Эрман (Ermann, знаменитый современный египтолог), И. Гольдцигер и т.п., а те, которых тревожит мысль об имущественном и социальном неравенстве, об отношении религии к государству и т.д., отыщут для себя статьи об евангельском социализме (Schneemeleher’a, 759 слл.), французской революции (Herz’a 990 слл.), женском труде (1021 слл.), женском вопросе (1024 слл.), общественном призрении (1098 слл.. 1103 слл.), об идеи мира и о мирной конференции в Гааге (Friedensbewegungen 1062. слл; срв. Н.Н. Кравченко, О первой гаагской конференции мира в связи с вопросом о мире вообще, Журн. Мин. Юст. май 1907, стр. 72–97), о товариществах (артельном начале) в хозяйственной жизни настоящего времени (Genossenschaften im Wirtscliaftsleben der Gegenwart), о деньгах и кредите (Geld и Kredit 1228 слл.), о франк-масонах (1044 слл.), торговле и промышленности (1836 слл., 1391 слл.), ремесленниках (1844 слл.) и мн. др. Таков состав, общий характер и научное значение разбираемого коллективного труда. Не буду останавливаться здесь на том, что центр тяжести всецело падает на Германию, на учение и институты протестантизма: в издании общеобразовательного характера, предназначающемся для немецкой публики, это вполне естественно и даже, может быть, до известной степени, оправдываемо. Если по отношению к первому тому Энциклопедии я высказал в свое время упрек в игнорировании русской богословской науки (См. «Богосл. Вестн.», 1909, стр. 679), то теперь я должен с полным удовлетворением засвидетельствовать, что, благодаря приглашению в число сотрудников проф. Юрьевского университета К. Грасса, во II-oм и последующих томах Словаря отводится уже известное место и русским церковным деятелям и ученым: так, отдельные заметки посвящены архиеп. Димитрию (в мире Муретов), архиеп. Димитрию (в мире Д.И. Самбикин, 75), еп. Дионисию (Хитров, 80), проф. А.А. Дмитриевскому (95), проф. А.П. —403— Доброклонскому (ib.), проф. Н.А. Фаворову (841 сл.), архиеп. Феогносту (Е.П. Лебедев, 856 сл.), еп. Феофану (в мире Г.В. Говоров, 857), еп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, Государь «принял их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла воздержаться от слёз». Иноки под впечатлением ласки Царской семьи надеялись, что им будет предоставлен скит Пицунда, где они выберут своего настоятеля по Афонскому уставу 1225 . По воспоминаниям С. Б. Белецкого, старец Г. Е. Распутин был сторонником этого течения в монашеской среде 1226 . В феврале Св. Синод приглашает «для келейного увещания подсудимых Афонских монахов» Оптинских старцев архим. Агапита и иеромон. Анатолия, желая привлечь на свою сторону их безусловный авторитет. Однако старцы, сославшись на нездоровье, не приехали 1227 . В феврале же Св. Синод поручает Московской Синодальной Конторе принять к рассмотрению дело имяславцев. 18 марта афонские иноки подают в Св. Синод «Исповедание веры», с просьбой пересмотреть послание Св. Синода от 18 мая 1913 года и изменить высказанные в нём тезисы о Имени Божием. Однако Синод не стал рассматривать по существу догматический спор и предоставил Московскому Духовному Суду оправдать тех, кто подпишет мнение, выраженное в своём послании от 18 мая. 25 марта о. Антоний (Булатович) пишет первое письмо Государю с просьбой повелеть разобраться в учении имяславцев, назначив особую Богословскую комиссию. Промедление и действия Синода «наталкивают» Россию на бедствия: « К каким дальнейшим бедствиям это (то есть промедление и действия Св. Синода. – Сост.) приведёт Россию, это ведает один лишь Бог », – так пророчески заканчивает своё письмо о. Антоний 1228 . В апреле Государь пишет письмо митрополиту Московскому Макарию , выражая благоприятное мнение об имяславцах. 11 апреля следует Заявление афонских иноков в Св. Синод, в котором говорится, что «в связи с тем, что неправильное учение о Имени Божием принято Синодом бесповоротно, они отлагаются от всякого духовного общения с Всероссийским Синодом и отказываются явиться на суд Московской Синодальной Конторы». Под заявлением стояло более трёхсот подписей.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

– В этом сочинении доказывается, что исходным пунктом христианского аскетизма, а также его характеристическим признаком служит пламенная любовь к людям, соединенная с готовностью ради их блага ко всевозможным жертвам. Это положение проф. Гусев подтверждает в своей антикритике замечаний проф. Гренкова 1227 фактами из жизни св. столпника Симеона, который, несмотря на то, что удалился от общества, поучал приходящих и принимал в них самое теплое, живое участие. Это мнение признано неверным автором 1228 примечаний к статье: «изложение и критический разбор нравственного учения Шопенгауэра», помещенной в Православном Обозрении за 1877 г., XII, стр. 652–686. Общею и главнейшею основою аскетизма критик, на основании учения Спасителя и св. отцев 1229 , считает прежде всего любовь к Богу. Эта любовь сама собою приводит к аскетическому образу жизни, создает его. Дальнейшим основанием аскетизма служит общая идея проповеди Иисуса Христа, состоящая в призывании к исканию царства небесного прежде всего и вообще к царству духовного над плотским. Евангельская проповедь об искании царства Божия прежде и больше всего и о непривязанности к земному и чувственному, падая на некоторые, особенно восприимчивые сердца естественно могла возбудить в них жажду духовной жизни и небесного царствия до совершенного и полного охлаждения ко всему земному. В этих людях, глубоко уязвленных любовью к Богу и царствию Божию, все внимание и чувство отдавалось безраздельно и всецело небесному, духовному. Далее, в учении Спасителя имеются основы и для практически-деятельной жизни в пользу людей. Вслед за заповедью о любви к Богу стоит заповедь: «люби ближнего, как самого себя» 1230 . Любовь же, и притом, самоотверженную, заповедал Иисус Христос ученикам Своим 1231 . Таким образом, христианство заключает в себе 2 основных элемента: один из них, получивший величайшее напряжение и преобладание в каком-либо лице, может приводить к аскетическо-отшельнической жизни; другой элемент, получивши доминирующую силу в душе человека, дает ему стимул к самоотверженной деятельности в жизни для людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23 См. Калачова Текст «Русской Правды», стр. 3–5. По Академическому Списку читается: Аще оубьют огнищанина в обидо, то платити зань 80 гривен оубийци (18). По Троицкому Списку: Аще кто оубиет княжа мужа в разбои и головника не ищют, то виревную платити в чьей верви голова лежить то 80 гривен (2). 24 В статье 18-й Академического Списка, вслед за огнищанином говорится: а в подъездном княжи 80 гривен. В статье 32-й того же Списка: а в огнищанине и в тивунице и в мечнице... 29 Напр. Господину посаднику Великого Новгорода, степенному Ивану Лукичу и старым посадникам, господину тысячскому Великого Новагорода и старым тысячским Трифону Юрьевичю, и старым тысячским и бояром, и житым людем, и купцем, и черным людем, и всему господину, Государю Великому Новугороду – А. Э. I, 47. 48 Под 1228 годом говорится: стояша на Неве николико дней, сотвориша вече, и хотеша убити Судомира (Новг. Л. I, 42). 82 А который посадник слезет степени своей и су орудиа и судове самому управливати , а иному насед его судов не пересуживати. 108 Новг. Л. I, 111. В Новг. Летописи это событие отнесено к 1435 году. О Великих-Луках не говорится вовсе. 122 В настоящее время остались от него чрезвычайно толстые, сверху поврежденные стены из плиты с четырьмя башнями. Пространство по внутренней кайме стен 530 шагов. Вся твердыня имела овальный вид. С противоположной Волхову стороны она окаймлена рекою Ладожкою, тут же впадающею в Волхов. В стене были сделаны потайные ходы, идущие вниз под землею. Неизвестно, на какое пространство тянутся эти подземелья и в каких направлениях; народное поверье ведет их под Волхов. У подошвы каменной твердыни с юга был посад, укрепленный земляными насыпями, которых остатки существуют. Вокруг Ладоги, по обеим сторонам ее, по берегу Волхова, равным образом и на противоположном берегу, множество курганов, без сомнения надгробных памятников языческих времен, – они придают самому городу и его окрестности оригинальный вид. 136 Да у тех же церквей на церковных землях две избы большие за трапезы мест, где сходятся по воскресеньями крестьяне...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Это полемическое сочинение Аполлинария было, таким образом, направлено против Диодора, но назначалось Ираклию. Оно составило особую книгу, получившую название βιβλον τν ποριν – „книги недоумений», – под каковым она и читалась на вселенском соборе 1227 . В эпоху вселенского собора, она начиналась словами: ζ τν ζντων ατα 1228 , но Тимофей аполлинарист знал ее с иными начальными словами: „где двое соединяются или видом или единомыслием, двое остаются» 1229 . Тимофей, разумеется, ближе был осведомлен относительно сочинений своего учителя, и его свидетельство о начале книги имеет большую вероятность; быть может, книга, читанная на соборе, содержала в сокращенном виде то, что было в руках Тимофея. Можно догадываться, что это сочинение посвящено было Аполлинарием защите учения о единении и главным образом учения об одной сущности Бога Слова воплотившейся. „Орудие и то, что движет им, совершают одну естественную деятельность, а где одна энергия, там одна и сущность; итак, одна сущность у Слова и плоти» 1230 . Таковы те немногие остатки, которые сохранились от этой научно-интересной полемики между Диодором и Аполлинарием. Еще менее можно сказать о сочинении его к Флавиану. Из этого сочинения только у Леонтия приводятся две выдержки, которые заимствованы „спустя многое» после начала 1231 . Книга к Флавиану открывалась словами: „и до ныне Христос преследуется ничтожными людьми».., чем косвенно указывалось на полемику антиохийской школы. О чем шла речь в нем? A-priori можно ожидать, что и здесь рассматривался тот же вопрос о единении Бога с плотью во Христе. Учение Аполлинария о единении никак не могла усвоить антиохийская школа. Она понимала единение, как изменение или превращение одной природы в другую; в противном случае, она не находила возможным признать единение двух столь различных природ. Оставшиеся из этого сочинения фрагменты, действительно, и говорят о единении безтелесного с телом и настаивают на сохранении природ. Фрагмент прямо начинается словами: „тем более в слиянии безтелеснаго 1232 с телом пребывает природа соединенных».., и затем, переходит к учению об общности наименований.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Указанное видение является двойным. Оно направлено одновременно к двум диаметрально противоположным полюсам и покрывает собой весь спектр духовных состояний христианина. На нижнем полюсе находится ад или «внешняя тьма», а на верхнем созерцается «Царство Божие, пришедшее в силе» 1216 . На одном полюсе дышит дух любви к Богу – любви вплоть до самовозненавидения 1217 . На ином же стоит зловоние себялюбия и эгоцентризма вплоть до возненавидения Бога 1218 . Между этими двумя полюсами «движется вся духовная жизнь разумных личных существ» 1219 . Человек, когда кается «из глубины», познает тайны явлений духовного мира, происходящих между этими двумя полюсами. Его познание распространяется от глубин ада и достигает небесных высот. Он несказанно расширяет содержание своего бытия 1220 . Чтобы стяжать это познание, человек подвергается предельным испытаниям во всех планах 1221 . С верою в слово Христово его ум сходит в бездонный океан сердца, горящего любовью Христовой, и там бытийно вкушает действие двойного видения. Одна сторона этого ведения вселяет в человека ужас и отвращение к страстям, гнездящимся в нем, особенно же к страсти гордыни 1222 . С глубокой болью переживает он свое ничтожество и сокрушается от познания своего недостоинства. Он болезнует в стенаниях своего сердца, испытывая горечь раскаяния от сознания своей греховности. Последняя отныне предстает во всем своем бытийном измерении 1223 . Он ощущает, что расстояние, отделяющее его от Бога, бесконечно велико и скорбит от лицезрения своего духовного убожества 1224 . Как сокрушающее действие смерти он переживает все, что противостоит слову и благодати Христовой. Он испытывает непереносимое отвращение к самому себе 1225 и пребывает в отчаянии от своей искаженности и нечистоты. По Промыслу Божию он созерцает в себе свой личный ад. Одновременно в нем действует другая сторона ведения. Ощущение святости Божией вводит человека в «благой ужас» 1226 . Свет лица Божия позволяет ему узреть как свой внутренний ад, так и святость Живого Бога 1227 . В живом переживании присутствия Божия им овладевает страх. Этот страх раскрывает человеческое сердце для совершенной любви Божией. Первоначальный ужас от внутреннего ада превращается в совершенный страх оказаться недостойным такого Бога, Бога святой любви. Человек чувствует, что именно в этом состоит вечный ад 1228 . Лицезрение не только святости, но и смирения Божия «поражает душу, и она с великим благоговением внутренне поклоняется Ему в любви» 1229 . Она вкушает блаженство божественной вечности и освобождается даже от желания привременного владения чем-либо 1230 . В горении этого духовного созерцания открывается Христос – «ощутимый» образ предвечного Бога, согласно которому был сотворен человек. Сравнивая себя со святым образом Христа, человек ощущает свое собственное безобразие 1231 . Одновременное пребывание в двух планах двойного ведения является признаком пророческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

130–177, и отдельно. 56 . Речь при открытии заседания Императорского Общества Истории и Древностей Российских 18 мая 1895 г. в память П.И. Шафарева. «Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских» 1896 г., кн. IV, стр. 26–27 (протоколы). 57 . Воспоминание о Н.С. Тихонравове. «Вестник Европы» 1897 г., март, стр. 218–224 (вт. статья А.Н. Пыпина о Тихонравове и в сочинениях Тихонравова, т. I). 58 . Западное влияние в России XVII в. Историко-психологический очерк. «Вопросы философии и психологии» 1897 г., кн. 36, стр. 137–155; кн. 38, стр. 535–538; кн. 39, стр. 760–800 и отдельно М. 1897, стр. 1–87. 59 . О трудах императрицы Екатерины II по русской истории. «Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских» 1898 г., кн. II, стр. 27 (протоколы). 60 . Ф.И. Буслаев , как преподаватель и исследователь. «Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских» 1898 г., кн. II, стр. 53 (протоколы). 61 . Смена. Боярство и дворянство. «Русская Мысль» 1899 г., стр. 200–221, и отдельно. 62 . Краткое пособие по Русской истории. Частное издание для слушателей автора. М. 1899, стр. 1–156; 2-е издание с дополнениями, М. 1900, стр. 1–165; 3-е издание с дополнениями, М. 1900, стр. 1–172; 4-е издание, М. 1905, стр. 1–180. 63 . Речь о Пушкине 26 мая 1899 г. «Венок на памятник Пушкину». 64 . Воспоминания о М.С. Корелине († 3 января 1899 г.), как преподаватель на Высших женских курсах, читанные в публичном заседании Московского Исторического Общества (см. «Исторический Вестник» 1900 г., март, стр. 1228). 65 . О судебнике царя Федора Ивановича 1589 г. «Сборник Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел» вып. 7 (М. 1900), стр. V–IX, и в отдельном издании: «Судебник царя Федора Иоанновича 1589 г.» (М. 1900), стр. XXV–XXXVIII. 66 . Петр Великий среди своих сотрудников. «Журнал для всех» 1901 г., 1, стр. 53–72 и отдельно, Спб. 1902, стр. 1–43. 67 . Задачи научной популяризации. «Научное Слово» 1903 г., кн. 1. стр. 7–12. 68 . Разбор сочинения Н.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

На этом же покоится различие характеров и способностей (в широком смысле) у людей. Подобно тому, как растения развиваются под различными климатическими и другими условиями и сообразно с ними приносят плод, так и души 1226 . Они страстны, подвержены болезням, и более или менее отдаются под защиту или влияние божественного, особенно ввиду обольстителя демона, который воинствует над душами, особенно в среде язычества, когда они еще не возрождены благодатью Христовою 1227 , это, тем более что еще в Адаме душа сделалась нечистою, пала 1228 , после чего все люди сделались греховными, – «один Бог без греха, и один Христос без греха, так как Христос есть Бог». Но, несмотря на грех, в человеке все-таки осталось добро, – «божественность души, в силу предшествовавшего ее блага, проглядывает в предчувствиях и голосе совести 1229 . Душа – деятельное начало в человеке, она всегда в действии, никогда не знает прекращения своей деятельности. Между тем, как тело, утомленное дневными трудами, находит приятный отдых во сне, предается покою и остается неподвижным, в состоянии, подобном состоянию его до настоящей жизни, и в каком оно будет по смерти, – душа бодрствует, ее деятельность продолжается, хотя и не обнаруживается вовне, она не бездействует, не порабощает игу сна своей бессмертной природы, но «находится в постоянном движении и мечтает без отдыха: она путешествует и по земле и по морю, трудится, радуется, скорбит, различает позволительное от непозволительного». Этот естественный закон постоянной деятельности души, не прерывающейся во время сна, самим наглядным и осязательным образом представляет, что жизнь души не ограничивается земным поприщем, не оканчивается с физической смертью 1231 . Находясь в : постоянном движении и непрестанной деятельности, она никогда не может успокоиться совершенно, даже со смертью, а потому – необходимо – должна иметь участие в загробной жизни, в жизни вечной, бессмертной 1232 , независимо от тела, так как она и без тела может жить и действовать 1233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Но автор совершенно не касается политических условий того времени на Востоке и, по-видимому, не знает, как попытка Илла поднять Восток против Зенона связалась с борьбой между приверженцами и врагами Халкидонского собора. Исследование Revillout интересно и важно в том отношении, что он привлек новый материал, коптские документы, которые, однако, вряд ли все подлинны. Среди них есть и Энотикон на коптском языке, в сокращенной редакции. В этом первом расколе с полной силой сказалось то глубокое различие между Восточной и Западной церковью, которое кратко формулировал протестантский учены Луфс в таких словах: das Dogma war im Abendlande stets mehr Glaubensgesetz ad Glaubensphilosophie gewesen (Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Halle. 1906. P. 335). («Христианская догма была на Востоке более законом веры, чем философией веры» (пер. А. Г. Грушевого)]. 1218 О его литературной деятельности см.: Райт, Коковцов. Краткий очерк истории сирийской литературы. СПб., 1902. С. 51. 1222 С живым чувством возмущенного патриота описал это событие Аммиан Марцеллин, 2, 271–273 (25, 9, 1–6). Mar Barhadbsabba Arbaya. La cause de fondation des Ecoles (Patr. Orient. II 381 сл.). 1225 Указ Гунериха см.: Victor Vitensis. Historia persecutions Africanae provinciae. 3, 2, § 3–14; ссылки – 5, § 20. – Mansi. 7, 1141 – первый указ и 1153 – второй. 1227 Viet. Vit.5, 6; Marc. Сот. s. a. (Chron. min. II93). Юстиниан – Codex 1, 37, 4 – подтверждает это свидетельство: Vidimus venerabiles viros, qui abscisis radicitus linguis poenas suas mirabiliter loquebantur. 1228 Военно-полицейские отряды для борьбы с разбойниками в городах Востока назывались диогмитами, их командир – иринархом. 1229 Procop.Aed. 5, 7; Malala. с. 34. Имя отряда названо в старом тексте хроники, (с. 382). – Очевидно, полк был сформирован при Аркадии, как раньше были полки иовиев и геркулиев. – О храме на горе Гаризим и самарянах см. сообщение Эпифания, сохранившееся в латинском переводе – Collectio Avellana, ed. Gunter, 244 (II 769–773).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Синода, отчасти же, как разъяснено будет в § 187, от управления нельзя заключать к собственности, из того, что община или учреждение управляют имуществом юридического лица, не следует, чтобы этой общине или этому учреждению принадлежало в право собственности на управляемое имущество. Как бы то ни было, но с точки зрения судебной охраны имущественных прав всех вообще церковных учреждений, гражданские дела их признаются делами казенного управления 1225 т. е. пользуются теми особыми судебными привилегиями и гарантиями, которые установлены для имуществ, принадлежащих государственной казне. § 185. Объект церковной собственности 1226 Между объектами церковной собственности должно различать также, которые имеют священный характер, как предназначенные к непосредственному служению целям церковного культа, и такие, которые, не нося на себе особой печати освящения, отличающей их от обыкновенных имущественных объектов, предназначены к обеспечению существования и к покрытию расходов на материальные нужды церковных учреждений. Первые называются вещами священными – res sacrae, последние – вещами церковными – res ecclesiasticae в тесном смысле. I. Вещи священные различаются, смотря по той степени святости, которая им усвояется, и по способу их освящения. В римском праве, влиянию которого подпало и каноническое право, различались res sanctae, т. е. вещи, неприкосновенность которых ограждалась особенно строгой юридической защитой (санкцией) 1227 , – res sacrae, т. е. вещи, посвященные государством культу почитаемого народом божества, через магистрата, который, в качестве представителя государства, торжественно передавал понтифексу, как представителю божества, посвящаемую вещь в собственность, с изъятием ее ео ipso из гражданского оборота 1228 и res religiosae, т. е. могилы и надгробные памятники, получавшие религиозный характер не в силу какого-либо торжественного консекрационного акта, а в силу самого факта внесения или вложения тела умершего человека (illatio mortui) 1229 . Из этих трех категорий вещей, священных по римскому праву, res sanctae, очевидно, никакого отношения к церковному имуществу не могли иметь, значение же остальных двух категорий должно было видоизмениться в христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010