Накануне завоевания земли обетованной новому поколению евреев повторяются Десять заповедей , или Декалог (Втор 5. 6-21). Моисей опять напоминает о встрече народа с Господом и заключении завета на Хориве и о том, что евреям дано было увидеть Славу и Величие Бога и услышать Его глас (Втор 5. 22-32). Моисей провозглашает законы от имени Бога, что подтверждается и Богом, и народом, поэтому они должны считаться обязательными (Втор 5. 32 - 6. 3) для всех. Следующий раздел (Втор 6. 4 - 8. 20) начинается с заповеди, ставшей основополагающим принципом веры Израиля: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей); и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая...» (Втор 6. 4-7). Далее в наставлениях говорится о результате требуемой от Израиля верности завету: за исполнение предписаний избранному народу Господом обещано процветание в земле обетованной (Втор 6. 10-15; ср.: 7. 1-5, 17-26; 8. 7-20). Тема верности Израиля Богу остается центральной и в последнем разделе (Втор 9. 1 - 11. 30), где законодатель напоминает о неповиновении Израиля (поклонение золотому тельцу и др.- Втор 9. 6-29), говорит о благословении Господом в случае исполнения Его заповедей и о проклятии в случае их нарушения (Втор 11. 8-28). 2-я основная часть этого повторного обращения Моисея (Втор 11. 31 - 26. 19) содержит собственно закон, данный Господом. После краткого введения (Втор 11. 31 - 12. 1) Моисей провозглашает «постановления и законы». Их текст, составляющий главы 12-26, получил название Девтерономический кодекс и содержит законы, касающиеся богослужения , культовые установления, религ. обряды, гражданские и уголовные законы, а также ряд моральных норм. Согласно договору, заключенному на Хориве (Втор 5. 27-31), на этих предписаниях основывается завет, поэтому Израиль в земле обетованной должен их выполнять неукоснительно. Эти постановления и законы являются своего рода объяснениями и дополнениями заповедей Декалога. Части этого раздела вводятся формулами: «Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы» (Втор 12. 29; 19. 1), «Когда ты придешь в землю» (Втор 17. 14; 26. 1). 3 первых отрывка (Втор 12. 2-28; 12. 29 - 17. 13; 17. 14 - 18. 22) посвящены 1-й части Декалога (5. 7-15), 4-й (Втор 19. 1 - 25. 17) - соблюдению заповедей, касающихся отношений между людьми (ср.: Втор 5. 16-21).

http://pravenc.ru/text/160983.html

1:3:4:6:7; 4:4–7). “Негодных же и бабьих басен отвращайся, предание сохрани, … А непотребного пустословия удаляйся; прекословий лжеименного разума” (4:7; 2 Тим. 2:16). “Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе” (2 Тим. 1:13). “И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить” (2:2:16; 3:14). “А непотребного пустословия удаляйся … слово их, как рак, будет распространяться” (2 Тим. 2:16). “А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен” (3:14). “Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны” (Тит. 3:9). Христианское учение, по Апостолу, должно основываться на словах Св. Писания, а также на учении самого Апостола о Христе, как Мессии. Равным образом и нравственные наставления должны основываться на Евангелии, и на всем Священном Писании (1 Тим. 1,9,10). Вообще же содержанием поучений должно быть чистое учение, которое преподал Иисус Христос (1 Тим. 4:8:9; 2 Тим. 1:13 :11 Тит. 2:1; Тит. 2:7:8). Главным предметом всех христианских поучений Апостол считает проповедание явившегося во плоти Мессии (1 Тим. 3:15; 4:6); чрез это достигается главная цель церковного поучения — освящение верующих, духовное обновление человека во Христе, в надежде будущего блаженства (Тим. 3:4–8; 2:11–15) любовь от чистого сердца, чистых намерений и нелицемерного благочестия (1 Тим. 1:5; 5:20); наконец, твёрдое убеждение, что намерение и воля Бога — сделать блаженными всех верующих в Него (1 Тим. 4:10:11). Относительно способа наставлений в посланиях апостольских находятся также несколько замечаний. Апостол Павел в первом послании к Кор. (3:1–2) и в послании к Евр. (5:12–13) ясно высказывается о том, что учителя должны сообразовать свои уроки со степенью воспринимаемости слушающих. Время и обстоятельства требуют, чтобы в наставлениях господствовала священная серьёзность, а также твёрдая правдивость (Тит. 1:14). При всём том, однако, не нужно забывать кротости и благоразумия (2 Тим. 4:2; 2:16). Высокопарные и сладкие речи, в ущерб простому практическому обучению и направленные к достижению побочной цели, Апостол признаёт негодными (Рим. 16:18; 1 Кор. 4:20); он требует, чтобы в публичных наставлениях излагалось благодарение (Еф. 5:4). В послании к Титу (2:15) Апостол так определяет виды учительства: “Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя” Говорить — значит просто излагать положительное учение Церкви о правилах христианской жизни и деятельности; увещевать — убеждать, настоятельно требовать исполнения обязанностей, осуществления учения; обличать — указывать нарушение правил и укорять за то, со всякой властью, не унижая своего авторитета, а напротив во имя этого авторитета, и сохраняя своё достоинство.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Песн. 1 :8. Коням 6 моим в колесницах фараоновых я уподобил тебя 7 , ближняя моя. Песн. 1 :9. Как прекрасны ланиты твои, как горлицы 8 , и шея твоя, как подвески 9 ! Песн. 1 :10. Украшения золотые мы сделаем для тебя с серебряною резьбою 10 . Песн. 1 :11. Пока царь возлежал 11 за столом своим, нард мой издавал блоговоние свое. Песн. 1 :12. Мирровый пук — брат 12 мой у меня, (который) между грудями моими поместится. Песн. 1 :13. Кисть кипера — брат мой у меня в виноградниках Енгаддских 13 . Песн. 1 :14. Как ты прекрасна, возлюбленная моя, как ты хороша: глаза твои — голубиные 14 ! Песн. 1 :15. Как ты хорош, брат мой, и как ты прекрасен 15 ! одр 16 наш осенен. Песн. 1 :16. Перекладины дома 17 нашего — кедровые, потолки у нас кипарисные 18 . Глава 2 Песн. 2 :1. Я — цвет полевой, лилия долин 19 . Песн. 2 :2. Что лилия среди тернов, то ближняя моя среди девиц. Песн. 2 :3. Что яблонь среди лесных дерев, то брат мой — среди сынов (человеческих) 20 : в тени его я люблю сидеть 21 и плод его сладок в гортани моей 22 . Песн. 2 :4. Введите меня в дом пира 23 , окажите 24 мне любовь. Песн. 2 :5. Подкрепите меня миром, накормите 25 меня яблоками, ибо я — уязвлена (есмь) 26 любовию. Песн. 2 :6. Левая рука его — под головою моею, а десница его обнимает меня 27 . Песн. 2 :7. Заклинаю вас, дщери Иерусалима, силами и крепостями полевыми: не поднимайте и не будите любовь, доколе ей угодно будет 28 . Песн. 2 :8. Голос 29 брата моего! Вот он идет, поднимаясь на горы, перепрыгивая чрез холмы: Песн. 2 :9. Подобен брат мой серне или молодому оленю на горах Вефильских. Вот он стоит за стеною нашею, заглядывает чрез окна, высматривает сквозь сетки 30 . Песн. 2 :10. В ответ 31 брат мой говорит мне: встань, иди, ближняя моя, добрая моя, голубица моя! Песн. 2 :11. Ибо вот, зима прошла, дождь миновал, пронесся 32 , Песн. 2 :12. На земле появились цветы, настало время обрезывания (виноградника) 33 , голос горлицы слышен в нашей земле. Песн. 2 :13. Смоковница принесла ранния ягоды 34 свои, виноградные лозы цветут 35 , издают блогоухание.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В. Иисуса Христа во время Его земной жизни Представленная в Евангелии генеалогия рода царя Давида говорит об Иисусе Христе как об истинном царе (Мф 1. 1-16); евангелист приводит офиц. список наследников царского престола; наследование происходило в пределах рода (ср.: Basil. Magn. Ep. 236), не обязательно от отца к сыну; к роду Давидову принадлежал не только прав. Иосиф, офиц. признавший Иисуса своим сыном, хотя Он и не был ему сыном по крови (ср.: Мф 1. 20-25), но и Дева Мария ( Sym. N. Theol. Or. 45. 9; см. ст. Богородица ); Он неоднократно именуется «сыном Давидовым» (Мф 9. 27; 12. 23; 15. 22; Мк 11. 9; Лк 1. 32); волхвы искали Его как Царя Иудейского (Мф 2. 2). Предста царица. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Предста царица. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГМЗРК) В то же время В. Иисуса Христа не ограничивается земными представлениями о царской В. (ибо, «если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?» - Мф 22. 42-45; Лк 20. 41-44), Он является носителем В. Божия посланника: Он учит «как власть имеющий» (Мф 7. 29; Мк 1. 21; Лк 4. 32; ср.: Ин 13-18), Он обладает В. «над всякою плотью» (Ин 17. 2), имеет В. (ξουσα) над силами природы и «ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему» (Лк 8. 22-25; Мк 4. 39, 41; ср.: Пс 106. 23-30), В. над бесами (Мф 5. 2-18; Мк 5. 1-20; Лк 4. 36; 8. 26-39), над болезнью (Мф 8. 8 и слл.; 9. 20-22, 27-29; Мк 2. 11; 5. 25-34; Лк 5. 17 слл.; 8. 46-50), Его В. давать физическое исцеление является свидетельством еще большей В.- даровать духовное освобождение от грехов: Он «имеет власть прощать грехи» (Мф 9. 6 слл.; Мк 2. 10; Лк 5. 24; ср.: Ин 8. 11), Ему дал Бог «власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин 5. 27 слл.). «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф 12. 8; Мк 2. 23-27; 3. 1-5): ветхозаветная заповедь «помни день субботний» приобрела множество второстепенных предписаний по поводу того, что не позволялось делать в субботу, Христос не следует этим предписаниям, однако не отвергает самого требования соблюдать субботу, но заявляет о Своем праве толковать запреты субботнего дня. Иисус Христос имеет В. над смертью, Он Господин жизни и смерти («Я есмь воскресение и жизнь» - Ин 11. 25): Христос воскрешает дочь Иаира (Мф 9. 18-19, 23-26; Мк 5. 21-23, 35-42; Лк 8. 41-42, 51-55), сына вдовы из Наина (Лк 7. 11-17), Лазаря (Ин 11. 1-44). Наконец, Он имеет В. над собственной жизнью: «Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10. 18).

http://pravenc.ru/text/155023.html

   Предсказано было, что от семени Давидо­ва родится (2 Цар 7:12; Ис 11:1; Пс 131:11), так и иудеи веровали и говорили: «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, отку­да был Давид» (Ин 7:42)? И было так: Христос «родился от семени Давидова по плоти» (Рим 1:3; Лк 1:66; Мф 1и проч.). Потому и нарицается Христос «Сыном Давидовым» (Мф 20:30; 9:27; 22и проч.).    Предречено было, что к родившемуся Хри­сту придут с дарами на поклон: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дары; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс 71:10). И было так: пришли ко Христу младенцу на поклон три премудрых царя с востока, «и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф 2:11).    Не умолчало Писание Святое и о том, что при рождении Христовом младенцы будут побиваемы в том месте, где Он родится, и глас матерей их слышан будет в окрестных местах: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет уте­шиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31:15). И сбылось Писание: были убиты все младен­цы от двух лет и ниже в Вифлееме, где родил­ся Христос, и во всех пределах его, о чем и евангелист святой упоминает (Мф 2:16—18).    Предвозвещено было бегство в Египет и возвращение Христово из Египта: «Из Египта вызвал сына Моего, -» сказал Господь (Ос 11:1), — это пророчество и евангелист приво­дит о Христе. И было так: бежал Христос Гос­подь наш Младенцем в Египет от убийцы Ирода, и по смерти его возвращен оттуда (Мф 2:14—15, 21).    Обещал Господь послать Ангела Своего пред лицом Христа Своего: «Се, Я посылаю Ан­гела Моего пред лицем Твоим, который приго­товит путь Твой пред Тобою, -» сказал Бог ко Христу Сыну Своему (Мал 3:1; Мф 11:10). И было так: послан был ангел пред Иисусом Христом, ангел не бесплотный, но плотью об­ложенный, Иоанн великий, о котором Сам Христос свидетельствовал, говоря: «Он тот, о котором написано: Се, Я посылаю», и прочее (Мф 11:10; Лк 7:27). Этот ангел Божий пред­шествовал пред Христом и уготовил Ему путь, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Ко­торого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк 1:2, 7; Мф 3:1; Лк 3:16; Ин 1:27). И на пришедшего и явившегося Христа указывал людям, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин 1:29—30). «Был человек, по­сланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете» (то есть о Христе), «дабы все уверовали чрез него» (Ин 1:6—7). Поэтому Иоанн святой назван Церковью Предтечей Христовым (как явившийся пред пришествием Христа).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Глава 11 1–3. Суд Божий, обнаруживающийся в опустошении страны. 4–14. Символическое изображение деятельности доброго Пастыря и неблагодарности овец. 15–17. Небрежность и своекорыстие негодного пастуха и предрекаемое ему строгое наказание. Зах.11:1 .  Отворяй, Ливан, ворота твои, и да по­жрет огонь кедры твои. Зах.11:2 .  Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо по­валил­ся непроходимый лес. Зах.11:3 .  Слышен голос рыдания пастухов, по­тому что опустошено при­волье их; слы­шно рыкание молодых львов, по­тому что опустошена краса Иордана. Суд Божий над избранным народом изображается под видом опустошения земли, уничтожения наиболее важных ее произведений. Опустошение земли – знак окончательного разрушения царства. Этот суд над Израилем был приведен в исполнение римлянами. Таково понимание св. Кирилла: пророк «предвозвещает будущее неверие в Него (во Христа) сынов Израиля... и то, что по этой причине должен быть сожжен самый храм и, конечно, Иерусалим... Совершилось же это рукою римлян, предводительствуемых некогда Веспасианом и Титом» (с. 148, Keil 616, Руж. 226; Urguhart, Die erfüllten Weissagungen... 1903. Ss. 169–170). Зах.11:4 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог мой: паси овец, обречен­ных на заклание, Зах.11:5 .  которых купив­шие убивают не­на­ка­за­н­но, а про­дав­шие говорят: «благо­словен Го­с­по­дь; я раз­богател!» и пастухи их не жалеют о них. Избранный народ, наказываемый Богом за свои грехи и свою непокорность, уподобляется стаду овец, обреченных на заклание. Никто не чувствует к ним никакой жалости; всякий о том только и думает, чтобы извлечь себе от них как можно более выгоды. Купившие убивают овец, когда захотят, не опасаясь за это никакой ответственности; продавцы радуются полученной прибыли, а пастухи совершенно равнодушны в участи овец своих (Иерон. 132; Кир. 153–155). Зах.11:6 .  Ибо Я не буду более мило­вать жителей земли сей, говорит Го­с­по­дь; и вот, Я пред­ам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут по­ражать землю, и Я не избавлю от рук их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан. 10 :14. И я пришел возвестить тебе, что будет 366 с народом твоим в последние дни, ибо (это) видение (относится) к (отдаленным) 367 дням. Дан. 10 :15. И когда он говорил мне такия слова, я припал лицем своим к земле и умилился 368 . Дан. 10 :16. И вот, как бы подобный сыну человеческому коснулся уст моих, и открыл уста мои, и я стал говорить и сказал стоящему предо мною: господин! от видения тебя повернулась внутренность моя во мне, и не стало силы. Дан. 10 :17. И как может раб твой, господин, говорить с таковым господином моим? ибо я изнемог 369 , и отныне не будет во мне крепости, (ибо силы) 370 и дыхания не осталось во мне. Дан. 10 :18. И снова прикоснулся ко мне как бы человеческий облик и укрепил меня, Дан. 10 :19. И сказал мне: „не бойся, муж желаний, мир тебе! мужайся и крепись!“ И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: „говори, господин мой, ибо ты укрепил меня“. Дан. 10 :20. И он сказал: „знаешь-ли, зачем я пришел к тебе? И теперь я возвращусь бороться с князем Персидским, а когда я уходил, то шел князь Еллинский 371 . Дан. 10 :21. Но я возвещу тебе, что начертано в книге истины, и нет никого, кто помог бы мне в сем 372 , кроме Михаила, вашего князя. Глава 11 Дан. 11 :1. И я в первый год Кира приобрел силу и крепость 373 . Дан. 11 :2. И ныне истину возвещу тебе: вот еще три царя возстанут в Персии, а четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то возстанет на все царства Еллинския 374 . Дан. 11 :3. Потом возстанет царь могущественный и будет обладать большою властию и поступать по воле своей 375 . Дан. 11 :4. И лишь возстанет царство его 376 , оно разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к потомкам его, и не со властию его, которою он владел (перейдет), но отнято будет царство у него и отдастся другим, а не им 377 . Дан. 11 :5. И усилится южный царь 378 , но один из князей его 379 преодолеет его и будет владычествовать могущественно над его областию. Дан. 11 :6. Потом 380 они соединятся: дочь южного царя придет к северному царю, чтобы заключить договор 381 с ним, но она не удержит силы в руке 382 своей, и не устоит потомство ея, но предана будет она и приведшие ее, и девица и поддерживавший ее, в (те) времена 383 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Желая расположить евреев к принятию христианских истин верой, ап. Павел дает вначале теоретическое определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ) (то же определение веры дает и катехизис: «Вера есть осуществление ожидаемого, как настоящего, и уверенность в невидимом как видимом»). Апостол здесь указал два свойства веры: а) «осуществление ожидаемого» достигнуто верой в то, что обетование древних о пришествии в мир Мессии осуществилось теперь в Лице вочеловечившегося Сына Божия ( Евр.11:2 ). б) Верой достигается «уверенность в невидимом» как видимом и действительном, того, что для неверующих остается невидимым и непознаваемым. Так, «верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Евр.11:3 ). Сила веры заключается в том, что она вводит верующего в Богообщение и он уже в Боге и силой благодати Божией познает все. На вере основано не только познание обетований Божиих, но и истинное Богопочитание: «А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). Вера открывает свойства Бога как Творца, Вседержителя, Промыслителя и Мздовоздаятеля, а из этого уже следует и то, как Ему служить. Поэтому богопочитание теснейшим образом связано с верой в Бога. Ищущий Бога может убедиться в Его бытии не иначе как на пути веры, а не извне, как испытующий сторонний зритель. а) Примеры веры древних, до потопа (Евр.11:4–7) Раскрыв вкратце сущность и значение веры, ап. Павел приводит длинный ряд славных предков евреев, достигших праведности именно верой. Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, потому что сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, которого уже не имели их потомки. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» ( Евр.11:4 ); Авель уверовал в исполнение тех обетований, которые Бог объявил прародителям, заповедав им приносить жертвы, т. е. веровал в Искупителя мира, страдания Которого изображались заколанием агнца и пылающей жертвой. Сам Бог засвидетельствовал превосходство Авелевой жертвы, воспламенив ее небесным огнем ( Быт.15:7 ) (принципиально иной была жертва Каина. Принесенная от плодов рук своих, она была прообразом идеи самоспасения, крайним выражением «правды от закона», граничащей с заклинательством и шаманством). Верою «он и по смерти говорит еще«( Евр.11:4 ) – говорит своим подвигом веры, за которую и стал первым мучеником и прообразом Христа, Агнца непорочного, закланного за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Хотя при Антиохе Епифане Иудеям жить было очень тяжело, но только им одним, а не всем людям, и во всяком случае о его времени нельзя было предсказывать так, как у Даниила: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени (12:1). Но такое время наступит именно при антихристе ( Мф.24:21. 22 ). В 4-х, сравнение нескольких мест из 11-й и 12-й гл. книги Даниила с соответственными изречениями Нового Завета не оставляет никакого сомнения, что в этих главах именем «презренного» означается антихрист, и это именно он поставит мерзость запустения. —430— Так, презренный царь по книге Даниила, вознесется и возвысится выше всякого божества (11:36): и антихрист, по учению Апостола, будет человек, противящийся выше всего, называемого Богом ( 2Фес.2:4 ). «Презренный», по книге Даниила, о Боге богов станет говорить хульное (11:36); и зверь из моря, в видении Иоанна Богослова, отверз уста свои для хулы на Бога ( Апок.13:6 ). По книге Даниила, разумные люди будут страдать для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени (11:35): по предсказанию Иисуса Христа претерпевший до конца спасется ( Мф.24:13 ), а это предсказание относится преимущественно к последним временам. По пророчеству Даниила, которые признают его («презренного» царя), тем он увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду (11:39); напротив чтущие Бога будут страдать (11:30–35): по Откровению Иоанна Богослова, никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его (13:17), и чтобы убиваем был всякий, кто не будет покланяться образу зверя (13:15). Всего приведенного более чем достаточно для обоснования положения, что пророчественное видение, изложенное во второй половине 11-й и во всей 12-й гл. книги Даниила, относится к последним временам мира, именно – ко времени антихриста, что описываемый здесь «презренный» есть антихрист и что «мерзость запустения», о которой здесь двукратно упоминается, есть сам антихрист, т. е., его богохульные и богопротивные учения и действия, его самообоготворение и отрицание Бога, опустошение им и уничтожение всего святого на земле, его частью льстивая, частью насильственно-кровавая брань против религий и поклонников их; видимым знаком «мерзости запустения» будут, можно думать, статуи, изображения антихриста, или же начертания его имени и его числа, которые будут помещены не только во всех и всяких храмах, но будут отпечатлены и на живых храмах, на храмах Божиих, т. е., на людях ( 1Кор.3:16 ). Поставивши

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010