Н.И. Державин Годовой церковный круг Праздники Праздник праздников Светлое Христово Воскресение. Пасха Бывает не раньше 4 апреля (22 марта старого стиля) и не позже 8 мая (25 апреля старого стиля), в первый воскресный день после весеннего полнолуния Двунадесятые переходящие праздники Вход Господень в Иерусалим Последнее воскресенье перед Пасхой Вознесение Господне 40-й день по Пасхе. Выпадает всегда на четверг День Святой Троицы. Пятидесятница 50-й день по Пасхе. Выпадает всегда на воскресенье Двунадесятые непереходящие праздники Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7 января (25 декабря старого стиля) Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 января (6 января старого стиля) Сретение Господа нашего Иисуса Христа 15 февраля (2 февраля старого стиля) Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 августа (6 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 21 сентября (8 сентября старого сшиля) Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4 декабря (21 ноября старого стиля) Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта старою стиля) Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 августа (15 августа старого стиля) 14 января (1 января старого стиля) Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля (24 июня старого стиля) Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 14 октября (1 октября старого стиля) Посты Многодневные посты Великий пост В течение семи недель (Четыредесятницы и Страстной недели) перед Пасхой Петров пост С понедельника второй недели по Пятидесятнице до 11 июля (28 июня старого стиля)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2021 34 мин., 24.06.2021 На обложке журнала — уходящее к горизонту поле тянущихся к солнцу желтых подсолнухов (фото). Выше на фоне голубого неба призыв: ЖИВИ В НАПРАВЛЕНИИ СВЕТА. Внизу страницы названа тема: КАК НЕ ДАТЬ ЧУВСТВУ ВИНЫ СБИТЬ ТЕБЯ С ПУТИ К БОГУ (см. в разделе «Вера» статью протоиерея Вячеслава Перевезенцева «Чувство вины закрывает нам будущее»/С. 26-30/и другие материалы о проблемах с покаянием). Пролог : Борис Пастернак. Когда разгуляется ( «Большое озеро как блюдо...»). Стихотворение, 1956//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.2. — (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июнь //Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 13 июня. Неделя святых отцов I Вселенского Собора. [Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никея для того, чтобы защитить Церковь от ереси Ария. Важнейшими решениями Собора было осуждение учения Ария, утверждение догмата о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении, составление Символа веры, в котором утверждалась Божественная природа Иисуса Христа]. Ил.: Первый Вселенский собор. Василий Суриков. 1876. — С.4; 10 июня. Вознесение Господне. [В этот день Церковь празднует восшествие Господа Иисуса Христа во плоти на небо. В этот день Христос собрал своих учеников в Иерусалиме на Елеонской горе и заповедал им остаться в городе и ждать крещения от Духа Святого. « Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. ..» (Деян 1:9-11)]. Ил.: Вознесение Господне. Гарри Андерсон. 1976. — С.4; 28 июня. Начинается Петров пост. [Петров пост — один из двух летних постов. Он был установлен Церковью в память о том, как святые апостолы Петр и Павел постились перед выходом на проповедь Евангелия. Петров пост начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла]. Ил.: Корзина с овощами. Фото. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

Миссионерский дневник при обзоре Церквей Книжка 2-я (из книжек сего формата) Епископ Николай Год 1892 22 июня/4 июля 1892. Понедельник. Оосака. Катехизаторская школа и была учреждена в Оосака Собором Оосакским 1887 года, но содержание для нее было положено местное, от японских юго-западных Церквей; Церкви же нашли у себя сил содержать двоих, да и то на короткое время, так что школа в Оосака зародилась для того только, чтобы умереть. О. Иоанн Оно на прошлом Оосакском Соборе в 1890 году и эпитафию ей прочел: «Желательна здесь школа для того, – говорил он, – что дом большой, в необитаемых комнатах воры могут поселиться; когда же ученики будут, то воры не заведутся». «Желательна и для того, – продолжал он, – что неблаговидно, когда в ворота никто не входит, и дом совсем тих; когда же ученики будут, то место будет казаться оживленней». Лучших резонов для существования школы привести он не нашелся; повесили нос все тогда, выслушавши его рацею, и только кто-то из катехизаторов вознегодовал на такой уж слишком эмпирический взгляд; но дело от того не поправилось. Ныне я сказал Оно, что ученики будут содержаться от Миссии; пусть он до Собора спишется с южными священниками, можно ли надеяться, что наберутся человек десять порядочных молодых людей для школы; если да – начнем школу, и прислан будет в Оосака один из академистов в наставники; если нет – не стоит разводиться, – подождем, пока наберется больше. О. Оно обещался сделать это. 23 июня/5 июля 1892. Вторник. Нагоя. Утром, простившись с о. Оно и его приходом, отправился в Токио. Но по дороге остановился в Нагоя, чтобы осмотреть сию Церковь , ныне, по отвержении ими от себя о. Матфея Кангета, не принадлежащую никому из священников. Катехизатор Петр Сибаяма и несколько братий встретили на железной дороге. По прибытии в церковный дом отслужили краткий молебен, и по метрике взглянуто было на состояние Церкви. Крещено здесь 238. Из сего числа 123 и крещеных в других Церквах 16, всего 139 – христиане ходящие в Церковь . Остальные: 46 – в разных других местах, 12 – неизвестно где, 21 охладело, 34 умерло, 4 ушло к протестантам (в сем числе 3 – Лука Судзуки, здешний фотограф, его жена и сын). Сицудзи 3: Илья Миясита – фотограф, Иоанн Ито и Иосиф Втамура; гию 7. Жертвуют в месяц 6.50 ен; кроме того, большие риндзи-хи; например, за нынешний год, с прошлого Собора, пожертвовано местными христианами: по поводу землетрясения, на исправление церковного дома, 67 ен 33 сен, на устройство иконостаса 62 ены, заппи 80 ен 68 сен, язей 52 ены 35 сен. К богослужению по субботам и воскресеньям собирается от 20 до 40 человек; в Пасху было 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Богослужение от начала Петрова поста до конца церковного года Раздел ещё не заполнен. Апостольский пост и празднования в честь святых апостолов В понедельник второй седмицы по Пятидесятнице начинается Апостольский, или Петров, пост. Продолжительность этого поста в каждом году бывает разная, поскольку начинается он по подвижному пасхальному календарю, а заканчивается всегда в день памяти апостолов Петра и Павла. Максимальная продолжительность Петрова поста – 42 дня, минимальная – 8 дней. Установив Апостольский пост в этот период церковного года, Церковь подчеркнула исключительную роль апостолов в деле распространения христианства. Получив дар Святого Духа в день Пятидесятницы, апостолы разошлись в разные страны для проповеди учения Христа. Церковь является апостольской, поскольку построена на основании апостольской проповеди и поскольку преемство рукоположений, восходящее к апостолам, сохраняется в ней до сего дня. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля, принадлежит к числу великих церковных праздников, хотя и не входит в состав двунадесятых. В этот день Церковью прославляются «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие» 1 , «безбожия заклавшия незатыкаемая уста, страшныя Духа мечи, Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Нового Завета богописанныя скрижали мысленныя» 2 , «ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы Божественныя Христовых учений и страданий» 3 . На следующий день после памяти Петра и Павла совершается богослужение в честь Собора двенадцати апостолов. В число 12-ти входят одиннадцать апостолов, избранных Христом, и Матфий, избранный апостольской общиной на место Иуды-предателя (см.: Деян. 1:23–26 ). Преображение Господне Следующим после Пятидесятницы великим двунадесятым праздником является Преображение Господне, 6/19 августа, выпадающее всегда на период Успенского поста. Дата праздника выбрана, как предполагается, в связи с праздником Воздвижения Креста Господня. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до распятия Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   14 липня 2008 р. 11:37 14 июля память святых мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших [Стаття] Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. 16 червня 2008 р. 12:25 16 июня День Святого Духа [Стаття] В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. 5 травня 2008 р. 11:59 Радоница день особого поминовения усопших [Стаття] Во вторник второй недели по Пасхе (в 2008-м году 6 мая), которая называется неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. 18 2008 р. 14:19 О Лазаревой субботе [Стаття] С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти. 8 лютого 2008 р. 12:33 8 февраля — день памяти святого благоверного царя Давида IV Строителя [Стаття] Сегодня отмечается память блаженной кончины одного из наиболее почитаемых грузинских святых — святого благоверного царя Давида IV Строителя, крупного государственного деятеля, способствовавшего объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

9. Четверг. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Прав. Алексия Московского . Прп. Александра, игумена Куштского. Служба свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения шестеричной службы свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, в соединении со славословной службой прп. Кирилла, игумена Белоезерского, и службой Октоиха (Б) , и порядок совершения полиелейной службы прав. Алексия Московского (В) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благий рабе верный...», «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Божий...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и святителя на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11). Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-22/

А.В. Попов 1 Самойлов В. А. Семен Дежнев и его время. С прил. отписок и челобитных Семена Дежнева о его походах и открытиях. М.: Главсевморпуть, 1945. Дивин В. А. К берегам Америки. Плавания и исследования М. С. Гвоздева, первооткрывателя Северо-Западной Америки. М.: Географгиз, 1956. 2 Куренков А. Аляскинская (Кадьякская) миссия//ПЭ, т. И, с. 89. О статье Куренкова см.: Попов A.B. Вторая Камчатская экспедиция Беринга//Православный летописец Санкт-Петербурга, 2006, 25, с. 88–95. 3 В США 200-летие Православной Церкви в Америке отмечалось именно 24 сентября/5 октября 1994 г. 5 Возвращаясь из путешествия по Аляске, преосвящ. Нестор упал с палубы судна и утонул; погребен архиерей был на острове Уналашке. 7 «25 марта 1891 г., в Неделю Православия, в Миннеаполисе еп. Владимир воссоединил с РПЦ весь приход А.– 361 прихожанина» (Куренков А., Солдатов Г. Алексий//ПЭ, т. I, с. 659). Заметим, что 25 марта в 1891 году было средой по григорианскому календарю или понедельником (четвертой седмицы Великого поста) согласно юлианскому; Торжество Православия праздновалось 10/22 марта 1891 г. В составленной в 1893 году биографии Товта А. Г., ныне хранящейся в архиве Православной Церкви в Америке, написано: «1891 – March 12/24. Reunited with the Russian Orthodox Church by the Most Reverend Vladimir, with the entire parish of 365 souls, after a festival service and confession by all people of the Faith, in the church of the Holy Virgin Protectorate in the city of Minneapolis». (The Orthodox Church in America and other writings by Saint Alexis, Confessor and Defender of Orthodoxy in America/Translated and edited by George M. Soldatow. Minneapolis: AARDM Press, 1996. P. 86–87.) Из прошения свящ. Алексия Товта Святейшему Синоду от 28 мая/9 июня 1891 г.: «Мои вернии, котории уже до сих пор с мною много терпели от здешнего бискупа, решили – когда бискуп грозил нашу Церковь закрыть – отказаться этой несчастной унии, и мы пригласили Преосвященного Г. Владимира, Епископа Алеутского и Аляскинского, до нас и 25“ Марта мы в руки Его сложили Вероисповедание, и узнали и узнаваем Его, собственно же Святейший Правительствующий Синод за единственного Велителя нашей Церкви! И то днесь всего 80 семейств, вкупе же вси: 420 душ токмо в Миннеаполисе; и мы, слава Богу, снову возвратились тамо, откуда праотцы наши обманом, насильствием отторгнути были! Вероятно, рапорт о сем, чрез Преосвященного нашего Архиерея Владимира зделан, в руках Ваших Святейшеств!» (РГИА, ф. 796, оп. 172, год 1891, д. 2606, л. 9.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Двухдневное пребывание на св. Афонской горе его императорского высочества великого князя Алексия Александровича Источник 16 и 17 июля 1845 года доселе еще живы в памяти святогорцев – это дни пребывания на Афоне великого князя Константина Николаевича. Прошло с тех пор 22 года, наступило новое, уже осиянное славою известных всему миру преобразований, царствование. И для Афона повторяется радостное событие и в тех же самых чертах: царский сын, также в весенней поре своей жизни, плавающий по морям для изучения многотрудного и многосложного морского искусства, по чувству благочестия и любознательности не хочет миновать, хотя и стоящую в стороне от его пути, Святую гору, скажем более, желает нарочито посетить ее, дабы ободрить, поддержать и утешить подвизающихся на ней в вере и благочестии присных молитвенников за Россию и ее царствующий дом, как за своих единственных благотворителей и покровителей. Относительно времени посещения то же сходство: настоящий высокий гость подобно первому приезжает на Афон, хотя раньше месяцем (в июне, а не в июле) но, что замечательно, в те же самые числа и также остается здесь два дня, оставляя по себе память и утешение всему Афону и русским его инокам в особенности на многие и многие годы. Еще в понедельник 12 июня с приходом из Солуня на Афон турецкого военного парохода, на котором прибыли для встречи его высочества бей-помощник солунского паши (губернатора) и русский солунский консул (А.Е.Лаговский) быстро разнеслась по Святой горе благая весть о том, что его высочество благоволил посетить ее по пути из Константинополя в Средиземное море, и монастыри стали, как могли и умели приготовляться к достойному приему русского царевича. У русских афонцев еще были в свежей памяти все подробности первого посещения Афона одним из членов русской царственной семьи великого князя Константина Николаевича, о его приветливом со всеми обращении и любознательности. Русик, зная, что ему первому будет принадлежать честь встречи высокого гостя, готовился с удвоенным усердием и поспешностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Митрополит Антоний (Паканич): Петров пост мы должны посвятить тому, чтобы ненависть и злоба ушли из нашей жизни Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. 18 июня, 2014 Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. Начался Петров пост. Этот пост всегда начинается в понедельник после недели Пятидесятницы и заканчивается 12 июля — в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Православная Церковь призывает к этому посту, приводя пример апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве, «в трудах и в истощении, часто в бдении, в голоде и жажде» готовились ко всемирной проповеди Евангелия. О том, как провести Петров пост, на что обратить внимание православному человеку в эти дни, в интервью «УНИАН-Религии» рассказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич). Владыка, расскажите о том, зачем современному человеку поститься? «ПОСТ ИЗМЕНЯЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА» Церковь установила многодневные посты перед большими праздниками – перед Рождеством, Пасхой, днем святых апостолов Петра и Павла, Успением Божией Матери. Пост установлен Церковью для того, чтобы подготовить душу человека ко встрече великих праздников. Пост изменяет внутренний мир, в это время происходит более глубокое осознание и осмысление того, чем человек занимается. Ведь пост – это не просто ограничение в пище. Это время задуматься правильно ли мы живем, какие у нас ориентиры. Время и осознания и покаяния. Очень важно сохранять телесный пост. Не уделяя этому внимания, человек грубеет. Когда мы воздерживаемся от мясной и молочной пищи, когда ограничиваем себя от увеселений, от собственных слабостей – мы самоорганизовываемся. Наш внутренний мир становится более восприимчив к истине и Слову Христову. Есть такое церковно-славянское слово – «одебеление». Одебеление человеческой природы. Это слово часто употребляется в православном богослужении. Одебеление – в значении чрезмерного нагромождения на себя плотского и мирского. Когда человек проходит через пост, он очищается, становится как бы более прозрачным. Он принимает более легкую пищу, чаще молится, бывает на богослужениях. В дни поста мы чаще бываем на исповеди и причащаемся Святых Христовых Тайн.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Нелюбимый Петров пост Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. 27 июня, 2016 Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Почему Петров пост нелюбим некоторыми верующими христианами? В данной статье «Правмир» попытается разобраться в причинах этого явления. Ну вот, у нас появилась еще одна возможность попоститься в течение недолгого времени! 27 июня, в понедельник, начался Апостольский или  Петров пост , подготавливающий нас ко дню Святых Петра и Павла , который празднуется 12 июля. Что же это для нас: «радость поутру» или «плач и скрежет зубов»? Я заметил, что православные христиане очень редко противятся (даже если им очень хочется) Великому или Рождественскому посту, но не молчат, когда дело доходит до летних постов: Петрова и Успенского. Для двух этих постов, особенно для Петрова поста, всегда находятся благовидные причины не поститься. Мы говорим: «Я обычно не пощусь в этот пост». Действительно, Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Забавно, как мы любим сплошные седмицы, полагая, что именно так и должно быть, и совершенно обделяем вниманием эти «малые посты», как их называют в некоторых книгах. Если же мы все-таки заострим на них свое внимание, то они начинают казаться нам чем-то, что к нам не относится. «Это же монашеский устав», – говорим мы. Или: «Вот те раз! Ты знал, что когда праздник Петра и Павла выпадает на пятницу, это все равно постный день?». А затем мы приходим к ложному выводу как к чему-то само собой разумеющемуся: если праздник не перекрывает собой постный день, то значит и пост, готовящий нас к нему, не настолько важен. «К чему утруждаться? Да и время такое отпускное». Из своего священнического опыта могу сказать, что никакие возражения и воззвания не в силах остановить это цунами оправданий. Кто-то из нас уже решил для себя, что достаточно поститься только во время Великого и Рождественского поста.

http://pravmir.ru/nelyubimyj-petrov-post...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010