Обобщая свою мысль, автор так заключает данное место: ни в свящ. писании, ни у св. отцев нет разного смысла в различном обозначении, но скорее всего тот же смысл находится в каждом из них, какой и в различном обозначении всех их ( τ κ πντων τοτων διαφρ συμασ) 1156 . Отсюда и мы вправе постановить то решение относительно Леонтия, как толкователя свящ. писания, что он выработал себе свой собственный, синкретический метод толкования, позволявший ему с одинаковым уменьем и пользой для богословской науки следовать буквализму и не пренебрегать аллегоризмом, прибегать к точному анализу текста и пользоваться его синтезом 1157 . Нисколько не менее, но даже и еще более, чем священным писанием наш Леонтий пользуется в своих трудах писаниями св. отцев и церковных писателей вообще. Его взгляд на этих последних и на их произведения самый чистый и возвышенный. Он называет св. отцев чудными советниками Св. Духа 1158 . Св. отцы, потому, все согласны друг с другом и не могут противоречить себе и друг другу, что они не сами говорили, но Духе Отца был говорящим в них 1159 . Поэтому ясно, что кто не признает отцев, славных и известных в церкви, тот противится повелению Божию 1160 . Такое высокое понятие о св. отцах и сознание такого важного значения их писаний и побуждает Леонтия постоянно прибегат к авторитетам сих богомудрых мужей 1161 . Леонтий не только не скрывает, но намеренно выставляет на вид свое пользование отцами, он гордится, можно сказать, своим согласием с ними. «Из того, что я сказал, ничего нет моего, громко заявляет он, а все это я получил от отцев» 1162 . Широта пользования отцами у Леонтия измеряется не только тем, что он каждое свое положение старается обосновать на изречениях св. отцев церкви, но и еще более составлением особых сборников святоотеческих изречений, или так называемых флорилегилев. Таких флорилегиев у Леонтия четыре: по одному – при каждой из трех книг сочин. Contra Nest, et Eutych. и один самый большой при соч. Contra Monoph. В издании Миня мы имеем в полном виде изданных только последний флорилегий, а первые три изданы с большими опущениями против манускриптов и латинских изданий 1163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

1156 Иов. 1:12… См. то же о Божественном попущении у И. Дамаскина стр. 112 и сл. по рус. пер. 1157 Буквально: «из числа странного» ( των ατπωμ ). 1158 У Дамаскина в соответствующем месте добавлено: «и благодати». 1159 Ср. 2 Кор. 12:7. 1160 Лк. 16:19… 1161 Φυσικς — по влечению (нашей) природы. 1162 Это, выхваченное из середины речи, изречение Менандра указывает на то, что бедственное положение всякого человека устрашает других и заставляет их призадуматься над собственной участью. На основании добавлений, какие находятся в этом месте у Con. и в D. 1, Matth. предполагает, что после места из Менандра следовало еще какое-то изречение Св. Писания, — например, Деян. 9:16 или Иов. 40:3. Мысль Менандра, приведенную здесь Немесием, встречаем и у Василия Великого: « ασεβων καταπιπτντων δκαιοι εμφοβοι γνονται » (см. addenda Matth. p. 410). 1163 Т.е. оставляется на время Божественным Промыслом. 1164 Ин. 9:3. 1165 Точнее: «чтобы после того, как слава пострадавшего стала великой " … 1166 Вм. προσδοκμενων у Damasceni в соответствующем месте стоит μελλντων (будущих). 1167 Perspicimus — добавлено по смыслу речи в лат. Ant. 1168 Следующие дальше доказательства и соображения Немесия повторяет И. Дамаскин, ibid. стр. 111—112 по рус. пер. 1169 Отсюда Con. начинает 9-ю и последнюю главу 8-й книги. 1170 Буквально «Божественные» ( θεοι ). 1171 Буквально: «не воспрепятствовал» (аорист гномич.); в соответствие с предыдущим (прош. сов.­настоящему) мы переводим настоящим временем. 1172 Точнее с греч.: «имеющие быть с ним злоключения». 1173 Matth. здесь справедливо предпочитает χρεν (Var. lectiones, p. 367). 1174 В греч. подлиннике вместо «действовать… страдать» — буквально: «действие… страдание». 1175 В лат. Ant. добавлено «judicandum (est)». 1176 В код. А. 2 вслед за этой последней главой трактата начинается новая - с таким заглавием: Εν τνι то γεμονικν δρυται … 1177 Как видно по самому началу главы («Да умолкнет всякое, основанное на догадках пустословие " …), она не имеет отношения к трактату Немесия, а составляет 12-ю главу сочинения Григория Нисского. «Об устроении человека».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

Это разнообразие, между прочим, и здесь привело к тому, что переписчики чина исповеди, встречаясь с различными представителями рассматриваемого поучения и не имея критерия, – какому из них отдать предпочтение – нередко дозволяли себе вносить это поучение в редактируемый ими список чинопоследования исповеди в нескольких редакциях одновременно. – Обыкновенно, впрочем, в этом случае, наблюдается внесение не более как двух поучений рядом 1158 . Что касается до размещения этих разнообразных поучений по редакциям исповедных чинов, то относительно этого можно заметить только следующее: в списках четвертой и пятой редакций – мы не наблюдаем поучений; в списках редакции первой и второй – трактуемое поучение имеется только в единичных случаях, причем в обоих – в первой его редакции; таким образом, большинство списков с по-исповедным поучением, во всех разнообразных его формах, относится только к третьей редакции древне-русского чина исповеди. Привнесете нескольких по-исповедных поучений разом в одно и тоже исповедное чинопоследование, добавим, иногда приводило переписчиков к той мысли, чтобы соединить все такие поучения в одно целое. Само собою разумеется, что в виду довольно близкой аналогии всех относящихся сюда поучений, со стороны их содержания, при таком соединении – доброго ничего не получалось. Мы знаем единственный пример такого совмещения 1159 , и вот – что и в каком порядке было здесь совмещено: а) поучение первого типа первой редакции в пространном ее изводе 1160 ; б) пространная вставка (без надписания, только с красной строки), мало вяжущаяся с делом, да и вообще неудобовразумительная 1161 ; в) (с надписанием – «г л.ть сице») за незначительными вариантами наставление духовнику об обращении его с исповедником 1162 ; г) вставки (2) из обычного унещашя пред самою исповедью; д) (без надписания же) обычное юго-славянское по-исповедное поучение и е) наконец (с надписанием– «По .чehie»), снова по-исповедное поучение первой редакции только по сокращенному изводу 1163 . Разнообразие старинных русских по исповедных поучений не оканчивается на указанном нами. В параллель тому, как сверх общих, составлялись и специальные вопросные статьи и поновления, так равным образом тоже самое, приблизительно со второй половины XVI в., нашли полезным сделать и в отношении по-исповедных поучений. Таким образом, кроме общих таких поучений, в рукописях имеются еще и по-исповедные поучения специального назначения. С точки зрения пола и возраста мы находим между ними специальные поучения для женщин, отроковиц, отроков и малых детей. Первое, т. е. поучение для женщин, нам известно в двух редакциях, – обеих очень кратких и сохранившихся в единичных списках. В одной из них оно имеет в виду вообще женщину и сообразно с этим обнимает в своем содержании ряд общих назидательных фраз, не представляющих особенного интереса 1164 . Другое, напротив, относится специально к замужней женщине), а потому исключительным объектом своего содержания имеет в виду – отношение жены к мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

9.1. Общие положения По принципу « благоприятствования браку » (favor matrimonii) допускается конвалидация (convalidatio), т.е. узаконение, исходно недействительного (т.е. несостоятельного) брака. Различаются две формы конвалидации: – простая конвалидация ( convalidatio simplex) и – исцеление в корне (sanatio in radice). Обе формы конвалидации возможны только в тех случаях, когда недействительность брака не проистекает из наличия одного из отменяющих препятствий, не подлежащих диспенсации. 9.2. Простая конвалидация Простая конвалидация , действующая, в противоположность кан. 1161, ex nuns («от сего момента» – иными словами, брак становится действительным только с момента конвалидации) может иметь место в трёх случаях: – недействительность по причине отменяющего препятствия : необходимо, чтобы это препятствие исчезло или подверглось диспенсации, и чтобы брачное согласие было возобновлено (для действительности – ad validitatem), по крайней мере, той стороной, которая знала о существовании препятствия (кан. 1156–1158). – недействительность по причине изъяна согласия : брак подлежит конвалидации, если своё согласие даёт (в канонической форме или секретно – в зависимости от того, можно доказать наличие данного изъяна или нельзя) та сторона, которая прежде согласия не давала, лишь бы согласие другой стороны оставалось в силе (кан. 1159); – недействительность по причине изъяна формы : чтобы стать действительным, брак должен быть заключён заново по канонической форме (кан. 1160). 9.3. Исцеление в корне В тех случаях, когда согласие было дано действительным образом и сохраняет силу (т.е. от него не отказываются) и речь идёт о недействительности, возникающей только из отменяющего препятствия или изъяна формы, брак может быть исцелён в корне и считаться действительным ex tunc («с того момента», т.е. с момента венчания) постановлением церковных властей и без обновления самого согласия (кан. 1161–1163). Поскольку в этом случае брак-таинство уже состоялся по действительному согласию сторон, то при наличии серьёзной причины исцеление может быть совершено немедля, даже при неведении одной или обеих сторон (кан. 1164).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В первом случае они вносят сложность в Божество, во втором они уничтожают всякое различие между рожденным и нерожденным. Но бывает свет и свет; есть свет самостоятельный, самобытный, но есть и производный, и как свет самостоятельный относится к свету производному, как существующая самостоятельно жизнь относится к жизни зависимой и сила самодействующая к силе подчиненной, так и нерожденное относится к нерожденному. Так, – заключает свои рассуждения Евномий, один способ и правило нужно прилагать к разрешению всех их возражений 1155 . Понятным становится отсюда, почему небольшая апология Евномия вызвала столь мощный, просторный и многочисленный ответ у защитников единосушия. Учение Евномия о Сыне и Духе св. представляет собой лишь простой логический вывод из его понятия о Божестве, как нерожденной и самобытной сущности. Подлинное и самостоятельное бытие принадлежит только нерожденному и с тварным миром оно, как аристотелевское: μνον κινον κντον, соприкасается не своим существом, а лишь своей энергией, лежащей-так сказать-на внешней границе его бытия 1156 . Он производит Сына, и Сын Духа не всей своей действующей силой; а только некоторой частной энергией, когда вся сила приходит в такой мере в движение, в какой потребно ей обнаружиться к совершению производимого 1157 . Отсюда и все догматическое учение Евномия, по его собственным словам, «ограничивается превысшей и в самом собственном смысле так называемою сущностью, еще тою, которая от нее существует, после же нее первенствует над всеми и, наконец, третью, которая не стоит ни с одной из поименованных в одном ряду, но подчинена одной, как причине, а другой, как энергии, чрез которую она пришла к бытию» 1158 . Бог нерожденный один и единственный; Сын есть порождение и творение ( γννημα κα ποημα) 1159 несуществовавшее прежде 1160 и потому созданное из небытия, самым различием своего именования указывающее на различие сущности. Он не только не подобен Отцу, но и противоположен Ему по сущности 1161 , чужд природы Отца и не имеет с Ним никакого физического сходств 1162 ; Дух есть третий по порядку и достоинству, следовательно, третий и по существу 1163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Город был живописно раскинут среди громадных гор Кадмуса на плодоносных холмах, омываемых кроме Ликуса еще двумя его притоками Азопом и Капером 1158 . Богатая почва земли, множество овечьих пастбищ, нежная черная шерсть, торговые обороты, ремесло, размен денег 1159 сделали его одним из главнейших городов Малой Азии. Тацит говорит, что когда в 62 г. по Р. X. Лаодикия была разрушена землетрясением, жители её отказались от помощи Рима и сами восстановили с прежним великолепием свой город 1160 . Разрушенная вновь в 66 г. во время войны Матридата Евпатора, она скоро была восстановлена и быстро достигла цветущего состояния. Богатство лаодикийцев возросло до самой высокой степени. Лаодикийцы ни в чем не имели нужды 1161 . Вместе с возрастанием богатства почти всегда возрастает роскошь, изнеженность и порча нравов 1162 . Культ золотого тельца становится господствующим 1163 . Этот культ и был главным врагом Лаодикийских христиан 1164 . Христиане города Лаодикии должны были делать нелегкий выбор между служением Христу и маммоне, между царствами „не от мира сего“ и „от мира сего“. Им грозила великая опасность быть служителями маммоны, или служителями золотого тельца. Служение маммоне отвлекает взоры людей от всего небесного ( οδν χρεαν χει), делает их самостоятельными, скрывает их нищету духовную и убожество 1165 . А служение двум господам, стремление облечь все земное в христианские формы должно повлечь за собою охлаждение горячей, кипучей ( ζεσις) 1166 любви ко Христу, упадок энергии духа, утрату отзывчивости на все доброе и хорошее, беспечность, нравственный индифферентизм, что и видно из следующих слов: „ты тепл, а не горяч и не холоден“ ( χλιαρς ε κα ο τε ζεστς ο τε ψυχρς) 1167 . Каждое доброе дело такого христианина будет не живое и святое, а мертвое и бесплодное 1168 . Бог зрит прежде всего на расположение нашего сердца. Лепта, чаша холодной воды может быть ценнее миллионов. Да и само по себе состояние беспечности и равнодушия очень опасно: оно может довести христианина до полного извращения христианства 1169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Состав служивших в Синодальной канцелярии, по своему происхождению, был довольно пестр. Канцеляристы, аристократия канцелярии, представляли довольно плотную группу из старых подьячих, служивших ранее в Архиерейских домах или в светских учреждениях: бывшие старые подьячие Новгородского, Тверского, Ростовского Архиерейских домов 1129 , бывший старый подьячий Московской губернской канцелярии, оставшийся без службы 1130 , бывший подьячий ратушного таможенного стола, закрытого с передачей дел в «акцизную камору» 1131 . Некоторые были произведены в Синоде уже, из подканцеляристов 1132 . Подканцеляристы были или из заслуженных подьячих других каких либо учреждений, принятые в Синод 1133 , или, в большинстве, выслужившиеся копиисты 1134 . Копиисты были отовсюду. Здесь были: бывшие школьники славянолатинской школы, до окончания курса взятые из школы для переписки научных трудов – князя Кантемира, переводившего «историю турецкой земли» 1135 , или монаха Феофила Кролика, посланного для перевода книг в Прагу 1136 ; бывшие подьячие: духовного приказа в Смоленске 1137 , Троице–Сергиевой лавры 1138 , Архиерейских домов – Ростовского 1139 , Тверского 1140 , Суздальского 1141 , Московского гарнизона 1142 , Московских канцелярий – губернской 1143 и земской 1144 , Московского надворного суда 1145 , печатного приказа 1146 , приказа большего дворца 1147 , Московской ратуши 1148 , юстиц–коллегии 1149 и остававшиеся без дела подьячие других разных светских канцелярий 1150 ; приходорасходчик частного смольчужного завода в брянском уезде 1151 , повытчик провиантской канцелярии со своим подьячим 1152 , писец. Преображенского приказа 1153 , писец сенатской канцелярии 1154 , поддьяк Коломенского Архиерейского дома 1155 , певчий Ростовского Архиерейского дома 1156 , священнический сын из Клина 1157 , сын дьякона 1158 , сын Московского диакона 1159 , сын Московской просвирни 1160 , сын подьячого Ростовского Архиерейского дома 1161 , сын умершего Московского Синодального справщика 1162 , сыновья подьячих – посольского приказа 1163 . вотчинной канцелярии 1164 , поместного приказа 1165 , сын Смоленского комиссара крепостных дел 1166 , просто «подьяческий сын» 1167 , наконец, грамотный крестьянин–вологжанин 1168 . Тут были и старые служаки, испробовавшие уже канцелярскую службу в разных местах, были и молодые люди, только еще приучавшиеся к канцелярской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Вот почему и подвижнику по словам восточных отцов в начале его жизни прилично имя Иакова, как запинаемого пороками, а потом уже имя Израиля-зрящего Бога 1158 . Борьба подвижника сосредоточивается главным образом в области внутренней его жизни и имеет предметом те порочные наклонности, которые мешают человеку быть членом царства Божия. Восточная аскетик в лице своих представителей и главным образом в лице монаха Евагрия и Нила Синайского предупредила И. Кассиана в учении об осьми главных пороках, с которыми подвижнику приходится бороться в период трудничества. Те самые восемь пороков, около которых по Кассиану группируются все страстные движения человека, указываются уже Евагрием и Нилом Синайским с тем только различием, что у Евагрия четвертым по счету пороком указывается не гнев, как у преп. Кассиана и Нила Син., а печаль 1159 . Таким образом преп. Кассиан имел уже много готовых мыслей и готового материала для раскрытия своего учения о страстях. Отличие его в этом отношении от восточных аскетов можно видеть только разве в той полноте и подробности, с какой он исследует причины их, описывает свойства и указывает врачество их 1160 . У восточных отцов обращается более внимания на психологию страстей с целью дать общую психологическую теорию их возникновения, но частного и подробного описания самого действия и проявления страстей в них нет. «Возбуждаемая восприятием похоть есть корень страстей, родственных тем», говорит Антоний В. 1161 . Благодаря этой похоти человек начинает услаждаться нечистым воспоминанием и в конце концов дает согласие на грех . Поэтому-то семенем греха, из которого (семени) на почве похоти вырастают все пороки, является собственно дурной помысл. «Когда восприимешь мечтание о каком-либо чувственном удовольствии, поберегись, чтобы не быть тотчас увлечену им 1162 », советует Антоний В. тот же взгляд на помысл, как семя греха, можно находить: у Макария В., Григория Нисского и особенно Нила Синайского 1163 . У преп. Нила Синайского есть уже попытка психологического анализа постепенного развития страсти. «Беспорядочное стремление чувства, говорит он, обыкновенно производит страстный помысл, а помысл-постыдное вожделение, вожделение же-наслаждение и еще одобрение, а за ним следует на деле совершаемый грех, который, как скоро начинается, должно и прекращать в первой причине, отвращать взор, возбуждающий по порядку все, что выше сказано, прежде нежели будет устремлен он и сделает отступление трудным 1164 ». Вот почему и Нил Синайский и другие восточные отцы-аскеты средством к борьбе со страстями считают такую бдительность со стороны подвижника, чтобы не дать уму увлечься дурными помыслами 1165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

1153 Собственно, по Иосифу, запрещалась пища, приготовленная не ессеями; следовательно та, в чистоте которой ессей не мог быть уверен. 1158 „Кηλιδα πολαμβνουσι τ λαιον, κα ν λιφ τις κων, αμχεται τ ομα“. Bell jud. II, 8. 3. 1163 He входя в разбор и даже ни одним словом не касаясь теорий, доказывающих иноземное происхождение ессенизма, Люциус довольствуется только положительным выяснением «определением тех факторов иудейской истории, которые, по его мнению, послужили причиною возникновения ессейской секты. 1164 Люциус. Der Essenismus. s. 73–74; ср. s. 53–55. Если ессеи, по свидетельству Иосифа (Antiqu.. jud. XVIII, 1. 5), и посылали в храм иерусалим­ский приношения (ναθματα), то это, по мнению Люциуса, нисколько не говорит против сделанного им вывода, так как под этими „ναθματα“, говорит он, Иосиф вполне мог разуметь храмовую подать, а быть может также и десятины (ср. Antiqu. jud. XVIII, 9. 1: „τ τε δδραχμον... κα ποα λλα ναθματα). Der Essenismus, s. 101. 1173 В 160-м году. См. Герцфельд. Gesch. des Volkes Israël. Bd. II, s. 559; Эвальд. Gesch. des Volkes Israël. Bd. IV, s. 463; Ширер. Lehrbuch d. Neutest. Zeitgeschichte. s. 637. 1200 Если и не соглашаться с мнением Люциуса о происхождении этого, несомненно Давидова (см. Вишняков.О происхождении псалтири, стр. 219–220), псалма из кружков «благочестивых», то, во всяком случае, указываемое Люциусом сходство его по содержанию со вступительной клятвой ессеев довольно знаменательно, и оно также может служить важным аргументом в пользу чисто палестинского происхождения ессейской секты, желавшей руководиться в своей нравственной жизни только священными произведениями сво­его народа. 1205 Хотя возникновение ессенизма, как особой иудейской секты, мы от­носим собственно к эпохе Маккавейских войн, тем не менее мы счита­ем не лишним остановиться на характеристике и предшествовавшего периода, так как, во-первых, причины, способствовавшие зарождению и развитию сек­ты ессеев, подготовлялись постепенно, а во-вторых, так как тогда будут понятнее те основные тенденции, которые сделались главными принципами ессенизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1163 Историческая область, занимавшая восточное побережье Адриатического моря примерно от Истрии до Эпира; тогда входила в состав Хорватского королевства. 1164 Истрия в собственном смысле – территория на северо-восточном побережье Адриатики; у Оттона – расширительно, включая нынешнюю Словению (Каринтию). Обе области (за исключением принадлежавшего Венеции побережья) входили тогда в состав Германского королевства (Каринтийское герцогство). 1165 Удивительно, как собственно Чехия, в самом деле находившаяся на «севере» от Венгрии, оказалась в описании Отгона оторвана от Моравии (см. примеч. 1161). О Польше см. примеч. 1108. Дороги на Русь из центральных областей Венгерского королевства вели на восток, самое большее – северо-восток (Верецкий перевал через Карпаты). 1167 Половцы занимали всю Северопричерноморскую степь – не к северо-востоку, а к юго-востоку от Венгрии, – тогда как печенеги оставались к середине XII в. лишь в низовьях Дуная. Об этнониме лат. Falones см. примеч. 1092. 1172 Спор был вызван тем, что настоятели кёльнских монастырей и капитулов, с одной стороны, и кафедральный капитул – с другой, избрали разных лиц. 1177 В марте 1153 г. Фридрих I папской буллой был разведен со своей первой супругой Аделой Фобургской (формальной причиной явилось недопустимо близкое кровное родство), а осенью отправил посольство к византийскому императору Мануилу I, предлагая своим новым браком скрепить союз против южноитальянских норманнов (ср. примеч. 1125–1126). Об этом шла речь в главе II, 11. 1178 В июне 1156 г. Фридрих I женился на Беатрисе, дочери Райнальда III, графа Верхней Бургундии, о чем хронист сообщил в главе II, 50. 1182 Верхняя Германия в первоначальном собственном смысле – одна из римских провинций на левобережье Верхнего и Среднего Рейна с центром в Могонциаке (современном Майнце), созданная в конце I в. н. э. Но в средневековых землеописаниях, как и в данном случае, этот термин понимался чрезвычайно расширительно, охватывая земли от Рейна до Вислы, кроме прилегающих к Северному и Балтийскому морям (Нижней Германии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010