367 При этом Артемий упоминает и об антитринитарианской пропаганде Козьмы-Андрея Колодынского в Витебске, как об одном из крайних проявлений («стремнины») деятельности новых проповедников. Цитата из Дионисия Ареопагита , приводимая здесь Артемием, взята из «Глав иже о божественых именех» Дионисия, именно из 2-й главы. Артемий цитует довольно точно, без перефразы, что может быть отчасти объяснено и неудобовразумительностью славянского перевода Дионисия, с трудом поддававшегося свободному пересказу. Привожу для сравнения разбираемое место Артемия с выдержкой из Дионисия Ареопагита , по изд. Археогр. Комиссии в Макарьевских Минеях, I окт. выпуск, под 3-м октября. Артемий, ст. 1314,25–37 – 1315,1–3. се убо и в иных испытано нами и указано бысть, еже всем присноблаголепным богоименованиам нечастне при всем и отнюднем и всеудостойнем и исполненном божестве от словес въспевается, и сиа вся не от части отпущенне всему от нюдству свесменнаго и всего божества налагати, аще ли не о всем божестве се реченно быти речет кто, хулити и расцепляти незаконно смеет пресъединенную единицу и прочаа. И помале: аще каково сказати богоименование съборное начнем, о всем то божестве достоит разумети. Дионисий Ареопагит , ст. 405–408. (ст. 405) се убо и в иных испытано нами указанно бысть, еже всем присноблаголепным богоименном нечястне, но при всем и отпудием и всем удостояннем и исполненном Божестве от словес въспеватися, и вся сиа, не отчасти, отпущенне, отпущенне рекше, трем лицем неназирателне. свесма, все отнудьству, свесменаго и всего Божества налагати. И убо коже и богословных подъизображениях въспомянухом… (ст. 406) аще не о всем Божестве речеть кто се реченно быти, хулити и расцепляти, незаконне смееть пресъединенную единицу… (ст. 408) сим убо нами въмале убо в сих и отчасти, в иных же доволне от словес указанном же и определенном, каково сказати богоимение съборное начнем, о всем то Божестве достоит разумети. Лютеранское учение об оправдании верою хотя и затрагивается Артемием в некоторых посланиях, но также особенно подробному разбору не подвергается.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

615, ч. 2 ГК РФ), не применяются к договору безвозмездного пользования (ст. 689, ч. 2 ГК РФ). Однако судебная практика допускает право ссудополучателя передавать в аренду третьим лицам имущество, полученное по договору безвозмездного пользования. В определении Высшего арбитражного суда РФ от 29.01.2009 г. 2128/08 по делу А48–1314/07–10 указано, что «ст. 36 ГК РФ не содержит норм, запрещающих ссудополучателю с согласия ссудодателя передавать имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, в аренду». В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.05.2010 г. А75–2599/2009 сделан вывод о том, что, с учетом отсутствия названного запрета в ГК РФ, «передача ссудополучателем имущества в аренду с согласия ссудодателя не может расцениваться в качестве нарушения закона, а условие договора безвозмездного пользования, предусматривающего такое право ссудополучателя, не является недействительным». Религиозные организации используют государственное или муниципальное имущество религиозного назначения на праве безвозмездного пользования на основании договора безвозмездного пользования. В соответствии со статьей 698 ГК РФ ссудодатель (в данном случае — уполномоченный государственный или муниципальный орган, заключивший договор от имени собственника) вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда ссудополучатель (религиозная организация): Однако, как правило, договора безвозмездного пользования заключались с религиозными организациями в виде «договора безвозмездного бессрочного пользования». Такими, в частности, были заключавшиеся при передаче в безвозмездное пользование религиозных организаций объектов, охраняемых как памятника истории и культуры, охранные договора. (Вопреки распространенному заблуждению, такой типовой договор содержал не только обязательства по охране памятника. Он является договором о передаче имущества в безвозмездное пользование.) Бессрочное пользование, с точки зрения Гражданского Кодекса, не есть «вечное», «постоянное» право, но означает лишь, что договор заключен без указания срока.

http://pravoslavie.ru/61869.html

Ирландия XIV-XV вв. XIV–XV вв. К haч.XIV в. англ. корона все больше нуждалась в средствах на ведение войны в Шотландии, усиливалось давление со стороны гэльских правителей, увеличивался дефицит бюджета, росла коррупция среди администрации. Сложившаяся ситуация поставила под угрозу англ. господство в И. После поражения англичан в битве при Баннокберне (1314) кор. Шотландии Роберт Брюс организовал вторжение в И. Во главе шотл. войска, высадившегося в мае 1315 г. в Ольстере, встал брат короля, Эдуард Брюс. На стороне шотландцев выступил Домналл О Нейл, к-рый организовал церемонию инаугурации Брюса в качестве верховного правителя И. Обеспокоенный критическим положением в И., кор. ЭдyapдII призвал магнатов и колонистов бороться с захватчиками. Победы шотландцев над разрозненными англ. отрядами привели к анархии, на сторону Брюса перешли нек-рые бароны и ирл. вожди. Утвердившись в Ольстере после падения замка Каррикфергус (сент. 1316), Брюс и его ирл. союзники совершали походы в Мит, Лейнстер и Сев. Мунстер. Шотландцы избегали осады укрепленных городов, но жестоко разоряли сельские поселения колонии. Англ. король направил в И. войско под командованием наместника Роджера Мортимера, к-рому удалось стабилизировать положение в Мите и Лейнстере и объединить силы колонистов. В окт. 1318 г. близ Фохарта (графство Лаут) англ. войско под руководством Джона де Бермингема нанесло шотландцам поражение, Брюс погиб в бою. Результатом шотл. вторжения было разорение англо-ирл. земель. Значительная часть колонизированных территорий запустела, мн. боро и маноры не смогли оправиться от разрушений. Голод и эпидемии, продолжавшиеся в 20-х rr.XIV в., и особенно «Черная смерть» (1348–1350), нанесли ощутимый ущерб колонии. Так, доходы архиеп-ства Дублин после шотл. вторжения упали с 2800 до 800 фунтов. В то же время магнаты (Фиц-Томасы, Батлеры, де Бермингемы и др.), не рассчитывая на поддержку короны, формировали отряды из англо-ирл. и гэльских наемников, используя их для защиты собственных интересов. Бесчинства магнатов и их наемников вызывали возмущение колонистов. В июне 1329 г. жители г. Арди разгромили манор Джона де Бермингема, графа Лаута, и устроили резню, в ходе к-рой погиб сам граф, его семейство и друзья. Администрации не удалось стабилизировать положение. Джон Дарси, назначенный в 1328 г. наместником И., согласился принять должность при условии замены всей дублинской администрации и выплаты субсидии из Англии. С этого времени колония стала регионом, зависимым от субсидий англ. казначейства.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

1314.  Если сердце и мысли твои в согласии со вселенским верованием и с заповедями Божиими, то непременно ты имеешь тогда тесную связь с Богом и сродство с Ним, потому что Бог есть духовная, мысленная, личная Сущность; но если сердце твое и помышления твои в чем-либо изменяют сознательно вселенской вере и заповедям Божиим или словам Евангелия, предписывающим правила христианской жизни, то твое соединение с Богом разрывается и твое сердце вступает в гибельную связь с врагом истины и жизни — диаволом. — Как воздух комнатный, не сообщающийся с внешним воздухом, перегорает, наполняется множеством посторонних, вредных для жизни начал и теряет свои жизненные начала, — так и душа, отделяющаяся от Бога чрез намеренное сомнение, неверие и беззакония, теряет свое жизненное начало и живет только физическою, низшею жизнью. Как для освежения воздуха, для наполнения его жизненными началами, надо проводить внешний воздух в комнату, так и в душу — этот как бы воздух, заключаемый в храмине нашего тела, — надо проводить, верою и любовью, животворное дыхание или веяние Божественного Духа, и тогда она каждый раз будет оживляться, будет получать новые силы для веры и любви. Святым Духом всяка душа живится [Антиф., гл. 4, на утрени]. Ибо что такое человек, как не сткляница, исполненная дыханием Божиим — или душою по образу и подобию Божию? Надо же переменять воздух в этой стклянице, — тем более, что в нас он от природы испорченный, от самых первых виновников греха, и портится нашими страстями и похотями и заражается часто ядовитым диавольским дыханием. 1315.  Как комнатный воздух имеет тождество с внешним и от него происходит, как он необходимо предполагает наружный, всюду разлитый воздух, так и душа наша — дыхание Духа Божия — предполагает существование вездесущего и вся исполняющего Духа Божия. Параллель между храминами вещественными и храминами духовными. 1316.  Однажды навсегда знай, что в Церкви, во всех ее службах, таинствах и молитвословиях дышит дух святыни, дух мира, дух жизни и спасения, а это свойственно только Духу Святому. Святые помышления или слова жизни и истины легко отличить от помыслов и слов лжи и смерти; первые приносят в душу мир и жизнь: последние томление, беспокойство, смерть духовную. —  Мудрование плотское — смерть есть; а мудрование духовное — живот и мир [Рим. 8, 6].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

    1305 Имеется в виду должность π τραπζης, обычно занимаемая евнухами. Стольники не только заведовали трапезами императора или императрицы; они вообще играли важную роль при дворе (Bury, The imperial administratiue system..., р. 126).     1306 В F лакуна (10 букв).     1307 Как справедливо замечает Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 360, n. 1), трудно провести грань между терминами «Алексиады» λοχαγς, συνταγματαρχς, ρχηγς.     1308 πς μν π δρυ, πς δ π’ σπδα досл.: «В сторону копья и в сторону щита». Это выражение в значении «влево и вправо» встречается у Ксенофонта (Liddell, Scott, Lexicon, Ι, p. 622).     1309 Эту статую путешественники видели в Диррахии еще в XVII в. (см. Jireek, Die Lage und Vergangenheit der Stadt Durazzo..., S. 392).     1310 Стратиотиды (στρατιτιδες) — так Фукидид и Ксенофонт называют корабли для перевозки войск (Liddell, Scott, Lexicon, II, S. v. στρατιωταριον).     1311 Петрула была расположена между Диррахием и Эльбасаном (Златарски, История..., II, стр. 245).     1312 Т. е. зимы 110708 г. и лета 1108 г.     1313 Об этих машинах см. Атанасов..., Българското военно изкустео..., стр. 78—80.     1314 Ил., VII, 220; XI, 545.     1315 Таран по-гречески κρις (т. е. «баран»). Согласно весьма неопределенным свидетельствам Афинея и Витрувия, таран был изобретен во время осады испанского города Гадиры карфагенянами (время неопределенное). См. RE, VII, s. v. Gades, col. 452.     1316 Игра на двузначимости слова τραγικς: «козлиный» и «трагический».     1317 Стена... несколько уступает башням. Так мы переводим τ τεχος ... ποχαλται τος πργοις. Б. Лейб: «Ses remparts sont coupés de tours».     1318 В виде башни черепахи (καθαπερ χελνης πργον). Может быть, следует переводить: «в виде панциря черепахи»?     1319 Диоптра - угломерный прибор для измерения высоты отдаленных предметов. Еще в античности диоптры широко применялись в военном деле для измерения высоты стен осажденных городов (см. RE, V, s. v. Dioptra).     1320 Ср. сообщение Альберта Аахенского (Alb. Aq.,X, 41). Защитники Диррахия метали в машины Боэмунда горшки, наполненные горючим материалом, огонь от которого нельзя было погасить водой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Прежде всего надо указать, что ещё в статье «Философские начала…» Соловьев, под явным влиянием Шеллинга (в его учении об intellectuelle Anschaung (Интеллектуальная интуиция (нем.))), признает реальность и доступность всем «идеальной интуиции», как непосредственного «умосозерцания идеи»,– «точнее говоря, непосредственного созерцания Абсолюта в его «сущности» 1311 . Оказывается, что данные этой «идеальной интуиции» образуют «настоящую первичную форму целостного знания» 1312 . И тут же читаем, что «философия как цельное знание… может основываться только на умственном созерцании идеи » 1313 . Как известно, в учении Шеллинга никакого выхода за пределы трансцендентализма учение об идеальной интуиции не требовало и вело неизбежно к чисто имманентному пониманию Абсолюта. В этой тонкой игре понятиями учение об «идеальной интуиции» должно было вытеснить понятие «Откровения», вбирая в себя то, что в подлинно религиозной системе усвояется Откровению. Само по себе «нейтральное» учение о наличности в человеческом духе «идеальной интуиции», связанной с «мистическим опытом», не устраняет религиозной сферы, но вместе с тем оно расширяет сферу философии, как самостоятельной дисциплины, ибо вхождение в трансцендентный мир, столь необходимое, по Соловьеву, для всякого познания, оказывается открытым человеческому духу и вне религиозной сферы. Нечего поэтому удивляться, что Соловьев постоянно стремится показать тожество или близость того, что открывается религиозной вере через Откровение, с тем, к чему приходит наш ум, опирающийся на «идеальную интуицию». Это как бы две разных сферы, – и «совпадение» их построений лишь подчеркивает взаимную их отделенность. Отзвуки секуляризма становятся в освещении этого гораздо более серьезными, чем это могло бы показаться сразу. Шестов был не совсем неправ, когда доказывал, что у Соловьева Откровение отступает совершенно на задний план 1314 ; когда, напр., мы читаем в предисловии к «Истории и будущности теократии» 1315 : «Задача моего труда – оправдать веру наших отцов, возвести её на новую ступень разумного сознания, показать, что древняя вера… совпадает с вечной и вселенской истиной», – то становится ясным, что высшей инстанцией, призванной «оправдывать» веру, является разум, который и должен «древнюю веру» представить в новой форме… В «Критике отвлеченных начал» читаем ещё более существенные мысли Соловьева в том же направлении: здесь оказывается, что святоотеческое богословие не достигает «полного понятия истины», так как «исключает свободное отношение разума к религиозному содержанию» – поэтому задача заключается в том, чтобы «ввести религиозную истину в форму свободно-разумного мышления» 1316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Если же руководствоваться не идеологическим, но сугубо историческим взглядом на проблему ритуальных убийств вообще, то следует заметить большое многообразие данного феномена. Число сторонников ритуального взгляда на убийство может составлять 100% членов социума. Смысл жертвоприношений ацтеков единообразно видели и палачи, и зрители, и сами жертвы. А может составлять меньшую, порой даже ничтожную часть членов социума, причем самый взгляд на смысл ритуального убийства у разных членов социума может быть весьма разный. Казнь короля Людовика XVI вызвала весьма экстатическое отношение большой части публики – носители прагматического тезиса о нудной работе и об очистке земли французской от вредных насекомых были в явном меньшинстве. Но содержание этого экстаза было весьма различным. Одни ликовали от гибели тирана, олицетворявшего в их глазах всю тринадцативековую злодейскую историю Франции. Людовик XVI символически отвечал за все грехи правителей королевства от Хлодвига до Людовика XV. Другие видели в казни воплощение священного принципа, согласно которому дерево свободы надлежит поливать кровью тиранов. “Вязальщицы” ликовали от казни как таковой – равно как и санкюлоты во фригийских колпаках. Наконец, если предание соответствует действительности, а не является, как сегодня бы сказали в Вольном историческом обществе, кровавым наветом, то некоторый таинственный человек, когда венценосная голова пала с плеч, громко возгласил: “Ты отомщен, Жак де Моле!”. При том, что имя сожженного в 1314 г. великого магистра ордена Тамплиеров, перед смертью проклявшего род французских королей до тринадцатого колена, вряд ли вообще было известно “вязальщицам” и санкюлотам. Увязать все это воедино довольно трудно. Можно лишь констатировать, что 21 января 1793 г. амальгамировался целый ряд ритуальных мотивов, в принципе подлежащих историческому изучению, хотя однозначного ответа дождаться было и будет невозможно. Причем не только сейчас, в начале XXI века, когда со времени казни короля прошло более двух веков. В 1893 г., когда прошел только век – как сейчас у нас – это было бы не менее трудно.

http://pravoslavie.ru/108930.html

3 . Уточнением предыдущего пункта будет служить определение чувства как соблюдения Закона, заданное композицией следующего фрагмента: «Любит Господь праведные сердца, приятны Ему все непорочные, устами пасет [их] Царь. И очи Господни блюдут чувство, но презирает слова тот, кто преступает закон» (стт. 22:12–13) 1311 . Здесь «чувство» отождествляется с вниманием к словам Бога, который управляет верными посредством Своих уст. В другом месте находим высказывание: «Чувство моих уст даст тебе заповедь» (ст. 5:2) 1312 . 4 . Отсюда понятно значение чувства как наставления, которое надо уметь принять. Этот смысл выражен в следующем высказывании: «Поищешь мудрости у злых и не найдешь, а у мудрых чувство наготове. Всё против мужа безумного, а оружие чувства – уста премудрые» (стт. 14:6–7) 1313 . Аналогичное утверждение производится словесной игрой: «В устах нечестивых западня для граждан, а чувство праведных – добрый путь» (ст. 11:9), – на котором нельзя заблудиться. Также на основании данного значения термина проведена дистинкция между «безумным» и «понимающим»: первый лишь от ударов становится «искуснее» (πανουργτερος), а второй от одного упрека «уяснит чувство» (ст. 19:25). Вдать свое сердце в обучение тождественно тому, чтобы приготовить уши для «словес чувственных» (ст. 23:12). 5 . «Чувство» как синоним «знания» раскрывается в гл. 2. Здесь «разум» (, σνεσις) составляет пару поочередно с «чувством» (в МТ нет аналога) и «знанием» (, γνσις) как один из аспектов мудрости (стт. 3:6). Это положение закрепляет словесная игра в ст. 15:14 – «Сердце правое ищет чувства, уста женеобразованных узнают зло», где словом «чувство» переводится существительное , а словом «узнают» – форма однокоренного глагола 1314 . Смысл притчи таков: не искавший знания как чувства получит его же, но в виде горького опыта. 6 . Чувство и отделяется от мысли (ννοια) в ст. 1:4, где последняя представляет собой перевод слова и объединяется с ней на почве двойного перевода слова в ст. 18:15 «Сердце разумного приобретет чувство, и уши мудрых ищут мысль».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Athen, 1990); богословские: De Trinitate//PL. 64. Col. 1247–1256 (рус. пер.: Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества// Боэций. «Утешение философией» и др. трактаты. С. 117–126); Utrum Pater et Filius et Spiritus sanctus de divinitate substantialiter praedicentur//PL. 64. Col. 1299–1302 (рус. пер.: Могут ли «Отец», «Сын» и «Святой Дух» сказываться о божестве субстанциально//Там же. С. 127–128); Quomodo substantiae in eo quod sint, bonae sint, cum non sint substantialia bona//PL. 64. Col. 1311–1314 (рус. пер.: Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциальными//Там же. С. 129–133); Contra Eutychen et Nestorium//PL. 64. Col. 1337–1354 (рус. пер.: Против Евтихия и Нестория//Там же. С. 134–152); De fide catholica//PL. 64. Col. 1333–1338; философские: De consolatione philosophiae//PL. 63. Col. 579–862 (критич. изд.: ed. L. Bieler. Turnhout, 19842 (CCSL; 94); Hrsg. K. Büchner. Hdlb., 1977 3; рус. пер.: Боэтий А. М. Утешение философское/Пер. иером. Феофилакта [Русанова]. СПб., 1794; Боэций. «Утешение философией» и др. трактаты. С. 153–236). Лит.: Nitzsch F. Das System des Boethius und die ihm zugeschriebenen theologischen Schriften. B., 1860; Biraghi L. Boezio filosofo, teologo, martire a Calvenzano Milanese. Mil., 1865; Bosisio G. Sul cattolicismo di A. M. T. Sev. Boezio. Pavia, 1867; Stewart H. F. Boethius. Edinb., 1891; Semeria G. Il cristianesimo di Sev. Boezio rivendicato. R., 1900; Ursoleo E. La theodicea di S. Boezio in rapporto al cristianesimo ed al neoplatonismo. Napoli, 1910; M ü ller A. Die Trostschrift des Boethius. B., 1912; Kligner F. De Boethii consolatione philosophiae. B., 1921; Bruder K. Die philosophischen Elemente in den Opuscula sacra des Boethius: Quellengeschichte der Philosophie der Scholastik. Lpz., 1928; Patch H. R. The Tradition of Boethius: A Study of His Importance in Medieval Culture. N. Y., 1935. L., 1936r; Schurr V. Die Trinitätslehre des Boethius im Lichte der «skytischen Kontroversen».

http://pravenc.ru/text/153285.html

Paul and the Roman Law and other Studies, p. 111 – 112, но Dr. J. Hamburger признает (в Real –Encyclopadie des Judentums III, 4, S. 93), что это скорее было стремлением, чем осуществлялось в действительности. 1314 Heeronymi De viris illustr. cap. 11 (Migne, lat. ser. t. XXIII, col. 629): «De hoc vulgo apud Graecos dicitur: id est, aut Plato Philonem sequitur, aut Platonem Philo: tanta est similituto sensuum et eloquii». Ejusdem epist. LXX (al. 84 vel 83), § 3 (Migne, lat. ser t. XXII, col. 666 fin.): «Quid loquar de Philone, quem vel alterum, vel Judaeum Platonem critici pronuntiant?» Jsidori Pelus. epistolarum lib. III, epist. 81 (Migne, gr. ser. t. LXXVIII, col. 788). Suidae Lexicon graece et latine ad fidem optimorum librorum exactum post Thoma Gaisfordum recensuit et annotatione critica instruxit Godofredus Bernhardy II, Halis et Brunsvigiae 1853, p. 1498 – 1499. 1315 Hioronymi epist. XXII, col. 421): Tales Philo Platonici sermonis imitator: tales Josephus, Graecus Livius, in secunda Judaicae captivitatis historia Essenos refert. Заслуживает упоминания, что с этой стороны и сам Филон выделял себя от собственно евреев (De confus. lingu. § 26: M. I, 424. CW. II, 253. Tonge II, 27). Вообще, вокабуляр Филона носит платоновский отпечаток: см. Rev. H. A. A. Kennedy, Sources of New Testament Greck, Edinburgh 1895, p. 54. 1316 Ср. Prof. Albrecht Thoma, Die Genesis des Johannes – Evangelium, S. 33. При отмеченных условиях вполне понятно, что «безграничное применение аллегорического истолкования» у Филона было «слишком призрачным и совершенно исключительным»: William Mackintosh, The Natural History of the Christian Religion, p. 134. 1317 A. Edersheim, History of the Jewish Nation after the Destruction of Jerusalem under Titus, p. 409. См. и Jacob Horovitz, Untersuchungen uber Philons und Platons Lehre von der Weltschopfung, S. 70. 1318 Кн. С. Н. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории I, стрн. 161. Dr. N. I. Weinstein называет Филона последним и превосходнейшим представителем александрийской теософической школы (Zur Genisis der Agada II: Die Alexandrinische Agada, Gottingen 1901, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010