Молчание современной Псковской и Новгородской летописи не позволяет определить степень точности Варлаамова рассказа об Исидоре и товарищах его страдальческой кончины в городе Юрьеве. Впрочем, легко заметить в этом рассказе несообразности, внушающие подозрение к мысли, которую старается провести автор, будто судьба мучеников была следствием стремления городского начальства обратить их в католицизм, а не уличного столкновения, вызванного православным празднованием 6 января. В определении времени события у автора есть противоречие: он говорит, что это было в 1472 году, при новгородском архиепископе Ионе, который умер в 1470 году. Витиеватое и многословное изложение повести носит сильный полемический оттенок; но нет указаний на источники ее фактического содержания 370 . В житии Нифонта Варлаам едва прикрывает многословием недостаток своих сведений о святом Происхождение из Киевской области и пострижение в Печерском монастыре – вот все черты биографии до епископства Нифонта, в которых можно видеть действительные факты. Другая половина жития, описывающая деятельность епископа в Новгороде, отношения к митрополиту Клименту и обстоятельства кончины, немного богаче фактами. Биограф не указывает ясно своих источников, замечая, что об имени родителей Нифонта «в повестех нигдеже писание не объяви». Одною из «повестей» служило почти дословно переписанное Варлаамом из Печерского патерика сказание о Нифонте. Известно, что это сказание принадлежит к числу прибавочных статей патерика, входящих не во все его списки. Можно проследить его библиографическую историю. В списках первой Кассиановской редакции патерика, составленной в 1460 году, нет этого сказания: но в конце патерика встречаем ряд летописных известий о Печерском монастыре, в том числе и известие о Нифонте 371 . Здесь читаем о пострижении кн. Святоши в 1106 году, о вписании в синодик имени преп. Феодосия в 1108, о смерти Нифонта в Печерском монастыре в 1156 с рассказом о его предсмертном видении, наконец, о смерти печерского архимандрита Поликарп я в 1182 и о избрании попа Василия на его место 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

4. На место Кумана, Клавдий, по ходатайству первосвященника Ионафана, бывшего в числе Иудейских вельмож, отосланных Квадратом в Рим 1102 , отправил в Иудею своего (фаворита, Феликса (52–60). 1103 Это был один из несноснейших олицетворителей власти Рима 1104 , обостривший антагонизм между двумя нациями до того состояния, которое с этого времени до конца войны не спускалось в сферы спокойного, способного рассуждать, чувства, начавшего проявляться не отдельными вспышками, а в одном сплошном не умолкавшем мятеже. Сами римские писатели 1105 отмечают его особенную жестокость и жадность, столь естественные в этом бывшем рабе, которому посчастливилось добиться почти царских прав, и даже царского родства путем брака на трех принцессах 1106 , и все бесчестные поступки которого обещали полную безнаказанность в виду сильной протекции при Римском дворе. 1107 Из повествования о состоянии Иудеев при этом прокураторе у Иосифа 1108 выступает несколько первоначальных и в общем ходе всей борьбы с Римом важнейших моментов, прямо обусловливавшихся недостойным правлением Феликса и в великой в войне за свободу Иудеи игравших самую деятельную роль. Таково прежде всего крайнее усиление зилотизма , – партия, фанатическая вражда которой к Риму стала заражать, наконец, все более и более самых миролюбивых граждан. Мы должны здесь решительно отказать Иосифу во всяком праве – характеризовать эту партию только как скопище разбойников и развратителей народа, уже в виду того, что их «образ действий» далеко не походил на «разбои» обыкновенного свойства, а что они преследовали особые политические цели, и при этом – нарушающими мир средствами, то в этом их образ действий так же мало можно винить, как всякую законную самозащиту от нестерпимейшего душегубства, которое только недоразумение могло оправдывать усилиями сохранить мир. В самых этих усилиях было нечто варварское, как, напр., доказывает мера Феликса против одного из вождей зилотизма – Елеазара, которого он коварно заманил к себе, обещая полную безопасность, и затем в узах отослал в Рим, распяв несметное множество его соумышленников и наказывая всякого, кого удавалось уличить в симпатиях им. 1109

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Самый надежный страж ума – это молитва 1102 . Молитва разгоняет облака страстей и просвещает ум 1103 . Она низводит мудрость в разум 1104 . Признак совершенства – непрестанное пребывание в молитве 1105 . Духовная молитва переходит в исступление, в котором открываются тайны Троичного Божества и ум пребывает в сфере священного неведения, которое выше знания 1106 . Начатое верой исцеление органов познания продолжается молитвой. Границы человеческой личности все более и более расширяются; эгоцентризм постепенно уступает место теоцентризму. 3. Любовь «Из молитвы рождается любовь» 1107 , как из веры рождается молитва. Добродетели единосущны между собой, поэтому и рождаются одна от другой. Любовь к Богу – это признак того, что новая реальность, в которую вводят человека вера и молитва, намного лучше реальности, им предшествующей. Любовь к Богу и людям – это дело молитвы и веры. Вообще истинное человеколюбие невозможно без веры и молитвы. В подвиге веры человек изменяет мир: из ограниченного он входит в безграничный, в котором живет не по закону чувственному, а по закону молитвы и любви. Святой Исаак особенно выделяет свое приобретенное благодатно-подвижническим опытом убеждение в том, что любовь Божия приходит от молитвы. «Любовь есть плод молитвы» 1108 . Любовь можно вымолить у Бога, но ее нельзя никак приобрести без молитвенного подвига. Насколько человек верой и молитвой приобретает познание Бога, настолько «любовь – чадо познания» 1109 . Верою человек отрекается от закона эгоизма, отрекается от своей пораженной грехом души; любя душу, он ненавидит грех в душе; он трудится в молитве, чтобы закон эгоизма заменить законом теизма, чтобы страсти заменить добродетелями, чтобы жизнь по человеку заменить жизнью по Богу – и таким образом исцелить душу от греха и сделать ее здоровой. Поэтому святой Исаак учит: «Любовь Божия обретается в самоотвержении души» 1110 . Нечистота и болезнь души – это неестественные придатки к душе; они не являются составными частями ее естества, «ибо чистота и здравие души – царство души» 1111 . Душа, больная страстями, – это самая подходящая почва для взращивания ненависти, «а любовь может быть приобретена после душевного здравия» 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вопросы Иннокентия чаще всего не риторические безответные вопросы и не вопросы катехизиса, а пытливые короткие вопросы, вносящие в речь движение и жизнь, спешащие вперед. «Чего не дал Он нам в залог Своего попечения о нас? Земли? – человек сначала еще поставлен царем ея. Неба? – оно давно обещано в наследие верным чадам. Ангелов? – они служат нашему спасению» 1106 . «Во первых тайна распятия. Чьего? Сына? Нет, матери» 1107 . Таковы же нагромождения вопросов в начале проповеди: «Что же оно само значит? Для чего Сын Божий низшел на землю? Что принес с Собою? Как нам Его сретить, и что должно при сем делать?» 1108 . Часто вопросы Иннокентия приобретают характер медитирующего самовопрошения, самоисследования. «Что же производит в нас сие свидетельство? Какой плод его каждодневного явления среди нас? Укрепляемся ли мы им в надежде на жизнь будущую? Утешаемся ли сею надеждою среди горестей и превратностей жизни настоящей? Ограждаемся ли молитвами святителя от соблазнов и греха? Растем ли в вере и благодати, в любви, смирении и чистоте?» 1109 Речь Иннокентия слагается не из точных законченных периодов; она осложнена вводными предложениями, словами в скобках и тире. «Что же будет с нами, если мы будем поступать (как и поступаем) напротив?» 1110 ; «...и приемлет естество (кто бы мог думать?) слабого, смертного, греховного человека» 1111 ; «и представляли, может быть, (если страх позволил представлять что-либо) древнее грозное изречение» 1112 . Отдельное слово, стоящее в тире, становится выпуклым и выразительным. «Как много между нами таких, кои не в состоянии отпраздновать рождение своего Спасителя даже одним – основательным – воспоминанием!» 1113 «У Херувимов и Серафимов – океан света и пламени божественного, но нет – своего – Креста!» 1114 Иннокентий любит паузу перед концом периода, в печатном тексте отмечаемую двоеточием или тире: «И он не мог ввести народ Божий в землю обетованную, должен был умереть вне оной – в пустыне!» 1115 ; «...и они будут отвечать – молчанием!» 1116 , «немедленно избрала – смерть!» 1117

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И еще: Бог облекся плотью, чтобы не погубить всех [людей], касаясь их нагим божеством, ибо никто не был бы в состоянии вынести неприступное прикосновение этого света 1102 . Книга 35, раздел 30 To же самое излагает и божественный Максим, говоря: He no сущности знаем мы Бога, но no великолепию [Его творений] и промыслу о сущих. Ибо в них, как в зеркалах, мы созерцаем [Его] беспредельную благость, премудрость и силу 1103 . Видишь, что прибавление как в зеркалах по необходимости должно убеждать нас в том, что Богочеловек-Слово и на горе той явился лишь отчасти, а не совершенно 1104 , и лишь приобнажил, а не [совершенно] обнажил 1105 сущность Своего нетварного божества, и не получил там иное, отличное от Его сущности, безыпостасное, видимое, нетварное и низшее божество, как безумно утверждают нечестивцы. Ибо преображение было изменением человеческого образа, а не пресуществлением неизменного божества. Книга 35, раздел 31 Подобно этому и божественный сладкопевец Косьма говорит: Очерневшее, изменив, просветил ecu древле естество, и изменением образа Твоего богосоделал ecu 1106 . И если нужно что-либо еще прибавить к этому, то говорит божественный Златоуст: Взойдем [мысленно] на гору, где преобразился Христос. Посмотрим на Него, сияющего, как Он воссиял. Хотя и таким образом Он показал нам еще не все сияние будущего века. Ибо то, что показываемое было снисхождением, а не точным явлением предмета, ясно из самих слов евангелиста. Ибо что говорит он? «Просияло, как солнце» 1107 . Слава нетленных тел испускает не такой свет, какой это тленное тело, и не такой, какой бывает доступен и смертным очам, но требующий для созерцания его нетленных и бессмертных очей 1108 . Книга 35, раздел 32 Ты слышишь? Ведь не нетленное [Господь] воспринял от Девы тело – ибо утверждать такое свойственно ереси Маркиона, – и не нетварным его сделало и сотворило божественное Слово – ибо утверждать такое свойственно ереси иконоборцев, – но, говоря словами Сладкопевца: Неизменная природа, примешавшись к человеческой [и] приобнажив 1109 апостолам свет подобного невещественнаго божества, неизреченно просияла 1110 . И еще: Неясные божественной зари приобнажил образы 1111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В противоположность этой вольности нравов Евангелие решительно осуждает разврат и устанавливает требования новой морали. Дочери диакона Филиппа 1105 , давшие обет безбрачия, пользовались легендарной славой в Цезарее; к тому же они, как считалось, обладали пророческим даром. В христианской общине Коринфа, сотрясаемой внутренними раздорами, боролись противоположные тенденции: вольность нравов и аскетизм, непреклонная суровость и снисходительность, беспокойство и утопические идеи. Обитатели Коринфа, мужчины и женщины, ничуть не изменились ко времени, когда Климент, папа римский, порицал их за бахвальство собственным целомудрием, сводящее на нет значение их свидетельства 1106 . Аскеты оставались исключениями в христианских общинах. Девушки, решившие сохранять целомудрие, обычно жили в своих семьях под покровительством отца или опекуна, сохраняя имевшееся у них имущество. Их решение было совершенно свободным и мотивировалось ожиданием наступления царства Божия 1107 . Они сообщали о своем намерении епископу 1108 . Некоторые из них начинали жить жизнью «бегинок», объединяясь в группы или присоединяясь к уже возникшим общинам вдов 1109 . В III или IV веке стали появляться смешанные группы аскетов 1110 , вызывавшие большое беспокойство властей, которые усматривали в этом беспорядок и отклонение от нормы и в конце концов запретили их. Аскеты и девы, хранящие невинность, представляли собой своего рода аристократию Церкви и служили недосягаемым образцом для многих из тех, кто старался хранить смирение. Община считала их «избранными из избранных» 1111 . Однако эта «аристократия» рисковала заиграться. Искушение гордыней было особенно сильно в Коринфе среди аскетов, упивавшихся собственной святостью. От этого предостерегали Поликарп в Филиппах и Тертуллиан в Карфагене, ибо нет ничего более универсального, чем закон человеческой природы, и нет ничего более хрупкого, чем гордыня от своей добродетели. Наихудшей же разновидностью гордыни является склонность навязывать обществу собственные представления об устройстве жизни и осуждать институт брака. Христиане Лиона внушили Алкивиаду, практиковавшему крайний аскетизм, что он поступает нехорошо, отказываясь от того, что создал Бог, и он послушался их и стал есть всё 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

IX Зак. о сост. ст. 1101, 1102, 1106, 1107, 1108,1114; по изд. 1876 г.); 2) для личных дворян – городские обывательские книги, составляемые городским депутатским собранием обще с городским головой, в которых показывается: холост ли кто или женат и на ком, или вдов, много ли имеет детей муж. и жен. пола, как их имена и скольких лет (Там же ст. 1132–1134 и прил. к ст. 1137); 3) для отставных гражданских чиновников, для отставных военных и канцелярских служителей – аттестаты и указы об отставке, им выдаваемые; 4) для служащих гражданских чиновников и канцелярских служителей – послужные списки, которые ведутся в присутственных местах; 5) для служащих воинских нижних чинов – именные списки, которые ведутся военным начальством; 6) о бессрочно отпускных или уволенных в запас нижних воинских чинах – билеты, выдаваемые от военного начальства; 7) для священно- церковнослужительских детей, не состоящих на службе духовной – выдаваемые Консисториями свидетельства на принадлежность к почетному гражданству и клировые ведомости, в которых они должны быть показываемы при родителях; 8) для почетных граждан, купцов, мещан и цеховых – ревизские сказки, городские обывательские книги; 9) для крестьян и других податных сословий – ревизские сказки и посемейные списки. Если документы гражданские находятся в руках тех, которым они выданы (наприм. указы об отставке у отставных, билеты у бессрочно отпускных, и пр.), то нужно истребовать эти документы и, осмотрев, сделать из них точные выписки о семейном положении этих лиц. А если гражданские документы тех лиц, о которых производится дело, находятся в присутственных местах и сословных учреждениях, то нужно просить присутственные места и учреждения о выдаче точных копий с гражданских документов тех лиц, о которых производится дело. Так, родословные о потомственных дворянах находятся в депутатских собраниях, а копии с них в губернских правлениях и в департаменте герольдии (т. IX Зак. о сост. ст. 1114); послужные списки служащих лиц находятся в присутственных местах, в которых они служат; городские обывательские книги – в архиве городского общества, в городских управах, думах, а копии – в губернских правлениях и в казенных палатах (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Хр. Катихиз. о перв. члене; Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 19–21). Это догмати­ческое учение, которое, как увидим, во всех своих частях постоянно существовало в Церкви, во всех также своих частях подвергалось и разным частным мнениям, или даже было отвергаемо. Так, были и есть люди, которые отвергали и отвергают самое бытие ангелов, добрых и злых, основываясь, главным образом, на той мысли, будто места Священного Писания об ангелах надо понимать в смысле переносном. 1103 Были и такие, которые имели свои частные мнения касательно природы ангелов – многие приписывали ангелам, как добрым, так и злым, тела, хотя, большей частью, самые тонкие, огненные или эфирные; 1104 некоторые считали ангелов низшими, по достоинству природы, сравнительно с душой человеческой. 1105 Третьи заблуждались касательно происхождения ангелов, и во первых, касательно способа происхождения, утверждая, будто ангелы не сотворены Богом, а истекли из существа Его; 1106 во-вторых, заблуждались касательно времени происхождения, полагая, что ангелы сотворены или вдруг по сотворении вещества до образования еще из него мира видимого, 1107 или в день первый вместе с светом, 1108 или по создании уже всего мира вещественного и человека. 1109 Еще некоторые учили, будто падшие духи злы по самой своей природе и от начала, а не сделались злыми по собственной воле. 1110 Не мало частных мнений существовало относительно числа и степеней ангелов добрых и злых, отно­сительно того, как и почему пали ангелы, в чем состоял первый грех их и т.п. Достоинство всех этих, изложенных и не изложенных, мнений откроется само собой при подробнейшем раскрытии православного учения о духах добрых и злых, как творениях Божиих. 1.1. О духах добрых или ангелах. § 63. Понятие об ангелах и достоверность их бытия. Имя Ангел (’A­ γγελος, ) посланник, вестник), по выражению еще древних учителей Церкви, есть имя должности, а не природы. 1111 Потому неудивительно, если в Священном Писании оно усвояется разным посланникам Всевышнего, возвещавшим или возвещающим волю Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Был случай, что монашествующий миссионер, посланный к раскольникам, обращался к Синоду с просьбою об отозвании его посредством письма к секретарю Семенову, и это письмо на имя секретаря было доложено Синоду 1105 . В архиве Александро-Невской Лавры сохранилось свидетельство внеслужебных услуг одного секретаря Синода. Именно, секретарь Семенов аккуратно доставляет управителю Александро-Невских вотчин Головачеву, «для ведома», копии синодальных указов, которые могли того интересовать 1106 . В апреле 1724 года, в бытность Синода в Москве, остававшийся в Петербурге секретарь Тишин получил назначение заниматься в Сенате подготовительными работами к «слушанию и сочинению уложения», вместе с одним канцеляристом, во внеслужебные, послеполуденные часы 1107 . При определении секретарей в должность установился такой порядок, что если кандидат принадлежал к духовному ведомству, то «чин» ему сказывался в Синоде, а если кандидат был «светской команды», то Синод сначала обращался к Сенату с требованием «определения и обычайной чина сказки и к Синоду присылки» избранного лица, а затем, по явке его в Синод, полагалось «и в Синоде о бытии в секретарях определение ему сказать». После этого новоназначенные приводились к присяге, уплачивали 100 рублей на лазарет и приступали к отправлению должности 1108 . IV Недели за две до открытая Синода, во исполнение именного высочайшего указа, Сенат послал московскому вице-губернатору указ о высылке в Петербург без промедления «всяких указных книг и дел, что касается к духовной коллегии», а также дьяков, подьячих и «при них прочих служителей» бывших патриарших духовного и казенного приказов. Управлявший патриаршею областью Сарский митрополита Игнатий не хотел отпускать служащих в духовный приказ. Он ссылался на то, что в Москве они состоят при деле, занимаются сбором «положенных по табели» пошлин с духовных и исковых дел «для отсылки в адмиралтейство», дают отчет по этому сбору, ведают колодников, содержащихся в приказе за невзнос сборов и по искам; между тем в сенатском указе не дано разъяснения, кто может заменить в приказе высылаемых в Петербург, не упомянуто также, из какого источника им следует выдать «подможные» деньги, пособие, без которого они не могут тронуться в путь 1109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1031 Ер. 58, 12. Это письмо появилось в 395 году. (Cp. Rauschen, 457; впрочем, Ihm, 53 – 54, относит появление этого письма к последним годам жизни миланского святителя). 1043 De opif. m. 151 – 152; De vita M. II (III), 147. Cp. у проф. Н. Н. Глубоковского (II, 384): «Для него (Филона) грех был эссенциальным свойством материальной плотяности, и в её восприятии было падение прародителей». 1058 В зависимости от Платона, Филон проводит иногда ту мысль, что душа оставила небо и переселилась в этот мир, как в чуждый город. – Dr. H. Windisch, “Die Frömmigkeit Philos”, S. 7 – 8. 1084 De Cain et Abel I, 10, 47; cp. De Abraham II, 11, 78; cp. Philo, de sacrif. Abel et Cain, 102 – 103. 1093 De Isaac 2. 5: Anima igitur secundum sui naturam optima est, sed pleruque per inrationabile sui obnoxia fit corruptioni, ut inclinetur ad volnptates corporis et ad petulentiam, dum mansuram rerum non teneat, aut fallitur opinione atque inclinata ad maneriam adglutinatur corpori. 1104 De Iacob I, 2, 5: Ante delectationem concupiscentia, post delectationem gratulatio est. В De Cain et Abel I, 5, 16 пороки Евы намечаются в таком порядке: еда, хвастовство, жадность и тщеславие. 1105 De paradiso 15, 73. Cp. Ep. 63, 14: Siquidem ipse serpens voluptas sit, et ideo veriae ac lubricae, et velut veneno quodam corruptelarum infectae passiones voluptatis sint. 1106 De paradiso 15, 73. У Филона (De opif. m. 152) и у Климента (Str. III, 17, 103, 1) есть мысль о том, что прародители пали вследствие плотского соития. Глухой намёк на падение Адама и Евы чрез плотское соитие мы находим и у св. Амвросия (Exhort. virg. 6, 36). 1108 De virginitate 1, 3; De paradiso 12, 54; In ps. 47, 20; In ps. 118, 1, 13; De poenitentia I, 13, 64. 1110 Несколько подробнее развивает эту мысль св. Григорий Нисский , учение которого о происхождении греха запечатлено, впрочем, иным, по сравнению с учением св. Амвросия, характером. «Коварный план диавола состоял в том, чтобы ввести невинного человека в заблуждение, самообман при оценке доброго, заставить его принять за добро то, что только кажется добром, не будучи таковым на самом деле, и затем добровольно последовать за этим призраком добра» ( Д. И. Тихомиров , 175)».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010