В начале 18 в. собрания соборных актов издавали директор французской Королевской библиотеки, профессор теологии иезуит Жан Гардуэн (Conciliorum collectio regia maxima. Париж, 1711–1715, в 12–ти т.), известный своим гиперкритическим подходом к античным и раннесредневековым источникам 487 (собранный материал заканчивается 1714 годом и в значительной части почерпнут из новых источников, неизвестных прежним публикаторам; при подготовке издания рукописи были заново пересмотрены, а сама публикация снабжена научным аппаратом в виде 5 указателей – пап, соборов, их участников, базовых понятий и событий и, наконец, географии епархий; всем этим обеспечивается высокая ценность данного издания), и священник церкви Св. Моисея в Венеции Никола Колети (1680–1765) (Collectio conciliorum, доведенная до 1726 г.; Венеция, 1728–1733, в 23–х т., последние два тома – указатели). Коллекция Гардуэна была дополнена материалами за 1682–1870 гг. иезуитами Г. Шнееманном (1829–1885) и Т. Грандератом (1839–1902) и издана под названием Acta et decreta conciliorum recentiorum. Collectio Lacensis (7 vols. Freiburg, 1870–1890). В 1748–1752 гг. Джованни Доменико Манси (1692–1769), умерший в сане архиепископа Луккского, добавил к изданию Колети 6 дополнительных томов, а затем предпринял собственное издание соборных деяний, в титуле которого подчеркнул его историческую преемственность с изданиями Ляббе–Коссара и Колети (Sacrorum conciliorum nova, et amplissima collectio, in qua praeter eaque Phil. Labbeus, et Gabr. Cossartius S.J. et novissime Nicolaus Coleti in lucem edidere ea omnia insuper suis in locis optime disposita exhibentur, quae Joannes Dominicus Mansi lucensis, congregationis Matris Dei evulgavit etc. Флоренция, 1759 – Венеция, 1798, в 31 т.), доведенное до Флорентийского собора 1439 г. 488 Объем издания не гарантирует, как считается, высокого качества, хотя собрание это и претендовало на то, чтобы стать образцовым для всех последующих публикаций: труд Манси неполон, некритичен и ненадежен 489 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почтительно благодарю за переданные мне отцом Михаилом Павловским от Вашего имени пять томов ученого творения Вашего об Афоне. Высылаю по почте мои сочинения, которые мог найти у себя: Сирию и Палестину, давно писанную мной книгу. Она тем менее обратила на себя внимание читающей публики, что издана была в Одессе корректуры ради. Затем в прошлом году в период между переходом от Дуная до Плевны, когда мечтам нашим предела не было, издал я в Париже L’empire Ottoman de 1839 à 1877 анонимом страха ради наших шовинистов. К этим деловым книгам прибавляю кое-какие брошюры русские и французские. Остальных изданий моих русских и французских (анонимных также) не могу теперь найти. В 1874 году среди самых горьких семейных испытаний в Швейцарии начал я писать воспоминания детства и юности. Если удастся довести их до 50-х годов, много курьезов найдет будущее поколение в этой рукописи. Очень обяжете, многоуважаемый друг, если в свободную минуту дадите добрые вести о себе. Поручаю себя святым молитвам Вашим и пребываю с глубоким почтением и отличной преданностью Вашего преосвященства покорнейший слуга Константин Базили. NB. В 1878 году, 6 октября, во втором часу пополудни, я выехал из Москвы в Киев и Одессу, в первый город для взятия моих денежных вкладов из тамошнего негосударственного банка, а во второй для рассмотрения греческого Евангелия, написанного на пергаменте в XI веке и хранящегося в тамошнем музее, и для переписки приложенного к нему месяцеслова. Деньги из банка я подучил, а Евангелия не видал, потому что оно было послано из музея в Симферополь епископу Гурию. В Киеве меня навещали все уважавшие и любившие меня, даже малолетние певчие мои, а в Одессе угостил меня званным обедом архиепископ Платон, предварительно посетив меня в гостинице, в которой я остановился. К обеду позваны были мои старые знакомые: протоиереи Павловский, Соколов и Попруженко и кроме их кафедральный протопоп Лебединцев, ректор семинарии протоиерей Чемена, весьма благообразный эллинский консул Вучина, две дамы и проживавший в Одессе болгаро-униатский архиерей Иосиф из Киева; приглашен был и Базили, но не явился, потому что ранее отозвал его к себе какой- то Толстой тоже на обед. Из Одессы я возвратился в Москву 21 октября, в 7 часов пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 4 тома, 1851 след., 2 изд. 1903. —  J. A. Mцhler, Athanasius der Grosse, 1827, 2 Aufl., 1844; Я. Voigt, Die Lehre des Athanasius von Alexandrien, 1861; L. Atzberger, Die Logoslehre des hl. Athanasius, 1880; K. Hots, Studien ьвег das Schrifttum und die Theologie des Athanasius, 1899; A. Smьlcken, Athanasiana, Texte und Untersuchungen, Bd. XIX. 4, 1899; E. Schwartz, Zur Geschichte des Athanasius, I-IX, Nachrichten der kgl. Gesellschaft der Wissensch. zu Gцmmingen, 1904, 1905, 1908, 1911; E. Weigl, Untersuchungen zur Christologie des hl. Athanasius, 1914 (=Erhardt-Kirsch Forschungen, Bd. XII. 4). — A. B. Горский, Жизнь Св. Афанасия Великого (1851), в 1-ом томе русскаго перевода; И. В. Понов, Религиозный идеал св. Афанасия, Богосл. вестник, 1903, 12; 1904, 3, 5.   III. Cb. Кирилл Иерусалимский. — Основное издание Dom Тоиттйе (1720, 1763), — Migne, t 33; срв. издание Reischl-Rupp, 1–2, 1848, 1860. Русский перевод в издании Моск. д. академии, 1855, 2 изд., 1891, с вводной статьей А. П. Лебедева. —  J. Mader, Der hl. Cyrillus, Bischof von Jerusalem, 1891; Niederberger, Die Logoslehre des hl. Cyrill, Diss., 1923; J. Lebon, La position de St. Cyrille de Jйrusalem dans les luttes provoquйes par l " arianisme, Revue de l " histoire ecclйs., XX, 1924. К истолкованию слов св. Кирила с литургической стороны срв. работы F. X. Dцlger " a, Das Sakrament der Firmung, 1906; Der Exorcismus im altchristlichen Taufritual, 1909; Sphragis, 1911.   IV. Cb. Василий Великий. — Основное издание Garnier-Uaran (1721–1730), повторено с дополкениями Sinner (1839), — т.т. 29–32. Русский перевод в издании Моск. дух академии, 7 томов, 1845–1848; 2 изд., 1891–1892. Срв. статью прот. А. В. Горского, Жизнь св. Василия Великаго в «Прибавлениях к изданию творений св. отцов», Ш, 1845. —  С. R. W. Klose, Basilius der Grosse nach Leben und Lehre, 1835; F. Bцhringer, Die drei Kappadozier, 1875 (=Die Kirche Christi und ihre Zeugen, Bd VII);/. Wьmig, Die Friedenspolitik des Papstes Damasus, 1912; L.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Ковернино. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1754. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, пгт Ковернино Координаты: 57.125527, 43.816675 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью " При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек на 12 лет; б) торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за 62 и 25 июня того же года за с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет с 1 числа сентября 1879 года по контракту, заключённому с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина. Подробная опись церковному имуществу обоих храмов составлялась в 1867 году в четырёх экземплярах, и много лет один из них хранился в церковной ризнице. Все эти документы были заверены печатью как церковной, так и архиерейской. Также в храме хранились копии приходских Метрических книг, начиная с 1839 года, а Исповедные росписи — с 1869 года. При храмах существовала приходская библиотека, в ней хранилось книг духовно-нравственного содержания 179 томов, а духовных журналов - 183 тома. В частности, там были такие издания: " Православный собеседник " за 4 года, " Руководство для сельских пастырей " за 20 лет, " Вестник христианина " за 1 год, " Духовный вестник " за 3 года, " Духовная польза " за 4 года, " Православное обозрение " за 1 год, " Христианское чтение " за 1 год, " Душеполезное чтение " за 10 лет, " Воскресное чтение " за 2 года, " Братское слово " за 3 года и " Домашняя беседа " за 6 лет. Кроме членов местного причта и их семейств, этими изданиями могли пользоваться безвозмездно и прихожане, а также священнослужители из ближайших других приходов. К 1901 году в церковной библиотеке книг, " предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою " , имелось уже 217 томов, а всего — 126 названий; на 1917 год — 220 томов, а всего – 120 названий.

http://sobory.ru/article/?object=57123

Скачать epub pdf Архимандрит Антонин и его дневник Русский XIX век, от «золотого» его начала до «серебряного» конца, стал временем расцвета таких «личных» письменных жанров, как дневник и переписка. Культура дневника пронизывала все слои образованного общества, от государя и вельможи до гимназиста и курсистки, не говоря о профессиональных деятелях литературы и искусства, для которых дневники стали особой формой духовной самореализации, определив в известной степени «стиль и веяния» интеллектуальной элиты России. Трудно переоценить значение, которое имеют дневники выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, лишь в последние годы становящиеся достоянием читателя. Изданы дневники митрополитов Арсения (Стадницкого) , Вениамина (Федченкова) , Анастасия (Грибановского) . В России и в Японии опубликованы дневники основателя Японской Православной Церкви равноапостольного Николая (Касаткина) . Одним из интереснейших памятников, одинаково важных для истории Церкви и культуры, российской дипломатии на Востоке и отечественной византинистики и археологии, является дневник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) . Упоминаемый почти всеми авторами, писавшими об архимандрите и о русском присутствии в Палестине, этот источник доныне практически не исследован и не введен в полной мере в научный оборот. Лучший биограф Антонина архимандрит Киприан (Керн) высказывал даже в свое время опасение, будто дневник не сохранился 1355 . Но он сохранился. Основной массив дневника находится в РГИА (Собрание Св. Синода. Ф. 834, оп. 4, ед. хр. 1118–1132; 14 томов, от 204 до 456 л. каждый). Описание томов и их содержания, хотя не всегда точное, было сделано в свое время М.А. Салминой 1356 . Мы напомним здесь лишь краткие данные архивной описи, необходимые для ясности дальнейшего изложения. Том 1-й (135 л., 1817–1835 гг.) обнимает начальный период жизни Андрюши Капустина и его учебу в Пермской духовной семинарии. Каждый из последующих томов содержит дневники за несколько лет: том 2-й (304 л., 1836–1839) – время обучения в Екатеринославской семинарии и поступление в Киевскую духовную академию; 3-й (204 л., 1840–1843) – годы учения в КДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

По расстоянию от Костромской духовной консистории приход Ковернинский находился далеко, за 200 верст. Здесь же проживал и местный благочинный священник, который нес ответственность и за другие церкви в округе. Село Ковернино от уездного города Макарьева на Унже находилось в 100 верстах, а от ближайшей пароходной пристани в 45 верстах. К 1901 году ближайшие церкви к селу Ковернино находились в четырех селах: единоверческая в селе Ключах в 7 верстах, Благовещенская в селе Скоробогатово в 10 верстах, Успенская в селе Понурово в 15 верстах, и Христорождественская церковь в селе Гарях в 20 верстах. А перед революцией, ближайшими храмами были записаны: Крестовоздвиженская, единоверческая в самом Ковернино, Благовещенская села Скоробогатова и Успенская, единоверческая в селе Максимово в 11 верстах. Подробная опись церковному имуществу была составлена в 1867 году в четырех экземплярах, и много лет один из них хранился в церковной ризнице. Все эти документы были заверены печатью церковной и архиерейской. Также в храме хранились копии приходских Метрических книг, начиная с 1839 года, а Исповедные росписи с 1869 года. При храме существовала приходская библиотека. «В церковной библиотеке, существующей издавна, находится книг духовно-нравственного содержания 179 томов. Духовных журналов 183 тома. Православный собеседник за 4 года, Руководство для сельских пастырей за 20 годов, Дух Христианина за 1 год, Духовный вестник за 3 года, Духовная польза за 4 года, Православное обозрение за 1 год, Христианское чтение за 1 год, Душеполезное Чтение за 10 лет, Воскресное чтение за 2 года, Братское слово за 3 года, Домашняя беседа за 6 лет. Кроме членов местного причта и их семейств, сими книгами пользуются безмездно прихожане сей церкви, в прочем очень многие, по преобладанию в них духа раскола, пользуются ими так же безмездно священники ближайших сел». К 1901 году в церковной библиотеке книг «предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою» имелось уже 217 томов, а всего126 названий. На 1917 год книг «для чтения предназначенных 220 томов – 120 названий».

http://sobory.ru/article/?object=15018

В 1791-1828 гг. епархией управлял бывш. митр. Белградский Дионисий (Попович) , открывший в Буде семинарию, б-ку, фонд к-рой составили из перевезенных в Сентендре собраний личных книг почивших архиереев, начиная с Патриарха Арсения III, изначально хранившихся в Сремски-Карловци. Еп. Дионисий дополнил ее изданиями своих переводов с лат. и греч. языков. В 1834 г. менее полугода Б. е. управлял один из образованнейших монахов своего времени, настоятель мон-ря Бездин Иустин (Йованович ; † 1834). В 1836-1839 гг. епархию окормлял Пантелеимон (Живкович , с 1839 еп. Темишварский), в 1839-1848 гг.- еп. Платон (Атанацкович , с 1848 еп. Бачский), составивший устав церковноприходских общин, в 1853-1892 гг.- еп. Арсений (Стойкович). В 1874 и 1881 гг. он избирался на кафедру Карловацкой митрополии, но оба раза это избрание не утверждалось императором. 6 тыс. книг из собрания епископа-библиофила после его смерти были переданы в Будимскую б-ку. В 1896 г. еп. Будимским стал свящ. Иеремия (Маджаревич), скоропостижно скончавшийся в том же году. С 13 марта 1898 г. до избрания Патриархом Сербским Б. е. управлял еп. Лукиан (Богданович) . В 1912-1951 гг. еп. Будимский Георгий (Зубкович) успешно противостоял попыткам властей Венгрии упразднить епархию. Во время второй мировой войны сильно пострадали кафедральный собор в Сентендре и епископская резиденция, после войны они были окончательно разрушены по указанию представителей властей. В это время духовная жизнь епархии была парализована, но благодаря во многом усилиям еп. Георгия удалось вдвое увеличить фонд Будимской б-ки. В дальнейшем сюда поступили собрания культурного объединения «Явор» и мон-ря Грабовац, дарения частных лиц (в наст. время ок. 20 тыс. томов). Назначенным на Будимскую кафедру в 1951 г. еп. Хризостому (Войновичу ; с 1952 еп. Браничевский) и в 1960 г. митр. Арсению (Брадваровичу) не удалось получить разрешение правительства Венгрии на въезд в страну. С 1984 г. адм. управление Б. е. осуществлял еп. Моравичский, викарий Сербского Патриарха Даниил (Крстич) , в 1988 г. он был избран еп. Будимским. После его кончины 20 апр. 2002 г. епархией управляет администратор Темишварской епархии еп. Лукиан (Пантелич) .

http://pravenc.ru/text/153573.html

Священномученик Михаил (Новицкий) (1889–1935) Отзывчивость и преданность служению снискали ему любовь среди верующих. В 1935 году, на Страстной седмице в храм пришел неизвестный человек, который попросил пономаря проводить его к настоятелю, чтобы объявить ему об изъятии церковных ценностей. Получив решительный отказ, тот жестоко избил священника. В тяжелейшем состоянии отец Михаил сумел отслужить всю Страстную седмицу, но уже на третий день Пасхи он скончался от перенесенных побоев. День памяти совершается 30 апреля . Великие и известные люди с именем Михаил: Михаил Ломоносов (1711–1765) — великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, основатель знаменитого Московского университета. За пять лет он сумел пройти 12-ти летний курс обучения в Славяно-греко-латинской академии. Продолжил обучение за границей –– в Германии. После возвращения Ломоносов разработал проект Московского университета, совершил несколько важных открытий в области физики, минералогии, химии. Кроме того, он стал автором целого ряда трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию происхождения славянской государственности, занимался поэтическим творчеством. Михаил Сперанский (1772–1839) — знаменитый русский мыслитель, государственный деятель и законотворец был выходцем из низов, но благодаря своим талантам и трудолюбию сумел привлечь внимание императора Александра I. Он подготовил целый ряд проектов государственных реформ, часть которых была успешно реализована. Его работоспособность удивляла современников –– он трудился по 18-19 часов в сутки. В 1812 году завистники при дворе добились смещения Михаила Сперанского со всех постов. Только при Николае I он вновь был вызван к императору и впоследствии руководил подготовкой двух важнейших для страны изданий: 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода законов Российской империи». Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Мигель де Унамуно-и-Хуго (1864–1936) — испанский философ, писатель и общественный деятель. Окончил факультет философии и гуманитарных наук Мадридского университета, получив степень доктора, был ректором Саламанкского университета (одного из старейших в Европе). В 1924 году открыто выступил против начавшейся государственной диктатуры в Испании за что был изгнан из страны. Вернувшись на Родину, он выступил против фашистского мятежа в Испании и последние месяцы жизни провел под домашним арестом. Унамуно поначалу увлекался социалистическими идеями Бакунина (исполняет функции иностранного агента), Лассаля, Маркса, но случившаяся в его семье трагедия — смерть сына — резко изменила его философские устремления. Все его последующие сочинения были пронизаны размышлениями о вере и неверии, смерти и бессмертии. Итогом его философского поиска стала знаменитая книга «О трагическом чувстве жизни». Интересные факты:

http://foma.ru/imya-mihail.html

Февраль Март Апрель Май. Часть 1 Май. Часть 2 Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин; 1839–1908) – священнослужитель Русской Православной Церкви, церковный писатель, святитель. Самый значительный труд Димитрия (Самбикина) – «Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве», занимающий особое место в обширном ряду агиографических изданий. 14 томов «Месяцеслова» были напечатаны в 1878–1907 годах (12 по месяцам и 2 дополнительных). «Месяцеслов» святителя Димитрия (Самбикина) – творение уникальнейшее по полноте и многоплановости сведений о русских святых, в том числе и о местночтимых, о святых мощах, иконографии, крестных ходах, службах, а также о многих святых Вселенской Церкви с точки зрения их почитания на Руси. Особое внимание святитель Димитрий уделил неканонизированным подвижникам благочестия, благодаря чему составленный им «Месяцеслов» и в наше время сохраняет научное и практическое значение, особенно при подготовке новых канонизаций. Кроме того, в «Месяцеслов» были включены и обрядово-этнографические сведения, фольклор, и даже фенологические заметки, так что этот труд является ценнейшим, а подчас и единственным источником для историков-краеведов. «Месяцеслов» стал итогом многолетних кропотливых изысканий владыки Димитрия. Выходу его томов предшествовали многочисленные публикации в периодике: статьи, заметки, иногда очень маленькие, но содержащие чрезвычайно интересные сведения и подробности о том или ином святом, храме, иконе, храмовом празднике или истории какой-нибудь местности. Все эти статьи и заметки, а также отдельные издания группируются в несколько географически привязанных «комплексов»: о Воронежской епархии – родине владыки, месте его первого священнического служения, а в 1881–1886 годах и ректорства в Воронежском духовном училище; о Тамбовской епархии, где в 1872–1880 годах он служил был ректором семинарии; о епархиях Нижегородской, затем Тверской, которыми управлял владыка Димитрий: Нижегородской – в 1887 году в сане викарного епископа Балахинского, а Тверской – с 1896 по 1905 годы в сане епископа Тверского и Кашинского. Для всех интересующихся агиографией. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Месяцеслов святых, всей Русской церковью или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве/[Сост. Д. Самбикин]. - Вып. 1-12. - 1893-1902./Вып. 5: Январь. - Каменец-Подольск : Тип. Подольского губ. правл., 1896. - VIII, 226, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

С первых лет существования К. у. стал центром общественно-политических орг-ций студентов и преподавателей, к-рые ориентировались на польск. национально-освободительное движение, а позже - на украинское. Пришлось даже временно закрыть ун-т в 1839 г. в связи с созданием там польск. политического кружка. В 1845-1847 гг. здесь действовало Кирилло-Мефодиевское общество , членами которого были В. М. Белозерский, Н. И. Костомаров, Т. Г. Шевченко и др. В 1895 г. в К. у. была организована «Украинская студенческая громада», в нее входили В. Н. Доманицкий, Б. А. Лазаревский и др. Студенты К. у. также были участниками нелегальных студенческих съездов 1898-1899 гг. В нач. ХХ в. в К. у. действовали 2 б-ки, 2 обсерватории, ботанический сад, 9 клиник, 9 лабораторий и учебно-вспомогательные учреждения, в т. ч. музей древностей, музей изящных искусств, нумизматический, минералогический, зоологический и др. кабинеты. Библиотечное собрание насчитывало ок. 300 тыс. томов (в т. ч. книги из виленских ун-та и академии, из коллекций кнг. Радзивилл, Костомарова, Н. Бунге и др.; напр., в 1868 фонд б-ки К. у. составлял ок. 70 тыс. томов). При ун-те были организованы Историческое об-во прп. Нестора Летописца, Киевское об-во естествоиспытателей, Киевское юридическое, Хирургическое, Химическое, Физико-математическое и Акушерско-гинекологическое об-ва. Летом 1915 г., во время первой мировой войны, К. у. частично был эвакуирован в Саратов и возобновил свою деятельность только осенью 1916 г. Летом 1917 г. были открыты 4 новые кафедры. В 1918 г., при гетманате П. П. Скоропадского, К. у. получил офиц. статус «российского университета Киева»; в это же время был создан и Украинский Киевский гос. ун-т. В 1919 г. оба учреждения объединились и перешли в подчинение Народному комиссариату просвещения УССР. Однако в 1920 г. ун-т расформировали, а из его структур были созданы Медицинский ин-т, Ин-т народного хозяйства, Высший ин-т народного образования им. М. П. Драгоманова (с 1926 Киевский ин-т народного образования).

http://pravenc.ru/text/1684571.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010