– Герондисса благословила меня ехать не в субботу, а в воскресенье. Думаю, это неслучайно… Яннис: Конечно! Она прозорлива. Когда герондисса молится, она видит сердца всех, за кого молится. Как-то у меня были проблемы. Я сказал ей: «Герондисса, у меня проблемы». И она тут же поняла все мои трудности, дала советы и ответила на все невысказанные вопросы. Елена: Герондисса видит вещи, но не говорит об этом, она скрывает свои дары. О них можно догадаться по косвенным признакам. Так, иногда она может забыться и спросить о какой-то детали, например о болезни ребенка, внука, родственника. Или о какой-то проблеме. И человек только потом понимает, что не говорил старице об этом – она узнала сама. Яннис: А вообще главное чудо – это то, что две слабые женщины, герондисса Анисия и монахиня Маркелла, пришли сюда, в это пустынное место, в безлюдные горы, на развалины старинного монастыря, и построили, с Божией помощью, такую большую чудесную обитель, с прекрасными храмами, со множеством сестер… – Да, это настоящее чудо. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Рейтинг: 10 Голосов: 1274 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вита 9 декабря 2016, 21:34 Дорогая Ольга, очень благодарим Вас за невероятно интересные рассказы о монастырях Старца Ефрема. Но хочу добавить ,это немаловажно , я сейчас в Проти Серон, сестры здесь встают на молитву не в 4.00 утра , а в 1.30 ночи , делают по четкам свое келейное правило -1200 поясных поклонов и 100-150 земных и занимаются умной Иисусовой молитвой до службы , потом в 4.45 они идут на службу , молятся , потом 2 часа отдыхают и идут на послушания. А какие глубокие и интересные поучения матушки Анисии... Ещё очень советую Вам съездить в Рапсани в монастырь Гликофилуса, там игумения Матушка Мария, она с младенчества знала Герондиссу Макрину и Геронду Ефрема и очень много историй связанных с ними знает и рассказывает, её можно слушать часами . Читателям это будет интересно. Единственный ньюанс , она не разговаривает совсем на английском языке и я с ней общалась на греческом. Это было невероятно полезно и интересно.

http://pravoslavie.ru/97399.html

в) Это свидетельство, подтвержденное тайной Воскресения и опытом бесчисленных учеников Иисусовых, начиная с апостолов, есть источник веры Церкви в то, что в Иисусе Назарянине миру открылся Сам Бог (Евр. 1.1–6). Иисус Христос одобрил учеников, называвших Его Господом (Ин. 13.13). Слово это (греч. Кириос, арам. Маран) означает не просто Владыка, Господин, но и Бог. Примечание: 1) Веруя свидетельству Христа, христианин может верить и свидетельству других основателей мировых религий, поскольку: а) Будда учил, что он достиг просветления и нашел способ освобождаться от всех земных желаний; б) Конфуций учил о Высшем начале, непостижимом для человека, законы Которого в земной жизни должны осуществляться через гуманность; в) учителя индуизма говорят, что в основе материального мира лежит мир Духа; г) Магомет провозгласил себя посланником, призванным учить о едином Боге. На фоне этих свидетельств свидетельство Христа о себе остается неповторимым и уникальным. 2) Численность мировых религий (по данным ООН на 1974 г.); конфуцианцы (вместе с даосами) — 450 млн. чел; индуисты — 500 млн. чел.; буддисты — 550 млн. чел.; мусульмане — 600 млн. чел.; христиане — 1200 млн. чел. (атеистов около 15% населения земли). 48. Почему Христос назван «рожденным» и «единосущным» Отцу? Если человеческая природа сотворена Богом, то божественная природа Христа «рождается» непосредственно от Бога. Поэтому Божье в Нем принадлежит высшей сущности (единое Творцу). 49. Почему Сын Божий назван «Единородным», существующим «прежде всех веков»? Бог в Своей высочайшей тайне есть Отец всего; но когда Он действует в творении, открывается еще один Лик Бога: Бог–Акт, Бог–Деяние, или, как называет Его евангелист Иоанн, Бог–Слово (греч. Логос). «Словом» в Ветхом Завете именуется творческая и открывающая Себя мощь Бога (Пс. 32.6). Это Его «второе Лицо» есть единое божественное Слово, через Которое «все начало быть» (Ин. 1.1–3). Оно «рождается» от Отца предвечно, т. е. вне времени, вне тварного бытия, в сокровенной внутрибожественной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Несколько слов о молитвенном правиле Здесь, в монастырях, возникших по благословению старца Ефрема (Мораитиса), вся жизнь настроена на глубокое внутреннее делание и на внимательную Иисусову молитву . Собственно говоря, ради молитвы старец Ефрем убрал некоторые псалмопения из служб, заменив их молитвенным деланием по четкам. Именно молитве по четкам здесь отводится центральная роль. С утра братия выполняют молитвенное правило по четкам, а в течение дня они непрестанно молятся вслух, уже без счета произнося молитву Иисусову. На службе же большинство из братий – да почти все – перебирают четки, не прекращая молитву Иисусову. Перед сном тоже молятся по четкам. И так привыкая, молятся непрестанно. Старец считает, что строгое общежитие при правильном уставе и должном руководстве быстрее всего и легче всего приводит монаха к преуспеянию. Ту жизнь, которую прожил старец Иосиф Исихаст, можно назвать экстремальным подвигом. Он сам говорил впоследствии так: «Как я чрезмерно подвизался, так подвизаться не нужно. Это было следствием того, что не было никакого руководства. И приходилось самому все пробовать и искать, а для этого я испробовал все возможные виды подвига. Но это не нужно вам делать. Есть пути более легкие и простые. И если бы я знал тогда их, то не налагал бы на себя чрезмерных трудов». От монахов и послушников, от паломников и гостей, приезжающих надолго, тут требуют, чтобы молитву произносили вслух. В голос или вполголоса, медленно или быстро, на любом языке, но непременно вслух и непременно без перерывов. И надо сказать, что даже вот такое, казалось бы, механическое произнесение молитвы Иисусовой способствует очищению ума, исцелению сердца от страстей и усвоению умом и сердцем сладчайшего имени Иисуса, просвещению, очищению и в конце концов преображению падшей человеческой природы. В монастырях, подчиняющихся старцу Ефрему, монашеское правило абсолютно обязательно к исполнению, и никакие отговорки не принимаются к оправданию того, чтобы оставить его или не выполнить. Правило – это вещь фундаментальная, равно как и ночное молитвенное делание, без которого, считал старец Иосиф Исихаст, монах не может называться монахом. Поэтому здесь день начинается с вечера, когда весь монастырь как по команде встает на монашеское правило в 22:30 (кто чуть раньше, кто чуть позже). Многие выполняют правило на ходу – это когда видишь идущего монаха с четками и громко читающего молитву Иисусову, пока не вычитает 1200 раз. Потом делаются земные поклоны, затем, если есть время, можно читать святых отцов или потренироваться опустить ум в сердце и сочетать произнесение молитвы с дыханием, когда на вздохе говорится «Господи Иисусе Христе», а на выдохе «помилуй меня». Делать это надо с глубоким вниманием и сокрушением.

http://pravoslavie.ru/59118.html

Главный принцип послушания на Валааме — все своими руками. Отсюда масса ремесел и мастерских: кожевенная, сапожная, шорная, портняжная, гончарная, углеперегонная, кирпичная, слесарная, бондарная, плотническая и проч. и проч., а потом целые хозяйства: полевое, огородное, садовое, молочное, лошадиное, лесное, древяное, рыбное, строительное, пароходное, гостиничное — и экономии, снабжение, заготовка, погреба, керосиновый бак и проч. На все вырабатываются специалисты в самом процессе работы, если уж нет специалистов среди монахов по этим профессиям. Но есть работа, не требующая специалистов, когда вся трудоспособная братия призывается накануне через объявление нарядчика в трапезной. Это луга, картофельная плантация, заготовка дров и тому подобное. Не запрещается монахам заниматься работами и у себя в кельях или заводить маленькие индивидуальные хозяйства. Одни по кельям работают для богомольцев: шкатулки с выжиганием видов Валаама, иконы, картины, ложки и проч. Другие заводят маленькие садики, любящие цветы — клумбы, а то и пчел держат. В мастерских во время работы читаются жития святых, чтобы не заводились пустые разговоры. Склад вещей называется «рухольной» от слова «рухлядь», так невысоко монахи ставят свои изделия. Во главе каждого мастерства стоит заведующий, называемый «хозяином». Ему приходится руководить не только работами, но и поведением работающих. От всех требуется безусловное повиновение воле «хозяина» именно из-за самого принципа послушания, а не из-за интереса работы, что само собою строго соблюдается. Соревнование в искусстве дает прекрасные результаты. Мастерские поставлены хорошо. Это большая «гордость» монастыря. Получается целый малый городок в 1200 жителей, самообслуживающийся по системе натурального хозяйства. Недаром одна шведка корреспондентка, приезжавшая при мне (я ей служил переводчиком), назвала в газете Валаам «25-купольная республика». Трудовая дисциплина — огромное орудие воспитания монахов. Труд и молитва — два рычага Архимеда, которыми монашество переворачивает землю. То и другое вместе: трудиться с молитвою Иисусовой на устах. Вообще это трудно достижимо, но в монастыре это облегчается тем, что человека здесь не заедает забота о завтрашнем дне, нет того, что называется «борьбой за существование». И труд дается с таким расчетом, чтобы не изнурял и не очень обременял. Высшая цель — устроение души, а труд — средство. Тогда и богомыслие, и молитва легче сочетаются с трудом.

http://azbyka.ru/fiction/staryj-valaam-a...

в) Это свидетельство, подтвержденное тайной Воскресения и опытом бесчисленных учеников Иисусовых, начиная с апостолов, есть источник веры Церкви в то, что в Иисусе Назарянине миру открылся Сам Бог ( Евр. 1:1-6 ). Иисус Христос одобрил учеников, называвших Его Господом ( Ин. 13:13 ). Слово это (греч. Кириос, арам. Маран) означает не просто Владыка, Господин, но и Бог. Примечание: 1) Веруя свидетельству Христа, христианин может верить и свидетельству других основателей мировых религий, поскольку: а) Будда учил, что он достиг просветления и нашел способ освобождаться от всех земных желаний; б) Конфуций учил о Высшем начале, непостижимом для человека, законы Которого в земной жизни должны осуществляться через гуманность; в) учителя индуизма говорят, что в основе материального мира лежит мир Духа; г) Магомет провозгласил себя посланником, призванным учить о едином Боге. На фоне этих свидетельств свидетельство Христа о себе остается неповторимым и уникальным. 2) Численность мировых религий (по данным ООН на 1974 г.); конфуцианцы (вместе с даосами) – 450 млн. чел; индуисты – 500 млн. чел.; буддисты – 550 млн. чел.; мусульмане – 600 млн. чел.; христиане – 1200 млн. чел. (атеистов около 15% населения земли). 48. Почему Христос назван “рожденным” и “единосущным” Отцу? Если человеческая природа сотворена Богом, то божественная природа Христа “рождается” непосредственно от Бога. Поэтому Божье в Нем принадлежит высшей сущности (единое Творцу). 49. Почему Сын Божий назван “Единородным”, существующим “прежде всех веков”? Бог в Своей высочайшей тайне есть Отец всего; но когда Он действует в творении, открывается еще один Лик Бога: Бог-Акт, Бог-Деяние, или, как называет Его евангелист Иоанн, Бог-Слово (греч. Логос). “Словом” в Ветхом Завете именуется творческая и открывающая Себя мощь Бога ( Пс. 32:6 ). Это Его “второе Лицо” есть единое божественное Слово, через Которое “все начало быть” ( Ин. 1:1-3 ). Оно “рождается” от Отца предвечно, т. е. вне времени, вне тварного бытия, в сокровенной внутрибожественной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

э. обновлен Иродом Великим, в 70 году н. э. разрушен римской армией во главе с Титом. 14 Гаввафа (греч. «лифостротон») – еврейское название места, с которого Пилат говорил с евреями во время суда над Иисусом Христом. Каменный помост при входе в иерусалимский дворец Ирода, который служил резиденцией для римских прокураторов во время их пребывания в Иудее. 15 Мария Клеопова – одна из святых жен-мироносиц, жена Клеопы, сестра Матери Господа, дочь праведного Иосифа, мать священномученика Симеона. Она сопутствовала Господу, присутствовала при Кресте и при погребении Спасителя, ходила вместе с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, где услышала о воскресении Господа. 16 Иосиф Аримафейский – богатый и знатный член синедриона, иудейский старейшина, в гробнице которого был погребен Иисус Христос; тайный последователь Спасителя, не входивший в число Апостолов. Ткань, которой Иосиф обвил тело Иисуса, существует и поныне под названием Туринской плащаницы. На ней сохранились следы страданий, смерти и воскресения Спасителя. Ее подлинность установлена учеными различных специальностей при помощи новейших методов исследования, выработанных современной наукой. 18 Во время проводимой переписи населения каждый должен быть записаться в городе, откуда происходил его род. Праведный Иосиф был потомок царя-псалмопевца Давида, который родился в Вифлееме. Следовательно, св. Иосифу необходимо было записать свое имя в Вифлееме. 19 Согласно Библии , Земля Израиля была завещана евреям Богом, чтобы стать Землей Обетованной. Во втором тысячелетии до н. э. евреи под предводительством Иисуса Навина, преемника Моисея, завоевывают Ханаан (Палестину). Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений. Установление царской власти и возникновение Израильского, а затем Иудейского царств датируется концом XI – серединой X веков до н. э. Читать далее Источник: Печатается по изданию: Победоносцев К. П. Пособие благочестивому читателю при чтении Святого Евангелия. - СПб.: Издание Святейшего Синода, 1907. - 62 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

в) Это свидетельство, подтвержденное тайной Воскресения и опытом бесчисленных учеников Иисусовых, начиная с апостолов, есть источник веры Церкви в то, что в Иисусе Назарянине миру открылся Сам Бог ( Евр.1:1-6 ). Иисус Христос одобрил учеников, называвших Его Господом ( Ин.13:13 ). Слово это (греч. Кириос, арам. Маран) означает не просто Владыка, Господин, но и Бог. Примечание: 1) Веруя свидетельству Христа, христианин может верить и свидетельству других основателей мировых религий, поскольку: а) Будда учил, что он достиг просветления и нашел способ освобождаться от всех земных желаний; б) Конфуций учил о Высшем начале, непостижимом для человека, законы Которого в земной жизни должны осуществляться через гуманность; в) учителя индуизма говорят, что в основе материального мира лежит мир Духа; г) Магомет провозгласил себя посланником, призванным учить о едином Боге. На фоне этих свидетельств свидетельство Христа о себе остается неповторимым и уникальным. 2) Численность мировых религий (по данным ООН на 1974 г.); конфуцианцы (вместе с даосами) — 450 млн. чел; индуисты — 500 млн. чел.; буддисты — 550 млн. чел.; мусульмане — 600 млн. чел.; христиане — 1200 млн. чел. (атеистов около 15% населения земли). 48. Почему Христос назван «рожденным» и «единосущным» Отцу? Если человеческая природа сотворена Богом, то божественная природа Христа «рождается» непосредственно от Бога. Поэтому Божье в Нем принадлежит высшей сущности (единое Творцу). 49. Почему Сын Божий назван «Единородным», существующим «прежде всех веков»? Бог в Своей высочайшей тайне есть Отец всего; но когда Он действует в творении, открывается еще один Лик Бога: Бог–Акт, Бог–Деяние, или, как называет Его евангелист Иоанн, Бог–Слово (греч. Логос). «Словом» в Ветхом Завете именуется творческая и открывающая Себя мощь Бога ( Пс.32:6 ). Это Его «второе Лицо» есть единое божественное Слово, через Которое «все начало быть» ( Ин.1:1-3 ). Оно «рождается» от Отца предвечно, т. е. вне времени, вне тварного бытия, в сокровенной внутрибожественной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

Итак, если Имя Божие есть сила, сильнейшая на небе всех сил ангельских и архангельских, то что же она есть иное, как не действие Божества, как не Сам Бог? И возможно ли допустить называть Имя Божие, как то делают имяборцы, «силой посредствующей»?.. Ложность имяборческого учения об умной молитве Извращая святоотеческое учение о вере во Имя Господне, как в Самого Бога, имяборцы извращают также и учение об умной молитве и, отметая нужду частого призывания в умной молитве Имени Господня, советуют восходить прямо на высшие степени созерцания, как то в Добротолюбии иногда допускают святые отцы для совершенных молитвенников. Но такое учение о молитве, минующее первые степени молитвенного делания, не может привести ни к чему иному, как к прелести. Послушайте, что говорит Лествичник о разных степенях молитвы: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом появлении их (т. е. мечом молитвы Иисусовой); средина её в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем (т. е. в Имени Иисус Христовом и в молитве – «помилуй мя»), а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу 460 . Послушайте ещё свидетельство св. Патриарха Каллиста Ксанфопула о необходимости для иноков беспрестанно призывать Имя Господне: «Умоляю вас, братия, – говорит он словами Златоуста, – никогда не оставлять правила молитвы (т. е. канона, состоящего из 1200 молитв Иисусовых, и, вообще, обеты всегдашнего призывания Имени Иисусова), или пренебречь о нём, ибо я слышал некогда отцов, которые говорили: какой это монах, если он небрежёт о правиле или попирает его; но он должен, ест или пьёт, сидит дома или путешествует, или другое что делает, непрестанно призывать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» С утра до вечера вопияйте, а если можно, то и всю ночь: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» И осуждайте ум свой на это дело до самой смерти, ибо великого понуждения требует дело сие, потому что узки врата и тесен путь, вводящие в живот, одни нудящие себя входят в него, ибо таких «нудящих себя есть Царствие Божие» ( Мф. 7:14; 11:12 ). – Умоляю вас, братие, не отдаляйте сердец наших от Бога, но внимайте им и храните их всегдашним памятованием Господа нашего Иисуса Христа, пока не укоренится Имя Господа внутрь сердца вашего, и оно ни о чём уже другом не станет помышлять, как только да возвеличится Христос в вас». – «Прежде же сего святого Златоуста, – говорит Каллист, – святой Павел в одном из посланий своих сказал: «Аще исповеси усты твоими Господа, и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися: сердцем бо веруется в правду, усты же исповестся во спасение» ( Рим. 10:9–10 )». – И опять: «Никто не может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор 12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Приводятся и частные побуждения или доказательства из Св. Писания: «молитеся непрестанно»; и еще: «да не явишися предо мною тощ». Всякому христианину предписывается совершать церковные службы, с молитвами и поклонами, и еженедельно вычитывать псалтырь. Немогущим посещать церковь и неграмотным полагаются сотни поклонов за каждую службу, канон, кафизму, с краткою молитвою Иисусовой; всех поклонов на день приходится, по меньшей мере, 1200. Молитву Господню, Богородицы и символ веры надобно читать по нескольку раз в день. Кроме того, читать молитвы во всякое время, за делом, и не развлекаться суетными делами и помыслами. Желающему не возбраняется усиливать свои подвиги и научать других тому же. Правила эти изложены в конце следованной псалтыри и служебника. Нигде в древней литературе аскетизм не заявил своих прав на жизнь общественную и семейную с такою силою, как в приведенных правилах. Не смотря на кажущуюся неприложимость данных правил к жизни, мы увидим, что они исполнялись в древности усердно; и что многие люди, даже высшего общества, пренебрегая общественными и семейными обязанностями, налагали на себя чрезвычайные, удивительные подвиги. Остатки или следы аскетического направления древней Руси приметны доселе в простом народе. Мещане и купцы в городах ежедневно ходят к ранней обедне, иногда и к поздней; и вообще народ соблюдает денно-нощную молитву с поклонами, держит пост и в понедельники, и совершает другие подвиги, часто добровольные. Образованное общество пошло другим путем, под влиянием европейской цивилизации. Богослужебные книги, бывшие в постоянном употреблении, оказали огромное влияние на дух церковной проповеди и жизнь народа как содержанием, так и выражением своим. Скорбные чувства покаяния, греховности, умилостивления Судии постом, молитвою и слезами, приобретали особенную выразительность в цветистом слоге. В богослужебных книгах расточено богатство фигур, примеров, сравнений, аллегорий и диалогов. Фигуральною речью и диалогами наиболее проникнуты акафисты, службы святым и каноны.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 127-152. 1957. Τ. 1. Σ. 141-173; PG. 93. Col. 1480-1544. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 2. С. 157-202). 1-е упоминание о главах Исихия содержится в рукописи, к-рая датируется 1289 г. (см.: Владимир (Филантропов). Описание. Т. 1. C. 424). Атрибуция этого сочинения пресв. Исихию Иерусалимскому , принятая прп. Никодимом Святогорцем в соответствии с указаниями рукописей Paris. Suppl. gr. 1277 (XIII в.) и Ath. Vatop. 476 (XIV в.), недопустима, поскольку его автор не мог жить ранее VII в., т. к. он цитирует прп. Максима Исповедника и прп. Иоанна Лествичника . Подробное учение о молитве Иисусовой, к-рое он излагает, скорее всего восходит к традиции «синайского исихазма» (наряду с «Лествицей» прп. Иоанна Лествичника и «Сорока главами» Филофея Синаита) или, согласно гипотезе Ж. Киршмайера, к афонской исихастской традиции ( Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaite et ses Centuries//MMA. Vol. 1. P. 328). 7. Нил Подвижник (см. Нил Анкирский ). «О молитве» (De oratione - CPGS, N 2452. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 155-165. 1957. Τ. 1. Σ. 176-189; PG. 79. Col. 1165-1200. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 2. С. 207-229 - перевод выполнен с использованием ТСОРП. 1858. Т. 31. Кн. 1. С. 170-200). Диадох, еп. Фотикийский. Гравюра. 1956 г. Диадох, еп. Фотикийский. Гравюра. 1956 г. «Слово подвижническое» (Liber de monastica exercitatione - CPG, N 6046, 6067; CPGS, N 6060. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 166-202. 1957. Τ. 1. Σ. 190-232; PG. 79. Col. 720-809. Рус. пер.: ТСОРП. 1858. Т. 32. Кн. 3. С. 1-96). В рус. «Д.» это сочинение не вошло, возможно, потому, что свт. Феофан не захотел помещать текст, уже имевшийся в рус. переводе. Включенные в «Д.» сочинения Нила Анкирского «О молитве» (неподлинное) и «Слово подвижническое» (подлинное) в течение длительного времени приписывались Нилу Синайскому († ок. 450) (CPGS, N 6044; ИАБ, 4. 1036-1048). Отождествление, происшедшее скорее всего из-за отсутствия сведений о жизни первого из них, встречается уже в К-польском синаксаре X в. К этому времени корпус сочинений, приписываемых Нилу Синайскому, стал весьма авторитетен.

http://pravenc.ru/text/178682.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010