294. Лк. 6. 36. 295. Мф. 5. 48. 296. Мф. 5. 45. Святой Исаак Сирский. Слово 1. 297. Святой Исаак. Слово 21. 298. …ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8. 26). 299. Рим. 8. 27. 300. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2. 11). 301. Ин. 14. 26. 302. Ибо мы не знаем, о чем молимся (Рим. 8. 26). 303. Преподобный Макарий Великий. Слово 6, гл. 11. Слово 7, гл. 12. 304. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 305. Алфавитный патерик. 306. Алфавитный патерик. Сисой Великий. 307. Руководство к духовной жизни преподобных Варсанофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282 308. Преподобного Григория Синаита, о прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. 309. Лк. 11. 9–10, 13. Благовестник. 310. Мк. 13. 35–36. 311. Слово 28, гл. 64. 312. 1 Пар. 2. 9. 313. Мф. 11. 28–30. 314. Лествица. Слово 28, гл. 2. 315. Пс. 33. 12. 316. Притч. 15. 27. 317. Пс. 18. 10. 318. Пс. 88. 8. 319. Заимствовано из святых Отеческих писаний. 320. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 321. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 1. 322. …ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 17). 323. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7. 23–24). 324. Быт. 6. 3. 325. Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1 Кор. 15 50). 326. Пс. 50. 6. 327. Лк. 16. 15. 328. Святой Исаак Сирский. Слово 44. 329. Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь… (1 Пет. 4. 12). 330. Время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4. 17). 331. Иов. гл. 1 и 2. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 7. 332. Ин. 6. 47. 333. Четьи-Минеи, 13 декабря. 334. Слушай, народ Мой, Я буду говорить: Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя… Моя есть вселенная и все, что наполняет ее (Пс. 49. 7–8, 12).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 - «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»). Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

http://pravenc.ru/text/199717.html

Ис. 11 :10. И будет в тот день корень Иессеев, и возстанет владеть народами, на Него народы надеяться будут и покой Его будет — слава 175 . Ис. 11 :11. И будет в тот день: Господь снова явит Свою руку, Свою ревность о небольшом остатке народа, какой останется у Ассириян, и в Египте, и в Вавилоне, и в Ефиопии, и у Еламитов, и на востоке солнца, и в Аравии, и на островах морских. Ис. 11 :12. И поднимет знамя народам, и соберет погибших Израильтян, и разсеянных Иудеев соберет от четырех концев земли. Ис. 11 :13. И прекратится зависть Ефрема, и враги Иуды погибнут. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема. Ис. 11 :14. И понесутся на кораблях иноплеменников, одновременно овладеют морем и живущими к востоку солнца, и Идумеей, и прежде всего наложат руки на Моава, и сыны Аммона первые покорятся. Ис. 11 :15. И осушит Господь море Египетское и наложит руку Свою на реку 176 в сильном ветре и разобьет ее на семь потоков 177 , так что в обуви можно будет переходить ее. Ис. 11 :16. И будет путь народу Моему, оставшемуся в Египте 178 , Израилю, как в день исхода его из земли Египетской 179 . Глава 12 Ис. 12 :1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи: Ты гневался на меня, но отвратил гнев Свой (от меня) 180 и помиловал меня. Ис. 12 :2. Вот Бог мой — Спаситель мой; буду уповать на Него и не убоюсь: ибо слава моя и похвала моя 181 — Господь; и Он был мне во спасение. Ис. 12 :3. И почерпайте воду с веселием из источников спасения. Ис. 12 :4. И скажешь в тот день: хвалите Господа, воспевайте имя Его; возвещайте народам славные (дела) Его; напоминайте, как превознесенно имя Его. Ис. 12 :5. Хвалите имя Господне, ибо Он соделал великое, возвещайте о сем по всей земле. Ис. 12 :6. Веселитесь и радуйтесь живущие в Сионе, ибо превознесен посреди тебя Святый Израилев. Глава 13 Ис. 13 :1. Видение на Вавилон, которое видел Исаия, сын Амосов. Ис. 13 :2. Поднимите знамя на горе открытой 182 , зовите их громким голосом, не бойтесь, махните рукою: властелины, отворяйте (ворота)!

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

11 много времени на той земле. См. 5,16. 11 поливал ее при помощи ног твоих. Очевидно, здесь имеется в виду способ орошения земель в Египте. Вода поступала на поля по каналам, направляли ее с помощью деревянных колес, которые приводились во вращение ногами. 11 от всего сердца вашего. См. 28,1,2. 11 учите им сыновей своих. См. 6,6–9. 11 на которое ступит нога ваша. Эти же слова и описание границ Ханаана повторяются в книге Иисуса Навина (1,3–5). Слова «от пустыни и Ливана» (точнее, «от пустыни до Ливана») не совсем ясны. Границы должны включать и южный предел, поэтому под словом «пустыня», скорее всего, подразумевается Синайская пустыня. Эти границы охватывают всю территорию современного Израиля и Ливана, а также часть Сирии. 11 благословение и проклятие. Бог предлагает народу израильскому свободу выбора и открывает неизбежные последствия этого выбора. 11 на горе Гаризим... на горе Гевал. Подробности о местонахождении этих гор, а также церемонии благословений и проклятий описаны в гл. 27 и 28; эти церемонии были совершены Иисусом Навиным в соответствии с указаниями Моисея ( Нав. 8,30–35 ). В данном стихе лишь сообщается, что горы Гаризим и Гевал находятся «за Иорданом», «по дороге к захождению солнца», т.е. к западу. Иными словами, обе горы находятся в Ханаане. Они расположены «близ дубравы Море», которая, в свою очередь, согласно Быт. 12,6 , находится недалеко от Сихема. Упоминание о земле хананеев, живущих на равнине против Галгала, мало что проясняет: местоположение Галгала также не указано, однако он, по-видимому, находился недалеко от Иерихона ( Нав. 4,19 ). Глава 12 1226,19 Моисей повторяет законы, регулирующие поклонение Израиля и его образ жизни. 12 во все дни, которые вы будете жить на той земле. Последнее утверждение, вероятно, относится к первой части стиха и означает: следуйте этим законам всегда, пока вы живете на этой земле, которую Господь, Бог отцов ваших, дал вам. 12 Истребите все места. Места поклонения, о которых говорит Моисей, должны быть разрушены. Излагается также требование истинного поклонения, не допускающего никакого компромисса с идолопоклонством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 праздник. Соломон, очевидно, ожидал одиннадцать месяцев (6,38), дабы приурочить посвящение храма к новогоднему празднику Кущей, справляемому в седьмом месяце ( Лев. 23,34 ; Втор. 16,13–15 ). в месяце Афаниме. Афаним то же, что месяц Тисри, соответствующий сентябрю-октябрю. 8 скинию собрания. Скиния со всеми принадлежностями была перенесена, по всей видимости, из Гаваона (3,4) священниками и левитами. 8 под крылья херувима. См. ком. к 6,23. 8 шесты. На этих шестах переносили ковчег. до сего дня. См. Введение: Автор. 8 кроме двух каменных скрижалей. Т.е. кроме двух таблиц с текстом завета, заключенного Богом со Своим народом на горе Синай (ст. 21; Исх. 25,16.21; 40,20 ). 8 облако наполнило дом Господень. После исхода из Египта Господь вел Свой народ через пустыню, идя перед ним днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном ( Исх. 13,21; 14,24; 16,10; 33,10 ; Лев. 16,2 ; Втор. 4,11; 5,22 ; Пс. 17,11.12 ). На горе Синай Господь явился Моисею сокрытым в облаке ( Исх. 19,9; 24,15–18 ). По завершении сооружения скинии Господь выказал одобрение сделанному, покрыв ее облаком Своей славы. Теперь Господь сходным образом явил Свое одобрение постройке святилища. 8 благоволит обитать во мгле. Т.е. не может быть увиденным. Никто не может увидеть Господа и остаться живым. 8 место, чтобы пребывать Тебе во веки. Храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа ( Ис.8,18 ; Ам. 1,2 ; Пс.75,3; 131,13.14 ). 8 сказал Своими устами Давиду, отцу моему. См. 2Цар. 7,1–16 . 8 нет подобного Тебе Бога. См. Исх. 15,11 ; Втор. 4,39 ; Пс. 85,8 ; Мк. 12,29 ; Еф. 4,6 ; Откр. 19,6 ). Верность Господа завету непреходяща (3,6; 8,16; Втор. 7,9.12 ; Пс. 51,10 ; Евр. 13,8 ), могущество же Его простирается не только над народом Израиля (ст. 41–43). 8 если только сыновья твои будут держаться пути своего. Соломон повторяет условие, при соблюдении которого исполнится обетование Господа Давиду о том, что род его вовеки будет царствовать над Израилем (2,2–4; 6,11–13; 9,9; 11,11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иез. 10 :16. И когда шли херувимы, двигались и колеса их 254 , ибо они держались их, и когда поднимали херувимы крылья свои, чтобы подняться с земли, и колеса не отделялись 255 от них, и они были близ них. Иез. 10 :17. А когда те 256 стояли, стояли и они, и когда те поднимались, и они поднимались с ними, ибо дух жизни 257 был в них. Иез. 10 :18. И отошла слава Господня с открытого места дома и поднялась на херувимов. Иез. 10 :19. И подняли херувимы крылья свои, и поднялись от земли предо мною; когда они отходили, и колеса держались их, и остановились над преддверием ворот дома Господня, которыя были к востоку 258 , и слава Господа Бога Израилева была вверху над ними. Иез. 10 :20. Это-те животныя, которых 259 я видел в подножии 260 Бога Израилева на реке Ховар, и я узнал, что это-херувимы. Иез. 10 :21. У каждого четыре лица и у каждого четыре 261 крыла, и подобие рук человеческих под крыльями их. Иез. 10 :22. Подобны были и лица 262 их: какия лица я видел при реке Ховар, у подножия славы Бога Израилева, тот же вид их 263 , и каждое 264 из них шло прямо по направлению лица своего. Глава 11 Иез. 11 :1. И поднял меня дух, и привел меня к воротам дома Господня, прямо обращенным к востоку: и вот пред преддверием ворот около двадцати пяти мужей, и видел я среди них Иехонию, сына Иазерова, и Фалтию, сына Ванеева, старейшин народа. Иез. 11 :2. И сказал Господь мне: сын человеческий! Эти мужи замышляют тщетное и составляют лукавый совет в городе сем, Иез. 11 :3. Говоря: „не нужно ли вновь строить дома? он-котел, а мы-мясо“ 265 . Иез. 11 :4. Посему изреки пророчество на них, пророчествуй, сын человеческий! Иез. 11 :5. И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи: так говорит Господь: правду 266 вы говорите, дом Израилев, и замыслы духа вашего Я знаю. Иез. 11 :6. Много мертвецов своих вы положили в городе сем и наполнили улицы его ранеными. Иез. 11 :7. Посему так говорит Господь Бог: мертвецы ваши, которых вы избили среди его 267 , они-мясо, а он-котел, но вас выведу из него.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ос. 10 :8. Истреблены будут жертвенники 182 Она 183 , — грехи Израиля, — терны и колючки выростут на жертвенниках их, и скажут горам: покройте нас! и холмам: падите на нас 184 ! Ос. 10 :9. С тех пор (как появились) холмы 185 , согрешил Израиль, там они устояли 186 , не постигла их на холме война 187 на сынов неправды. Ос. 10 :10. (Но она) пришла 188 наказать их, по желанию Моему 189 : и соберутся против них народы, когда они будут наказываемы за две неправды свои 190 . Ос. 10 :11. Ефрем — телица, привыкшая непокаряться 191 , но Я наступлю на ея тучную 192 шею, наступлю на Ефрема, (но) умолчу об Иуде, окрепнет собою Иаков 193 . Ос. 10 :12. Сейте себе в правду, собирайте 194 плод жизни, просветите себя светом ведения, пока время 195 , взыщите Господа, прежде чем не пришел к вам плод правды 196 . Ос. 10 :13. Почему вы промолчали о нечестии 197 , и неправды его собирали и ели плод лживый? Потому что ты надеялся на оружие твое, на множество силы твоей. Ос. 10 :14. Но настанет погибель в народе твоем и все укрепления твои погибнут 198 , как (погиб) 199 князь Саламан 200 из дома Иеровоама 201 , (когда) во дни войны мать убивали вместе с детьми 202 . Ос. 10 :15. Так поступлю с вами, дом Израилев, по причине несправедливой злобы вашей. Глава 11 Ос. 11 :1. Поутру 203 они отверглись, отвергся 204 царь Израилев, поелику Израиль (был) молод, то Я возлюбил его и из Египта вызвал Сына Моего 205 . Ос. 11 :2. Как Я призывал 206 их, так 207 они удалялись от лица Моего: они приносили жертву Ваалиму 208 и истуканам кадили. Ос. 11 :3. Но Я связал 209 Ефрема и взял его на Мои руки, а они не уразумели, что Я исцелил их. Ос. 11 :4. Среди развращения человеческого Я привлекал их узами любви Моей и буду для них подобен человеку, бьющему другого по ланите его 210 , и призрю на него и помогу ему. Ос. 11 :5. Поселился Ефрем в Египте и Ассур сам царь его, потому что он не захотел обратиться 211 . Ос. 11 :6. И обезсилела оружие в городах его и перестало действовать в руках его, и вкусят они от замыслов своих.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ос. 11 :7. Народ его удален 212 из (места) обитания своего, и Бог разгневается на дрогоценности 213 его и не возвысит 214 его. Ос. 11 :8. Как устрою тебя, Ефрем? Защищу-ли тебя, Израиль? Как поступлю с тобою? Поступлю-ли с тобою, как с Адамой и Севоимом 215 ? Повернулось сердце Мое из за него, возбудилось раскаяние во Мне 216 . Ос. 11 :9. Не поступлю по гневу ярости Моей, не допущу истребления Ефрема, ибо Я Бог, а не человек, среди тебя Святый, и не войду в город 217 . Ос. 11 :10. Вослед Господа пойду 218 : как лев Он возревет, ибо Он возревет, и ужаснутся чада вод 219 . Ос. 11 :11. И прилетят 220 , как птица, из Египта и как голубь из земли Ассирийской, и водворю их в домах их, говорит Господь. Ос. 11 :12. Окружил Меня ложью Ефрем и нечестием дом Израилев и Иуда, ныне Бог познал 221 их, и они назовутся 222 святым народом у Бога 223 . Глава 12 Ос. 12 :1. Ефрем — злой дух, гонялся за зноем весь день 224 : умножил пустое и суетное 225 , заключал союз с Ассириянами и посылал елей в Египет. Ос. 12 :2. У Господа суд (и) с Иудой, чтобы отомстить Иакову: по путям его и по замыслам его Он воздаст ему. Ос. 12 :3. Во чреве (матери) он запинал брата своего 226 и своим усилием преодолел Бога 227 . Ос. 12 :4. И боролся с Ангелом и превозмог 228 . Плакали и молились Мне, в дому Она нашли Меня и там сказано им 229 . Ос. 12 :5. Господь же — Бог Вседержитель, да будет память о Нем! Ос. 12 :6. И ты к Богу своему обратись, храни милость и правду, и будь всегда близок к Богу твоему. Ос. 12 :7. Ханаан 230 , — в руке его неправильные весы, — любит насилие. Ос. 12 :8. И говорит Ефрем: «однако я разбогател, нашел себе отдых»! Ос. 12 :9. Все груды его пропадут 231 для него ради неправд, которыми он согрешил. Ос. 12 :10. А Я Господь, Бог твой, извел тебя из земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника 232 . И Я говорил 233 пророкам, и Я видения умножал, и в руках пророков уподоблялся 234 . Ос. 12 :11. Если Галаад — ничто 235 , то лживы князья, приносившие жертвы и в Галгалах 236 , жертвенники их тоже, что черепахи 237 в поле диком.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Вполне согласно с этим далее то обстоятельство, что в пророчестве, как показывают, напр. выражения: «Я накажу нечестивых» (13:11, 9; 14:5, 21), «сделаю людей чище золота Офирского (13:12), или: «в преисподнюю низвержена гордыня» (14:11), «скипетр владык» (14:5), надменных своею силою (14:10); «не стало мучителя, пресеклось грабительство» (14:4) и др. везде делается противопоставление силы нечестивых и всемогущей силы Господа, – противопоставление, которое прямо напоминает основную мысль пр. Исаии о «спасении Божием» или: спасение не в силе (земной), а в правде. И вообще пророчество по словесному выражению необыкновенно сходно с различными местами книги пр. Исаии, как подлинными, так и признаваемыми за неподлинные. Так, особенно конец 13-й главы напоминает знаменательное место Ис.6:11–13 о «запустении» страны и многие другие места книги. 13:19–22: «Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра» (ср. с 1:10 и др.); не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем (ср. 6:11–12; 5:8–9; 3:24–25; 16:14; 17:9; 25:2; 24:6, 13; 32:14; 34:10; ср. 58:12 «и заселятся, и застроятся потомками твоими пустыни вековые», 61:4 и др.). «Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там (ср. 7:25; 17:2; 27:10, ср. 30:13 и дал. 32:14; 61:5; 65:10...); но будут отдыхать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами, и страусы поселятся и косматые (демоны – ) будут скакать там; шакалы будут выть в чертогах их, и гиены (змеи – ) в увеселительных домах» (ср. 14:23: «и сделаю его – Вавилон – владением ежей и болотом», ср. 18:6; 32:14; 34:11–15; 35:9; 43:20; 59:6...). Много встречается и других выражений, характеристических или любимых пр. Исаией. Напр. 13:5: «идут из отдаленной страны, от края неба» (ср. 5:26; 8:9; 24:16; 33:17; 41:9; 45:22; 49:6; 52:10...) «поднимите знамя» (13:2, ср. 5:26; 11:12; 18:3... и др.), «возвысьте голос» (13:2, ср. 37:23; 40:9; 58:1; 24:14); «Я дал повеление» (цитаты сходных выражений указаны выше), «Я призвал для совершения гнева Моего сильных» 90 , (13:3; 14:10; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ис 60 в основном развивает идеи глав 49 и 55, напр.: дает ответ на вопрос, кто есть «Раб Господень», Который в 49. 6 назван «светом народов», какую роль в эсхатологических событиях играют народы, к-рые (ср.: Ис 49. 14 слл.) приведут в Иерусалим «сыновей и дочерей» народа и поклонятся Сиону, и какие события кроме «прославления» (ср.: гл. 55) будут сопровождать паломничество народов к Сиону. Ис 61 начинается словами Раба Господа: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (61. 1-2). Свою миссию пророк называет «благовествованием» и выступает как прообраз Мессии (61. 1-3; ср.: Лк 4. 16-21). Темы гл. 62 опять отсылают к темам глав 60-61, развивающим основные идеи Ис 40-55. Господь вновь дает обетование о спасении. Это будет «свет», освещающий Сион (62. 1, 2-5; ср.: 60. 1 слл.), народ более не будет чувствовать себя оставленным (ср.: 60. 14; 49, 14 слл.; 54); на отстроенных стенах Иерусалима встанут «сторожа» и не умолкнут, пока Господь не прославит Сион-Иерусалим по всей земле (62. 6-7; ср.: 60. 10-11; 61. 3, 10-11); чужеземцы, которые строят стены (60. 10-11) и которые будут пасти скот иудеев (61. 5), исключены из «святого народа» (Ис 62. 8-9; ср.: Ис 61. 5-6); возвращение диаспоры, «святого народа» и «избранных Господа» - событие, которое должно произойти в самом ближайшем будущем (62. 10-12; ср.: 60. 4, 9; 11. 11 слл.). Молитва Ис 63. 7-64. 11 звучит как отклик на обетования о спасении в 62. 11-12 и 63. 1-6. Она начинается словами: «Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость [Его] к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих» (63. 7). После восхваления прежних времен (стихи 8-9) славословие в ст. 10 сменяется обличением народа, плачем и ходатайственной молитвой к Господу, «Отцу» и Создателю Своего народа. Этот народ теперь сам вспоминает о «днях древних» и молит Господа о заступничестве.

http://pravenc.ru/text/674802.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010