Не менее 14 центров «Трансцендентальная медитация» 52 Неск-ко тыс. чел., инициированых 1,5 тыс. чел. Более 10 центров «Сахаджа -йога» 53 1 тыс. активн. последов. Неск-ко десятков тыс. чел. Не менее 14 центров Движение последователей Ошо Раджниша 54 Ок. 2 тыс.чел.; прошедших через курсы ок. 10 тыс. чел. Изда тель- ство Бахаи 55 3,5 тыс. чел. Славянское язычество 56 Ок. 100 общин, центров, клубов Примечания Цифры, помеченные получены путем умножения количества общин на среднестатистическое число членов общин, оно колеблется от 50 до 200 чел.; при расчетах было взято 100 чел. Цифра, помеченная дана по статистике, приведенной РОСХВЕП, хотя Союз пятидесятников, в который она входит, приводит цифру в два раза меньше – 100 тыс. чел. Итак, согласно данной статистике, около 45 сект, представляющих ок. 5800 общин, за исключением «Анастасии» и «Фалуньгунь», охватывают до 700 тыс. чел. Они имеют 47 учебных заведений, издают 45 газет и журналов, не считая бюллетеней, имеют не менее 2 радиоцентров и 6 телестудий. Если учесть последователей «Анастасии» – от десятков до нескольких сот тысяч, и «Фалуньгунь» – несколько тысяч, то количество сект составит 49, а количество сектантов превзойдет 1 млн чел. Для сравнения: РПЦ, по состоянию на 2006 г., имела 12 513 общин, 50 учебных заведений и 540 периодических изданий (по состоянию на 2004 г. 1074 По данным социологического опроса, проведенного в конце 2006 г., назвали себя православными 62%, мусульманами около 8%, атеистами 15%; верили в Бога, но не относили себя к какому-либо исповеданию – 14%, и только 1,2% в соцопросе проходят по графе «другое». К ним относятся все остальные христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее, 1075 в количественном выражении они составляют около 1,7 млн чел. Если вычесть из них католиков ок. 300 тыс. чел., то на остальных придется около 1,2 млн чел. Наиболее полной информацией, по которой можно судить о динамике роста религиозных организаций владеет, пожалуй, Минюст РФ. Ниже приводится выборка из статистики Минюста о зарегистрированных религиозных организациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Македония; македон. Република Makeдohuja], гос-во в центральной части Балканского п-ова. Граничит на севере с Сербией , на востоке - с Болгарией , на юге - с Грецией , на западе - с Албанией (общая протяженность границы 896 км). Территория - 25 713 кв. км. Столица - г. Скопье (500,4 тыс. чел., оценка 2014 г.). Крупные города: Куманово (73,1 тыс. чел.), Битола (72,3 тыс. чел.), Прилеп (65,2 тыс. чел.), Тетово (55,8 тыс. чел.), Штип (44,4 тыс. чел.), Велес (43,4 тыс. чел.), Охрид (39,3 тыс. чел.), Гостивар (39,9 тыс. чел.), Струмица (36,7 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 80 общин, 10 из них образуют г. Скопье. Офиц. язык - македонский. М.- член ООН (1993; под временным названием Бывшая Югославская Республика Македония из-за спора с Грецией о названии Македония), МВФ (1993), МБРР (1993), ОБСЕ (1995), Совета Европы (1995), ВТО (2003). География. Рельеф страны составляют средневысокие горные системы (Шар-Планина (высота до 2748 м), Баба-Планина (до 2601 м), Якупица (до 2540 м) и др.; гора Кораб (2764 м) - наивысшая точка), разделенные обширными межгорными котловинами (Пелагонийская (4 тыс. кв. км) - наибольшая по площади) и долинами рек Вардар (греч. название Аксьос) и Струмица (Струмешница; впадает в р. Струма), относящихся к бассейну Эгейского м. Низшая точка - долина р. Вардар (50 м). На юго-западе расположены частично находящиеся на территории М. озера Охридское и Преспа, а на юго-востоке - Дойранское. На территории М. климат умеренный, переходный к средиземноморскому. В котловинах зима умеренно прохладная и дождливая, лето жаркое и засушливое. Средние температуры янв.- 0,7-1°C, июля - 21-23°C. В среднем в год выпадает от 450 мм во внутригорных котловинах до 1200 мм в горах на западе страны. Население В М. проживают ок. 2069,2 тыс. чел. (оценка 2015 г.). Согласно переписи 2002 г., македонцы составляют 64,2%, албанцы - 25,2, турки - 3,9, цыгане - 2,7, сербы - 1,8, бошняки - 0,8, влахи (аромуны) - 0,5, другие - 0,9%. По оценочным данным на 2014 г., естественный прирост населения составил 1,9%, рождаемость - 11,4 на 1 тыс. чел., смертность - 9,5 на 1 тыс. чел., показатель фертильности - 1,52 ребенка на 1 женщину, детская смертность - 9,9 на 1 тыс. новорожденных. В возрастной структуре: дети до 14 лет - 16,8%, лица от 15 до 64 лет - 70,7%, люди 65 лет и старше - 12,5% (2014). Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 75,5 лет (мужчины - 73,4; женщины - 77,5; 2013). Средняя плотность населения - ок. 80,4 чел. на кв. км. Наиболее густо заселены долина р. Вардар и Пелагонийская равнина. Городское население - ок. 60%. Государственное устройство

http://pravenc.ru/text/2561510.html

чел., или 7,6% всего населения; в Латгалии - ок. 64,2 тыс. чел., или ок. 12,7% населения т. н. латгальских уездов Витебской губ. (Двинский, Режицкий и Люцинский). Всего в 1897 г. на территории совр. Л. проживали ок. 121,7 тыс. евреев; в 1914 г.- ок. 190 тыс. С образованием ЛР в 1918 г. всем национальным меньшинствам были гарантированы политические права и право на национально-культурную автономию. С этого времени действовали различные евр. религ. орг-ции и партии. В кон. 20-х-30-х гг. XX в. началось движение по переселению евреев (в основном молодежи в Палестину). По данным на 1935 г., численность евр. населения в Л. составляла ок. 93,5 тыс. чел. Крупнейшими в Л. были в это время общины в Риге (ок. 44 тыс. чел.), Даугавпилсе (более 11 тыс. чел.) и Лиепае (ок. 7,3 тыс.). В большинстве городов действовали синагоги. С установлением диктатуры К. Улманиса в 1934 г. и после включения Л. в СССР в 1940 г. евр. культурная автономия на территории Л. была ликвидирована. По окончании второй мировой войны от довоенной латв. евр. общины осталось ок. 14 тыс. чел. В Л. стали переселяться евреи из др. регионов СССР. По офиц. переписи 1959 г., здесь проживали 36,6 тыс. евреев, из них ок. 10 тыс.- уроженцы Л., остальные - выходцы из др. районов СССР. С кон. 80-х гг. XX в. в Л. начала возрождаться евр. общественная жизнь: восстановили свою деятельность евр. общины во мн. латв. городах; в 1989 г. открыта первая в СССР евр. школа, начали издаваться евр. газеты и журналы, возникли различные евр. общественные и культурные орг-ции. С 90-х гг. XX в. наблюдается массовая эмиграция евреев из Л.: если в 1989 г. здесь проживали 22,9 тыс. евреев, то в 2000 г.- ок. 10 тыс. Лишь незначительное их число исповедует иудаизм: по официальным данным на 2013 г., зарегистрированы 11 иудейских общин (327 иудеев). Ислам Ислам начал распространяться на территории совр. Л. со 2-й четв. XIX в. По переписи 1897 г., число мусульман составляло здесь ок. 1,67 тыс. чел., подавляющее большинство из них - волжские татары, призванные в российские армейские части и расквартированные в крупных городах остзейских губерний.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

В 1967 г. часть «освобожденных» общин вышла из состава РЦНО и образовала самостоятельную ортодоксальную орг-цию - «Нидерландские реформатские церкви» (Nederlands Gereformeerde Kerken). В наст. время эта организация насчитывает 33 тыс. верующих в 89 приходах. В 2003 г. часть общин откололась от РЦНО и образовала организацию «Новые освобожденные церкви» (Nieuwe Vrijgemaakte Kerken), в 2005 г. переименованную в «Реформатские церкви в Нидерландах (восстановленные)» (РЦНВ; Gereformeerde Kerken in Nederland (hersteld)). В наст. время эта орг-ция насчитывает 12 приходов. В 2009 г. нек-рые общины РЦНО и РЦНВ создали орг-цию под названием «Реформатские церкви - Нидерланды» (Gereformeerde Kerken Nederland). В наст. время в ней насчитывается 7 приходов. Крупнейшая пиетистская церковная орг-ция - «Реформатские общины» (Gereformeerde Gemeenten) - возникла в 1907 г. в результате объединения «Христианских церквей под крестом» и «Ледебуранских общин» (появились в 1841 в результате отделения части общин НРЦ под рук. пастора Л. Г. К. Ледебура). В 2017 г. «Реформатские общины» в Н. насчитывали 107,65 тыс. чел. в 152 общинах, в Сев. Америке - ок. 11,1 тыс. в 28 общинах, в Нов. Зеландии - 178 чел., в ЮАР - 129 чел. Кроме того, действуют миссионерские общины: 68 (ок. 10 тыс. чел.) - в Индонезии (Gereja Jemaat Protestan di Indonesia), 14 (ок. 2,5 тыс. чел.) - в Нигерии (Nigeria Reformed Church), одна (117 чел.) - в Боливии. Т. о., «Реформатские общины» являются 3-й по численности реформатской орг-цией в Н. (после НРЦ и РЦН). Число ее членов постоянно увеличивается (в 1930 - 26,4 тыс. чел., в 2000 - 98,5 тыс. чел.). В 1953 г. группа представителей «Реформатских общин» под рук. теолога свящ. К. Стенблока вышла из основной организации и создала самостоятельную пиетистскую структуру - «Реформатские общины в Нидерландах» (Gereformeerden Gemeenten in Nederland). В 2017 г. в этой церковной орг-ции насчитывалось 24,3 тыс. верующих в 49 общинах (в т. ч. одна община в Претории, ЮАР). «Дочерней» орг-цией «Реформатских общин в Нидерландах» на территории США и Канады являются «Реформатские общины в Северной Америке» (Reformed Congregations in North America).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФГАНИСТАН [Исламское Государство Афганистан], гос-во в юго-зап. части Центр. Азии. Территория: 655 тыс. кв. км. Столица: Кабул (913 тыс. чел.- 2001). Крупнейшие города: Кандагар (178 тыс. чел.), Герат (140 тыс. чел.), Мазари-Шариф (103 тыс. чел.). Согласно действовавшей до 1992 г. конституции, офиц. языками А. были пушту и дари. География. Граничит на западе с Ираном, на юге и востоке с Пакистаном, Индией (шт. Джамму и Кашмир), Китаем (Синьцзян-Уйгурский автономный р-н), на севере с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией. Расположен в сев.-вост. части Иранского нагорья. Кратчайшее расстояние, отделяющее страну от моря, составляет ок. 450 км. На северо-востоке и в центральной части страны находятся обширные высокогорья и средневысотные горы, окаймленные с севера, запада и юга пустынными равнинами и плоскогорьями. Климат сухой, континентальный, субтропический. Население. До наст. времени не проводилось сплошной переписи населения. Перепись 1979 г. охватила ок. 2/3 территории (приводимые далее данные базируются на этой переписи). Население - 15,55 млн. чел. при ежегодном приросте в 2,6% (26,67 млн. чел. на 2000 г. по данным Bethany World Prayer Center): 48,5% - пуштуны, 17,9% - таджики, 8,1% - хазарейцы, 8% - узбеки, 3,3% - персы, туркмены (500 тыс. чел.), казахи (50-60 тыс. чел.) и др. Ок. 5 млн. афганцев, покинувших страну в ходе афган. конфликта, до сих пор находятся на территории Пакистана, Ирана, а также ряда зап. стран, США и Канады. Гос. устройство. В адм. отношении делится на 30 провинций (вилаятов). В наст. время управление страной осуществляется временной коалиционной администрацией. В соответствии с Боннским межафганским соглашением 22 дек. 2001 г. власть передана главе временной администрации Х. Карзаю. Религия 99% населения - мусульмане, из них 84% - сунниты, ок. 15% - шииты; индуизм исповедуют 0,6%; 10 общин сикхов. Христианство В 1985 г. в стране на 500 тыс. чел. приходился 1 христианин. В наст. время, по-видимому, христианство среди населения А. не исповедуется. Ислам

http://pravenc.ru/text/77072.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЫМ (Крымский федеральный окр.), расположен на Крымском п-ове, включает субъекты РФ: Республику К. (РК) и город федерального значения Севастополь, к-рые были образованы 21 марта 2014 г. Территория - ок. 27 тыс. кв. км. Адм. центр - Симферополь. Население - ок. 2,3 млн чел. (1 янв. 2015). Национальный состав: русские - 65,3%, украинцы - 15,1, крымские татары - 10,2, татары - 2, представители др. национальностей (белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки и др.) - 7,4%. Религиозные организации На нач. 2015 г. на территории РК насчитывалось 1409 и в Севастополе 136 зарегистрированных религиозных организаций, из них 603 общины Украинской Православной Церкви (УПЦ) (535 в РК и 68 в Севастополе), 45 общин Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) (44 в РК и 1 в Севастополе), 11 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (10 в РК и 1 в Севастополе), 4 старообрядческие общины белокриницкого согласия (3 в РК и 1 в Севастополе), 5 общин Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (4 в РК и 1 в Севастополе), 6 общин Русской истинно православной церкви (см. в ст. Истинно православные христиане ) (все в РК), 14 общин Римско-католической Церкви (13 в РК и 1 в Севастополе), 12 общин Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) (9 в РК и 3 в Севастополе), более 360 протестант. орг-ций (ок. 320 в РК и 43 в Севастополе), 418 мусульм. общин (410 в РК и 8 в Севастополе), 3 общины буддистов (1 в РК и 2 в Севастополе), 15 иудейских общин (13 в РК и 2 в Севастополе), 9 караимских общин (все в РК), 8 общин Армянской Апостольской Церкви (7 в РК и 1 в Севастополе), 4 неоязыческие общины (3 в РК и 1 в Севастополе), 4 общины кришнаитов (3 в РК и 1 в Севастополе), 24 независимые религ. орг-ции (22 в РК и 2 в Севастополе). В 2014 г. регистрация религ. общин в К. не проводилась, т. к. начался процесс реформирования местных органов власти и регистрация религ. общин перешла из ведения департамента религий и национальностей Мин-ва культуры К. в ведение Мин-ва юстиции К. Следует также учесть, что по законодательству Украины, действовавшему с 23 апр. 1991 г., разрешалось создавать местные общины без юридической регистрации (только при уведомлении о своей деятельности); этим правом пользовались сотни общин, преимущественно мусульманских. История К. до 1783 г.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

[Княжество Лихтенштейн; нем. Fürstentum Liechtenstein], гос-во в Центр. Европе. Расположено в Альпах; на востоке и севере граничит с Австрией , на западе и юге - со Швейцарией (общая протяженность границ - 76 км). Выхода к морю не имеет. Территория - 160 кв. км (одно из самых малых гос-в мира). Столица - Вадуц (5425 чел., оценка 2014 г.). Наиболее крупные города: Шан (5,9 тыс. чел.), Тризен (5 тыс. чел.), Бальцерс (4,6 тыс. чел.), Эшен (4,3 тыс. чел.). Включает 2 исторические области: Оберланд (центр - г. Вадуц) и Унтерланд (центр - г. Шелленберг). Административно-территориальное деление: 11 общин (коммун). Л.- член ООН (1990), Совета Европы (1978), ОБСЕ (1975), Европ. ассоциации свободной торговли (1991), ВТО (1995), ЕЭЗ (1995). Офиц. язык - немецкий. Разговорные языки (нижне- и верхнеалеманнские диалекты нем. языка) существенно отличаются от литературного. География. Большую часть территории Л. занимают отроги хребта Ретикон (Ретийские Альпы; высшая точка - гора Граушпиц, 2599 м), к-рые пересечены 3 крупными межгорными долинами. По зап. части страны протекает р. Рейн. Климат умеренно континентальный. Средние температуры января в долине Рейна - 0°С, в горах - от -10 до -6°С; июля - 18 и 12-14°С соответственно. Широколиственные и хвойные леса покрывают ок. 35% площади Л. Выше 1800 м расположены субальпийские и альпийские луга. Долина Рейна гл. обр. занята сельскохозяйственными угодьями. Единственное озеро - Гампринер-Зеле. Имеется 10 охраняемых природных территорий, в т. ч. резерват Руггеллер-Рит (в долине Рейна), отнесенный к водно-болотным угодьям международного значения. Население. По оценочным данным на 2015 г., в Л. проживает ок. 37,4 тыс. чел. 66,3% населения составляют лихтенштейнцы, остальные - иностранцы: швейцарцы - 9,6%, австрийцы - 5,8, немцы - 3,9, итальянцы - 3,1, турки - 1,9% и др. Средняя плотность населения - ок. 230 чел. на 1 кв. км. Естественный прирост населения - 0,84% (рождаемость - 10,45 на 1 тыс. жителей, смертность - 7,12 на 1 тыс. жителей). Показатель фертильности - 1,69 ребенка на 1 женщину. Средний возраст - 42,6 года. Возрастная структура: дети до 14 лет - 15,5% населения, лица от 15 до 64 лет - 68, лица 65 лет и старше - 16,5%. Средняя продолжительность жизни - одна из самых высоких в Европе - 79,6 года (мужчины) и 84,5 года (женщины). Степень урбанизации - 14,3%. Государственное устройство. Л.- унитарное гос-во, по форме правления - конституционная монархия. Глава гос-ва - правящий князь из рода Лихтенштейнов. Конституция действует с 1921 г. Ее новая редакция, принятая в результате референдума 2003 г., закрепляет за князем статус суверена наравне с народом.

http://pravenc.ru/text/2110623.html

Другие протестант. деноминации представлены Иеговы свидетелями (ок. 6 тыс. чел.; с 1930), Церковью Бога (Андерсон, шт. Индиана, США; ок. 2 тыс. чел.; см. ст. Движение святости ), адвентистами седьмого дня (ок. 1 тыс. чел.), пятидесятнической орг-цией Ассамблеи Бога (ок. 300 чел.) и др. По некоторым данным, общее число протестантов в стране составляет менее 1% населения. Ислам Мусульмане-сунниты преобладают в приморских городах (Зап. Бейрут, Триполи, Сайда) и на севере (плато Аккар). Особую группу составляют палестинские беженцы (270 тыс., по данным на 2007), осевшие преимущественно в юж. районах гл. обр. после Шестидневной войны 1967 г. Наибольшими темпами растет абсолютная и относительная численность шиитов, доминирующих на юге страны, в юж. пригородах Бейрута и в долине Бекаа. Друзы (5-7%) компактно заселяют горный р-н Эш-Шуф к юго-востоку от Бейрута. Алавиты и исмаилиты составляют ок. 1% населения. Религиозное законодательство Руины центрального дворца и фрагмент коллонады храма Юпитера в Баальбеке. I–III вв. Руины центрального дворца и фрагмент коллонады храма Юпитера в Баальбеке. I–III вв. Конституция Л. гласит, что свобода совести является абсолютной: «В отношении почитания Всевышнего Бога государство уважает все религии и вероисповедания и гарантирует свободное отправление религ. культов под своей защитой при условии соблюдения общественного порядка. Государство гарантирует также всем религиозным общинам уважение к их установлениям о личном статусе и к религиозным интересам» (ст. 9). Религ. общины считаются гос-вом юридическими лицами с особыми прерогативами: в частности, религ. суды вводят в действие законы относительно брака, развода и наследования. Религ. принадлежность каждого гражданина регистрируется гос-вом и отражается в офиц. документах, удостоверяющих личность. Ст. 10 Конституции Л. провозглашает свободу преподавания, «если оно не нарушает общественный порядок и добрые нравы и не затрагивает достоинства существующих в государстве религий и вероисповеданий. Не допускается нарушение права религиозных общин иметь свои школы при условии соблюдения ими общих положений, установленных государством в отношении народного образования». Все религиозные общины активно участвуют в образовательном процессе: в нач. XXI в. конфессиональных и частных школ в Л. было больше, чем государственных. Все общины получают государственные субсидии на социальную работу, поддержание судов и школ.

http://pravenc.ru/text/2463663.html

В 1932 и 1936 гг. в Войновском мон-ре побывал Заволоко. Восточная СЦ в Польше в 20-х гг. ХХ в. объединяла 48 поморских общин (позже 53), имевших 48 храмов. В 1925, 1930 и 1936 гг. в Вильнюсе прошли 3 всепольских собора старообрядцев. В 1930, 1932, 1936 гг. проводились педагогические курсы для подготовки начетчиков. Был издан ряд учебных пособий: «Основы понятия о вере Христовой» (1928), «Краткий катехизис» (1928), опубликованы 12 выпусков «Вестника Высшего старообрядческого совета в Польше» (1929-1934), 4 выпуска «Календаря Высшего старообрядческого совета в Польше» (1936-1939). Крупным событием стал съезд духовных отцов и представителей старообрядческих общин Сувалкской обл. (в Сувальском повяте Белостокского воеводства Польши насчитывалось 8 поморских общин), состоявшийся 20 апр. 1933 г. в храме сувалкской общины. На нем были приняты решения по ряду вопросов канонического и богослужебного характера. В 1940 г., после создания Литовской ССР, к к-рой было присоединено бывш. Виленское воеводство Польши, на территории новообразованной социалистической республики оказались почти все поморские общины, ранее находившиеся в Польше (42 из 53). Весной 1941 г. состоялось перемещение в Литву из захваченного немцами Сувальско-Сейненского региона Польши ок. 9 тыс. старообрядцев. Если в 1938 г. в Сувальском и Августовском повятах действовали 8 общин, насчитывавших не менее 10 тыс. поморцев, то в 1947 г. здесь было 3 общины и ок. 1,5 тыс. верующих. После 1945 г. к Польше присоединилась часть Вост. Пруссии с Мазурским поозёрьем. Войновский мон-рь прекратил существование в 1972 г., в 80-х гг. основная часть икон и книг была передана в музей в Ольштыне. До нач. 80-х гг. XX в. поморцы в Польской Народной Республике не имели центрального органа управления. Однако разрушение по решению местной администрации в 1982 г. храма в дер. Погорелец Сейненского повята способствовало сплочению старообрядцев Польши. В 1983 г. был воссоздан ВСС в Польше, выборы в к-рый состоялись на соборе Восточной СЦ 28 июля 1984 г. в дер. Габове-Гронды Сувальского воеводства. В кон. 80-х гг. центром поморцев в Польше стали Сувалки (поморский храм в Сувалках построен в 1909). В наст. время ВСС в Польше объединяет 4 поморские общины с общим числом верующих до 2,6 тыс. чел. Важными событиями были созывы в Сувалках всепольских соборов поморцев в 1988, 1993, 1997 и 2002 гг. В Белоруссии

http://pravenc.ru/text/180417.html

общин было зарегистрировано в Зап. Б. Наиболее многочисленной протестант. деноминацией являются Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) - 149 общин в 1966 г., 171 - в 1989 г. В 60-х гг. от них отделились Христиане веры евангельской (ХВЕ), к-рые к 1989 г. были объединены в 39 общин. В 90-х гг. XX в. количество протестант. деноминаций в Б. увеличилось в 5 раз (с 3 до 15), а количество общин - почти в 3 раза (с 288 до 862). Наиболее динамично развиваются ХВЕ, ЕХБ и адвентисты. Неопротестант. объединения, возникшие в Б. за последние 10 лет, представлены общинами христиан полного Евангелия, новоапостольской церкви, церкви Христовой, Церкви Иисуса Христа святых последних дней и др. Многие из них малочисленны и насчитывают от 10 до 50 чел. Все протестант. течения объединяют в Б. ок. 70 тыс. активных верующих. Пресвитеров, проповедников и регентов готовят в 2 высших и 2 средних учебных заведениях ЕХБ и ХВЕ. Издается неск. журналов и газет, действуют 307 молитвенных домов и 12 благотворительных миссий. Иудаизм Первые крупные этноконфессиональные группы иудеев мигрировали в Б. из Германии, Польши и Украины в XIV-XVI вв. и селились преимущественно в городах и местечках, где составляли в то время от 10 до 20% населения. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. в результате новых миграций число евреев в Б. значительно возросло (от 40 до 80% в нек-рых городах и местечках), к кон. XVIII в. на землях Б. и Литвы проживало более 300 тыс. евр. семей. Согласно общероссийской переписи 1897 г., в 4 белорус. и в вост. части Виленской губ. проживало более 1,2 млн чел. иудейского вероисповедания. Неортодоксальный иудаизм исповедовали сравнительно немногочисленные группы тюркоязычных караимов, переселившихся в XIV-XVII вв. на земли Б. и Литвы из Крыма и Сев. Причерноморья. Большинство евр. населения Б. придерживалось ортодоксального талмудического иудаизма. Этноконфессиональные общины евреев (кагалы) возглавлялись раввинами и старостами (габаями). Среди евреев (особенно их беднейшей части) был распространен также хасидизм.

http://pravenc.ru/text/77856.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010