282 Точно дата поражения Максима неизвестна. Второе посольство Амвросия состоялось в 386–387 г.; на снаряжение второго посольства, похода Максима к стенам Аквилеи, переправу Юстины в Фессалоники, переговоры между Юстиной и Феодосием, которые, видимо, были довольно продолжительными, наконец, на поход Феодосия к Аквилее потребовалось минимум около года; отсюда вероятным годом падения Максима можно признать 387–388 г., а некоторые даже прямо относят это событие к 388 г. (Ihm М. Op. cit. S. 9). 285 Τν μν ον βασιλεαν πσαν Οαλεντινιαν παρδωκεν, σην τυχεν χων τοτου πατρ (Zosimus. Historia nova IV, 47//CSHB. Bonnae, 1837. P. 231). 286 Ac tuis institutis tantam devotionem erga Deum nostrum induerat [Твоими (Феодосия) наставлениями он (Валентиниан) приобрёл такое благочестие к Богу нашему] (Ambrosius Mediolanensis. Epistula 53, 2, PL 16:1165). 288 Tanto in me incubuerat affectu, ut quem ante persequebatur, nunc diligeret: quem ante ut adversarium repellebat, nunc ut parentem putaret [Он (Валентиниан) ко мне настолько проникся чувством, что меня, кого прежде преследовал, теперь любит; меня, кого прежде гнал как врага, ныне считает родителем] (Ambrosius Mediolanensis. Epistula 53, 2, PL 16, 1165–1166). 289 Dona patri filium, fratri germanum suum, quorum utrumque imitatus est: alterum fide, alterum devotione... Quod patri defuerat adjunxit: quod frater constituit, custodivit [Возврати отцу сына, брату единоутробного его, которым он подражал: одному в вере, другому в набожности... Чего не доставало отцу, он присовокупил; что установил брат, он сохранил] (Idem. De obitu Valentiniani consolatio, 55, PL 16:1375). 290 Et eum quidem in populo verbum veritatis recte tractantem omni die Dominico audiebam [Я слушал его в народе каждое воскресенье, верно преподающего слово истины] (Augustinus Hipponensis. Confessiones VI, 4, PL 32:721). Cp.: PL 14. 291 Et magis magisque mihi confirmabatur omnes versutarum calumniarum nodos, quos illi deceptores nostri adversus divinos Libros innectebant, posse dissolvi [И всё больше и больше я утверждался в мысли, что можно распутать все клеветнические хитросплетения, которые те обманщики сплетали против Божественных Книг] (Ibidem).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

2. Как известно, в 2019 г. КоАП был дополнен положением ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ, устанавливающим административный штраф в размере от 50 до 100 тысяч руб. за нарушение религиозными организациями требований к антитеррористической защищенности храмов и иных объектов религиозных организаций. В нынешнем году принят Федеральный закон 398-ФЗ от 31.07.2023 г., которым введена уголовная ответственность руководителей всех организаций вплоть до лишения свободы на срок до 5-ти лет за нарушение требований об антитеррористической защищенности объектов в случае, если такое нарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека либо причинение крупного ущерба. Соответствующая поправка внесена в ст. 217.3 Уголовного кодекса РФ. По предложению Русской Православной Церкви в соответствующую норму Уголовного кодекса РФ введена так называемая двойная преюдиция. Это означает, что уголовная ответственность настоятеля наступает только в том случае, если он дважды в течение 6-ти месяцев привлекался к административной ответственности (например, уплачивал штраф) за одно и то же правонарушение в сфере антитеррористической защищенности храмов и иных объектов религиозных организаций. На практике «двойная преюдиция» встречается крайне редко. Но все же настоятелям надлежит более внимательно отнестись к соблюдению требований по антитеррористической защищенности храмов. Время еще есть, потому что, во-первых, по просьбе Святейшего Патриарха, вступление в силу данного закона отсрочено до 1 июля 2024 г. Кроме того, в соответствии с п. 29 постановления Правительства РФ 1165 религиозная организация должна оборудовать храм камерами видеонаблюдения и осуществить другие мероприятия в сфере антитеррористической защищенности в течение пяти лет после подписания акта обследования храма. Это значит, что в течение этого времени настоятеля не могут привлечь ни к административной, ни к уголовной ответственности. Также, в целях исключения случаев привлечения настоятелей к упомянутой ответственности, Святейшим Патриархом инициировано внесение в упомянутое постановление Правительства РФ 1165 поправки, предусматривающей право настоятеля назначить иное лицо, ответственное за антитеррористическую защищенность храма.

http://pravoslavie.ru/158010.html

В общем удовлетворительна и литературная отделка её. Ф. О. Брояковский С., свящ. [Рец. на:]: Е. А. Воронова. К тихой пристани. Сборник повестей, размышлений и биографических очерков. С.-Петербург, 1905 г., стр. 326. Цена 1 р., при выписке от автора 75 коп., с перес. 90 к//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1163–1165 В наш смутный век, век всевозможных шатаний в делах веры, и отсутствия устойчивых религиозных убеждений, отрадно встречать такие литературные произведения, в которых ярко выражена глубокая вера в Промысл Божий и спасительность православия родного. К числу таких произведений следует отнести недавно изданный сборник, заглавие которого мы выписали. Книга Е. А. Вороновой „К тихой пристани“ представляет собой собрание прекрасных по содержанию, живых и увлекательных по изложению, написанных не без таланта и читаемых не без интереса повестей, рассказов, и биографических очерков назидательного и поучительного характера. В высшей степени удачно дано общее заглавие книге „К тихой пристани“, так как, несмотря на видимое разнообразие и пестроту помещённых в сборнике рассказов, все они проникнуты одной идеей, одним чувством, одной мыслью о промышляющей о нас воле Божией, всё в земной жизни нашей направляющей ко благу нашему. Во всех рассказах красной нитью проведена одна объединяющая рассказы мысль – это крепкая вера в Промысл Божий и превосходство православной веры перед другими христианскими исповеданиями. Всё это автор старается доказать на примерах из действительной жизни, так как, по заявлению самой г-жи Вороновой, „большинство лиц, выведенных ею в повестях, взяты из действительной жизни и представляют из себя живые, поучительные примеры. Всех их она знала и в её воображении они являются подобно тихим „светочам“, взирая на которые, невольно испытываешь духовное радование“. Это заявление автора рассказов сообщает им особую жизненность и убедительность. Они невольно подкупают своей правдивостью. Остановимся, например, на самой обширной повести „К свету“, в которой излагается история обращения молодой девушки, дочери баронессы, лютеранки, в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

993 Создавая около 1165 г. коалицию против Иштвана III, Мануил заключил соглашение с Фридрихом Барбароссой. Этот союз не только нейтрализовал германские силы от возможной поддержки Венгрии, но и дал возможность Византии привлечь к войне с Иштваном силы многочисленных союзников Фридриха I. 994 Генрих Язомиргот Бабенберг, маркграф, с 1156 г. – австрийский герцог. Брат германского императора Конрада III, с которым он участвовал во II крестовом походе. 995 Генрих Австрийский был мужем племянницы Мануила – Феодоры (дочери Андроника Комнина и Ирины Комниной). Он женился в 1148 г. в период пребывания крестоносцев Конрада III в Константинополе. 996 Обычно считается, что это печенеги (Chalandon 1912. Vol. 2. P. 483, n. 2), события датируются началом 1164 – концом 1165 г. К. Я. Грот (Грот 1889. С. 337) видит в этих «скифах» кочевников-наемников. Возможно, что ими были куманы. 998 М. М. Фрейденберг (Фрейденберг 1959. С. 42) отмечает, что личность Владислава неизвестна. По мнению Е. Ч. Скржинской, здесь в источнике ошибка: на самом деле речь идет о Мстиславе, а не Владиславе. 1000 В XII в. известны случаи, когда русские князья приходят к византийскому двору и становятся подданными императора, получая при этом в удел определенные земли в Византии. Такими были и Василько и Мстислав Юрьевичи. При этом характерно, что, несмотря на то что русский элемент, по всей видимости, в составе варяжского корпуса с конца XI в. сокращается, как раз ко времени Комнинов относятся сведения о ряде знатных русских эмигрантов, поступавших на службу к василевсам. 1001 П. Нэстурел считает, что земли русским князьям в середине XII в. были даны где-то в устье Дуная, если не на Буге или в южной Молдавии (Nsturel 1969). 1002 По Ипатьевской летописи, эти события произошли в 1162 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 321; ср.: Там же. Стб. 520). 1003 После того, как в 1162 г. суздальский князь Андрей Боголюбский (1155–1174), сын Юрия Долгорукого, решительно расправился с «передними» мужами своего отца, выслал свою мачеху и ее сыновей – Мстислава и Василько, своего брата Всеволода и племянников – Ростиславичей и (вторично) епископа Леона (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520), все эти люди, видимо, сблизились с противной партией и мешали политике Андрея. Они отправились в Византию, где Мануил дал («дасть царь») Васильку четыре города «в Дунае», а Мстиславу – «волость Оскалана» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 321; Т. 25. С. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1018 Австрийский герцог, маркграф Генрих Язомиргот был посредником примирительных переговоров в Сердике между Фридрихом I Барбароссой и Мануилом с целью организации новых походов на Венгрию. По Киннаму, эти переговоры были синхронны с походом Иоанна Дуки (261.12), т. е. оба события датируются 1166 г. 1020 Т. е. в Венгрии. Австрийский маркграф Генрих Язомиргот, как и чешский король Владислав II, с самого начала противился проектам германского короля Фридриха Барбароссы объявить войну Венгрии как союзнице враждебной Гогенштауфенам Сицилии. 1022 Т. е. дочь Ярослава Галицкого. Как сказано выше, Иштван III, заняв престол, вел борьбу против Византии, сохраняя союз с Волынью и продолжая сближение с Галичем. К этому времени распался союз двух империй, и волынские воины сражались на стороне Иштвана III против Византии 242–243), тогда как суздальцы были на стороне Мануила. В этой обстановке возник даже проект женить короля на дочери Ярослава Осмомысла, которая в 1164/1165 г. ездила в Венгрию. Но из-за интриг Мануила I брак расстроился (см.: 235–236). 1023 О женитьбе Иштвана на дочери Генриха см.: Continuatio Zwetlensis prima/MGH SS. Vol. 9. P. 538 (1166); Continuatio Claustroneoburgensis, II//MGH SS. Vol. 20. P. 492. 1024 Скорее всего, здесь имеются в виду куманы (половцы), которые как раз в это время усиливали свою внешнеполитическую активность, в массе своей вытеснявшиеся из северо-причерноморских степей. 1025 Участие половецких сил в качестве вспомогательных отрядов – отличительная черта военно-политической истории половцев в этот период. Мануил, по описанию Киннама, отправился для оказания отпора венграм, вступившим в Срем. С этой целью вероятно, и были приглашены куманские силы. 1026 Алексей Аксух. Алексей в 1158 г. возглавлял экспедицию в Италию. Он был также стратигом-автократором в Киликии в 1165 г. 227.17–18). Очевидно, он является тем протостратором Алексеем, который был послан против венгров в 1166 г. 260.3–5). 1027 В Византии роль евнухов была очень значительна. Евнухи занимали духовные посты: епископов, митрополитов, даже патриархов. Но особенно много их было в императорском дворце, среди ближайших служителей императора и императрицы. В IX–XI вв. неоднократно фактическое управление государством попадало в руки видных евнухов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие законоучители могли бы быть допущены к преподаванию Закона Божия детям сектантов и старообрядцев также в общие учебные заведения, по желанию родителей учеников, и от них получали бы за свой труд вознаграждение. В заключение комитет считает необходимым отметить, что поступление детей старообрядцев и сектантов в общие учебные заведения должно быть, по-прежнему, беспрепятственным, с освобождением их от слушания Закона Божия у православных священников и от посещения православных церковных служб, разве бы они сами выразили к тому желание. 8) О надзоре за старообрядческими печатными изданиями. Обсуждая далее вопрос о том, не следует ли распространить на старообрядческие издания общие правила о надзоре за печатью, комитет принял во внимание, что статьёй 50 уст. пред. и прес. прест. запрещается печатать и продавать раскольнические богослужебные книги, но дозволяется приобретать и продавать печатаемые в учреждённой особой типографии в Москве богослужебные книги, сходные со старопечатными. Правилом этим, в сущности, не ограничивается распространение старообрядческих и сектантских богослужебных книг, а лишь монополизируется их печатание; кроме того, такое чисто формальное стеснение не достигает своей цели, ибо книги всё же печатаются в тайных типографиях. Предпочитая посему распространить на издание старообрядческих и сектантских богослужебных книг, а равно на ввоз их из-за границы общие правила о печати, комитет заключил: внесение представления в государственный совет об отмене противоречащих сему законоположений предоставить министру внутренних дел. 9) О правах старообрядцев и сектантов по службе государственной и общественной. По вопросу о правах старообрядцев и сектантов на вступление в службу государственную и общественную, комитет находит, что действующий закон в отношении государственной службы не устанавливает для указанных лиц никаких стеснений, о службе же общественной имеется единственное постановление (ст. 184 общ. пол. крест. и ст. 60 уст. пред. и прес. прест.), в силу которого, в том случае, когда в волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины утверждён будет раскольник, помощник его должен быть из православных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом в Комитете было высказано суждение, что Совещанию в настоящем случае надлежало бы иметь в виду также и то соображение, как бы в случае сохранения в силе действующего закона о смешанных браках (при условии осуществления предположений Комитета о допустимости перехода из православия в другое христианское исповедание) не оказалось, что закон о вере детей от смешанных браков в некоторых случаях побудит православного к переходу в религию своего иноверного супруга. По обмене мнений, Комитет присоединился к высказанному высокопреосвященным Антонием заключению относительно передачи вопроса о вероисповедании детей от смешанных браков православных с иноверцами передать на обсуждение Особого Совещания. О вероисповедании приёмышей и подкидышей. Останавливаясь затем на суждениях о том, в какой вере должны быть воспитаны дети, родители коих неизвестны, Комитет не усматривал в действующем законе общих по сему предмету постановлений. Усвоенный правительством взгляд на этот вопрос выразился в ст. 807 уст. ин. исп., в силу которой евангелическо-лютеранские проповедники обязаны отсылать по принадлежности к православному духовенству приносимых к ним для крещения младенцев неизвестных родителей. Практика же такова, что, применительно к временным правилам для Императорских воспитательных домов, Высочайше утверждённым 18-го декабря 1890 года, все дети неизвестных родителей крестятся в православную веру. Указанный порядок, несомненно, стесняет христиан-иноверцев в тех случаях, когда они пожелают взять к себе на воспитание подкидыша, так как учить в своей семье ребёнка молиться Богу иначе, чем молятся сами приёмные родители, тяжело, а для многих и практически невозможно. Порядок этот неблагоприятно отражается также на участи брошенных детей, ибо многих заставляет отказаться от намерения взять в семью подкинутого ребёнка. Сознавая указанные неудобства, законодательная власть для прибалтийских губерний, почти сплошь заселённых иноверцами-лютеранами, сделала исключение, разрешив лицам, принявшим на воспитание подкидышей, крестить их по обрядам своего исповедания (ст. 808 уст. ин. исп.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV. Поручить министру внутренних дел безотлагательно разработать предположения и без сношений с ведомствами войти с представлениями в государственный совет: 1) о пересмотре законоположений, касающихся сооружения всякого рода молитвенных домов инославных христианских исповеданий на основаниях, изложенных в п. I настоящего положения, и 2) об отмене ст. 187 и примечания к ней уст. дух. дел иносл. испов. (т. XI, ч. I, свод. закон., изд. 1896 г.). V. Поручить министру народного просвещения: 1) принять меры к отмене в установленном порядке всех постановлений, противоречащих п. III настоящего положения, и 2) распорядиться безотлагательною отменой § 1 инструкции 1900 года о непосредственном участии представителей учебного ведомства на выпускных экзаменах. VI. Испросить Всемилостивейшее Его Императорского Величества соизволение: 1) на отмену Высочайшего повеления 17-го января 1902 года об установлении вне римско-католических духовных семинарий поверочных испытаний по русскому языку, и 2) на представление духовным лицам римско-католического исповедания, прошедшим полный курс местных духовных семинарий, но не выполнившим требования означенного Высочайшего повеления о сдаче поверочных экзаменов, права занимать духовные должности в римско-католических епархиях: и VII. Возложить на Особое Совещание, учреждаемое для разработки предположений по исполнению п. 6 Именного указа 12 декабря 1904 г., как рассмотрение вопросов, вытекающих из общего положения инославных христианских исповеданий, так и в частности обсуждение вопросов: 1) о разрешении духовным и светским лицам инославных христианских исповеданий основывать церковные братства и 2) о приёме новициев в римско-католические монастыри. II. Иноверные христианские исповедания Обратившись к ближайшему рассмотрению вопросов, касающихся религиозной свободы и быта лиц иноверных исповеданий, комитет остановился на обсуждении нижеследующих соображений, вытекающих как из общего положения дела, так и из предъявленных по сему предмету отдельных ходатайств.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Автор ссылается в своих суждениях о Единоверии на свой опыт и наблюдение над жизнью Единоверия в одном Макарьевском уезде, Костромской епархии, где единоверцы, за исключением одного прихода, новые. Пишущий же эти строки, при написании своей статьи, опирался на личные наблюдения над Единоверием в гг.: С.-Петербурге, Москве, Н.-Новгороде, Казани, Самаре, Симбирске, Саратове, Киеве, Житомире, Орле, Туле и др. многих городах и сёлах России, на наблюдения своих родственников-единоверческих священников, живущих в Московской, Нижегородской, Казанской и Симбирской губерниях и на рассказы наезжающих ко мне единоверческих батюшек, и своих товарищей по академии, съехавшихся в академию с разных и отдалённых мест России, не только Европейской, но и Азиатской. О. Васильев сетует, что в пользу единоверческой школы мной не приведены места из св. Писания. Буквы в св. Писании о Единоверческой школе нет, потому я и не привёл, хотя о. Васильев по всей видимости любит букву. В настоящей заметке указаны два-три текста, кои, думаю, должны удовлетворить и о. Васильева. Свящ. С. Шлеев Из миссионерских запросов Боголюбов Д. Оправдан ли евангельский фарисей?//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1104–1105 В редакцию „Миссионерского Обозрения“ прислано письмо из Москвы. Письмо это касается нашей статьи, помещённой в 12 журнала за 1904 г. Оно собственно подвергает осуждению следующие наши слова: „евангельский фарисей молился в храме с древними обрядами, похвалялся своим благочестием, однако Богом не был оправдан за свою гордость и ожесточение“. Г. В. Г-ев спрашивает: „позвольте узнать, из чего это видно, что он не оправдан? Евангельский текст ст. 14 вовсе не говорит о его неоправданности, а указывает только, что смиренный мытарь в этом случае более оправдан, чем самоуверенный фарисей. О том же свидетельствуют другие места свящ. Писания: Мф.5:19 ; Флп.1:16–19 ... В конце своего письма вопрошатель заявляет: „как бы ни было умалено приношение приносящего, но оно не сводится к нулю, если только делается не на показ: Мф.6:1–2 . Поэтому слова Д. Боголюбова нельзя считать верными в вышеприведённом месте“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 февраля и 1 марта 1905 г., о порядке выполнения пункта шестого Именного Высочайшего указа 12 декабря 1904 г. по вопросам, касающимся инославных и иноверных исповеданий. I. Инославные исповедания Приступив к обсуждению подлежащих устранению из религиозного быта христиан инославных исповеданий излишних стеснений, не отвечающих началам указа 12 декабря 1904 г., комитет находит, что предшествующими суждениями его по выполнению п. 6-го сего указа намечены уже те пути, которыми имеют быть разрешены вопросы, возникающие по настоящему предмету. Из поступавших на имя председателя комитета министров особых записок представителей инославных исповеданий, точно так же, как из подробных соображений, составленных в министерстве внутренних дел (по департаменту духовных дел иностранных исповеданий), выясняются потребности инославных церквей, удовлетворение коих представляется особенно настоятельным. Руководящие указания по разрешению таковых ходатайств должны быть теперь же преподаны комитетом, а последующая подробная разработка вытекающих отсюда мероприятий составит задачи проектированного комитетом для пересмотра законоположений, касающихся веротерпимости, Особого Совещания. Не подлежит сомнению, что разрешение комитетом упомянутых вопросов отнюдь не может считаться охватывающим все стороны сего сложного дела, требующего предварительно собрания многих материалов, но оно должно определить общее направление и характер работы Особого Совещания, коему предположено поручить это дело. Совещание, по мнению комитета, при выполнении возложенной на него задачи, не должно ограничивать свою деятельность проведением в закон намеченных комитетом улучшений, но обязано проектировать меры к возможному удовлетворению и других насущных потребностей религиозной свободы, которые из хода занятий совещания выяснятся. При обсуждении вопроса об инославных исповеданиях особенное значение получают предположения комитета министров, удостоившиеся уже Высочайшего утверждения, о немедленной отмене распоряжений, стесняющих свободу веры и не основанных на законе. Значительное развитие у нас в этой области постановлений, изданных административным порядком, объясняется, наряду с неполнотой самого закона, – причинами политического характера: причины эти, приобретая выдающееся значение на наших окраинах, проявляли, по условиям, исторически сложившимся, с особой силой действие своё в отношении римско-католического духовенства. За последовавшим утверждением Его Императорским Величеством предположений по сему предмету комитета, в положении римско-католического духовенства должны уже произойти существенные изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010