В предупреждение пропаганды со стороны раскола, которая не могла простираться даже на иноверцев, 1186 и в видах сближения его с православием было предпринято не мало особых мер; напр. у раскольников отбирались обнаруживаемые каким-либо образом – нарочитые обыски устранялись – печатные и письменные книги, 1187 с тем, чтобы совсем не возвращать владельцам те из них, в коих, по заключению духовного начальства, окажется что-либо противное православию; 1188 преследовалось, как преступление совращения в раскол, заключение брака православных с раскольниками, в раскольнических часовнях; 1189 напротив, дозволено было венчать раскольников в православных и единоверческих храмах, не требуя от брачующихся предварительного присоединения к Церкви; 1190 при выборах на должности раскольники приводились к присяге в православных церквах, 1191 как и к присяге очистительной; 1192 не возбранялось погребать состоявших в расколе лиц на православном отделении кладбища, с отпеванием священническим, в предположении, что умерший раскаялся в своем заблуждении, или, если родственники его будут о том просить; 1193 тем более дозволялось православным священникам крестить детей раскольников, по приглашению родителей, 1194 с внушением последним воспитывать таких детей в православии, 1195 для раскольников же округов военного поселения 1196 и некоторых других мест 1197 крещение детей в церкви было обязательно, при чем крещенные таким образом уже не считались раскольниками; в качестве публичного оказательства раскола было воспрещено допускать в заведения Приказов Общественного Призрения и в тюремные замки раскольнических наставников для явного исправления треб, 1198 пение и употребление особенных одежд (напр. мантия, клобук) при сопровождении тела на кладбище; 1199 в случае отступления от православия в раскол «лица, имеющего во владении крепостных людей», оно лишалось права жить в своих поместьях с православным населением, поместье же поступало в опеку; 1200 если отец чинил притеснение сыну за его переход в православие, последний был отделяем от семейства своего отца, с оказанием отделяемому всякой «защиты» со стороны власти. 1201

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Преемники папы Александра III (за 10 лет - 5 пап) были дряхлыми и слабыми и не могли осуществлять политику своих предшественников. Среди них, пожалуй, лишь Климент III (1187-1191) заслуживает упоминания; будучи коренным римским аристократом, он добился того, что город вновь признал главенство папы. Договор между римским Сенатом и папой, заключенный в 1188 году, позволил папам снова занимать престол в Риме. А в соответствии с договором, подписанным с Фридрихом в 1189 году, император подтверждал суверенитет папы над Церковным государством, за исключением наследных земель маркграфини Матильды. Пока папы и императоры были заняты борьбой между собой и за Сицилию, турки завоевали большую часть Святой земли. В ответ на сокрушительное поражение войск крестоносцев в Палестине в 1187 году по призыву Климента III французский король Филипп, английский престолонаследник герцог Ричард и уже постаревший император Фридрих Барбаросса организовали III крестовый поход (1189-1190). Переживший множество сражений, Фридрих Барбаросса утонул в Малой Азии во время переправы через реку Салеф. С гибелью предводителя была решена и судьба похода. После этого последнего большого рыцарского крестового похода достаточно серьезных военных походов в Палестину уже не осуществлялось. Значение этих войн не в их продолжительности и не в завоеваниях, а в том, что в результате их христианская культура вошла в соприкосновение с духовной и материальной культурой арабского Востока, и, как позже оказалось, Восток вновь благотворно повлиял на Европу. Крестоносцы, совершавшие походы в Палестину, стали относиться к Востоку скорее с восхищением, чем с враждебностью. Культура и роскошь Византии вызывали у проходивших через нее рыцарских войск чувство изумления и зависти. После неординарной смерти последнего рыцаря-императора Фридриха Барбароссы на германский престол вступил его сын Генрих VI (1190-1197), которого в 1191 году папа Целестин III (1191-1198) короновал императором. В 1194 году Генрих занял также и сицилийский трон и объединил Сицилию с империей. Таким образом, он стал государем всей Италии, за исключением Папского государства. Генрих переместил центр империи на юг, в Сицилию. Для него Германия приобрела второстепенное значение. Смерть настигла его в молодом возрасте, не дав осуществить задуманный им план создания мировой империи с центром в районе Средиземноморья. Однако тем самым не был решен, а лишь отодвинут почти на два десятилетия вопрос об окончательном сведении счетов между папой и императорской властью, переместившейся в Италию.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

Таково же было и июльское предложение пр.Василия воссоединенному духовенству, чтобы оно поддерживало и укрепляло союз братской любви с древле-православным духовенством, участвовало с ним в совместных богослужениях, а православным архиереям воздавало «всякое уважение и почитание» 1194 . По постановлению Синода от 4(8) августа 1839 г., воссоединенные священники были снабжены царской и патриаршей грамотами об учреждении Синода и православными катехизисами м.Филарета, а благочинные, кроме того, «Историей Российской церкви» Муравьева 1195 . 1-го октября 1839 г. было утверждено Государем следующее, имевшее целью положить конец вражде между б.униатами и православными, постановление Синода от 21(31) августа этого года: «1) все производящиеся в гражданских присутственных местах дела о совращении и отступничестве от православия в б.унию прекратить и предать забвению 1196 : 2) тяжбы между древле-православными и воссоединенными церквами о присвоении одними из них собственности других, производящиеся в гражданских присутственных местах, также прекратить и передать в подлежащие духовные консистории» 1197 . Добрый союз, однако, налаживался не быстро по крайней мере, не везде одннаково. После всех мер и распоряжений во многих местах еще бывшие униаты и древле-православные сторонились друг друга. «При частых поучениях моих народу о соверишившемся единстве так именовавшейся унии с православием, древле-православные прихожане объявляли мне», – писал пр.Смарагд Дьякову 2-го августа 1839 года, – «что они не желают еще исповедоваться и приобщаться в церквях новоправославных, а равно и новоправославные отзывались, что они не вдруг могут решиться на заимствование треб у древле-православных священников» 1198 . Мы уже знаем, что интриги р.-католического духовенства более всего мешали слиянию воссоединенных с древле-православными. «Из сего», – скажем словами пр.Смарагда, – «видно, что для ближайшего, на самом деле, общения и слияния воедино прихожан обоих паств требовалось дальнейшее время и сообразные с обстоятельствами распоряжения» 1199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В видах возбуждения в учениках живого интереса к церковному собеседованию и научения их составлять и произносить проповеди, полезно во всех классах, тем более в старших, где преподается гомилетика, знакомить учащихся с живыми опытами церковного собеседования. Для этого не только необходимо бы обратить семинарский храм в постоянную школу хорошей проповеди с приглашением сюда, если понадобится, лучших епархиальных проповедников, но и посылать семинаристов слушать, – разумеется, с обязательством отдавать отчет в выслушанном преподавателю гомилетики, – лучших местных проповедников 1192 . Затем, как можно скорее, непременно с 5 класса, нужно привлекать учеников семинарии к деятельному участию в церковном проповедничестве. Первой ступенью этого участия должно считать произнесение ими в своей семинарской и ближайших приходских церквах —89— заранее просмотренных и разученных готовых проповедей 1193 . Это дело, как показывает опыт, увлекает учеников уже одной очевидной пользой, которую оно приносит, а главное – оно обнаруживает, у кого из них есть интерес, любовь и способность к проповедническому делу, особенно – способность произношения 1194 . Не говорим уже о том, что через это ученики приучаются смотреть на занятия по гомилетике более серьезно, как бы на «предначатие священнослужения» 1195 . Продолжая затем в 5 и 6 клл. чтение и разбор образцов, преподаватель не малое место будет уделять и тем устным, а отчасти и письменным 1196 упражнениям, которые являются подготовительной ступенью к импровизации. Мы говорим о предварительном домашнем и особенно классном подыскивании и обработке материала для разного рода церковных собеседований, а также и о письменных импровизациях в проповедническом роде. Впрочем, особенное внимание преподаватель, на наш взгляд, должен уделять первому упражнению, потому что оно, как мы отметили, так сказать, шаг за шагом показывает воспитаннику процесс составления проповеди 1197 . —90— Что касается столь употребительных до сих пор классных импровизаций, то, как помнит читатель, мы лично не признаём за ними никакого значения в деле подготовки к настоящим импровизациям, к проповедничеству вообще. Поэтому, мы очень бы не прочь заменить их пересказом с изменениями, сокращениями и дополнениями (если они понадобятся) прочитанных перед тем и разобранных в классе проповедей. При этом, помимо специальной цели импровизаций, достигалось бы сознательное знакомство учеников с большим количеством гомилетических образцов. С успехом может заменить импровизации, нам кажется, и простая связная передача кем-нибудь из учеников материала на известную тему или лучше, – материала, который предварительно был подобран в классе же одним или несколькими его товарищами 1198 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прем.5:15–16 ; Ин.5:24 ). И заметь 1189 , что поминаниям надлежит быть священными, ибо божественная память проявляется не в воображении, как человеческая, при воспоминании, но, можно сказать, – боголепно, в соответствии с чтимым неизменным знанием в Боге скончавшихся богообразных людей. " Познал ведь, говорят Речения, Господь Своих» ( 2Тим.2:19 ) и «Честна пред Господом смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ) (о смерти преподобных тут сказано вместо «в преподобстве скончавшихся»). И пойми это священно, – что когда чтимые символы 1190 , посредством которых Христос обозначается и приобщается, бывают положены на божественный жертвенник, тут же на небольшом расстоянии находится список святых, что показывает нераздельно сопряженное их сверхмирное и священное единство с Ним. 10 . Когда же в соответствии с установлением, о котором сказано, это будет священнодействовано, иерарх, став перед святейшими символами, вместе с почитаемым священническим чином омывает руки 1191 водой. Ибо, как говорят Речения, " омытому 1192 нужно только умыть свои конечности» 1193 , или оконечности (ср. Ин.13:10 ); после какового предельнейшего очищения, благообразно исходя во всесвятом состоянии богообразия ко вторичному, он будет неудержим вторичным и свободен, как полностью единовидный и единственно к Единому обращенный; и чистый и неоскверненный, как сохраняющий полноту и всецелость боговидного, он совершит свое возвращение. Ведь священный 1194 умывальник был, как мы сказали, при законной иерархии, ныне же на него намекает очищение рук иерархом 1195 и иереями. Ибо приходящим на всесвятейшее священнодействие подобает очиститься 1196 даже от окраинных фантазий души и подходить к нему, по возможности, через уподобление. Так ведь более ясные богоявления сверхмирной Светлости, что посылает в блеск единовидных зерцал 1197 распространяться свои лучи 1198 , будут сверкать полнее и яснее. Омовение же иерарха 1199 и священников вплоть до конечностей, или же оконечностей, совершается перед святейшими символами, словно перед Христом, Который видит все наши даже сокровеннейшие помышления и определяет Своими всевидящими точнейшими справедливейшими и неподкупнейшими судами наше полнейшее 1200 очищение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Все эти изображения помещены в двух вертоградах с роскошными деревьями, плодами, цветами и птицами. По другую сторону той же арки, где находятся вертограды, представлена группа праведников мужчин и женщин с царицею в диадиме, которых ведет апостол Петр в рай. Рядом два ангела с трубами: один трубит в землю, другой – в море, призывая людей на страшный суд. Затем у западной стены по обеим сторонам большой средней арки над входом сохранились апостолы на престолах с раскрытыми книгами в руках и ангелы дориносящие. Очевидно, здесь мы имеем одну часть цельной картины страшного суда, которая по принятому приему распределения живописей в храме помещалась именно в западной части. Стиль и иконография этой росписи имеют характер византийский. Заключение это остается в силе, признаем ли мы, что роспись произведена непосредственно греками, вызванными кн. Всеволодом при построении собора в 1194–1197 гг., или русскими учениками греков, работавшими по византийским образцам. За исключением славянских надписей, нет здесь ни одной черты, которая бы обнаруживала самобытно-русское происхождение росписи: композиции и типы, положение фигур и костюмы – все это имеет свои прототипы в уцелевших доселе греческих образцах. Ученый издатель памятника гр. С. Г. Строганов видит здесь замечательные отступления от перешедших в Россию древних греческих подлинников и свободное отношение художника к делу 194 ; мнение это основано на неверной оценке греческого подлинника Дидрома. Без сомнения, между этим подлинником и композициею страшного суда в Дмитриевском соборе – значительная разница; но она означает то, что составитель самого подлинника отступает от древних образцов, а не наоборот. Признавая, тем не менее, дмитриевскую стенопись произведением греческих художников, автор не совсем справедлив по отношению к их русским ученикам: он полагает, что в произведениях русских мастеров вообще замечается слишком много принужденного, условленного и типического, что в них не употребляется греческое слово «агиос»: с последним безусловно нельзя согласиться, так как термин этот на иконах русского происхождения встречается даже и в XVI-XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

17, (1) Но когда завистливый и лукавый соперник и противник рода праведных увидел величие мученичества его и безукоризненное от начала житие его и что увенчан он венцом нетления 1192 и получил непререкаемую награду 1193 , то постарался, чтобы и тело 1194 его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] (κοινωνσαι) 1195 его святого тела. (2) И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки 1196 , обратиться к начальнику 1197 , чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано 1198 было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. (3) Ибо мы покланяемся Ему как Сыну Божию; а мучеников как учеников и подражателей Господних 1199 достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками 1200 и соучениками! 1201 18, (1) Центурион 1202 , видя иудейскую сварливость, положил тело посредине 1203 , как у них принято 1204 , и сжег. (2) И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота 1205 , и положили, где следовало. (3) Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости 1206 , отпраздновать день рождения его мученика 1207 , в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников]. 19, (1) Такова [история] блаженного Поликарпа, которого одного, [хотя он был] двенадцатым (вместе с Филадельфийскими) мучеником в Смирне 1208 , все особенно 1209 вспоминают, так что и язычники повсюду толкуют о нем. Он был не только знаменитым учителем, но и изрядным мучеником, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию Христову, все подражать желают. (2) Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприяв венец нетления 1210 и веселясь ныне с апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя 1211 и благословляет Господа нашего, Спасителя душ наших и Кормчего телес наших и Пастыря вселенской кафолической 1212 Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Работа Феодосия В. над улучшением политико-экономического строя империи заставила его обратить серьезное внимание на привилегии клириков в отношении куриальной службы, которая была невыгодна для государственной казны. Как известно, Константин В. освободил клириков от повинностей личных, муниципальных и куриальных 1187 , причем запретил куриалам вступать в клир, и если это случалось, то они возвращались в курию 1188 . Позднее было дозволено куриалам вступать в клир под условием отказа с их стороны от имений в пользу курии. Констанций в 361 г. освободил от этого епископов без всяких условий, остальных же клириков – только в том случае, когда клирика желает весь народ 1189 , а иначе клирик должен отдать свое имущество детям, которые обязуются нести службы в курии, или родственникам, и только за отсутствием тех и других – курии. Последующие императоры принуждены были ограничить эти привилегии 1190 , так как множество знатных лиц, желая избежать гражданских тягот, вступали в клир 1191 . Впрочем можно думать, что злоупотребления продолжались, так как гораздо выгоднее было надеть рясу, чем служить в курии, что требовало больших издержек. С таким явлением не мог не считаться Феодосий уже по одному тому, что оно лишало курию многих талантливых чиновников, а главное, материальных богатств, необходимых для блеска курии. Эдиктом от 7 ноября 383 г. 1192 Феодосий предоставил свободный выбор или службы в курии, или служения Церкви с тем только ограничением, что всякий куриал, оставлявший курию во имя клерикальных обязанностей, должен спокойно отказаться от своих богатств в пользу курии. «Не прилично, – уверяет Феодосий, – чтобы души, преданныя божественному служению, были отягчаемы заботами об отцовских наследствах» 1193 . В 386 г. 31 декабря этот эдикт был несколько изменен. Так, каждый клирик, имеющий отношение к курии по своей принадлежности к сенаторской фамилии, может оставлять службу, но должен заменить себя способною к общественной должности личностью и содержать ее на свои средства 1194 . Под давлением Амвросия Медиоланского смягчение действующих законов пошло дальше 1195 . Тронутый жалобами уважаемого иерарха на ненормальность и тяжесть законов, прикреплявших клириков к курии, Феодосий в 390 г. (27 июня) издал эдикт 1196 , по которому всякий из курии, если он получил сан пресвитера, диакона или должность заклинателя до года консульства Феодосия, т. е. до 388 г. 1197 , может покидать курию, не лишаясь своих имений. Только те куриалы, которые поступили в клир после 388 г., подчиняются старым законам. На основании этого эдикта можно предполагать, что закон Констанция 1198 , освобождавший епископов от куриальной службы, оставался еще в полной силе 1199 . В 391 г. (28 июля) Феодосий повторил свой закон от 390 г. и добавил, что всякий куриал-клирик может заменить себя сыном, если последний не занимает никакой церковной должности 1200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

при Феликсе III , против Акакия (vid. Mansi, t. VII, p. 1115), и в котором он защищает учение о двух природах. Авторство этого Иустина вполне бы уясняло собой то обстоятельство, почему позднейший редактор поставил его сочинения в связи с трудами Иустина мученика ; он смешал лица по одинаковости имен. 1194 Помещая обозрение фрагментов об этих полемических сочинениях Аполлинария в разряд его догматических сочинений, мы имеем в виду как тесную связь их с прочими оставшимися от чисто догматических его произведений фрагментами, так и то, что эти полемического характера сочинения к Диодору и Флавиану в сущности только разъясняют положительное учение Аполлинария. 1195 У Мария Меркатора и Леонтия сохранились фрагменты сочинения Диодора «κατ Συνουσιαστν» (перепечатаны у Migne, gr. s., t. 33 c. 1559–1562), но на основании их нельзя решить вопроса, принадлежат ли они этому сочинению против Аполлинария, или составляют особый труд. – Гарнье считает (Dissertatio de haeresi et libris Nestorii) это »κατ Συνουσιαστν...» написанным после 392-го года на том основании, что Иероним не упоминает о нем в своем каталоге (De vir. ill. c. CXIX), но это основание шатко. Иероним не упоминает ни о каком сочинении Диодора против Аполлинария, но одно из таковых существовало по крайней мере в 70-х годах IV в., ибо Аполлинарий в своем ответе пишет, что Диодор убеждал его отвечать (apud. Leont., Adv. fraud. Apoll., Migne» gr. s, t. 86, 2, c. 1969). 1196 См. обсуждение фрагментов его сочинений в этом отношении у Dorner’a, I, 966; anm. 3. – Отчасти эту тенденцию можно проследить и в его соч. «De engastrimytho», см. Mighe, gr. s., t. 18, c. 652; Iahn, Texte und Untersuch., 1886. 1197 A. Kihn, Die Bedeutung d. Antioch. Schul. s. 74, § 65. – Theodor. von Mopsuestia und Iunilius Africanus, c. 187. 1199 Eranistes seu Polymophus. – Theodoreti opera omnia, ed. Schulze, t. IV, Halae, 1772, pp. 70, 170–172, 255. 1204 В издании сочинений Аполлинария, сделанном Дрэзеке, имеется отдел «Apollinarii Laodiceni contra Diodorum fragmenti (pp.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Xenophon, Memorabilia IV, 3, 13—14. 1166 Orac. Sybill., fr. 1, 10—13. 1167 Fr. 23; 14—15 DK. 1168 Fr. 23 Snell. 1169 Cleanthes, fr. 557 Arnim; fr. 3 Powell, р. 229—30. Fr. 560 Arnim; fr. 5 Powell, р. 230. Тот же самый текст Климент цитирует в Протрептике 6, 72. 1170 Euripides, Antiope, fr. 210. 1171 Sophocles, fr. dub. 1026. 1172 Fr. 1. 1173 Melanippides, fr. 6 Diehl (762 Page, PMG). 1174 Parmenides, fr. 8, 3—4 DK; Платон, Софист, 237 а. 1175 Hesiodus, fr. 195 Rzach; fr. inc. 308 West. 1176 Hecataios, fr. dub. 18; FHG II, р. 396 (ps.— Sophocles, fr. 1025 TGF). 1177 Euripides, fr. 941. 1178 [Euripides] Peiritoos, fr. 593 ­­ Kritias, fr. 19 DK. 1179 Aeschylus, Heliades, fr. 70. 1180 Heraclitus, fr. 32—34 DK (84, 104, 2 Marcovich). 1181 Timaeus Locr., test. 7 Marg. В действительности это цитата из неопифагорейского трактата Аристея Кротонского (Aristaios, peri a(rmovi a», Stobaeus, I, р. 176—77). Cf. Thesleff, Pythagorean Texts. 1182 Огас. Sybil., fr. 1, 28. 1183 Одиссея, IX, 410—411. «Никто» — имя, которое использовал Одиссей, чтобы обмануть Циклопа. 1184 Orpheus, fr 338 Kern. 1185 Xenocrates, fr. 18 Heinze (217 Isnardi-Parente); cf. Plutarch., Quest. Plat. 9 (Mor. 1007 sq.). 1186 Cf. fr. 228 Usener. 1187 Илиада, XXII, 8—10. 1188 Epicharm., fr 56, 57 DK. 1189 [Menander] Pseudoepigr., fr. 1130. Этот текст, как и следующий, по- видимому, является каким-то эллинистическим иудейским подражанием классическим авторам. Поэтому не удивительно, что сходство с Ветхим Заветом почти вербальное, как это в данном случае справедливо отмечено Климентом. Ис. 65: 24. 1190 Ср. Ис. 58: 9; 65: 24. 1191 Cf. Philemon, Pseudoepigr., fr 246 Kock (CAP). 1192 Euripides, Phrixos, fr. 835. 1193 Euripides, fr. dub. 1131. 1194 Sophocles, fr. dub. 1027. 1195 Orpheus, fr. 21а Kern. 1196 Empedocles, fr 147 DK. 1197 Orpheus, fr. 246 Kern. Немного ниже последний текст приводится в несколько ином чтении: Стром. V, 127. 1198 Orpheus, fr. 248 Kern. 1199 JWshe> Euseb., Clem. Prot. 8, 79, 2; hJsaì> ou L. 1200

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010