сост. А.Ф. Грушина Библиография Храм Святителя Николая в Клённиках 1. Торжество в Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские епархиальные ведомости. 1870. 11. С. 6–7. 2. Холмогоров Г., свящ. Юбилейные церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 259–261. 3. История храма//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 260–261. 4. Романовский Н., свящ . Заметка к статье «Юбилейные церкви» // Московские церковные ведомости. 1901. 27. С. 326–328. –Уточнения и дополнения к истории храма. 5. Холмогоров Г., свящ . К 200-летнему юбилею Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 35. С. 403–404. 6. Романовский Н, свящ. Вынужденное слово//Московские церковные ведомости. 1901. 43. С. 514–515. – Дополнения к истории храма. 7. Денисов Л. И. Первое заседание Церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения//Московские церковные ведомости. 1902. 6. С. 78–79. – Описание архитектуры храма. 8. Червяков А. Д. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С. 52–54. 9. Дар московскому приходу//Московский журнал. 1992. 6. С. 61. – О передаче М. А. и Н. А. Струве двух икон письма Т. В. Ельчаниновой в храм Свт. Николая Чудотворца в Клённиках. 10. Бобринский Б., прот. Живая Россия//Русская мысль. 1993. 3971.19–25 марта. С. 16. – О восстановлении храма Святителя Николая в Клённиках в 1990-х гг. 11. Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Блинниках)//Указатель материалов о московских храмах, напечатанных в журнале «Московские епархиальные ведомости – Московские церковные ведомости» (1869–1918)/сост. Н. В. Власова, С. П. Прохоров, В. К. Степанов. М., 1993. С. 45. 12. Указатель московских церквей/сост. М. Александровский (1915). Репр. изд. М., 1996. С. 10. 13. На службе Богу//Православная беседа. 1999. 4. С. 22–26. – Рассказ о св. прав. Алексии и сщмч. Сергии. 14. Фрезинская Н. Р. По Покровке-Маросейке...//Московский журнал. 2000. 6. С. 46–53. 14. Паламарчук П. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4 т. 3-е изд. М., 2007. Т. 2. С. 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

1 Все цитаты в предисловии приводятся по «Личному делу Г.И. Шиманского», хранящемуся в архиве МДА. 2 Скорее всего, это был митрополит Гурий (Гросу), управлявший Кишиневской епархией в 1920—1936 гг. 3 Богословский институт был переименован в 1946 году в Московскую Духовную Академию (МДА). 4 Г. И. Шиманский Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997. 5 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах». 6 Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее — п. 1, 1). 7 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 2-й канон, п. 4, 2. 8 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 9 Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни. 10 Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника. 11 Утреня, светилен на «Слава, и ныне». 12 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 13 Великая вечерня, 1 стихира на литии. 14 Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Гвое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Гвое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял). 15 Утреня, 1-й канон, п. 8,1 — русский перевод проф. М. Скабаллановича. (Здесь и далее цит. по книге: Скабалланович М. Христианские праздники. Киев, 1916). 16 Великая вечерня, 1 стихира на стиховне. 17 Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне». 18 Великая вечерня, 4 стихира на литии. 19 Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 20 Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: кондак праздника). 21 Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне. 22 Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах». 23 Слово в день Рождества Богородицы. 24 Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 1 канон, п. 1,3. 25 Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах». 26 Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах» 27 Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди Содержание История создания книги (предисловие редактора) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ РОУЗ И НАУКА 21-го СТОЛЕТИЯ ЧАСТЬ I. Православные Святоотеческие Толкования на Книгу Бытия ВСТУПЛЕНИЕ. ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ КНИГУ БЫТИЯ? ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ: КАК ЧИТАТЬ БЫТИЕ 1. Подход 2. Святые Отцы: наш ключ к пониманию Бытия 3. Основные принципы нашего подхода к пониманию Бытия 4. Буквальные противосимволические истолкования 5. Природа текста ГЛАВА II. ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ 1. Введение 2. Общие замечания о Шестодневе 3. Почему шесть дней? ГЛАВА III. ШЕСТЬ ДНЕЙ 1. День первый (Быт. 1, 1–5) 2. День второй (Быт. 1, 6–8) 3. День третий (Быт. 1, 9–13) 4. День четвертый (Быт. 1, 14–19) 5. День пятый (Быт. 1, 20–23) 6. День шестой (Быт. 1, 24–31) ГЛАВА IV. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА V. РАЙ ГЛАВА VI. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА VII. ЖИЗНЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАЯ 1. Изгнание Адама 2. Каин и Авель 3. Родословие Адама от Сифа к Ною 4. Нечестие людей ГЛАВА VIII. ПОТОП ГЛАВА IX. РАССЕЯНИЕ НАРОДОВ 1. Ной и завет Бога с ним 2. Родословие сынов Ноевых 3. Башня Вавилонская ЧАСТЬ II. Философия Эволюции ГЛАВА I. НАУКА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ 1. Истинное богословие и светское знание 2. Наука и Христианская Философия 3. Отделение материалистических фантазий от научной истины 4. Наука как низшая форма знания 5. Чуждая система мысли 6. Недостаток философской культуры среди православных христиан 7. Философия святых Отцов ГЛАВА II. КРАТКАЯ КРИТИКА ЭВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ 1. Введение 2. Исторический контекст 3. «Доказательства» эволюции 4. Теория эволюции, понимаемая философски 5. Конфликт между христианской истиной и эволюционной философией ГЛАВА III. «ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» 1. Вступление 2. Пьер Ле Конт дю Нуи 3. О. Антоний Костюрос 4. Карл Ранер 5. Стефан Трустер 6. Взгляды римской католической церкви на первозданного человека 7. Феодосий Добжанский 8. Тейяр де Шарден 9. Хилиазм Тейяра де Шардена 1 10. Тейярдизм в свете Православия 11. «Православные» последователи Тейяра де Шардена ЧАСТЬ III.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Предисловие Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга 3. Богослужения седмичного (недельного) круга 4. Богослужения годового круга. Праздники 6. Божественная Литургия Часть вторая. Богослужебное пение Глава 1. Церковное пение и его значение для совершения богослужения 1. Общие сведения. Сущность богослужебного пения 2. Богослужебное пение и музыка, их историческое взаимодействие. Различие понятий богослужебного пения, церковной и духовной музыки Глава 2. Основные исторические этапы становления и развития христианского богослужебного пения 1. Богослужебное пение Ветхого Завета 2. Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы 4. Дальнейшее развитие богослужебного пении византийской традиции 5. Истоки богослужебного пения на Руси 6. Историческая периодизация богослужебного пения Русской Православной Церкви Глава 3. Богослужебное пение Русской Православной Церкви 1. Знаменное и кондакарное пение XI–XIV веков 2. Основы безлинейной знаменной нотации 3. Расцвет столпового знаменного пения в XV–XVI веках. Гласо-попевочная система 4. Пение на глас 5. Пространные роспевы XV–XVII веков (путевой, демественный, большой знаменный) 6. Монодийное пение в XVII веке. Киевский, болгарский и греческий роспевы 7. Реформирование знаменной нотации 8. Раннее русское многоголосие Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков 2. Богослужебное пение и духовная музыка эпохи «русского классицизма» второй половины XVIII – первой четверти XIX веков 3. Богослужебное пение и духовная музыка середины XIX века 4. Новое направление в духовной музыке на рубеже веков 5. Богослужебное пение и духовная музыка в XX веке Библиография Приложения Приложение 1. Типы и виды древней литургии Приложение 2. Структура евхаристического канона Приложение 3. Схема Богослужебнае структуры Литургии св. Иоанна Златоуста Приложение 4. Примеры песнопений Пример 1. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 2. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 3. На великом вопечерии. С нами Бог. Глас 8 Пример 4. Демественный роспев (фрагмент Евхаристического канона) Пример 5. Се жених грядет в полунощи. Киевский роспев Пример 6. Приидите ублажим Иосифа. Болгарский роспев Пример 7. Повеленное тайно. Греческий роспев Пример 8. Хвалите имя Господне. Строчное пение Пример 9. 118 Догматик 5-го гласа в Чермнем мори Пример 10. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене» Начало Пример 11. М. Березовский. «Не отвержи мене». Фуга Пример 12. Трисвятое из Обихода нотного пения Пример 13. П.И. Чайковский. Литургия. Трисвятое Приложение 5. Терминология византийского и древнерусского певческого искусства  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

II. Женские монастыри I. Богородицкий девичий монастырь в Казани Каменных церквей 6 с 6 престолами; каменная богадельня дл. 7 с. шир. 4 с. Деревянного строения: настоятельских и братских келий 99, дл. 194 с. ш. от 3 до 8 с. Около монастыря каменная ограда, школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должна быть игуменья, на лицо: игуменья, рядовых монахинь 84, белиц 11. Бельцов – протопоп 1, ключарь 1, попов 2, дьяконов 3, дьячков 2, пономарей 2, сторож 1, звонарь 1. Монастырских служителей: стряпчий 1, ему жалованье 3 руб., слуг 3 чел., им дается каждому по 1 руб. 50 к. в год. Затем монастырем по свидетельству Генералитета вотчин имеется крестьян и бобылей 86 душ, земли по даче по 10 четвертей в поле, сенных покосов на 10 копен. В разных местах рыбных ловель 2, с них собирается оброку по 56 руб. 72 коп. в год, каковые платятся в Казанскую Губернскую Канцелярию. Из Казанской Губернской Канцелярии ружного половинного жалованья в монастырь дается 228 руб. 55 коп., которые все расходуются в монастыре. Монастырские крестьяне исправляют в монастыре всякую монастырскую постройку и починку, да возят дров по 11 сажен. В Коллегию Экономии ничего не платится. II. Благовещенский девичий монастырь в Чебоксарске Каменного строения – церковь 1 с одним престолом и с двумя пределами, а в них два престола; под колокольней один предел с одним престолом. Келья 1 с сенями дл. 6 и шир. 2 саж. Деревянного строения – настоятельских и монашеских келий 25 дл. 110 саж. шир. 5 с. Около монастыря деревянная ограда. Школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должно быть и есть игуменья, рядовых монахинь 57, бельцов попов два, дьякон 1, дьячков 2, пономарь 1. За тем монастырем ни вотчин, ни угодий, ни служителей нет. Монахини питаются рукоделием и мирским подаянием. III. Богородицкий девичий монастырь при г. Сызрани Каменного строения – церковь 1, деревянного – 1 церковь , в них три престола, деревянных келий 17, дл. 42 саж., шир. 2; школ и гошпиталей нет. Надлежит быть игуменье. На лицо Игуменья, рядовых монахинь 17, белиц 20. Бельцов – 2 попа, дьякон 1; отставных на пропитании и прочих служителей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкования на Еф., Фил., Кол. В первую книгу одиннадцатого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли : Толкования на Послания к Ефесянам, Филиппийцам и Колоссянам. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ОДИННАДЦАТЫЙ КНИГА ПЕРВАЯ ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ   Набор и обработка текста Юрия и Юлии Кобыльник, Наталии Бурда, Тернополь.   ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ ПРЕДИСЛОВИЕ БЕСЕДА 1 на Еф. 1:1–2. Что требуется для святости. — Благость — источник благодати. БЕСЕДА 2 на Еф. 1:11–14. Почему проповедь называется благовествованием спасения. — Грех не есть дело необходимости. — Добродетель согласна с природой, а порок противоположен природе. — Клятвы не нужны. — Лихоимство бесполезно. БЕСЕДА 3 на Еф. 1:15–20. На какую высоту Господь возвел человека. — Лишение царства небесного хуже геенны. — Как и в какое время нужно приступать к причащению Тела Христова. БЕСЕДА 4 на Еф. 2:1–3. Опровержение манихеев. — Без милосердия нельзя войти в царство небесное. БЕСЕДА 5 на Еф. 2:11–12. Что значит мудрование плотское. БЕСЕДА 6 на Еф. 2:17–22. О доблестях ап. Павла. БЕСЕДА 7 на Еф. 3:8–11. Обилие смиренномудрия ап. Павла. — Как должно любить врагов. БЕСЕДА 8 на Еф. 4:1. Быть узником за Христа славнее сидения одесную Его. — Страдание за Христа выше всех благ. — О страже темницы, в которую заключен был Павел. — Почему попустил Бог погибнуть тем, которые стерегли Петра в темнице. — Оковы и страдания послужили к прославлению Павла. — Против одержимых жадностью и любостяжанием. — О трех отроках. БЕСЕДА 9 на Еф. 4:1–4. Высокое достоинство Павла, выходящего из темницы. — Что значит достойно ходить звания. — О любви. — Таинственность — следствие охлаждения любви. БЕСЕДА 10 на Еф. 4:4. Губительность тщеславия. БЕСЕДА 11 на Еф. 4:4–7. Почему в церкви один получает больше, а другой — меньше. — Смирение необходимо для единства тела церкви. — Епископ поставлен для научения словом. — Производить разделения в церкви — не меньшее зло, чем впадать в ереси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

  разделы   рассылка  распечатать Состав комиссий Межсоборного присутствия Комиссия по вопросам богословия: 1. митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ – председатель 2. архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ – заместитель председателя 3. протоиерей Владимир ШМАЛИЙ – секретарь 4. митрополит Волоколамский ИЛАРИОН 5. архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) 6. протоиерей Валентин АСМУС 7. протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ 8. протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН 9. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ 10. диакон Георгий МАКСИМОВ 11. МАЛЕР Аркадий Маркович Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви: 1. митрополит Саранский и Мордовский ВАРСОНОФИЙ – председатель 2. архиепископ Егорьевский МАРК – заместитель председателя 3. игумен САВВА (Тутунов) – секретарь 4. митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР 5. митрополит Астанайский и Казахстанский АЛЕКСАНДР 6. митрополит Пермский и Соликамский МЕФОДИЙ 7. митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР 8. архиепископ Хустский и Виноградовский МАРК 9. епископ Солнечногорский СЕРГИЙ 10. епископ Нарвский ЛАЗАРЬ 11. протоиерей Николай БАЛАШОВ 12. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ 13. протоиерей Олег КОРЫТКО 14. протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ 15. протоиерей Дмитрий СМИРНОВ 16. протоиерей Всеволод ЧАПЛИН 17. протоиерей Владислав ЦЫПИН 18. монахиня ФОТИНИЯ (Братченко) 19. ГЗГЗЯН Давид Мкртичевич Комиссия по вопросам церковного права: 1. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский МАРК – председатель 2. архимандрит ТИХОН (Шевкунов) – секретарь 3. митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР 4. митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ 5. игумен ФИЛИПП (Симонов) 6. игумен САВВА (Тутунов) 7. протоиерей Николай БАЛАШОВ 8. протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ 9. протоиерей Андрей НОВИКОВ 10. протоиерей Леонид РОЛДУГИН 11. протоиерей Владислав ЦЫПИН 12. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 13. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович 14. КРАВЕЦ Сергей Леонидович Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства: 1. митрополит Санкт-Петербургской и Ладожской ВЛАДИМИР – председатель

http://religare.ru/2_81740.html

Псалом 15 есть молитва праведника об избавлении во время трудных обстоятельств жизни и угрожающей смертной опасности, с выражением всецелой преданности Господу, как всегдашнему защитнику и спасителю, и – твердой уверенности, что Он и по смерти не допустит его увидеть тления, но дарует ему жизнь в вечное блаженство. Писателем псалма, по надписанию (ст. 1) и по свидетельству Апостолов Петра ( Деян.2:25 ) и Павла ( – 13:35:36); был Давид, которому он вполне приличествует по своему характеру, содержанию и образу выражения, так что почти никто из толкователей не выражал сомнения в его написании Давидом. Если указание на угрожавшую псалмопевцу смертную опасность (ст. 10) и выражаемое им при этом, с одной стороны, особенное расположение к святым, т. е. верным израильтянам (ст. 3), а с другой – отвращение от уклоняющихся к богам чужим, к идолопоклонству (ст. 4), – если все это сопоставить с положением Давида во время Саулова гонения, когда он вынужден был, для спасения своей жизни, бежать из наследия Господа к идолопоклонникам ( 1Цар.26:19; 27:1–3 и 12: ср. 22:3–4 и 2Ц.10:2): то было бы возможно написание этого Пс.относить ко времени Саулова гонения 111 . Но так как, по свидетельству Ап. Петра, Пс.этот написан был Давидом уже после получения им обетования о происхождении от него Христа по плоти ( Деян.2:30 , ср. 2Ц.7:12–16), указание на которое можно усматривать в 5 ст. псалма: то надобно полагать, что поводом к написанию его послужили уже позднейшие, но довольно сходные с бывшими во время Саулова гонения, обстоятельства восстания Авессалома, когда Давид опить находился в смертной опасности ( 2Цар.17:2 ) и снова вынужденный спасаться бегством из наследия Господня к пределам идолопоклонников, моавитян и аммонитян (так как служивший ему тогда убежищем город Манахаим – 2Ц.17:24 , – лежал именно в пределах Моавитско-Аммонитских владений, – ср. И. Нав. 13:25–26, 32 и 2Ц. 17:27а), утешал себя воспоминаниями о прежних милостях Господа и особенно в Его обетовании почерпал уверенность в своем избавлении. Предположение это отчасти подтверждается тем, что Псалом выражением упования на Бога, как всегдашнего защитника и спасителя, и уверенности в избавлении от угрожающей опасности, заметно сходится с псалмами из времени Авессаломова восстания, особенно 22 (ср. ст. 1 с 15:2, ст. 2–3 с 6, ст. 4 с 10); 60 (ст. 6 с 15:5; ст. 8 с 11); 61 (ст. 2–3, 6–8 с 15:2:8); 62 (ст. 2 с 15:2, 5; ст. 5–7 с ст. 7:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Слово во всевожделенный день Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. О том, для чего Сын Божий воплотился Егда прииде кончина века, посла Бог Сына Своего ( Гал.4:4 ). Совершилось ожидание Мессии. Проречение свыше вдохновенных мужей получило свое событие. Явился на земли велика совета Ангел, чуден советник, Бог крепкий, властелин, князь мира, Отец будущего века ( Ис.9:6 ). Законная сень проходит ( Рим.3:21 ), и воцаряется благодать и истина ( Рим.6:14 ). Вифлеем, устами Пророков ( Мих.5:2 ) предназначенный ко приятию Царя царей ( Апок.17:14 ), отверзает Ему свое недро. Превечный младенец, держащий судьбу света в деснице Своей ( Апок.17:18 ), детскими пеленами в убогих яслях повивается ( Лк.2:7 ). Небесные воинства в торжественном пении возглашают кроткое на землю пришествие Создателя вселенной ( Евр.1:2 ): слава в вышних Богу, и на земли мир; в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Волсви от восток ( Мф.2:2 ) текут на глас Ангела, возвестившего им о рождении Иисуса ( Лк.2:10-12 ); достигают вожделенного места, водимые чудною звездою ( Мф.2:10 ), и, повергшись к стопам воплощенного Бога ( Гал.4:4 ), полагают пред Ним дары ( Мф.2:11 ), и посвящают Ему сердца свои. Вся страна Иудейская ( Мф.2:3 ) внимает явлению Мессии. Какой неоцененный залог небесного провидения о спасении человеков! Посла Бог Сына Своего. Достойно небо и земля восторжествовали в первые минуты кроткого в мире пришествия Мессии! Достойно Ангели и человеки совершали духовное веселие о предначатом образовании вечной нашей славы и блаженства! Протекшие времена и веки, ознаменованные бесчисленными и важными пользами Евангельского учения, в полном сиянии открывают вам толико Божественное, толико чудное и спасительное для нас воплощение Сына Божия. Сии духовные сокровища веры и благодати, которыми исполнены наши сердца, сии восторги, кои посвящаем торжественному воспоминанию всевожделенного в мир пришествия Господа Иисуса, суть новые свидетельства собывшихся проречений. На конец веков и мы, просветившись Евангельским учением вкусивши дара небесного, и соделавшись участниками Духа Божия ( Евр.6:4 ), возвеличим непостижимые о спасении нашем судьбы Отца небесного, и ознаменуем день сей краткою беседою о плодах спасительного на земли рождения Сына Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchitelnye-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010