1182 В подтверждение этой мысли некоторые указывали на слова пророка Иезекииля, обращенные к князю тирскому: ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями...; ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иезек. 28:13,15), – замечая, что в судьбе князя тирского таинственно изображена и повторилась судьба падшего денницы. 1183 2) Как пали злые духи: все ли одновременно? Нет, обыкновенно отвечали учители Церкви. Сперва пал один – главный, а потом увлек за собой и всех прочих. 1184 Этот главный был до падения своего, по мнению некоторых, самым первым и совершеннейшим из всех сотворенных духов, 1185 преимуществовавшим перед всеми воинствами ангельскими; 1186 а по мнению других, принадлежал, по крайней мере, к числу духов перво-верховных ( ταξιρχων), водительству которых подчинены низшие ангельские порядки, 1187 и именно к числу тех. между ко­торыми распределил Господь управление частями мира. 1188 Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, – это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, ко­торые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. 1189 Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи ( Иоан. 8:44 ), о том, что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ), равно и об ангелах его ( Матф. 25:41 ; Откр. 12:7,9 ), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал ( Быт. 6:2 ). 1190 Но – а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) – показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, слу­чилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, по­тому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж ( Матф. 22:30 ) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного ( Втор. 14:1 ; Прит. 14:26 ; Иоан. 1:12 ). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] ( Быт. 4:26 ), в противополож­ность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с доче­рями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. 1191

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1183. Рим. 13. 7. 1184. Слово 14. 1185. Слово 14. 1186. Слово 14. 1187. Слово 15. 1188. Слово 16. 1189.  …видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы (Ис. 6. 1–2). 1190. Деян. 2. 17. 1191.  …излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил. 2. 28). 1192. Добротолюбие. Ч. 1. Извлечение из жизни преподобного Максима Капсокаливи. 1193. Втор. 31. 1194. Нав. 1. 2. 1195. Слово 16. 1196. То есть ни о чем не помышляет. 1197. 2 Кор. 12. 2. 1198. Слово 16. 1199. Состояние духовного видения, будучи плодом молитвы, называется иногда духовною молитвою, в отличие от душевной молитвы, которая может быть очень возвышенною, но находится во власти молящегося. 1200. Слово 15. 1201.  …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят… терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3. 19, 18). 1202.  …не открыт путь во святилище (Евр. 9. 8). 1203.  В последние дни (Евр. 1. 2). 1204. При весьма внимательной молитве бывает у подвижников и пот, не только когда они утруждают тело поклонами, но и когда совершают молитву стоя или сидя. Пот является при особенном внимании, при особенном сокрушении духа. Так, преподобный Пахомий Великий при келейных молитвах своих обливался слезами и потом (житие преподобного, Четьи-Минеи мая в 15 день). — Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, говорит: «Иногда бывает в пришедших в такое состояние (в стяжавших сердечную молитву) и пот от великой теплоты, появляющейся в теле» (Добротолюбие. Ч. 4). 1205.  …из которой взят (Быт. 3. 19). 1206. Слово 19. 1207. Гл. 52. Слово о безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1208. Рим. 8. 26. 1209. Слово 21. 1210. Выше объяснено, что разумеют аскетические Отцы под словом память Божия. 1211. Слово 21. 1212. Гал. 5.19. 1213. Проникнутое ощущениями греховными. Таковым обыкновенно соделывается тело от неги, покоя, обильного питания и рассеянной, невнимательной жизни. 1214. Слово 22. 1215.  Осуществление (Евр. 11. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

5: 2. И ради сего обитания желаем облечься снова тем, что потеряли (в жилище небесное). 5: 3. Но только бы, когда мы совлечем 1185 оное, то есть, когда умрем и воскреснем, не нагими оказались мы, как Адам в жилище (раю), которое потерял ( Быт.3:7 ). 5:4. Ибо и будучи в этой хижине, то есть в теле, мы воздыхаем, обремененные, и здесь утопа- —125— ем, – потому что не желаем совлечься, но облечься тем поверх сего, дабы именно облечься нам славой в жизни нашей и поглощено было смертное жизнью. 5: 5. И Тот, Кто уготовляет нам сие в конце, есть Бог, Который дал нам залог Духа Своего 1186 . Ибо как тела наши соделаны достойными быть жилищем Духа Его, так соделал их и быть в конце достойными того, чтобы они облеклись вечной славой. 5: 6. Итак не станем скорбеть о том, что умираем, ибо знаем верно, что, ходя (вращаясь) в сем теле, мы отходим (отвращаемся) от Господа 1187 , то есть от откровения Господа нашего. 5: 7. Ибо чрез веру шествуем, а не чрез видение, то есть: хотя по вере нашей в Него Он пребывает с нами скрыто, но для внешнего видения Он скрыт от нас. 5: 8. Посему мы имеем дерзновение и благоволим более (о том, чтобы) выйти из сего тела, дабы войти (приблизиться) к Богу 1188 также и чрез видение. 5: 9. И посему ревностно стараемся, выходя ли, входя ли, благоугодными только Ему быть: именно делами, кои совершаем в жизни, и мученическими страданиями, кои постигают нас при исходе (смерти) нашем. Ибо были некоторые такие, кои, пока Апостолы совершали чудеса, приходили к ним и исповедовались; но во время страдания и мучения их устрашались и удалялись от них. 5: 12. Когда же мы пишем это вам, то не себя —126— самих (опять) представляем вам, но побуждение даем вам для похвальбы из-за нас дабы вы имели 1189 (что) пред теми, кои лицем хвалятся (а не сердцем), то есть хвастаются показными делами, потому что далеки были от тайных дел. 5: 13. Ибо если мы приходим в исступление умом, то это относится к Богу; если же твердыми пребываем в уме своем, то это для вас, то есть: если мы подвергаемся мучениям, то это радует Божество, Которое радуется этим страданиям; если же знамениями преодолеваем, то это радует простоту вашу, для которой приятны эти проявления сил (чудотворных).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой». Чрез год, действительно, Навуходоносора постигло тяжкое наказание, указанное ему во сне. Гордый царь, упоенный блеском своего царствования, вероятно, и забыл данное ему пророком Даниилом предостережение или не обратил на него внимания 1180 и продолжал украшать свою столицу, любуясь по временам плодами рук своих. Действительно, Вавилон и другие города вавилонского царства были многим обязаны Навуходоносору, если основание их было положено задолго до него, то украшение, отстройка и т. п. – все это было делом главным образом Навуходоносора; ему одному обязан Вавилон тем, что сделался прекраснейшим городом во всем мире, как отзывались о нем иностранцы 1181 . Древние историки Бероз 1182 и Абиден 1183 достаточно говорят об украшении Навуходоносором Вавилона и других городов своего обширного государства. Еще красноречивее свидетельствуют о том же дошедшие до нас клинообразные надписи этого государя: все несметные богатства, полученные при завоевании покоренных городов и областей, шли, большею частью, на украшение или постройку стен, дворцов, мостов и преимущественно храмов в благодарность богам за одержанные царем победы. «Золото, серебро, дорогие каменья, разного рода драгоценности» 1184 – все это выставлялось на вид и способствовало блеску всемирной столицы. Великолепие, обширность, богатства и роскошь Вавилона не даром приводили в удивление и восторг всех видевших его. Замечательные во всех отношениях громадные стены города 1185 , роскошные и богато украшенные ворота Вавилона 1186 , масса великолепно разукрашенных храмов в честь Вила, Меродаха, Нево, Сина, Самаса, Раммана, Гулы, Нинлиланны, Тури, Царпанит, Нана, Нинкаррак и других вавилонских богов и богинь 1187 , блестящие дворцы, построенные или только достроенные и украшенные Навуходоносором 1188 , массивные башни 1189 , разного рода искусственные каналы 1190 , рвы 1191 , плотины 1192 , мосты 1193 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

В 304 г. по Р. X. здесь пострадал мученик Димитрий Солунский, ставший после покровителем города. В 389 г. город Ф-ка был местом страшной резни, устроенной по приказанию Импер. Феодосия, мстившего городу за убийство своего чиновника. За эту кровавую резню Имп. Феодосий был обличен св. Амвросием Медиоланским и должен был понести церковное наказание. В 904 г. Ф-ка была захвачена Сарацинами, в 1185 г. она перешла во власть норманнов из Сицилии, а в 1422 подпала под протекторат Венеции. В 1430 г. город был завоеван турками; и только в 1912 году освобожден соединенными усилиями балканских христиан. В настоящее время это второй по величине город на Балканском полуострове к несчастию густо заселенный евреями. Для славян Ф-ка будет всегда памятна как родина великих Апостолов славянства – св. братьев Кирилла и Мефодия. История основания Фессалоникийской церкви История появления в Фессалонике света Христова учения рассказана в XVII г. кн. Деяний. Здесь мы читаем о том, как Апостол Павел, во время своего второго миссионерского путешествия, сопутствуемый Силою и, вероятно, Тимофеем, пройдя Амфиполь и Апполлонию, пришел, наконец, в Ф-ку, где была синагога. «Пострадав и быв поруган» ( 1Сол. 2:2 ) в Филиппах, Апостол все таки дерзнул проповедать слово Божие и в Фессалонике. Следуя своему обычаю, Апостол начал с проповеди среди местных евреев. В течении трех суббот он вел беседы с евреями на тему о том, что « Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, которого я проповедую вам» ( Деян 17:3 ). Результаты проповеди среди евреев оказались, однако, не особенно блестящими; благодарную почву представляли не гордые сыны Авраама, а прозелиты из язычников. « И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин не мало» ( Деян 17:4 ). Судя по этому стиху кн. Деяний большинство обращенных, принадлежало к числу « σεβμενοι» – «благочестивых Еллинов», принявших основные положения иудаизма, и посещавших синагогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 43 Иез. 43 :1. И привел меня к воротам, обращенным на восток, и вывел меня. Иез. 43 :2. И вот слава Бога Израилева шла по пути ворот, обращенных на восток, и гул войска как бы гул многолюдной толпы 1174 ; и земля светилась вокруг как бы светом от славы Его 1175 . Иез. 43 :3. И видение, которое я видел, было подобно видению, которое я видел, когда входил предвозвестить 1176 городу; и видение колесницы, которую я видел, было подобно видению, которое я видел на реке Ховар. И упал я на лице свое. Иез. 43 :4. А слава Господня вошла в храм путем ворот, обращенных на восток. Иез. 43 :5. И взял меня дух и ввел меня во внутренний двор, и вот наполнен славою дом Господень 1177 . Иез. 43 :6. И я встал, и вот: голос Говорившого 1178 мне из храма и муж стоял подле меня. Иез. 43 :7. И Он сказал мне: сын человеческий! видел-ли ты место престола Моего и место стопы ног Моих? там вселится имя Мое среди дома Израилева вовеки, и не будут более осквернять имя Мое святое дом Израилев, они и старейшины их блудом своим и убийствами 1179 старейшин своих среди себя. Иез. 43 :8. И ставили они преддверие Мое в преддвериях своих и пороги Мои близ порогов своих, и сделали стену Мою связию между Мною и ими 1180 и осквернили имя Мое святое беззакониями своими, какия они совершали, и Я до конца погубил их в ярости Моей и в избиении 1181 . Иез. 43 :9. И ныне, пусть удалят от Меня блужение свое и убийства старейшин своих, и Я вселюсь среди них вовеки. Иез. 43 :10. А ты, сын человеческий, покажи дому Израилеву храм, и образ его и расположение 1182 , и пусть они отстанут от грехов своих. Иез. 43 :11. И они понесут наказание свое за все то, что делали. И начертай 1183 храм, и устройство его, и выходы его, и входы его и план 1184 его, и все учреждения его, и все законы его возвести им, и впиши 1185 пред глазами их, чтобы они соблюдали все уставы Мои и все повеления Мои, и исполняли их. Иез. 43 :12. И (возвести) очертание храма на верху горы и все пределы его вокруг; (все это)-святое святых (есть). Иез. 43 :13. Таков закон о храме. И таков размер жертвенника, (считая) локоть в локоть с ладонью: основание в глубину 1186 два локтя 1187 и в ширину локоть, и пояс 1188 вокруг устья его в (одну) 1189 пядь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Если «никто» для чего же один так ревешь ты? Но если болен, то воля на то Зевса, ее не избегнешь. Нам же, Киклопам, нужды нет ни в Боге ни в Зевсе. (2) И Орфей 1184 , еще до него: О сын великого Зевса, отец эгидоносного Зевса. (3) Ксенократ Халкидонский, говоря о верхнем Зевсе и нижнем, подразумевал, очевидно, Отца и Сына. 1185 (4) Однако Гомер, хотя и почитая богов, изображает их подверженными человеческим страстям, в отличие от Эпикура, который вообще отказывается их почитать. 1186 (117,1) Гомер, например, пишет 1187 : Что ты меня, о Пелид, уповая на быстрые ноги, Смертный, преследуешь бога бессмертного, или доселе Бога во мне не узнал. (2) Действительно, смертному не дано уловить Бога силою рук или ног, увидеть или же, иными словами, осознать с помощью органов чувств. (3) «Кому уподобите вы Бога, какое подобие найдете Ему? – сказано в Писании, – (4) Идола выливает художник, или золотильщик покрывает его золотом...» ( Ис. 40:18 ). (118,1) Комический поэт Эпихарм 1188 очень явственно говорит о Логосе в книге «Государство»: Человек нуждается в расчете(λογισμς) и числе. Мы живем числом и расчетом, вот что спасает людей. (2) И далее: Разум правит людьми как должно и всегда спасает. (3) И затем: Есть человеческий расчет, но и божественный разум. Только разум человека от рожденья обращен к жизни, А божественный – изначально сопутствует искусствам, И один лишь учит людей тому, что им выгодно. Ибо не человек изобрел искусство, но Бог, Как и человеческий разум произошел от Божественного. (119,1) Воистину Святой Дух так возвещает через Исаию: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь, – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу». И немного далее: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши из дум ваших» ( Ис. 1:11, 16 ). (2) А комический поэт Менандр 1189 говорит буквально так: О Памфил, клянусь Зевсом, если иной Приносит в жертву множество быков или козлов, Или других животных, или какое творение рук,

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

И было бы так. И ночь уже не сменялась бы днем, и зло не рассеивалось добром. Была бы ночь за ночью и зло было бы после зла. Но возопил Распятый: – Отче! прости им, ибо не знают, что делают! И любовь удерживает поражавшую вечным мраком руку правосудия Божия. – Правосудие, простой человеческий расчет справедливости, ты говоришь Мне: Отпусти, брось Своих распинателей. А Я не отпущу. Не отпущу, пока не отпустит Отец их грех, пока прощение Небесного Отца не будет на всех них, ибо не ведают, что творят! Правдолюб­цы, вы хотели наказания грешников, а Я хочу их прощения! ... и поражено было бедро Иакова. Люди прощены, а Он распят. Трижды боролся Иисус в саду Гефсиманском. Дважды на Голгофе. Три­кирий и дикирий Великого Архиерея. Не сразу после того, как вымолил Иисус людям прощение, кончилась тьма на Голгофе, не сразу солнце засветило. Мрак еще только сгущался. Взывал Иешуа к Отцу Своему о прощении распинателей, взял грех их на Себя, чтобы в пыль не возвратились 1185 . Тогда от их лица Сам ос­тался Один на кресте. В Сыне всегда было благоволение Отца 1186 , а теперь проклятие людское Он взял на Себя 1187 . Люди, правдолюб­цы, богоборцы – вы хотели правды Божией и вот она перед вами – на Гол­гофе распят Христос. И сбылись тогда слова пророка: И к злодеям причтен 1188 . За нас, к нам, к злодеям Он причтен, не сотворив греха. И отделил Бог свет от тьмы 1189 . Вся вселенская тьма и ночь сгус­тились на Голгофе, воплотились в Распятом. И испытал Он муку богооставленности. Испытал за нас за оставлявших Бога. О, адская мука! И борьба сверх сил. Страдая, Распятый вопиет: – Боже Мой! Боже Мой! Внемли мне. Но молчит Отец. – Внемли Мне, для чего Ты оставил Меня? 1190 . Меня оставили все, все-все. Но Ты, Отче, почему Ты оставил Меня? Не разделялась Троица, не покидало Божество распятую Плость. То сто­нал Иисус от лица мучившихся в своей богооставленности. Вот вечный мрак, и абсолютная тьма. Вот он ад, вот тьма кромешная! Где нет Бога, там ад, там ночь. И борется за богооставленных. – Боже Мой, Я вопию днем – и Ты не внемлешь Мне, ночью – и нет Мне успокоения... Избавь от меча душу Мою и от псов одинокую Мою 1191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иер. 50 :5. Будут спрашивать о пути в Сион, туда обратив лица свои, придут и присоединятся 1182 к Господу заветом вечным, который не будет предан забвению 1183 . Иер. 50 :6. Народ Мой был как погибшия овцы, пастыри их совратили их и заставили блуждать 1184 по горам: с горы на холм ходили, Иер. 50 :7. Забыли ложе свое, все, кто находили их, пожирали 1185 их, и враги их говорили: „не пощадим 1186 ихъ“, ибо они согрешили пред Господом, – жилищем правды 1187 — пред Господом 1188 , собирающим отцов их. Иер. 50 :8. Выходите из среды Вавилона и из земли Халдейской, выходите, и будьте, как козлы 1189 впереди овец 1190 . Иер. 50 :9. Ибо вот Я подниму и приведу на Вавилон сборища народов великих из земли северной, и вооружатся против него, и тогда он будет взят, ибо стрела сильного и искусного воина 1191 не возвращается напрасно 1192 . Иер. 50 :10. И будет земля 1193 Халдейская разграблена, все грабители ея насытятся, говорит Господь. Иер. 50 :11. Ибо вы веселились и хвастались 1194 , расхищая наследие Мое, скакали, как тельцы на траве, и бодали, как волы. Иер. 50 :12. Посрамлена мать ваша, устыдилась родившая вас, вот она (стала) последняя из народов, (земля) пустынная, и непроходимая и сухая. Иер. 50 :13. От гнева Господня не будут (в нем) жить во веки, но весь будет опустошен, и всякий, проходящий чрез Вавилон, удивится и посвищет 1195 о всех язвах его. Иер. 50 :14. Вооружайтесь против Вавилона все соседи, натягивающие лук, стреляйте в него, не щадите стрел ваших, ибо он пред Господом согрешил. Иер. 50 :15. Возьмите его, руки его ослабели, твердыни 1196 его пали, рушились стены 1197 его, ибо это – возмездие от Господа, отмстите ему: как он поступал, так поступайте и с ним. Иер. 50 :16. Истребите сеющого 1198 из Вавилона и держащого серп во время жатвы; от меча Еллинского 1199 возвратится каждый к своему народу и каждый в свою землю убежит 1200 . Иер. 50 :17. Израиль – блуждающая овца, львы разогнали 1201 его: сначала поедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, обглодал его кости.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Календарь Материалы 6 апреля 2007 г. [Документы истории] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Эти торжествующие, полные ликования слова обращаю ныне к каждому из вас, Преосвященные собратья архипастыри, всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне нашей Святой Православной Церкви. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Сердечная вера необходима человеку потому, что светоч ума нашего очень ограниченный, не много вмещает в себя света умного; а Господь Бог есть беспредельный Свет, и мир есть бездна Его всемогущества и премудрости, тогда как в нас только ничтожная, так сказать, капля Его силы и мудрости, потому что столько, а не больше вместить их могли в своем бренном уме. Помни это. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Анатолий Холодюк Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. [Поместные Православные Церкви/Иерусалимская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Расцвет монастыря Святого Креста начался в конце XII века: около 1185 года, во время правления в Иберии благоверной царицы Тамары, в Иерусалим прибыл поэт Шота Руставели, посланный иберийским двором с ответственной миссией – реорганизовать иберийскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания в Иерусалиме. Новости 6 апреля 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070406

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010