14/27 Преподобного Авксентия (ок. 470). Равноапостольного Кирилла Философа, учителя Словенского (869). Преподобного Марона, пустынника Сирийского (IV). Преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Тропарь преподобному Авксентию, глас 4 Пустынный житель и в телеси ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Авксентие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцелявши недужныя, и души верою притекающих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 2 Насладився, Богомудре, воздержания,/и желания плоти твоея обуздав,/явился еси верою сияя,/якоже сад посреде рая процвел еси,/Авксентие отче священне. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Авксентие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому, глас 4 От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе,/пресветлую видев, яко девицу чисту,/юже прием, приведе,/яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум,/и обретеся яко другий Кирилл, блаженне,/разумом и именем, мудре. Кондак, глас 2 Твердым и Богодухновенным учением/просвещая мир пресветлыми зарями,/обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне,/разсевая пресветлое Божие слово,/на западе, и на севере, и юзе, мир просвещая чудесы. Величание Величаем тя,/равноапостольне Кирилле,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь преподобному Марону, пустыннику Сирийскому, иже избавляет от огневицы и трясавицы, глас 2 Фарисейскаго тщеславия удалялся,/преподобне отче наш Мароне,/на гору высокую возшел еси,/и тамо победу показал еси на диавола,/требище бо бесовское обрет и Богу освятив,/в нем пребыл еси,/молитвами твоими огневицу и трясавицу утоляя,/и бесы прогоняя,/и от различных недуг свобождая./Того ради, святе, молися Христу Богу,/да спасет души наша. Ин тропарь, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1861 год 6 Я в Петербурге Октябрь. 22 день . Продолжительно было мое путешествие из Одессы в Питер через Москву; только сегодня я приехал в нашу северную столицу, а остановился в Знаменской гостинице, что против вокзала Николаевской железной дороги, и прожил тут неделю, потому что в Александроневской лавре не отведено было мне удобное помещение. 28 день. Наконец-то поместили меня здесь в просторной и теплой квартире лаврского эконома. Сегодня получено мной вчерашнее письмо от князя Урусова. Высокопреподобный отец архимандрит, Милостивый Государь! По желанию Вашего Высокопреподобия спешу уведомить Вас, что в Азиатский департамент не доставлена еще от князя Лобанова церковная рукопись на пергаменте из Солунского монастыря. 7 При сем имею честь сообщить Вам, Милостивый Государь, что Директору Азиатского департамента весьма желательно иметь с Вами свидание, и что его от 12-ти до 3 часов дня во всякий присутственный день можно найти в департаменте. С совершенным .... и проч. Ноябрь. 1 день. Сегодня я обедал у синодального обер-прокурора графа Толстого и в часы обеда говорил ему вот что. На Афоне пять монастырей: Лавра, Ксиропотам, Свято-Павел, Кутлумуш и Каракалл отдались под покровительство Англии. Нынешний константинопольский патриарх Иоаким не любит Афона, потому что тамошние монахи не очень почтительно обращались с ним тогда, когда он еще в сане епископа за что-то сослан был туда. Он усиливается подчинить своему контролю доходы и расходы святогорских монастырей, а они не слушают его. Только один Каракалл повинуется ему. Афоно-греко-русский монастырь Св. Пантелеймона тайно имеет в России 500 сборщиков подаяний и, нам говорят, всюду рассылает свое причастие. Местные средства к содержанию его скудны; однако, он непрестанно расширяет свои постройки и содержит 300 братий, да в каждое воскресенье и в большие праздники поит и кормит многих греков, которые приезжают на своих лодках в пристань его для того, чтобы даром покормиться. Их зазывают греческие монахи этого монастыря, дабы противопоставить их русским поклонникам, получающим там даровое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие праведного Иоанна Русского Житие праведного Иоанна Русского День памяти: 28 мая/9 июня Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Содержание аудиокниги соответствует текстовой версии Жития праведного Иоанна Русского Житие праведного Иоанна Русского Подобает нам славить и восхвалять с благодарностью многомилостивого Господа зато, что Он удостоил нас и в настоящее время искушений и испытаний среди окружающего нас неверия, атеизма и богоборчества познакомиться с новыми, малоизвестными нам или вообще неизвестными святыми. Это заставляет молчать нечестивых, которые в оправдание своего отступления от веры твердят, будто в наше время нет больше святых, будто изменились наша вера и Глава ее – Христос, о Котором пишет святой Апостол Павел: «Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13:8). Кроме древних святых, преподобных, святителей и мучеников, есть у нас и сонм новых святых, большинство из которых – мученики. Своим свидетельством и мученичеством они укрепили веру и украсили новыми венцами нашу Православную Церковь, которая одна осталась неизменной и непоколебимой со времен Апостолов, напоминая нам о словах пророка Аггея: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг.2:9). Как на нашей многострадальной родине воссияло великое множество новых мучеников после октябрьского переворота, так и в Греции, и на земле Древней Византии явилось много новых мучеников и исповедников веры после завоевания Византийской империи турками. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Неопрокопион на острове Эвбея в Греции. Само имя этого святого говорит о том, что он не грек, а русский, хотя прославился среди греков. Иоанн по происхождению своему малоросс. Он родился около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом императора Петра I. В неудачной турецкой войне 1711 года (сам царь чуть не погиб от рук турок) в числе других Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в битве за освобождение Азова и переправлен в Константинополь. Иоанн оказался в руках татарских союзников турок. Татары продали юношу оттоманскому начальнику конницы, некоему Аге, родом из Прокопиона в Малой Азии, в 12-ти часах пути от Кесарии Каппадокийской (по-турецки Прокопион называется теперь Уркюб). Этот Ага взял своего нового раба к себе в деревню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всё равно вернётся: А.Дж.Тойнби и концепция «Москва – Третий Рим» Выступление на Шестых Калязинских чтениях 05.03.2019 6353 Время на чтение 4 минуты 20-21 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Шестые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Краткая информация содержится в материале: « Ой, не время нынче спать, православные ». Предлагаем вниманию выступление кандидата исторических наук Павла Геннадиевича Петина . Известный английский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) в своем фундаментальном 12-ти томном «Постижении (или Исследовании) истории» ( A Study of History ), над которым он работал с 1934-го по 1961 год, по сути, продолжил развитие концепции культурно-исторических типов или цивилизаций русского историка Н.Я.Данилевского (1822-1885). В своем «Исследовании истории» и в других своих работах А. Тойнби подробно рассматривает Православную Цивилизацию России. В исследовании Русской Православной Цивилизации А. Тойнби особо выделяет концепцию « Москва – Третий Рим». Он тщательно ее исследует и даже частично цитирует слова Старца Филофея Псковского [ Тойнби А. Дж. Византийское наследие России/ Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., «Прогресс – Культура», СПб., «Ювента». 1996. С. 108]. Так А. Тойнби в своем «Исследовании истории» пишет: «Тогда как «великая идея» греков [ имеются в виду мечты современных греков о возрождении Ромейской Империи за счет Вооруженных Сил России. - П.П.] представляет собой драматический и странный исторический факт, аналогичное зерно, посеянное на русскую почву, дало серьезные исторические последствия, которые и сейчас, в середине XX века, возможно, еще не развернулись в полной мере. Когда прозрачная тень возрожденной Римской Империи – призрак призрака эллинского универсального государства – была наконец ликвидирована оттоманским завоеванием Константинополя в 1453 г., русская боковая ветвь Православия в это время прилагала усилия, чтобы создать свое собственное универсальное государство.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/05/vs...

Глава 28 Продолжение путешествия св. Апостола Павла в Рим: гостеприимство иноплеменников на острове Мелит, ехидна, не причинившая Павлу вреда, исцеление Павлом многих больных на острове и дальнейшее путешествие (1-14). Прибытие в Рим (15-16); двукратная беседа св. Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31). События на острове Мелит (28:1-14). Спасшиеся от кораблекрушения узнали от жителей острова, собравшихся на берегу, что остров называется Мелит. Некоторые из древних толкователей полагали, что это маленький островок в собственно Адриатическом море, близ берегов Далмации, около Рагузы, ныне называемая Меледа, но против такого предположения говорит то, что в собственно Адриатическом море не бывает таких сильных бурь, что от Крита корабль несло северо-восточным ветром, почему он не мог попасть от критских берегов на север и, наконец, от того Мелита ближайший путь на Рим не мог бы быть через Сицилию (см. ст. 12). Новейшие исследователи почти единогласно признают, что остров, на который были выброшены св. Ап. Павел со спутниками был нынешняя ?альта, древний Мелит, в 15-ти географических милях (около 100 верст) к югу от Сицилии и около 50 миль от африканского берега. Сюда они действительно могли быть принесены от Крита, после бурного плавания, северо-восточным ветром и отсюда прямой путь в Рим действительно был через Сицилию и по западному берегу Италии, как описано далее (ст. 12-13). Притом на Мальте до сих пор существует предание о пребывании там Ап. Павла, тесно связанное с дальнейшим рассказом кн. Деяний. Жителей Мальты Дееписатель называет " варварами " ( " иноплеменниками " ) с точки зрения греков и римлян, которые всех, не говоривших по-гречески и по-латыни, называли варварами. Поселенцы Мальты, вероятно, были пунического происхождения (финикийско-карфагенского). Они оказали теплое гостеприимство потерпевшим кораблекрушение, разложив огонь, чтобы согреть их, так как был дождь и холод. Когда Павел собрал много хвороста и бросил его в огонь, оцепеневшая от холода в хворосте ехидна от жара пробудилась, вышла из огня и повисла на руке Павла. Жители острова, увидев эту ядовитейшую змею на руке Павла, были уверены, что его ожидает немедленная смерть от ее укуса и стали говорить, что он, вероятно, убийца, если его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но когда они увидели, что он стряхнул змею в огонь, не потерпев никакого вреда, то стали говорить, что он бог, то есть, по их языческому представлению, один из богов, принявший на себя образ человека. В настоящее время на Мальте нет ядовитых змей, а у туземцев есть предание, что с тех пор, как св. Павел стряхнул ехидну в огонь, вся эта порода ядовитых пресмыкающихся утратила свою ядовитость.

http://sedmitza.ru/lib/text/430589/

Основание коринфской церкви Внешние обстоятельства происхождения первого послания к Коринфянам Повод к написанию послания План послания. – Разделение по содержанию Характер 1-го послания к Коринфянам О тексте послания Комментарии на 1-е послание к Коринфянам Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16     Основание коринфской церкви Коринф, главный город области Ахаии, на юге Греции, был населен в эпоху появления христианства многочисленными колонистами, большею частью римскими отпущенниками. Было тут и немало греков и евреев. Когда Ап. Павел, во время своего второго апостольского путешествия, прибыл в Коринф, здесь насчитывалось около 700 т. жителей – около 200 т. свободных граждан и около 500 т. рабов. Таким усилением населенности Коринф был обязан своему благоприятному географическому положению. Он находился на Коринфском перешейке, который, соединяя Пелопонес с Балканским полуостровом, разделял собою два моря – Эгейское и Ионическое. Он владел двумя гаванями – Кенхрейской к востоку и Лехейской – к западу. Быстро он сделался в силу этого великой станцией мировой торговли между Азией и Западом. На высоте городской цитадели Коринфа высился великолепный храм Венеры. Коринф заключал в себе все средства и завоевания тогдашней культуры – художественные мастерские, залы риторов, школы философов. По выражению одного древнего историка, в Коринфе нельзя было сделать и шагу по улице, чтобы не встретиться с мудрецом. Но рука об руку с развитием культуры, в Коринфе усиливалось и развращение нравов. Об этом говорит тот факт, что в то время безнравственную жизнь часто называли коринфскою ( κορινθιξειν), а коринфские пиршества, коринфские пьяницы – вошли в пословицу. И вот, при таких социальных условиях Коринфа, т. е. при внешнем благополучии, каким пользовалось население Коринфа, с одной стороны, и при полном падении нравов – с другой – выступил здесь с проповедью о Христе Ап. Павел (в 52-м г.). В это время апостолу было около 50-ти лет от роду. Он пришел в Коринф один и стал заниматься здесь тем ремеслом, каким он и прежде добывал себе средства к жизни – шитьем ковров или покрывал для палаток. Скоро он нашел здесь еврейскую семью, которая занималась таким же ремеслом. Это были супруги – Акила и Прискилла, которые пришли в Коринф недавно, будучи, как иудеи, изгнаны из Рима эдиктом Клавдия. Работая с ними, Павел скоро обратил их ко Христу и они оба сделались ревностными его сотрудниками в деле распространения христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хронологическая дата возраста Ахаза: 20 лет при воцарении и 16 лет царствования, след., смерть в возрасте 36 лет (ст. 2), представляет то затруднение, что сын Ахаза Езекия вступил на царство 25 лет от роду ( 4Цар.18:2 ), след. родился у Ахаза, когда ему было 10–11 лет. Эту несообразность можно устранить, приняв чтение некоторых греческих кодексов, а также сирского и арабского переводов, по которым Ахаз начал царствавать 25-ти (а не 20) лет. Подражание Ахаза царям израильским (ст. 3) или Иеровоаму, сыну Наватову царю израильскому (греческие кодексы у Гильмеса: 11, 44, 52, 55, 56, 74, 92, 106, 119, 120, 121, 134, 144, 158, 236, 242, 243, 244, 245, 246; ср. славянский перевод ), состояло не во введении в Иудее культа тельцов, о чем ничего неизвестно и что представляется совершенно невероятным ввиду враждебных отношений того времени ( 4Цар.15:37 и д. ) между двумя еврейскими, а в одинаковом с теми царями нарушении основного теократического закона безусловной верности Иегове и в увлечении, подобно, напр., царям династии Ахава ( 3Цар.16:32 ; 4Цар.3:2,10:26 ), чистым язычеством, как культом Ваала ( 2Пар.28:2 ), и Молоха (ст. 3, 2Пар.28:3 ). Хотя о последнем прямо не упоминает данное место четвертая книга Царств, но параллельное место ( 2Пар.28:3 ) определенно говорит о сожжении Ахазом сына своего, конечно, в честь Молоха (ср. 4Цар.23:10 ; Лев.18:21 ; Иер.32:35 и другие; ср. Иосиф Флавий «Иудейские Древности» 9:12, 1), а не о простом очищении огнем (ср. Чис.31:23 ) – обычае весьма распространенном в древности в Передней Азии, Индии, Африке и Америке, а также у греков (блаж. Феодорит, вопр. 47), и в России, напр., в ночь на Ивана Купалу: видеть здесь этот символический акт или просто суеверный обычай (как делают блаж. Феодорит, Гроций, Спенсер, проф. Гуляев и др.) не позволяют общий смысл места (характеристика нечестия Ахаза) и упомянутые библейские параллели (смотри Толковую Библию , т. I, с. 207–209; сравни М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев», с. 257 и д. ). Свойственный семитам обычай приносить человеческие жертвы богам, особенно детей, в наиболее критические моменты (ср. 4Цар.3:27 ), мог и у евреев особенно поддерживаться под влиянием тяжких обстоятельств времени, когда обычные средства служения и благоугождения Богу казались недостаточными для умилостивления Бога ( Мих.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

     Ассирийцы — древнейшая в мире народность – сегодня составляет примерно 12 миллионов человек, населяющих приграничные зоны Ирака, Ирана, Сирии и Турции. В разные эпохи потомки древней Ассирийской империи находились под властью персов, арабов, монголов и османов, были притесняемы, подвергались геноциду. Современные ассирийцы исповедуют христианство, принадлежат к различным течениям. Сейчас они также терпят гонения, преследуемые за веру во Христа террористами ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Священник Ассирийской Православной Церкви Востока, Габриэль Аккюз из турецкого Мардина согласился ответить на несколько коротких вопросов о жизни и чаяниях его паствы. Священник Габриэль Аккюзом      — Отче, расскажите, пожалуйста, о себе. Я родился в Турции, в деревне Бакфустан, что недалеко от города Мидьят, в традиционной ассирийской семье. Учился в церковной школе при монастыре, вёл христианский образ жизни. В 20 лет женился на ассирийке по имени Шмуни, которая подарила мне 13 детей. Они в свою очередь подарили мне множество внуков. В 26 лет я стал священником, вот уже 31 год служу Христу и никогда не пожалел о выборе пути. Кроме меня в моей семье ещё и мой брат священник. — Как сегодня живёт Ассирийская Православная Церковь? — Нашей Церкви принадлежит примерно 500 церковных зданий в разных странах Ближнего Востока, но из них реально действуют не более 150-ти. 50 церквей находится на территории Турции, к сожалению они тоже не все действующие. То, что мы имеем сейчас, — это лишь отблеск славы былых времен. Период конца Османского халифата и образования Турции, Первая мировая война и война за независимость страны (после Севрского договора она была поделена между Англией, Францией, Италией, Грецией), стали тяжелейшим временем для многих народов. Периодом геноцида армян, понтийских греков, греков Смирны и Каппадокии и ассирийцев. В том аду погибло 500-700 тысяч ассирийцев. На данный момент у нас в Турции всего 13 священников, 15 настоятелей монастырей, 4 епископа, Патриарх Игнатий Эфрем II.

http://pravoslavie.ru/92868.html

Митрополит Астанайский Александр ознакомился с ходом строительства храма в честь Собора Пресвятой Богородицы в Алма-Ате 29 октября 2020 г. 18:38 29 октября 2020 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр посетил строящийся храм в честь Собора Пресвятой Богородицы в Алма-Ате. Предстоятеля Православной Церкви Казахстана сопровождали руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров и куратор просветительских, информационных и социальных проектов Округа Г.Г. Сосновский. Вместе с настоятелем протоиереем Евгением Бобылевым владыка осмотрел здание церкви, фасады и прилегающую территорию. Отец Евгений рассказал гостям о заключительном этапе отделочных работ, а также проинформировал о благоукрашении внутренней части храма. В настоящий момент специалистами осуществляется установка каменных полов, монтаж водоотводящей системы, ведутся ландшафтные работы. В ходе общения митрополит Александр обозначил ряд первоочередных задач по подготовке верхней церкви храма к великому освящению. Верхний центральный престол будет освящен в честь Собора Пресвятой Богородицы. Митрополит Александр поблагодарил протоиерея Евгения Бобылева и в его лице всех, кто принимает участие в созидании еще одной святыни, которая станет значимым духовным центром Алма-Аты. Архипастырь пожелал всем помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви. Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы строится по инициативе митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Турксибском районе Алма-Аты рядом с Покровским храмом, существующим с начала 80-х годов прошлого столетия. Освящение закладного камня в основание церкви по его благословению совершил управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий 3 марта 2013 года. Алма-Атинский собор, посвященный Царице Небесной, создается по образцу древнего Успенского храма в Киеве, воздвигнутого преподобным Феодосием Печерским на средства князя Святослава Ярославовича. Его описание и размеры, чудесным образом дарованные Самой Пресвятой Богородицей — «20 поясов в ширину, 30 — в длину и 50 — в вышину», приведены в Киево-Печерском патерике. Тот древний храм строили 12 зодчих-греков, которых чудесным образом призвала на это богоугодное дело Божия Матерь. Большая часть строителей, трудящихся над созиданием церкви в Алма-Ате, — инженеры, прорабы, мастера — греки. Заливка первого бетона в фундамент храма состоялась 27 февраля, в день памяти 12-ти греческих святых — строителей Успенского храма в Киеве.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Святитель Савва Сербский.   Святитель Савва Сербский      День памяти 12-14/25-27 января       Фреска до реставрации. Приводим эту фреску, т.к. нам кажется, что реставрация оказалась неудачной.   " Пути, вводящаго в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель бысть. Первее бо пришед, Святителю Савво, отечество си просвети, породив Духом Святым, яко древа маслична, всеосвященная ти чада. Тем яко и Апостолом и Святителем сопрестольна чтущи тя, молим, даровати нам велию милость " (Тропарь).   " Избраннаго от пелен Христовою благодатию и возлюбленнаго от юности Божиим Духом, девственное процветение Саввы блаженнаго, похвальные венцы вернии, ныне исплетше и божественную главу ныне венчавше зовем: радуйся отче, Божие обиталище " (Кондак).             Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам). Святая гора Афон.           Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода приказал дружинникам глаз не спускать с Ростислава. Но однажды, во время вечернего Богослужения, когда воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители.

http://isihazm.ru/?id=1532

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010