Более того, он несколько легкомысленно пообещал юному королю, что если тот откажется от прав на инвеституру, то в свою очередь добровольно передаст ему права собственности на все германские храмы, оставив за собой лишь доходы, традиционно отчисляемые в папскую казну. Генрих V немедленно согласился, и они поспешили объявить об этом остальному народу, не подумав о главном – как отнесутся к этому известию германские епископы, мгновенно лишившиеся своих владений. И когда на воскресной мессе 12 февраля 1111 г. это соглашение было доведено до сведения епископата, разразилось ужасное волнение; службу пришлось срочно прервать. Папа тут же был арестован и брошен в тюрьму, а король получил в стычке рану. Через 2 месяца понтифика все же отпустили на свободу, но он уже был сломлен морально и физически. Без всяких условий папа уступил Генриху V права на инвеституру и венчал того императорской короной. Правда, на этот раз кардиналы и Римская курия не позволили Генриху V так легко заполучить победу, а объявили, будто папу обманули и вырвали обещание силой. Разумеется, по их мнению, оно не может считаться действительным. Понтифику ничего не оставалось, как присоединить свой голос к мнению этой сильной партии. На Латеранском Соборе 1116 г. Пасхалий II вновь отозвал свои прежние обещания, но его авторитет был окончательно подорван. Наверное, смерть, которая наступила в январе следующего года, стала для апостолика избавлением от многих больших неприятностей 173 . Затем наступила очередная пора пап и антипап. Римский епископ Геласий II (1118–1119) сразу же после избрания был брошен в тюрьму местным населением, и только помощь норманнов вернула его на престол. Но император уже избрал ему замену – антипапу Григория VIII (1118–1121), которого Геласий анафематствовал вместе с королем. Поддержку в своей борьбе против императора папа нашел в лице Французских королей, которые не без выгоды для себя использовали это противостояние. С одной стороны, они публично и добровольно отказались от инвеституры, но зато сохранили доминирующее влияние при назначении лиц на высшие церковные должности в Галльской церкви. Генрих V, которого отличало высокое понимание тонкостей политических баталий, быстро сообразил, что своими действиями создает в Европе второй центр власти, который при поддержке Святого престола быстро может превратиться в первый. А потому начал искать повод для мирных переговоров с папой 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме катафа для каждой субботы и для каждого праздника положено чтение цельного отдела Пятикнижия. Это чтение происходит по определенному уставу, список которого от XVIII в. напечатан Каулеем 1112 . Все Пятикнижие прочитывалось у самарян в течение года 1113 , причем годичный круг чтений начинался после праздника Кущей. В период от первой субботы после праздника Кущей до последней субботы десятого месяца включительно читалась кн. Исход (8 отделов); в период от начала нисана до „субботы амалика» прочитывалась кн. Левит (8 отделов); в восемь следующих суббот читалась кн. Чисел и, начиная со второй субботы пятого месяца до второй субботы седьмого месяца, кн. Второзакония (8 отделов). В високосные годы, когда добавлялся тринадцатый месяц, вследствие увеличения числа суббот, указанный порядок несколько изменялся: кн. Бытия, напр., прочитывалась в 18 суббот, а чтение кн. Исход падало уже на двенадцатый и тринадцатый месяцы. Помимо чтения положенного отдела закона, в субботы назначается еще чтение или первых стихов кн. Бытия, а в годовые праздники читается и отделы Пятикнижия, имеющие отношение к празднику. Часть службы у нынешних самарян исполняется на распев 1114 . Важнейшим обрядом синагогального богослужения у самарян является изнесение свитка закона из мусбаха или закрытой занавесью ниши, находящейся в восточной стене. Этот обряд исполняется в субботы и праздничные дни, причем в день Очищения выносится считающийся величайшей святыней свиток закона, писанный по верованию самарян, Абишей в 13 году после вступления Израиля в Ханаанскую землю. Вынесенный на середину синагоги свиток закона, при чтении особой молитвы 1115 , развертывается на благословении Аарона ( Числ. 6:24–27 ) и выставляется для целования молящихся. Нынешние самаряне при молитве не употребляют филактерий или тефиллинов и таласа 1116 . Во время богослужения они обычно сидят, но в некоторые моменты встают и преклоняются по направлению к мусбаху 1117 . Заметим, что у евреев земные поклоны делаются только в день Очищения. Женщины у самарян за богослужением не присутствуют 1118 . В отношении самой идеи богослужебного собрания самаряне отличаются от иудеев; по иудейскому воззрению богослужебное собрание может состояться только тогда, когда присутствует не менее десяти взрослых лиц мужского пола 1119 ; самаряне же такого ограничения богослужебных собраний не признают, считая их законными при всяком числе молящихся 1120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Смысл термина очень наглядно выясняется преп. Макарием при помощи библейских примеров. Давид был помазан прор. Самуилом на царство, но как раз с этого-то момента и начинаются жестокие гонения на него: он должен был скрываться у иноплеменников и не имел хлеба для пропитания. Несмотря на это, „он решительно вверялся Богу и себя самого удостоверил: что сотворил со мной Бог пророческим помазанием, и о чём сказал, что будет это со мной, то несомненно должно исполниться“ 1118 . Аврааму Бог изрёк обетование – даровать сына, и хотя после этого протекло много времени, и Авраам испытал много лишений и искушений, однако „он великодушно претерпел всё с ним случившееся и, утвердив себя верой в той мысли, что Давший обетование неложен и исполнит слово Своё, а таким образом, оказавшись верным, получил обетованное“ 1119 . Ною за сто лет до потопа Бог повелел построить ковчег, и „Ной сто лет провёл в великом терпении, ни —278— мало не колеблясь мыслью, сотворит или не сотворит Бог сказанное Им, но решительно утвердившись верой в том, что, если сказал о сём Бог, то несомненно должно это и исполниться“ 1120 . Из приведённых примеров видно, что преп. Макарий разумел под словом вера несомненную уверенность в том, что Господь исполнит однажды данное Им обетование. Вера в этом смысле имеет прямое отношение к нравственной деятельности и служит её определяющим началом. Руководствоваться в своей жизни и деятельности началами чистого добра и строгой нравственности, которые иногда кажутся такими непрактичными и не достигающими цели, воздерживаться при этом от искушения внести сюда некоторые поправки, руководствуясь правилом – цель оправдывает средства, – можно только при непоколебимой уверенности в том, что Божия обетования о конечном торжестве добра, несмотря на его временное попрание и посмеяние, непременно исполнятся. В системе воззрений преп. Макария это имеет несколько иной смысл, и отсюда видно, что подвижничество в его глазах имеет значение средства для снискания Духа Св. Подвижничество сопряжено со всевозможными лишениями и требует героического терпения и тяжких трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такое этнолингвистическое многообразие создавало святогробцам определенные сложности в плане духовного окормления богомольцев. Мелетий не без сарказма описывает ситуацию, когда в патриаршем монастыре Иерусалима иеродиакон произносил на греческом языке проповедь новоприбывшим паломникам, «но сие... поучение едва ли пятеро из семидесяти могли разуметь. Ибо все почти были они из Вифинии, знающи только один турецкий язык». 1118 Лишь на торжественных пасхальных богослужениях удавалось организовать (с привлечением духовенства из среды паломников) чтение Евангелия на четырех языках: греческом, арабском, славянском и турецком. 1119 Проповеди же, весьма продолжительные, произносили только по-гречески, «почему народ, которого большая половина не разумеет греческого, бывает не доволен», – писал Мелетий. 1120 Языковой барьер возникал и при исповеди славянских паломников, не понимавших своих духовников. 1121 Паломники съезжались в Палестину двумя основными маршрутами. Часть прибывала по морю, с запада (греки Балкан, Архипелага и Западной Анатолии, сербы, болгары, молдаване, валахи, украинцы и русские). На финальном отрезке пути к ним присоединялись египетские христиане. Остальные приходили сухим путем, с севера (арабы Антиохийского патриархата, греко-, армяно-и тюрко-язычные православные Восточной Анатолии, грузины и лазы и изредка русские из Поволжья). Западный маршрут начинался в портовых городах Балкан, куда стекались паломники из внутренних районов. Перевозкой богомольцев занимались, как правило, судовладельцы-христиане, иногда в координации со Святогробским подворьем в Стамбуле, которое направляло на корабли монахов-сопровождающих. Проезд до Яффы в середине XVIII века стоил 15–20 талеров, малоимущим удавалось доехать и дешевле. Корабли заполняли людьми до предела; как описывал это Серапион, «бысть великий утиск и смятение за тем, что места уже, где бы добре сести, не было», места пассажирам определяли из расчета «только елико лягти можно было». 1122 Маршрут плавания был стандартным, с незначительными отклонениями: из Стамбула или Салоник, с заходом на Афон – на Митилини, далее – Пат-мос-Хиос (Сакиз)-Родос, иногда корабли заворачивали по пути в Смирну и Эфес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встречаясь с королевой на улице, царедворец падал ниц даже в грязь, не жалея —281— своих шелков и бархатов 1116 . Да что шелки и бархаты, когда Эльмер, епископ Лондонский, чтобы убедить стра­давшую от зубной боли королеву, что операция выдерги­вания не представляет ничего ужасного, не пожалел даже своего совсем здорового зуба, дозволив выдернуть его себе на глазах у королевы 1117 . Придворные свидетели этой сцены наверное только завидовали его находчивости и едва ли менее его способны и готовы были к подобным под­вигам раболепной угодливости. – Елизавета любила блеск, но любила, если можно так выразиться, по-женски, любила так, чтобы этот блеск обходился ей как можно поде­шевле. Отсюда, между прочим, объясняется ее особенное пристрастие к путешествиям. Ей очень нравились те бле­стящие праздники, торжества и церемонии, которыми сопро­вождались ее поездки; безумные суммы тратились на их устройство, но расходы нимало не касались королевы. Тя­жесть этих расходов всецело падала на городские об­щества и в особенности на вельмож, которые напрягали все силы в изъявлениях своей преданности королеве и старались только о том, чтобы превзойти друг друга в роскоши устроявшихся ими неслыханных празднеств. Лорд Бöрлей был делец; он не принадлежал к числу осо­бенно богатых и льстивых царедворцев, но и ему две­надцать раз пришлось встречать у себя королеву, кото­рая гостила у него в поместье всякий раз по несколько недель и каждое из этих благосклонных посещений стоило лорду от двух до трех тысяч фунтов стерлингов 1118 . Что же касается таких вельмож как Лейстер, то кто из нас не увлекался в юные годы, хотя и в романт, но на исторических документах основанным, рас­сказом Вальтер-Скотта о фантастическом разнообразии и баснословной роскоши празднеств Кенильвортского замка при посещении его Елизаветой 1119 . Такие приемы стоили уже целых десятков тысяч, а королева в этом случае —282— пожинала лишь их благие последствия и за сказочный блеск расплачивалась только улыбками и милостивыми словами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог сотворил первого человека и наделил его свободной волей с тем, чтобы он, свободно избрав следование Творцу, постепенно и постоянно усовершал себя, приближаясь таким путём к своему всесовершенному Образу, откуда послушание воле Божией св. Амвросий почитает первейшей обязанностью первозданного человека по отношению к Создателю. Опровергая в De paradiso возражения еретиков против библейского сказания о райской жизни и падении прародителей, св. Амвросий на вопрос: как мог знать первый человек, что неисполнение воли Божией есть зло, если он не ведал ещё, что такое добро и что такое зло, отвечает: человек знал, что дал ему Бог, вдохнувший в него дыхание жизни и поместивший его в раю; отсюда он мог знать о необходимости быть послушным Богу: пусть он не знал различия между добром и злом, но ведь от него требовалась не опытность, а вера: он ведал, что ему должно всему предпочесть Бога; пусть он не понимал силы и качества повелений, но ему было известно, что он должен чтить Бога. 1114 Отсюда и познание добра и зла у св. Амвросия есть собственно познание того, что необходимо следовать воле Божией и повиноваться Его заповедям. 1115 Но человек не захотел пойти по пути, указанному ему Богом, а пошёл своим собственным, горделиво поставивши, таким образом, на место Бога своё личное «я» и на место воли Божией – свою личную волю. Вот почему и грех первых людей св. отцом квалифицируется, прежде всего, как грех гордости. «Гордость, – говорит св. Амвросий, – прежде всего привела человека к падению». 1116 Гордость – величайший грех, так как отсюда истекло начало неправды; этим именно копьём ранил и ниспроверг человека диавол, 1117 который и сам пал чрез гордость. 1118 Никогда плачевное наследие греха (haereditas feralis culpae) не постигло бы человека, если бы он не возжелал бы большего, не удовольствовавшись отведёнными ему границами. 1119 Это превозношение человеком своего «я» 1120 св. Амвросий ставит в тесную связь с гордостью плоти, утверждая, что ум тогда и надмевается, когда превозносится гордость плоти. 1121

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1112. Рафаила , епископа Псковского и Нарвского, из архимандритов Колязинского монастыря, 1725 г. 15 августа, в четвертку, 14 лл., без переплета. 1113. Самуила , епископа Белоградскаго и Обоянского, из архимандритов Киево-Никольского Пустыннаго монастыря, 1768 г. декабря 28-го, 23 л., 23-й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1114. Сергия , епископа «Богоспасаемых градов Великаго Устюга и Тотьмы», из архимандритов Петровского монастыря что в Москве, 1732 г. декабря, в четвертку, 12 лл., 11-й и 12-й лист чистые, без переплета. 1115. Сильвестра Кулябки , епископа Костромского и Галичского, из архимандритов Киево-Богоявленского Братского монастыря и ректоров Киевской академии, 1745 г. ноября 10-го, 13 лл., 13-й лист чистый, в цветной папке. 1116. Сильвестра , митрополита Тобольского и Сибирского, из архимандритов, 1749 г. июля 16-го, 10 лл., в цветной папке. 1117. Сильвестра , епископа Переяславского и Дмитровского, из архимандритов Переяславского Никитского монастыря, 1761 г. декабря 23-го, 12 лл., в цветной папке. 1118. Серапиона , «епископа викария архиепископии Переславския и Дмитровския», 1745 г. марта 30-го, 15 лл., 15– й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1119. Серапиона , епископа Дмитровского, из архимандритов Богоявленского Московского монастыря, 1788 г. июня 11-го, 13 лл., 13-й лист чистый, в папке, обтянутой шелковою материею. 1120. Симона , епископа Суздальского и Юрьевского, из архимандритов Саввино-Сторожевского монастыря, 1739 г. ноября 21-го, 10 лл., 10-й лист чистый, без переплета. 1121. Симона , епископа Костромского и Галичского, из архимандритов Троицкаго Костромского Ипатиевского монастыря, 1745 г. марта 31-го, 19 лл., 18-й и 19– й листы чистые, в цветной бумажной обложке. 1122. Симона , епископа Костромского и Галичского, из архимандритов Новоспасского монастыря, 1769 г. сентября 6-го, 24 л., 23-й и 24-й листы чистые, в цветной бумажной обложке. 1123. Софрония , епископа Иркутскаго и Нерчинского, из наместников-иеромонахов Алекеандро-Невския лавры, 1753 г. апреля 18-го, 15 лл., 15-й лист чистый, в цветной бумажной обложке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но о семъ, Бог даст ширей устъ, и беседовати потщимся. Но точию со своими! Но аще с ними случится, а ныне едино воспомянемъ, чемъ он наших, несовершенныхъ во Писаниях, устрашают, повдающе: «Елицы, аще не повинуются римскому, не певнии 1108 суть своего избавления». Сие ложное из страшилище латвие 1109 обличится. А ныне советуете нашим, иже бы бз ученных нашея страны не сражалися с ними годанными и не ходили бы к ним на их наказанье, «тлят бо, – реклъ апостолъ, – обычаии добрыя бседы хитролсныя». 1110 А что же сего хитролсне, еже правоверных, в седмостолпных догматехъ стоящих, наругати и сромотити, и со еретики смешевати – с люторы, и с цвыглияны, и с калвинами, и со иными нечестивыми ругателми? И отводити от правоврия и от апостольских догматов к полуверию, к новомысленной и хромой феологии от истинного богословия не стыдятся? И мало на томъ мающе, 1111 еще горше ко горшему прикладающе. Начинаютъ крестити повторей 1112 крещенныхъ во имя триипостасного Божества и мазанныхъ миромъ радования и елеем милосердия, забывше заповеди Христа своего и апостолов его, наипаче же подтвержения великого третияго синоду, 1113 о том чтолку 1114 явственно пишут: «Исповдую, рече, едино крещение во оставление грехов». Они же, запамятов все те и приклоня уши свои къ еретику древнему Донатисту, 1115 во толиких странах бывшему, о немъже святый Августин, иже много тружался и напастей подъялъ, истребляюще его учение. Бога ради, молю, не ужасайтеся ихъ и не дивитеся остроте языка и елокудыи 1116 ихъ, сиирчь словеству, або вымов. 1117 Ибо зло похвально словеству навыкати и диствовати, ижебы оброняти правду. А они, смешавши елокуцию з диалекътическими софизматы, и предающе ктому понунцыацию, 1118 на прововерных обращают, истинну тщася разорити араторскими штуками, 1119 похлебующе попе своему, возносяще и хваляще грозного и велеможного епископа, оружением препоясанного и полки воинов со различными бронями около себя водящаго, а наших патриарховъ, по Божию попущению убогихъ и нищихъ, смиренномудриемъ Христовым украшенныхъ, и между бзбожными турками по всемученическому терпещих, а благочестия догматы невредно соблюдающихъ, хуляще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1113 ...и у некоторых серьезных людей... – Ср. упрек Уммидии Квадратилле за увлечение пантомимами (VII.24.4). 1115 ...строюсь вместе с тобой.– Стремление строить чрезвычайно характерно для времени упадка Римского государства. Его можно наблюдать уже в конце республики, когда Варрон, большой поклонник старины, упрекал своих современников в том, что они более озабочены тем, как расположить летние и зимние спальни, чем устройством погребов для вина и масла. Роскошь загородных усадеб многие писатели того времени ставят в упрек своим современникам. 1116 Ларийское озеро протягивалось к югу от Ретийских Альп (почти по меридиану 9,5° восточной долготы). У южной оконечности озера находился город Комо. 1117 ...по байскому обычаю...– Байи – знаменитый курорт в Кампании, между Кумами и Путеолами («гостиница пороков», по образному выражению Сенеки). Возможно, думает новейший комментатор, адресат Плиния именно там строит себе виллу. 1118 Котурны, – обувь трагических актеров, которая придавала им более высокий рост. Актеры в комедии носили легкие и низкие башмаки – «сокки». Котурн символизировал трагедию, сокк – комедию. 1119 ...забрасывать удочку из спальни... как из лодочки. – О сооруженных на берегу вод виллах, где можно было закидывать удочку из спальни, см. Марциал X, 30,16–19: «Добыча в море легка здесь, не ждет долго, но, лишь закинь ее с постели иль с ложа, уж сверху видно: тащит вглубь ее рыба» (перевод Ф. А. Петровского ). 1121 Адресат письма – Колон – лицо неизвестное. Известны Луций Педуцей Колон, префект Египта при Веспасиане и, возможно, отец адресата. 1124 ...как бы вернуть ему те дни, которые были у него похищены. – Писать биографию даже умерших молодых людей не было чем-то необычным; ср. III.10.1. 1125 Минерва – богиня мудрости, Диана – богиня охоты. Тацит предлагает Плинию служить обеим богиням – и охотиться, и заниматься. Ср. упоминание о Минерве и Диане I.6.3. Об охоте и литературных занятиях см. также V.18.2 и IX.36.6. 1131 ...есть книгопродавцы... – Комментатор отмечает, что в эпоху поздней республики в Вероне не было книжных лавок (Катулл 68, 27 сл.). Марциал, современник Плиния, знает, что его стихи читаются в Виенне (Южная Галлия; VII. 88), а распространение латинской риторики в Северной Галлии и в Британии хорошо засвидетельствовано (Тацит. Агрикола, 21, 2; Марциал XI, 3, 5; Ювенал 15, 111). Гемин как римский сенатор не мог жить в Лугдуне. Он, видимо, писал Плинию после кратковременного пребывания в этом городе.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1116 Чтобы отнять последний повод думать о законности раскольнических обществ, запрещено было принимать от их имени пожертвования 1117 и выставлять в их заведениях доски о Высочайшем посещении. 1118 Давность существования раскольнических общественных заведений давали им право на его продолжение, но при этом правительством было принято за правило «постепенно подчинять эти заведения общим государственным постановлениям», именно – «приводить их как учрежденные под видом человеколюбия, к истинному устройству человеколюбивых заведений, а от раскольнического характера освобождать»; 1119 вследствие этого раскольнические «богадельни» и «кладбища», начиная со столичных, как известно, были подчинены ведению Приказов Общественного Призрения и других подобных начальств. 1120 Ограничение личных прав раскольников состояло в следующем. Им воспрещено было приобретать населенные имения и земли в остзейских губерниях (25 окт. 1847), 1121 а также селиться в пограничных губерниях западного края 1122 и уходить за границу. 1123 Они не имели права быть свидетелями против православных в делах тяжебных и гражданских, 1124 не могли получать «от учебных мест и начальств свидетельства на право обучения детей», 1125 записываться в иконописные цехи, 1126 содержать этапы. 1127 В гильдии раскольники были принимаемы только «на временном праве» (1853 г.); 1128 отлучаться по письменным видам могли не иначе, как только для законных надобностей 1129 (1843 г.); лицам же, возвращенным из скитов и замешанным в новых беспорядках по расколу, отлучки совсем воспрещались (1853 г.). 1130 Так как правительство различало не только между главнейшими отраслями раскола, но и между отдельными сектами последних, то кроме общих законов о расколе были частные, имевшие специальное приложение. В классификации (1842 г.) Св. Синода, 1131 преподанной на запрос министерства внутренних дел, раскольнические согласия были разделены, по степени их вреда, на три категории – на «вреднейшие», с отнесением сюда тех безпоповщинских толков, которые отвергают брак и молитву за царя, – «вредные», к которым причислены все остальные согласия безпоповщинские, – и «менее вредные», обнимающие всю поповщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010