Это двойное их происхождение и наложило отпечаток на национальный характер и темперамент болгар, которых можно разделить на тех, в ком преобладает невозмутимая славянская и тех, по жилам которых течет тюркская, дикая, необузданная кровь. На территории Болгарии, в те времена Римской империи, христианство стало распространяться рано, в апостольские времена. Однако крещение Болгарии и принятие христианства произошло в 865 г. в годы правления св. царя Бориса I (852-889, † 907, пам. 2 М.) после того, как византийские монахи нарисовали на стене его дворца картины страшного суда и адских мук. Сразу же после принятия христианской религии был поднят вопрос об автокефалии, которая частично в форме автономной архиепископии в верховной юрисдикции Константинопольской Патриархии была получена 4 марта 870 г. Этот день считается днем рождения Болгарской Церкви. С 919 г. провозглашена абсолютная автокефалия, а архиепископ признан патриархом. Решение вопроса о юридическом статусе Церкви привело ее в состояние нестабильности, потерям автокефалии и гонкам за ее восстановлением, расколам. В 1018-1019 гг. завоевавший Болгарию Василий Болгаробойца признал автокефалию, однако снизил ее ранг до архиепископии и стал назначать епископов из греков, хотя богослужение продолжалось в основном совершаться по-славянски. В результате восстания, организованного братьями Петром и Асенем в 1185-1186 гг.., с целью избавиться от двухвекового греческого засилья, было основано Второе Болгарское Царство (1187-1396) с столицей в Велико Тырново, где располагалась резиденция архиепископа. В 1235 г. по решению Константинопольской Патриархии архиепископия была повышена до статуса Тырновского Патриархата, просуществовавшего до 1393 г. – покорения Болгарии турками. Духовный центр переместился в Охрид, изнывавший под игом греков-фанариотов. После покорения в 1767 г. Балканского полуострова турками и он прекратил свое существование. Начались годы двойного греко-турецкого диктата, оставалась одна надежда на «деда Ивана – братский русский народ, который поможет освобождению болгарской земли». .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Государство формируется с VII века в результате смешения пришедших на Балканы тюрок, давших новому народу своё имя, и осевших здесь прежде славян, давших Болгарии свой язык. Христианство принято в 865 году при царе Борисе (852–888 гг.). Это время начала Первого Болгарского царства (8601018 гг.). После периода византийского господства (1018–1185 гг.) в ходе восстания возникло Второе Болгарское царство (1185–1396 гг.). Большая часть памятников церковного зодчества Первого Болгарского царства концентрируется в главных его центрах – Преславе и Плиске, а позднесредневековые памятники – в основных городах Второго Болгарского царства – Велико Тырново и Месемврия (современный Несебар). Территория славянской Македонии с городами Охридом и Скопье некоторое время входила в состав Болгарского государства, но после возникновения Второго Болгарского царства и Патриаршества Охридская Архиепископия осталась подчинённой Константинополю. В более позднее время эта область была уже органичной частью Сербского государства. Особое значение имеет монументальная живопись этого региона, относящаяся к переходному времени от средне- к поздневизантийскому периоду, заполняющая вакуум, образовавшийся из-за латинского господства в Константинополе. В период Первого Болгарского царства известны монументальные дворцы, базилики и крестово-купольные храмы, принятые как итог развития в Византии крестово-купольного строительства. К периоду византийского владычества относятся такие памятники церковного зодчества, как гробничная церковь Бачковского монастыря и храм монастыря Земен. Круг памятников Второго Болгарского царства открывает церковь Петричской Божией Матери – кирпично-белокаменной, вытянутой композиции с колокольней – в Асеновграде (по имени братьев Асеней, поднявших восстание и правивших после освобождения), а наиболее ярко этот период представлен трёхапсидными крестово-купольным храмами с узорчато инкрустированными фасадами с сильно обозначенной продольной осью плана – храмы св.Иоанна Алитургита и Архангелов Михаила и Гавриила.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Усиление православных славянских государств на Балканах в XII–XIII веках. На фоне ослабления Византии происходит усиление православных славянских народов, населявших Балканы. В 1185–1187 гг. в результате антивизантийского восстания, возглавленного братьями Петром и Асеном, было провозглашено Второе Болгарское царство (1185–1396 гг.). В 1235 г. болгарский царь Иван Асен II заключил союз с византийским императором Иоанном Дукой против крестоносцев. В результате этого был возрожден Болгарский (Тырновский) Патриархат, просуществовавший до 1393 года. В 1217 г. Сербия , бывшая до того княжеством, была провозглашена королевством, а в 1219 г. брат первого сербского короля Стефана Первовенчанного святой Савва (ум. 1237) был поставлен Константинопольским (Никейским) Патриархом Мануилом в архиепископы Сербские. При этом Сербская Церковь обрела автокефалию (самостоятельность). Особого могущества Сербское государство достигло при короле Стефане Душане , расширившем свои владения от Дуная до Эгейского моря. При нем на соборе в Скопье в 1346 г. архиепископ Иоанникий II стал титуловаться Патриархом. Резиденцией Сербских Патриархов стал монастырь в городе Печ . В это время Византии приходилось считаться с окрепшими православными славянскими государствами на Балканах, так как она видела в них естественных союзников против надвигавшихся на нее турок. Попытки церковной унии (союза). Однако, несмотря на союз с православными славянскими государствами на Балканах, византийские императоры все же больше надеялись на помощь с Запада. В свою очередь Рим, сохранявший сильное влияние на политику западноевропейских государств, требовал от греков церковной унии (союза) с собой, что предполагало признание с их стороны главенства Римского Папы и вероизложения, принятого Западной Церковью. Среди греческого епископата находились сторонники такого союза, но они не были поддержаны большинством духовенства и народа. Первая попытка такой унии была предпринята в 1274 г. на Соборе в Лионе , но она так и не привела к восстановлению церковного единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Background Infonotes: The Tsarevets Hill is one of two main fortified historic hills in the medieval city of Tarnovgrad, today’s Veliko Tarnovo , in Central Northern Bulgaria, the capital of the Second Bulgarian Empirebetween 1185 and 1396 AD. Together with the Trapesitsa Hill, Tsarevets was one of the two fortressesof the inner city acropolis of Tarnovgrad (Veliko Tarnovo). The Tsarevets Hill is a natural fortress on the left bank of the Yantra River, and is surrounded by it on all four sides with the exception of a small section to the southwest. It is located southeast of the Trapesitsa Hill. The Tsarevets Fortress had threegates, the main one being its southwestern gate. The name of Tsarevets stems from the word “tsar”, i.e. emperor. The first settlement on the Tsarevets Hill in Bulgaria’s Veliko Tarnovo dates to the Late Chalcolithic (Aeneolithic, Copper Age), around 4,200 BC. The hill was also inhabited during the Bronze Age and Iron Age by the Ancient Thracians, and there have been hypothesis that it was the site of thelegendary Ancient Thracian city Zikideva – even though a recent hypothesis claims that Zikideva was in fact located in the nearby fortress Rahovets. An Ancient Bulgar settlement was built on theTsarevets Hill in the 9th century AD, during the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) which later grew into a city. The Tsarevets Hill rose to prominence as the center of the Second Bulgarian Empire(1185-1396 AD) in 1187, after the successful Uprising of Asen and Petar, later Tsar Asen I (r. 1190-1195 AD) and Tsar Petar IV (r. 1185-1197), who ruled as co-emperors, against the Byzantine Empire in 1185-1186 AD. Thus, the construction of the Tsarevets Hill Fortress began in the 12th century AD. The total length of the Tsarevets Hill fortress wall is 1,1 km, and it reaches a height of 10 meters (on top of the natural defenses of the hill’s slopes) and a width of 2.4-3.6 meters. The most vulnerable point of the Tsarevets fortification was the southeast section with its gate; however, it was protected by the so calledBaldwin’s Tower because it is known that after defeating the Crusader knights from the 3rd Crusade in the Battle of Adrianople in 1205 AD, the Bulgarian Tsar Kaloyan captured the Latin Emperor of Constantinople Baldwin of Flanders, and kept him captive in the tower for several months, untilBaldwin’s death. The Baldwin’s Tower was restored in 1933 by Bulgarian archaeologist and architect Alexander Rashenov; the restored Baldwin’s Tower was modeled after the surviving fortress tower in another medieval Bulgarian city, the Cherven Fortress.

http://pravoslavie.ru/81501.html

Идти к достижению этой цели можно было двумя путями: либо принять участие в затяжных переговорах об унии между православной и католической Церквами, либо добиваться локальной унии между православной Церковью в своих владениях и Римом. В Вильно и Кракове отдали предпочтение первому варианту. О предпринятых попытках известно из датированных январем 1397 г. ответов Константинопольского патриарха Антония на несохранившиеся послания польского короля и митрополита Киприана . Король и митрополит предложили патриарху созвать на Руси Вселенский Собор для осуществления унии православной и католической Церквей. К сожалению, других сведений об этом дипломатическом демарше не сохранилось, а то, что известно, вызывает ряд вопросов. Почему обращение в Константинополь не сопровождалось аналогичным обращением на запад, ведь для созыва Собора на Руси необходимо было бы согласие обеих сторон? Каково было соотношение между данной акцией и готовившимся в том же 1396 г. крестовым походом против турок во главе с венгерским королем Сигизмундом Люксембургским? Каково было отношение к этому предложению других правителей, чьи владения входили в состав диоцеза общерусской митрополии? Дать хотя бы предположительный ответ на некоторые из этих вопросов возможно, определив время, когда соответствующие предложения были отправлены в Константинополь. Так как с 1394 г. византийскую столицу на суше блокировали турки , а связь по морю поздней осенью — зимой 1396 г. была по климатическим условиям невозможна, эти предложения поступили в Царьград никак не позже лета 1396 г. Для подготовки текстов необходимы были личные контакты митрополита с правителями Польши и Литвы, но с 1390 г. митрополит Киприан не появлялся на территории Великого княжества Литовского. Еще 19 марта 1396 г. он находился в Москве. Лишь за две недели до «Велика дня» (т. е. Пасхи) митрополит прибыл в Смоленск, где состоялась встреча с Витовтом, в которой принял участие и великий князь московский Василий Дмитриевич . Весьма вероятно, что именно на этой встрече митрополиту и великому князю московскому был предложен план созыва на Руси Вселенского Собора . Учитывая факты, свидетельствующие о тесном сближении великого князя московского и Витовта в 1396–1397 гг. , не исключено, что согласие со стороны великого князя московского было получено. Этому не надо удивляться: обсуждение разногласий между приверженцами двух конфессий на Вселенском Соборе было традиционным пожеланием православной стороны, к тому же и сам проект предлагался на рассмотрение Константинопольского патриарха.

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

He launched two ultimately unsuccessful Crusades against the Ottomans: in 1443 AD, reaching Sofia before retreating for the winter, and 1444 AD reaching the Black Sea city of Varna where he perished at the age of 20 in theBattle of Varna against the forces of Ottoman Sultan Murad II (r. 1421-1451 AD). Because of that, in Bulgaria theheroic Polish and Hungarian King is known as Vladislav Varnenchik (Wladyslaw Warnenczyk), i.e. Vladislav of Varna. The Second Bulgarian Empire (1185-1396) was conquered by the Ottoman Turks in 1396 (although some Bulgarianestates in the west may have survived for а few more decades). In 1396 AD, Hungarian King Sigismund of Luxembourg (r. 1387-1437 AD, later Holy Roman Emperor in 1433-1437 AD), organized a crusade against the Ottoman Turks which, however, ended in a disaster for the Christian forces in the Battle of Nicopolis (today’s Bulgarian town of Nikopol). The Crusades of the Polish and Hungarian King Vladislav (Wladyslaw) III Varnenchik were the last Christian campaign against the Ottoman Empire in the Late Middle Ages that had the potential to liberate Bulgaria. With its failure, Bulgaria remained suffering for centuries, a horrific period known as the Ottoman Yoke, and was liberated only in the Russian-Turkish War of 1877-1878. D uring his campaign against the Ottoman Empire in 1444, King Vladislav (Wladyslaw) III Jagello was in charge of an army of some 20,000 European Christian warriors, including Poles, Hungarians, Czechs, Slovaks, Wallachians, Ruthenes (Rusyns), Bulgarians, Croatians, Saxons, Lithuanians, and Crusader Knights of Pope Eugene IV (r. 1431-1477). The young Vladislav (Wladislaw) III Jagello inherited his father King Wladyslaw II Jagello as the King of Poland in 1434, at the age of 10. In 1440, Vladislav became also the King of Hungary, after a union between the Kingdoms of Poland and Hungary designed to unite their forces against the Ottoman Turks. After the first Crusade of King Vladislav and John Hunyadi against the Ottoman Empire, which reached Sofia in the fall of 1443, the Ottoman Sultan Murad II signed a 10-year truce with Hungary, and in August 1444 resigned from the throne in favor of his 12-year-old son Mehmed II (who later became Mehmed II the Conqueror after conquering Constantinople in 1453 AD). The new Crusade was organized under the auspices of Pope Eugene IV in anticipation of a new Ottoman invasion. The preemptive Christian campaign that later became known in history literature as theVarna Crusade led the old Sultan Murad II to return to the throne.

http://pravoslavie.ru/87628.html

The first settlement on the Tsarevets Hill in Bulgaria’s Veliko Tarnovo dates to the Late Chalcolithic (Aeneolithic, Copper Age), around 4,200 BC. The hill was also inhabited during the Bronze Age and Iron Age by the Ancient Thracians, and there have been hypothesis that it was the site of thelegendary Ancient Thracian city Zikideva – even though a recent hypothesis claims that Zikideva was in fact located in the nearby fortress Rahovets. An Ancient Bulgar settlement was built on theTsarevets Hill in the 9th century AD, during the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) which later grew into a city. The Tsarevets Hill rose to prominence as the center of the Second Bulgarian Empire(1185-1396 AD) in 1187, after the successful Uprising of Asen and Petar, later Tsar Asen I (r. 1190-1195 AD) and Tsar Petar IV (r. 1185-1197), who ruled as co-emperors, against the Byzantine Empire in 1185-1186 AD. Thus, the construction of the Tsarevets Hill Fortress began in the 12th century AD. The total length of the Tsarevets Hill fortress wall is 1,1 km, and it reaches a height of 10 meters (on top of the natural defenses of the hill’s slopes) and a width of 2.4-3.6 meters. The most vulnerable point of the Tsarevets fortification was the southeast section with its gate; however, it was protected by the so called Baldwin’s Tower because it is known that after defeating the Crusader knights from the 3rd Crusade in the Battle of Adrianople in 1205 AD, the Bulgarian Tsar Kaloyan captured the Latin Emperor of Constantinople Baldwin of Flanders, and kept him captive in the tower for several months, until Baldwin’s death. The Baldwin’s Tower was restored in 1933 by Bulgarian archaeologist and architect Alexander Rashenov; the restored Baldwin’s Tower was modeled after the surviving fortress tower in another medieval Bulgarian city, the Cherven Fortress. The medieval church of the Bulgarian Patriarchate is located in the center of the Tsarevets Hill. It is called the Church of the Ascension of God, and was restored in 1981. The church was known as the“mother of all Bulgarian churches”, and was part of a complex with a territory of 2,400 square meters. Right next to it are the ruins of the imperial palace of the monarchs from the Second Bulgarian Empire which had a territory of almost 3,000 square meters. Both the imperial palace and the Patriarchate’s complex were surrounded by fortress walls and protected by towers. The archaeological excavations on the Tsarevets Hill have revealed the foundations of a total of 470 residences which housed the high-ranking Bulgarian aristocracy, 23 churches and 4 urban monasteries as well as a medieval inn. In the northern-most point of the Tsarevets Hill there is a high cliff cape known as the Cliff of Executions which in the 12th-14th century AD was used for executing traitors by throwing them into the canyon of the Yantra River.

http://pravoslavie.ru/87088.html

В границах Охридского диоцеза церковные деятели греческого происхождения в определенной степени учитывали духовные потребности болгарской паствы. Это способствовало лучшему сохранению в рамках Охридской архиепископии славянской культуры по сравнению с Восточной Болгарией, непосредственно подчиненной Константинопольскому Патриарху, и обеспечило впоследствии ее возрождение (отсюда у болгарских книжников XII–XIII вв. возникло представление о Македонии как колыбели славянской письменности и христианства в Болгарии). С переходом в середине XI века архиепископского стола к грекам и эллинизацией социальных верхов общества происходит постепенное, но заметное снижение статуса славянской культуры и богослужения до уровня приходских церквей и малых обителей. Это не коснулось почитания византийцами местных славянских святых. Так, архиепископом Феофилактом Охридским (1090–1108) были созданы Житие Тивериопольских мучеников, пространное Житие Климента Охридского и служба ему. Георгием Скилицей написано Житие Иоанна Рыльского и целый цикл служб ему (около 1180). Димитрию Хоматиану приписывается установление празднования святых Седмочисленников (равноапостольных Мефодия, Кирилла и их пяти учеников), им также составлены краткое Житие и служба Клименту Охридскому. Церковь в эпоху 2-го Болгарского царства (1187–1396). Тырновская архиепископия Осенью 1185 (или 1186) г. в Болгарии вспыхнуло антивизантийское восстание, которое возглавили местные боляре братья Петр и Асень. Его центром стала сильная крепость Тырнов. 26 октября 1185 года там собралось множество людей на освящение церкви вмч. Димитрия Солунского. По сообщению Никиты Хониата, разнесся слух о том, что чудотворная икона св. Димитрия из разграбленной в 1185 году норманнами Фессалоники теперь находится в Тырнове. Это было воспринято как свидетельство особого покровительства вмч. Димитрия болгарам и вдохновило восставших. Воссоздание болгарской государственности в рамках 2-го Болгарского Царства со столицей в Тырнове имело следствием восстановление автокефалии Болгарской Церкви. Сведения об учреждении новой епископии в Тырнове во время восстания содержатся в письме Димитрия Хоматиана Василию Педиадиту, митрополиту Керкирскому, и в Синодальном акте Охридской архиепископии 1218 (или 1219) году. Осенью 1186 или 1187 года в новопостроенной церкви, где находилась икона вмч. Димитрия, болгарские вожди заставили 3 византийских иерархов (Видинского митрополита и 2 неизвестных архиереев) рукоположить во епископа иерея (или иеромонаха) Василия, который венчал на царство Петра Асеня. Фактически в центре восставшей территории появилась новая независимая епархия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Иоанн и Ричард — младший и старший сыновья Генриха II и Алиеноры Аквитанской, впоследствии короли Англии Ричард I Львиное Сердце (1189-1199) и Иоанн Безземельный (1199-1216). Алиса — Алиса Французская (ум. 1195 г.), младшая дочь Людовика VII и Алисы Шампанской. После расторжения помолвки с принцем Ричардом стала женой графа Гийома III де Понтье. Вильгельм II Добрый (1154-1189), король Сицилии с 1166 г., умирая бездетным, перед смертью завещал корону своей тетке Констанции (1154-1198), дочери Рожера II, и ее мужу Генриху VI Гогенштауфену, германскому императору (1165-1197). Иоанна (1165-1199) — третья дочь Генриха II Плантагенета, в первом браке жена Вильгельма II Сицилийского, во втором (с 1196 г.) — графа Раймунда VI Тулузского, известного по альбигойским войнам. Танкред (ум. в 1194 г.)- граф Апулийский, был сыном герцога Рожера Апулийского, брата Вильгельма I и Констанции, и приходился двоюродным братом Вильгельму II. Он не признал завещания Вильгельма II в пользу Констанции и ее мужа, провозгласив себя королем Сицилии в 1189 г. и успешно оборонял Апулию против войск императора. Имеется в виду Иоанна, или Жанна (см. прим. 23). Беренгария Наваррская — Бернгарда Наваррская (ум. 1230 г.), дочь короля Санчо VI Наваррского, обвенчалась в 1191 г. с Ричардом I Львиное Сердце на Кипре. Принимала участие в вызволении мужа из германского плена. Овдовев в 1199 г., умерла бездетной во Франции в своем апанаже Мен. Исаак Комнин (ум. ок. 1195 г.) — сын дочери севастократора Исаака, третьего сына императора Иоанна II Комнина. Во время своего наместничества в армянской Киликии был пленен армянами, но затем выкуплен. Властолюбивый и жестокий, захватил Кипр у византийского императора в 1185 г. В борьбе с английским королем потерял остров и вновь попал в плен. Освободившись, претендовал на престол при Алексее II. Имеется в виду Исаак II Ангел (1185-1195; 1203-1204), однако Исаак Комнин овладел Кипром еще в правление Андроника I (1183-1185). Исаак Ангел — Исаак II Ангел (ок. 1135-1204), византийский император с 1185 г.; взошел на престол, отстранив Андроника I Комнина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

и араб. традиции. Крупнейшие постройки норманнской Сицилии - базиликальные соборы в Чефалу, Монреале и Палермо. Собор в Чефалу, к востоку от Палермо (1131-1267),- базилика с трансептом и 2 башнями по сторонам портика западного фасада (окончены к 1240), напоминающими раннехристианские базилики Сирии. В этом храме необычно длинные предапсидные пространства, перекрытия центрального нефа и трансепта деревянные. Повышенные стрельчатые арки, имеющие длинные вертикальные участки у пят, формируют средокрестие. Изящество колонн, обилие декора и колористическое богатство сочетаются с простотой и со строгостью композиционного замысла. Близок к этой композиции собор Санта-Мария-Нуова в Монреале, пригороде Палермо (1174 - ок. 1185), в котором перед алтарем выделено 4-столпное средокрестие со стрельчатыми арками. Огромный двор (кон. XII в.) оформлен аркадой, невероятно тонко и причудливо украшенной инкрустацией, резьбой и скульптурой. Венчающие тонкие колонки шапки капителей украшены сценами на библейские сюжеты. Собор Санта-Мария-Ассунта в Палермо (освящен в 1185) также имеет выделенное средокрестие и по 2 башни по сторонам зап. фасада и по сторонам боковых апсид. Его отличительной чертой является контраст необыкновенно вытянутых нефов и очень высокого монументального трансепта. Вост. фасад собора в Монреале. 1174 — ок. 1185 г. Вост. фасад собора в Монреале. 1174 — ок. 1185 г. В Палермо Палатинская капелла (1130-1143) и ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо, или Марторана (1143), являются базиликами с 3 апсидами, с аркадами на колоннах между нефами и с куполом над перекрестием с трансептом. Арки и стены этих храмов украшены мозаиками, над которыми работали визант. мастера, возможно, столичные. Визант. влияние ощущается в вост. части Мартораны, представляющей собой крестово-купольную структуру на 4 колоннах. К этой древнейшей части здания было пристроено с запада базиликальное завершение. Сохранившийся образец подобной квадратной в плане 4-колонной 3-апсидной церкви - Сантиссима-Тринита-ди-Делия близ Кастельветрано, 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010