Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНОС Ганос [Ган; греч. Γν(ν)ος, Ιερν ρδβλθυοτεΟρος], св. гора во Фракии (945 м), к северу от античного и средневек. городка Ганос (совр. Газикёй, Турция) на побережье Мраморного м.; центр развития визант. монашеских общин. Ранняя история Г. неизвестна. В рассказе о мученичестве еп. Никона Таорминского при имп. Деции из К-польского синаксаря упоминается мон-рь на Г. с игуменом в сане епископа во главе, но эти сведения легендарны. Известно, что в X-XI вв. на горе находилось неск. мон-рей, к-рые, подобно мон-рям Афона , были объединены под упр. прота. В 1030 г. сюда по приказу имп. Романа III Аргира был отправлен в ссылку яковитский патриарх Антиохии Иоанн VII бар Абдун; в 1064-1067 гг. здесь находился в ссылке яковитский митр. Игнатий Мелитинский. На рубеже XI-XII вв. протом Г. был визант. богослов Иоанн Фурн , сотрудник и помощник Евфимия Зигабена , участвовавший в 1112 г. в К-поле в диспуте об объединении Церквей с папским послом архиеп. Пьетро Гроссолано. Возможно, в сер. XII в. нек-рое время протом Г. был Георгий Торник, митр. Эфесский. Мон-ри Г. сильно пострадали во время нашествий болгар в 1199 г. и латинян в 1203 г. В XIII в. монашеский центр приходит в упадок. В нач. XIV в. Г. был разграблен каталанцами. Тем не менее еще ок. 1260 г. на Г. основал мон-рь мон. Афанасий, буд. патриарх К-польский. В нач. XIV в. на Г. был пострижен и провел ряд лет св. Максим Кавсокаливит . Период нек-рого расцвета гора пережила также в XVII в., когда было основано неск. новых мон-рей. Монашеский центр Г. прекратил существование в 1923-1924 гг. в связи с эвакуацией греч. населения с территории Турции. К этому моменту на Г. существовало 5 мон-рей: св. Анны, св. Иоанна Богослова, Успения Богородицы, св. Георгия Ксенита (?), св. Георгия Агридиана (?). Лит.: Laurent V. Corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1981. T. 2. N 1228-1232; SynCP. Col. 555-556; RegPatr. N 839, 893; DHGE. T. 19. Col. 1105-1110; ODB. Vol. 2. P. 822. Рубрики: Ключевые слова: АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/161656.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь. Епископат ИЕРЕМИЯ II (Транос; между 1530 и 1536 - 1596), патриарх К-польский (1572 - 1579, 1580 - 1584, 1587 - 1595), один из участников учреждения Патриаршества на Руси ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 1882 - 1972), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде; историк Церкви ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий] (1669 - 1714), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.) ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН XIII ГЛИКА (ок. 1260 - после 1319), патриарх К-польский (1315 - 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН МАВРОПОД (после 1000? - после 1081?), свт. (пам. греч. 5 окт.), митр. Евхаитский, визант. писатель, интеллектуал

http://pravenc.ru/rubrics/121502_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.) ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН XIII ГЛИКА (ок. 1260 - после 1319), патриарх К-польский (1315 - 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К-польского Патриархата ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель ИОАНН АРГИРОПУЛ (ок. 1393/94 или ок. 1415 - 1487), визант. ученый, гуманист, филолог, сторонник унии К-польской и Римско-католической Церквей ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН МАВРОПОД (после 1000? - после 1081?), свт. (пам. греч. 5 окт.), митр. Евхаитский, визант. писатель, интеллектуал ИОАНН МАКСЕНЦИЙ архим., лидер группы монахов из пров. М. Скифия (совр. Добруджа, Румыния), которые в 1-й пол. VI в. отстаивали теопасхитскую формулу ИОСИФ (Стойка; † ранее 1711), 1-й правосл. еп. (впосл. архиепископ) Мараморошский, экзарх К-польского патриарха в Трансильвании, исп. (пам. рум. 24 апр.) ИОСИФ II (ок. 1360 - 1439), патриарх К-польский, сторонник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ I ГАЛИСИОТ († 1283), патриарх К-польский, противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ ИСИХАСТ [Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник] (в миру Франгискос Коттис; 1897-1959), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов

http://pravenc.ru/rubrics/121496_8.html

1015—1023 Елевферий 1023—1028 Петр II 1028—1051 Иоанн VI 1051—1062 Емилиан 1062—1075 Феодосий II 1075—1084 Сельджукская эра 1084—1098 Никифор 1084—1090 Иоанн VII 1090—1099 Латинская эра 1098—1268 вакантно 1099—1155 Иоанн VIII 1155—1159 Евфимий I 1159—1164 Макарий III 1164—1166 Афанасий II 1166—1180 Феодосий III 1180—1182 Илия III 1182—1184 Христофор II 1184—1185 Феодор IV 1193—1199 Иоаким 1199—1219 Дорофей I (II) 1219—1245 Симеон II 1245—1260 Евфимий II 1260—1269 Мамлюкская (Египетская) эра 1268—1517 Феодосий IV 1269—1276 Феодосий V 1276—1285 Арсений 1285- ? Дионисий 1293—1308 1308—1342 Игнатий II 1342—1353 Михаил II 1353—1369 вакантно 1369—1386 Пахомий I 1386—1393 1393—1401 Михаил III 1401—1410 Пахомий II 1410—1411 Иоахим II 1411—1426 1426—1436 Дорофей II (III) 1436—1454 Михаил IV 1454—1462 1462—1476 Иоаким III 1476—1493 Григорий III 1493—1511 Османская эра 1517—1922 Дорофей III (IV) 1511—1524 Иоаким IV 1524—1555 Михаил V 1555—1567 Иоаким V 1567—1585 Дорофей IV (V) 1585—1597 Афанасий III 1598—1614 Игнатий III 1614—1628 Евфимий III 1629—1631 Евфимий IV 1631—1647 Макарий III 1647—1685 Кирилл III 1686—1688 Неофит 1688—1700 Афанасий IV 1700- 24 июля 1724 Сильвестр 8 октября 1724 — 24 марта 1766 Филимон 9 мая 1766 — 16 июля 1767 Даниил 17 августа 1767 — 26 декабря 1791 Анфимий январь 1792 — 1 августа 1813 Серафим 1813- 3 марта 1823 Мефодий 25 мая 1823 — 6 июля 1850 Иерофей 19 октября 1850 — 25 марта 1885 Герасим 11 июня 1885 — 24 апреля 1891 Спиридон 14 октября 1891 — 12 февраля 1898 Мелетий II 27 апреля 1899 — 21 февраля 1906 Современная эра с 1922 Григорий IV 29 июня 1906 — 12 декабря 1928 вакантно 1928—1930 Арсений II — антипатриарх 1930—1933 Александр III 30 января 1931 — 17 июня 1958 Епифаний – анипатриарх, наследник Арсения; воссоединился с Синодом Феодосий VI 14 ноября 1958 — 19 сентября 1970 Илия IV 25 сентября 1970 — 21 июня 1979 Игнатий IV 2 июля 1979 — 5 декабря 2012 Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 88  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233

http://azbyka.ru/shemy/hronologicheskij_...

Ветхий денми. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. Ветхий денми. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях визант. храмов XI-XIV вв. образов Христа В. д., Эммануила и Пантократора: 3 образа Христа представлены в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (Македония), 1085-1093 гг.; Пантократор, В. д., Эммануил и Христос-Священник - в куполах ц. св. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; Пантократор, В. д. и Эммануил на своде - в ц. св. Стефана в Кастории, сер. XII в.; те же 3 образа в вост. части ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; над алтарной конхой Эммануил, в алтарном своде В. д. (с рус. надписью «Ветхий Деньми») и на вост. стене Христос-Священник - в апсиде ц. Спаса на Нередице (не сохр.), 1199 г.; в центральном куполе Пантократор, в юго-зап. В. д., в северо-вост. Эммануил - в ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), 1375-1377 гг.; Пантократор и В. д. на своде - в ц. св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV в. Полуфигура В. д. встречается в росписях апсид 2 церквей XIII в. на о-ве Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 г., вместе с В. д. изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом (Дан 7. 2, 9), надпись в книге Христа - «Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель» (Ин 15. 1). Примеры различных расположений образа В. д. в храмовой росписи: ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г.- на престоле на зап. стене; ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1260 г.- в жертвеннике, там же «Видение прор. Даниилу Небесного Иерусалима». Изображения В. д. встречаются также в поствизант. искусстве: ц. Вознесения мон-ря Сучевица (Румыния), XVII в., в куполе и наружной росписи апсиды; трапезная мон-ря Хиландар на Афоне, 1620 г.; ц. Успения Богородицы мон-ря Пива (Черногория), 1604-1606 гг.- в своде В. д., Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел. Ветхий денми. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 гг.

http://pravenc.ru/text/Ветхий денми.html

Досифей Иерусалимский (февраль 1189 и 1189–1192) Георгий II Ксифиллин (1192–1199) Иоанн X Каматир (1199–1206) Михаил IV Авториан (1206–1212) Феодор II Ириник (1212–1215) Максим I (6 месяцев) (1215) Мануил I Харитопул Сарантин (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (3 месяца) (1240) Около 1240 – около – 1243/4 г. – вакантен. Мануил II (1244–1255) Арсений Авториан (1255–1260 и 1261–1267) Никифор II (1260–1261) Герман III (несколько месяцев) (1267) Иосиф I (Галисиот, омологит) (1267–1275, 1282–1283) Иоанн XI Векк (или Век, Векон) (1275–1282) Григорий (Георгий) II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293 и 1303–1309) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Нифонт I (1310–1314) Иоанн XIII Гликис (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (Априн) (1334–1347) Исидор I (1347–1350) Каллист I Святогорец (1350–1354 и 1355–1363) Филофей Коккин («Красный») (1354–1355 и 1364–1376) Макарий (1376/7–1379 и 1390–1391) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390 и 1391–1397) Каллист II Ксанфопул (несколько месяцев) (1397) Матфей I (1397–1402 и 1403–1410) 1402–1403 гг. – вакантен. Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Георгий III Мамма(с) Мелиссин (1443–1450) 173 Афанасий II (1450–1453) Георгий (Геннадий II) Схоларий (1454–1456, 1458, 1464–1465) Исидор II(1456–1462) Софроний I Сиропул (1463–1464) Римские папы и антипапы 1-й период: три первых столетия развития папства до утверждения папской власти при Константине I Великом. Апостол Петр Лин Клет Климент I (92–101?) Эварист (100–109?) Александр I (109–119?) Сикст I(119–126?) Телесфор (126–136?) Гигин (136–140?) Пий I (141–157?) Аникет (157–168?) Сотер (168–176?) Элевтер (176–189) Виктор I (190–202) Зеферин (202–217) Каллист (Калликст) I (217–222) Урбан I (223–230) Понциан (230–235) Антер (235–236) Фабиан (236–250) Корнелий (251–253) Люций I (253) Стефан I (253–257) Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихиан (274–283) Гай (283–296) Марцеллин (296–304) Марцелл I (307–309)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Период унии 1274–1282 годов имел важное значение и для русской рефлексии. Только что восстановленное православное царство Византия утратило легитимность, приняв латинскую ересь. В этой связи русские правители постепенно приходили к пониманию необходимости формирования русскоцентричной системы Православного мира. Хорезмийцы отвоевывают для мусульман Иерусалим Между тем не только Христианский мир, но и мир Ислама прошел в XIII столетии через цивилизационную трансформацию. Результатом ее стал переход положения ключевого актора в мусульманской общности от арабов к тюркам. Всё в истории взаимосвязано. Кажущееся региональным событие вызывает определенные последствия, выходящие за пространство региона. И вот уже формируется мировой процесс. Важные, но недостаточно учтенные для мира последствия, имел завершившийся в 1231 году разгром монголами Хорезма. Погиб последний хорезмшах, лидер антимонгольского сопротивления Джелал-ад-Дин (1199–1231) 178 . Его фигура как непреклонного борца с завоевателями привлечет в дальнейшем исторических романистов – и Василия Яна и Исайю Калашникова. В современном Узбекистане Джелал-ад-Дин позиционируется в качестве национального героя. Часть хорезмийцев после поражения от монголов мигрировала в западном направлении. Приход на новые территории порождал с неизбежностью и новые конфликты. Хорезмийцы оказались политическим актором, неучтенным в раскладе сил, сложившемся к тому времени в Палестине. В 1244 году ими был взят у крестоносцев Иерусалим. При взятии хорезмийы учинили в городе массовое кровопролитие. Иерусалим подвергся полному разрушению и с военно-тактической точки зрения утратил значение. Все прежние усилия крестовых походов рухнули в один момент. Иерусалим вновь оказался в руках мусульман, а в Европе снова развернулась пропаганда освобождения Гроба Господня. К установке освободить сакральный центр добавился призыв к мести. Между тем хорезмийцы оказались в Египте, пытаясь инкорпорироваться в египетское общество. Многие, как будущий султан Кутуз (ум. 1260), были включены в мамлюкские воинские структуры. Хорезмийцы, имевшие длительную историю конфликта с монголами, во время монгольского Ближневосточного похода особенно радикально включились в борьбу с ними. Именно Кутуз, происходивший из рода хорезмшахов, возглавил первоначально антимонгольские силы. Реванш за уничтоженный Хорезм в 1260 году хорезмийцами был взят.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 Платоник В.В. Об изучении жизни и трудов и чествовании памяти Платона, митрополита Московского (к столетию со дня кончины, 11 ноября 1912 г.). Сергиев Посад, 1912; Виноградов В. В. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сравнительная характеристика)//Богословский вестник. 1913. Т. 1. Январь. С. 10–34; Февраль. С. 311–347; Титлинов Б.В. Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно-правительственной деятельности своего времени//Христианское чтение. 1912. No 11. С. 1199–1260. 8 Миролюбов Г.П. Платон как пастырь и богослов. Ленинградская духовная академия. Машинопись. 1952; Иванов И. , свящ. Митрополит Платон (Левшин) как догматист. Ленинградская духовная академия. 1955; Скурат К.Е. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Московская духовная академия. Загорск, 1956. Машинопись; Платон (Лобанков), иером. Святительские труды Высокопреосвященного Платона (Левшина) , митрополита Московского. Загорск, 1964. Машинопись. (В кратком изложении эта работа опубликована: Платон (Левшин), митрополит Московский. Издательство Троице-Сергиевой лавры, 2009). 9 Papmehl K.A. Metropolitan Platon of Moscow (Petr Levshin, 1737–1812): the enlightened prelate, scholar and educator. Oriental Research Partners. Newtonville (Mass), 1983. 11 Короткевич Р.М. Митрополит Платон и русские императоры. (Опыт критического восстановления прошлого)//Макарьевские чтения: Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария. Вып. 8; М.; Можайск, 2001. С. 217–239. 13 Галанов М.М. Митрополит Московский Платон и Павел I//Вопросы истории. 2006. No 7. С. 150–155. 16 [ Платон (Левшин) ]. Поучительные слова при Высочайшем дворе Ея Императорского Величества благочестивейшей великой государыни Екатерины Алексеевны Его Императорского Высочества учителя в законе и придворного проповедника Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского и Калужского и Свято Троице-Сергиевы лавры вященноархимандрита, поучительные слова и другие сочинения, от Московской академии выпечатанные. В 20 т. М., 1779–1806.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В монументальных циклах средневизант. времени образ М. в основном встречается среди изображений пророков в простенках барабанов: мозаики ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Дафни (ок. 1100), ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия (ок. 1146-1151), и Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия (1154 - 1166); фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164) и ц. Спаса на Нередице (1199), в последней М. представлен в пророческой шапочке. В мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции истории М. отведен весь сев. рукав нартекса (ок. 1215-1280), причем расположением в конхе, в качестве доминанты повествования, выделены сцены чудес об изведении источника, о манне и перепелах. Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Роспись ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. 1105/06 г. Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Роспись ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. 1105/06 г. В монументальном искусстве поздневизант. и поствизант. времени образ М. также включается в программы купольных мозаик и росписей, представляющих пророков: мозаики ц. Богоматери Паммакаристы (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) и нартекса (в сев. куполе) кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316 - 1321), роспись Преображенского собора мон-ря Метеоры (1483). Но более значимы для этого времени прообразовательные композиции: «Неопалимая Купина» в нартексе ц. Св. Софии в Трапезунде (1260-1270); «Неопалимая Купина» и «Скиния Моисеева» в ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); «Неопалимая Купина», «Получение скрижалей» и «Положение ковчега завета» в галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315); «Неопалимая Купина» во фресках кафоликона мон-ря Хора (1316 - 1321) и т. д. Изображение М., как правило, входит в композицию «Древо Иессеево», напр. в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320; примечательно, что в качестве атрибута М. здесь выступает стамна), ц. Христа Пантократора (Вознесения Господня) мон-ря Дечаны (1348-1350) и др.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Отличались сосуществованием разнообразных мнений вплоть до возможности получения Таинств у католиков. Были распространены по всей зап. Европе. Почти уничтожены инквизицией к XV веку. Существовали в начале XX века в Италии. 1196 Дунс Скотт. Род. 1260–1274. † 1308. Известный представитель схоластического богословия. Основные заблуждения: учение о непорочном зачатии; несторианство – Христос рожден, как совершенный человек Пресвятой Девой, достигает совершенного единения с Логосом и становится Сыном Божиим. 1197 Виклеф. Род. ок. 1320. †1384. Профессор, доктор богословия в Оксфорде. Начал переводить Библию на Английский язык. Основные взгляды: отрицание преложения Даров: – сущность хлеба остается, Христос только духовно присутствует; учил о предопределении, истинная Церковь Христова состоит из предназначенных к спасению; пап не было в первые три века, и Церковь могла бы обойтись без видимого главы; отвержение священства: – личное благочестие – источник прав на священнодействие, отвергал епископскую власть, предлагал восстановить апостольское пресвитерское устройство; отрицал необходимость посредников между Богом и человеком, спасение зависит от личного отношения к Искупителю; выступал за уничтожение монашества; отвергал Предание, чистилище, индульгенции, соборование; устная исповедь – насилие над совестью, достаточно раскаяния перед Богом; 1198 Ян Гус. Род. 1369 †1415 на костре. Благочестив, закончил Пражский университет, священник. В 1393 потратил последние 4 гроша на приобретение индульгенции. Находился под влиянием произведений Виклефа. Выражал несогласие со сжиганием всех трактатов Виклефа (философских, математических). Основные взгляды: необходимость причащения мирян Кровью; отрицание индульгенций; признавал предопределение; считал, что Писание является высшим авторитетом для папы и соборов. По решению Констанцского Собора сожжен на костре, так как не хотел отказываться от тех заблуждений, которые ему необоснованно приписывали. У некоторых авторов есть мнение, что Гус был склонен к православию, но мнение не имеет основания. 1199

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010