение двух с половиной столетий Трапезундская империя имела значительную степень влияния, основанного скорее на ее торговом значении, чем на политической силе или греческой цивилизации. Ее существование оказывало мало влияния на судьбы Греции, и ее падение в 1461 году возбудило мало сочувствия. 6) Шестой и последний период истории Греции под чужеземным владычеством тянется от 1453 до 1821 года и обнимает время османского управления и временного занятия Пелопоннеса Венецианской республикой с 1685 по 1715 год. Финлей, как было уже замечено выше, делает в изучении истории Византии большой шаг вперед. Если его деление греческой истории на периоды, как почти всякое подобное схематическое деление, подлежит оспариваний, то несомненная заслуга автора остается в том, что он первый обратил внимание на внутреннюю историю византийского государства, на отношения юридические, социально-экономические и т. д. Конечно, это не был ряд глубоких, самостоятельных исследований, которых мы по многим вопросам не имеем и до настоящего времени; большая часть страниц, посвященных у Финлея внутренней истории, основывалась иногда на общих рассуждениях и на позднейших аналогиях.

http://sedmitza.ru/lib/text/434214/

Точно известно, что тамплиеры приняли участие в разделе добычи после захвата Константинополя. Хелен Никольсон пишет, что тамплиеры сыграли важную роль в Третьем крестовом походе (1189–1192) и Немецком походе (1197–1198). Они также приняли участие в призывах к Четвертому крестовому походу и сборе средств для него в виде компенсаций за снятие крестоносного обета, а также переводе денег и обеспечении прочих поставок на восток. Первая информация о присутствии братьев ордена Храма среди крестоносцев датирована временем после похода в письме папе Иннокентию III от 7 ноября 1204 года от Балдуина Фландрского, ставшего латинским императором в Константинополе. Балдуин отправил Иннокентию письмо, сообщающее о том, что крестоносцы захватили Константинополь (13 апреля 1204 г.). Курьером по доставке этого послания был брат Бароцци (Barozz) из ордена тамплиеров. Он должен был доставить дары папе, а также для своего ордена (в их числе две иконы, частицу истинного Креста и драгоценности). Брат Бароцци происходил из венецианской фамилии и был ранее командором тамплиеров в Ломбардии. Вероятно, он сопровождал крестоносцев из Венеции на восток. В современных событиям источниках отсутствуют упоминания, что тамплиеры сражались во время захвата Константинополя. Однако установлено точно, что, как и прочие монашеские ордена (госпитальеры, тевтонцы), они приняли участие в разделе добычи . Генрих, брат первого императора Латинской империи Балдуина, в письме (от 5 июня 1205 г.) пишет Римскому папе, что все христианские поселения на востоке, «и особенно почтенные братья тамплиеры и госпитальеры, которые вместе с нами», заявляют, что уния восточной и западной церквей, которая наступает с захватом Константинополя, поможет освободить Святую землю и победить всех язычников. В действительности монашеские ордена приобрели в Греции поместья и замки, которые были пожертвованы им захватившими византийские земли франками «из благочестия», чтобы «помочь Святой земле». Очевидно, что кроме земель тамплиеры могли приобрести и какие-то священные реликвии разоренного Константинополя.

http://pravoslavie.ru/70025.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010