Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРИФЛАММА [лат. auriflamma; франц. oriflamme; старофранц. oriflambe; букв.- золотое пламя], имевшее сакральный характер средневек. знамя франц. королей. Представляло собой полотнище ярко-красного цвета с вытканными на нем желтыми языками пламени, с развевавшимися на ветру косицами, также в виде языков пламени, закреплялось на позолоченном копье. В средние века О. считалась священным национальным символом Франции. Использовалась наряду с королевским штандартом (с 3 золотыми лилиями на лазурном поле), но не входила в число королевских регалий. Во 2-й пол. XV в. О. вытеснена т. н. знаменем св. Михаила (белый прямой крест на лазурном поле). Использование О. Прототипом О. была хоругвь аббатства Сен-Дени (близ Парижа) - «знамя св. Дионисия» (vexillum sancti Dionysii; см. Дионисий Ареопагит ). Впервые О. была поднята в 1124 г. франц. кор. Людовиком VI Толстым (1108-1137) после торжественной церемонии, проведенной в связи с переходом прав на защиту имущества и интересов аббатства Сен-Дени от графов Вексен к королю Франции: по преданию, кор. Дагоберт I († 638/9) или его потомки передали обл. Вексен аббатству св. Дионисия; с сер. IX в. эти земли на правах держания от мон-ря получили графы - они стали вассалами и знаменосцами аббатства и были обязаны защищать его интересы; после присоединения графства Вексен к королевскому домену (1077) монарх сделался «вассалом, защитником и гонфалоньером» аббатства св. Дионисия (см.: Блок. 1998. С. 343). Инициатором проведения церемонии поднятия О. был, по-видимому, Сугерий , аббат мон-ря Сен-Дени (1122-1151). В сложной политической ситуации, когда кор. Людовику VI противостояла коалиция во главе с имп. Генрихом V (1111-1125), Сугерий убедил франц. монарха прибегнуть к заступничеству «особого покровителя и после Господа несравненного защитника королевства» - св. Дионисия. Его мощи и мощи его спутников - святых Рустика и Элевтерия - вынесли из крипты и поставили на алтарь, на них сверху возложили знамя (по-видимому, специально изготовленное для этого случая), затем О. принял король ( Сугерий. 2006. С. 122-123). Одержанная Людовиком VI победа без боя над превосходящими силами коалиции принесла славу О. С благодарностью за победу король торжественно возвратил знамя в аббатство.

http://pravenc.ru/text/2581533.html

Скачать epub pdf 51. Владимирко Володаревич (Владимир Владимирович), князь галицкий сын Володаря Ростиславича, князя перемышльского (в нынешней Галиции) от брака с неизвестною. Родился в Перемышле (галицком) около 1095 г.; сложившись с Васильком Ростиславичем, князем теребовльским (см. 50), своим дядей, выкупил из неволи отца, коварно захваченного ляхами в 1122 г.; был с отцом и дядей в венгро-польском стане под Владимиром-Волынским в 1123 г.; по смерти отца сел на княжение в Звенигороде (подольском) 13 марта 1124 г.; не ладя с братом своим Ростиславом, князем перемышльским, ездил за помощью в Венгрию, но, принужденный Мстиславом Владимировичем Великим, государем киевским, смирился в 1126 г.; по смерти брата своего, Ростислава, взял Перемышль себе, а сыну братнину, Ивану, называемому Берладником (от Берлада, или Бырлада, города в Молдавии, между реками Прутом и Се-ретом), велел жить в Звенигороде, т. е. сделал племянника князем-изгоем (безместным), в 1129 г.; был участником усобицы Бориса Коломановича, внука Мономахова, с Белою III Слепым, королем венгерским, в 1132 г., и осады Чернигова Ярополком II, великим князем киевским, в 1138 г.; как союзник Всеволода II,beлukoro князя киевского, вступал с войной в область Владимиро-Волынскую; но возвратился без боя в 1139 г.; по смерти последнего Васильковича, Ивана, взял его Теребовль себе и, сделавшись единодержцем страны, перенес стол свой в г. Галич на р. Днестре, в 1140 г.; ходил по приказанию великого князя Всеволода II в Польшу в 1143 г.; воевал с тем же великим князем, но без боя, уплатив ему только 1200 гривен серебра «за труды», в 1144 г.; по случаю восстания Ивана Берладника взял с боя и жестоко наказал свой Галич, друживший мятежнику, в 1145 г.; видел нашествие к нему самого великого князя Всеволода II, но не потерял ничего, в 1146 г.; был ходатаем мира между великим князем Изяславом II и его дядей, князем Юрием суздальским, у города Луцка в 1149 г.; по разрыве этого мира явился сторонником Юрия к Киеву и тем вовлек себя в войну с венграми, но отделался хитростью, в 1150 г.; на обратном пути домой обобрал дань с городов волынских и разбил Мстислава, сына великого князя Изяслава II, в 1151 г.; разбит соединенными силами Изяслава II и венгров на р. Саке в 1152 г.; умер в Галиче скоропостижно в феврале 1153 г. О месте погребения тела его сведений нет. Князь Владимирко был женат, по мнению Татищева, на княжне венгерской и имел от нее сына Ярослава, князя галицкого, прозванием Осмомысл (см. 197). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Иннокентий II, папа Римский, архидиак. Лаврентий, Калист I, папа Римский. Мозаика ц. Санта Мария ин Трастевере в Риме. XII в. После нападения союзников Анаклета II на владения Франджипани, где располагалась резиденция И. и его сторонников, папа бежал в принадлежавшую его семье крепость в Трастевере, а затем через Пизу и Геную во Францию. Там он получил поддержку кор. Людовика VI (1108-1137) и франц. епископата. Под влиянием Бернарда Клервоского его как законно избранного папу признал сначала состоявшийся в Этампе во главе с аббатом Сен-Дени Сугерием (1122-1151) Собор франц. церковных иерархов с участием светской знати и короля, затем Собор в Ле-Пюи-ан-Веле под председательством Гуго, еп. Гренобля (1080-1132). И. посетил аббатство Клюни, в нояб. 1130 г. провел Собор в Клермоне, на к-ром был принят ряд дисциплинарных канонов, закреплявших и разрабатывавших положения в русле григорианской реформы : о недопустимости симонии , о целибате , о запрете сполиации (ограбления) умерших клириков, о церковной дисциплине и нравах духовенства, о запрете мирянам владеть частными храмами (см. Частной церкви право ), о запрете духовным лицам изучать рим. право и медицину ради получения прибыли, о запрете совмещать бенефиции , связанные с пастырскими обязанностями, о «Божием мире» , о т. н. privilegium canonis - запрете причинять телесный вред и наносить тяжкие оскорбления духовным лицам, за что нарушители карались немедленным отлучением от Церкви ( Mansi. T. 21. Col. 439). Папа подтвердил постановление о целибате и запрет посещать богослужения, проводимые женатыми священниками. Содействие Норберта Ксантенского, архиеп. Магдебургского, Конрада Зальцбургского (1106-1147) и папских легатов способствовало признанию И. нем. епископатом на Соборе в Вюрцбурге в 1130 г., где присутствовали нем. кор. Лотарь III (1125-1137) и нем. князья. В марте 1131 г. в г. Льеж И. встретился с Лотарем III, к-рый пообещал папе поддержку и Римский престол в обмен на имп. коронацию. Папа посетил мон-рь Сен-Дени, а 25 окт. 1131 г. на Соборе в Реймсе, собравшем большое количество церковных иерархов, где присутствовали Бернард Клервоский и Норберт Ксантенский, а также представители светской знати и послы англ., кастильского и арагонского королей, И. короновал сына франц. короля буд. Людовика VII (после смерти отца на Рождество 1137 коронован повторно в Бурже). Собор подтвердил основные положения церковной реформы, принятые на Клермонском Соборе 1130 г. Аналогичные постановления о борьбе с правом мирян владеть частными храмами, о невмешательстве епископов в дела др. еп-ств, о запрете совмещать бенефиции и передавать их по наследству, о privilegium canonis и покушениях на церковное имущество, о целибате, о десятине, о церковной дисциплине были подтверждены в 1138 г. на Соборе в Лондоне, проведенном легатом И.

http://pravenc.ru/text/468773.html

В. неоднократно проявлял заботу о Мухаммаде. Когда Амина потеряла посреди Мекки своего малолетнего сына, В. помог отыскать его. Овдовевшая Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад стала первой женой Мухаммада по совету В., к-рый приходился ей двоюродным братом по отцовской линии. После того как Мухаммаду, согласно мусульм. традиции, было впервые ниспослано откровение, она, а затем и ее супруг, обратились именно к В. Тот разъяснил, что гигантская фигура, с к-рой Мухаммад общался на горе Хира в окрестностях Мекки, был архангел Гавриил, к-рый прежде являлся Моисею. В. первым признал Мухаммада пророком и предсказал, что его ожидают преследования. Сочувственно относился к мусульманам: вступился за раба-эфиопа Билала, буд. первого муэдзина, к-рого мучили мекканцы-язычники. Вероятно, именно от В. Мухаммад познакомился со мн. библейскими и христ. преданиями, нашедшими отражение в Коране. В. умер христианином еще до того, как пророк открыто призвал мекканцев к принятию ислама (т. е. в самом начале 10-х гг. VII в.). Он явился Мухаммаду во сне в белых одеждах, поэтому среди мусульман распространено убеждение, что В. после смерти попал в рай. Ист.: Абу-л-Фарадж ал-Исфахани. Китаб ал-агани. Дж. 3. Булак, 1285 г. хиджры. С. 13-15; Ибн ал-Асир. Усд ал-габа фи ма‘рифат ас-сахаба. Дж. 5. Тегеран, б. г. С. 88-89; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани. Китаб ал-исаба фи тамйиз ас-сахаба. Дж. 6. Каир, 1907. С. 317-319; Muhammad b. Hab î b al-Baghd â d î. Kitabu " l Munammaq fi Akhbar-e-Quraish/Ed. by Kh. A. Fariq. Hyderabad (India), 1974. P. 176, 181-184, 531-532; idem. Kitâb al-Muhabbar/Ed. by I. Lichtenstädter. Hyderabad (India), 1942. P. 171, 175, 237; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav, 1879-1898. P. 1078, 1079, 1147-1148, 1151-1152; Ibn Saad. Biographien Muhammeds, seiner Gefährten und der späteren Träger des Islams. Leiden, 1905. 1 Bd. Th. 1: Biographie Muhammeds bis zur Flucht/Hrsg. von E. Mittwoch. S. 58-59; Das Leben Muhammeds nach Muhammed Ibn Ishâk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischâm/Hrsg. von F. Wüstenfeld. Gött., 1858. Bd. 1. Teil. 1. S. 100-101, 106-107, 121, 143, 149, 153-154, 205. Лит.: Фролова О. Б. Три поэтических отрывка из «Китаб ал-агани»//Учен. зап. ЛГУ. 403. Сер. востоковедч. наук. Вып. 23: Востоковедение. 7: Филол. исслед. Л., 1980. С. 138-145; Blois Fr. de. Nasrani (Ναζωραος) and hanif (θνικς): Studies on the Religious Vocabulary of Christianity and of Islam//BSOAS. 2002. Vol. 65. P. 1-30; Vacca V. Waraka//EI. T. 4. P. 1121-1122. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154073.html

Приводимые в произведении доводы грека против учения о Filioque встречаются в разных антилат. сочинениях: в «Слове о тайноводстве Святого Духа» и в окружном послании 867 г. патриарха К-польского свт. Фотия I , в полемических творениях Никиты Византийского (IX в.), патриарха К-польского Николая IV Музалона (1147-1151), в «Синодике» Иоанна Иерусалимского, в «Слове против приверженцев ветхого Рима» Евфимия Зигабена († ок. 1122), в «Разделенных по главам обвинениях» Николая , еп. Мефонского. Однако дословные заимствования Н. М. сделал лишь из «Первого слова к говорящим, что Святой Дух исходит от Отца и Сына» Евстратия Никейского, имя к-рого он при этом не назвал. Н. М. не использовал аргументацию зап. богословов в защиту Filioque - очевидно, из-за незнакомства с ней. Это не помешало 6 «Различным словам...» Н. М. стать первыми визант. произведениями, в к-рых были представлены развернутые доводы в защиту мнения об исхождении Св. Духа от Отца и от Сына. Агиографические Как указывал сам Н. М., он написал «Слово на чудеса святого Димитрия» ( Σιγλας. 1936. Σ. 329-360) в благодарность за мн. благодеяния, полученные им от вмч. Димитрия Солунского , покровителя Фессалоники. В этом сочинении описано чудесное исцеление эпарха Иллирика Леонтия, к-рый, согласно традиции, инициировал строительство храма во имя святого (см. Димитрия Солунского великомученика базилика в Фессалонике ), чудесная переправа Леонтия через Дунай и строительство им ц. во имя вмч. Димитрия в Сирмии. По всей видимости, сведения об этих событиях автор заимствовал из некоего памятника, не сохранившегося до наст. времени. Источником для дальнейшего текста «Слова...» стало Собрание I чудес вмч. Димитрия, составленное в 10-20-х гг. VII в. архиеп. Фессалоникийским Иоанном и использовавшееся Н. М. в виде, предположительно отличном от известного сейчас. Автор повествует об исцелениях эпарха Мариана, военачальника, страдавшего от кровотечения, а также воина, одержимого бесами, об избавлении Фессалоники от осады аваров, об освобождении из плена еп. Киприана и о др. благодеяниях, совершённых святым.

http://pravenc.ru/text/2565410.html

д. можно видеть в М. мон-ря Успения Пресв. Богородицы в Дафни близ Афин (ок. 1100). Гармоничное построение образов, их плавные движения, спокойное, ясное выражение ликов напоминают произведения античного искусства. На такое искусство, видимо, ориентировались создатели М. Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве. Но в них в сравнении с М. Дафни появляются и новые черты: удлиненные пропорции фигур, более абстрактные, стилизованные линии складок, дробящие живописную поверхность на много мелких граней, усложненные, почти «закрученные» позы (некоторые апостолы показаны шагающими вперед, притом что их головы повернуты назад). Еще один вариант небольшого отступления от классического стиля дает М. юж. галереи собора Св. Софии К-польской: имп. Иоанн II Комнин, имп. Ирина и их сын Алексей предстоят перед Богородицей (1118-1122) в строго фронтальных позах; богато орнаментированные одежды, четко очерченные контуры, графичная моделировка лиц делают эту композицию уплощенной, а фигуры - застывшими в молитвенном предстоянии. Богородица «Параклесис». Мозаика собора Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. Богородица «Параклесис». Мозаика собора Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. От сер.- 2-й пол. XII в. сохранились М. храмов на о-ве Сицилия, выполненные к-польскими мастерами в правление королей Рожера II (1130-1154), Вильгельма I (1154-1166) и Вильгельма II (1166-1189): Палатинской капеллы в Палермо (60-е гг. XII в.), собора Сантиссимо-Сальваторе в Чефалу (с 1148), ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) (1146-1151) и собора Санта-Мария-Нуова в Монреале (80-е гг. XII в.). Заказчиком М. Мартораны был Георгий Антиохийский, сицилийский адмирал и знатный вельможа, изображенный на одной из М. этой церкви коленопреклоненным перед Пресв. Богородицей; М. остальных храмов были созданы по заказам сицилийских королей. Приехавшие из Византии художники столкнулись с необходимостью адаптировать привычную схему украшения крестово-купольного храма к иным архитектурным конструкциям: базилике (соборы в Чефалу и Монреале); купольной базилике (Палатинская капелла).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

1107. Hymn 15.141–148. 1108. Hymn 15.149–159. 1109. Hymn 15.160–177. 1110. Hymn 15.220–231. 1111. Hymn 15.235–239. 1112. О св. Григории Нисском см. третью главу, «Экстатическая любовь», книги J. Danielou: «Platonisme et Theologie mystique». Paris. 1944. Стр. 274–326. У пр. Иоанна Лествичника «любовь» находится на высшей ступени «Лествицы». 1113. См. об этом в начале предыдущей главы. 1114. Cat 1.53–60. 1115. Cat 1.60–64. 1116. Cat 1.67–69. 1117. Cat 1.73. 1118. Cat 1.78–98. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 1. 1119. Cat 1.99–104. 1120. Cat 1.104–109. 1121. Cat 1.148–132. 1122. Cat 1.121–130. 1123. Cat 1.130–134. 1124. Cat 1.137–139. 1125. Cat 1.143–145. 1126. Euch 2.269–272. 1127. Euch 2.273–284. 1128. Euch 2.313–338. 1129. Eth 4.491–499. 1130. Eth 4.515–526. 1131. Eth 4.535–544. 1132. Eth 4.548–554. 1133. Eth 4.561–562 1134. Eth 4.579–585. 1135. Eth 4.563–571. 1136. Eth 4.586–599. 1137. Eth 4.605–608. 1138. См.: Часть V. Обожение. Пр. 7. Часть IV. Пресвятая Троица. 1139. Eth 4.776–782. 1140. См.: Часть V. Бесстрастие. Пр. 14 1141. Eth 8.72–90. 1142. Eth 8.90–98. 1143. Eth 8.99–123. 1144. См.: Часть IV. Пресвятая Троица. Пр. 10. 1145. В этом Гимне пр. Симеон постоянно пользуется словом αγπη. 1146. Hymn 17. 1147. Hymn 17.131–138. 1148. Hymn 17.194–197. 1149. Hymn 17.198–204. 1150. Hymn 17.210–217. 1151. Hymn 17.236–242. 1152. Hymn 17.289–292. 1153. Hymn 17.311–317. 1154. Hymn 17.319–343. 1155. Hymn 17.344–385. См.: Часть V. Экстаз. Пр. 18. 1156. Hymn 17.383–387. 1157. Hymn 17.388–407. 1158. Hymn 17.408–418. 1159. Hymn 17.474–478. 1160. Hymn 17.483–490. 1161. Hymn 17.495–498. 1162. Hymn 18.8–13. 1163. Hymn 18.14. Сходная терминология, «рука–энергия», уже встречается у св. Григория Нисского. Нот. 11 in Cant p. 332, 11–13 (ed. Jaeger). См. мою статью: Simplicite de la nature Divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse, Messager de I " Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1975. Pp. 154–156 1164. Hymn 52.13–20.27. 1165. Hymn 5.24. См.: пр. 2 к настоящей главе.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

6) Проедр. Этот чин, по словам Зонары, 1114 явился при Никифоре Фоке и первый был возведен в него Фокой паракимомен Василий. В наш период упоминаются следующие проедры: евнухи Николай, Никифор и Симеон при Константине VIII, 1115 евнух Феодор при Феодоре, 1116 Роман Склир при Мономахе и Стратиотике, 1117 Феодосий Мономах, 1118 Константин Лихуд и Феодор Алопос, послы Стратиотика к Комнину, 1119 Михаил Пселл , тоже посол, чин, вероятно, получивший при Комнине, 1120 Константин Дука перед возведением на престол, 1121 претор Ксир, 1122 Павел Катепан, 1123 Феодор Али-ат, приверженец Романа Диогена, 1124 Алексей Комнин при Парапинаке, 1125 Константин Хиросфакт и Михаил Атталиот при Вотаниате. 1126 Диоген возвел в чин проедра турка Хризоскула, победителя Мануила Комнина. 1127 7) Магистр. Это слово, некогда обозначавшее должность, гражданскую или военную, 1128 в XI в. имело титулярное значение. Чин магистра имел при Константине VIII Прусиан Болгарин. 1129 В этот чин возведены были при Михаиле Пафлагоне: Алусиан за услугу, оказанную грекам в борьбе с болгарами, 1130 » и племянник царя Константин; 1131 при Калафате Георгий Маниак; 1132 при Мономахе: Роман Склир, 1133 итал Аргир по прибытии в Византию, 1134 Михаил Ясит. 1135 Упоминаются магистры при Мо-номахе: Василий Феодорокан, 1136 Константин Аррианит, 1137 Иоанн, заведовавший прошениями, 1138 Константин Алан; 1139 при Стратиотике: Никифор Вотаниат, 1140 Михаил, сын Анастасия, Исаак Комнин и Катакалон Кекавмен. 1141 Последние два просили Стратиотика повысить их в следующий чин проедра, но просьба не была уважена. Евдокия возвела в магистры Романа Диогена, 1142 Диоген – Петра Ливеллия, укрепившего Иераполь. 1143 При Романе Диогене в чине магистра состояли: Никифор Вриенний, 1144 Василакий, 1145 Евстратий Хиросфакт. 1146 Носили еще этот чин: Константин Керулларий, 1147 Епифаний Филарет (современник Пселла), 1148 Михаил Атталиот до возведения в проедры. " 1149 Чин давался также иностранным князьям. При Романе III он дан был Димитрию, сыну Георгия-абасга и Алды-аланки, 1150 при Михаиле Пафлагоне эмиру Сицилии Абулафару Мохамеду, заключившему мир с Византией, 1151 при Константине Мономахе Какигу после уступки им Ания, 1152 при Константине Дуке венецианскому дожу Доминику Контарено. 1153 Просил Стратиотика дать ему чин магистра и норманн Эрве, но получил отказ. 1154

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В перечнях лиц, имеющих одинаковое общественное положение, одни называются по имени и отчеству, другие же только по имени: 1) Ратмир Нижатинич Страшно Внезд Ягинич Жирошка Новгородцы 1200 Летоп. XV. 290 2) Константин Луготинич Намест Новгородцы 1241. Летоп. XV. 380 3) Гнездило Савин Вятко Радко Новгородцы 1225. Летоп. X. 88 4) Михаил Кривцов Ратша Жирослав Драгомиров Новгородские бояре. 1268. Летоп. VIII. 168. 5) Борис Жидиславич Яков Деденков Дедило Рязанские бояре. Летоп. X. 5 В Новгородских писцовых книгах вв. крестьяне, т.е. лица одного сословия, называются то именем и отчеством, то одним именем. «На основании всего этого мы думаем, – заключает Н. М. Тупиков, – что присутствие при имени отчества не прибавляло почета. Главным образом здесь играл роль обычай, по которому лица высшего класса ревниво оберегали указание на свое происхождение и к своему имени прибавляли отчество и фамилию (иногда двойную или тройную); лица же низшего класса считали это лишним и часто обозначали себя одним только именем. Но в XVI (2-я половина) и XVII вв. и здесь мы видим почти всегда употребление отчества или фамилии (когда при отце упоминаются дети, то они по отчеству не называются») 316 . Но иногда, наоборот, встречается самостоятельное употребление отчеств, доказывающее, что в данном случае сына знают по отцу. Самый ранний пример относится к X в. Это, именно, название воеводы киевского Претичем (968. Лавр. 65), если только «Претич» есть настоящее отчество. Далее имеем ряд примеров: 317 «Победи Зимгола Всеславича», 1106. Лет. IX. 140. «Оженися Мстислав Володимерич, поят за собя Дмитриевну Завидовича». 1122. Лет. XV. 193. «И Изяслава Давыдовича, и Всеволодовича». 1151. Лавр. 319. «Ожени Георги сына своего Глеба в Руси Изяславного Давыдовича», 1155. Лавр. 329. «Володимеркович же и Володимер Мачешич». 1158. Лавр. 328. «Судьич, попов внук», боярин Галицкий, 1240. Ипат. 525. «Оженися князь Иоанн Дмитриевною Борисовича», 1293. Лет. XV. 406. «Пышков, сын Степанов, крестьян. Новгородск. XIV или XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Самуила в Сен-Дени ок. сер. IX в. Этот сборник продолжает предыдущий: после пересказа чудес, заимствованных из соч. свт. Григория Турского «О славе мучеников», следует ряд чудес, случившихся до конца правления имп. Людовика Благочестивого, при аббатах Сен-Дени Фульраде, Мегинарии, Фардульфе, Вальтоне и Гилдуине. Ок. 880 г. к сборнику была присоединена 3-я книга, к-рая охватывает правление имп. Карла Лысого (843-877). Житие, составленное Гилдуином, было последним в развитии легенды о Д. А., поэтому попытки создания нового Жития на Западе долго не предпринимались. В X в. св. Гросвита Гандерсхаймская написала Житие в стихах. Сохранилась также составленная в Сен-Дени в XI-XII вв. проповедь в честь Д. А., Рустика и Елевферия, в состав к-рой вошел фрагмент «Послания Аристарха» (BHL, N 2187). На почитание Д. А. повлиял новый лат. перевод корпуса «Ареопагитик», выполненный ок. 1100 г. Иоанном Сарацином. Петр Абеляр в послании к Адаму (Epistula Petri Abaelardi XI de Dionysio Areopagita//PL. 178. Col. 341-344; BHL, N 2188) обращался к вопросу о смешении у Беды Достопочтенного Д. А. и сщмч. Дионисия Коринфского. Д. А., ранее почитавшийся как покровитель г. Парижа и королевской семьи, начал восприниматься как покровитель всей Франции. Одним из этапов развития почитания святого стало освящение новой церкви в аббатстве Сен-Дени 11 июня 1144 г., на котором присутствовал кор. Людовик VII. Описание этого события было составлено от имени настоятеля Сен-Дени Сугерия (1122-1151) его секретарем мон. Вильгельмом. Вильгельм перевел на латынь энкомий Михаила Синкелла в честь Д. А. В сер. XII в. мон. Сен-Дени Ивон составил новое Житие Д. А. (BHL, N 2191). Аббат Сен-Дени Эгидий преподнес это сочинение кор. Филиппу II Августу (1180-1223). Ивон включил в Житие ряд заимствований из сочинений Михаила Синкелла, а также подробный пересказ содержания корпуса «Ареопагитик». Он перечислил всех агиографов, писавших Житие Д. А. на греч. или лат. языках. Эта часть получила распространение как самостоятельная под названием «Заметка о жизнеописателях св.

http://pravenc.ru/text/178443.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010