Craig S. Keener 4. Social Contexts THE TENUOUSNESS OF PAST HISTORICAL reconstructions of the Johannine community, along with the difficulties in inferring the author " s intention from a document, warn us against an overly detailed reconstruction of the situations the author originally sought to address. Indeed, the life-setting of a Gospel is not as central or as easy to reconstruct as the life-setting of one of Paul " s letters. As implied in our discussion of genre and in the work " s claims to the Paracletés inspiration, the Gospels are «foundation documents for religious communities … more analogous [in that sense] to a systematic theology, albeit in narrative form,» than to an occasional letter. It thus may reflect potential as well as current situations. 1118 As with most other biographies, its author may have hoped for a wider circulation, hence requiring of implied readers less locally specific information than presupposed in epistles. 1119 At the same time, we can make some statements about the general milieu (such as the tradition " s Jewishness or the usefulness of broader elements of the ancient Mediterranean milieu) to a very high degree of probability, and some other statements about the sort of situation the Gospel addresses (namely, conflict with a synagogue community) to a large degree of probability. 1120 Before we begin examining the milieu in general, we must consider matters of the Fourth Gospel " s date and provenance which can affect our reconstruction of the most relevant social contexts for interpretation. Date For the most part, Luke Timothy Johnson is correct that scholarly consensus concerning the dating of the Gospels depends on inferences about literary dependence. 1121 Nevertheless, John " s literary freedom has probably made his own Sitz im Leben more transparent than that of the other gospels. While I frankly admit that my dating of the other canonical gospels remains conjectural, I think the evidence is somewhat stronger for dating John. With most scholars, I favor a date in the mid-nineties, during Domitians reign.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Евангелие Апракос (недельное) на пергамене в лист, писанное уставом в два столбца, на 231 листе. На первом листе, не помеченном, заставка киноварью, расписанная в роде храма без крестов, с изображениями по краям павлинов, четырех птиц неизвестного названия и двух животных вроде собак. Заглавные буквы с изображением жирафов, людей и разных животных. Некоторые из изображений выражают самую мысль того Евангелия, где они написаны. Так, в Евангелии, читаемом в неделю Ваий, в заглавной букве нарисован киноварью жеребец привязан; в Евангелии, где упоминается о пришествии жен-мироносиц на гроб, изображены в заглавной букве две жены, стоящие у гроба. Против Остромирова Евангелия положено более чтений в неделю; кроме субботних и недельных, после Пятидесятницы есть чтения в понедельник и так далее. В великий пяток положено читать Евангелие на Литургии. После чтения Евангелий по неделям приложен Синаксарь, в котором есть Евангелия в некоторые праздники и дни некоторых святых. Русских святых, кроме одного св. князя Бориса, нет ни одного. Начиная с 1-го листа, по 16-й включительно, скреплено рукою святейшего патриарха Никона так: « лта зр (1661) года сю книгу положилъ въ домъ стаго жнвоноснаго Гда Бга и Спса ншего Христа Новаго Никонъ мидостю патрархъ, а кто восхощетъ ю усвоити, якоже Ахарь сынъ Хармевъ, илн утаитъ, якоже Ананя и Сапфира, да отъимтъ отъ него Гдь Бгъ святую свою милость н затворитъ двери святыхъ щедротъ своихъ и да прндетъ на него неблагословене и клятва и казнь Бжя душевная и тлесная въ ныншнемъ вк и въ будущемъ вчная мука, а кто се писане какимх злымъ умышленемъ испишетъ отъ книги сея, да испишетъ его имя Гдь Бгъ отъ книги жнвотныя». На конце сего Евангелия ординарный академик И. И. Срезневский , в 1858-м году, в июле месяце, открыл следующую надпись о писце Евангелия: «азъ гршный еодоръ напсахъ еа се. рко гршно стом мк гергеви нов град. при кириц игмен и сав иконом гринць алъ» «Кириак был игуменом Юрьевского монастыря с 1119 – по 1128 год, следовательно, это Евангелие писано между 1120–1128 годом», – так, по открытии надписи, помечено И. И. Срезневским , на пустом листе при Евангелии. Оно переплетено вновь в 1858-м году, без обреза листов, и обложено малиновым бархатом, с серебряными застежками. На лицевой стороне верхней доски, в среди, укреплена небольшая серебряная продолговатая дощечка, на которой вырезано слово: скопированное с 1-й страницы сего Евангелия. На нижней доске, посредине, прикреплена серебряная же дощечка, где скопирована вся надпись писца. По углам, для сбережения переплета, укреплены четыре серебряные полушарика, с вырезанными на них словами: «НОВАГО ИСПРАВЛЕНЪ

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Лобным и Крайневым назван был холм, находившийся близь Западных врат Иерусалима, где распят был Спаситель мира, и где, по общему преданию всего Востока, погребен первый человек; об нем упоминает Евангелист Матвей XXVII, 33, Марко XV, 22, Лука XXIII, 33 и Иоанн XIX, 17. В подражание сему, как выше замечено, и Спасские ворота в Москве прежде именовались не только Флоровскими, но также Иерусалимскими 1116 но имени близкой к Лобному месту церкви Вход во Иерусалим. От лба, по Еврейски Golgotha, Голголас, чело, череп, и место сие названо Лобным, Налобным, Краниевым, по объяснению Памвы Берынды, Лысою горою 1117 от сходства холма в Иерусалиме с человеческим черепом, или от лежавших черепов на сем позорище казни, или, как мы сказали, от головы Адамовой, там погребенной. 1118 От сего слова произошло и средне-Латинское lobium, Iobia, значущее открытый портик, возвышенное место, амвон, кафедру, 1119 что вполне соответствует и назначению Московского Лобного места, как увидим из исторических свидетельств. На Миланском наречии lobbiæ, беседки или галереи, где собирались граждане для совещания о делах. На плане Москвы, сочиненном в царствование Михаила Феодоровича, приложено следующее описание онаго: 1120 «Налобное место, или возвышенный помост; вышка, конклав, построенный из кирпича; на нем Патриарх в торжественные дни читает некоторые молитвы; на нем также объявляются указы». Олеарий, передавший нам изображение сего городского памятника, называет его theatrum proclamationum, а Мейерберг позорищем (Schauplatz), сценою, где «совершались торжественные обряды, обнародываемы были указы; оно служило трибуном, с коего Царь, или его Сановники, говорили народу». 1121 «Подле сего здания», замечает Олеарий, лежали на земле две огромныя пушки, обращенныя против большой улицы, коею обыкновенно Татары делывали свои нападения». 1122 В донесении Польских послов Королю своему 1671 года оно так описано: «приближаясь к Кремлю, мы увидели место каменем белым построено на восмьграней, на 30 локоть, к видению широко, велико, с решеткою вместо дверей железных, колико от земли выведены, Лобное названо, на котором одиножды в год Царское Величество народу оказывается, там же и сына, его же хочет имети наследником, когда доростет 16 лет, объявляет». Из сего открывается несправедливость объяснения в Академическом Словаре, согласного впрочем с народным мнением, будто на Лобном месте казнены были смертию преступники. 1123

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского Церковь Божия 1114 , пребывающая 1115 в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелии 1116 , и всем на всяком месте общинам святой и кафолической 1117 Церкви: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. 1118 1, (1) Мы написали вам, братия 1119 , о мучениках и блаженном Поликарпе, который положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством. Ибо почти все, что произошло прежде, было для того, чтобы Господь снова (νωθεν) 1120 явил нам мученичество, согласное с Евангелием. 1121 (2) Поликарп ожидал, подобно Господу, что будет предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но и о ближних. 1122 Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям. 2, (1) Итак, блаженны и доблестны (γενναα) все мученичества, совершившиеся по воле Божией. Ибо мы, как благочестивые, должны приписывать власть Богу над всем. (2) Кто не удивится мужеству (τ γενναον) [мучеников], их терпению и любви ко Господу? Тела одних рассекали бичами так, что даже видно было устроение тела вплоть до внутренних вен и артерий, – но они терпели, так что даже стоящие около них плакали от жалости. Другие были столь мужественны, что ни один из них не вскрикнул и не восстенал, показывая всем нам, что 1123 мученики Христовы во время мучения своего были вне тела, или паче представший 1124 Господь беседовал с ними. 1125 (3) Внимая благодати Христовой, они презирали мipckue казни, в один час искупляя себя от муки вечной. 1126 Огонь бесчеловечных 1127 мучителей был для них прохладен, ибо воочию видя огнь вечный и неугасимый, они желали избегнуть его, взирая очами сердечными на блага, соблюдаемые страдальцам, которых ухо не слыхало, око не видало, и которые на сердце человеку не всходили 1128 , но которые показуемы им были Господом, так как были они уже не человеки, а ангелы. (4) Подобным образом и осужденные на съедение зверям претерпевали многие страшные казни: их простирали на колючих раковинах 1129 и истязали другими разнообразными мучениями, чтобы продолжительностью истязания довести их, ежели то возможно 1130 , до отречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Скачать epub pdf «Церковь Откровения» Другие названия: « Церковь Апокалипсиса», Межрегиональное духовное управление Истинно Православной Церкви. Руководство: Основатель и лидер – Лазарь Каширский (в миру – Константин А. Васильев ) – бывший священник, служивший некогда в г.Кашира Московской области. Месторасположение центров «Межрегиональное духовное управление Истинно Православной Церкви» было зарегистрировано Минюстом России в мае 1991 г. В состав этого объединения входят 5 общин и 1 женский монастырь послушниц) 1116 . Офис: г. Видное-3 Московской обл. Численность адептов: По оценкам 1117 , сейчас у Лазаря почти не осталось последователей. Реально их количество составляет несколько десятков человек. Характеристика « Церковь Откровения» Лазаря Каширского была отнесена к разряду деструктивных религиозных организаций в: · Инициативном письме – депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997г.); · книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) 1118 . 3 сентября 1990 г. указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о.Васильев К.А. был запрещен в священнослужении 1119 . Однако значительная группа прихожан Васильева, в основном пожилых женщин, поддержала его. Они заявили о выходе из юрисдикции Русской Православной Церкви и направили в исполком Каширского горсовета прошение о перерегистрации. После получения отказа Лазарь вместе с 15 наиболее фанатичными сектантами-прихожанами, вооружившись деревянными и железными палками, заперлись в храме, откуда были изгнаны затем подразделениями милиции ОВД и ОМОНа г.Кашира. После изгнания из Каширы Лазарь одно время «служил литургии» в частных домах своих прихожан. Добился епископского сана у архиепископа Иоанна (Бондарчука), в то время перешедшего из Московского Патриархата в Украинскую Автокефальную Православную Церковь 1120 , 1121 . Вскоре Васильев отрекся от жены и трех малолетних детей. К 1992 г. провозгласил себя «митрополитом Всея Сибири» и одновременно епископом Каширским и Московским, зарегистрировал организацию « Церковь Апокалипсиса». В 1994 г. издал манифест, в котором объявил себя «царем», а заодно и патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Глава VII. Арнобий I. Жизнь и труды Арнобий Старший, или Африканский 1111 , родился около 240 г. в Нумидии (проконсульская Африка) 1112 . При императоре Диоклетиане (284–305 гг.) он преподавал риторику в Нумидийском г. Сикка 1113 . В числе его учеников был знаменитый впоследствии апологет Лактанций 1114 . Сначала Арнобий был ревностным язычником и противником христианства 1115 ; но позже, побуждаемый какими-то сновидениями (somniis), уверовал во Христа 1116 . По свидетельству блаж. Иеронима, местный епископ не допустил его до крещения, пока тот не дал письменное заверение искренности своего обращения. Так Арнобий написал свое единственное апологетическое сочинение Adversus nationes 1117 . Пора расцвета Арнобия датируется в Хронике Иеронима 327 годом, что скорее всего является ошибкой; по-видимому, с этой датой можно связать лишь смерть Арнобия. В науке Арнобий был назван Старшим (major), в отличие от другого латинского богослова V века Арнобия Младшего. Единственное сочинение Арнобия Adversus nationes, или Adversus gentes («Против язычников» 1118 , CPL 93; PL 5, 718–1288; CSEL 4, 3 и далее) включает в себя семь книг, написанных им в разное время. По-видимому, ранее всех была написана 2-я книга – в 297 г. или немного раньше 1119 ; 1-я книга была написана ок. 300 г. 1120 Обе тесно между собой связаны. В 4-ой книге упоминается о сожжении христианских книг и разрушении церквей 1121 , поэтому она написана, скорее всего, после 303 г., когда был издан первый эдикт Диоклетиана о преследовании христиан. Последней 7-ой книге недостает литературной отделки, что может говорить о том, что Арнобий умер, не успев полностью ее закончить. Анализ структуры сочинения наводит на мысль, что оно не было опубликовано все сразу. Арнобий нигде не говорит о завершении гонений на христиан, что свидетельствует о том, что все сочинение написано до 311 г. Таким образом, несмотря на свидетельство блаж. Иеронима, следует признать, что трактат Арнобия писался на протяжении нескольких лет. По структуре трактат Арнобия можно разделить на две большие части: апологетическую (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Беседа 32. Того же блаженного мар Исаака. Об изменении, от святых движений, и о просветленном пути в час молитвы, который дается нам милосердием Господа нашего. 1 . Когда временами случается, что пламенной молитвы удостаивается человек из-за пробуждения 1113 благодати, тогда бывают у него напряженные и бесчисленные движения в молитве – молитвы усердные, мощные и горячие, словно огненные угли. И в движениях этих сильный вопль 1114 восходит из глубины сердца его вместе со смирением, которое от сильной радости. 1115 И откуда исходят они, оттуда же сокровенным образом получает он некое вспоможение в движениях своих в такие минуты, от самой молитвы; и пламенеющий огонь возникает в душе благодаря радости его – до тех пор, пока человек тот до самой бездны не смирится в помыслах своих. Итак, эти движения пробуждаются в нем благодаря молитве – молитвы чистые и сильные, напряженные и неудержимые в стремлении своем. Они появляются в сокровенности сердца 1116 вместе с неуклонным взиранием на Бога. И кажется человеку тому, что в теле своем приближается он к Господу нашему в ту минуту по причине искренности 1117 помыслов молитвы его, восходящей к Нему. 2 . Если же удостоен он сознательной молитвы, 1118 то в тот миг, когда встречает он малейшее слово молитвы, тотчас иссыхает молитва на устах его и бывает он полностью успокоен от всяких движений, и достигает он неподвижной тишины в душе своей и в теле своем. 3 . Кто прошел по этому пути, тот поймет сказанное об этих двух формах молитвы. 1119 4 . Или, может быть, есть такой человек, который воображает, что чин и движение духовной молитвы есть что-либо одно из этого. Пусть же поймет думающий так, что все эти вещи и бесчисленные другие подобные им суть чин чистой молитвы и чистых душевных помыслов, возникающих в человеке во время молитвы. 1120 А в жизни духа нет молитвы. Всякая существующая молитва прекрасных помыслов и душевных движений. На духовном же уровне и в жизни нет ни помыслов, ни движения, нет даже какого-либо ощущения малейшего движения души относительно чего-либо, ибо естество полностью удаляется от этого и от всего, что свойственно ему. И пребывает в некоей несказанной и неизъяснимой тишине, ибо действие Духа Святого пробуждается в нем, и поднимается он выше области 1121 душевного знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ II [до избрания папой - Иоанн Каэтан; лат. Caetanus, итал. Gaetani] (ок. 1058, Гаэта - 28.01.1119, аббатство Сен-Жиль), папа Римский (24 янв. 1118 - 29 янв. 1119). Род. в знатной семье из Кампании, в детстве был отдан в бенедиктинский мон-рь Монте-Кассино , к-рым в то время руководил кард. Дезидерий (впосл. папа Виктор III ). В мон-ре под рук. мон. Альберика работал над составлением житий святых. Впосл. Г. принес монашеские обеты и был рукоположен во субдиакона. Ок. 1082 г. кард. Дезидерий вызвал Г. на службу в Рим, где папа Григорий VII возвел его в достоинство кардинала-диакона и назначил канцлером (не позднее янв. 1083), на этом посту Г. оставался более 35 лет. Во время борьбы за инвеституру Г. был ближайшим помощником пап Урбана II , а потом Пасхалия II . При папе Урбане II Г. был рукоположен во диакона (23 сент. 1088), получив в том же году диаконию св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). В 1111 г. Г. разделил с папой Пасхалием II тяготы заключения, на Синоде рим. духовенства (1116) также поддержал папу, обвиненного в компромиссной политике в отношении герм. имп. Генриха V. Г. был избран папой в рим. бенедиктинском мон-ре св. Марии без согласования с имп. Генрихом V. Девизом понтификата стали слова: «Бог во святыне Своей» (Deus in loco sancto suo). Избрание Г. вызвало вооруженное сопротивление сторонников имп. партии, к-рые во главе с Ченчо Франджипани захватили папу и заключили его в тюрьму, из к-рой Г. в тот же день был освобожден префектом Рима Пьетро Пьерлеоне, опиравшимся на помощь населения города. Г. доставили в Латеранский дворец, но царившие в городе беспорядки, вызванные соперничеством партий сторонников и противников императора, не позволили провести торжественные церемонии рукоположения Г., бывшего диаконом, в сан пресвитера и епископа. Генрих V, находившийся в это время на севере Италии, направился в Рим. После того как в ночь с 1 на 2 марта 1118 г. он вошел в город, Г. и большая часть кардиналов бежали из Рима в Гаэту. Император предложил папе вернуться в Рим, чтобы обсудить с ним возможность достижения мира при условии, что папа будет рукоположен в присутствии императора, но Г. отказался вести переговоры. Подстрекаемый семьей Франджипани, Генрих V согласился на провозглашение антипапой архиеп. Браги Мориса Бурдена под именем Григорий VIII (8 марта 1118).

http://pravenc.ru/text/161950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ II Гонорий II, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий II, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (ок. 1036, Фаньяно, близ Имолы, Италия - 13 или 14.02.1130, Рим; мирское имя Ламберто Сканнабекки), папа Римский (с 21 дек. 1124). Род. в бедной семье. Был монахом-августинцем, получил образование в Имоле, затем обучался в Пизе. Служил архидиаконом в Болонье, откуда папой Римским Урбаном II был переведен в Рим и назначен каноником рим. Латеранской базилики св. Иоанна. В 1099 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Пракседы, а в сент. 1117 г. папой Пасхалием II - в достоинство кардинала-епископа Остии, декана коллегии кардиналов. Поддерживая антиимперскую партию в борьбе за инвеституру , входил в число сторонников папы Геласия II , избранного в 1118 г. без согласия герм. кор. и имп. Генриха V. 10 марта того же года кард. Ламберто Сканнабекки совершил в Гаэте епископское рукоположение нового папы, куда тот был вынужден удалиться из Рима, захваченного имп. войсками. Летом того же года сопровождал папу Геласия II во время бегства во Францию, где после его смерти (28 янв. 1119) участвовал в выборах папы Каллиста II . В 1119 г. в качестве папского легата кардинал был направлен к Генриху V для переговоров, в результате к-рых было достигнуто предварительное соглашение по вопросу инвеституры, но накануне его одобрения на Соборе в Реймсе (1119) император занял прежнюю позицию. Во многом благодаря усилиям кард. Л. Сканнабекки, проводившего с сент. 1121 по февр. 1122 г. новые переговоры с Генрихом V, в сент. 1122 г. был заключен Вормсский конкордат , ознаменовавший формальное завершение борьбы за инвеституру. После смерти папы Каллиста II (13 или 14 дек. 1124) выборы нового папы осложнились противоборством влиятельных рим. семей Франджипани и Пьерлеони и соперничеством различных групп в коллегии кардиналов. 15 дек. 1124 г. папой был избран ставленник семьи Пьерлеони кард. Теобальдо Бокка ди Пекора, принявший имя Целестин II , но из-за угрозы силового вмешательства со стороны семьи Франджипани кардиналы согласились признать папой кард. Л. Сканнабекки. В тот же день антипапа Целестин II отказался от Папского престола, однако 20 дек. кард. Л. Сканнабекки также заявил об отречении, считая свое избрание незаконным, и потребовал проведения новых выборов. Благодаря достигнутому согласию между Франджипани и Пьерлеони 21 дек. коллегия кардиналов единогласно избрала папой Римским кард. Л. Сканнабекки, принявшего имя Гонорий II.

http://pravenc.ru/text/166147.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГАРИЙ [Олегер; лат. Oldegarius, Ollegarius; каталон. Oleguer] (ок. 1060 или 1069, Барселона - 6.03.1137, там же), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118). Жизнь Фрагмент гробницы Олегария в соборе Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне. 1406 г., 2-я пол. XVII в. Скульпторы П. Санглада, Ф. Грау, Д. Ровира II Фрагмент гробницы Олегария в соборе Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне. 1406 г., 2-я пол. XVII в. Скульпторы П. Санглада, Ф. Грау, Д. Ровира II Отец святого, Олегарий, служил при графском дворе в Барселоне, был доверенным лицом гр. Рамона Беренгера I (1035-1076). Возможно, он носил родовое имя Бонеструга (Бон-Аструк), к-рое свидетельствовало о его евр. происхождении (см.: Aurell. 1999. P. 116). Олегарий и его жена Гуилия поручили воспитание маленького сына каноникам кафедрального собора (вероятно, в 1076); впосл. О. стал клириком (в 1089 упом. как диакон, в 1095 как пресвитер). В 1094 г. он занимал должность препозита соборного капитула. Между 1095 и 1098 гг. О. стал приором мон-ря Сант-Адриа-де-Безос, входившего в конгрегацию регулярных каноников св. Руфа. Не позднее 1111 г. он возглавил аббатство св. Руфа в Авиньоне, старшую обитель конгрегации. О. принял активное участие в организации совместной военной экспедиции графа Барселоны и пизанцев против мусульман, владевших Балеарскими островами (1114-1115). Вместе с графом аббат пытался привлечь к войне с мусульманами Генуэзскую республику. Гр. Рамон Беренгер III (1097-1131), рассматривая кандидатуру аббата как достойного доверия человека, решил возвести его на Барселонскую кафедру, вакантную после гибели еп. Рамона Гильема (1107-1115), однако О. отказался. Тем не менее весной 1116 г. граф направил в Рим послов, к-рые убедили папу Пасхалия II одобрить военные действия против испан. мусульман и назначить О. епископом Барселоны ( Jaff é . RPR. N 6523-6524). После возведения на кафедру О. посетил Рим и поклялся в верности папе Геласию II (1118-1119).

http://pravenc.ru/text/2578297.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010