В конкретном синтезе «часть» в известном смысле равна своему целому. Это, с виду парадоксальное, утверждение следует понимать не в смысле «объема», но в смысле «содержания». По самой природе спекулятивного «слияния» тождество моментов возникает в результате творческих усилий «средины», создающей в каждом из них свое единое, обогащенное синтезом содержание. Поэтому содержание самой тотальности присутствует в каждом из сросшихся моментов: каждый из них содержит в себе индифференцию во всей её содержательной тотальности 1140 и меньший объем части не мешает ей владеть всем содержанием целого. Гегель выражает это так: «часть имеет в самой себе все Понятие», 1141 так, что «единичное стоит в абсолютной индифференции со всеобщим и целым»; 1142 «каждая часть сама есть целое или каждое определение есть тотальность, т. е. определение стало вообще вполне прозрачною явью, различием, которое в своей утвержденности исчезло». 1143 Согласно основному закону Всеобщности, тотальность входит целиком в свои части и утверждает себя как их живую сущность. Она устанавливает этим содержательное равенство между собою и ими, так, что каждый член является «простою всеобщностью, в которой растворены все определения». 1144 Каждая часть по своему содержанию равна целому, или, что то же, есть само целое, 1145 природа тотальности представлена в ней, 1146 содержится в ней, 1147 творчески владеет ею. 1148 «Средина», боровшаяся за свое осуществление в каждой из сраставшихся сторон, приводит все свои члены к содержательной однородности и ассимилированному богатству определений. В этом – сущность спекулятивной конкретности. Это присутствие тотальности в её членах имеет характер творческого господства и определяющего созидания. Тотальность «живым образом проникает» 1149 в свои части, растворяет их 1150 своим недифференцированным содержанием и превращает их в текучие процессы. 1151 В результате этого обнаруживается «господство целого» 1152 над частями. «Члены» органической тотальности, или, что то же, её «моменты», 1153 «части», 1154 «потенции», 1155 «органы» 1156 подчинены ей: они обусловлены ею, 1157 всецело определены её целью 1158 и стоят от неё в зависимости. 1159 Ни одна часть её не существует сама по себе; 1160 все они только в тотальности и только через неё. 1161 Орган имеет «смысл и значение только через свою связь» 1162 с организмом: каждая черта, каждая деталь его «создавалась через целое» и остается ему подчиненной. 1163 Жизнь членов возможна только в тотальности, 1164 так, что «равновесие» частей в целом 1165 есть подлинное условие их бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

1146 ...траур еще удерживал меня дома. – Соблюдая траур по умершему, римляне не выходили из дома до 9-го дня после похорон, когда устраивалась поминальная трапеза. 1147 ...не настолько ревную о своей славе, чтобы позавидовать вашей в ней доле. – Ср. аналогичное обращение Плиния к Юнию Маврику – I.5; 10.15–17. – В нашем случае Плиний не ждет от женщин каких-нибудь юридически значимых выступлений, так как женщины не могли выступать обвинительницами; возможно, он нуждался в них как в свидетельницах. 1149 Прихожу в сенат, прошу слова... – Плиний действует в соответствии с новым правилом, по которому сенатор должен был перед открытием заседания сената просить слова для начала непредусмотренной дискуссии. 1150 «...ты скажешь вместо своего мнения то, что хочешь.» – Новейший комментатор дает здесь объяснение: консул берет назад разрешение, данное им Плинию. 1151 «Ты обратил на себя внимание будущих государей». – В этих словах и дальнейших отражается опасение современников, что будущие государи будут похожи на Домициана. 1152 Должность префекта эрария (ведавшего государственной казной) считалась важной, так как обычно предшествовала получению консульства. 1153 Он назвал кого-то, кто... получил на востоке командование... – Новейший комментатор полагает, что это мог быть либо легат Сирии, либо легат Каппадокии. Персонально нет возможности определить лиц, занимавших эти должности. 1155 Говорит Домиций Аполлинарий, консул будущего года... – Согласно правилам высказывания мнений, первым говорил консул будущего года, потом консуляры в порядке старшинства, затем бывшие преторы в том же порядке. 1156 ...он консулами назначен, в опекуны... – По римским законам, если в завещании опекун не был назван, то его назначала государственная власть. 1157 ...что-то вроде цензорского клейма. – Осуждение, произнесенное цензором, не имело никакого юридического авторитета, но имело большое нравственное значение. 1158 Начинает говорить Вейентон... – Для понимания описанной Плинием сцены следует принять во внимание, что Вейентон выступает, нарушая порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Далее находится страна, которая называется [страной]/зихов/геолиев/тирсиев. Далее называют страну/псатиров/иподов. Все эти уже упомянутые выше страны Европы, имена которых мы указали, [мы назвали так], как говорит греческий философ Ямблих 1143 . Затем у Понтийского моря расположена страна, которая называется Оногория 1144 и которая находится по соседству с верхней точкой Меотийского болота, как точно определил философ Ливаний 1145 , сообщивший также (...), что у них по соседству водится много рыбы, но они, как всегда бывает у варваров, употребляют ее без соли. 3. Далее, страна Ликания Пусфорагии 1146 расположена около Понтийского моря. Мы читали многих, описавших эту страну, среди них греческих философов: нечестивейшего Порфирия 1147 , Ямблиха, Ливания, а также римских философов Арбициона, Лолиана и Кастория 1148 . Я же перечислил по именам нижеупомянутые города страны Босфорании, следуя вышеупомянутому Ливанию. Мы читали, что в этой стране Босфорании было много городов, мы же хотим перечислить лишь некоторые из них, а 1149 . 4. Далее, с северной стороны около океана по соседству с вышеупомянутой Великой С[к]ифией расположена страна, которая называется Колхия Киркеон, Меланглинон, Бассаринон. Эта Колхия, как передают, в основном пустынна. Об этой стране рассказал философ Пентесилей 1150 . Далее, около океана по соседству с вышеупомянутой областью Колхии находится страна, которую древние называли [страной] амазонок, после того как они, как мы прочли, спустились с Кавказских гор. Об этой стране подробно рассказывают философы Пентесилей, упомянутый выше, а также Марпесий 1151 и Птоломей 1152 , египетский царь из македонского [рода]. Далее, около океана [по соседству с вышеназванной страной амазонок] находится страна, которая называется [страной] роксоланов, свариков и савроматов. Через эту страну протекают, среди прочих, следующие реки: большая река, которая называется Вистула и впадает очень полноводной в океан, и река, которая называется Лутта 1153 . Об этой стране рассказал вышеупомянутый Птоломей – царь и философ. Позади этой страны в океане находится вышеупомянутый остров Сканза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1143 Название готской могло бы и не прилагаться к галльско-испанской литургии первых четырех веков, тем более что в ней нет ничего ни национального готского, ни свойственного вестготам, как бывшим арианам, но оно обыкновенно оставляется литургистами со времени Томазия и Мабильона, которые назвали готской (Gothica) древнюю литургию южной Франции в отличие от западных, потому что готы были восточного происхождения и следовали обычаям Восточной церкви. 1144 Fr. Jos. Mone. Lateinische und Griechische Messen. Frankfurt-am-Main, 1850; Ch. Bunsen. Hippolytos, und Seine Zeit. Leipz. Bd. II. S. 575–601. 1146 A.J. Binterim. Die vorzügl. Denkwürd. Bd. IV. Th. III. S. 148 sqq; Daniel. Cod. lit. T. I, p. 45 sqq. 1150 Моне относит ко II в., именно к гонению христиан в Галлии при императорах Марке Аврелии и Антонине в 177 г. (ук. соч. S. 56), но доказательства его не признаются твердыми (см.: Bunsen. Op. cit. S. 586). 1151 La liturgie gallicane fut apportée d’Orient par les premiers apôtres des Gaules, lesquels venaient a peu près tous de ces contrées, – говорит автор статьи: La liturgie gallicane pendant les huit premiers siècles, – в журнале: L’union chretienne, 1874, 1, p. 482. 1153 Замечательно, что имя Иисус постоянно пишется с греческого: Ihesus ( ησος); также и Христос в сокращениях пишется Χρς ( Χριστς). 1155 Fr. Jos. Mone. Lateinische und Griechische Messen. Frankfurt-am-Main, 1850. S. 69–70. Бунзен, не приписывая отрывкам литургий в означенном палимпсесте столь глубокой древности, говорит, однако, что «они представляют целое галликанское Евхаристическое богослужение в списке древнее VII в., которого Мабильон и все исследователи галликанской литургии стойко желали» (Op. cit. Bd. II. S. 586). 1156 Из этого обстоятельства ученый Моне также выводит заключение в пользу древности этих литургий и сродства с восточными. «Durch den Mangel des Kirchenkalenders, – говорит он, – stimmen diese Messen mit den ältesten griechischen Liturgien überein: ...schon hieraus geht hervor, dass diese gallischen Messen alter sind als die auf uns gekommene romische Liturgie». (Op. cit. S. 15.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С формальной стороны мужество у Климента определяется стоически, как знание вещей страшных и нестрашных, и средних между ними 1145 . Виды этой добродетели указываются те же, что и у стоиков: терпение, которое называют твёрдостью или стойкостью и которое состоит в знании того, что должно и чего нельзя терпеть, величие духа, знание, которое ставит человека выше случайностей 1146 , – возвышенность образа мыслей, благородство и внутренняя независимость 1147 . Знание, которое лежит в основе этой добродетели, как и вообще знание гностика или совершенного христианина, почерпнуто из Откровенного учения, а также приобретено и естественного мыслью человека, при свете Откровения. Если гностика постигает болезнь или ещё какой несчастный случай, далее – что самое страшное – смерть, он остаётся неизменным в душе, зная, что всё это – необходимый удел сотворённых существ и, кроме того, силой Божьей это может сделаться спасительным и воспитательным лекарством со стороны Благого и всё разделяющего по достоинству Провидения для тех, кто не способен перемениться к лучшему путём более мягких мер 1148 . Гностик знает действительно страшное и то, что только кажется страшным; он оказывается твёрдым там, где ему внушает разум; он научно различает то, к чему действительно можно смело приступить, т. е. истинно доброе от мнимо доброго и истинно страшное от кажущегося таковым, как например, от смерти, болезни, бедности. Трусость происходит именно от незнания того, что действительно страшно; гностик же, знающий и настоящие блага и будущие, знающий вместе с тем истинно страшное, с чем он и борется, т. е. порок, враждебный нравственному преуспеянию, и есть истинно мужественный человек 1149 . Но, с другой стороны, душа гностика потому является крепкой, как тело атлета, что он воодушевлён твёрдой надеждой на Бога и любовью к Нему. Имея непоколебимую уверенность в Боге, гностик смело противостоит всем страхам 1150 и равнодушен к случайностям: ни бесчестие, ни порицание толпы, ни, наоборот, слава и лесть не могут тронуть его: истинный муж среди других людей, он стоит выше всего 1151 . Цель гностика не в сбережении жизни, но в том, чтобы быть всегда счастливым и блаженным, царственным другом Божиим. Предстоят ли ему бесчестие, бегство, смерть, он никогда не откажется от своей духовной свободы и от любви к Богу, которая для него выше всего и которая всё переносит и терпит: любовь убеждена, что всё прекрасно устрояется Провидением 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

1140 Ср.: Mathew G..: Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963. P. 76.yzantine Aesthetics. London, 1963. P. 76. 1142 Этот контраст составляет специальную тему чрезвычайно интересных рассуждений в работе П. А. Флоренского «Иконостас». 1143 Православный чин церковной службы на Крещение Господне представляет собою необычайно выразительную антологию библейских и гимнографических текстов, посвященных субстаиции воды в различных аспектах ее символики. 1144 Blumenberg Н. Paradigmen zu einer Metaphorologie//Archiv fürumenberg Н. Paradigmen zu einer Metaphorologie//Archiv für Begriffegeschichte. 6. 1960. S. 123 ff. egriffegeschichte. 6. 1960. S. 123 ff. 1146 Так, приравниваете блещущею золота и блещущею огня характерно для славянских поверий. Ср.: Потебня А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1914. С. 175: «Клад, как известно, есть огонь, потому что горит пламенем белым, красный, желтым, смотря по металлу. По польскому рассказу, каждая попытка одной пани взять горсть золота из клада ведет за собой пожар в одном из ее сел». 1148 In Apocalypsin XXI, 17, 21 (в русском переводе: Андрея, архиепископа Кесарийского. Толкование на Апокалипсис/Пер. П. М. Б. М., 1902. С. 183, 186). 1151 «Аналогия» (греч. ναλογα) – один из основных терминов Псевдо- Дионисия Ареопагита : он означает парадоксальное подобие в неподобии, сопрягающее различные уровни иерархии бытия, обеспечивающее единство этой иерархии и создающее возможность восходить от чувственного к сверхчувственному. 1153 Cantarella R. Poetintarella R. Poeti bizantini. Milano, 1953. P. 151.izantini. Milano, 1953. P. 151. 1156 В чисто эстетическом плане эта строгая вертикальная организация делает средневековую символику архитектоничной и выгодно отделяет ее от безответственной игры в «соответствия», которая процветала уже в барокко и особенно в символизме конца XIX – начала XX в. Двусмысленность взаимоперехода колеблющихся смыслов – совсем не то что добротно сработанная лестница смысловых ярусов, о которую не страшно опереть стопу при крутом восхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

1130. Букв.: «говорят о желании [хотении] обогатиться, но не говорят о осознанном предпочтении обогатиться». 1131. Иначе: взвешивается; букв.: «относится к искомому». 1132. Букв.: «их» (τοτων), т. е. вышеприведенных выражений. 1133. Букв.: «относительно чего мы прикидываем». 1134. Т. е. в области. 1135. Букв.: «по необходимости я разумею о том, что происходит всегда одинаковым образом». 1136. Букв.: «о том, что шестидесятилетний седеет или что у двадцатилетнего появляется борода». 1137. Все это читаем у Аристотеля: Никомахова этика 3.5. 1138. Ср.: Платон. Политик 477с. 1139. Букв.: «что и сами мы в состоянии [δυνμεθα, т. е. сделать]». 1140. См. то же: Иоанн Дамаскин. Точное изложение 26. 1141. Значит, продолжим мы неоконченную мысль Немесия, и прикидывать относительно этого мы не могли бы. 1142. Букв: «раз все происходит сообразно (κατ) судьбе (року)». 1143. Т. е. неизменно одинаково. 1144. Точнее: «много таких, которые противостоят относительно этого». 1145. Настоящая глава посвящена решению первого вопроса: в ней доказывается, что есть нечто, находящееся в нашей власти. Второй и третий вопросы решаются в следующих двух главах. 1146. Т. е. признается отрицателями свободы воли. 1147. Никомахова этика 3, 1109b33–34. 1148. Например: Строматы 2.60. Разбор этого и других примеров: Clark Е. Clement’s Use of Aristotle: the Aristotelian Contribution to Clement of Alexandria’s Refutation of Gnosticism. NewYork, 1977. Pp. 45–65. 1149. Никомахова этика 3, 1109в35—1110а20, пер. Н. Брагинской с изм. 1150. Метафизика 9, 1048Ы 8–35. 1151. πσχειν; у переводчика: «страдание». 1152. πθος; у переводчика: «страсть». 1153. κνησις; т. е. любого рода изменение. 1154. δραστικ; у переводчика: «деятельное». В рукописи D (XII в.) добавлено: «в согласии с природой». 1155. Т. е. остальных двух, а именно вожделева! ельной и разумной, как явствует из почти дословно используемого здесь Немесием трактата Галена «De placitis Hippocratis et Platonis» (6.1.7 (De Lacy)) (ср.: 6.2.2). 1156. О природе человека 74: 6—11 (Morani).

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

Скачать epub pdf 51. Владимирко Володаревич (Владимир Владимирович), князь галицкий сын Володаря Ростиславича, князя перемышльского (в нынешней Галиции) от брака с неизвестною. Родился в Перемышле (галицком) около 1095 г.; сложившись с Васильком Ростиславичем, князем теребовльским (см. 50), своим дядей, выкупил из неволи отца, коварно захваченного ляхами в 1122 г.; был с отцом и дядей в венгро-польском стане под Владимиром-Волынским в 1123 г.; по смерти отца сел на княжение в Звенигороде (подольском) 13 марта 1124 г.; не ладя с братом своим Ростиславом, князем перемышльским, ездил за помощью в Венгрию, но, принужденный Мстиславом Владимировичем Великим, государем киевским, смирился в 1126 г.; по смерти брата своего, Ростислава, взял Перемышль себе, а сыну братнину, Ивану, называемому Берладником (от Берлада, или Бырлада, города в Молдавии, между реками Прутом и Се-ретом), велел жить в Звенигороде, т. е. сделал племянника князем-изгоем (безместным), в 1129 г.; был участником усобицы Бориса Коломановича, внука Мономахова, с Белою III Слепым, королем венгерским, в 1132 г., и осады Чернигова Ярополком II, великим князем киевским, в 1138 г.; как союзник Всеволода II,beлukoro князя киевского, вступал с войной в область Владимиро-Волынскую; но возвратился без боя в 1139 г.; по смерти последнего Васильковича, Ивана, взял его Теребовль себе и, сделавшись единодержцем страны, перенес стол свой в г. Галич на р. Днестре, в 1140 г.; ходил по приказанию великого князя Всеволода II в Польшу в 1143 г.; воевал с тем же великим князем, но без боя, уплатив ему только 1200 гривен серебра «за труды», в 1144 г.; по случаю восстания Ивана Берладника взял с боя и жестоко наказал свой Галич, друживший мятежнику, в 1145 г.; видел нашествие к нему самого великого князя Всеволода II, но не потерял ничего, в 1146 г.; был ходатаем мира между великим князем Изяславом II и его дядей, князем Юрием суздальским, у города Луцка в 1149 г.; по разрыве этого мира явился сторонником Юрия к Киеву и тем вовлек себя в войну с венграми, но отделался хитростью, в 1150 г.; на обратном пути домой обобрал дань с городов волынских и разбил Мстислава, сына великого князя Изяслава II, в 1151 г.; разбит соединенными силами Изяслава II и венгров на р. Саке в 1152 г.; умер в Галиче скоропостижно в феврале 1153 г. О месте погребения тела его сведений нет. Князь Владимирко был женат, по мнению Татищева, на княжне венгерской и имел от нее сына Ярослава, князя галицкого, прозванием Осмомысл (см. 197). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Поскольку для о. Д. Станилоэ отправной точкой богословских исканий «служили проблемы современного человека» 1138 , то он хорошо был знаком с поисками западных теологов и философов в сфере «экзистенциализма и индивидуализма». Однако, осознавая «положительные стороны этих усилий», он «в то же время указывал на их неспособность… поставить человеческую личность в реальное отношение к Богу» 1139 . Он был уверен, что лишь «христианская вера, со всем ее богатством и глубиной, может соответствовать любой эпохе, каждый раз удовлетворяя новым духовным потребностям человека, не меняя при этом ничего в своем содержании» 1140 , и «искал подлинный источник и подлинное выражение» тайны бытия в мысли греческих отцов Церкви 1141 . 2.6.2. Понятие личности в Боге у о. Д. Станилоэ Понятие личности представляет собой словно некую мысленную «линзу, сквозь которую прот. Д. Станилоэ видит Бога, человека и мир». Это понятие «центральное» как для его гносеологии, так и для «его интерпретации святоотеческого и аскетического предания» 1142 . «Все достигает кульминации в Личности», в той «Личной реальности, от которой все берет свое начало» 1143 . Для о. Станилоэ принципиально важен факт, что «Тот, Кто от вечности» – Личность, а точнее «бесконечное 1144 общение» трех Личностей 1145 . При этом термины «личность», «субъект» и «ипостась» используются о. Думитру по большей части как взаимозаменяемые. Понятие «“субъект” обычно используется в противовес “объекту”, а “ипостась” – “природе”, или “сущности”». Причем, если «“субъект” есть реальность, наделенная способностью к само-управлению», то «“объект” участвует в свойствах “субъекта”» 1146 , принадлежа бытию «субъекта». Рассматривая известную библейскую цитату, в которой Бог открывает пророку Моисею Свое имя: «Я есть Сущий» ( Исх 3. 14 ), о. Д. Станилоэ объясняет ее смысл в персоналистическом плане, указывая, что «Бог есть высшая личная реальность», и Он ипостазирует «Божественное сверх-существенное бытие» 1147 . При этом о. Думитру избегает крайностей как экзистенциализма, так и эссенциализма, которые склонны толковать эту важную цитату, соответственно, либо в пользу онтологического превосходства персонального начала над сущностью 1148 , либо вообще отказывать данному тексту в наличии указания на личное бытие в Боге 1149 . Для прот. Д. Станилоэ соотношение личного и природного аспектов Божественного бытия всегда сбалансировано 1150 . Личность не мыслится как некая высшая, по отношению к природе, «сверх»-онтология 1151 , но одновременно и не рассматривается как философское «нововведение» в богословие или «проекция элементов современной мысли на старые формы христианской мысли» 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Стояхом же вам противу ратным, на святую обитель немилостивно наступающим и на святыя церкви безсрамно стреляющим, яко приидосте насилием оружия разорити отеческия законы и распудити 1146 Христово стадо. Сего ради во обитель вы пустити не повелевахом и приступающыя ратно прочь отбивахом». Ответом сим яко стрелою поражен мучитель, скочив, рукама своима би блаженнаго немилостивно по главе и ланитома, таже жезлом, толико, елико изнемощи биющему. Наконец повеле нозе вервию связати и с руганием немилостивно влещи на брег моря и положити на смерзшемся леде, яко да трегубою 1147 болезнию давим, от воздуха, и леда, и воды, преболезнено от жития отидет. Таковым лютшым мучением, толико нестерпимою студению и мразом налячен 1148 страдалец, от студености временнаго жития к безсмертнаго Царствия блажайшей весне прейде. По сем Хрисанфа, древорезца хитраго 1149 , и Феодора, живописца мудраго 1150 , со учеником (мужи елико во обители знаменити, толико и о благочестия ревности теплейшия) приведены, воевода, испытав, и яко тверды и непоколебимы в отеческих законех виде, повеле смертию лютейшею казнити: руки и ноги им отсещи, таже и самую главу отрезати. Еже со блаженным рвением, со благодатною сладостию подъемше блаженнии, главопосечени Быша. Сим горчайшею смертию ко всесладостному блаженству отшедшим, повеле прочия из-за караула привести, иноки и бельцы, числом яко до шестидесятих, и различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и непревратны. Зелною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав, повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же за ноги, овыя же, и множайшыя, междоребрия острым железом прорезавше и крюком продевшым, на нем обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляху, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором 1151 прорезати повелевающе, таковым неслышанным мужеством, таковымь неповестным 1152 усердием томления безчеловеечьная терпяще, на безсмертное упокоение к небесем возлетеша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010