Благодарю Господа нашего, милостиво давшего мне силы, дабы положить их на сей скромный труд о военном духовенстве России. Православие в продолжении тысячелетней истории играло исключительную роль в жизни государства, в становлении духовного нацинально-патриостического самосознания народа. Сознавая высоту ответственности Вооруженных Сил перед государством, Церковь всегда окружала воинов заботой, вниманием и любовью к Отечеству. Это к ним, духовным героям, относятся слова Господа: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике. И светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Ваш его Небесного»» ( Мф.5:1416 ). Митрофорный протоиерей Георгий (Поляков) Источники и литература Архимандрит Киприан (Пыжов). Мои воспоминания... Православная Русь, 1991, 22. Барсов Т. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879. Барсуков П. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. Бирюков Юрий. Родина, 1995, 9. Богданович Е.В. Морские сражения русского флота. Наваринское морское сражение. М., 1994. Большаков В.И. По закону исторического возмездия. М., 1998. Сергеев В., журн. Родина, 1, 1991. Вестник военного и морского духовенства, 1914, 7, 9, 10, 1314, 20, 22. Всероссийский Церковно-общественный Вестник, 1917, 1112, VII; 3, VIII, 8. Гаршин В. Рассказы. Гумилев П.П. Русь и великая степь. М., 1989. Давыдов А.П., Киличенков А.А. Москва и судьбы Российского флота. М., 1996. Даниловский Благовестник, 1996, 8. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вопросы истории, М., 1990, 10. Желобовский А.А. Исторический очерк «Столетие Военного Министерства 18021902 г.» Желобовский А.А. Наши герои на Дальнем Востоке. СПб., 1908. Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. Киев, 1882. Золотарев О. Подвиги военных пастырей. Держава, 1995, 2. Иллюстрированная летопись русско-японской войны, вып. IV СПб., 1904, вып. Х, 1905. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. Спб., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«В мире бе.» Сам Иисус Христос говорил о Себе ( Ин. 14:1314 ): «Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю.» Слич. ( Мф. 28:20 ), ( Ин. 5:17 ), ( Ин. 1:913 ), ( Ин. 10:16 ). ( Еф. 1:22 ), ( Еф. 2:20 ). ( Кол. 2:19 ). 3. Дух Святый, как во время миротворения носился над неустроенным веществом ( Быт. 1:2 ) и сообщал силу и жизнь творимым существам по виду их, так и теперь, по учению Писания, Он продолжает действовать в мире, поддерживая его бытие и благоустройство ( Пс. 103:30 ). В отношении к восстановлению рода человеческого, Дух Святый, по учению Св. Писания, устрояет Церковь Христову, и сообщает верующим во Иисуса Христа многоразличные дары, нужные в новой благодатной жизни. ( Ин. 14:16 ). «И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в веке, Дух истины, егоже мир не может прияти.» ( Ин. 15:26 ). «Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне.» ( Ин. 16:13 . «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину…, и грядущая возвестит вам.» В приведённых стихах ( Ин. 14:16 ), ( Ин. 15:26 ), показывается промышление всех Божественных Лиц о спасении человека: Богу Сыну приписывается ходатайство пред Богом Отцем о ниспослании Святаго Духа; Богу Отцу – самое ниспослание или дарование Святаго Духа; Богу Духу Святому – схождение и действие в учениках Христовых. ( Деян. 2:4 ). «Исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати.» Ст. ( Деян. 2:16 ). «Сие есть реченное Пророком Иоилем: И будет в последняя дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша…» ( 1Кор. 12:410 ). «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым. Разделения же дарований суть, а тойжде Дух…». ( 1Кор. 12:11 ). «Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет.» Святой Ириней учит: «Один Бог Отец, Который над всеми, и чрез всех, и во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

Выражение второго стиха, что Господь принял удовлетворение вдвое за грехи народа, толкуется разно, но мы останавливаемся на следующем: Когда Господь глаголет, что принимает понесенные страдания вдвое, то этим самым Он удостоверяет, что Его справедливость дарует человеку милость вдвое выше той меры, которую он мог бы ожидать от самого милосердного Судии. Милость эта есть возрождение к новой жизни; человек становится человеком новым, духовным 1312 . „Вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь“. ( Ис. 54:7–8 ). Продолжение речи пророка еще яснее указывает, что все это Мессианское пророчество. 3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 . всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 . и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это. Последний из пророчествовавших за 427 лет до пришествия Господа нашего Иисуса Христа пророков, Малахия ( Мал. 3:1 ) вещал именем Бога: „Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною“ 1313 . После этого пророка наступает четыре века молчания пророчеств, и тогда является предтеча Господень Иоанн, который прямо заявляет, что он есть „глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“. ( Ин. 1:23 ). Итак нет, и не может быть сомнения в том, что боговдохновенные глаголы 3 и 4 стихов главы 40-й Исаии указывают на время, непосредственно предшествующее явлению на проповедь Господа нашего Иисуса Христа, и на лицо Иоанна Крестителя. Под именем пустыни, среди которой раздается голос глашатая, разумеется весь мир, ожидающий Избавителя от зол,– не только один Израиль 1314 . Мы видели выше, в гл. XXI значение слов: „пустыня приморская“; в гл. XXIV „земля бесплодная“; в гл. XXXV,-(komopyю мы связуем с наст. главой), что пустыней называется не только Вавилон и Ассур, но и весь мир, противополагаемый горе Божией Сиону, к которому ( Ис. 2:2–3 ); „потекут в последние дни народы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ещё более поразительное и недвусмысленное утверждение мы находим в 1Пет.3:1819 : …Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал… По словам Петра, Иисус претерпел смерть «по плоти». Несколькими строчками ниже апостол еще раз повторяет свою мысль: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию» (4:1). Итак, чтобы «привести нас к Богу» Иисус претерпел физическую, телесную смерть; никакая другая смерть не требовалась и не предполагалась. Более того, в соответствии с лучшими толкованиями этого отрывка, мысль, высказанная Петром, в действительности диаметрально противоположна богословию Веры. Учителя Веры утверждают, что Христос умер духовно – апостол же говорит, что Христос «ожил духом», т. е. воскрес духовно. Это не значит, что прежде воскресения Христос был духовно мертв! Скорее, это значит, что в тот момент, когда Христос умер физически, в материальном мире («по плоти»), Он начал жить духовно, т. е. в духовном мире («духом»). Пётр четко указывает на это в следующей же строчке: он пишет, что Христос «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». Иными словами, сразу после Своей смерти Христос, уже как дух, сошел в духовный мир и объявил духам, заточенным в духовной «темнице», о Своей победе над грехом и сатаной. В соответствии с этим толкованием Христос не только не умер духовно, но в промежутке между смертью и воскресением был духовно жив и, торжествуя, провозглашал совершенную Им на кресте победу. Я понимаю, что существуют и другие толкования этого отрывка, и что вокруг смысла слов Петра идут горячие споры. Тем не менее, одно можно с уверенностью сказать на основании 1Пет.3и 4Христос пострадал и умер за наши грехи «по плоти». Страдал ли Иисус в аду? По словам учителей Веры, страдания Иисуса не прекратились в момент Его физической смерти. Он продолжал страдать все время между смертью и воскресением, пока находился в «аду». В этом утверждении есть некая доля истины. Из Деян.2 :27мы знаем, что Иисус действительно нисходил в преисподнюю, которую Ветхий Завет называет словом sheol, а Новый Завет – словом hades. Поскольку Синодальный перевод передает это понятие словом «ад», идея о том, что между смертью и воскресением Иисус сошел в ад, имеет некоторое библейское основание. Путаница происходит из-за того, что люди, как правило, считают ад местом мучений или наказания. Такое духовное место действительно существует – его ещё называют огненным озером ( Откр.20:1015 ), но слово ад может обозначать и временную обитель умерших, в том числе и праведников, которые, не испытывая страданий, ждут своего воскресения ( Пс.15:10; 138:8 ; Откр.20:1314 ). Иисус действительно сошел в ад в том смысле, что Он снизошел во временную обитель умерших, однако в промежутке между смертью и воскресением Он не был в месте вечного наказания и не страдал там.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Иез. 47 :20. Это предел южного края 1313 . Эта страна моря великого 1314 будет пределом до (места) против входа в Емаф, даже до входа в него 1315 . Это-грань от Емафа до моря 1316 . Иез. 47 :21. И разделите себе землю (по) коленам Израилевым. Иез. 47 :22. Разделите ее по жребию; вам и пришельцам, живущим среди вас, которые родили сыновей среди вас, и (они) будут вам, как природные жители между сынами Израилевыми; с вами они будут питаться в уделе среди колен Израилевых. Иез. 47 :23. И будут в колене пришельцев, в пришельцах, которые с ними (будут): там дадите им удел, говорит Господь Бог 1317 . Глава 48 Иез. 48 :1. И вот имена колен. Начиная с северного края по стране спуска, разделяющого ко входу Емафа поселения Енана 1318 ,-предел Дамаска к северу по границе области Емафа: это будет принадлежать им 1319 . С востока 1320 даже до моря-один (удел) будет Дана. Иез. 48 :2. А от пределов Дана с востока 1321 даже до 1322 моря один (удел) Асира. Иез. 48 :3. А от пределов Асира с востока даже до моря один (удел) Неффалима. Иез. 48 :4. А от пределов Неффалима с восточной стороны 1323 до стороны моря один (удел) Манассии. Иез. 48 :5. А от пределов Манассии от восточного края до самого моря один (удел) Ефрема. Иез. 48 :6. А от пределов Ефрема, с восточного края 1324 до самого моря один (удел) Рувима 1325 . Иез. 48 :7. А от пределов Рувима с восточного края 1326 до самого моря один (удел) Иудин. Иез. 48 :8. А от пределов Иудиных с восточного края даже до моря будет начальный удел 1327 , в двадцать пять тысяч (мер) ширины, а в длину такой же, как каждый из уделов от восточного края до самого моря. А в средине его будет святилище 1328 . Иез. 48 :9. Начальный удел, который отделят Господу: в длину-двадцать пять тысяч и в ширину двадцать пять тысяч 1329 . Иез. 48 :10. Из него будет священный удел священникам: к северу (в длину) 1330 двадцать пять тысяч, и к морю в ширину десять тысяч, и к востоку десять тысяч, и на юг в длину двадцать пять тысяч. И гора святилища 1331 будет среди его.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 52 :11. И выколол глаза Седекии, и связал его оковами, и привел его царь Вавилонский в Вавилон, и посадил его в дом мельничий 1307 до дня его смерти. Иер. 52 :12. А в десятый день пятого месяца (это девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонскаго) 1308 пришел в Иерусалим Навузардан, военачальник, стоящий пред лицем царя Вавилонского. Иер. 52 :13. И сожег храм 1309 Господень, и дом царя, и все городские дома, и все большие дома сожег огнем. Иер. 52 :14. И все Иерусалимския стены вокруг (города) разрушило войско Халдейское, которое было с военачальником. Иер. 52 :15. И бедных из народа, и прочий народ, и оставшихся в городе, и перебежчиков, которые убегли 1310 к царю Вавилонскому, и остальной народ переселил Навузардан военачальник. Иер. 52 :16. Только немногих из бедных людей оставил 1311 для работ в виноградниках и для земледелия. Иер. 52 :17. И столбы медные, которые были в храме Господнем, и подставы, и медное море, что в храме Господнем, разрушили Халдеи, а медь их взяли и унесли в Вавилон. Иер. 52 :18. И венец, и чаши, и вилки, и все медные сосуды, которые употреблялись при богослужении. Иер. 52 :19. И фимиамники 1312 , и чаши, и умывальники, и подсвечники, и кадильницы, и чашечки, золотыя и серебряныя, взял военачальник. Иер. 52 :20. И два столба и одно море, и двенадцать медных тельцов 1313 под морем, которые устроил царь Соломон в храме Господнем; в сосудах этих не было весу меди 1314 . Иер. 52 :21. И каждый столб имел восемнадцать 1315 локтей в вышину, и кругом его обтягивал снур в двенадцать локтей, а толщина его 1316 кругом четыре пальца. Иер. 52 :22. А глава 1317 у них медная, пять локтей вышина каждой главы, и сетка, и гранатовыя яблоки 1318 на венце кругом, все было медное, таков же был и второй столб. Иер. 52 :23. И гранатовых яблоков по сторонам девяносто шесть, а всех гранатовых яблоков над сеткою кругом было сто. Иер. 52 :24. И взял военачальник Сарею, первосвященника 1319 , и Софонию, второго священника, и трех сторожей порога 1320 . Иер. 52 :25. И из города взял одного евнуха, который был начальником под военными людьми, и семь знатных мужей, предстоявших пред царем, которые находились в городе, и главного писца в войске, записывавшого 1321 (в войско) народ земли, и шестьдесят человек из народа земли, находившихся в городе.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Наконец, и вообще все поведение асидеев, точно засвидетельствованное в книгах Маккавейских, вовсе не таково, чтобы можно было отличительным признаком их партии считать воинственные стремления, потому что, присоединившись к Маккавеям для борьбы с сирийцами, они не остаются до конца на поле брани, а оставляют его при первом благоприятном для этого, по их мнению, моменте. В объяснение этого нужно сказать следующее. Как известно, ближайшим поводом к восстанию Маккавеев послужило главным образом посягательство нечестивого Антиоха Епифана на национальный культ иудеев, который он думал заменить культом Зевса. «Безбожный» Антиох, сперва ограбив святилище, из которого он забрал все, с чем так тесно связаны были самые дорогие религиозные и гражданские воспоминания народа израильского 1314 , вслед затем издал повеление, «чтобы в Иудее не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками, и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными и оскверняли души их всякою нечистотой и мерзостью для того, чтобы забыли закон и изменили все его постановления» 1315 . Естественно, что подобные беззаконные действия и посягательства на религиозную свободу должны были возмутить всех иудеев, всю иудейскую нацию, за исключением разве только самых отъявленных эллинистов. Не могли оставаться равнодушными к этим посягательствам на религию отцов даже и те, которые по своим занятиям, по своему характеру и направлению более всего чуждались войны, даже и люди, всецело посвятившие себя изучению закона и предавшиеся разным религиозным подвигам: нужно было защищать самые дорогие духовные блага религию, нравственность, национальные обычаи, которым грозила опасность быть замененными языческим культом и языческими установлениями. И вот высокое одушевление, охватившее всех истинных патриотов, создало те смелые и отважные предприятия, которые обозначены именем Маккавейских и которые имели своим следствием то, что поруганные права, благодаря геройским усилиям горсти иудеев, были восстановлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Но если с самого начала утверждения церкви апостолами мы находим следы влияния на верующих александрийского иудейства, то с течением времени оно сказывалось все более и более и ферапевтизму суждено было обнаружиться во всей силе именно среди христиан Малой Азии. Малая Азия и Египет представляют два совершенно противоположные берега Средиземного моря и с двух противоположных сторон примыкают к той вогнутой береговой полосе, в средине которой расположена Палестина: поэтому александрийский ферапевтизм мог быть занесен в Малую Азию и из-за моря и через сушу в виде палестинского ессейства. Уже в первое апостольское путешествие Павла в Малую Азию противостал ему «некоторый волхв, лжепророк иудеянин, именем Вариисус», находившийся при самом проконсуле Сергие «муже разумном», и за свое волхвование был наказан слепотой, чтобы «не видел солнца до времени» ( Деян.13:411 ): это было на острове Кипре – средоточной морской станции между египетским и малоазийским берегами. Затем во время проповеди ап. Павла в Ефесе «некоторые из скитавшихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас именем Иисуса, которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов иудейского первосвященника Скевы» ( Деян.19:1314 ). Особенно замечательными представляются и самые обстоятельства обращения ефесян к Христу: они принимают сначала Иоанново крещение и затем уже крещение во имя Господа Иисуса ( Деян.19:16 ). Подвижническая жизнь Крестителя в пустыне особенно могла привлекать к нему приверженцев ессейства и ферапевтизма, удалявшихся от мира для подвигов самоумерщвления. Даже и об Аполлосе известно, что до прибытия в Ефес «он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново» ( Деян.18:24–25 ). Точнее узнав путь Господень, он в Ефесе «сильно опровергал иудеев всенародно из Писаний» и здесь же находился после своего путешествия в Ахаю и Коринф ( Деян.18:2428 ; 1Кор.16:8, 12 ): его проповедь, конечно, и здесь не могла остаться без следа, как она не осталась бесследной и в Коринфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

п. к. первосвященника Аарона       т. е. так, как принято в Книгах Паралипоменон. Дата и место написания Е. п. к. Поскольку речь идет о возвращении иудеев в Св. землю и о восстановлении храма, принято считать, что Е. п. к. была написана в Палестине ( Klein. 1992. P. 732). Составление книги не могло произойти ранее событий, описываемых в ней, и поэтому ее принято датировать не ранее кон. V в. до Р. Х. Различные ученые датируют ее 400 г. до Р. Х. ( Clines. 1984. P. 1314), 1-й четв. IV в. до Р. Х. ( Japhet. 1982. P. 89), 350-300 гг. до Р. Х. ( Braun R. L. 1 Chronicles. Waco (Tex.), 1986. P. XXIX), 300 г. до Р. Х. ( Williamson. 1985. P. XXXVI); т. о., можно с большой степенью уверенности считать, что составление окончательного варианта текста Е. п. к. следует относить к IV в. до Р. Х. Основные богословские темы Е. п. к. Осмысление плена в качестве наказания Богом своего народа. Уже упоминание о «слове Господнем из уст Иеремии» в начале книги (1 Езд 1. 1) подразумевает важность этой темы; в этом пророчестве Иеремии о плене точно названа причина несчастья, постигшего Израиль: «...за то, что они не слушали слов Моих, говорит Господь, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, пророков» (Иер 29. 19). Те, кому удается вернуться в Палестину, уже не забывают об этом; «старейшины Иудейские» на вопрос заречного областеначальника Фафная отвечают ему, что храм Соломона был разрушен, «когда... отцы» их «прогневали Бога небесного»; это же стало причиной того, что Навуходоносор и «народ переселил в Вавилон» (1 Езд 5. 6-12). Т. о., старейшины признают, что винить израильскому народу следует только себя. Наиболее полно раскрыта тема вины Израиля и справедливости Божия наказания в молитве Ездры: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (1 Езд 9. 7). Возможность вернуться в Палестину Ездра воспринимает как великую, ничем не заслуженную милость: «...и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Перечислим её неотъемлемое содержание: тело, плоть ( 2Кор.4:1011 ), члены тела ( 1Кор.12:12, 2324 ), отец ( Рим.4:1 ), матерь ( Гал.1:5 ), брат ( 1Кор.8:13 ), сестра ( Рим.16:1 ), сродники по плоти ( Рим.9:3 ), род ( Гал.1:14 ). В этом случае «я» сознает себя живущим во плоти и действующим в условиях любви: семейной, родовой, национальной ( Рим.11:1 ). Далее: душа живущая ( Рим.16:4 . Ср. 1Кор.15:45 ), ум ( Рим.7:23 ), сердце, совесть ( Рим.9:12 ), слово ( 1Кор.2:4 ), дело ( 1Кор.9:1 ). В этом случае «я» мыслит себя одновременно умным, чувствительным и деятельным. Далее: немощи ( Рим.8:26 ), неразумие, недостаток ( 2Кор.11:1, 9 ), нужда ( Флп.2:25 ), скорби ( Еф.3:16 ), гонения, страдания во плоти ( 2Тим.3:11 ; Кол.1:24 ), радости ( Флп.2:2 ), утешение ( 2Кор.6:5 ), свобода, не судимая чужою совестью ( 1Кор.10:29 ). В этом случае «я» сознает свою жизнь материально и душевно-ограниченной, но все же свободной, и воспринимает как положительные, так и отрицательные эмоции. Далее: дух ( 1Кор.14:4 ), любовь ( 1Кор.16:24 ), надежда ( Флп.1:20 ), вера, расположение, великодушие, терпение ( 2Тим.3:10 ). Здесь «я» сознает себя христианином: не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия ( Гал.2:19 ). Далее: все содержание жизни ( 1Кор.4:16 ), внешний человек, который тлеет, и внутренний, который со дня на день обновляется; земная хижина, которая разрушается, и нерукотворное, вечное, небесное жилище, в которое преобразится наше уничиженное тело силою вновь сошедшего с небес Спасителя, во всем уподобившись Христову телу славы; страдание, которое временно, и слава невидимая, которая вечна ( 2Кор.4:1617 ; 2Кор.5:12 ; Флп.3:20 ). В этом последнем случае «я» сознает себя переживающим свои противоположности, прозревающим в свою перспективу и идущим голгофою жизни к своему грядущему воскресению. Однажды начатая жизнь не прерывается ( 2Кор.5:1 ). Настоящее непрерывное движение к пневматической фазе и вместе непрерывная эволюция: я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ( Флп.3:1314 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010