Из всех творений его это самое популярное. Признательность читателей оно снискало себе уже в Средние века: «Главы о любви» активно читались и переписывались в самой Византии, став классическим трудом аскетической письменности 1186 , а также на Западе, где они стали известны благодаря переводу на латинский язык монаха Цербана (первая половина XII в.) 1187 . Переведено оно и на все основные современные западные языки. В Древней Руси имя преп. Максима было известно благодаря в первую очередь этому произведению 1188 . Существует и несколько переводов «Глав о любви» на русский язык, один из которых сделан св. Феофаном Затворником в «Добротолюбии». Необходимость в новом переводе объяснялась не только естественным устареванием прошлых, но и тем, что они содержат ряд неточностей, иногда весьма существенных. В частности, грешит этим недостатком и перевод св. Феофана, который, как и прочие его переводы, часто является не собственно переводом, а пересказом (парафразой) содержания оригинала. Своего рода естественным продолжением «Глав о любви» является «Послание к Иоанну Кубикуларию о любви» 1189 . И. Дальме, первый по-настоящему оценивший данное послание, опираясь на него, недаром именует преп. Максима «учителем любви» 1190 . Не преувеличивая, можно сказать, что оно является одним из самых лучших шедевров святоотеческой аскетической письменности, ибо здесь преподобному удалось собрать и заключить в малый объем ценнейший нектар самых изысканных цветов христианской духовности. Наконец, третьим важнейшим аскетическим произведением преп. Максима является «Слово о подвижнической жизни» 1191 (мы сохраняем название, данное самим преподобным; в «Добротолюбии» оно называется «Слово подвижническое») 1192 . Написанное приблизительно в то же время, что и «Главы о любви» (624–625 гг.) 1193 , это сочинение стоит в непосредственной внутренней связи с ними и адресовано одному и тому же лицу; можно даже сказать, что оно служит своего рода предисловием к «Главам о любви» 1194 . Написанное в форме диалога (или беседы умудренного духовным опытом старца и начинающего монаха), оно более просто по содержанию, чем «Главы».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Все эти формы имеют смысл отражения и достойны особого внимания мудрых, которые умеют читать в лице человека» 1189 . Неудивительно, если, при таком воззрении, и внешность человеческая превращается в предсуществующую идею тела, служащую принципом индивидуализации людей 1190 . «В тот момент, когда на земле совершается зачатие, Святой (– да будет благословенно Его имя! –) ниспосылает форму человека с божественной на ней печатью... Она небесного происхождения, и – по ее участию – происходит то, что Бог создает человека по образу Своему. В минуту оставления своего небесного жилища каждая (предсуществующая) душа является пред верховным царем, облеченной в возвышенную форму с чертами, под которыми она должна обнаруживаться внизу» 1191 . Вот все существенное, чтó в иудейской кабалистике касается рассматриваемого предмета 1192 . Мы намеренно даем пунктуальные и пространные справки, потому что адепты новозаветной историко-генетической критики ограничиваются слишком общими указаниями, не представляя точных сведений 1193 . Это открываешь им легкую возможность догматически утверждать зависимость св. Павла от иудейского богословия по всей линии, поскольку второе неопределенно и допускает всяческие инородные привнесения. Естественно, что у них все оказывается бесспорным даже там, где de facto господствует абсолютное сомнение. Оно возникает с разных сторон и постепенно получает несокрушимую интенсивность. Прежде всего, каббалистическая теософия более или менее законченного образца относится к позднейшему времени, почему мы не в праве передвигать ее целиком за грань христианской эпохи 1194 . Это – истина, незыблемая и не нуждающаяся в аргументации 1195 . В таком случае критика лишается всякой опоры, выводя ante из post 1196 . Но допустим, что каббалистические миазмы уже носились в религиозной иудейской атмосфере первого века нашей эры и отмеченные элементы в раздробленности существовали в народных созерцаниях 1197 , – и тогда дело ничуть не поправляется 1198 . Скорее наоборот, потому что основная стихия каббалистики не чисто иудейского характера и обязана вторжению дуалистически-эманатических воззрений, которые иудейские мистики хотели согласовать с исконными понятиями еврейской религии 1199 . Естественно, что и в этом виде каббалистические мечтания нельзя приписывать Палестинскому раввинизму, хотя Савл был воспитан именно в его школе. Наконец, каббалистическая система далеко не тожественна с тем, что усвояется благовестию Апостола языков. Ближайшее соотношение человека небесного и земного в ней весьма неотчетливо и не связано тесно с библейским повествованием о творении. Ученые здесь совершают едва ли простительный подлог, выпуская резкий филонизм под раввинистическим штемпелем 1200 . Мы должны выделить прочное и формулировать собственное каббалистическое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1189 Далее следует авторское обобщение, в котором выделяются темы пророчеств о новозаветных событиях, содержащиеся в Псалтири. Из-за включения подборки псалмов, сгруппированной по строго намеченному Составителем плану, весь раздел о царствовании Давида приобретает программное для всей Толковой Палеи значение. Фактически Составитель Палеи здесь формулирует свой творческий метод, раскрывая применённые в толкованиях принципы осмысления ветхозаветных событий, и, что весьма важно, приводит «инвентаризацию» новозаветных смыслов, которые на протяжении всего труда извлекались им из Пятикнижия, Судей, Царств. Христологическая проблематика здесь дифференцируется по событиям двунадесятого праздничного цикла, выделяется напрямую связанная с христологией тринитарная и богородичная проблематика Боговоплощения, а также такие сквозные для Палеи темы, как обличение отверженных иудеев, проповедь христианства среди язычников и призвание новых народов. Не все из обозначенных здесь проблемно-сымсловых линий представлены в Палее одинаково обильной фактической наполненностью, но каждая из них с большей или меньшей интенсивностью лейтмотивом проходит через весь труд. Поэтому предложенную на завершающей стадии компилятивно-толковательной работы Составителя систематизацию нельзя не признать в проблемном и мировоззренческом отношениях концептуальной формулой грандиозного и сложнейшего труда; это своеобразный ключ, раскрывающий подходы к восприятию многогранного содержания Палеи. – А.М.К. 1192 Воспроизводится второй член православного Символа веры с прибавлением слов «…и Святому Духу», что не противоречит догматике. Ср. с молитвой императора Юстиниана «Единородный Сыне...». 1197 Ср. в LXX: μεγλυνεν π’ μ πτερνισμν , ССБ: возвеличи на м РСБ: «noдhzл на мehz nzmy». Сам Иисус Христос прилагал пророчество к предателю Иуде: «Не о всех вас говорю; Z знаю, которых избрал. Но да cбyдemcz Писание: zдyщuй со Мною хлеб noдhzл на Mehz nzmy свою» ( Ин. 13:18 ). 1198 Нерастворённое вино – неразбавленное водой, самое крепкое вино; растворение (греч. κρασμα ) – ароматический состав, который дoбabлzлcz в вино длz ycuлehuz его вкуса и крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

1187 Нечего и говорить, что подвиги обороны при таком главнокомандующем в лучшем случае не могли идти далее пассивного подчинения «необходимости» – отсиживаться в крепости, природные и искусственные укрепления которой, так счастливо восполнявшие друг друга 1188 , делали бы эту крепость в руках более опытного и отважного предводителя «могилой» Римлян, а не Иудеев, по милости Иосифа!... Так как прочность и неприступность Иотапатских укреплений, даже и при не столь счастливой благоприятности (см. ранее) других условий, исключала возможность взятия этой крепости с первых же приступов, то Веспасиан решил повести правильную осаду, причем искусству и опытности осаждавших не без успеха противостояло «необходимостью» внушенное мужество осажденных и – если не положительные военные таланты 1189 , то, по крайней мере, чудовищная хитрость и жидовски изворотливая (до смешного) изобретательность их предводителя. 1190 Но все это но могло надолго отсрочить судьбу города, тем более, когда тот самый, кому эта судьба была вверена, «первый» стал помышлять о «бегстве» 1191 , едва уступая «трогательнейшим» 1192 мольбам горожан. У нас не хватает смелости объявить за решительное, что, показан этой (после стольких «ломаний» – положительно насильной) уступкой свою готовность биться до конца за город, Иосиф (– нисколько не удивительно) предприняла втихомолку обеспечить целость своей шкуры в виду неизбежности его падения, и что тот «переметчик», благодаря которому Веспасиан был извещен о лучшем моменте для решительного приступа 1193 , исполнил свою позорную роль не без поощрения Иосифа; но, по крайней мере, не будет излишней смелостью объявить это за " возможное» уже во внимание к тому, что Иосиф ни единым упреком не спохватился оклеймить эту позорную испортившую все его дело роль, говоря об этом так хладнокровно, как о самом заурядном явлении. Как бы то ни было, воспользовавшись указаниями переметчика, Римляне в глухое раннее утро прокрались в беспечно спавший (?) город и бесшумно перевели в него свои легионы, долго не замечаемые, благодаря нависшей «темной туче», пока, наконец, не засверкал их убийственный меч, не щадивший никого в этот злополучный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1187 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 286. 1188 Например, в даосизме повествуется о многоярусном Космосе, вся сложнейшая структура которого «заполнена многими тысячами всевозможных святых, духов, бесов, героев, отвечающих за отдельные частности Целого. И уже „за“ ними стоит Дао, скрытое от человека пестрой завесой посредников» (Светлов Р. В. Древняя языческая религиозность. – СПб., 1993, с. 27). 1189 Один молодой священник рассказывал мне, что ему стало гораздо труднее молиться на Богослужениях после того, как из храма он перешел в алтарь и стал не просто присутствовать на службе, но совершать ее. И вот, когда он поделился этим со своим отцом, тот ему неожиданно заметил: «А с чего ты взял, что ты должен молиться лучше, чем миряне? Священник в храме не столько сам молится, сколько помогает нам, мирянам, молиться». 1190 Знаменательно в этой связи сопоставление библейского 50-го псалма и гностического трактата «Пистис София». Псалмопевец говорит: «Избавь меня правдой Твоей и спаси меня; приклони ко мне ухо Твое и избавь меня». Гностик полагает надежду в ином: «Помоги мне и спаси меня тайнами твоими, приклони ко мне ухо твое и спаси меня» (цит. по: Трофимова М. К. К вопросу о гностической тайне.//Религии мира. История и современность. Ежегодник 1989-1990. – М., 1993, с. 172). Надежде на «правду Божию» противопоставлено упование на «тайны». И это действительно антонимы: правда Божия – это явленность Промысла в делах мира, открытость Бога к миру. Гностические «тайны» есть нечто укрываемое от мира людей… 1191 см. – Трубецкой С. Н. Сочинения. – М., 1994, с. 247-248. 1192 На то, что это место из Писания несовместимо с идеей переселения душ, обратил внимание еще св. Кирилл Александрийский (начало V века), что является нелишним свидетельством о том, что идея переселения душ отвергалась христианством еще задолго до Пятого Собора (553 г.) (Цит: Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 5. – Казань, 1889, с. 244).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

короля заключить мир, сохранивший равновесие в регионе. В 1122 и в 1140-х гг. Византии пришлось отражать крупные набеги половцев на Балканы. Прочный союз Византии с крестоносцами не сложился. С момента разрыва с участниками 1-го крестового похода основным объектом визант. интересов стала Антиохия, занятая Боэмундом Тарентским. В 1107-1108 гг. Боэмунд предпринял вторжение из Италии на Балканы, но был блокирован у крепости Девол и вынужден заключить мир на условиях передачи Антиохии В. и. Но наследники Боэмунда не исполнили этого условия. Участники 2-го (1147-1149) и 3-го (1189-1192) крестовых походов поддерживали дружественные отношения с Византией, но на Ближ. Востоке действовали лишь в интересах крестоносных гос-в. Реальное признание роли К-поля зависело от активности самой империи. В XII в. византийцы провели в Сирии 4 крупные военные кампании, каждый раз стараясь не только упрочить союз с крестоносцами, но и навязать им вассальные отношения. В 1136-1138 гг. имп. Иоанн почти полностью захватил Киликийскую Армению, учредив там визант. дукат, и добился присяги от кн. Раймонда Антиохийского. В 1142-1143 гг. новый вост. поход византийцев был прерван из-за неожиданной смерти императора. В течение последующих 15 лет позиции империи постепенно ослабевали; армянское гос-во было восстановлено, а отношения с Антиохией стали враждебными. В 1158-1159 гг. имп. Мануил вновь захватил Киликию и добился вассальной клятвы от Антиохии. Наконец, в 1168-1169 гг., в период активных попыток крестоносцев захватить Египет, сложился союз К-поля с кор. Амальриком I Иерусалимским, к-рый женился на царевне Марии Комнине. Византийцы и крестоносцы предприняли экспедицию в Египет и осаждали Дамиетту, но не добились успеха. В 1171 г. Амальрик посетил К-поль, признав вассальный союз с империей; новая экспедиция, запланированная на 1177 г., не состоялась. В дальнейшем династический кризис в империи и быстрый рост могущества егип. султана Салах ад-Дина сделали совместные военные акции на Востоке невозможными.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Врач. 1187 ; в случае ослушания, они дают знать о сем как своему начальству, так и местной полиции 1188 (там же, 724 ст.). Перевезение и вырытие мёртвых тел Разрешение просьб о дозволении перевозить мёртвые тела 1189 , не преданные ещё земле, из одной губернии в другую, для погребения, предоставляется в Московской губернии – Генерал-Губернатору, во всех же прочих губерниях (областях) – Губернаторам (начальникам областей), а в градоначальствах – Градоначальникам 1190 (там же, 728 ст.). Запрещается непогребённые тела перевозить в губернии из одного уезда в другой, без особого на сие разрешения 1191 Губернатора, а если в губернии имеет пребывание Генерал-Губернатор, – без разрешения сего последнего 1192 (там же, 729 ст.). Закона, воспрещающего перевозить, с надлежащего разрешения, мёртвые тела без отпевания на месте кончины, нет 1193 (Ц.Вед. 1896, 47; сн. Ц.В. 1899, 23); но самое предание тела земле без отпевания не должно быть допускаемо 1194 (см. выше, 1299–1301 стр. печатного оригинала). Мёртвые тела могут быть привозимы из-за границы для погребения их в пределах Российской Империи только с особого на то дозволения Губернатора или начальника той губернии или области, где тело будет погребено, или же Градоначальника, если предназначенное для погребения место находится в подведомственном ему городе; наблюдение за исполнением сего требования возлагается на подлежащие таможни 1195 (Уст. Врач., 727 ст.). – См. также ниже, 4 примеч., 8 п. Тела, преданные уже земле, могут быть вырываемы для перенесения в другое место, не иначе, как с разрешения подлежащего Губернатора, начальника области или Градоначальника 1196 , и с соблюдением при этом правил осторожности, составляемых Медицинским Советом Министерства Внутренних Дел и издаваемых Министром 1197 (Уст. Врач., 725 ст.). На сем основании (ст. 725) запрещается и в случае учреждения нового кладбища, без указанного в предшедшей (725) статье разрешения, вырывать находящиеся на старом (кладбище) гробы и мёртвые тела, для перенесения их в другие места (там же, 726 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Могил. Е.В. 1894, 18). 1189 По существующим правилам, тела умерших перевозятся не иначе, как в плотно закрытых гробах, которые при дальней перевозке даже должны быть помещены в особых свинцовых ящиках и деревянных, кроме того, футлярах (Ц.В. 1899, 23). 1190 Вместе с разрешением таких просьб, означенные лица, для беспрепятственного пропуска тела, уведомляют о данном ими разрешении губернаторов тех губерний и областей, куда оно перевозится (Уст. Врач., 728 ст). 1191 На беспрепятственное перевезение тела гражданским начальством выдаётся просителю установленное письменное разрешение. 1192 Министром путей сообщения в 1888 г. были утверждены следующие правила перевозки по железным дорогам гробов с покойниками. – § 1. Гробы с покойниками могут быть перевозимы по железным дорогам не иначе, как при провожатых, снабжённых установленным удостоверением о разрешении перевозки. Означенное удостоверение передаётся провожатым вместе со сдачею гроба железной дороге, а сею последнею, по совершении перевозки, вручается лицу, принимающему гроб. – § 2. Плата за провоз гроба с покойником взимается при отправлении. – § 3. Провожатый должен иметь на проезд пассажирский билет. В случае желания, провожатый может следовать в том же вагоне, в котором находится гроб с покойником. – § 4. Требование об отправлении с поездом гроба с покойником должно быть заявлено: на главной станции – за 3 часа, а на промежуточной – за 6 часов до отхода поезда; самый же гроб с покойником должен быть доставлен на станцию за 2 часа до отхода поезда. – § 5. По прибытии на станцию назначения, гроб с покойником должен быть взят со станции провожатым или означенным в удостоверении (§ 1) получателем не позже 6 часов; по прошествии сего срока гроб передаётся местной полиции (Собр. Узак. и Расп. Правит. 1888 г., 53 491 ст.). 1193 По обычному порядку, в случае перевезения мёртвого тела, отпевание совершается на месте кончины усопшего; при этом отпевании причт даёт выписку из метрик о совершённом им отпевании, каковая выписка и должна быть доставлена, вместе с разрешением на перевезение тела, погребающему причту; о совершённом же погребении этот последний вносит и в свои метрические книги (Ц.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сь грамота от Яриль ко Онание. Въ волости твоеи толико вода пити 1201 в городищяньх. А рушань скорбу про городищяне. Аже хоцьши, ополош дворян, абыша нь пакостили. 1164 Α не сестра я вамо... – Формула клятвы или угрозы, восходящая, по-видимому, κ языческой формуле отречения от своего рода. 1165 ...во три колоток вокуе; то ти 4 золотьник во кольцю тию. – Колтки – женские украшения (часто из золота) в виде полых подвесок, прикреплявшихся κ головному убору; их внутренность обычно заполнялась благовониями. Золотник – мера веса (ок. 4,25 г). Нежка заказала своему брату Завиду выковать для нее три колтка из двух колец. 1171 ...ида на судо... – перед смертью. Суд как одно из обозначений смерти неоднократно встречается в древнерусской литературе. 1175 Кучъкъву.– Кучков – первоначальное название Москвы. Таким образом, данная грамота является самым древним дошедшим до нас письменным документом, где упоминается Москва. 1177 ...хътя жьдати али ти нь хътя жьдати... – Β принципе возможен также другой вариант: захочу ли я ждать или нет. 1179 Русь... – Слово означает здесь Киевскую, Черниговскую и Переяславскую земли. Судя по слову «приходил» (а не «ходил»), грамота пришла в Новгород из «Руси». 1181 ...полубуивъ... – Значение слова пока не установлено. Перевод «дурковатый» основан на существовании слова буивъ (глупый, буйный); но возможно также, что полубуивъ было каким-то техническим термином коневодства. 1182 Сътворя добр – этикетная формула книжного происхождения, восходящая, как показал Н. А. Мещерский, κ греческой эпистолярной традиции. 1189 ...крьвоши (ь вместо ожидаемого и) – возникло так: Янка сперва написала крьни (купи), а затем решила исправить это на кривоши (купивши) и заменила ни на воши; но ь в крь остался. 1191 ...добр сътворя – этикетная формула книжного происхождения, восходящая, как показал Н. А. Мещерский, κ греческой эпистолярной традиции. 1192 ...тобе не сестра, а мужеви не жена! – Клятва, восходящая κ языческой формуле отречения от своего рода, ср. аналогичную формулу в грамоте 644.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Бог, Изобретатель и Творец вещей... прежде чем начать творение этого мира, родил Святого и нетленного Духа (sanctum et incorruptibilem Spiritum), Которого назвал Сыном. И хотя после этого Бог сотворил через Него бесчисленных духов, которых мы называем ангелами, только Первородный (primogenitum) один был удостоен названия Божественного имени, обладая отчей силой и могуществом. Ибо Тот, Кто наделен высшей властью, является Сыном Высшего Бога (summi Dei Filium)» 1187 . «Поскольку Бог был самый предусмотрительный в размышлении и самый умелый в созидании, прежде чем начать творение этого мира (ибо в Нем был источник полного и совершенного блага, как и всегда есть), для того чтобы от Него возникло благо и, подобно реке, распространилось далеко, Он произвел подобного Себе Духа (similem sui Spiritum), Который был наделен силами Бога Отца (virtutibus Dei Patris praeditus)... Итак, приступив к творению мира, Бог поставил над всем созданием этого первого и высшего Сына (illum primum et maximum Filium) и пользовался Им как Советником и Творцом (consiliatore et artifice) в размышлении, украшении и созидании вещей, поскольку Он был совершенен в промысле, разуме и могуществе» 1188 . Мы видим, что Лактанций , подобно Тертуллиану и греческим апологетам, тесно связывает рождение Сына Божия с творением мира. Сын – это Посредник, которым Бог пользовался для творения ангелов и остальных вещей. Хотя иногда Лактанций утверждает, что само рождение Сына происходит еще до возникновения мира (ante ortum mundi) 1189 , у него нет следа учения о вечном рождении Сына, характерного для Оригена , Новациана и Дионисия Римского. Кроме того, Лактанций , в тесной зависимости от своих античных источников, часто смешивает понятия «рождения» и «творения», употребляя по отношению к Сыну безразлично то глаголы gignere, progignere («рождать»), nasci, generari («рождаться»), то producere («производить»), creari («быть сотворенным»), fieri («стать», «возникнуть»). Более того, подобно Арнобию, Лактанций по сути ставит Сына Божия в один ряд с другими тварными духами, хотя и полагает, что Тот отличается от них могуществом, властью, именем и особой миссией в мире, о чем речь пойдет ниже 1190 . В некоторых рукописях «Божественных установлений», IV 14, встречается название Сына princeps angelorum («князь (начальник) ангелов»), что вряд ли можно считать позднейшей интерполяцией 1191 , поскольку Лактанций не проводит какого-либо существенного различия между рождением Сына Божия и сотворением ангелов как «духов Божиих» 1192 , о чем мы еще скажем в связи с учением Лактанция о Логосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010