Но совершенно напротив, речь идет о таких решениях, которые, с одной стороны, могли быть внушены только отчаянием, с другой – давали совершенно новое направление всей византийской политике, и которые определили на долгие годы судьбу династии Комнинов и самой их империи. Испытано было, правда, и старое средство византийской политики, которое часто удавалось прежде, но в настоящем случае, именно, и могло привести к совершенной погибели, не говоря о том, что оно во всяком случае соединено было с глубоким унижением. Византийский ум, искусившийся в политических комбинациях, до сих пор верил в себя крепко и, с высоты своего превосходства относясь к грубой недальновидности варваров, окружающих империю, не затруднялся пользоваться их услугами. Ученый император Константин с некоторым педантическим добродушием раскрыл в наставление сыну тайны византийского макиавеллизма, подробно объясняя, как один варварский народ может быть обуздываем при помощи другого. Появление на сцену новых племен и народов нисколько не смущало хладнокровную расчетливость Босфорских политиков. Они скоро соображали место, которое будет принадлежать новому народу в кровавой игре самоистребления всех этих дикарей, окружающих империю. Во Влахернском дворце не особенно дорожили и теми варварами, которые жили вдали от столицы в разных провинциях и несли на себе всю тягость содержания десяти тысяч членов придворного синклита и целой армии местных чиновников. Запас варварского мира был неистощим: на место одних явятся другие. Так, Печенеги были приняты в пределы империи взамен истребленного славянского населения. Византия думала найти в них совершенно пригодную ставку против нового хода, сделанного азиатским мусульманством в лице Сельджуков, на которых Печенеги кстати так были похожи. К несчастью, Печенежские дикари, несмотря на поспешное крещение в дунайской воде, оказались мало способными служить высшим целям византийской политики. К несчастью оказалось, что они слишком схожи с теми Турками, с которыми им следовало на глазах Византийцев беспощадно бороться, и встретили в пределах самой империи элементы, готовые вступить с ними в союз для ее разрушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

168 С некоторой иронией перечисляет ученый архипастырь ходячие обвинения против латинян: кроме опресноков, поста субботнего и безбрачия духовенства, им ставят в великую вину то, что у них священники бреют бороды, носят на руках золотые перстни и одеваются в шелковые ткани и т. д., что монахи позволяют себе есть мясо и пр. «Быть может, кто-нибудь», замечает Феофилакт, «из верных и более горячих ревнителей православия восстанет и обличит меня в невежестве, в непонимании вещей божественных, пожалуй в холодности, или даже в предательской измене своей церкви. Конечно, сам он насчитал бы (латинских заблуждений) много больше того, что я привел, Но я, – заявляет Феофилакт в выражениях, напоминающих Петра Антиохийского, – даже из числа перечисленных заблуждений одни считаю не заслуживающими внимания, другие – заслуживающими умеренного исправления, то есть, такого, что если кто его совершит, то окажет некоторую услугу церкви, а если нет, то тоже не будет большого вреда». 169 Есть только один пункт, который действительно разделяет две церкви – это нововведение в символе веры , сделанное латинянами. Здесь невозможна никакая уступка, здесь Феофилакт прямо обращается к Римлянам с обличением их заблуждения. Здесь он не может принять никаких извинительных соображений. «Латиняне могут сказать, что они веруют и мыслят точно так же, как мы, что под исхождением от Сына они понимают другого рода исхождение, чем от Отца: от Отца Дух исходит, потому что Отец виновник его бытия, от Сына Дух исходит в том смысле, что как бы изливается и раздается Сыном, а не в том, чтобы Сын был виновником Его бытия, что принадлежит только Отцу. Латиняне могут сослаться на бедность и скудость латинского языка, которые заставляют их два разные понятия выражать одним и тем же словом, не отступая нисколько от согласия в вере с Греками». Учитель греческой церкви: готов на братское снисхождение. Но оно может состоять только в том, что латинянам будет предоставлено право пользоваться своим способом выражения в церковных беседах и поучениях, с объяснением однако смысла употребляемых выражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Вооружив городской гарнизон и новобранцев – всего до 500 человек, – утром 14-го февраля (пятница мясопустной недели) император Алексей отправился в местечко Хировакхи и сейчас же приказал запереть ворота, оставив ключи у себя, ибо было основание опасаться, что Печенеги найдут себе друзей в самой крепости. С восходом солнца на другой день действительно показались толпы диких наездников и расположились на одном холме вблизи городских стен; потом от их становища, на глазах Греков, отделилась масса в 6,000 человек и рассыпалась по окрестностям для грабежа и разбоя. Алексей опасался за сами стены своей столицы, не вполне полагаясь на бдительность властей в своем отсутствии. С другой стороны, он понимал, что самое лучшее было воспользоваться раздроблением неприятельской силы. Он взошел наверх городской стены, окинул зорким взглядом соседние холмы и долины, чтоб убедиться, не скрываются ли где еще другие толпы Печенегов, не поставлено ли где засады. Все кругом было пусто: только вблизи – прибывший утром и ослабленный отделением шести тысяч – отряд Печенегов отдыхал от походного утомления: одни спали, другие еще ели. Император решил захватить врага врасплох. Большого труда стоило ему склонить на такое смелое предприятие свою малочисленную дружину: новобранцам и гарнизонной страже, привыкшей сидеть за крепкими и высокими стенами столицы, его замысел казался безумным и дерзким, в виде явного превосходства сил на стороне Печенегов, о которых они наслышались всего страшного. «Мы погибли», убеждал их Алексей, «если тот шеститысячный отряд, который теперь ушел на добычу, соединится с этим, который мы видим перед собой; мы все одно погибли, если, расположившись под стенами столицы, шесть тысяч ушедших Печенегов лишат нас всякой возможности воротиться в столицу. Лучше идти на встречу опасности, чем умереть в постыдном бездействии. Я первый иду впереди всех; кто хочет, пусть следует за мною и не отстает от меня, когда я брошусь в середину печенежского стана; кто не хочет со мною идти, пусть остается здесь и даже пусть не выглядывает из-за степы».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

С тех пор мы не слышим о Печенегах до 1059 года. В этом году они, как выражается византийский историк, выползли из нор, в которых скрывались, 49 и снова начали опустошать греческие области – едва ли не по наущению короля венгерского Андрея (1046–1061), который в то же самое время разорвал мирный договор с Византией и начал враждебные действия. Но Венгрия скоро примирилась с империей. Венгерские послы встретили императора Исаака (Комнина) в Средце (Сардике, Софии), куда он прибыл со своей армией. Мир был восстановлен на условиях нам неизвестных. После того Исаак направился к востоку, за Балканы, для усмирения Печенегов. На этот раз они почти не противопоставили никакого отпора. Между князьями отдельных печенежских колен не было единодушия и согласия; один за другим они признали над собою власть византийского императора и обещались сохранить верность. 50 Только Селтé, известный нам по знаменитой переправе через Босфор, не хотел покориться, надеясь на неприступное положение своего убежища, которое он нашел себе на берегу Дуная на какой-то скале. Варвар дошел до такой дерзости, что не побоялся выйти в открытое поле против всех сил императора. Он был скоро наказан за свою смелость. Разбитый на голову высланным против него отрядом, Селтé избежал плена только в густых лесах около Дуная; его укрепление было занято византийским гарнизоном. Император Исаак с торжеством возвратился назад. Но на возвратном пути его армия страшно пострадала от дождей, бурь, града и разлива реки Осмы, через которую, близ Ловчи, ему пришлось переправиться. 51 Поход Исаака Комнина имел, по-видимому, более важное значение, чем это можно заключать из кратких и неполных известий, сообщаемых источниками. Следствием его было восстановление византийской власти на Дунае. Магистр Василий Апокап и Никифор Вотаниат, будущий император, оставлены были начальниками придунайских городов. Печенеги, живя среди болгарского населения под управлением своих родовых князей, признавая в то же время верховные права империи, не могли, конечно, сделаться вдруг оседлыми и спокойными подданными. Время от времени их бродячие шайки пускались грабить своих соседей и не церемонились выходить из границ, им указанных для кочевья. 52 Но если бы не было прилива новых сродных элементов из-за Дуная, то хотя мало помалу еще можно было приучать Печенегов к некоторой оседлости, можно было внушить им уважение к авторитету Константинопольской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Три дня простояли варвары под стенами города; увидев, что они здесь ничего не могут сделать, они обратились на Адрианополь. Самозванец обещал своим спутникам легкий успех и уверял всех, кто его слушал, что стоит ему только явиться под стенами Адрианополя, и город будет в его руках. Он ссылался на тесную дружбу, которая соединяла его отца, бывшего императора Диогена, с Никифором Вриеннием, главным лицом в городе. Он называл Вриенния своим дядей на том основании, что Вриенний и Диоген, как всем было известно, заключили некогда формальный союз братства пред церковным алтарем, а названные братья считались такими же близкими родственниками, как и братья по крови. 223 Но Никифор Вриенний не отворил ворот Адрианополя своему племяннику и не принял самозванца с распростертыми объятиями, как тот уверял заранее Половцев. Напротив, вызванный мнимым сыном Диогена для объяснений на городские стены, слепой Вриенний объявил, что сын его названного брата, как ему хорошо известно, давно убит в Антиохии, и что только обманщик и самозванец может говорить другое. Семь недель простояли Куманы под Адрианополем, думая голодом принудить жителей к сдаче. Осажденные действительно начинали терпеть большую тесноту и дали знать об этом императору, прося о помощи. Попытка Катакалона, отправленного Алексеем, тайком пробраться в город кончилась неудачно. Половецкая конница, разъезжавшая по всем окрестностям, открыла приближавшийся отряд и принудила его воротиться назад. Большая вылазка, устроенная Вриеннием, также не привела к освобождению города от осады, несмотря на храбрость местной аристократической молодежи. Один из ее представителей поскакал на самого представителя Половцев, хана Тугоркана, 224 и уже занес над ним смертельный удар, но едва сам не погиб от руки Половцев, окружавших хана. Едва избегнув смерти, он встретился потом с самим самозванцем, который уже нарядился в царскую одежду и в красную обувь, но в пылу битвы был покинут своей свитой. Молодой аристократ поднял над головой самозванца свой бич и, обругав его лжецом и обманщиком, нанес ему позорный удар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Наконец, слова Христа о примирении с соперником еще яснее и еще очевиднее говорят о том, что Он во всей Своей речи о не гневливости имеет в виду напрасный гнев. Под соперником здесь разумеется лицо, коему идущий с ним к судье задолжал деньги или пред которым вообще как-нибудь провинился. Уже тот факт, что истец и виновный вдут вместе к судье, свидетельствует, что последний по чему-либо не захотел примириться с первым на дому. По действовавшим тогда римским законам, из-за чего-нибудь соперничающих посредники должны были примирить дома. Только в случае неудачи такого посредничества обвиняемый приводился иногда в суд даже силой. 1089 Не ясно ли для всякого, что гнев подсудимого на истца напрасен? Там, где гнев возбуждается и поддерживается чисто-личными счетами, иногда даже очень корыстными, он является напрасным с христианской точки зрения. В виду того, что гнев ведомого к судье лишен нравственно-чистой подкладки, Спаситель и повелевает ему примириться с соперником. Важно и то, что Он при этом указывает на возможность, в противном случае, весьма больших потерь для подсудимого... Оказывается, таким образом, что Сам Спаситель гневался, когда видел злонамеренное и упорное попрание людьми ясных требований истины и добра. Приведенный случай не единственный пример проявления гнева в Богочеловеке. Не явный ли гнев слышится и в тех, по-видимому, суровых Его речах, с коими Он обращался к фарисеям и книжникам, обличая их систематическое лицемерие, постоянное ханжество, черствый эгоизм, сознательное попрание ими требований нравственного закона и другие их вопиющие пороки, и называя этих людей змиями, порождениями ехидниными и прочее? 1093 Не Христос ли именно во гневе Своем однажды назвал сатаною даже ап. Петра за Его соблазнительные и вредные слова, хотя и исходившие, по-видимому, из чувства соболезнования к Божественному Учителю. 1094 Не на отдельные, впрочем, лица обращалось Его негодование, но и на целые селения людей, погрязнувших в заблуждения и пороки и при своей нравственной одичалости ставших глухими ко всем мольбам, предостережениям и угрозам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

По учению св. Григория Богослова , признак истинных и достойных пастырей и их отличие от недостойных в том и состоит, что первые и в дни общественных бедствий и в обычное время не с бедным, но со щедродательным расположением духа собирают «уязвленных голодом, а иных даже едва дышащих, мужей и жен, младенцев, старцев, весь жалый возраст», и не гнушаются удовлетворять их потребности и духовные и телесные, «прикрывая их наготу и не презирая единокровных» 1094 . Они и сами подражают своему Учителю, препоясавшемуся лентием и не погнушавшемуся умыть ноги ученикам, и пасомых своих деятельным примером располагают к милосердно и благотворительности, научая их в сем также подражать Божию человеколюбию. «В человеке всего божественнее то, что он может благотворить. Ты можешь стать богом, ничего не сделав: не пропускай же случая к обожению» 1095 . «Бог воздаст людям тою же мерою, какою сами отмериваем здесь человекам» 1096 . Пастырь, наконец, должен опасаться возбудить о себе дурное и позорное мнение, что он «в противоборстве с бедными» 1097 . Итак, звание пастырское должно принимать не для плотских целей, – хотя обычно и выставляется на вид польза духовная, – не для собственного удовольствия или прославления от посторонних, что свойственно человеку мирскому, для которого нет иного блаженства, кроме настоящей жизни. «Ибо многие, – поясняет свою мысль св. отец, – сделали то, что звание это почитается великим, самовластным и доставляющим какую-то чудную приятность, хотя бы надлежало быть предстоятелем и правителем паствы, которая мала, незначительна и приносит более досад, нежели удовольствия 1098 . Великость внутреннего настроения паствы, молитвенный дух, живые храмы Бога живого, одушевлённые жертвы, разумные всесожжения, сплочённость стада с пастырем и между собою, препятствующие войти в него татям и чужим – вот желанные для пастыря достоинства его паствы, а не какие-нибудь иные внешние, пространственные или количественные измерения 1099 . 2)  Пастыри времён св. Григория Назианзина вместе с обеспеченной сытой жизнью внесли в пастырство и те пороки, которые обычно сопутствуют ей: беспечность и небрежение о пастве невоздержание, пресыщение. Аскетическое настроение пастырей, готовность к всегдашнему молитвенному предстательству и самособранность исчезли. Пастыри в большинства вели светский образ жизни, усердно посещали общественные места увеселений, участвовали в конских ристалищах и состязаниях, ласкательствовали и раболепствовали пред высшими, были напыщены и надменны в отношении низших 1100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

7. Неудовлетворительность выбора судом экспертов не может быть предметом кассационной жалобы, если жалующаяся сторона не указала во время приготовительных распоряжений на определенное лицо (71/1831 Горбунова). 8. Относительно прав сторон при выборе экспертов Сенат разъяснил а) что суд обязан обращать тщательное внимание на те замечания сторон и присяжных, которыми возбуждается вопрос о необходимости осмотра или освидетельствования (64/204 Протопопова); б) что стороны имеют право отводить экспертов лишь по неимению ими тех качеств, которые требуются от них законом (70/453 Браиловского и др.), но препятствием к допущению одного из нескольких приглашенных экспертов не может служить то обстоятельство, что он составил записку или статью, в которой изложил мнение свое по делу (69/298 Андроникова). III. Производство экспертизы 14. Способ производства сведущими людьми экспертизы, во всех тех случаях, когда способ этот не определен положительно законом, зависит от усмотрения суда, причем выбор тех или других приемов испытания не может быть предметом кассационной жалобы (67/2094 Протопопова, 69/298 Андронникова, 69/1094 Ванина), если только при установлении их соблюдены требуемые законом условия (69/298 Андронникова) и уважены предъявленные своевременно законные заявления сторон (67/204 Протопопова). 15. Правила эти (пол. 17) относятся и к делам судебно-мирового разбирательства (68/876 Иванова). 16. Суд может а) допустить совокупное совещание экспертов (69/298 Андронникова); б) поручить произвести экспертизу в зале заседания или в другой комнате (71/1762 Дегтярева, 81/8 Берковича) и даже в отсутствии лиц, входящих в состав судебного заседания, с тем только, чтобы эксперты представили суду обстоятельный отчет об оказавшемся по испытании (76/243 Еличева и Поношиных). в) допустить экспертов, по их требованию, к обозрению дела во время приготовительных к суду распоряжений (68/944 Алексеева); г) оставить экспертов, с согласия сторон, в зале заседания во все время судебного заседания (73/713 Кузовлева) или отказать подсудимому в просьбе об этом (74/9Гуревича).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

1094 яже прежде чрева предвиденная Бога нашего Мати – (та), которая прежде начатия во чреве матери своей была предусмотрена быть матерью Бога нашего. 1100 совершилось, то есть таинство соединения сошедшихся во Христе двух естеств (Божеского и человеческого). 1114 наставлъшему люди, яже изведе из работы Египетския, яко прославися – проведшему народ, который извел он из рабства египетского, ибо он прославился. 1121 Разсеяв сумрачную в писании тень гаданий и озарив сердца верных пришествием истины чрез Богоотроковицу, наставляй и нас, Христе, светом Твоим. 1125 да яко избавителю во гласе хваления, истины же духом пожру Тебе – и Тебе, как избавителю, с громкою хвалою и духом истины я принесу жертву. 1129 в вещественнем чреве огон неопально прияла еси – ибо Ты неопалимо приняла огонь в невещественное чрево. 1133 В печи отроков Ты прообразовал некогда Матерь Свою, Господи; и это прообразование от огня спасало их, ходивших (среди его) неопалимо; Ее, явившуюся чрез Тебя концам (вселенной), мы ныне воспеваем и превозносим во все века. 1154 яко милосерд премножеством благости – как снисходительный по великому множеству милосердия (Твоего). 1167 Тем Тя воздвизаема зрящи тварь – потому Тебя поднимаемого вверх (сооружаемого), видя человеческий род. 1179 и клятва разрушися осуждения праведнаго – и проклятие (наложенное) судом праведным уничтожилось. 1229 Той же обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав – а ударом против фараоновых колесниц соединив тоже (море), изобразив в широту. 1239 Услышал я тайну домостроительства Твоего, Господи, уразумел дела Твои и прославил Твое Божество. 1240 О, совершенно блаженное древо, на котором распялся Христос, Царь и Господь, им же пал обольстивший (Еву) древом, быв сам уловлен пригвоздившимся на тебе плотию Богом, дарующим мир душам нашим. 1244 тем тридневен изшед премирное воскресение прописаше – а исшедши оттуда через три дня, предизобразил вышеестественное воскресение. 1254 о противодышущу росоносному Духу, со огнем суще пояху – но находясь реди пламени, против которого веял росоносный Дух, они пели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитвой об этой помощи проповеднику следует предварять всякое слово своё. Он должен сделаться прежде молитвенником и затем уже проповедником. «Прежде, нежели отверзет уста свои, пусть он вознесёт жаждущую душу свою к Богу, да по благодати Его отрыгнет то, чем сам напоен, и да излиет от полноты своей… В самую минуту сказывания пусть он лучше приводит себе на мысль слова Господа: “не пецытеся, како или что возглаголете: даст бо ся вам в той час, что возглаголете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего, глаголяй в вас”» ( Мф.10:19–20 ) 1091 . Однако же молитва и упование на помощь Божию отнюдь не устраняют и не умаляют значения других обыкновенных средств, содействующих наиболее успешному исполнению дела церковного учительства. Нет, и при этом условии «кто желает и сам научиться, и других учить, тот пусть изучает предметы наставления, пусть приобретает способность говорить, как прилично церковному оратору» 1092 . Из вышеприведённых слов Евангелия ( Мф.10:19–20 ) также нельзя заключать, что не должно заботиться об обыкновенном естественном приготовлении к духовному ораторству, как из слов Евангелия: «весть Отец ваш, их же требуете, прежде прошения вашего» ( Мф.6:8 ) нельзя делать вывода о ненужности и бесполезности нашей молитвы к Богу. И ап. Павел, рассуждает Августин, отнюдь не противоречит себе, когда «сказавши, что учителей производит Дух Святой 1093 , сам, между тем, предписывает им правила, чему и как они должны учить» 1094 . Как лекарства, получая свою целительную силу от Бога, Который и без них может врачевать болезни, являются нужными и полезными для человека, «и усердное доставление оных во всяком случае почитается делом милосердия и благодеяния, так и пособия науки, преподаваемые рукою человека», полезны для людей, хотя «тогда только пользуют душе, когда делает их полезными Сам Бог» 1095 . Стараясь уяснить правила церковного ораторства, соответственно требованиям древней риторики, блаж. Августин далее вносит в своё исследование рассуждение о трёх родах слога – простом, среднем и высоком.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010