1622 Чтения в О. И. и Д. Р. 1882 г., кн. I, стр. 27–28. Киприан при встрече благословил племянника: «купно убо благословляюще, – говорит Цамблак, – купно ж и хотящая нам случитися духом проричающе». Стр. 28. 1625 «…И понеже до места придоша, идеже и нехотя разлучатися хотяще от них (жителей Тернова) пастырь, о, кто без слез сие помянет: припадаху к ногам его, очесными сия смокающе тучами (sic), устны припадаху и лице, руку целующе пастыра», и проч. Ibid. стр. 287. 1627 Что видно из того, что он написал житие Стефана Дечанского, где обнаруживает непосредственное знакомство с Сербией, а также из надписаний на этом житии и на некоторых других его сочинениях. 1628 Это видно из надписания на сочинении Григория «Мучение славного мученика Иоанна Нового, иже в Белеграде мучившегося», – «списажеся Григорием мнихом, Игуменом обители Панкраторовы и презвитером великой церкви Молдовлахийской». 1630 Miklorich et Müller, Acta Patriarchatus Constantinopolitani, t. II (Vindobonae MDCCCLXII), p. 528–533. 1631 По настоящему, таких вопросов для патриарха не существовало. Он хорошо знал, что Иосиф не σερβοεπσκοπος, а поставлен Галицким митрополитом. Все это было придумано, чтобы некоторым образом мотивировать самый факт отлучения, который на деле вытекал из иных, чисто личных побуждений. Патр. Матфей просто хотел дать делу легальный вид и потому снарядил это фиктивное следствие (См. E. Е. Голубинского , История православных Церквей – Болгарской, Сербской и Румынской, стр. 375 примеч.). 1632 ... πμπομεν ov ατο τν τε τιμιτατον ν ερομονχοις κα πνευματικν πατρα, κρ Γρηγριον, τν καλγηρον το κελλου μο, κα τν ντι – μτατον διδσκαλον το γον εαγγελου τς καϑ’ μς γιωττης το ϑεο μεγλης κκλησας, δικονον, κρ Μανουλ τν ρχοντα, ν γ πνεματι γαπητος υος τς υν μετριτητος, νϑρπους ντμους, ξιολγους τε κα καλος, κ. τ. λ. Acta patriarcli. Constant, t. II, p. 531–532. Сравн. p. 529. 1633 ...ε δ λον νι τ πργμα, παρ λγομεν, να λϑωσιν δ, κα ποδσουσι τος λγους ες τν μν μετριτητα κα ες τν ϑεαν κα εραν σνοδον, κτλ. Ibid. p. 532.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрополит Петр Могила , род. в 1597 г., был сыном валашского, потом молдавского господаря Симона, который в 1612 г., враждуя с новым господарем Кантемиром Мурзою, бежал в Польшу с семьей. В львовском братском училище получил будущий митрополит хорошее богословское образование, которое дополнил в польской академии в Замостье. Удалось ему расширить свои знания в Голландии и Париже. Изучив латынь в совершенстве, он впоследствии был ревностным насадителем ея в русской православной школе. Отразилось на нем и близкое общение с католиками. Семья его связана была с польской аристократией. Проходил Могила военную службу в польской армии и принимал участие в битве с турками под Хотином. В 1627 г. он принял постриг и в 30 лет был архимандритом Киево-Печерского монастыря. Патриарх константинопольский Кирилл Лукарис пожаловал его титулом экзарха. Он устроил в Лавре отдельное от киево-братской школы училище, вызвав недовольство митрополита и других. В 1632 г. на сейме, состоя депутатом, архим. Петр, опираясь на аристократическое происхождение и влиятельные связи, обладая большими средствами, выступал защитником православия и способствовал благоприятному разрешению церковного вопроса. Польское правительство не признавало иерархию поставления патриарха Феофана. Не признавался им вследствие этого и митрополит Исаия. Могила же, избранный во время сейма православными депутатами, был признан королем Владиславом. С этим избранием согласился константинопольский патриарх Кирилл Лукарис. Хиротония Могилы валашскими митрополитом и епископами состоялась в 1633 г. во Львове. В Киеве его встретили торжественно. Но острым и тяжелым оставался вопрос о почитавшемся митрополите Исаии, который не признавал поставления Могилы и не хотел уходить на покой. Потом Исаия подчинился и удалился в монастырский затвор, где и преставился в 1640 г. Соловьев приводит описание православным шляхтичем Ерличем прибытия Петра Могилы в Киев. Осуждая очень последнего за его отношение к митрополиту Исаии, Ерлич пишет: « Петр Могила вел себя благочестиво, трезво, хорошо, постоянно хлопотал о целости Церкви Божией; но не без того, чтоб не был он охотником и до главы мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Хитон Господень положен был патриархом в Успенском соборе. Патриарх Филарет скончался в 1633 г. в день Покрова Божией Матери. Труден и ответственен был его жизненный путь. Двоюродный брат царя Феодора Иоанновича, он пострадал в царствование Бориса Годунова, будучи не по воле пострижен. Первый самозванец выдвинул его, как своего мнимого свойственника, и он был поставлен митрополитом Ростовским. При втором самозванце, он не оставил Ростова, который с приближением шаек, покинуло большинство жителей, перебравшихся в Ярославль. Мятежники выволокли его из храма. Босого, в изорванном польском платье и татарской шапке, отвезли его в Тушино. Вор поставил его патриархом, чего он не признавал и с чем не считался Святитель Гермоген, отмечавший в своих посланиях плен митр. Филарета. Отрядом Скопина-Шуйского он был отбит от вора. Из Москвы он был послан в составе посольства к намеченному королю Владиславу. С твердостью и настойчивостью он, с кн. Голицыным и дьяком Томилой Луговским, держал себя под Смоленском при переговорах с поляками. Около 8 лет пробыл в плену. Вернувшись, помогал сыну устроят царство. Филарет указал царю на псковского архиепископа Иоасафа, как на своего преемника. Патриарх Иоасаф I (1634–40), был, в миру, дворовым сыном боярским; постриг принял в Соловецком мон., был игуменом Печерского Псковского мон., кафедру во Пскове занял в 1627 г. Как говорят хронографы, был: «нравом добродетелен, но к царю не дерзновенен». Именовался он «великим господином»; имя его не значилось в государственных граматах рядом с именем царя. Запрошенный государем об отношении к крымскому хану, он отвечал: «Наш долг молить Бога, Пречистую Богородицу и Святителей московских о мире всего мира, о благостоянии св. Божиих церквей и о твоем многолетнем здравии. А о том, что чинить крымцам за мучение твоих людей, нам, твоим богомольцам, не пристойно написать такого ответа, чтобы учинить воздаяние. Рассудить об отмщении врагам и что учинить им – дело, государь, твое и твоих бояр и ближних людей и твоего царского синклита, а не нас, твоих государевых богомольцев ...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вассиан, кн. Стригин-Оболенский , в дек. 1477 хирот. в еписк. Тверского. Иосиф , 1518–34. Феопемпт , в февр. 1541. Вавила , в янв. 1567. Феодосий , 1571. Никандр , 1579–84. Феодосий , 1589–98. Филофей , 1608. Иосиф , 1613. Леонид , 1618. Боголеп , 1622. Иларион , 1627 и 28. Евфимий , 1633–38. Герасим , 1644–51. Филарет , 3 мая 1656. Авраамий , 1658–70, окт. Симон , 1675–77. Иосиф , 1681–86. Иона , 1690–1710, 12. Иосиф Веденский , 1718–27, а 1731 перев. в Колязин. Серапион Лятешевич в 1741 перев. в Колязин. Иоанникий Скабевский , 1741–45, перев. в Колязин. (Упом. в февр. 1746?). Никон ( Волоский ?) 1748 перев. из Селижарова?; до 1750. Иоасаф упом. 1751, а 11 сент. 1759 перев. в Колязин. Геннадий , перев. из Желтикова, упом. в нояб., дек. 1759. Тихон Соколов 1760 перев. из Желтикова, а 13 мая 1761 хирот. в викария Новгородского. Феофилакт перев. из Малицкого в июне 1761–68, перев. в Новоторжский Борисоглебский. Арсений Верещагин , с 1768, а 26 сент. 1771 перев. в Колязин. Тихон Малинин , из префектов Московской акад., посвящён 22 сент. 1771; 31 янв. 1774 перев. в Колязин. Стефан , 1774 и 75, в мае перев. в Новоторжский Борисоглебский. Павел Можайский , перев. из Деревяницкого, 1775–78. Иларион , 1778–93. Стефан , с 1793, а в начале 1802 перев. в Устюжский Архангельский. Евгений в начале 1802 перев. из Устюжского Архангельского, а 1804 – в Свияжский Богородицкий. Нектарий Верещагин 1804 перев. из Бежецкого Николаевского; до 1809. Сергий , с 1809; † 22 сент. 1811. Феоктист Громцов в 1811 перев. из Бежецкого Антониева; по 1817. Гедеон , 1817–23, перев. в Колязин (?). Михаил , 1823–31, 27 сент. хирот. в епископа Оренбургского. Феофил в дек. 1831 перев. из Московского Знаменского; в 1840 уволен в Троицкую Лавру, на покой; † там 1 дек. 1843. Платон , из Новоторжского Борисоглебского, 1840–48. (в Желтиков?). Никодим Арсеньев , 1849–52, 31 мар. перев. в Черниговский Елецкий. Климент Можаров 31 мар. 1852 перев. из Черниговского Елецкого. Макарий , 1854–56. Серафим Протопопов , 1856–66, 6 апр. хирот. в епископа Старорусского. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь согласился на это 582 . В конце архимандринства Дионисия, именно 10 янв. 1633 года князь Дмитрий Михайлович Пожарский отдах Троицкому монастырю богатое село Берсенево с деревнями 583 . По Московскому же уезду поступили в монастырь следующие вотчины: 1) в 1613 г. от Ивана Васильева Щелкалова – село Переделец в Тореманове стану и деревни: Переделец Большой, Левоново, Митино, Назарово, Матвейково, Слобода, Кузмино, Заворожная и Тяпелково, а «четвертные пашни в том селе с деревнями пять сот чет с Луги и с лесом и со всякими угодьи» 584 . 2) В 1611 году от вдовы Дарьи Ивановой, жены Ивана Михеича Палицына – деревня Порхино, «пашни паханные сто тридцать чет». Об этой вотчине сказано, что если кто из вотчичей захочет выкупить ее, то взять с того 110 рублей в монастырскую казну 585 . 3) От Постника Андреева, по приказу дяди его боярина Богдана Яковлевича Бельского, поступило в 1614 году сельцо Зубцово и деревня Медведево с крестьянами да пустошь Ратова Гора 586 , и 4) от старицы Вознесенского Девича монастыря Марфы Александровой в 1629 году в Перемышленской волости село Вороново с пустоши – Беклешево, Кужелево, Урюпино, Пенкино и Сорокино с пашнею и с лесы и с рыбными ловлями и со всякими угодьи. 587 Кроме вотчин, как от царя, так и от частных лиц, при архимандрите Дионисии поступили в Троицкий монастырь разные торговые или промышленные места города Москвы, доставлявшие монастырю немалый доход. Некоторые из таких мест числились за монастырем раньше, но во время смуты ими завладели бояре и дворяне; а потому монастырские власти должны были хлопотать о возвращении их монастырю. Таковы «дворовыя места и огороды за Деревянным городом за Никитскими вороты и за Деревянным же городом по обе стороны реки Неглинной от городовыя стены по верхнюю плотину». Не смотря на то, что права монастыря на эти места были дважды подтверждаемы (1609 и 1613 гг.), ими неизвестно почему, завладел окольничий Федор Леонтьев Буторлин и иные дворяне; но по челобитью архимандрита Дионисия и келаря Александра, места эти грамотою Михаила от 1627 года еще раз утверждены за Троицким монастырем 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В поздних текстах такие «преображения» иногда получают самые неожиданные очертания. Так, в Повести о Соловецком пустынножителе Феофане досаждающие подвижнику бесы являются ему то «аки рыболовцы», грозящие ему смертью, то «во образ знаемых поморовъ», хотящих утопить его в море, то «во образе кемскаго протопопа», а однажды, даже «в виде штатных служителей», которые якобы по приказу архимандрита вынуждают его покинуть пустыню и вернуться в монастырь 1626 . Такие образы, безусловно, имеют конкретно-историческое происхождение, поскольку сама повесть представляет собой яркий исторический документ, свидетельствующий об «обысках» и гонениях на пустынножителей, которым они подвергались в XVIII в. как со стороны государства, так и со стороны монастырских властей 1627 . 8 . Последним пустынническим топосом, о котором хотелось бы кратко упомянуть, является мотив: «дикие звери покоряются святому», хорошо известный как восточной, так и западной агиографии 1628 . Живущий в пустыне подвижник может изображаться в окружении «дивиих зверей», которые ничуть его не боятся и принимают пищу из его рук. О Кирилле Новоезерском в житии говорится, что он «живяше же со зврми 20 лет» 1629 . Никодима Кожеозерского его ученик Иоанн Дятлев застаёт в окружении лесных оленей, которые при виде чужих людей тут же разбегаются 1630 . Сергий Нуромский, придя в пустыню к Павлу Обнорскому, видит святого, кормящего из рук «малых птиц», во множестве «обретающихся» вокруг него (сидят на его голове и плечах). При этом пустыннику «предстоят» «великий зврь, яже глаголется медвдь, и лисица со зайцем» 1631 . В самом же Житии Павла Обнорского повествуется о том, что дикие звери – «человекоядцы», становились кроткими рядом с пустынником и не творили ему никакого вреда, а «великий зврь уена» 1632 по заповеди старца ходил вместе с его ослом 1633 . В Житие просветителя лопарей Трифона Печенгского включена главка «О зври, сотворшемъ преподобному пакость». В ней рассказывается о том, как в келью к Трифону явился огромный медведь, опрокинул квашню, которую святой поставил «ко испечению хлбов», «и начать уготованное тесто ясти». Трифон повелел зверю выйти из кельи, после чего «взя велие древо, бияше звря, рече: Во имя Иисусъ Христово даю ти многи раны яко гршному», – и запретил появляться у его жилища 1634 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Руси день праздника святого сопровождали многочисленные народные приметы. Он выпадает на время зимнего солнцестояния, когда наступают самые короткие дни и самые долгие ночи, но природа уже поворачивается к солнцу, и с этого времени дни начинают удлиняться: " После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». По этому дню в старину гадали и о встрече нового года: " Если на Спиридона светло, новогодье предстоит морозным и ясным; если хмуро и деревья покроет иней – на праздник будет тепло и пасмурно». Основание московской церкви во имя св. Спиридона на Козихе состоялось в то время, когда патриаршая слобода была уже достаточно развита как городской хозяйственный центр и требовала своей " патрональной» церкви. Самая первая, деревянная Спиридоньевская церковь была известна здесь уже в 1627 году. А в 1633 -1639 г.г. ее возвели каменной по указу патриарха Филарета - он вообще любил эту местность, и построил для себя в ее окрестностях, за пределами Козьей слободы маленькую церковь св. Феодора Студийского, которая стала его укромным молельным храмом. Главный престол новой слободской церкви освятили во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а приделы - во имя св. Николая Чудотворца и св. Спиридона. Был здесь чтимый чудотворный образ св. Спиридона с частицами мощей. В 1717 году, в петровскую эпоху, здесь был устроен новый придел во имя св. апостолов Петра и Павла, а спустя еще столетие вся церковь была перестроена, и Спиридоньевский придел освятили уже в новой трапезной. Вся эта перестройка произошла по необходимости расширить храм, так как его приход сильно увеличился – со временем старинная патриаршая слобода исчезла, и местность превратилась в элитнейший старомосковский район. Тихая Спиридоновка стала " барской улицей», тягавшейся с Арбатом и Пречистенкой – здесь тоже не было ни торговли, ни кабаков, и тоже жили люди " достаточного» и " образованного сословия», хотя многие из них были купеческого звания и даже вышли из крепостных – Морозовы, Рябушинские, Тарасовы. Спиридоновка! Сколько чувств рождает это имя у москвича, и какой чарующей московской тайной предстает она гостю русской столицы.

http://pravoslavie.ru/3868.html

426 . (1350.) Стихирарь крюковый, полууст., исх. XVI века, в осьмую долю, 476 листов. л. 1. Ирмолог, начальная тетрадь утрачена. л. 149 об. Октоих. л. 220. Из обихода церковного. л. 266. Стихиры и славники на Владычни праздники и нарочитым Святым по порядку месяцеслова. В конце разные отрывки. л. 401. Ирмосы указны из Охтаиков и Троичны и Богородичны на 8 гласов, потом из Треоди и 12 месяцев. л. 475. Имена знамению. 427. (1322.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в большую четверть, 895 листов. л. 6. Заглавие: Книга глаголемая Стихераль, еже есть диячее око; бес тоя бо мнящеся пение исправляти, яко во тме шатаются. См. 414 л. 307, в начале и в конце с л. 246 дополнения. л. 389. Стихиры в двунадесятые праздники и некоторым Святым, напр. сент. 9, препод. Иосифу иже на Волоце на ламском. л. 483. Стихераль постный. С л. 521 постнаго стихираря оставшие стихи, кои в ряду не написаны. л. 646. Богородичны и крестобогородичны минейные. л. 685. Обиход церковный. л. 722. Светилны и стихиры евангельския, творение Лва премудраго деспота. С л. 733 до конца разные статьи под крюками, нач. догматиками на Господи возвах и на стиховне, оканч. часами царскими на Р. Христово и Крещение; некоторые из них повторены до двух и трех раз, напр., многолетие благоверному Царю В. Князю Феодору Ивановичу (л. 741, 790 и 853). Впереди на белом листе: (Лета) 7135 (1627) дал священник Юрьи Предтеченской (церкви г. Старицы, см. 2694 по стар. гл. 21), во иноцех Герман Тулупов, – книгописец, сконч. 1637 г. (см. 41). Он был учителем препод. Дионисия, а Дионисий сконч. 1633. г. около 60 годов отроду, след., Герман трудился в списывании книг в самых преклонных летах. (см. 700). Но владелец ркп. едва ли не отличное лице от книгописца старичинина; в кн. Вкладной гл. 640 записано: 135 г. октябра в 1 день дал вкладу с Москвы конюшенные слободы Власьевской священник Юрьи Иванов сын Тулубов (sic) книгу Стихараль в полдесть в цену за 9 рублев, да Евангелие печатное толковое в десть в цену за 3 рубли, да денег 10 рублев, и за тот вклад ево постригли, во иноцех Герман.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В 1628 г. в книгах патриаршего казённого приказа в с. Красном, дворцовой государевой вотчине, - деревянная церковь Святого великомученика Димитрия Солунского. Красное было дворцовым селом до 1639 г., когда пожаловано царём Михаилом Фёдоровичем за верную службу дьяку Нечаеву. Нечаев Григорий Иванович с 6 сентября 1619 г. по 15 февраля 1620 г. был справным подьячим Новгородской чети, в 1622-1624 гг. дьяк Печатного приказа; 30 мая 1625 г. «за новгородскую службу, как он был у немец в полону, да он же в 1618 г. посылан был с Дмитрием Лодыгиным в подьячих в Любек и Амборх и в немцах был с Дмитрием 2 года и государю служил» - дано ему из поместья в вотчину по Уложенью против московских сидельцев (то есть столько же, сколько было дано оборонявшим Москву от войско польского королевича Владислава в 1618 г.). С 29 января 1623 г. по 27 января 1627 г. Нечаев – дьяк Стрелецкого приказа, 17 марта 1625 г. одновременно в Иноземном приказе, в 1627 г. с окольничим Фёдором Александровичем Бутурлиным и дьяком Иваном Болотниковым переписывал дела Посольского приказа, уцелевшие от майского пожара 1626 г. 27 января 1627 г. ему указано быть в Печатном приказе, а 28 февраля того же года он назначен в Астрахань, где был до 16 марта 1629 г. 8 мая 1630 г. Григорий Иванович – дьяк Панского и Иноземного приказов, с 9 февраля 1631 г. по 1634 г. дьяк Иноземного приказа; до 1633 г. в дьяках оклад ему 700 четей и 80 рублей, а в 1633 г. учинён оклад 800 четей и 100 рублей. В апреле 1634 г. Нечаев – в полномочном посольстве Фёдора Ивановича Шереметьева на съезде «меж Вязьмы и Дорогобужа» для заключения вечного мира с Польшей. С 17 января 1635 г. по 15 июня 1642 г. Нечаев – дьяк приказа Большого дворца; с 19 октября 1635 г. по 13 апреля 1636 г. с боярином Фёдором Ивановичем Шереметьевым был в приказе Сыскных дел; в 1637 г. с князем С.И. Шаховским в посольстве в Польшу. 27 декабря 1638 г. с боярином Фёдором Ивановичем Шереметьевым, боярином, князем Алексеем Матвеевичем Проестевым и дьяком Василием Прокофьевым был в приказе Сыскных полоняничных дел; 31 марта там же сыскивал и возвращал Польше по договору пленных.

http://sobory.ru/article/?object=02026

Борис Михайлович Салтыков († 1646 г.), боярин в 1613—1625/26 гг., в 1624—1633 гг. в опале, боярин в 1633—1646 гг. Михаил Михайлович Салтыков († 1671 г.), окольничий в 1623—1625/26 гг., в 1624—1633 гг. в опале, окольничий в 1633—1641 гг., боярин в 1641—1671 гг. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 1—1 об. Там же. Л. 2 об. Там же. Л. 3 об. Там же. Л. 4. Юрий Яншеевич Сулешев († 1643 г.), князь, боярин в 1615—1643 гг. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 106. Там же. Л. 8—8 об. Там же. Л. 12 об. Там же. Л. 12. Там же. Л. 169—183 об. Там же. Л. 172 об. — 173. Петр Михайлович Салтыков († 5 июля 1690 г.), кравчий с 1647 г., боярин в 1658—1690 гг. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 17. Там же. Л. 19—19 об. Салтыковы: Алексей Петрович († после 1724 г.), боярин с 1682 г.; Петр Петрович († 1699 г.), боярин с 1688 г. Иван Никитич Хованский, князь († 1656 г.); см.: Эскин Ю. М.Иван Никитич Хованский. М., 2019. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 180 об. Хованские, князья: Петр Иванович († 1709 г.), стольник в 1668–1676 гг., боярин с 1677 г.; Иван Иванович (около 1645–1701 гг.), стольник. Там же. Л. 167. Там же. Л. 82–82 об. Василий Леонтьевич Кафтырев, московский дворянин в 1618/19–1624/25 гг. Вероятно, принял монашеский постриг с именем Варсонофий. Там же. Л. 111 об. Дементий (Диомид) Васильевич Кафтырев († 1647 г.), московский дворянин в 1627/28—1645 гг. Его сыновья: Михаил († 1689), стольник; Константин, стольник в 1686—1692 гг. Там же. Л. 83. Семен Васильев Сыдавной Зиновьев, дьяк, думный дьяк в 1605–1619 гг. Там же. Л. 63–63 об. Филипп Федорович Голенищев, дьяк в 1597/98–1611 гг. Там же. Л. 60–60 об. Емельянов Никифор, дьяк Большого дворца в 1612 г. Там же. Л. 122 об. Гавриил Семенович Порошин, подьячий Стрелецкого приказа в 1646 г. Там же. Л. 47. Пимен Львов Панов, дьяк Патриаршего дворцового приказа в 1666–1675 гг. Там же. Л. 66 об., 69–69 об. Арсений Елассонский († 29 апреля 1630 г.), архиепископ при московском Архангельском соборе в 1607–1613 гг., в 1613–1615 гг. архиепископ Тверской, а с 1616 г. –Суздальский. Там же. Л. 6 об. Мария (Евфимия) Ивановна Салтыкова († 1639 г.), супруга боярина Б. М. Салтыкова, записана в книге под своим крестильным именем.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010