† ок. 1085 г. Прп. Матфей прозорливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). Св. блгв. кн. владимиро-волынский Ярополк (в крещении 22 ноября Петр). † ок. 1087 г. Прп. Мануил, игумен киево-зверинецкий (17 июня). † до 1088 г. Прп. Иоанн Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). Прп. Никон, игумен киево-печорский, в Ближних пещерах почивающий (23 марта). † после 1088 г. Свт. Николай, еп. Тмутараканский (28 сентября – Собор Ближних пещер). † 1089, 31 августа Свт. Иоанн II, митр. Киевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † после 1089 г.? Прпп. двенадцать греков, создатели Великой церкви Киево-Печерской обители в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Ближних пещерах почивающие (14 февраля). † после 1089 г. Прп. Симон варяг, Киево-Печерский (10 мая, 28 августа – Собор Дальних пещер). † после 1089 г. Свт. Исаия, еп. Ростовский (15 мая). † ок. 1090 г. Свт. Лука, еп. Белгородский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1090 г., 14 февраля Прп. Исаакий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † ок. 1092 г. Прп. Климент, игумен киево-зверинецкий (25 ноября). † 1093, 8 января Свт. Стефан, еп. Владимире-Волынский. 27 апреля † ок. 1095 г., 1 июня Прп. Агапит, врач безмездный, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Свт. Герман, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). † после 1095 г. Свт. Марин, еп. Юрьевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1096 г. Прп. Андроник гробокопатель, пещерник, Киево-Зверинецкий (17 мая). † ок. 1096 г. Прп. Феодор колика, Киево-Зверинецкий (17 февраля). † ок. 1096 г. Прп. Иоанн Киево-Зверинецкий (24 июня). † 1097, 28 марта Св. прмч. Евстратий Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † 1097 20 июля Сет. прмчч. Киево-Зверинецкие, от половцев убиенные, ихже Бог весть. † ок.1097–1108 гг. Прп. Иоанн, игумен киево-печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Один из постриженников Киево-Печерских, епископ Ефрем пожертвовал Печерскому монастырю (прежде 1096 г.) двор в Суздале с церковию святого Димитрия и с селами . Вместе с тем обитель получала и другого рода пожертвования. Минский князь Глеб Всеславич, зять Ярополка Волынского, принес ей 600 гривен серебра и 50 гривен золота, а по смерти этого князя (1119) супруга его Анастасия Ярополковна дала еще 100 гривен серебра и 50 гривен золота . Суздальский тысяцкий князь Георгий, сын Шимона Варяга, в 1130 г. прислал в обитель 500 гривен серебра и 50 золота на покование раки преподобного Феодосия, а потом пожертвовал обители и ту гривну, которую носил на себе и в которой заключалось 100 гривен золота . Достигнув внешнего благосостояния и процветания, Киево-Печерская обитель не переставала и после преподобного Феодосия отличаться внутренним благоустройством и святостию своих иноков. Исчислив знаменитейших черноризцев Феодосиева времени, из которых некоторые (Исаакий) скончались уже при игумене Иоанне (1089–1103) , и сказав, что они «сияют и по смерти, яко светила, и молят Бога за зде сущую братию, и за мирскую братью, и за приносящия в монастырь», преподобный летописец присовокупил: «В нем же и доныне добродетельное житье живуть, обще вси вкупе, в пеньи, и в молитвах, и послушаньи, на славу Богу всемогущему и Феодосьевыми молитвами соблюдаеми» . Это относилось к концу XI и самому началу XII в. В первой четверти того же XII в., во дни преподобного Лаврентия затворника, когда число иноков в Печерском монастыре простиралось до 180, было между ними тридцать, которые имели силу одним словом изгонять бесов . О некоторых из тогдашних подвижников печерских мы уже упоминали в другом месте, как-то: о преподобном Никите затворнике, бывшем впоследствии (1096–1108) епископом Новгородским, о преподобном Евстратии постнике, который, будучи взят в плен половцами (в 1096 г.) и продан иудеям, вкусил от них смерть за веру Христову и своими чудесами обратил к ней своих мучителей, о преподобном Никоне Сухом, который был взят в плен тогда же и своим чудесным избавлением от плена обратил к вере своего бывшего хозяина-половчанина с его семейством, о преподобном Кукше и ученике его Иоанне, крестивших вятичей и запечатлевших свою проповедь мученическою смертию. Не менее славны были и другие печерские иноки того времени. Например: Преподобный Григорий чудотворец. Он постригся еще во дни преподобного Феодосия, но жил долго и по смерти его. Отличался нестяжательностию, смирением, послушанием, непрестанною молитвою и даром чудотворений. Изгонял бесов из людей одним приближением своим, троекратно своими чудесами обратил к покаянию татей, покушавшихся обокрасть его. Предсказал князю Ростиславу Всеволодовичу, что он утонет в реке, и за это предсказание, которое действительно потом исполнилось в 1093 г., утоплен был сам в Днепре отроками князя, но через три дня найден мертвым в своей келье .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

1072 ? Новая редакция Русской Правды (так наз. Правда Ярославичей) 1072 Торжественное перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в новую деревянную церковь , построенную кн. Изяславом Ярославичем 1073–1077 Изгнание Изяслава из Киева братьями Святославом и Всеволодом, пребывание Изяслава в Польше и Германии, поездка Ярополка Изяслави-ча в Рим к папе Григорию VII 1073 Преставление прп. Антония Печерского ранее 1070-х гг. Создание Ростовской епископии 1073–1076 Киевский кн. Святослав Ярославич 1077–1078 Изяслав Ярославич снова в Киеве 1070-е гг. Мученическая смерть свт. Леонтия, первого епископа Ростовского 1078–1093 Киевский кн. Всеволод Ярославич 1070-е гг. Начало летописания в Киево-Печерском монастыре 1087 Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари 1089 Освящение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре 1089 Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве и ответ Uoahha II 1093–1113 Киевский кн. Святополк Изяславич 1096–1117 Княжение Мстислава Владимировича в Новгороде 1093 /1095 Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода) 1096 Осада Киева половецким ханом Боняком. Разграбление Киево-Печерской лавры ок. 1095 г. Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая) 1097 Съезд князей в Любече, провозглашение вотчинного принципа («каждый да держит отчину свою») ок. 1106 /1107 г. Паломничество игумена Даниила в Святую землю 1113–1125 Киевский кн. Владимир Всеволодович Мономах 1117–1136 Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича 1115 Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в каменную церковь в Вьшгороде, построенную кн. Олегом Святославичем 1125–1132 Киевский кн. Мстислав Владимирович Великий 1110-е гг. Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над Повестью временных лет 1132–1139 Киевский кн. Ярополк Владимирович 1128 /1132 Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ефрем, не отождествляемый с Е., в ст. « Ефрем , еп. Суздальский (Ростовский)».) Для гипотезы, что в 1091-1096 гг. Е. был также и Киевским митрополитом (Д. Г. Хрусталёв), к-рая реанимирует устаревшую идею историографии XIX - 1-й пол. ХХ в., еще не знавшей о существовании отдельной Переяславской митрополии, недостаточно оснований; эта гипотеза базируется только на отсутствии упоминаний о киевском митр. Николае до 1097 г. Вместе с тем не исключено, что повторное освящение Софийского собора в Киеве, к-рое имело место 4 нояб. неизвестного года, было совершено не Ефремом , митр. Киевским, как обычно считается, а именно Е. в 1089 г. Так полагал еще К. И. Невоструев (Мстиславово Евангелие XII в. М., 1997. С. 390), хотя т. зр. историка, будто Е. управлял Киевской митрополией при немощном митр. Иоанне III , а затем сам занял киевскую кафедру, надо признать устаревшей. Др. дело, что с утратой политических оснований для существования отдельной Переяславской митрополии киевский кн. Всеволод Ярославич после смерти в 1089 г. Киевского митр. Иоанна II мог предпринять попытку перевести близкого к себе Е. в Киев, в связи с чем до прибытия в 1090 г. нового митр. Иоанна III Е. мог выполнять обязанности местоблюстителя киевской митрополии и освятить Софийский собор. Вопрос остается открытым. Заметной чертой деятельности Е. как правящего архиерея явилось чрезвычайно активное строительство, причем не только церковное, но и гражданское. В сводной статье ПВЛ 1090 г. (в рукописях группы Лаврентьевского списка - 1089 г.) в связи с сообщением об освящении Е. кафедрального собора арх. Михаила упомянуты многочисленные каменные постройки, появившиеся в Переяславле при митрополите: при нем был завершен или, возможно, перестроен кафедральный собор (Е. церковь «бе создал велику сущу и пристрои ю великою пристроею», обеспечил ее богослужебной утварью и убранством, «украсив всякою красотою церковными сосуды»), заложены церкви вмч. Феодора на городских воротах и ап. Андрея близ ворот, городские стены и даже «строение баньное камяно» (т.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Ефрема есть затруднения. Иероним о церковных писателях (с. 115) говорит, что он умер при Валенте, след. не позднее 379 года. Есть слово Ефрема св. Василию, написанное, как видно по содержанию по смерти св. Василия, и сей скончался 1 января, 379 г., след. св. Ефрем умер не ранее 28 янв. 379 года. Но сирские писатели, особенно Хроника Едесская, отличающаяся точностию, относят кончину его к 373 году (см. Fessler Instit. Pamrol. II. 17). Св. Ефрем отказался от пресвитерского сана и был только диаконом едесской церкви. (Сн. Филар. учен. об Отцах.)    Пр. Ефрем, митрополит киевский. Преосв. Филарет черниговский того мнения, что сей св. Ефрем был киевским митрополитом (1089—1096) (Ц. Ист. Изд. 4) стр. 127 кн. 1 сн. Русские св. 28 янв.) В месяцеслове Мстиславова евангелия, писанного до 1117 года, след. спустя недолго по кончине св. Ефрема, говорится 4 ноября об освящении церкви Софии в Киеве Ефремом митрополитом. Никонова летопись упоминает о митрополите Ефреме под 1055 годом и палинодия Захарии Копыстенского ставит митрополита Ефрема после Илариова. София освящена в первый раз до сего Ефрема, ибо в ней в 1051 году уже поставлен в митрополита Иларион. Сей митрополит Ефрем I не известен. Более чем вероятно, что освящение Софии было при Ефреме II святом (1089—1096) после обновления ее. 29     Принесение мощей священномуч. Игнатия Богоносца. В годе страдания сего мученика колебание: акты подлинные назначают 107 год и это числа принимается лучшими наследователями древности. Другие ученые назначают 116 или 117 годы когда император Траян был во 2 рак на Востоке. Это мнение неосновательно (см. Fessler Instit. Patrol. I. 170). Кости св. Игнатия вскоре после кончины перенесены из Рима в Антиохию. Иероним в книге о церковных писателях говорит, что «останки тела его лежат в Антиохии за Дафнийскими воротами.» При Феодосии младшем они перенесены в самый город Антиохию в великолепный храм бывший языческим. Посему случаю доселе ежегодно совершается праздник, говорит Евагрий (Ц. ист. кн. 1, гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А таких неизвестных гробниц и, в особенности, против правого соборного клироса находили несколько, когда, при последнем исправлении собора в 1830–33 г., разбирали плиты и свод. 5. Св. еп. Герман 50 (1078–1096) Герман после Иоакима был пятым епископом в Новгороде. Он церковью причтен к лику святых, по глубокому уважению и народной любви, которыми пользовался при жизни. Летописи ничего не говорят о его деяниях, но, тем не менее, добрая о нем память, которая осталась в народе и прошла ряд веков, может служить верным отголоском добрых его дел. Самое благополучие Новгорода и его области в то время, как вся остальная Россия обливалась кровью своих единоплеменников, весьма много говорит о деятельности сего Владыки на пользу Новгородской паствы. Герман избран на святительскую кафедру и хиротонисан в 1078 году тем же митрополитом Ефремом, которым и его предшественники; паствою управлял 18 лет. Блаженный Симон поставляет его между воспитанниками пещерной обители 51 . И по рукописным святцам он поставлен между печерскими подвижниками. К Киевским подвигам блажен. Германа должно отнести основание им монастыря в Берестове, известного в летописях под именем «Германеча» и Спасского. Оправданием тому служит как современность св. Герману игумена и основателя монастыря Германеча, известного в 1072 г. 52 , так и совершенно подобные деяния другого печерского подвижника и епископа, – св. Стефана, оставившего свое имя монастырю «Стефанечу». При жизни Германа совершились два замечательных церковных события. В 1089 году 9 мая мощи святителя Николая перенесены были из Мир Ликийских в италийский город Бар 53 . Русская церковь установила торжество в память этого события, и в своих песнях выражает уверенность, что Святитель Мир Ликийских послан к иным овцам, к латинскому языку, да всех приведет ко Христу. В 1093 году августа в 14 день последовало торжественное открытие и перенесение мощей препод. Феодосия из пещеры в созданный им храм Успения Божией Матери 54 . Местное предание говорит, что Герман любил чин иноческий, и что его попечением положено начало первой в Новгороде женской обители на Синичьей горе в 1092 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Что у наших князей были сношения, и мирные, с Давидом Святославичем, но ни к чему не поведшия, видим из письма Мономаха: «с братом твоим рядилися есве, а не поможет рядитися бес тебе, и не створила есве лиха ничтоже, ни рекла есве: сли к брату, дóндеже уладимся " ». – Затем при интерпункции, принятой изданием Лавр. лет. СПб. 1872, после мира с Давидом был путь в Смоленск. Зачем, если они уже смирились с Давидом смоленским? Или предположить, что уже в это время Давиду отдали его отчину в Чернигове, а Смоленск достался Владимиру? Ноэто противоречит словам Мономаха «не поможет рядитися бес тебе» 8 . Если после «Смоленьску идохом " поставить точку с запятою, а после «смирившеся» запятую, или эту запятую перенести после паки, так как в подлиннике тут стоит точка посредине строки, то можно бы поход к Смоленску относить к тому же 1096 году, а паки при «смирившеся» указывало бы на враждебный Давиду поход, отмеченныйв Новгородской I летописи под 6603 годом: « иде Стопълкъ и Володимиръ на Двда Смольньскоу и вдаша Двдоу Новгородъ», где 6603 год следовало бы считать сентябрьским и событие относить к 1094 январскому, принимая во внимание замечание в Новгородской летописи попа Иоанна (Кар., II, прм. 172): «княжив пять лет (Мстислав в Новгороде), иде к Ростову, а Давид приде к Новугороду княжитьи по двою лету выгнаша, и приде Мьстислав о-пять». Признание здесь 6603 г. сентябрьским даёт полное объяснение расчёту летописи, так как Лаврент. говорит 6603 г.: «сего же лета исходяща иде Давыд Святославич ис Новагорода Смолиньску», т. е. в 1096 январском году, откуда и 2 лета. С 1088 года или начала 1089 года, когда Всеволод послал Мстислава в Новгород, до 1094 прошло тоже 5 лет. Но и такая интерпункция дела не поправляет: куда это «с Двдомъ смирившес паки», шла дружина с Мономахом, «другое (?) с Воронице»? к Смоленску, или на Боняка? или вообще на половцев? Затем о враждебных действиях Давида Святославича в 10961097 году летопись не знает, хотя и даёт довольно подробное описание враждебных отношений к его брату.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Нам же, о преподобный угодниче Христовъ, милостивъ буди зде и в будущемъ вц! На тя бо уповахомъ и молимся, ты бо всх видимых и невидимых честне явися. Блаженый по истин град Барьскый, и церкви его освященна, въ нейже тя возвеличи Господь Богъ! Освяти бо тя, угодника своего, Вышний, ты бо еси всмъ христьяномъ помощникъ и заступникъ, избавляа ны от всх напастий, от бд нашихъ. И еще молимтися, святый прблаженый угодниче, святителю Христовъ Николае, имаше дръзновение къ Владыц, молися о насъ, празднующимъ всегда память и творящихъ праздникъ принесение твоихъ мощей, яко да спасени будемъ твоими молитвами, благодатию и человеколюбиемъ Единароднаго Сына, с нимже благословенъ еси, съ Пресвятым, Благымъ и Животворящимъ ти Духомъ, и нын, и присно, и въ вкы вкомъ. Аминь. 622 ...егоже трапезу нын хощу вамъ прбставити... уповающим нань... – В комментарии И. А. Шляпкина (Шляпкин И. А. Русское поучение... С. 11) высказано предположение, что под словом «трапеза» подразумевается престол церкви во имя св. Николая или речь идет об освящении храма во имя святого. Нам кажется, что слово «трапеза» в данном случае имеет значение «трапеза духовная», тем более что далее следует реминисценция из Псалтыри (ср. Пс. 33, 9 ; Пс. 2:12 ), грамматически связанная с этим существительным («вкусите от трапезы»). 624 Въ тысущное и въ 9 десят 6-е лто... – Дата названа неверно. Перенесение мощей Николая Мирликийского состоялось в 1087 г., вскоре после этого, в 1089 г., был установлен общерусский праздник Перенесения мощей св. Николая. Кроме списка ВМЧ, дата 1096 г. имеется также во многих других списках памятника, вошла она и в текст печатного Пролога. Вероятно, возникновение этой даты на раннем этапе бытования памятника можно объяснить наличием ее в одном из западных источников – Сказании о перенесении мощей св. Николая в 1096 г. из Мир Ликийских в Венецию (подробнее об этом источнике см.: Шляпкин И. А. Русское поучение... С. 15–20). 627 ...князя Всеволода в Киев... – Всеволод Ярославич (1030–1098), с 1078 г. – великий князь киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не довольствуясь отправлением священнического служения, он нередко удалялся на уединенный, покрытый лесом днепровский холм и, выкопав в нем двухсаженную пещеру, проводил здесь время в молитве и богомыслии. Такие подвиги расположили к нему великого князя Ярослава I и доставили ему общее уважение. Почему, когда скончался митрополит Феопемпт, то на его место по желанию великого князя избран и рукоположен был Иларион. Посвящение совершено было русскими епископами без сношения с Константинопольским патриархом; впрочем, впоследствии он испросил себе у Константинопольского патриарха благословенную грамоту на митрополию. Русский душой, он глубоко понимал нужды своей паствы и умел находить средства к удовлетворению их. С его времени, по сказанию Нестора, «начат вера христианская плодитися». К его же времени относится устройство церковного Богослужения и насаждение в России духовного просвещения и благочестия. Иоанн II (1080—1089) по сердечной доброте и мудрости заслужил имя Доброго и пророка Христова. Нестор говорил о нем: «Подобного ему еще не было в Руси, да и не будет. Был муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, равно ласковый к бедному и богатому, смиренный и молчаливый, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных». Блаженный Ефрем (1090—1096), любимец и казначей великого князя Изяслава, потом постриженик и сподвижник преподобного Антония. После пострижения он отправился в Константинополь изучать монашескую жизнь и оттуда возвратился со знанием устава монашеской жизни, церковного благочиния и с достаточными сведениями в церковной архитектуре. За свои высокие личные качества он поставлен был епископом Переславльским, а потом получил в управление и митрополию. Он украсил Переславль и Суздаль несколькими храмами, завел в разных местах больницы, где больные могли получать безмездное пособие, и за свои добродетели получил от Христа дар творить чудеса. Он преставился в 1096 году.   Но особенно достопамятны по своей спасительной деятельности для блага Церкви и Отечества те пастыри, которых Бог воздвигал в бедственные времена монгольского ига.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

до 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 —1233. 1236–? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г.—1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., ( 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.). Никита II поставлен в 1113/1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., ( 1189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) —1198. Владимиро-Волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., ( 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 — 1122. Симеон рукоположен в 1123 г. — 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? — до 1229. Василий, Никифор , Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-Суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Сщмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156/1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. — 1030/1031. Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 — ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 — 15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. — ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 — 1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. — ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. — 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 — в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 —21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 — 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн). рукоположен 28.03.1165 — 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий). избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187? прибыл в Новгород 31.05.1187 — 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 — 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 — 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович)

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010