Глава 42 Общей темой данной главы служит пророчество о явлении кроткого «Отрока Господня», о цели Его пришествия и результатах Его деятельности. Вся глава делится на три, приблизительно равных части. 1–9. В первой части излагается самое пророчество о явлении «Отрока», определяется Его отношение к Богу, описывается Его внешний вид и излагаются цели и задачи Его пришествия. 10–16. Вторая часть отзывается благодарственным гимном Богу за дарование «Отрока», а затем изображает Его отношение к язычеству и иудейству. 18–26. Третья и последняя часть в довольно мрачных красках пророчески рисует судьбу вероломного Израиля. 1–3. Явление возлюбленного «отрока Господня», его кроткий, смиренный вид. 4–9. Цель и значение Его пришествия в мир. 10–12. Благодарственный гимн Господу за такое Его благодеяние. 13–16. Господь – Бог отмститель и преобразователь. 17–21. Посрамление язычников и снисхождение к Израилю. 22–25. Вероломство Израиля и наказание его Богом. Ис.42:1–9 . Предшествующая речь Господа (40–41 гл.) содержала в себе, главным образом, возвещение близкого Суда Божия над различными народами, не исключая и израильского. Новая речь, начинающаяся с данной главы, преимущественно говорит о проявлении Божественной личности, имеющей обильно излиться, после праведного суда, на все человечество. Посредником и проводником этой милости выступает «Раб Всевышнего», в котором, по удачному выражению одного экзегета (Orelli), как бы «воплощен, известным образом, добрый гений всего богоизбранного народа». Ис.42:1 . Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избран­ный Мой, к Которому благо­волит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и воз­вестит народам суд; 50 «Вот, Отрок Мой... избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». LXX и славян. текст имеют здесь вставки слов: «Иаков» (в самом начале) и »Израиль» (перед словом избранный). Но еще Ориген и блаженный Иероним протестовали против такой вставки; последний, между прочим, говорил: «Иакова и... Израиля» в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист Матфей ( Мф.12:18 ), который говорит об Иисусе Христе «Отрок Мой» – в значении Сын Мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Прежде чем продолжить повествование об «афонской смуте», мы должны остановиться подробнее на богословском учении имяславцев и наличности его главного выразителя в 1912–1913 годах – иеросхимонаха Антония (Булатовича). В настоящей главе будет изложена его биография и рассмотрена его «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». Будут рассмотрены также два других важных документа имяславской партии: письмо профессора Московской духовной академии М. Д. Муретова в защиту имяславия и предисловие священника Павла Флоренского к «Апологии» Булатовича. Все три документа, увидевшие свет весной 1913 года, дают достаточно полное представление о богословском учении имяславцев на тот момент, когда оно было осуждено Синодом. Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии В мае 1913 года, в разгар борьбы против имяславия, Д. Философов и газете «Русское слово» писал с иронией: «Когда-нибудь, лет через 50, будущий «Голос минувшего» напечатает на своих страницах «мемуары», где, на удивление потомству, внешняя история иером[онаха] Антония будет рассказана во всех деталях» 1208 . Автор статьи почти не ошибся в расчетах: первое детальное жизнеописание Булатовича, составленное советским ученым И. Кацнельсоном, появилось в 1971 году, спустя 52 года после смерти «героя афонской трагедии» 1209 . Впрочем, уже в 1927–1928 годах известные писатели-сатирики И. Ильф и Е. Петров воспользовались биографией Булатовича при создании «рассказа о гусаре-схимнике», включенного в 12-ю главу романа «12 стульев» 1210 . Биография Александра Ксаверьевича Булатовича была весьма неординарной. Он родился 26 сентября 1870 года. В жилах его текла татарская, грузинская, французская и русская кровь. Предки Булатовича были военными. Его отец, посвятивший военной службе всю жизнь, происходил из древнего дворянского рода, идущего от татарского хана Бекбулатовича 1211 . Мать также происходила из семьи потомственных военных: ее отец участвовал в строительстве Военно-Грузинской дороги и погиб в схватке с чеченцами 1212 . В три года Александр Булатович лишился отца. После его смерти мать переехала в имение своей тетки – село Луцыковку Харьковской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

З Забережская Спасская пустынь Упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Бежецкой пятине, расстоянием от Великого Новгорода к востоку около 300 вёрст и была приписана к Николаевскому Теребенскому монастырю. Крестьян было за этой пустынью 13 душ, а пахотной земли 215 десятин. Настоятельство Строительское продолжалось до 1764 года, а в сем году по Духовным Штатам пустынь сия упразднена. Заблудовский Успенский монастырь Житомирской Епархии заштатный мужской. Находится в местечке Заблудове при базаре, почему и название своё имеет Заблудовский, расстоянием от Слуцка в 50 милях, от Белостока в 12 вёрстах. Оный монастырь первоначально в 1567 году был заложен бывшим Великого Княжества Литовского Гетманом Григорием Александровичем господином Хоткевичем, приходской православной двухпрестольной, во имя Успения Пресвятой Богоматери и Святителя Николая, церковью, которая и фундушем от него господина Хоткевича того ж года снабжена с назначением к ней одного православного священника с диаконом, которым также фундушем определена и площадь, близ самой церкви лежащая, для постройки священнического и диаконского дома и прочих нужных по хозяйству строений и с выделением для оных священнослужителей пахотной и сенокосной земли в трёх переменах или полях, содержащих в себе десять уволок, на вечные времена. А чьим иждивением первоначально построен там священнослужительский дом с принадлежащими к нему строениями, о том в фундуше не изъясняется и по бумагам монастырским не значится, к тому же из документов в подтверждение того фундуша на данных: первого – 1641 года Ноября 16, от жены его господина Хоткевича Анны Кащанки Радзивилловой и второго – 1611 года Марта 8 от Князя Криштофора Радзивиллы видно, что по умножению благочестивого народа был там и Протопоп. Почему таковая церковь и существовала приходской через 90 лет с лишком, то есть по 1658 год. А затем Княгиня Молдавская Мария Господарева, подтверждая тот Г. Хоткевича фундуш, хотя и наименовала в своём документе, данном в 1659 году Ноября 20 вышеупомянутый священнический дом уже монастырём для 12 человек монахов, но таковое её положение впоследствии времени не приведено было в действие, и по какому случаю назван монастырём, о том по всем документам и фундушам ни малейшего сведения не найдено.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Закрыть itemscope itemtype="" > Катастрофа в Ознобишино Леонид Болотин о подробностях страшной аварии в Подмосковье, свидетелем которой он стал 15.07.2013 4732 Время на чтение 5 минут Постоянный автор «Русской народной линии» историк и журналист Леонид Евгеньевич Болотин стал непосредственным свидетелем страшной аварии в селе Ознобишино (Новая Москва ). В Москве и Подмосковье 15 Июля, в канун памяти Святых Царственных Мучеников объявлен траур по поводу той дорожной катастрофы. Редакция РНЛ просит наших читателей молиться об упокоение жертв и о выздоровлении выживших в этой аварии людей. Оказался очевидцем страшного события в Москве (Новой Москве) в полдень 13 Июля 2013 года. Около 12:40 мы - члены правления дачного кооператива «Журналист-2» около деревни Шаганино выехали в Подольск для решения одного юридического вопроса. Деревня Шаганино в XVI веке была охотничьим угодьем боярина Ивана Юрьевича Шигоны-Поджогина - любимца и сподвижника Благоверного Великого Князя Василия Иоанновича. Именно в этих местах Великий Князь поранил щепой ногу на охоте и в результате заражения крови принял страдальческую кончину. В честь боярина Ивана Шигоны и была названа наша деревня Шигонино, с веками переиначенная в Шаганино. Деревня находится на периферийной дороге между Калужским и Варшавским шоссе. Начинается наша дорога в Красной Пахре в 45 километрах от центра Москвы и заканчивается в селе Ознобишино уже на Варшавском шоссе. Дорога старинная, а потому извилистая с пятью или шестью крутыми спусками и подъемами. И завершается дорога около Ознобишино крутым спуском. Легковую машину вел участник правления нашего кооператива Алексей Платонов, рядом с ним сидела его мама Людмила Леонидовна, а сзади - мы с другим членом правления Александром Петровичем. Вскоре мы проехали село Щапово и примерно 12:50 подъехали к селу Ознобишино, к повороту на Подольск. Алексей затормозил машину в ожидании проезда транспорта, идущего по Варшавскому шоссе, чтобы повернуть налево к Подольску. Мы слева видели, как от остановки в сторону Подольска отъехал большой двухсекционный с «суставом» посередине рейсовый автобус 1033.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/15/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > У матушки Рафаилы 18.12.2008 552 Время на чтение 12 минут «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс. 91: 13) - пришли на память слова псалмопевца, когда с игуменом Иоанном мы направлялись влажной аллеей к кладбищу житомирского женского монастыря святой Анастасии Римляныни, к почитаемой могиле схимонахини Рафаилы (Чернецкой), почившей три года назад, 16 декабря, накануне дня памяти великомученицы Варвары, особо чтимой матушкой. Врачи Киевской больницы имени академика Шалимова, где схимонахиня Рафаила проводила последние дни своей земной жизни, поражались: как могла в обескровленном крошечном организме удерживаться все эти годы душа, ведь обездвиженное с девятилетнего возраста тело матушки весило… 16 килограммов. Не все знали, правда, что перед ними не беспомощный умирающий инвалид, но исполненный благодати Святого Духа подвижник, воин Христов, одаривший великой любовью сотни и тысячи людей, устремлявшихся к матушке даже из-за океана. Дивный храм 50 лет несла она невообразимо тяжелый и по человеческим меркам немысленный крест болезней. Однако юная Нина Чернецкая, ставшая инокиней Серафимой, а потом и схимницей Рафаилой, сумела не просто выжить, но жительствовать - активно и полноценно, а в конце своего земного пути создать в живописном лесу под Житомиром удивительную по красоте и благодати обитель. Венцом ее стал выстроенный под руководством матушки Рафаилы 49-метровый собор во имя Анастасии Римляныни, покровительницы Житомира, и преподобного Серафима Саровского - пожалуй, один из наибольших по масштабам из нововозводящихся на Украине . О том, как строился собор, рассказывать надо отдельно. Приведу лишь некоторые факты. Среди духовных чад матушки были люди и весьма состоятельные, и занимающие высокие посты на Украине и в России. Так, когда матушка по настоянию врачей проходила лечение в Ялте, мэр города, узнав о ее приезде и познакомившись с ней, готов был оставить все свои административные дела и находиться при схимнице неотлучно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Усмирение плотских страстей, а не умерщвление тела Об опросе ВЦИОМ и предназначении Великого поста 05.03.2020 1138 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса россиян о Великом посте и результатах, к которым приводит его соблюдение. Великий пост в 2020 году начнется 2 марта и продлится до 18 апреля. Абсолютное большинство россиян слышали о Великом посте — 94%, но более половины не смогли назвать дату или период его начала в 2020 году (54%). Знает о том, что Великий пост начнется 2 марта, после Масленицы, каждый четвертый (24%), чаще православные россияне (30%). Те, кто что-то слышал о Великом посте, связывают его с ограничением в еде (22%), христианством и церковью (19%), самоограничением во всех сферах, отсутствием грехов (14%), а также с очищением (10%). Чуть более половины россиян знают правила и ограничения, связанные с Великим постом (55%), чаще об этом сообщают женщины (60%), а также россияне в возрасте 45-59 лет (64%). Чаще они узнавали об этих ограничениях от родителей или других родственников (55%), в СМИ, книгах или интернете (50%), а также от священников (27%). Не знают о традиционных ограничениях, которые нужно соблюдать во время Великого поста, 43% россиян, среди молодежи 18-24 лет эта доля достигает 69%. Слышавшие ранее о Великом посте считают, что его соблюдение дает человеку духовное очищение (20%), тренирует силу воли и дисциплину (13%), очищает организм (12%) и помогает здоровью (12%). Однако большинство россиян не будут соблюдать Великий пост в этом году (69%), чаще 18-24-летние и 25-34-летние респонденты (80% и 81% соответственно). Каждый пятый еще не определился с решением относительно соблюдения Великого поста (20%), но каждый десятый (10%) точно знает, что будет соблюдать Великий православный пост. Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин :

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/05/us...

Игра. Церковь Иоанна Богослова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход с. Игра открыт по указу Св. Синода от 20 сентября 1861 г. 3003. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Чутырь: с. Игра, поч. Утемский, поч. Шундышурский, поч. Прилозинский, д. Бачкеевская, поч. Вверх по речке Утемке, поч. Пойловский, поч. Валамазский, поч. Гозешурский, д. Сулдур-ская, поч. Чумашурский, д. Гереевская, поч. Кулюгурт, поч. Вверх-Кулюгурт, поч. Верх-Сеп, поч. Кузьмовыр, поч. Большой Вяз, д. Камешницкая, д. Лучинская, поч. Юлайгурт, поч. Салинский, д. Малая Саля, д. Кушвинская, д. Сектырская. Вначале богослужения совершались в молитвенном доме. В 1862 г. была построена на средства прихожан деревянная церковь и освящена во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 12 ноября 1862 г. В 1907 г. на средства прихожан построен каменный храм с одним престолом в честь Св. Иоанна Богослова, освящен 12 ноября 1907 г. Старая деревянная церковь была перенесена на приходское кладбище . 26 октября 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, а в 1873 г. – церковно-приходская школа. Иоанно-Богословская церковь закрыта на основании постановления президиума ЦИК УАССР от 22 апреля 1938 г. Здание передано под клуб. Архивная служба Удмуртии Иоанно-Богословская церковь каменная, построена в 1907 г. расстоянием от г. Вятки в 324 верстах, от уездного города в 114 верстах, от благочиния в 44 верстах. Приписная ветхая церковь деревянная, построена в 1862 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры казенные у священников Анисимова и Сильвинского, а у псаломщика Чемод., и у диакона дома свои. Земли: усадебной 4 десятины 600 сажень, пахотной и сенокосной 61 десятина 1800 сажень, пахотной землей пользуются крестьяне. Братский денежный доход: священника 405 руб. 75 коп., диакона 270 руб. 50 коп., псаломщика 135 руб. 25 коп. Содержание от казны священника 300 руб., диакона 150 руб., псаломщика 100 руб. Прихожан: православных русских 717 муж. пола, 753 жен. пола, приход состоит из 25 селений расстоянием до 15 верст.

http://sobory.ru/article/?object=02842

иеромонах Авель 12. Духовник Саровской братии Иеромонах Иларион Иеромонах Иларион, ученик вышеписанного Игумена Назария, из С. Петербургских граждан пострижен в монашество в Валаамском монастыре в 1797 году. Скончался в Саровской пустыни 12 Ноября 1841 года на 71 году жизни. В монастыре пребывал всего 50 лет и в последствии был общим духовником братии в Саровской пустыни. Это был муж чистотою жизни известный многим лицам, которых назидал и утешал чудным своим сладкоглаголивым словом, и примерной ко всем любовью. Дар слова его в беседе столь был утешителен, что всякий, слышавший его, находил для себя душевную пользу. Вся жизнь его была посвящена подвигам добра, молитвам о спасении ближних, милосердому врачеванию болезней греховных, душеспасительным наставлениям, и вообще строжайшему благочестию. Но Господь не предопределил подвизающимся рабам Своим в здешней жизни совершенного успокоения, а попущает, чтобы их встречали иногда различные искушения, дабы они явились пред Ним якоже злато, огнем искушенное, почему и сей добродетельный муж не мог пребыть без скорби, как видно из его писем, которые пре сем прилагаются. Всеусердно благодарю тя, любимый брат, отец Андрей! за великое твое и подробное писание. Дело, брате, Божие к тебе и молитвы Преподобного Серия подействовали остаться тебе в Лавре. А тому, кто внимает своему спасению, и трезвящемуся всякое место есть спасительно. «Не место бо спасает человека, но нрав и благоугождение Богу». Итак живи, брате, и спасайся, и за меня простяка молися. Я и в Сарове спасительном живу, да худо; ведь место не спасет»: Иуда и при Самом Христе не спасся. Везде, брате, внимание себе и трезвение нужно. Прости, брате! Грешный и последний Иларион, приснослабый, усердно нижайшее творю ти поклонение. 1839 года, Генваря 28 дня. Ваше Преподобие, Пречестнейший и благоумный монах О… С… Благолюбезный во Христе Иисусе мне брат, Спаситеся о Господе. Всеусерднейшую приношу вам, страдальцу моему, благодарность мою за душевно-радостное писание ваше ко мне, которое получил я исправно, и с прилучившеюся приятнейшею для меня оказиею восписую вам следующее. – Писанием вашим вы весьма полезно советуете мне не унывати, а паче великодушно радоватися, помня многия о том Апостольская слова. Сей самый, брате, путь мой и есть. Понеже я ни постник, ни молитвенник и не подвижник, а напротив и ем и пью, и со всеми обращаюсь и говорю; но все во славу Божию творю; во всех же прискорбиях часто воспоминаю и с воздыханием сердечным восклицаю Златоустовы любимыя слова: «Слава Богу о всем!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Иеромонах Илларион (1770 – 12 ноября 1841) Иеромонах Иларион (в миру Яков Михайлович Здобин) был учеником игумена Назария и духовником Саровской пустыни. Родом из Санкт-Петербурга. В 1795 г. поступил в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. 15 апреля 1796 г. принял монашество; 5 июня 1797 г. был рукоположен во иеродиакона; в 1798 г. – в иеромонаха. В 1804 г. переведен в Саровскую пустынь вместе со своим учителем игуменом Назарием. В монастыре пребывал около 50 лет и впоследствии был общим духовником братии. Это был муж, известный чистотой своей жизни многим лицам, которых назидал и утешал своим чудным словом и примерной ко всем любовью. Дар слова его в беседе столь был утешителен, что всякий его слышавший находил для себя душевную пользу. Вся жизнь его была посвящена подвигам добра, молитвам о спасении ближних, милосердому врачеванию болезней греховных, душеспасительным наставлениям, и вообще строжайшему благочестию. Перенеся в своей монашеской жизни немало скорбей, он наставлял приходящих к нему за советом не словами только, но и всем образом своего иноческою жития. На исповедь к нему посылал всех приходящих к нему прп. Серафим, он же, о. Иларион, постригал в рясофор дивеевских девушек. Скончался в Саровской пустыни 12 ноября 1841 г. Указание пути ко спасению 1. Великодушныя доблественныя души свойство есть в напасти не отчаяватися; благодарного же дело есть не токмо в счастии благодарити Господа, но и в несчастии туюжде благодарность являти. Никтоже может озлобити душу добродетельну, но вся, яже страждет, прибыток себе вменяет быти. И что может быти лучше сего, как сносить жребий свой великодушно и без роптания. Нет ничего великодушнее, как забывать нанесенные нам обиды. Сия и сим подобная размышляя и сам себя подкрепляя, сам себе глаголю: «Претерпевай, грешниче, скорби, в печалех похваляй Бога. Ниже без труда покой, ниже без брани победа получается. А побеждающему , – глаголет Христос, – дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия. И побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына (Откр. 2:7; 21:7) ».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010