Пасха. Воскресение Христово. Осталось 6 дней Святитель Савва Сербский.   Святитель Савва Сербский      День памяти 12-14/25-27 января       Фреска до реставрации. Приводим эту фреску, т.к. нам кажется, что реставрация оказалась неудачной.   " Пути, вводящаго в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель бысть. Первее бо пришед, Святителю Савво, отечество си просвети, породив Духом Святым, яко древа маслична, всеосвященная ти чада. Тем яко и Апостолом и Святителем сопрестольна чтущи тя, молим, даровати нам велию милость " (Тропарь).   " Избраннаго от пелен Христовою благодатию и возлюбленнаго от юности Божиим Духом, девственное процветение Саввы блаженнаго, похвальные венцы вернии, ныне исплетше и божественную главу ныне венчавше зовем: радуйся отче, Божие обиталище " (Кондак).             Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам). Святая гора Афон.           Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода приказал дружинникам глаз не спускать с Ростислава. Но однажды, во время вечернего Богослужения, когда воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители.

http://isihazm.ru/?id=1532

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия, светозарными лучами, и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш великий Николае. Кондак, глас 3: Взыде яко звезда от востока до запада твоя мощи святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемля тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый. 3061 Всеволод Ярославич, сын Ярослава Мудрого и внук Владимира святого, княжил с 1075 по 1076 г. (6 месяцев); затем вторично с 1078 по 1093 г. 3063 Под измаильтянами здесь разумеются одноплеменные восточные народы: турки, печенеги и половцы. 3065 Город Бари находится на юге итальянского полуострова, на восточном его берегу у Адриатического моря, в области, называвшейся Апулиею. Население южной Италии было издавна греческое. К концу IX в. здесь утвердилась власть греческого императора. В 1070 г. город Бари был взят у греков норманнами, северным племенем германского народа, но и после этого в некоторых апулийских монастырях сохранилась православная вера и Богослужение, и они были подчинены константинопольскому патриарху. 3066 В службе на перенесение мощей святителя Николая воспевается: «Морем святителю быша шествия твоя, из Мир ликийских в Барград: взятся бо от гроба ковчег твой, и к западом дойде от востока, благочестно последовавшим монахом, иже при гробе твоем, честь ти творившим, мановением Владыки всех, Николае преславне» стихира на стиховне. – Редакция «Азбуки Веры»]. 3067 Празднование перенесения мощей святителя Николая на Руси было установлено при митрополите киевском Иоанне II, в 1089 г. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

14. Вторник. Прп. Авксентия. Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Марона, пустынника Сирийского. Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Прпп. 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Служба прп. Авксентия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 5-й – 3, и преподобного, глас 4-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Чистая Духа Святаго мудрость...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, вселенныя похвало...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Утоли болезни...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Безматерняго на Небеси...». На часах – тропарь и кондак преподобного. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобного; кондак дня, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак дня, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-27/

В заключение, вслед за архим. Софронием, приведем слова Патриарха Алексия I, которые напоминают молитву о единстве Церкви. Его мысль была о первосвященстве Первого Рима, но в свете сегодняшних событий можно со всей уверенностью воспринять ее как молитву и о первосвященстве Рима Второго: «Христос сказал Своим ученикам: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом " (Мф. 20, 26-27). Да просветит Господь мысленные очи Римского ( и Константинопольского ) первосвященства и да возымеет оно в себе, при помощи Божией, силу Духа, чтобы отказаться от честолюбивого стремления утвердить земное главенство свое среди всех апостольских преемников!» . Иеромонах Кирилл (Зинковский) , доктор богословия, Иеромонах Мефодий (Зинковский) , доктор богословия, Иеромонах Варнава (Снытко) Григорий Богослов, свт. Слово 37. На евангельские слова: «Егда сконча Иисус словеса сия...»// Он же. Творения. В 2-х т. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1912. Т. 1. C. 510-522, здесь: С. 514. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 24. 4//Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского в русском переводе. В 12-ти т. СПб.: Издание СПбДА, 1898-1906. Т. 9. Ч. 1. С. 226-235, здесь: С. 234. Софроний (Сахаров), иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа Православной Экклезиологии)//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1950. 2-3. С. 8-32, здесь: С. 18-19. Там же. С. 19. «Когда я, находясь в Константинополе, часто осуждал греков за слово вселенский " и упрекал их в тщеславии и гордости, они возражали, что не потому называют Патриарха Вселенским -- икуменикос (что многие перевели словом " универсалис " ), что он является епископом над всем миром, но потому, что он имеет начальственную власть над одной частью мира, в которой живут христиане. To, что греки называют вселенной -- икумени, y латиниан означает не только мир (orbis terrarum) " , от которого в смысле вселенной " и происходит название вселенский " , но также и всякое жилище или обитаемое место " . Икуменикос тут означало: восточно-имперский, всегреческий, всевизантийский " » ( Карташев А. В. Вселенские Соборы. Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 479).

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/14/ar...

Этот городок получил свое название оттого, что расположен на высоких горах. В самом городе был другой дом первосвященника Захарии, в котором родился Предтеча; теперь на атом месте воздвигнут красивый католический монастырь. В главной церкви стою монастыря, с левой стороны алтаря есть небольшой придел, где указывают на выложенный мозаикой круг и говорят, что это место рождения Предтечи. Из Горней мы поехали уже прямо в Иерусалим, но так как вся Палестина полна священных мест, ознаменованных какими-либо событиями, относящимися к делу нашего спасения, то и на этом небольшом пространстве (около 8 верст) проезжали подле одного из таких мест, именно подле того места, где росло дерево, употребленное на крест для распятия Спасителя. Место это находится с западной стороны Иерусалима в расстоянии не более 3-х верст. На нем есть греческий монастырь, называемый «Крестный», и при монастыре семинария, в которой, кроме греков, учатся дети православных арабов. Приехавши в 6-ть час. пополудни на свою квартиру, я, нисколько немедля, отправился на ночь в Воскресенский храм, где вскорости турки и затворили меня с малым числом богомольцев. Всяк, не бывавший в этом храме, с удивлением спрашивает: как можно ночевать в запертом храме?! Но я ещё прибавлю, что в нем не только ночуют, но есть еще внутри храма комнаты, в которых всегда живет духовенство греческое, армянское и католическое. По окончании на Голгофе повечерия, греки, вероятно, не доверяя туркам, заперли туже самую (т. е. запертую турками снаружи) дверь изнутри своим замком и затем попрятались все по калиям, а я, находя возможным, при помощи ярко горящих неугасаемых лампад, составить в уме план внутренности этого обширнаго храма, провел до 12-ти часов в осматривании его. Достойно замечания, что в этом храме помещается 3600 лампад. Все они зажигаются только один раз в году на Светлое Христово Воскресение. 19 ИЮЛЯ. В первом часу ночи, греки начали колотить в чугунную доску, свитую в колесо и повешенную над иконостасом; немного спустя, католики позвонили в колокольчик, затем и армяне побили в доску.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(см. Григоровича Путешествие по Турции стр. 28 fin.), то надлежит думать, что его восемь лет правления составлены из годов неполных и что он поставлен только в сем 1316 г. (а при счислении 8 лет взяты за целые года неизвестные последние месяцы 1316 г. и первые четыре с половиной месяца 1323 г. [В грамоте Милутина от 1318 г., напечатанной в описании сербской Хилендарской лавры архим. Леонида в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1867 г. кн. 4, стр. 42 sqq, Никодим называется игуменом хилендарским не как бывший в этом самом году, а как бывший прежде]. За сим, чтобы между 1286 и 1316 годами было место для всех трех остальных архиепископов, следует пронимать, что – Никодим, умерший 16 или 26 июля 1316 г., правил неполные 8 лет и был поставлен в последних месяцах 1309 г., – что Евстафий 2-й, умерший 16 августа 1309 г., правил не совсем полные 18 лет в поставлен после февраля в 1292 г., – что Иаков, поставленный в 1286 г. и правивший шесть лет, умер 3 Февраля 1292 года. 291 См. древнее перечисление епархий, существовавших при Св. Савве, сделанное на основании собственных хризовулов Саввы и его брата Стефана Первовенчанного, в Памятниках Шафарика стр. 34. Позднейшие сербские летописи утверждают, что Саввой было открыто не 8, а 12-ть епархий, но их показания не имеют никакого значения, и в число этих 12-ти епархий они включают такие, относительно которых положительно известно, что они открыты были или стали сербскими не при Савве, а после него. 292 В правление Стефана Душана или в половине XIV века в названных областях существовали: в восточной Македонии митрополии мельникская, филипинская, христопольская и серезская (с подчиненными епископиями) и архиепископия драмская; в Фессалии, южном Эпире и Акарнании – митрополии веррийская, ларисская, навпактская и иоаннинская или днинская (также с подчиненными епископиями, – Солунь ие была завоевана Душаном). 294 Cfr bышe в истории болгарской церкви, что говорено было о попытках константинопольских греков присоединить к константинопольскому престолу архиепископию ахридскую и патриархию пекскую, деланных в 1737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Христофор Ангел (ум. 1638), проведший основную часть жизни в Кембридже и Оксфорде, написал по–гречески сочинение «Справочник о положении современных греков» (Χριστοφρου γγλου γχειρδιον περ τς καταστσεως τν λλνων. Λειψα, 1671), переведенное на латынь (Enchiridium de statu hodiernorum Grœcorum. Lipsiae, 1655). Пол Рико (Ricaut, Rycaut), бывший секретарем английского посольства при Оттоманской Порте в 70–х гг. 17 в., а затем консулом в Смирне, по королевскому поручению составил книгу The present state of the Greek and Armenian churches, anno Christi 1678 («Современное состояние греческой и Армянской церквей в 1678 г.», Лондон, 1679), довольно быстро разошедшуюся по Европе, переведенную на французский язык (2–е франц. изд.: Амстердам, 1710), очень скоро попавшую в Index librorum prohibitorum и находившуюся в нем еще в 1948 г. Книга представляет собой серию очерков о состоянии христианства на Востоке, по преимуществу – в период, современный автору. Для 18 в. имеет значение сочинение Сергия Макреоса «Достопамятности церковной истории» 355 , весьма подробно излагающее события в Константинопольском Патриархате в 1750–1800 гг. и содержащее, помимо прочего, патриаршие списки по некоторым из периодов, вошедших в изложение. Выпускник Константинопольской и Афонской академий, Макреос обладал хорошим классическим образованием, однако его работа не получила должной оценки из–за своего сложного архаизированного языка. Афанасий Комнин Ипсиланти оставил сочинение «О церковных и государственных делах в 12–ти книгах» (Константинополь, 1870), начинавшее изложение с времен Юлия Цезаря 356 . Работа должна была быть доведена до 1789 г., однако книги 11 и 12 утеряны. Определенный интерес также представляет Хроника Филиппа Кипрского 357 . Наконец, следует упомянуть изданную в 1714 г. (без указания места издания) книгу Александра Элладиоса Status presens ecclesiae Graecae, содержащую, несмотря на громкую заявку в названии, лишь весьма ограниченные сведения по церковной истории. Параллельно с более фундаментальными произведениями развиваются и жанры местных историй и хроник, описаний мест паломничества и монастырей, труды, отображающие состояние городов, островов и епархий. Интерес к местной истории был вполне естествен и обусловливался территориальной разобщенностью и кризисом национальной идентичности. Люди скорее осознавали себя критянами, афинянами или фракийцами, чем греками, ромеями или болгарами 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Авг. Исповедь X, 33.    1 Кор. 12:10. 20. 30; 13, 1; 14, 2. 4—6. 13—16. 26. 27. 28. 39.     Мищенко Ф. Речи св. ап. Петра в кн. Деяний Апост. Киев, 1907, стр. 70.     Godet 117.    Там же 178.     Zahn Fh. Kommentar zum Neuen Testament. Bachmann Ph. Der 1 Brief des Paulus an die Kprinther, Leipz. 1904. S. 390.    Oracula magica Zoroastris cum scholiis Plethonis et Psellii, ed. Opsopaeus Paris 1907, S. 70 f. Heinrici 380.     Ориг. пр. Цел. 18.     Феод. на 1 Кор. 13:1.    Рим. 8:15.    Рим. 8:26.    1Кор. 14:13     Муретов М. Пророчество и языкоговорение, как знамение для верующих и неверов (Бог. Вест. 1904, 7—8; «беснуетеся», μανεσθε 1 Кор. 14:23 автор понимает в смысле религиозного экстаза.    1Кор. 14:25.    1 Кор. 14:32.    1 Цар. 10:4 и д. 19, 20 и д.     Евсевий, Церк. Ист. X, 7. 11. Тертуллиан, Adv. Valent. 1.    Ирин. Прот. ер. V, 6, 1. Heinrici 381.    Уч. 12 ап. 9.    1 Кор. 16:22.    Вот эти объяснения: ап. Павел хотел арамейское противопоставить эллинской гордости мудростью и красноречием (св. Злат. бл. Феоф.); усилить свою угрозу или намекнуть на своих юдаистических противников в Коринфе (Гофман, Гейнрици); Удостоверить подлинность послания, написав это слово своею рукою (Бильрот, Рюккерт); это почему-нибудь памятное слово из посещения ап. Павлом Коринфа или пароль христиан (Эвальд); это был штемпель ап. Павла на послании, впоследствии списывавшийся греч буквами (Годэ).     Злат. по ed. Paris, 1837, t. X. p 395; рус. пер. М. 1873, стр. 288. Голубев, 274. Посл. к Кор.    Уст. Тип. 285 (142) 1206 и 98 и об. 99 и об.    Часосл. Киев. Мих. библ. 311 (404) 165, л. 41 об. Эта попевка называется нененайкою. Кроме ее в греческой церкви известна была попевка терирем с 4-х кратным и более повторением первого слога «те», но с различными гласными для разных гласов. для 1-го те, 2-го ти, для 3-го то и т.п. Попевки и ныне употребляются у греков, ю.-славян, и у наших старообрядцев и русских афонцев. В Пантелеимоновом монастыре на Афоне благодаря попевкам пение тропаря Богородице Дево на вечерне тянется целый час. Заметки поклонника св. горы. Киев 1864, стр. 32—33. Разумовский Д. Церковное пение в России. в. 1, М. 1867, стр. 108—109.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Святитель Савва Сербский.   Святитель Савва Сербский      День памяти 12-14/25-27 января       Фреска до реставрации. Приводим эту фреску, т.к. нам кажется, что реставрация оказалась неудачной.   " Пути, вводящаго в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель бысть. Первее бо пришед, Святителю Савво, отечество си просвети, породив Духом Святым, яко древа маслична, всеосвященная ти чада. Тем яко и Апостолом и Святителем сопрестольна чтущи тя, молим, даровати нам велию милость " (Тропарь).   " Избраннаго от пелен Христовою благодатию и возлюбленнаго от юности Божиим Духом, девственное процветение Саввы блаженнаго, похвальные венцы вернии, ныне исплетше и божественную главу ныне венчавше зовем: радуйся отче, Божие обиталище " (Кондак).             Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам). Святая гора Афон.           Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода приказал дружинникам глаз не спускать с Ростислава. Но однажды, во время вечернего Богослужения, когда воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители.

http://isihazm.ru/1/?id=1532

Сохранились и иконографические изображения великого князя – на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате. Описание обра­за князя можно прочитать и в «Иконописных подлинниках» (под 9 мая). Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну имя князя Димитрия в патриотических посланиях патриаршего местоблю­стителя митрополита Сергия стояло рядом с именем святого Алексан­дра Невского; оба князя-воина призывались в помощники стражду­щему Отечеству. Именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих. Святой благоверный князь Димитрий Донской был прославлен в лике святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году. Память святому благоверному великому князю Димитрию Дон­скому совершается 19 мая, в день его блаженной кончины. День двадцать седьмой. Святой праведный Иоанн Русский, Исповедник Православная Церковь кроме древних святых, преподобных, святителей и мучеников имеет и сонм новых святых, большинство из которых – мученики. Своим свидетельством и мученичеством они укрепили веру и украсили новыми венцами нашу Православную Цер­ковь, которая одна осталась неизменной и непоколебимой со времен апостолов, напоминая нам о словах пророка Аггея: Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего ( Агг. 2, 9 ). Как на нашей многострадальной родине воссияло великое множе­ство новых мучеников после октябрьского переворота, так и в Греции, и на земле Древней Византии явилось много новых мучеников и ис­поведников веры после завоевания Византийской империи турками. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в ме­стечке Неопрокопион на острове Эвбея в Греции. Само имя этого святого говорит о том, что он не грек, а русский, хотя прославился среди греков. Иоанн по происхождению своему малоросс. Он родился около 1690 года от благочестивых православных родите­лей. В юные годы он стал солдатом императора Петра I. В неудачной турецкой войне 1711 года (сам царь чуть не погиб от рук турок) в числе других Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в бит­ве за освобождение Азова и переправлен в Константинополь. Иоанн оказался в руках татарских союзников турок. Татары продали юношу оттоманскому начальнику конницы, некоему Аге, родом из Прокопио- на в Малой Азии, в 12-ти часах пути от Кесарии Каппадокийской (по- турецки Прокопион называется теперь Уркюб). Этот Ага взял своего нового раба к себе в деревню.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010