Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОРОЗИНИ [Лат. Morosini] Томмазо (Фома) (между 1170 и 1175 - июнь/июль 1211, Фессалоника), лат. патриарх К-польский (с кон. 1204). М. происходил из знатного венецианского рода, обучался в Равенне, был субдиаконом папы Иннокентия III (1198-1216). После падения Византии во время 4-го крестового похода согласно договору между «венецианской» и «франкской» партиями, заключенному в марте 1204 г., одна из партий получала право избирать императора новой Латинской империи , другая - назначать капитул храма Св. Софии и избирать патриарха. В мае 1204 г. императором стал представитель «франков» Балдуин I , а венецианцы соответственно сформировали капитул Св. Софии. В кон. 1204 г. они избрали патриархом М. (точная дата неизв.). Неск. месяцев папа Римский Иннокентий III оставался в неведении относительно принятого решения. 21 янв. 1205 г. он аннулировал процедуру избрания как незаконную (Urkunden. 1856. Bd. 1. S. 524-528). Вместе с тем он сохранил К-польский престол за М., в течение неск. недель в марте 1205 г. рукоположив его в Риме во диакона, пресвитера, епископа и архиепископа. 30 марта М. был дарован паллий, этим числом датированы первые послания папы к М. в его новом статусе (Ibid. 1856. Bd. 1. S. 539-546). В мае 1205 г., еще до прибытия М. в К-поль, папа установил новый порядок избрания на Патриарший престол, при котором больше полномочий получали католич. прелаты монастырских церквей К-поля ( Wolff. 1954. P. 297). Тем самым роль прелатов возрастала, и в течение всего Патриаршества М. папские легаты, М. и латинский император вели споры о праве их назначать. Патриаршество М. отмечено конфликтами с православным населением Латинской империи, Папским престолом, венецианцами, франками и императором. После поставления М. из Рима отправился в Венецию и в качестве новоизбранного патриарха подтвердил права венецианцев на все храмы, захваченные ими в ходе разграбления К-поля. В нояб. 1209 г. папа Иннокентий III признал М. свободным от этого решения, как будто бы принятого под давлением, а не добровольно (PL. 116. Col. 162). В течение неск. лет, несмотря на сопротивление М., папе удалось сократить присутствие венецианцев и в числе прелатов, и в числе каноников Св. Софии ( Wolff. 1954. P. 236-242; Tricht. 2011. P. 220-221). В дек. 1208 г. М. был вынужден торжественно отказаться от данной им в 1205 г. клятвы принимать в капитул Св. Софии и назначать прелатами только венецианцев. Приблизительно в это же время М. был обвинен франками в растрате сокровищ храма Св. Софии и разграблении их церквей, однако М. удалось оправдаться ( Wolff. 1954. P. 242-244). М. участвовал в переговорах с Римом о церковном подчинении некоторых спорных территорий: несмотря на то что ему не удалось восстановить церковную юрисдикцию К-поля над Кипром (авг. 1206), он сумел пресечь попытки Патрской архиепископии перейти в прямое подчинение Риму в нояб. 1209 г.

http://pravenc.ru/text/2564172.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ МЕСАРИТ [Греч. Νικλαος Μεσαρτης] (1163/64 - после 1216), митр. Эфесский, визант. писатель и церковно-политический деятель. Основным источником сведений о Н. М. являются его произведения. Н. М. был 8-м ребенком в состоятельной к-польской семье, глава к-рой, Константин Месарит, служил при дворе императора и принадлежал к среднему звену адм. аппарата. Известно также о брате Н. М., риторе Иоанне Месарите, родившемся в 1161/62 г. Иоанн пользовался покровительством имп. Андроника I Комнина (1183-1185), а после свержения и убийства последнего был вынужден оставить столицу и принять монашество. Лишь позднее, в правление Алексея III Ангела Комнина (1195-1203), он получил возможность вернуться в К-поль и продолжить свою деятельность. Информация же о начальных этапах карьеры Н. М. отсутствует. Известно, что он, как и его брат, получил богословское образование. В 1201 г. Н. М. уже занимал важные церковные должности: начальника судов ( π τν κρσεων), а также скевофилакса ц. Пресв. Богородицы Фаросской при Большом дворце в Константинополе , в к-рой находилась уникальная коллекция реликвий, связанных с почитанием Спасителя. В это время Иоанн Комнин, прозванный Толстым, организовал дворцовый переворот с целью свержения имп. Алексея III, завершившийся неудачно. Н. М. пытался защитить сокровища церкви от заговорщиков и был при этом ранен. Позднее он описал данные события в «Речи о подавлении мятежа Иоанна Комнина». После взятия К-поля рыцарями 4-го крестового похода (12 апр. 1204) Н. М. в течение нек-рого времени оставался в городе. Совместно с братом он представлял перед властями Латинской империи интересы греч. духовенства, к-рое не желало подчиняться лат. патриарху К-польскому Томмазо (Фоме) Морозини (1204-1211), избранному после того, как столицу покинул правосл. патриарх Иоанн X Каматир (1198-1206). Возникшие противоречия вынудили венецианского подеста Марино Дзено, контролировавшего капитул храма Св. Софии, инициировать проведение в резиденции Морозини богословской дискуссии между враждующими сторонами (30 авг. 1206). Н. М., участвовавший в споре, составил его запись ( Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 15-25). В ходе дискуссий обсуждался вопрос о первенстве Римской Церкви - один из ключевых в церковной политике папы Римского Иннокентия III (1198-1216).

http://pravenc.ru/text/2566124.html

174. ИННОКЕНТИЙ III Римские Папы. Список 174. ИННОКЕНТИЙ III. 1198— 1216. Лотарио Конти, граф Сеньи. Родился в Ананьи. Был назначен своим дядей Климентом III кардиналом-настоятелем церкви св. Сергия. Получил основательное философско-теологическое образование в Париже и юридическое — в Болонье. Написал морально-аскетический трактат под названием «О ничтожности человеческой судьбы». Был отличным администратором и ловким политиком. Его современник английский хронист Мэтью Пэрис отмечает, что Иннокентий был человеком неслыханно честолюбивым и надменным, с ненасытной жаждой богатства, готовым ради денег на любую сделку. Используя ослабление Германской империи, Иннокентий III сумел подчинить себе не только епископат, но и светских владык. Он стал сувереном значительных территорий в Европе: короли Скандинавии, Португалии, Арагонии и Англии, владыки Сербии и Болгарии признали ленную зависимость от него и платили ему большую дань. Другие государства платили Грош св. Петра и мирились с вмешательством папы в их государственные дела. Ни один папа не был столь щедр на анафемы и интердикты, как Иннокентий III. Ему помогал прекрасно организованный административный и фискальный аппарат. Штаб куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений. Когда он принял тиару, ему было около 38 лет. Он вмешивался во все дела, разрешал все сомнения и любые споры, с которыми обращались в апостольскую столицу как в апелляционную инстанцию. Ватиканские архивы хранят более 6000 посланий и булл с его подписью. В период его правления была разгромлена оппозиция альбигойцев (еретиков, действовавших на юге Франции), организован четвертый крестовый поход, в Византии создана Латинская империя, открыты университеты в Париже и Оксфорде; появились новые монашеские ордена, так называемые нищенствующие (в соответствии с уставами св. Франциска и св. Доминика), которые открыли новую эру в средневековом христианстве. В результате деятельности Иннокентия III апостольская столица, используя экономический прогресс и оживление торгового обмена между развивающимися городами Европы, превратилась в самого могущественного финансового магната Европы.

http://sedmitza.ru/lib/text/442430/

Русские богословы о проблеме первенства в Церкви. Часть 1 Папа Иннокентий III (1198-1216), благословивший IV Крестовый поход, обернувшийся завоеванием Константинополя в 1204 году Проблема первенства в Церкви в русской богословской литературе при внимательном рассмотрении требовала бы целой монографии, так как этому вопросу посвящены труды А.С. Хомякова, Н.Я. Беляева, А.П. Лебедева, священномученика Илариона (Троицкого), патриарха Сергия (Страгородского), Н.А. Арсеньева, протопресвитера Александра Шмемана, протопресвитера Иоанна Мейендорфа и других . Из обобщающих работ по данной тематике следует указать не потерявшую своей актуальности статью отца Всеволода Шпиллера «Римско-католический догмат о главенстве папы в Церкви» . С другой стороны, следует упомянуть те работы, которые касались власти Константинопольского патриарха. Среди них следует отметить как проконстантинопольскую и филэллинскую традицию (работы Т.В. Барсова, И.И. Соколова ), так и антиконстантинопольские труды (например, А.П. Лебедева ), которые так или иначе были связаны с изменениями государственной и церковной политики на Балканах и на Ближнем Востоке. Одним из первых критиков римского примата в русской богословской и философской литературе XIX века явился А.С. Хомяков . Для него идея папского первенства и связанное с ней представление о папской непогрешимости противоречит принципу соборности. Принцип соборности означает, что ни патриарх, имеющий верховную власть, ни духовенство, ни даже Вселенский собор не являются абсолютными носителями истины. Таким носителем истины является только Церковь в целом. Были же и еретические соборы, говорит Хомяков, например тот, который дал начало полуарианству. Внешне они почти не отличались от Вселенских соборов. Почему же они были отвергнуты? Единственно потому, что их решения не были признаны всеми верующими как голос Церкви. Хомяков обращается здесь к Посланию восточных патриархов папе Пию IX (1848), которое гласит: «Папа очень ошибается, предполагая, что мы считаем церковную иерархию хранительницей догмата. Мы смотрим на дело иначе. Непоколебимая твердость, незыблемая истина христианского догмата не зависит от сословия иерархов; она хранится всей полнотой, всей совокупностью народа, составляющего Церковь, который и есть тело Христово» .

http://pravoslavie.ru/34669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ III (1160 или 1161, замок Гавиньяно, близ Сеньи - 16.07.1216, Перуджа; до избрания папой - Лотарио ди Сеньи), папа Римский (c 8 янв. 1198), средневековый канонист, теолог. Происходил из знатной семьи. Отец - Трасмондо (Трансмунд, Тразимунд), гр. Сеньи, мать - Кларисса (Кларина, Клариция), принадлежала к рим. патрицианскому роду Скотти (или Скорта). Начальное образование Лотарио получил в Риме, в бенедиктинском мон-ре святых Андрея и Григория на Целийском холме, потом учился в Парижском и Болонском ун-тах. В Париже пробыл от 6 до 10 лет, изучал свободные искусства, теологию и, возможно, каноническое право. Иннокентий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) В сер. 80-х гг. XII в. Лотарио ди Сеньи переехал в Болонью, чтобы продолжить изучение юриспруденции. По окончании учебы в Болонье он получил степень доктора канонического права. Папская курия в этот период находилась в Ломбардии, и Лотарио ди Сеньи вошел в число доверенных лиц папы (в 1187 он был среди папских легатов в аббатстве Гранмон (близ Лиможа)). В нояб. или дек. 1187 г. Лотарио ди Сеньи был поставлен папой Григорием VIII в субдиакона. Осенью 1190 г. папа Климент III , дядя Лотарио по материнской линии, возвел его в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии святых Сергия и Вакха. Однако после смерти Климента III в церковной карьере Лотарио ди Сеньи наступил перерыв - избранный в 1191 г. папой Целестин III принадлежал к семейству Орсини, настроенному враждебно по отношению к родственникам своего предшественника. В 1191-1197 гг. Лотарио ди Сеньи практически не появлялся в Риме, удалившись, вероятно, в Ананьи. В этот период он написал значительную часть сочинений. В Рим буд. папа вернулся лишь в самом конце понтификата Целестина III. На конклаве, собравшемся в день смерти Целестина III (8 янв. 1198) в Септизониуме - укрепленной резиденции семейства Франджипани близ совр. ц. свт. Григория Великого на Целийском холме,- Лотарио ди Сеньи был избран папой. Согласно Житию, при избрании случилось чудо: около буд. папы опустился самый белый из 3 влетевших в помещение голубей (Gesta Innocentii papae III (далее: Gesta Innocentii). 6). Рукоположение во епископа и коронация состоялись через 6 недель после избрания, на следующий день после рукоположения И. во пресвитера,- 22 февр. 1198 г.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ III (ок. 1130, Рим - между 20.03 и 10.04.1191, там же; до избрания папой - Паоло Сколари), папа Римский (с 19 дек. 1187). Происходил из зажиточного, но не принадлежавшего к рим. знати рода Сколари; жил в рим. р-не Пинья. Встречавшееся ранее предположение о его родстве с папой Римским Иннокентием III (1198-1216) не находит подтверждения в источниках. Получил образование в школе при капитуле ц. Санта-Мария-Маджоре, затем стал там же клириком. В документах 1176 г. он назван субдиаконом этой церкви, немного позднее стал архипресвитером ц. Санта-Мария-Маджоре. 21 сент. (по др. сведениям, в марте) 1179 г. папа Римский Александр III (1159-1181) возвел его в достоинство кардинала-диакона ц. святых Сергия и Вакха, в том же году был возведен в достоинство кардинала-пресвитера ц. св. Пуденцианы, а в кон. 1180 г.- кардинала-епископа Палестрины. Имя Сколари неоднократно встречается в папских документах 1181-1187 гг., однако нет сведений о том, что он исполнял должность легата или ему поручалась др. важные задания. Климент III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти папы Римского Урбана III (20 окт. 1187) Сколари рассматривался как один из вероятных кандидатов на Папский престол, но избран был Альберто ди Морра (папа Римский Григорий VIII ). После его скоропостижной смерти (17 дек. 1187) были организованы новые выборы. В это время из-за длительного конфликта с сенатом и горожанами Рима папская курия пребывала в Пизе. В выборах (19 дек. 1187) принял участие 21 кардинал. Большинством голосов был избран Сколари (по др. сведениям, сначала был избран Теобальд (Тибо), еп. Остии, который отказался от избрания в пользу Сколари). 20 дек. состоялась папская коронация в кафедральном соборе Пизы. Избирая папой коренного римлянина (в то время единственного среди кардиналов-епископов), кардиналы, возможно, надеялись, что он сможет организовать возвращение папского двора в Рим. По-видимому, важную роль в избрании Сколари сыграл рим. префект Леоне де Монументо, доверенное лицо и вассал имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190).

http://pravenc.ru/text/1841381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АССИЗИ [итал. Assisi], г. в обл. Умбрия (Центр. Италия), духовный центр ордена францисканцев . Место рождения и деятельности святых католич. Церкви Франциска Ассизского и Клары, основательницы ордена кларисс . В наст. время в А. находится кафедра епископа Ассизи, Ночера-Умбра и Гуальдо-Тадино, подчиненного архиепископу Перуджи. На территории еп-ства проживает 78 тыс. чел., из них 77 тыс.- католики (An. Pont. 2001. P. 57). История Мон-рь Франциска Ассизского Мон-рь Франциска Ассизского В дорим. эпоху на месте А. существовало поселение умбров, одного из италийских племен. Достоверные сведения о существовании города относятся уже к эпохе ранней Римской империи, когда А. представлял собой рим. муниципий (рим. название Assisium). В А. род. античный лат. поэт Секст Аврелий Проперций (50-15 до Р. Х.). До наших дней дошли остатки рим. городских укреплений, амфитеатр и форум. Перестройки времен позднего средневековья сохранили рим. планировку, но превратили форум в центральную городскую площадь, а находящийся здесь храм Минервы - в христ. ц. Санта-Мария. После падения зап. Римской империи город неоднократно подвергался нападениям варваров. С VI в. находился под властью лангобардских герцогов, в 773 г. был захвачен франк. кор. Карлом Великим . В кон. VIII в. вошел в состав образованного папского гос-ва, однако с кон. X в. стал объектом притязания герм. императоров. В 70-х гг. XII в. А. в составе герцогства Сполето был подчинен Римско-Германской империи . При папе Иннокентии III (1198-1216) город опять переходит под управление понтификов (окончательное включение А. в состав папского гос-ва произошло только при Пии II в сер. XV в.). К 1210 г. относятся свидетельства существования в А. самоуправляющейся городской коммуны. В сер. XIV в. кард. Э. Альборнос построил на месте бурга XII в. новую цитадель - известную ныне крепость Рокка-Маджоре. С 1870 г. в связи с возникновением единого Итальянского королевства и уничтожением светского папского гос-ва А. административно относится к пров. Перуджа (обл. Умбрия).

http://pravenc.ru/text/76684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ Вел. кн. Всеволод Юрьевич вместе с сыном Константином возглавляет поход на половцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 494) Вел. кн. Всеволод Юрьевич вместе с сыном Константином возглавляет поход на половцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 494) (18.05.1185, Владимир-на-Клязьме - 2.02.1218, там же), вел. кн. Владимирский (апр. 1216 - 2 февр. 1218), кн. новгородский (20 марта 1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218), старший сын Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и вел. кнг. Марии Шварновны , старший брат Владимирских блгв. вел. князей Георгия (Юрия) , Ярослава (Феодора) и Святослава (Гавриила) Всеволодовичей . Основные биографические сведения о К. В. сохранились в составе летописных памятников Сев.-Зап. и Сев.-Вост. Руси, синодиках, родословцах и сказаниях. Сочувствующая К. В. т. зр. отражена в Лаврентьевской летописи, а взгляды его противников - в одном из источников Московского свода кон. XV в. и в «Летописце Переяславля Суздальского». В детстве принимал участие в многочисленных политических и церковных церемониях во Владимире. В 1196 г. вел. кн. Всеволод Юрьевич женил К. В. на дочери своего союзника смоленского кн. Мстислава (Бориса) Романовича Старого, представлявшего среднюю линию Мономашичей. Весной 1198 г. К. В. сопровождал отца в военном походе в верховья Дона для защиты Рязанского и Пронского княжеств против половцев, в результате половецкие кочевья переместились в Ср. Подонье. В 1199-1200 гг., после смерти кн. Ярослава Мстиславича Красного, некоторое время правил в Переяславле Русском. 9 сент. 1202 г. вместе с родителями присутствовал при освящении собора в честь Успения Пресв. Богородицы во владимирском Княгинином в честь Успения Пресв. Богородицы женском монастыре , основанном вел. кнг. Марией Шварновной (в иночестве Марфой).

http://pravenc.ru/text/2057066.html

The Church from Byzantium to the Ottomans Source: Hurriyet Daily News By Niki Gamm If the Eastern Orthodox Churches had not split from the Roman Catholic Church in 1054, the Ottoman Turks would have found it much more difficult to conquer Constantinople. The Catholic Church of St. Anthony of Padua in Istanbul      The break between the Eastern Orthodox Churches and the Roman Catholic Church is dated to 1054, although some believe the circumstances that led up to the rupture started nearly 900 years earlier. Aside from doctrine, the claim of the Roman Catholic Church to have precedence over the Eastern Orthodox Churches contributed the most to the break. An attempt to settle the differences instead turned out to be the reverse, thanks to the personalities of the head of a Roman Catholic delegation that had been sent to Constantinople by the Pope and the Orthodox Patriarch of the time. The former excommunicated the latter and then the latter excommunicated the former, basically each cutting the other off from participating in certain church rituals. The impasse was not able to be solved, though no one expected the rupture to be final at the time. While the actions of the two men in hindsight seem slight, they had serious consequences – most importantly the Byzantine emperor could not appeal to the West for aid against the Turks without alienating his subjects who were members of the Orthodox Church. The Fourth Crusade led to the capture and sacking of Constantinople in 1204 and this was done with such savagery against the Byzantine population and such desecration of the Orthodox churches that, to this day, the break with the Roman Catholic Church has remained an open wound. Pope Innocent III (r. 1198-1216) who accepted some of the gold, jewels and money taken by the “crusaders” summed the situation up as follows: “How, indeed, will the church of the Greeks, no matter how severely she is beset with afflictions and persecutions, return into ecclesiastical union and to devotion for the Apostolic See, when she has seen in the Latins only an example of perdition and the works of darkness, so that she now, and with reason, detests the Latins more than dogs? As for those who were supposed to be seeking the ends of Jesus Christ, not their own ends, who made their swords, which they were supposed to use against the pagans, drip with Christian blood, they have spared neither religion, nor age, nor sex.”

http://pravoslavie.ru/76182.html

The Sign of The Cross (A Sign of Papist Anger?) Not too long ago someone asked me why I make the sign of the Cross from the right to the left. It was pointed out to me that, in the West, it is from the left to the right. I pointed out to this person that in the One, Holy, Catholic, and Apostolic Church, the Sign of the Cross was always from the right to the left: “I will go to the right,” “Thine own right hand can save thee,” “Thy right hand is full of righteousness,” and “Thy right hand hath upheld me.” admin 19 October 2008 Source: Orthodox Heritage   The revealing article that follows is from a Roman Catholic periodical, The Pilgrim (Jan.-Feb., 1998, Brooklyn, Missouri). Not too long ago someone asked me why I make the sign of the Cross from the right to the left. It was pointed out to me that, in the West, it is from the left to the right. I pointed out to this person that in the One, Holy, Catholic, and Apostolic Church, the Sign of the Cross was always from the right to the left: “I will go to the right,” “Thine own right hand can save thee,” “Thy right hand is full of righteousness,” and “Thy right hand hath upheld me.” These are but a few references to the right hand as the hand of honor. I am sure that we can all think and quote many more references well known from Scripture. Also, it was the Good thief, who confessed Christ and was crucified with Him on His right side. It is interesting that when the Church was undivided, both East and West shared many things in common; one of them was the Sign of the Cross. I just recently came across the following information. According to the New Catholic Encyclopedia, “In the thirteenth century we find Pope Innocent III (1198-1216) directing that the sign is to be made with three fingers from the forehead to the breast and from the right to the left shoulder. Later the whole hand with fingers extended was used, and the direction changed from the left to the right.” On page 250 of the book The Mass and Vestments of the Catholic Church: Liturgy, Doctrine, History and Archeology, by the Rt.

http://pravmir.com/the-sign-of-the-cross...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010