Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) Фрутольф (умер в 1103 г.), автор всемирной «Хроники» и трактатов по теории музыки, работал в монастыре св. Михаила (Михельсберг) в Бамберге. «Хроника», большая часть которой сохранилась в автографе (Jena, Universitätsbibliothek, Bose qu. 19), доведена до 1099 г. До работы X. Бресслау 1896 г. «Хроника» приписывалась Эккехарду. В части до 1002 г. (до восшествия на престол германского короля Генриха II) «Хроника» не содержит оригинальных известий, являясь обширнейшей компиляцией известных источников. В 1106 г. сочинение Фрутольфа было продолжено Эккехардом (с 1108 г. – аббатом монастыря Аура к северу от Вюрцбурга), который радикально переработал при этом заключительную часть (за 1098–1099 гг.); в итоге возникла так называемая редакция I «Хроники» Эккехарда. Переработка на основе новых источников (прежде всего – «Хроники» Сигеберта из Жамблу) и продолжение до 1116 г. носит название редакции III. Продолжение до 1125 г. представляет собой редакцию IV (перечисляем только реально сохранившиеся редакции). Издания: Ekk. Р. 1–267 (текст Фрутольфа с добавлениями Эккехарда под именем «Хроники» Эккехарда); Frut./Ekk. Р. 48–208, 268–376 (только начиная с 1002 г.). Переводы: На немецкий язык: Frut./Ekk. S. 49–209, 269–377 (только с 1002 г., a latere); на русский язык: Свердлов 1. С. 185 (только «русские» фрагменты). Литература: Помимо введения к изданию Frut./Ekk. S. 1–43, см.: Bresslau 1896. S. 139–234; Manitius 3. S. 350–361; Wattenbach, Holtzmann 2. S. 491–506; 3. S. RFHMAe 4. P. 574. 1. В лето Господне 937-е: [Сообщение о походе князя Игоря на Константинополь 753 .] (Ekk. Р 189) 2. В лето Господне 1089-е. [Смерть регенсбургского епископа Оттона и назначение на его место Гебхарда.] В Кёльне император 754 отпраздновал свадьбу, взяв в жены вдову маркграфа Удона (Uto) 755 , дочь короля Руси (Rusci) 756 . [Затем император собирает войско и осаждает, хотя и безуспешно, замок маркграфа Экберта 757 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые митрополиты и епископы 14. Святый первый митрополит Михаил, иже крестил русийскую землю, преставися в лето 6508 месяца июня в 15 день и положен бысть в пещере Рукоположен в Царьграде в 983 году. Ревностно распространял христианство , объезжая города с великим князем Владимиром и сыновьями его. Равноапостольный Владимир (по свидетельству Кормчей XVI века, списанной с Кормчей XIII века, которая сама была списком еще древнейшей) говорит о себе: «прием святое крещение и прославих Бога, яко сподоби мя прияти таковую благодать преосвященным митрополитом Михаилом, и взях его первого митрополита от патриарха и от всего собора, почтенаго лампадою и саком, яко втораго патриарха, с ним же коестих всю русскую землю». (Опис. рук. Рум. Муз., стр. 310, 312, 313). Ум. 922 года. Память его 30 сентября. Мощи его были первоначально погребены в Десятинной церкви, но в 1103 году перенесены в Антониеву пещеру, а оттуда в 1730 году перенесены в Великую церковь Печерскую (Сергий 11. 61). 15. Святый чудный Константин митрополит преставися в лето 6676 месяца в 30 день Рукоположен в 1155 году, принужден в 1158 году оставить митрополию по требованию князей; удалился в Чернигов и там ум. 5 июня 1159. В завещании его было написано: «по умертвии моем не погребите тела моего, но повергше его на землю и поцепльше его ужем за нозе и извлекше из града, поверзете». Воля почившего была исполнена, но на третий день князь Святослав Ольгович повелел перенести тело святителя в Чернигов и положить в Спасском соборе. По кончине его, до погребения, свирепствовала страшная трехдневная буря (Барсуков, 310–311). Память его чтится местно 5 июля. 16. Святый Иоанн митрополит преставися в лето 6000 Правил русскою Церковию с 1077 до 1089 года. Преподобный Нестор, современник, говорит о нем: «бяше муж хитр книгам и ученью, милостив убогим и вдовицам, ласков же ко всякому богату и убогу, смирен же и кроток, молчалив, речист же, книгами святыми утешая печалныя, и сякого не бысть прежде в Руси, ни по нем будет сяк» (1, 89). После него остались два послания: к папе Клименту III (напечатано в Уч. Записках Академии Наук 1854 г., кн. I) о разделении церквей, и к черноризцу Иакову с изложением правил церковных. Последнее долго оставалось в составе правил Церкви Русской под заглавием: «Иоанна митрополита Русского, нареченного пророком Христовым, правила». Ум. 1089. Память его 31 августа (Филарет, Русск. Свят., август, стр. 146). 17. Святый Макарий митрополит убиен от татар в лето 6910, а положен бысть у святыя Софии в соборе

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

8 февраля — день памяти святого благоверного царя Давида IV Строителя 8 февраля 2008 г. 12:33 Сегодня отмечается память блаженной кончины одного из наиболее почитаемых грузинских святых — святого благоверного царя Давида IV Строителя, крупного государственного деятеля, способствовавшего объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство. Святой благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1089-1125; по другим источникам 1084-1125; в современных изданиях Давид IV Строитель), — выдающийся государственный, культурный и церковный деятель Грузии. Был воспитан своим духовником  преподобным Арсением Икалтойским, известным богословом и ученым-энциклопедистом (+1127; память 6 февраля). Наименование «Возобновитель» дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви . Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал. По инициативе святого Давида Возобновителя в 1103 году был созван Церковный Собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния. Человек высокообразованный, святой Давид поощрял развитие наук. Он основал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование святого Давида Возобновителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые и расширялись старые города. Много забот уделял благоверный царь благосостоянию и процветанию грузинских обителей в Палестине и Синае, Антиохии и на Святой Горе Афон. Когда святой Давид решил воздвигнуть храм во имя великомученика Георгия, к помощи которого он постоянно прибегал в своих освободительных битвах, то святой Георгий явился ему в видении и указал место постройки храма.

http://patriarchia.ru/db/text/361334.htm...

Митрополиты Киевские и всея Руси. Кафедра в Киеве Феопемпт управлял с 1035 (1038); Кирилл I упоминается в 1050; † неизвест. Иларион (Русин) поставлен с 1051 по 1054; упоминается в 1055; † неизвест. Георгий управлял с 1062 (1067); †1079 (1077) Иоанн II рукоположен с 1077 (1080); †31.08.1089 Иоанн III возведен и управлял с 1089; Ефрем прп., еп. (митр.) Переяславский с 1092 по 1097 возможно, выполнял функции первосвятителя; Николай управлял с 1097 по 1102; вернулся в Грецию; †1104 Никифор I назначен с 18.12.1104 (06.12.1103); †январь 1211 Никита управлял с 15.10.1122; 9.05 (9.03).1126 Михаил II рукоположен с 1129 (1127) по 1145; уехал в Грецию; †1145 Онуфрий епископ Черниговский управлял митрополией с 1145 по 1147; Климент (Смолятич) рукоположен с 27.06.1147 по 20.03.1155; удален; †после 1164 Константин I блж., рукоположен с 1155 до 1159; оставил митрополию †5.06.1159 Феодор управлял с августа 1161; †22.08.1163 Иоанн IV возведен с 1164; †12.05.1166 (1174) Константин II поставлен с 1167; Никифор II управлял с 1182; Гавриил упоминается в 1198–1210; † неизвест. Дионисий упоминается в 1205; † неизвест. Матфей упоминается в 1209; †22.08.1220 Кирилл II рукоположен с 6.01.1224; назначен с 1237; †1240 (возможно, убит) Кирилл III рукоположен в 1246–1247 (избран в 1242 (1243)); †7.12.1281 рукоположен с 1283; †6.12.1305 поставлен с 1308; †21.12.1326 Феогност свт., рукоположен в 1328; †11.03.1353 Феодорит рукоположен в 1352 по 1354 низложен; † неизвест. Алексий (Бяконт-Плещеев) свт., бывший еп. Владимирский с 1354; †12.02.1378 Афанасий епископ Владимиро-Волынский временно управлял Московской митрополией в 1354; †1363 (1362) в Костроме Герасим епископ Коломенский временно управлял Московской митрополией с 1378 до 1380 еп. Коломенский; †15.08.1388 Михаил (Митяй) нареченный митрополит, митрополией не управлял не рукоположен с 1378; Киприан свт., рукоположен 2.12.1375 (1376) (принят пребывал в Киеве с 1380 по 1382); до смерти митр. Алексия изгнан из Москвы и пребывал в Киеве до 1390 рукоположен в 1380 управлял с 1382 по 1384 низложен; †11.09.1389 Дионисий свт., бывший архиеп. Суздальский, поставлен с 1384; †15.10.1385 (в заточении) повторно с июля 1388 по 1389; уехал в Грецию †11.09.1389 Киприан свт., (повторно) с 6.03.1390; †16.09.1406 Фотий свт., рукоположен со 2.09.1408; †2.07.1431 Исидор рукоположен с 1437 по 1441; взят под стражу, но бежал †14.03.1463 (1472) Иона (Одноушев) свт., бывший еп. Рязанский, поставлен Собором русских епископов (управлял с 1441) с 15.12.1448; †31.03.1461 49 После 1299 года именовался митрополитом Киевским и Владимирским (кафедра перенесена во Владимир). 50 Митрополит Киевский и всея Руси, а с 1325 года «Московский, Киевский и всея Руси» (кафедра перенесена в Москву). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Venerable Prochorus of the Kiev Near Caves Commemorated on February 10 Saint Prochorus of the Caves was a native of Smolensk, and entered the Kiev Caves monastery under the igumen John (1089-1103). He was a great ascetic of strict temperance. In place of bread he ate pigweed (or orach), and so he was called “pigweed-eater.” Every summer, he gathered pigweed and made enough bread from it to last him for a whole year. He also ate prosphora from church now and then, and his only drink was water. Seeing the patience of Saint Prochorus, God transformed the usual bitterness of the pigweed into sweetness. During the saint’s lifetime, a famine threatened Russia. Prochorus began to gather the pigweed even more zealously and to prepare his “bread”. Certain people followed his example, but they were not able to eat this weed because of its bitterness. Prochorus distributed his pigweed bread to the needy, and it tasted like it was made from fine wheat. Only the bread given with the blessing of Saint Prochorus was edible, and even pure and light in appearance. If anyone tried to prepare this bread himself, or take it without the saint’s blessing, it was not fit for consumption. This became known to the igumen and the brethren, and the fame of Prochorus spread far and wide. After a certain while there was no salt at Kiev, and the people suffered because of this. Then the saint gathered ashes from all the cells, and began to distribute it to the needy. Through his prayers, the ashes became pure salt. The merchants, who hoped to take advantage of this shortage of salt for their own profit, became angry with Saint Prochorus for distributing free salt to the people. Prince Svyatopolk confiscated the salt from Prochorus. When they transported it to the prince’s court, everyone saw that it was just ordinary ashes. After three days, Svyatopolk gave orders to discard it. Saint Prochorus blessed the people to take the discarded ashes, and they were again changed into salt. This miracle reformed the fierce prince. He began to pray zealously, made peace with the igumen of the monastery of the Caves, and highly esteemed Saint Prochorus. When the last hour of the saint approached, the prince left his army and hastened to him, even though he was at war. He received his blessing and with his own hands, carried the body of the saint to the cave and buried him. Returning to his army, Svyatopolk easily gained victory over the Polvetsians, turning them to flight and capturing their supply carts. Such was the great power of the prayer of Saint Prochorus. The righteous one died in the year 1107, and was buried in the Near Caves. He is also commemorated on September 28 and on the second Sunday of Great Lent. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/101098.html

1035–1049 Кирилл I Иларион 1051–1054 Ефрем I Георгий 1 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1103–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент Смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил С 1191– по 1281 Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексий 1350–1378 С 1380 –по 1461 Киприан Дионисий Исидор Митрополиты в Киеве и Галиче Феодорит 1345–1354 1354–1362 Киприан 1376–1390 (в Вильне) Григорий 1415–1419 (в Смоленске) Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея России Григорий 1458–1473 Мисаил 1474–1480 Митрополиты Киевские, Галицкие и всея России Симеон 1481–1488 1492–1494 Макарий I 1495–1497 Иосиф II до 1503 1503–1507 Иосиф III 1509–1521 Иосиф IV 1523–1534 Макарий II 1535–1556 Сильвестр 1556–1567 1577–1579 Онисифор 1583–1588 Михаил 1588–1596 Иов Борецкий 1620–1631 1631–1633 1633–1647 Сильвестр 1649–1657 Дионисий 1658–1663 1663–1676 Антоний 1676–1679 Гедеон 1685–1690 Варлаам 1690–1707 Иоасаф 1708–1718 Варлаам 1722–1730 Рафаил 1731–1747 Тимофей 1748–1757 Арсений 1757–1770 Гавриил 1770–1783 Самуил 1783–1796 Иерофей 1796–1799 Гавриил 1799–1803 Серапион 1803–1822 Евгений 1822–1837 Филарет 1837–1857 Исидор 1858–1860 Арсений 1860–1876 Филофей 1876–1882 Платон 1882–1891 Иоанникий 1891–1900 Феогност 1900–1903 Флавиан 2. О единстве Церкви Св. Ириней еп. Лионский. « Церковь , хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли... однако верует, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует, учит и предает, как бы у ней были одни уста» 15 . Путь тех, кто принадлежит к Церкви, идет по всему миру, потому что имеет твердое предание от Апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера; ибо все принимают одного и Того же Бога Отца, и веруют в то же домостроительство воплощения Сына Божия, и знают одно и то же дарование Духа, соблюдают те же заповеди, и содержат тот же образ устройства Церкви, и ожидают того же пришествия Господа, и допускают то же спасение целого человека, т. е. души и тела. И проповедь Церкви истинна и тверда, так как в ней (в Церкви) указывается во всем мире один и тот же путь спасения» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3. Несомненно, двумя самыми одаренными и важными представителями грузинских Багратидов для истории страны были царь Давид II (1089-1125) и царица Тамара (1184-1212). Оба они канонизированы Грузинской Православной Церковью. Давид II был прозван своими современниками Возобновителем , или Восстановителем . Его политика реформ и территориального расширения страны, вкупе с блестящими военными победами над мусульманами, заставили многих западных политиков идентифицировать Давида II с мифическим Пресвитером Иоанном. Его правление является настоящим эпическим периодом средневековой грузинской истории. Давид создал базу для многонациональной закавказской империи, которой будут править его потомки. В 1122 г. он занял Тифлис (который в течение нескольких веков был исламским городом) и перенес туда столицу Грузии. Но его величайшим триумфом стала решающая и славная победа, одержанная над сельджуками в битве при Дидгори 12 августа 1121 г. До сего дня грузины отмечают эту победу как религиозный праздник. Давид II оставил своим потомкам реформированную Церковь. Он уделял много внимания процветанию монашества, светскому и религиозному образованию и улучшению состояния всей Церкви. Он также заботился о христианском единстве и многократно пытался убедить армян принять Халкидон, отказаться от своих заблуждений и вернуться к Православию. Его энергичные усилия по укреплению церковной дисциплины, устранению злоупотреблений и реорганизации Церкви достигли кульминации в самом знаменитом соборе за всю историю Грузии - соборе Руиси-Урбниси (1103) . Собор был созван царем, который и председательствовал на нем. Каноны, принятые собором, не только рисуют картину состояния Грузинской Церкви в начале XII в., но и иллюстрируют решимость, с которой Давид относился к задаче церковного возрождения. Неудивительно, что современники прозвали его Возобновителем. Несколько канонов собора были посвящены проблеме симонии. Было постановлено, что за получение денег в обмен на таинства виновные, вне зависимости от сана, будут отлучены от Церкви. Много времени обсуждалась проблема нарушений существующего церковного законодательства. Была, например, подтверждена важность соблюдения канонического возраста для рукоположений: 35 лет - для епископа, 30 - для священника и 25 - для диакона; подтвержден запрет на возведение кандидата сразу в несколько последовательных церковных степеней в течение одного дня.

http://sedmitza.ru/lib/text/434838/

(Ann. Saxo 1844. Р. 721) 21. В лето Г[осподне] 1089-е. (...) [Император Генрих женится на дочери «короля Руси», вдове маркграфа Генриха 1066 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 726) 21. В лето Г[осподне] 1097-е. (...) [Крестоносцы достигают «Русского моря» 1067 .] (Ann. Saxo 1844. Р 730) 23. В лето Г[осподне] 1103-е. (...) [Смерть от руки заговорщиков Куно, сына Оттона Нортхаймского 1068 .] У этого графа Куно была жена по имени Кунигунда, дочь маркграфа Оттона из Орламюнде. Поначалу она вышла замуж за короля Руси (Ruzia). По его смерти вернувшись на родину, она вышла за этого Куно. Ее дочь, которая у нее была от короля Руси (Ruzi), взял в жены некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер и родил от нее графа Сиццо (Sizo) 1069 . После этого (возвращения Кунигунды на родину. – Сост.) она родила от Куно четырех дочерей, одну из которых взял в жены граф Генрих из Зютфена (Heinricus de Suitfene) 1070 , другую – граф Вильгельм из Люксембурга (Willehelmus de Licelenburch) 1071 , третью, которая звалась Адела (Adela) – граф Дитрих из Катленбурга (Thiedericus de Katelenburch) 1072 . А после его смерти на ней женился граф Хельперих из Плёцкау (Helpricus de Ploceke) 1073 , и она родила ему маркграфа Конрада (Conradus) и графа Бернхарда (Bemhardus) 1074 . Четвертая, названная, как и мать, Кунигундой, вышла за Випрехта-младшего (Wipertus) 1075 ; после его смерти ее взял в жены баварский маркграф Дипольд (Thieppoldus) 1076 . Старший же Випрехт стал третьим мужем их матери (Кунигунды. – Сост.) 1077 . (Ann. Saxo 1844. Р. 737) 24. В лето Г[осподне] 1106-е. (...) Саксонское (Saxonia) герцогство после смерти герцога Магнуса (Magnus) 1078 наследовал Лотарь (Lotharius), или Людер (Liuderus), граф зуплинбургский (Suplingeburch) 1079 , происходящий от родичей святого Бруно (Bruno), который прозывался Бонифацием (Bonifacius) 1080 . [Краткая справка о Бруно-Бонифации, завершающаяся известием о его гибели на пограничье Пруссии, Руси и Литвы 1081 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 745) 25. В лето Г[осподне] 1135-е. (...) [На Пятидесятницу, которую император Лотарь 1082 провел в Магдебурге, где принял послов польского князя Болеслава 1083 , венгров, данов 1084 и славян 1085 .Праздник Успения Приснодевы Марии император провел в Мерзебурге, где принял князей Польши и Чехии, а также послов греческого императора, которые просили помощи против Роджера Сицилийского 1086 . В этот день польский князь Болеслав стал вассалом императора 1087 и сопровождал его в церковь в качестве оруженосца.] (...) Надобно знать, что короли и королевства чрезвычайно почитали этого императора Лотаря, так что, как уже сказано, к нему постоянно приходили посольства и присылались дары от народов и королей венгров (Ungarii) и руси (Rutheni) 1088 , данов (Dani) и французов (Franci) и прочих. Ведь при нем империя благоденствовала в мире, царило изобилие, процветали монастыри, правила справедливость, несправедливость утихла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый взлет грузинского Православия связан со вступлением на престол Давида IV Строителя (1089–1125), который занимался строительством храмов, обителей и упорядочением церковной жизни. В 1103 г. он созвал Собор, на котором было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан. Расцвет церковной жизни продолжался и при св. благоверной царице Тамаре (1184–1213), когда в Грузии появилось значительное число собственных богословов и церковных писателей. Грозой для Грузии стали монголо-татары, особенно после того как они приняли мусульманство. В 1387 г. в Карталинию вступил Тамерлан, принеся с собой разрушение и опустошение. В XIV в. в связи с разделением Грузинского Царства на Восточное и Западное, единая некогда Церковь была разделена на два Патриархата, один из которых имел свою резиденцию в Мцхете, а другой – в Кутаиси. Вслед за монголами страдание грузинам, разорение святынь их Церкви и насильственное обращение народов Кавказа в мусульманство принесли турки-османы. XVII в. ознаменовался насилием над православными со стороны персидских шахов. Так, в 1617 г. по приказанию шаха Аббаса в Пасхальную ночь были зарезаны 6000 иноков Давидо-Гареджийского монастыря. Длинный ряд бедствий, перенесенных Грузией за ее полуторатысячелетнюю историю, закончился разорительным нашествием в 1795 г. персидского шаха Ага-Мохаммеда. Среди других жестокостей шах приказал в день Воздвижения Креста Господня схватить всех духовных лиц Тифлиса и бросить с высокого берега в реку Куру. В то же время, начиная с XIII в. – со дня присылки в Грузию папой Григорием IX доминиканских «монахов в ответ на просьбу царицы Русудан (дочери царицы Тамары) оказать военную помощь в борьбе с монголами – вплоть до первых десятилетий XX в., в Грузии проводилась настойчивая католическая пропаганда. Но все попытки католиков убедить грузин признать их вероисповедание были тщетны. Даже в 1920 г. в Тифлис прибыл представитель Католической Церкви, который предложил Католикосу Леониду принять главенство папы. Несмотря на то, что его предложение было отвергнуто, в 1921 г. Ватикан в качестве своего представителя для Кавказа и Крыма назначил епископа Мориондо, а затем епископа Сметса. В 1924 г. епископ Сметс покинул Тифлис и уехал в Рим. 5.1.3. Грузинская Церковь в XIX–XX в. в

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30//PL. 1. Col. 1222, 660 (рус. пер.: Избр. соч. М., 1994. С. 104, 292); Hilarius Pictaviensis//CSEL. T. 65. Col. 16; Concilium Caesaraugustense. Can. 4//PL. 85. Col. 66; Maximus Taurinensis. De adventu Domini//PL. 57; Gregorius Turonensis. Historia Francorum//PL. 71. Col. 566 (рус. пер.: Григ. Тур. Ист. франков. С. 314); Caesarius Arelatensis. Sermo 189: De Adventu Domini//PL. 39. Col. 1973-1977; Gregorius Magnus. XL Homiliarum in Evangelia libri duo. Liber 1. Homilia 1//PL. 76. Col. 1077 (рус. пер.: Григорий Двоеслов, свт. Избр. творения. М., 1999. С. 9); Liber sacramentorum... sancti Gregorii Magni//PL. 78. Col. 190-192; Sacramentarium Hadrianum Gregorianum ex authentico// Lodi. Enchiridion. P. 727; Variationes formularum Tempus Adventus ex Gelasianum in Gregorianum//Ibid. P. 771-775; Ritus Ambrosianus//Ibid. P. 917, 928-929, 950, 951-953; Ex ritu Lugdunensi//Ibid. P. 1698-1699; Ritus Toletanus//Ibid. P. 1162, 1173, 1184, 1187; Missale mixtum secundum Regulam Beati Isidori. Pars 1//PL. 85. Col. 109-143 etc.; E Benedictionali Warmundi: Benedictio VII de Adventu// Lodi. Enchiridion. P. 1015; Ritus Celticus: Tropi//Ibid. P. 1089, 1103-1104. Лит.: Cabrol F. Avent//DACL. T. 1. Col. 3223-3230; Jungmann J. A. Advent und Voradvent//Gewordene Liturgie. [S. l.], 1941. S. 232-294; Croce W. Die Adventsliturgie im Licht ihrer geschichtlichen Entwicklung//ZKTh. 1954. Bd. 76. S. 257-269, 440-472; Fortescue, O " Connell. The ceremonies of the Roman rite. P. 257; Botte B., M é lia E. Noël, Épiphanie, Retour de Christ. P., 1967. (Lex orandi; 40); Righetti M. Storia liturgica. Mil., 19693. Vol. 2: L " anno liturgico. P. 48-64; Bieritz K.-H. Das Kirchenjahr: Feste, Gedenk- und Feiertage in Geschichte und Gegenwart. B., 1986. S. 179-188; Schlierf W. F. Adventus Domini: Geschichte u. Theologie des Advents in Liturgie u. Brauchtum der westlichen Kirche. Mönchengladbach, 1989; Bergamini A. Cristo, festa della Chiesa: Storia, teologia, spiritualità, pastorale dell " anno liturgico. Cap. XII: Il tempo di Avvento. Mil., 19914. P. 224-245, 625-626 [библиогр.]; Heinz A., Brükner A. Advent//LTK3. Bd. 1. Sp. 171-173. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/адвента.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010