Аббат Вибальд был большой сторонник не только германо-византийского союза, но и восстановления добрых отношений между Римом и Византией. Он очень ясно понимал, что политика Рожера II шла наперекор заветным целям Конрада, и потому всеми средствами боролся против нее. Под влиянием его сообщений римская курия вступила на путь мирных и благожелательных сношений с царем Мануилом. С лета 1150 г. в Риме находим греческих послов, прямым последствием того было охлаждение между папой и Рожером. Последний на Пасху 1151 г. приказал короновать своего сына Вильгельма без согласия папы. Вместе с тем Евгений III входит в сношения с Конрадом и подготовляет обсуждение вопроса о германском походе в Италию. Это было окончательным ударом для коалиции, имевшей в виду новый крестовый поход и движение на Византию, и, наоборот, счастливым событием для германо-византийского союза. Политическая ставка Рожера, по-видимому, была проиграна. Обе империи и Римский Папа приходили к соглашению по сицилийским делам. Но смерть Конрада в самом начале 1152 г. совершенно изменила положение дел. Очень хорошо характеризуется взгляд современников на изложенные события слухами, проникшими в летопись, что Конраду поднесен был яд лечившими его итальянскими докторами, подосланными Рожером 149 . Хотя преемник Конрада, племянник его Фридрих Барбарусса, был вполне ознакомлен со взглядами своего дяди и до некоторой степени участвовал в соглашениях с Мануилом, гостеприимством которого пользовался в зиму 1148–49 г., тем не менее смерть германского короля Конрада нанесла существенный ущерб планам царя относительно Южной Италии. Фридрих прежде всего желал заручиться расположением папы, его взгляды выясняются из договора, заключенного им с папой Евгением III в марте 1153 г., в котором определенно указывалось, что греческому королю в Италии нельзя уступать никаких владений и что если бы он решился сделать поход в Италию, то папа и король обязываются всеми силами тому воспротивиться. Хотя в том же году происходили сношения между Фридрихом и царем Мануилом, но, по-видимому, в них было мало искренности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1130. Букв.: «говорят о желании [хотении] обогатиться, но не говорят о осознанном предпочтении обогатиться». 1131. Иначе: взвешивается; букв.: «относится к искомому». 1132. Букв.: «их» (τοτων), т. е. вышеприведенных выражений. 1133. Букв.: «относительно чего мы прикидываем». 1134. Т. е. в области. 1135. Букв.: «по необходимости я разумею о том, что происходит всегда одинаковым образом». 1136. Букв.: «о том, что шестидесятилетний седеет или что у двадцатилетнего появляется борода». 1137. Все это читаем у Аристотеля: Никомахова этика 3.5. 1138. Ср.: Платон. Политик 477с. 1139. Букв.: «что и сами мы в состоянии [δυνμεθα, т. е. сделать]». 1140. См. то же: Иоанн Дамаскин. Точное изложение 26. 1141. Значит, продолжим мы неоконченную мысль Немесия, и прикидывать относительно этого мы не могли бы. 1142. Букв: «раз все происходит сообразно (κατ) судьбе (року)». 1143. Т. е. неизменно одинаково. 1144. Точнее: «много таких, которые противостоят относительно этого». 1145. Настоящая глава посвящена решению первого вопроса: в ней доказывается, что есть нечто, находящееся в нашей власти. Второй и третий вопросы решаются в следующих двух главах. 1146. Т. е. признается отрицателями свободы воли. 1147. Никомахова этика 3, 1109b33–34. 1148. Например: Строматы 2.60. Разбор этого и других примеров: Clark Е. Clement’s Use of Aristotle: the Aristotelian Contribution to Clement of Alexandria’s Refutation of Gnosticism. NewYork, 1977. Pp. 45–65. 1149. Никомахова этика 3, 1109в35—1110а20, пер. Н. Брагинской с изм. 1150. Метафизика 9, 1048Ы 8–35. 1151. πσχειν; у переводчика: «страдание». 1152. πθος; у переводчика: «страсть». 1153. κνησις; т. е. любого рода изменение. 1154. δραστικ; у переводчика: «деятельное». В рукописи D (XII в.) добавлено: «в согласии с природой». 1155. Т. е. остальных двух, а именно вожделева! ельной и разумной, как явствует из почти дословно используемого здесь Немесием трактата Галена «De placitis Hippocratis et Platonis» (6.1.7 (De Lacy)) (ср.: 6.2.2). 1156. О природе человека 74: 6—11 (Morani).

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

Но автор совершенно не касается политических условий того времени на Востоке и, по-видимому, не знает, как попытка Илла поднять Восток против Зенона связалась с борьбой между приверженцами и врагами Халкидонского собора. Исследование Revillout интересно и важно в том отношении, что он привлек новый материал, коптские документы, которые, однако, вряд ли все подлинны. Среди них есть и Энотикон на коптском языке, в сокращенной редакции. В этом первом расколе с полной силой сказалось то глубокое различие между Восточной и Западной церковью, которое кратко формулировал протестантский учены Луфс в таких словах: das Dogma war im Abendlande stets mehr Glaubensgesetz ad Glaubensphilosophie gewesen (Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Halle. 1906. P. 335). («Христианская догма была на Востоке более законом веры, чем философией веры» (пер. А. Г. Грушевого)]. 1218 О его литературной деятельности см.: Райт, Коковцов. Краткий очерк истории сирийской литературы. СПб., 1902. С. 51. 1222 С живым чувством возмущенного патриота описал это событие Аммиан Марцеллин, 2, 271–273 (25, 9, 1–6). Mar Barhadbsabba Arbaya. La cause de fondation des Ecoles (Patr. Orient. II 381 сл.). 1225 Указ Гунериха см.: Victor Vitensis. Historia persecutions Africanae provinciae. 3, 2, § 3–14; ссылки – 5, § 20. – Mansi. 7, 1141 – первый указ и 1153 – второй. 1227 Viet. Vit.5, 6; Marc. Сот. s. a. (Chron. min. II93). Юстиниан – Codex 1, 37, 4 – подтверждает это свидетельство: Vidimus venerabiles viros, qui abscisis radicitus linguis poenas suas mirabiliter loquebantur. 1228 Военно-полицейские отряды для борьбы с разбойниками в городах Востока назывались диогмитами, их командир – иринархом. 1229 Procop.Aed. 5, 7; Malala. с. 34. Имя отряда названо в старом тексте хроники, (с. 382). – Очевидно, полк был сформирован при Аркадии, как раньше были полки иовиев и геркулиев. – О храме на горе Гаризим и самарянах см. сообщение Эпифания, сохранившееся в латинском переводе – Collectio Avellana, ed. Gunter, 244 (II 769–773).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Интересный блок личных писем оставил первый «поэтикос» армянского Возрождения Григор Магистрос Пахлавуни–младший (ок. 990–1058 или 1059), происходивший из известного княжеского рода Пахлавуни 1150 . Он был знатоком церковной литературы, приверженцем и защитником Армянской церкви, отличался набожностью и в то же время слыл человеком свободомыслящим и эрудированным. Благодаря его письмам в армянскую литературу вошел новый литературный жанр – эпистолярный 1151 . Григор Пахлавуни отдавал должное богословию, но мечтал о восстановлении и развитии среди армян древнегреческой учености (математики, геометрии, медицины и литературы). В этих целях Григор разрабатывает в своих письмах целую учебную программу: он говорит, что до Аристотеля «сперва надлежит полностью овладеть грамматикой вместе с толкованием, следом за нею – риторикой с ее тремя разделами, безошибочно различая их, а затем определениями платоновскими, аристотелевскими и пифагоровскими завершить (все это)». А «до этого обучение следует начать с чтения Ветхого и Нового заветов, а также мифологии, которую надо извлекать из многих и различных мест, и после с ревностной и здравой мудростью приступить к изучению отрывков высказываний Гомера и Платона и ко всем прочим искусствам и книгам. Ибо вполне ученый исповедует знание и отрекается от незнания в особенности, если он овладел четырьмя искусствами – математикой, музыкой, геометрией и астрономией». Обширная переписка, которую вел Джон Эмерич Эдуард Далберг, первый барон Актон (1834–1902), – ведущий английский католический историк викторианского времени и один из крупнейших историков либерального направления в мировой историографии 1152 , среди многих проблем охватывает и вопросы церковной истории. Существенный интерес представляет его переписка с кардиналом Ньюманом, немецким историком и лидером старокатоликов Деллингером, кембриджским профессором церковной истории и англиканским епископом Питерборо, а затем Лондона Манделлом Крейтоном (1843–1901) и др., в частности – по проблемам, связанным с предпосылками и развитием протестантской Реформации, с 1 Ватиканским собором и его декретами (лорд Актон, в частности, предпринял попытку повлиять своим авторитетом на процесс принятия собором догмата о папской непогрешимости, для чего специально прибыл в Рим в 1870 г., но не преуспел 1153 ) и др. 1154

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 51. Владимирко Володаревич (Владимир Владимирович), князь галицкий сын Володаря Ростиславича, князя перемышльского (в нынешней Галиции) от брака с неизвестною. Родился в Перемышле (галицком) около 1095 г.; сложившись с Васильком Ростиславичем, князем теребовльским (см. 50), своим дядей, выкупил из неволи отца, коварно захваченного ляхами в 1122 г.; был с отцом и дядей в венгро-польском стане под Владимиром-Волынским в 1123 г.; по смерти отца сел на княжение в Звенигороде (подольском) 13 марта 1124 г.; не ладя с братом своим Ростиславом, князем перемышльским, ездил за помощью в Венгрию, но, принужденный Мстиславом Владимировичем Великим, государем киевским, смирился в 1126 г.; по смерти брата своего, Ростислава, взял Перемышль себе, а сыну братнину, Ивану, называемому Берладником (от Берлада, или Бырлада, города в Молдавии, между реками Прутом и Се-ретом), велел жить в Звенигороде, т. е. сделал племянника князем-изгоем (безместным), в 1129 г.; был участником усобицы Бориса Коломановича, внука Мономахова, с Белою III Слепым, королем венгерским, в 1132 г., и осады Чернигова Ярополком II, великим князем киевским, в 1138 г.; как союзник Всеволода II,beлukoro князя киевского, вступал с войной в область Владимиро-Волынскую; но возвратился без боя в 1139 г.; по смерти последнего Васильковича, Ивана, взял его Теребовль себе и, сделавшись единодержцем страны, перенес стол свой в г. Галич на р. Днестре, в 1140 г.; ходил по приказанию великого князя Всеволода II в Польшу в 1143 г.; воевал с тем же великим князем, но без боя, уплатив ему только 1200 гривен серебра «за труды», в 1144 г.; по случаю восстания Ивана Берладника взял с боя и жестоко наказал свой Галич, друживший мятежнику, в 1145 г.; видел нашествие к нему самого великого князя Всеволода II, но не потерял ничего, в 1146 г.; был ходатаем мира между великим князем Изяславом II и его дядей, князем Юрием суздальским, у города Луцка в 1149 г.; по разрыве этого мира явился сторонником Юрия к Киеву и тем вовлек себя в войну с венграми, но отделался хитростью, в 1150 г.; на обратном пути домой обобрал дань с городов волынских и разбил Мстислава, сына великого князя Изяслава II, в 1151 г.; разбит соединенными силами Изяслава II и венгров на р. Саке в 1152 г.; умер в Галиче скоропостижно в феврале 1153 г. О месте погребения тела его сведений нет. Князь Владимирко был женат, по мнению Татищева, на княжне венгерской и имел от нее сына Ярослава, князя галицкого, прозванием Осмомысл (см. 197). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

К оккультизму можно отнести любое эзотерическое учение – эзотерический (греч. esoterikos – внутренний), тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных – согласно справочнику по оккультизму, «эзотеризм есть общее название для учений, являющихся достоянием тайных оккультных организаций» 272]. 34 Оккультизм выступает и как философское понятие, и как популярное народное представление. До сих пор в философской литературе оккультизм тесно переплетается с такими понятиями, как «мистика» и «мистицизм», и в некоторых случаях выступает как синоним этих слов. В философском словаре «мистика, мистицизм (греч. mystikos – таинственный) – религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Зародился в глубокой древности, позднее выступает как непременный существенный элемент тайных обрядов (мистерий) религиозных обществ Древнего Востока и Запада. Главное в этих обрядах – общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом. Подобное общение достигается якобы через озарение, экстаз, откровение. Элементы мистицизма свойственны многим философско-религиозным учениям древности (конфуцианство, брахманизм, орфики, пифагорейцы, Платон и неоплатоники и т. д.). Средневековая мистическая философия (неоднородная по своей социальной значимости) связана с именами Бернарда Клервоского (1091–1153), Экхарта (1260–1327), И. Таулера (1300–1361) и др., а также с суфизмом. Позже выступили мистики Беме, Сведенборг. Мистицизм в той или иной степени присущ почти всем идеалистическим философиям нового и новейшего времени (особенно неотомизму, персонализму и некоторым формам экзистенциализма). В России религиозно-мистическую философию развивали славянофилы, Соловьев и его последователи (Бердяев, Трубецкой и др.). Философы-мистики высшей формой познания считают некую мистическую интуицию, «духовный опыт», в котором исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность бога – духовной первоосновы мира. Для духовной жизни современного буржуазного общества характерно оживление мистицизма в различных его формах (распространение оккультизма, так называемых нетрадиционных религий и т. п.)» 285]. 35

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Антония 1150 . Экзегетические произведения св. Афанасия, о которых знали в древности, не дошли до нас в полном виде. Чаще всего упоминается «Изъяснение псалмов» 1151 ; от него сохранились в катенах только отрывки. Собрание фрагментов под заглавием Expositiones psalmorum (у Миня, PG 27. Col. 60–590, с дополнением у Питры) в общем должно признать подлинным; но отдельные отрывки подложны, в некоторых текст сокращен, в других расширен, – для критической оценки большое значение имеет сирийский перевод, сохранившийся в рукописи 599 г. В объяснении текста, в противоположность догматико-полемическим сочинениям, господствует аллегория. Можно думать, что толкованием псалмов св. Афанасий занимался в последние годы своей жизни (366–373), когда гонения не нарушали его покоя. Как св. Афанасий смотрел на Псалтирь, показывает упомянутое уже послание к Маркеллину. Упомянутое Иеронимом произведение св. Афанасия «О надписаниях псалмов» (De vir. ill. 87) не сохранилось до нашего времени, а находящийся у Миня комментарий на псалмы с надписанием «О надписаниях псалмов» 1152  не принадлежит св. Афанасию и написан, может быть, Исихием Иерусалимским . Помещенные у Миня и дополненные Питрой и Май комментарии на книгу Иова, Песнь Песней, на Евангелие Матфея и Луки и на 1 Кор. 1153 , заимствованные из катен, нуждаются в тщательном исследовании. Не перечисляя всех произведений, которые в «Патрологии» Миня помещены в 28 томе под рубриками dubia   и spuria,   отметим только важнейшие. 1) Interpretatio in symbolum (Ερμηνεα εις το σμβολον [Толкование на символ]) 1154 . По исследованиям Caspari и Kattenbusch " a, Ερμηνεα происходит от символа, данного св. Епифанием в конце его Ancoratus, и Афанасию не принадлежит, – оно, может быть, было произведением одного из первых преемников св. Афанасия. 2) Syntagma doctrinae ad monachos [Синтагма учения, к монахам] 1155  стоит в тесной связи с Doctrina 318 Patrum [Учение 318-ти отцов] 1156 . Последнее состоит их двух частей – краткого вероизложения и более пространного изложения нравственного учения. Первая часть усваивалась св. Василию Великому в качестве составленного им изъяснения Никейского символа, а вторая часть и есть Syntagma doctrinae ad monachos. Считается доказанным, что целое произведение является первоначальным, которое потом распалось та части. Автором его не был ни св. Василий, ни св. Афанасий. Армянское предание усваивает его Евагрию Понтийскому , и это воззрение в настоящее время имеет защитников (например, [G.] N. Bonwetsch).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Господи Боже наш, Иже с небеси Хлеб сшедый и мирови жизнь подаяй, животворящее явлей Честное Тело и Кровь Твою и рекий: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем, Иже олтарь нам высочайший подавый, без сравнения ветхую скинию превосходящь, Агнче Божий, вземляй грехи мира, Иже за коегождо закалаемый и верным подаваемый и неиждиваемь пребываяй, неоскудевающее благих сокровище и неоскудное, приснотекущий Источниче освящения и непреходящий, благослови вся ны, иже удостоихомся пречистых Твоих Таин причащения, даруй нам теми и прегрешений оставление, и еже в заповедех Твоих к прочим благоутверждение, очисти наш ум, соблюди душу нескверну, Иже коемуждо Пречистых Твоих Таин причащением потребную помощь подаваяй и Царствия Твоего сподобляяй. Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем… Эта же благодарственная молитва выписана и в Crypt. Γ. β. I – Евхологии XIII века , близко к тексту повторяющем константинопольский протограф XI века (молитв перед Причащением здесь нет). Таким образом, константинопольский комплекс причастных молитв 1-й половины XI века можно описать так: ДоникП4, ДоникП2 + «Господи Боже наш, Иже с небеси Хлеб…» Несколько иной комплекс: ДоникП4 + ДоникБ2 содержится в Евхологии Sinait. gr. 973, 1153 г., и Часослове Sinait. gr. 969, XII в. Текст молитвы ДоникБ2 согласно дониконовским изданиям: Благодарю Тебя, Человеколюбче Господи, яко многия Ти ради благости, утерпе причастника мя быти Пречистому Твоему Телу и Честней Крови, и не возгнушася яко осквернена, ниже яко приятию святынь Твоих недостойна невидимою Божественною силою отрину. Но благоволил еси мене, грешнаго, безсмертною Твоею напитатися трапезою. Юже животворную Ти благодать неизменну и неотъемлему в смиренной ми души соблюди, и просвещение Твое неугасимо от мене сотвори, просвещая ми всяко разумение и всяко чувство. Неприкосновенна мя соблюдая и непреткновенна от мрачнаго греха, еже славити и благодарити Тя всегда. И по Твоему ходити хотению, во вся дни живота моего, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и безплотных Ти служитель, и всех святых, иже от века Тебе благоугодивших. Аминь.

http://pravoslavie.ru/82496.html

Понятно, что в основе этих взглядов Абеляра лежат его номиналистические представления, потому что, отрицая реально существующую идею – скажем, идею искупления Иисуса Христа или идею первородного греха, мы также отрицаем причастность всех людей и искупительной жертве Спасителя, и первородному греху. Поэтому из номинализма Абеляра вытекают и его пелагианство, и его арианство. §4. Бернард Клервоский Кроме стремления согласовать христианство и философию на основе разума существовала и другая направленность в западной схоластике – мистическая. Основным представителем средневекового западного мистицизма является Бернард Клервоский (1091–1153). Еще при жизни Бернарда многие считали его святым, а вскоре после смерти он действительно был канонизирован католической Церковью . Для Бернарда Клервоского характерно полное пренебрежение к философии. Не только на словах, но и на деле Бернард подчеркивал не просто свое равнодушие к философии, но и враждебность к ней. Он указывал, что философия и любое разумное познание Бога приводит лишь к неудачам. Познать Бога можно лишь путем непосредственного Его созерцания. Тем не менее, науку Бернард не отрицал, признавая ее в той мере, в какой она полезна для познания Бога. Смысл жизни он видел в постижении Бога. Всей своей жизнью, всеми своими делами человек должен заслужить благодать Бога путем любви к Нему и путем смирения. Эта благодать дается не каждому; человек, будучи существом греховным, не может полностью и в один момент исправиться от всех своих грехов. Поэтому всю свою жизнь человек должен стремиться к Богу, чтобы заслужить Его благодать. Человек должен понимать, что зло исходит от его собственной греховной воли, и, отказываясь от своей собственной свободы, от любви к материальному миру, и в первую очередь от любви к себе, человек может сподобиться Божественной благодати. Человек должен осознать свое ничтожество, и только осознав это, он может созерцать Бога. Наиболее полное познание Бога есть состояние экстаза, когда душа уподобляется Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Я возвратился мимо северных стен; там, где они поворачивают на восток, замечателен целый полукруг башни, лежащей на боку; это, вероятно, остаток больших ворот или Иерусалимских, о которых говорится в истории крестовых походов 22 . Развалины Аскалона оставляют глубокое впечатление. Я снял два вида этих развалин: один изображает горнюю часть города с юго-востока; другой вид взят с моря. Твердыни Аскалона служили мусульманам надежнейшим оплотом против христиан; жители Аскалона получали плату от египтян, говорит один из новейших писателей о крестовых походах 23 . Христиане овладели Аскалоном не прежде как в 1153 г. при Балдуине III. Долины Аскалонские ознаменованы рыцарскою славою крестоносцев. Ричард, прозванный Львиное Сердце, чей меч долго здесь ратовал, возобновил Аскалон, разрушенный Саладином, но город не избежал конечного разрушения, предназначенного ему Пророками. Мы ночевали в деревне Джауре или Джевре; она прилежит к развалинам Аскалона с востока. Дома здешних арабов опрятны, хотя эти дома должно назвать мазанками, об одной двери, с плоскими земляными террасами. Они вообще состоят из одной комнаты: каменная арка поддерживает дерновый потолок, основанный на пальмовых балках; арка показывает уже познание в зодчестве; в недальнем расстоянии от входа земляной пол возвышается на один уступ и образует площадку или по обычаю восточному, диван, также земляной, как и пол, но устланный циновками. По обоим бокам этого дивана сделано по одному глиняному шкафу в виде большой корзины; в них, снизу, видны три ниша для горшков и других снадобий, а сверху, в отверстие, насыпаются хлебные семена. Мой вожатый рассказывал мне вечером, за трубкой и кофеем, что в их кетабах (книгах) писано: как султан Ибрагим-эль-Гурани, объявя войну царю Аскалона, Аскулу, был взят этим последним в плен и заключен, живой, в тот большой колодезь Аскалона, который мы видели! 19 Renaldi Hadriani Palaestina ex monumentis veteribus illustrata. L. P. 2 tom. Tajecti Batavorum, 1714. 590. 21 Georgius Syncellus. Ecloga chronographica/Hrsg. A. A. Mosshammer. Lpz., 1984; Potocki Jan, Count. Principes de Chronologie, pour les temps antérieurs aux Olympiades. St. Petersbourg, 1810; Многие принимают Герар за Аскалон: Renaldi Hadriani. Palaestina ex monumentis veteribus illustrata. L. P. 2 tom. Tajecti Batavorum, 1714. 805.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010