В 1829 г. древний Преображенский собор был разобран и построен заново, 17 сент. 1834 г. произошло освящение храма, могилы нижегородских князей, в т. ч. А., оказались в отдельной усыпальнице в подземной части храма, сюда перенесли и надгробные плиты, ранее находившиеся в самой церкви. Впосл. в усыпальнице на добровольные пожертвования устроили ц. в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы с сев. приделом во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и юж.- во имя вмч. Димитрия. Могила А. и его жены оказалась в юж. приделе храма-усыпальницы; здесь ежедневно совершались службы. В 1929 г. собор был разрушен. Ист.: ПСРЛ. Т. 10; 11; 15. Вып. 1. Лит.: Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Н. Новг., 1857. Ч. 1. С. 16-19; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 38; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 404-407; Добровольский М. Краткое описание русских церквей, монастырей и часовен. Н. Новг., 1895. С. 11-12; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 548; Муравьева Л. Л. Летописание Северо-Восточной Руси кон. XIII - нач. XV в. М., 1983. С. 170-173; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 51. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/text/115280.html

Лит.: Доброхотов В. И. Памятники древностей во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 62; Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 50; Флоринский Н. Сведения о Владимиро-Успенском жен. мон-ре, в к-ром почивают мощи св. мученика Авраамия. Владимир, 1859. С. 21; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 168-169; [Преображенский В. И.]. Ист. описание первоклассного Княгинина Успенского жен. мон-ря в губ. гор. Владимире. М., 1900. С. 16, 68; 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина жен. мон-ря. Владимир, 1900. С. 9; Голубинский. Канонизация святых. С. 354; Порфирий [Виноградов], архим. Древние гробницы во владимирском кафедральном Успенском соборе и погребенные в них князья и святители. Владимир, 19032. С. 116-119; Виноградов А. И., прот. История кафедр. Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 68; Касаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 213; Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. СПб., 1910. С. 63-66; Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 55, 215. Примеч. 110; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии: X-XX вв. Владимир, 2004. С. 128. А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами)

http://pravenc.ru/text/187093.html

В.: сохранился список слав. перевода «Паренесиса» прп. Ефрема Сирина , сделанный по заказу тиуна В. В. Петра (РНБ. Погод. 71а. 1°; СКСРК, XIV. Вып. 1. д51). Перед смертью бездетный В. В. распорядился о передаче своего княжения не Льву Даниловичу, а младшему брату последнего - луцкому кн. Мстиславу, что выдает натянутость отношений между В. В. и галицким князем, политика к-рого, характеризовавшаяся почти лихорадочной военной и внешней активностью, была, судя по всему, чужда направленной прежде всего на внутреннее устроение политике В. В. Сведений о церковном почитании В. В. нет. Однако ряд фактов можно истолковать как попытку начать канонизацию князя сразу же после его кончины: с дек. по апр. рака с его телом стояла «незамазанна», затем в присутствии вдовы В. В., Владимиро-Волынского еп. Евстигнея и «всего клироса» была открыта, «и видиша тело его цело и бело, и благоухание от гроба бысть и воня, подобна арамат многоценных». Ист.: ПСРЛ. Т. 2. М., 1998. Стб. 863-927 (и по указ.); Галицько-Волинский лimonuc: Дocлiдж., текст, комент./За ред. М. Ф. Котляра. К., 2002. С. 131-153 (и по указ.); АИ. Т. 1. 76. Лит.: Соловьев. История. Кн. 2. Т. 3. С. 195-203; Грушевський М. С. icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 1905. Т. 3; Баумгартен Н. А. Родословные отрывки. IX. М., 1909. С. 28-29; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. С. 109-130, 289-302; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - начала XVIII в. М., 1969. С. 226-245; Щапов Я. Н. Визант. и южнослав. правовое наследие на Руси XI-XIII вв. М., 1978 (по указ.); Котляр Н. Ф. Галицко-Волынская летопись: (Источники, структура, жанровые и идейные особенности)//Древнейшие гос-ва Вост. Европы, 1995 г. М., 1997. С. 151-161; его же. Галицько-Волинська Русь. Киïв, 1998. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/159128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ (между 1120 и 1125 - 29 или 30.06.1174, Боголюбово под Владимиром-на-Клязьме), св. блгв. (пам. 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых), кн. владимиро-суздальский (1157-1174), 2-й или 3-й сын ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого от 1-го брака с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский держит совет об учреждении митрополии во Владимиро–Суздальской Руси. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в. (Л. 125 об.) Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский держит совет об учреждении митрополии во Владимиро–Суздальской Руси. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в. (Л. 125 об.) А. Ю. Б. был одной из ключевых политических фигур на Руси в 60-70-х гг. XII в., сыграв решающую роль не только в образовании на северо-востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества (на месте периферийной Ростовской отчины своего прадеда Всеволода Ярославича и деда Владимира Всеволодовича Мономаха ), но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики, направленной на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев. Эта позиция А. Ю. Б. отчетливо проявилась уже во время вооруженной борьбы его отца за киевский стол против своего племянника волынского кн. Изяслава Мстиславича в 1149-1154 гг., в к-рой А. Ю. Б. выказал не только исключительную личную храбрость (в сражении под Луцком в 1149), но и миролюбие, пытаясь примирить Юрия с Изяславом. Свидетельством существовавших уже тогда далеко идущих замыслов А. Ю. Б. служит то, что он дважды, в 1151 и 1155 гг., предпочел свой Владимирский удел выделенным ему отцом владениям на юге Руси (в частности, Вышгороду), причем в 1155 г. его отъезд из Вышгорода «без отне воле» сопровождался рядом весьма значимых действий: он увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса (см. Борис и Глеб ) и хранившийся в Вышгородском жен. мон-ре Богородичный образ, к-рый под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского гос-ва. Видимо, это снискало А. Ю. Б. популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от второго брака Михалка и Всеволода (см. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо ) занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во Владимир.

http://pravenc.ru/text/115338.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА [Греч. Μρθα] († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца . Почитание М. сложилось не под влиянием святости ее сына, а стало результатом ее собственной духовной жизни. При этом в описании благочестивой жизни М. в миру нет никаких аскетических крайностей, хотя она искренне стремилась угодить Богу. Особую роль в жизни М. сыграло покровительство св. Иоанна Предтечи, неоднократно являвшегося ей в видениях. Житие М. (BHG, N 1174) лишь бегло касается раннего этапа ее жизни и посвящено гл. обр. событиям, предшествующим ее кончине, затем описаны перенесение ее мощей из Антиохии на Дивную гору и чудеса при гробе святой. Поскольку Житие М. было написано немного позже Жития прп. Симеона (BHG, N 1689), то, возможно, это было сделано преднамеренно, т. к. сведения о происхождении М., ее вступлении в брак, чудесном предвозвещении о рождении сына и его воспитании уже были подробно изложены в Житии прп. Симеона. Считается, что автором Жития М. был один из учеников прп. Симеона. М. происходила из Антиохии, из благочестивой христ. семьи. Ее родители захотели выдать дочь замуж за юношу Иоанна из Эдессы, но она, желая вести девственную жизнь, не соглашалась вступать в брак. М. пошла в ц. св. Иоанна Предтечи в пригороде Антиохии и горячо молилась Господу, прося устроить все так, как было бы спасительнее для нее. М. было видение, в к-ром ей велено было подчиниться родителям и вступить в брак. Выйдя замуж, М. стала образцовой супругой. Она часто приходила в ц. св. Иоанна Предтечи и молилась о рождении сына, которого хотела посвятить служению Богу. Однажды во сне М. явился св. Иоанн Предтеча и сказал, что ее молитва услышана и она родит великого подвижника Симеона. В знак благоволения Божия св. Иоанн Предтеча дал М. кадило с благовонием. Проснувшись, она увидела в руке кадило, от к-рого исходило «неизреченное благоухание».

http://pravenc.ru/text/2562506.html

Киев. Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь). Китаевская пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1767. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Киев, ул. Китаевская, 15 Координаты: 50.366757, 30.541566 Проезд: на общественном транспорте: от станции м. «Лыбедская» — автобусом до остановки «Школа» или автобусом до остановки «Улица Китаевская»; от станции м. «Выдубичи» — автобусами 43 и 265 до остановки «Проспект Науки». От Киево-Печерской Лавры до Китаевской обители маршрутка 470. На автом ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на общественном транспорте: от станции м. «Лыбедская» — автобусом до остановки «Школа» или автобусом до остановки «Улица Китаевская»; от станции м. «Выдубичи» — автобусами 43 и 265 до остановки «Проспект Науки». От Киево-Печерской Лавры до Китаевской обители маршрутка 470. На автомобиле из центра Киева по Набережному шоссе, переходящему в Наднепрянское шоссе, и далее в Столичное шоссе, поворот (направо) на проспект Науки. За переездом прямо — первый поворот налево на Китаевскую улицу, на которой стоит обитель. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь находится в семи верстах от Киево-Печерской Лавры. История нашого монастыря уходит во глубину векав, во времена князя Андрея Боголюбского († 1174, пам. 4/17 июля), по прозвищу или по языческому имени - " Китай " - крепость. Благоверный князь даровал в 1159 г. Киево-Печерскому монастырю ставропигиальную грамоту о владении землей. В китаевских пещерах жили подвижники в период XI - XVII вв.. В начале XVII в. Здесь был основан Лаврский скит. В 1716 г. Киевский военный губернатор князь Д.М. Голицын построил деревянную церковь прп. Сергия Радонежского и братские келлии при ней. В 1767 г. на месте обветшавшей деревянной церкви была построенная нынешняя каменная Свято-Троицкая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского. К северу от храма был сад, в котором погребали братию из различных киевских монастырей и известных горожан в период с XVII века до 50-х годов XX века и насчитывалось от 3 до 5 тысяч захоронений. В 30-е годы XIX ст. были построены тёплый храм во имя Двенадцати святых Апостолов, при братской трапезе, и каменная колокольня. В том же столетии построены корпус настоятеля, три братских корпуса и другие постройки, которые обнесли каменной стеной с экономическими воротами в виде арки. В 1898 г. построен трёхэтажный кирпичный жилой дом для братии, а также свечной завод с хозяйственными и жилыми постройками. Церковь прп. Серафима Саровского, с богодельней при ней, была построена через год после канонизации этого святого, в 1904 г.

http://sobory.ru/article/?object=06709

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография святых АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/296123.html

и Марфы и Лазаря под 17 дек. ( Quentin. 1908. Р. 443, 450). Узуард заимствовал из Мартиролога Адона память Марфы под 17 дек. и краткую заметку, в которой говорится, что недалеко от Вифании была построена церковь, посвященная Марфе и ее брату Лазарю (MartUsuard. 1965. P. 361). Впосл. вместо памяти под 17 окт. или 17 дек. в зап. Мартирологах память Марфы и прав. Лазаря появляется под 29 июля. Впервые эта дата зафиксирована в бревиарии из кафедрального собора Манда (Франция), составленном между 1123 и 1174 гг. ( Rochais H. Le «Liber de Natalitiis», et de quelques grands légendiers des XIIe et XIIIe siècle. Rochefort, 1975. Vol. 1. P. 62). Возможно, выбор этой даты (в октаву праздника Марии Магдалины) связан с желанием объединить поминовение Марии Магдалины (пам. зап. 22 июля) и Марфы. Др. объяснение основано на том, что начиная с XIII в. в г. Бокер, расположенном на берегу Роны напротив Тараскона, с 21 по 28 июля проходила знаменитая ярмарка, куда ежегодно приезжало множество людей, к-рые останавливались на ночлег в Тарасконе. Т. о., в день памяти Марфы (29 июля) в Тараскон стекались многочисленные паломники, что, безусловно, отвечало интересам местной церкви ( Olivier. 2010. P. 40). Согласно традиции Тараскона, в день памяти святой устраивалась процессия, во главе которой девушка, одетая в голубое атласное платье с розовой вуалью, вела на своем поясе «дракона» ( Faillon. 1848. Vol. 1. Col. 1217-1218). По преданию, церковь св. Марфы была построена в Тарасконе на месте погребения святой. Тело Марфы положили в крипте из-за угрозы вторжения сарацин ( Faillon. 1848. Vol. 1. Col. 1203). Наиболее ранние свидетельства существования церкви относятся к X в., однако, по мнению Саксера, она могла быть возведена и раньше, т. к. почитание святой в этом городе засвидетельствовано с нач. IX в. Сохранился один из боковых порталов, архитектурные элементы к-рого указывают на то, что он являлся частью более ранней церкви, о к-рой, возможно, упоминал папа Урбан II (1088-1099) в булле 1096 г., подтверждающей права каноников кафедрального собора Авиньона на пользование церквами Тараскона, предоставленные им еп.

http://pravenc.ru/text/2562512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНХОБАР [Ирл. Conchobar mac Meic Concaille; лат. Cornelius, Concors] († 1175), св. католич. Церкви (пам. 4 июня), архиеп. Арма (Сев. Ирландия). Основной источник сведений о К.- записи в ирл. Ольстерских анналах, анналах аббатства Бойл и Анналах Четырех наставников. К. был избран на архиепископскую кафедру после кончины архиеп. Гиллы Мак Лиага (Геласия; 1137-1174). В Ольстерских анналах о К. говорится как о настоятеле монашеской общины (reiclesa) святых Петра и Павла, впосл. ставшем «наследником Патрикия» (comarba Patraic iartain), т. е. архиепископом Арма. Многие исследователи вслед за Дж. Уэром полагали, что до избрания на кафедру К. возглавлял монастырь регулярных каноников -августинцев во имя святых Петра и Павла, основанный при архиеп. Келлахе (1105-1129) аббатом Имаром О Аэдаканом († 1134). Однако сведения о том, что насельники монастыря соблюдали Августина устав , относятся к более позднему времени (см.: Reeves W. The Ancient Churches of Armagh//Ulster J. of Archaeology. Ser. 2. Belfast, 1898. Vol. 4. N 4. P. 220-224; Flanagan. 2010. P. 43, 129, 136). К. мог возглавить монашескую общину после 31 марта 1174 г., когда, согласно Ольстерским анналам, скончался аббат Гилла Мохадбео. Об избрании и о епископском рукоположении К. в анналах не сообщается; это могло произойти не ранее апр. 1174 г. (архиеп. Геласий умер 27 марта) и не позднее 1175 г., когда К. скончался. В ирландских анналах сообщается, что К. умер в Риме, куда он направился для совещания с «наследником Петра» (Римскую кафедру в это время занимал папа Александр III (1159-1181)). Скорее всего архиепископ посетил Рим, чтобы получить от понтифика паллий . По преданию, К. скончался на обратном пути в Ирландию в обл. Савойя и был похоронен в бенедиктинском приорате Леменк (ныне в черте г. Шамбери, Франция). О том, что К. не удалось получить паллий, знак архиепископского достоинства, косвенно свидетельствует отсутствие упоминания о нем в анналах аббатства Девы Марии в Дублине. В этом источнике преемником архиеп. Гиллы Мак Лиага назван Гилла ин Комдед (Гилберт) О Карань (1175-1180), к-рый был возведен на кафедру после смерти К. (Chartularies of St. Mary " s Abbey, Dublin/Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. Vol. 2. P. 274).

http://pravenc.ru/text/2057168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ОХРИДСКИЙ (ок. 1100, Охрид, Македония - ок. 1169 или 1174), архиеп. Фессалоникийский (1145-1169), богослов, ритор и церковный деятель. Был протонотарием Патриарха Михаила II (1143-1146). Как один из наиболее образованных церковных иерархов своего времени дважды принимал участие в диспутах в К-поле с лат. прелатами, с епископами Хафельбергским Ансельмом (2 или 3 окт. 1154) и Генрихом Беневентским (1166). В 1155 г. папа Адриан IV обратился к В. О. с просьбой о посредничестве в переговорах с визант. имп. Мануилом I для заключения унии Церквей (PG. 119. Col. 928-929). В ответе В. О. отклонил претензии Рима на примат и требовал уступок в вопросах Filioque и опресноков . Участник Константинопольского Собора 1157 г., на к-ром были осуждены за ересь Сотирих Пантевген и Никифор Василаки . в 1160 г. написал эпитафию на смерть имп. Ирины-Берты Зульцбахской, первой жены имп. Мануила. Для еп. Сирмия составил каноническое заключение о степенях родства, препятствующих вступлению в брак. Переписывался с поэтом Иоанном Цецем . Соч.: PG. 119. Col. 929-936, 1119-1120; Васильевский В. Неизд. надгробная речь Василия Охридского, архиеп./митр. Фессалоники//ВВ. 1894. Т. 1. С. 105-132; Regel W. Fontes rerum byzantinarum. СПб., 1917. Т. 1, 2. С. 311-330; Schmidt J. Des Basilius von Achrida, Erzbischofs von Thessalonich bisher unedierte Dialoge. Münch., 1901. Лит.: Dr ü seke J. Bischof Anselm von Havelberg und seine Gesandschaftsreisen nach Byzanz//ZKG. 1900. Bd. 21. S. 160-185; idem. Zu Basileios von Achrida//ZWTh. 1905. Bd. 48. S. 112-120; Janin R.//DHGE. T. 4. Col. 1160-1161; Mercati S. Βασλειος Αχριδηνς e non Βασιλες Αχριδηνν, Βασλειος e non Κλος//BZ. 1934. Bd. 34. S. 348-351; Schreiber G. Anselm von Havelberg und die Ostkirche//ZKG. 1942. Bd. 60. S. 354-411; Darrouz è s J. Un faux Théodore de Cyzique//REB. 1967. T. 25. P. 291-292; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/149761.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010