Помимо этих общих замечаний против римско-католического учения у Феофана есть опровержение отдельных пунктов вышеупомянутых сочинений Циховского и Беллярмина: весь его трактат «об исхождении Св. Духа» испещрен полемическими замечаниями против последних (хотя цельного и систематического) опровержения этих сочинений у него нет). Против Циховского делаются замечания на страницах: 841, 846. 944, 991, 1016 – 1020, 1034, 1044, 1080, 1121, 1156, 1159, 1160 – 1161, 1165, 1166–1667, 1174, 1177, 1178, 1182, 1186, 1193, 1194, 1199, 1205–1206 и 1207, причем на стр. 1199 (в § 313) сочинение «Tribunal» прямо называется по своему заглавию 392 . Вышеупомянутый трактат Беллярмина: de processione Spiritus Sancti a Filio“ 393 цитуется под общею формулою: lib. II de Christo с. (N) « на страницах: 939, 967, 981, 1033, 1039, 1043, 1072, 1076, 1081, 1091 и 1133. На всех этих страницах и еще кроме того на страницах: 827, 841, 940, 1034, 1040, 1166, 1173 – 1174, 1181, 1186 и др. делаются замечания против этого трактата, так что из 11 глав последнего каждая глава, по крайней мере в некоторых своих частях, подвергается опровержению. При опровержении Феофан указывает и приводимые для доказательства поврежденные места отеческих творений. Таких мест указывается у Циховского одно 394 , а у Беллярмина – до 17-ти 395 . Из приводимых Беллярмином (в XXV гл.) в пользу римско-католического учения 15 свидетельств из восточных отцов – 11 мест, как поврежденные, опровергнуты в 14-й главе Феофанова трактата, а из приводимых им (в XXIV гл.) 15 свидетельств из западных отцов в 15-й главе Феофанова трактата доказана поверженность 6-ти мест 396 . Из всего сказанного в данной главе следует, что Феофан в отношении учения об исхождешнии Св. Духа является безусловно полемизирующими с западными богословами, он не находит возможным стать в какое либо примирительное с ними положение, тогда как в отношении постановки умозрительной стороны общего учения о Св. Троице он оказывается подражателем их. Эта неодинаковость отношений Феофана объясняется, конечно, тем обстоятельством, что в первом случае он имеет дело с догматом, точно определенным в православной церкви и не дающим православному богослову ни малейшего повода к колебанию, а во втором случае имеет дело с такою стороною вероучения о Троице, которая в православной церкви не имеет обязательного для богослова точного изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

А.Р. Андреев Скачать epub pdf Часть I. Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества Владимиро-Суздальское княжество , крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси X–XIII веков на территории междуречья Оки и Волги. В процессе феодализации здесь выросли в X-XI веках города Ростов, Белоозеро, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882), и Царьград (907). Киевский князь Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским государством – в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме – Глеб. По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 году в его владения сажал князьями своих сыновей Ярополка, затем Юрия. Суздальскому княжеству пришлось выдержать тяжёлую феодальную войну с Олегом Святославичем, пытавшемся завладеть северной вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 году мощную крепость на реке Клязьме – Владимир. Юрий Долгорукий, первый князь Суздальской земли родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества – «ополье» (Коснятин в устье реки Нерли – 1134, Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский – 1152, Дмитров – 1154, укрепление Москвы – 1156). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157–1174) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в русской земле. Однако её центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества. В 1174 году он пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по видимому, участвовал Глеб Рязанский. Боярская знать при поддержке Глеба Рязанского, хотела утвердить на Владимирском престоле угодных ей князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помимо Св. земли целый ряд О. д.-р. был создан на Пиренейском п-ове и в Прибалтике. К Реконкисте в испан. королевствах изначально привлекались тамплиеры и госпитальеры, но поскольку их первоочередной задачей оставались защита и поддержка христ. владений на Св. земле, во 2-й пол. XII в. возникли местные О. д.-р. В 1158 г. группа цистерцианцев, рыцарей и мирян основала в кастильском замке Калатрава военную общину для защиты этого укрепления от арабов. В 1164 г. орден Калатрава был утвержден папой Римским Александром III (1159-1181). Новое братство приняло цистерцианский устав и было подчинено цистерцианскому мон-рю Моримон. Схожий путь прошел орден Алькантара , основанный в Леонском королевстве как военное братство для обороны замка Сан-Хулиан-де-Перейро и утвержденный папой Александром III в 1176 г. (точная дата возникновения этого ордена неизвестна, но, по-видимому, это произошло незадолго до его признания папой). Ок. 1187 г. братство было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев; затем в течение нек-рого времени оно называлось также орденом Трухильо. В 1218 г. братство получило в дар от ордена Калатрава замок Алькантара, и с этого времени орг-ция стала соответственно называться орденом Алькантара. Король Леона Фернандо II (1157-1188) основал в 1170 г. военное братство для защиты г. Касереса. В 1171 г. Педро Гудестейс, архиепископ Сантьяго-де-Компостелы (1168-1173), передал братству Касереса знамя ап. Иакова Зеведеева и вступил в качестве почетного члена в новый орден, получивший название в честь своего покровителя - «вассалы и воины св. Иакова» (vasalli et milites sancti Jacobi), или орден Сантьяго . В 1175 г. папа Александр III утвердил новый орден, к-рый получил Августина устав . В королевстве Арагон в 1173 г. леонский аристократ и рыцарь ордена Сантьяго Родриго Альварес де Саррия основал новый орден - Монтегаудио (Mons Gaudii, лат.- «гора радости», по названию горы, с к-рой христ. пилигримам открывался вид на Иерусалим). Кор. Альфонсо II Целомудренный (1164-1196) способствовал усилению ордена, в 1174 г. он пожаловал Родриго Альваресу де Саррию недавно отвоеванную у мусульман крепость Альфамбра. В 1176-1178 гг. Родриго Альварес де Саррия находился на Св. земле; там он получил ряд земельных пожалований от Балдуина IV, кор. Иерусалимского (1174-1185), его сестры Сибиллы и Рейнальда Шатильонского. В 1180 г. следовавший цистерцианскому уставу орден Монтегаудио был утвержден папой Александром III. В 1181-1182 гг. Родриго Альварес де Саррия расширил владения ордена за счет пожалований в Италии, Арагоне и Кастилии.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

Во Владимиро-Суздальской земле велось большое строительство и в движении после гибели Андрея Боголюбского участвовали «делатели, иже бяху пришли к делу». Городник и мостник – это не просто «делатели» (ремесленники), это представители княжеского административного персонала. Если в 1174 – 1175 гг. горожане и крестьяне поднялись против тиунов, мечников, детских, то население, особенно ремесленники, возможно, было недовольно также городниками и мостниками, которых надо было содержать. Придя к власти, князь Всеволод издал специальный устав, которым регламентировал доходы отроков, мечников, детских, городников, мостников. Последняя часть Русской Правды Пространной редакции (статьи 110 – 121) – это раздел о холопстве. Рядом исследователей высказано мнение, что данный раздел представляет собой особый устав, по содержанию близкий к уставу о закупах. И. И. Смирнов, выделяя в статьях о холопстве два пласта – основной (статьи 112 – 121) и дополнение к нему (статьи 110 – 111), считает, что содержание основного устава «отразило в себе тот этап в социально-экономическом развитии Руси, когда роль города настолько возросла, что требовалось специальное законодательство о холопах применительно к городу» 906 . Мне думается, что имеются все основания отнести это законодательство к 70-м годам XII b. u cbязamь его с именем князя Всеволода. Во время народного движения 1174 – 1175 гг. проявился резкий антагонизм между ростово-суздальскими боярами и владимирскими горожанами, причем первые объявили последних своими «холопами». Это выражение следует понимать не фигурально, а буквально, ибо в городе скоплялось беглое холопье население. Устав о холопах поднимает в интересах господ вопрос о поимке и возврате им их людей, бежавших в город. Здесь, вероятно, были использованы старые юридические нормы 907 . Защищая права холоповладельцев, закон карает штрафом человека, накормившего беглого холопа или указавшего ему дорогу (если виновный знал, что имеет дело с беглецом) (112). Задержавший чужого холопа и известивший об этом его господина получает денежное вознаграждение, но если затем упустит пойманного

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вход в Национальный музей, собранный в 1939–1952 гг. из уцелевших фрагментов замка Каср-эль-Хайр-эль-Гарби (724–743 гг.) Вход в Национальный музей, собранный в 1939–1952 гг. из уцелевших фрагментов замка Каср-эль-Хайр-эль-Гарби (724–743 гг.) В X-XI вв. Д. приобрел типичную для вост. города застройку: кварталы отделяются друг от друга стенами, внутри их складывается инфраструктура с локальным рынком и мечетью (синагогой, церковью), дома выходят на улицу глухой стеной. Во 2-й пол. XII в., при атабеге Нур-ад-Дине (1154-1174) и султане Салах-ад-Дине (1174-1193), в Д. сложились основные типы сооружений: медресе (духовная школа) с мечетью и нередко с мавзолеем основателя, хамам (баня), маристан (госпиталь), хан (караван-сарай), сук (рынок в виде улицы-галереи). Образцовой постройкой стал маристан Нур-ад-Дина (1154, перестроен в 1283 и в XVIII в., ныне Музей истории араб. медицины и науки) - с вестибюлем, увенчанным ячеистым куполом (мукарнас), и внутренним двором с 4 нишами-айванами. При медресе Захирия находится мавзолей султана Бейбарса (после 1277), отделанный разноцветным мрамором и мозаиками с изображением деревьев и зданий на золотом фоне, имитирующими декор мечети Омейядов. Из памятников османской эпохи следует отметить комплекс мечети Такия Сулеймания (1554-1560), построенный тур. архит. Синаном, а также 2 грандиозных строительных предприятия губернатора Д. Асад-паши аль-Азема - хан Асад-паши (1752), перекрытый 9 куполами (центральный не сохр.), и сложный комплекс дворца Азема (1749-1752, ныне Музей народных искусств и традиций) с характерным чередованием полос темного и светлого камня и цветной инкрустацией; этот дворец является самым ярким произведением из плеяды позднеосманских жилых резиденций, сохранившихся в Д. Перестройка части города в европ. вкусе началась в кон. XIX в., получив особый размах во время франц. мандата. В 1926 г. франц. архитекторами был составлен генеральный план Д. Застройка 20-30-х гг. XX в. хорошо сохранилась, стилистически близка к конструктивизму и ар деко.

http://pravenc.ru/text/168694.html

архиеп. Фома проезжал через Аррас после бегства из Англии и, возможно, некоторое время жил в этом городе. Т. о., К. А. встречался с архиеп. Фомой и действительно мог получить от общих знакомых часть его реликвий после насильственной смерти архиепископа в 1170 г. ( Jansen. 1926. S. 9-10; H ä ring. 1965. P. 10-11; Maccagnolo. 1980. P. 318). Достоверных сведений о жизни К. А. после 1171 г. нет. C кон. 1171 по осень 1174 г. кафедру Арраса занимал еп. Роберт II, а в кон. 1174 г. епископом Аррасским стал Фромбальд, до этого в течение мн. лет бывший младшим архидиаконом диоцеза ( Tock. 1991. P. XXXIX). Поскольку в период епископского служения Роберта и Фромбальда имя К. А. как члена капитула в документах не упоминается, исследователи делают вывод, что он покинул Аррас из-за того, что ему по неизвестным причинам не удалось занять епископскую кафедру, на к-рую он мог претендовать как старший архидиакон ( H ä ring. 1965. P. 13). Однако отсутствие упоминаний о К. А. может свидетельствовать и о его кончине. Единственным косвенным подтверждением того, что К. А. оставался жив и удалился из Арраса, является встречающееся в документах Ланского диоцеза имя «пресвитера Кларембальда» (Clarenbaldus presbyter), подписывавшего офиц. документы в качестве члена Ланского капитула. Наиболее раннее упоминание датируется 1173 г., т. е. предполагаемым временем отъезда К. А. из Арраса, а наиболее позднее - 1187 г. (Ibid. P. 13-14). Предположение, что этот Кларембальд и К. А.- одно лицо, дополнительно подкрепляется тем, что в состав капитула пресв. Кларембальд был введен еп. Гвальтером, который ранее приглашал К. А. в Лан и благожелательно относился к нему; однако для уверенного отождествления этих лиц имеющихся данных недостаточно ( Fortin. 1995. P. 16). Т. о., К. А. скончался либо в 1-й пол. 70-х гг. XII в. в Аррасе, либо после 1187 г. в Лане. Сочинения Наиболее ранним свидетельством о К. А. как об авторе богословских сочинений является краткое упоминание о нем в дополнениях к средневек. компилятивному соч.

http://pravenc.ru/text/1841259.html

В ст. «А се князи Русьстии» Комиссионного списка НПЛ младшего извода сер. XV в. отмечалось, что «Мариа Всеволожа Щварновна» была дочерью «князя Чешьского» (Там же. 2000. Т. 3. С. 468). Из этого источника версия о чеш. происхождении М. Ш. попала в летописные своды нач.- сер. XVI в. (Там же. Т. 15. Стб. 290; Т. 21. Ч. 1. С. 46, 226-229) и стала общепризнанной в поздних памятниках агиографии, описях некрополя владимирского Княгинина мон-ря XVI-XVIII вв. и справочных изданиях кон. XVIII - нач. XXI в. ( Мальгин Т. [С.] Зерцало российских государей с 862 по 1789 г. ... СПб., 1789. С. 48; Головин Н. [Г.] Родословная роспись потомков вел. кн. Рюрика. М., 1851. С. 14, и др.). Наиболее подробно эту версию происхождения М. Ш. обосновал литературовед Л. С. Кишкин ( Кишкин. 1972; Он же. 1983). Ряд исследователей, опираясь на сообщение Никоновской летописи кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. (ПСРЛ. Т. 9. С. 233), выдвинули 3-ю версию о происхождении М. Ш., согласно к-рой вел. княгиня была дочерью киевского боярина и воеводы Шварна (Старшего) († после 1166), который мог носить отчество Жирославич (его племянником был Шварн (Младший) Андреевич († 1166)). Одна из жен Шварна (Старшего), как допускается, могла быть «ясыней» ( Литвина, Успенский. 2006а, 2006б; D browski. 2008; Домбровский. 2015). Тем не менее новейшее изучение останков М. Ш. антропологом С. А. Никитиным подтверждает именно ясское происхождение св. блгв. княгини (исследование готовится к печати). Между 1172 и 1174 гг. М. Ш. вышла замуж за кн. Всеволода Георгиевича, когда он был владельцем Городца Остерского, одного из самых больших городов Переяславль-Русского княжества, расположенного на порубежье с Черниговской землей. По-видимому, этот брак должен был способствовать восстановлению мирных отношений на русско-половецкой границе в Юж. Руси. Здесь население имело тесные торгово-экономические связи с городами Ср. Подонья и Крыма, где компактно проживали многочисленные сообщества алан и яссов, имевшие в XII в. собственных князей ( Кулаковский Ю. А. Избр. труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 165-192). В 1174-1175 гг. М. Ш. пребывала в Чернигове при дворе местного кн. Святослава Всеволодовича, который в борьбе за власть в Сев.-Вост. Руси выступал как союзник ее мужа. В конце июня 1175 г., после военной победы над своими племянниками ростово-суздальскими князьями Мстиславом (Иоанном) и Ярополком (Феодором) Ростиславичами, князья Михалко Георгиевич и Всеволод Георгиевич вызвали из Чернигова свои семьи во Владимир-на-Клязьме. До Москвы жен новых сюзеренов Сев.-Вост. Руси сопровождал с дружиной сын правителя Чернигова - кн. Олег (Константин) Святославич (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 602).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Августин и Михаэлис по ссылке Кларка). 1171 (Ст. 22–24). См. прим. 16 и 17 гл. X40;III, где употреблены те же выражения о том, что земля свергнет с себя тех, кто оскверняет ее беззакониями. 1172 (Ст. 25–26). О чистых и нечистых животных см. гл. XI с примечаниями и в особенности ст. 44–45 и прим. 27. 1173 (Ст. 27). Ср. 21 прим. гл. XIX. Здесь говорится не о вопрошающих волшебников, а о том, когда сам Израильтянин будет вызывать мертвых или волхвовать. Это преступление, как служение Молоху, наказывается побитием каменьями, в котором участвует народ, дабы снять с себя грех сообщничества, как в стихах 2–4 настоящей главы. 1174 (Ст.1–3). Священникам предписывается соблюдать высший уровень телесной и нравственной чистоты в этом «народе святом», который весь должен был удаляться от осквернения. Для первосвященника постановлены ниже (ст. 10 –11) еще более строгие правила. Правила для священников делятся на два отдела: на запрещение осквернять себя трупами и похоронными обрядами и на запрещение осквернять себя недозволенными браками и допускать блуд в семье своей. В стихах 1–3 указывается, что только к трупам отца, матери, детей своих, родного брата и сестры, если только она девица, может он прикасаться и плакать о них. Священник мог, по-видимому, присутствовать при кончине и погребении лишь тех лиц, которые жили с ним в одном доме. По Числам XIX, 14, труп, лежавший в доме или шатре, делал дом и шатер нечистыми и осквернял всех входящих в это помещение. Священник, в случае кончины ближайшего родственника, упомянутого выше, мог оставаться в шатре или доме, где умер и лежал покойник. Но первосвященник, который никогда не мог быть нечистым, должен был оставлять вероятно дом свой, если в нем был кто-либо близок к смерти. Весьма вероятно, впрочем, мнение, что первосвященник всегда жил отдельно от семьи, имея особый дом или шатер, где его могли навешать члены семьи, но где он мог и уединяться в случае осквернения дома обрядовою нечистотою. Трапезы же совершались в общем семейном доме первосвященника, где он с семьею по закону совершал и Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

7 часов. Прохладно. Лекарство и все следующее за ним. Чай с о. Павлом. С ним же рассматривание моих старых рукописей в библиотеке, прерванное приходом г-жи Богдановой, принесшей рисунок будущего нашего иконостаса елеонского и рассказавшей всячество про Афины, про короля-русофоба 1168 , про болезненного архимандрита тамошнего 1169 , про получасовые всенощные никодимовские, вроде: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, Слава Отцу и Сыну и Св. Духу. Аллилуйя»... Бедненькая моя, прекрасная и ненаглядная «Св Троица», до чего ты дошла? 1170 Горняя Анна с деньгами и с товаркою. Ибрагим-эфенди с 7-ю кушанами хрбет-насарскими. Еще ему 10 наполеонов и 5 ½ т лир. Однако! Шейх Муса Силоамский, мнимый собственник гефсиманского места, с рассказом о делах меджлисских. 2 письма от братца и от г-жи Галушкиной. В Москве в августе была зима с 4° ниже нуля и пятидневным снегом. На, Русь Святая! Обед с гостем. Чтение почты. С. из города с возвращенным из покражи медальоном Христовым, от злости несколько попорченным. Ожидание 7 американцев, искавших позволения посмотреть вечером в телескоп на небо, до 9 часов. Вместо них зрителями были гости-старцы. Чай. Думы над иконостасным рисунком. Ответ из Яффы: «Defiez-vous...Monument probablement faux» 1171 . 12 ч. Вторник, 29 сент 6 ½. 13°. Молитва. Чай. Проекты виноградные, крайне выгодные (для кого?). Гость за благословением в Горнюю. Еще бездомному Ибраиму-эфенди 5 ½ тур лир. Шейх Муса за вазари 1172 . 9 ч. Переписка статьи. Комиссия из Шехашири, о. Вениамина и Якуба для освидетельствования и принятия убожайшего имущества покойницы , отыскавшая между хламом ее кошелек с 12-ю рублями мелочью и бумажками. Г-жа Хроме за метрическим свидетельством о присоединении ее к Православной Церкви 1173 . Обед. То же занятие до вечера, а затем и ночью. Был у Патриарха и Богдановой. Среда, 30 сент Отправка о. Парфения на Елеон. Копировка рисунка иконостаса. Беседы с о. Павлом. S. Явление Самаана. Русская почта без «в с е г о». Отправка свертка с рисунком к сих дел мастеру. Писулька от консула с телеграммами. Обед капризный. Всенощная. Выдача жалованья. Чай. Якубовы сборы в дальний путь. 11 ч. Открыто в СПб. гнездо нигилистов, и арестовано 60 человек. Ай да граф 1174 ! Октябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Состав служивших в синодальной канцелярии, по своему происхождению, был довольно пестр. Канцеляристы, аристократия канцелярии, представляли довольно плотную группу из старых подьячих, служивших ранее в архиерейских домах или в светских учреждениях: бывшие старые подьячие Новгородского, Тверского, Ростовского архиерейских домов 1137 , бывший старый подьячий московской губернской канцелярии, оставшийся без службы 1138 , бывший подьячий ратушного таможенного стола, закрытого с передачею дел в «акцизную камору» 1139 . Некоторые были произведены в Синоде уже, из подканцеляристов 1140 . Подканцеляристы были или из заслуженных подьячих других каких-либо учреждений, принятые в Синод 1141 , или, в большинстве, выслужившиеся копиисты 1142 . Копиисты были отовсюду. Здесь были: бывшие школьники славяно-латинской школы, до окончания курса взятые из школы для переписки научных трудов – князя Кантемира, переводившего «историю турецкой земли» 1143 , или монаха Феофила Кролика, посланного для перевода книг в Прагу 1144 ; бывшие подьячие: духовного приказа в Смоленске 1145 , Троице-Сергиевой Лавры 1146 , архиерейских домов – Ростовского 1147 , Тверского 1148 , Суздальского 1149 , московского гарнизона 1150 , московских канцелярий – губернской 1151 и земской 1152 , московского надворного суда 1153 , печатного приказа 1154 , приказа большого дворца 1155 , московской ратуши 1156 , юстиц-коллегии 1157 и остававшиеся без дела подьячие других разных светских канцелярий 1158 ; приходорасходчик частного смольчужного завода в Брянском уезде 1159 , повытчик провиантской канцелярии со своим подьячим 1160 , писец Преображенского приказа 1161 , писец сенатской канцелярии 1162 , поддьяк Коломенского архиерейского дома 1163 , певчий Ростовского архиерейского дома 1164 , священнический сын из Клина 1165 , сын дьякона 1166 , сын московского диакона 1167 , сын московской просвирни 1168 , сын подьячего Ростовского архиерейского дома 1169 , сын умершего московского синодального справщика 1170 , сыновья подьячих – посольского приказа 1171 , вотчинной канцелярии 1172 , поместного приказа 1173 , сын Смоленского комиссара крепостных дел 1174 , просто «подьяческий сын» 1175 , наконец, грамотный крестьянин вологжанин 1176 . Тут были и старые служаки, испробовавшие уже канцелярскую службу в разных местах, были и молодые люди, только еще приучавшиеся к канцелярской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010