565–567 (I) 23 (can.) 581–588 III Вселенский Собор Mansi IV Mansi Рус. пер. Рус. пер. 577–588 1292 (I) 1292–1300 617–680 1301–1304 680–801 1304–1305 804–884 1305–1316 884–885 1317–1325 1325–1329 888–892 1329–1337 1337–1341 1000–1001 1344–1345 1004–1008 1345–1348 1008–1012 1012–1017 1348–1352 1017–1021 1352–1361 1021–1023 (I) 1023–1024 (I) 1368–1372 1372–1373 1025–1036 1376–1377 1036–1048 1377–1380 1048–1049 1380–1384 1049–1052 1384–1385 1053–1056 1056–1057 1385–1389 1057–1060 1061–1068 1392–1393 1068–1084 1396–1397 1086–1094 (I) 1397–1398 (I) 1093–1096 1400–1401 1401–1403 (I) 1099–1100 (I) 1403–1405 (I) 1101–1108 1405–1406 (I) 1109–1112 1406–1407 (I) 1112–1116 1407–1408 (I) 1408–1410 (I) 1410–1411 (I) 1117–1120 1411–1412 (I) 1412–1417 1124–1212 1417–1419 (I) 1212–1225 1419–1420 (I) 1420–1422 (I) 1421–1425 1228–1232 1232–1236 1236–1240 1433–1436 1436–1437 1241–1244 1437–1440 1441–1444 1244–1245 1245–1248 1248–1252 1252–1257 1449–1453 1453–1456 1457–1460 1260–1268 1460–1464 1268–1269 1269–1272 1272–1273 1465–1468 (I) 1273–1276 1469–1473 141 (can.) 1276–1277 1476–1477 1277–1280 1477–1478 (I) 1280–1289 1478 (I) 1291 (I) 141 (can.) Mansi V Mansi Рус. пер. Рус. пер. 289–290 (I) 85–140 289–292 169–172 293–296 173–176 296–301 177–180 301–309 181–185 309–325 186 (l) 328–344 185–204 344–348 204–217 348–352 217–221 221–225 353–372 225–256 371–374 (I) 379–380 (I) 257–260 260–265 381–384 265–266 (I) 384–408 266–269 (I) 408–413 269–271 (I) 271–272 (I) 416–417 273–278 (I) 417–420 277–281 281–284 3. АСО – Русский перевод III Вселенский Собор Collectio Vaticana АСО I, 1,1 ACO (греч.) Pyc. пер. (греч.) Pyc. пер. (лат.) (лат.) 101–102 103–107 108–109 110–112 113–114 114–116 117–118 118–119 120–121 99–100 АСО I, 1, 2 АСО (греч.) Рус. пер. АСО (греч.) Рус. пер. (лат.) (лат.) 63,125 98–100 100–102 102–104 АСО I, 1, 3 АСО (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) (fragm.) (can.) 111,101 90–101 АСО I, 1, 4 АСО (греч.) э ус. пер. АСО (греч.) Рус. пер (лат.) (лат.) I (fragm.) 136 164 137 156 Рус. пер. (греч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Бенедикт IX (в третий раз) (1047–1048) Дамасий II (1048) Лев IX (1049–1054) Виктор II (1055–1057) Стефан IX (X) (1057–1058) Бенедикт Х, антипапа (1058) Николай II (1058–1061) Александр II (1061–1073) Гонорий II, антипапа (1061–1072) Григорий VII (1073–1085) Климент III, антипапа (1080, 1084–1100) Виктор III (1086–1087) Урбан II (1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодор, антипапа (1100–1102) Альберт, антипапа (1102) Сильвестр IV, антипапа (1105–1111) Геласий II (1118–1119) Григорий VIII, антипапа (1118–1121) Каликст II (1119–1124) Гонорий II (1124–1130) Целестин II, антипапа (1124) Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II, антипапа (1130–1138) Виктор IV (Григорий), антипапа (1138) Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1154) Анастасий IV (1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV, антипапа (1159–1164) Пасхалий III, антипапа (1164–1168) Калликст III, антипапа (1168–1178) Иннокентий III, антипапа (1179–1180) Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191–1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1227–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261–1264) Климент IV (1265–1268) Григорий Х (1271–1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281–1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) Иоанн XXII (1316–1334) Николай V, антипапа (1328–1330) Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII, антипапа (1378–1394) Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII, антипапа (1394–1417) Климент VIII, антипапа (1423–1426) Бенедикт XIV, антипапа (1425–1430) Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Александр V, антипапа (1409–1410) Иоанн XXIII, антипапа (1410–1415)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

137 . Иоанн XIV 983–984 138 . Бонифаций VIII 984–985 139 . Иоанн XV 985–996 140 . Григорий V 996–999 Иоанн XVI 997–998 141 . Сильвестр II 999–1003 142 . Иоанн XVII 1003 143 . Иоанн XVIII 1003/04–1009 144 . Сергий IV 1009–1012 145 . Бенедикт VIII 1012–1024 Григорий VI 1012 146 . Иоанн XIX 1024–1032 147 . Бенедикт IX 1032–1045/55 Сильвестр III 1045–1046 148 . Григорий VI 1045–1046 149 . Климент II 1046–1047 150 . Дамас II 1048 151 . Лев IX 1049–1054 152 . Виктор II 1055–1057 153 . Стефан IX (X) 1057–1058 154 . Бенедикт X 1058–1059 155 . Николай II 1058–1061 156 . Александр II 1061–1073 Гонорий II 1061 1072 157 . Григорий VII 1073–1085 Климент III 1080–1100 158 . Виктор III 1086–1087 159 . Урбан II 1088–1099 160 . Пасхалий II 1099–1118 Теодорих 1100–1102 Альберт 1102 Сильвестр IV 1105–1111 161 . Геласий II 1118–1119 Григорий VIII 1118–1121 162 . Каликст II 1119–1124 163 . Гонорий II 1124–1130 Целестин II 1124 Иннокентий II 1130–1143 164 . Анаклет II 1130–1138 Виктор IV 1138 165 . Целестин II 1143–1144 166 . Луций II 1144–1145 167 . Евгений III 1145–1153 168 . Анастасий IV 1153–1154 169 . Адриан IV 1154–1159 170 . Александр III 1159–1181 Виктор IV 1159–1164 Пасхалий III 1164 1168 Каликст III 1168–1178 Иннокентий III 1179–1180 171 . Луций III 1181–1185 172 . Урбан III 1185–1187 173 . Григорий VIII 1187 174 . Климент III 1187–1191 175 . Целестин III 1191–1198 176 . Иннокентий III 1198–1216 177 . Гонорий III 1216–1227 178 . Григорий IX 1227–1241 179 . Целестин IV 1241 180 . Иннокентий IV 1243–1254 181 . Александр VI 1254–1261 182 . Урбан IV 1261–1264 183 . Климент IV 1265–1268 184 . Григорий X 1271–1276 185 . Иннокентий V 1276 186 . Адриан V 1276 187 . Иоанн XXI 1276–1277 188 . Николай III 1277–1280 1291 Раздел V.1, написанный А. Поппэ (Варшава), для русского издания исправлен и дополнен автором. 1292 Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был якобы некий Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Источник этой традиции – так называемый Церковный устав Владимира, восходящий к ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. В этом памятнике Михаил выступает современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, будто Михаил является тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г. Появление имени Михаила в Церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 г. помещено наставление о вере, якобы преподанное новокрещенному Владимиру и представляющее собой не что иное, как сокращенный перевод Символа веры , составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это “наставление” как написанное для Владимира и, видимо, заключили отсюда, что автор этого Символа был первым русским митрополитом; см.: Poppe А. Le traité des azymes Λοντος μητροπολτου της ν " Ρωσα Πρεσθλβας: quand, où et par qui a-t-il été écrit?//Byz. 1965. T.35. P.524–527; idem. Michal//SSS. 1967. T.3. S. 242–243.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай I (Великий) (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) 4-й период: эпоха униженного состояния папства (конец IX – середина XI вв.). Мартин II (Марин) (882–864) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Стефан VI (VII) (896–897) Бонифаций VI (896) Роман (897) Теодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор I (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (929–931) Иоанн XI(931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Мартин III (Марин II) (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V (964) Иоанн XIII (965–972) Бенедикт VI (973–974) Бонифаций VII (антипапа) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII (антипапа) (повторно) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI (антипапа) (997–998) Сильвестр II(999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI (антипапа) (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032¬1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI(1045–1046) 5-й период: эпоха величайшего могущества папства (середина XI-XIII вв.) Климент II (1046–1047) Бенедикт IX (в третий раз) (1047–1048) Дамас II (1048) Лев IX(1049–1054) Виктор II (1055–1057) Стефан IX (X) (1057–1058) Бенедикт X (антипапа) (1058–1059) Николай II (1059–1061) Александр II (1061–1073) Гонорий II (антипапа) (1061–1072) Григорий VII (1073–1085) Климент III (антипапа) (1080–1100) Виктор III (1086–1087) Урбан II(1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодор (Джибер) (антипапа) (1100–1102) Альберт (антипапа) (1102) Сильвестр IV (антипапа) (1105–1111) Геласий II (1118–1119) Григорий VIII (антипапа) (1118–1121) Каликст II (1119–1124) Гонорий III (IV) (1124–1130) Целестин II (антипапа) (1124) Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II (антипапа) (1130–1138) Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138) Целестин II (1143–1144)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но они являются «братьями, отделёнными» от Католической Церкви, то есть они, в отличие от неё, не приобщаются во всей полноте к наследию истины и благодати, вверенному Христом Его Церкви. Однако речь не идёт о полном отделении. Положение Церквей или общин, образованных отделёнными братьями можно сравнить с положением ветвей дерева, которые надломлены, но не окончательно. Пусть и не полностью, но по крайней мере частично эти ветви сообщаются с деревом и получают через него необходимые для жизни соки; они способны приносить более или менее обильные плоды в силу и в меру их единения с этим деревом. То же самое можно сказать об отделённых братьях и о тех Церквях или общинах, членами которых они являются. В силу того и в меру того, как отделённые братья сохраняют общее христианское и церковное наследие, Католическая Церковь чувствует себя по многим причинам «связанной» с ними (L.G. 15); они же, в свою очередь, по тем же причинам находятся «в известном общении», более или менее интенсивном, с Католической Церковью. Таким образом, между последней и отделёнными Восточными Церквами всегда существовало и всё ещё существует общение, хотя и не совершенное и не полное, но «почти совершенное», «почти полное». Только те верные и те общины, которые признаюй все элементы или блага, совокупностью которых образована и одухотворена Церковь Христова, как это происходит в Католической Церкви, находятся с ней «в полном общении». Кан. 205 поясняет: «На сей земле в полном общении с Католической Церковью находятся те крещёные, которые в её зримом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления». 2. Разрешение на заключение смешанного брака Рамками вышеописанных вероучительных принципов охватывается каноническая дисциплина «смешанных браков». Под этим выражением понимаются браки между лицами, одно из которых крестилось в Католической Церкви или было принято в неё после крещения и никогда не отделялось от неё формальным актом, а другое принадлежит к той или иной Церкви или церковной общине, не состоящей в полном общении с Католической Церковью (кан. 1124). Принимая во внимание опасность, которой может подвергнуться осуществление полного общения супругов, такой брак запрещается, если он совершается без разрешения полномочной власти. Речь идёт о запрете, касающемся лишь правомерности брака, но не его действительности. Таким образом, здесь нет речи об отменяющем препятствии, как в случае брака между католической и некрещёной сторонами (кан. 1086, § 1). Однако ручательства, которые должна дать католическая сторона, чтобы получить диспенсацию от препятствия различия религий, являются теми же, что предусмотрены для получения разрешения в случае смешанного вероисповедания (кан. 1086, § 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Мон-рь Уэльгас в Бургосе. Ок. 1190 — ок. 1220 г. Мон-рь Уэльгас в Бургосе. Ок. 1190 — ок. 1220 г. Стремление к возрождению традиций вестгот. монархов, к-рое проявляли леоно-кастильские короли, наталкивалось на трудности в установлении контактов с христ. Европой. Подчеркивание особенностей древних испан. традиций, в т. ч. испано-мосарабского богослужения, препятствовало взаимопониманию между испан. правителями и Папским престолом, поэтому принятие рим. обряда богослужения стало рассматриваться испан. монархами как непременное условие интеграции их гос-в в христ. ойкумену, объединенную под духовным главенством Римского папы. В 1071 г. по благословению папы Александра II впервые была совершена месса по рим. обряду в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья - важнейшем духовном центре Арагона. В 1080 г. кор. Альфонсо VI созвал Собор в Бургосе, на котором по настоянию папских легатов испан. епископы запретили использовать испано-мосарабский обряд в Леоне и Кастилии. Вид на кафедральный собор Вознесения Пресв. Девы Марии (быывш. Большая мечеть) в Кордове. 786-988, 1523-1607 гг. Вид на кафедральный собор Вознесения Пресв. Девы Марии (быывш. Большая мечеть) в Кордове. 786-988, 1523-1607 гг. К кон. XI в. относится унификация церковного управления - после отвоевания у арабов Толедо (май 1085) кафедре было возвращено первенство среди испан. еп-ств (18 дек. 1086, по мосарабскому календарю - в день Благовещения Пресв. Девы Марии, состоялось празднование восстановления Толедской кафедры). Первым Толедским архиепископом и примасом И. стал Бернард (1086-1124), аббат клюнийского мон-ря Саагун, уроженец Юж. Франции и деятельный сторонник григорианской реформы. Восстановление системы церковного управления в И. происходило при активном участии Папского престола. В 1089 г. папа Урбан II объявил о восстановлении митрополичьей кафедры в Таррагоне (на тот момент остававшейся в руках мусульман). До отвоевания города титул архиепископа Таррагоны был передан епископу Вика. В 1118 г. гр. Рамон Беренгер III после многочисленных попыток захватил Таррагону, пришедшую в упадок за время мусульм. господства. Архиепископская кафедра была передана св. Олегарию († 1137), еп. Барселоны (с 1116). В течение последующих 10 лет под руководством архиеп. Олегария велись активные работы по заселению города, повышению его обороноспособности и строительству церквей.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Экстаз св. Кануда IV, кор. Дании. Гравюра. XVIII в. Экстаз св. Кануда IV, кор. Дании. Гравюра. XVIII в. Папа Пасхалий II (1099-1118) в 1100 г. разрешил обретение мощей Ангильберта (иначе Энгельбрех или Энгельберт; † 814), настоятеля аббатства Сен-Рикье, ученика Алкуина . 19 апр. 1100 г. по поручению папы произошли обретение мощей и К. Кнуда IV Святого († 1086), кор. Дании. 4 июня 1110 г. в г. Сеньи (Италия) была совершена К. Петра, еп. г. Ананьи († 1105), которая сопровождалась чтением Жития новопрославленного святого ( Jaff é . RPR. N 6239). Папа Каллист II (1119-1124) канонизировал в 1120 г. Гуго, аббата Клюни († 1109), которого папа лично знал ( Cowdrey H. E. J. Two Studies in Cluniac History, 1046-1126. R., 1978. P. 115). В том же году папа поручил своему легату совершить обретение мощей Арнульфа, еп. Суасона († 1087). В 1123-1124 гг. произошла К. Герарда, еп. г. Потенца († 1119). Его преемник на епископской кафедре еп. Манфред прибыл в Рим вместе с делегацией от народа, чтобы просить папу причислить Герарда к лику святых. Прочитав его Житие, Каллист II провозгласил Герарда святым. В Потенцу были посланы 3 епископа и кардинал, чтобы публично объявить о К. и даровании папой 40-дневной индульгенции всем тем, кто будут совершать память нового святого ( Krafft. 2005. P. 73-74). Обычай предоставления подобного рода индульгенций окончательно утвердится лишь в XIII в. Этот же папа канонизировал свт. Конрада , еп. Констанцского († 975) ( Jaff é . RPR. N 7028). Папа Иннокентий II (1130-1143), присутствуя на Соборе в Реймсе, канонизировал 29 окт. 1131 г., после обычного чтения Жития и рассказа о чудесах, Годехарда, еп. г. Хильдесхайм († 1038) ( Innocentius II, papa. Epistolae et privilegia 61//PL. 179. Col. 110; Jaff é . RPR. N 7496). В период между 1134 и 1136 гг. папа разрешил К. Гуго († 1132), настоятеля аббатства Ла-Шез-Дьё (Франция), впосл. еп. Гренобля ( Innocentius II, papa. Ep.//PL. 153. Col. 761; Jaff é . RPR. N 7742). II Латеранским Собором (1139) был причислен к лику святых Стурмий, аббат монастыря Фульда († 779) ( Innocentius II, papa. Epistolae et privilegia 392//PL. 179. Col. 450; Jaff é . RPR. N 8007).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Внесены изменения в ряд статей в Кодексе канонического права Римско-католической церкви 17.12.2009 Опубликовано новое послание Бенедикта XVI «motu proprio» (лат. «по собственной инициативе»), в котором объявлено о поправках к нескольким статьям Кодекса канонического права Римско-католической церкви . Поправки эти коснулись вопросов о диаконском служении и браке. Так, подверглась изменению статья 1008. В прежней своей версии статья гласила, что епископы, священники и диаконы «соответственно сану каждого из них ... посвящаются и предназначаются для того, чтобы пасти Народ Божий, исполняя от лица Христа - Главы служения учительства, освящения и управления». Отныне слова о «служении учительства, освящения и управления» относятся только к епископам и священникам, диаконы же «уполномочены служить народу Божиему в диаконстве литургии, слова и дел милосердия». Изменению подверглись также три статьи, посвященные бракам католиков с некрещеными и некатоликами (кан. 1086, 117 и 1124). В этих статьях было изменено определение католической стороны, вступающей в брак, - именно на нее распространяются постановления Кодекса. Прежде речь шла о любом лице, которое «было крещено в Католической Церкви или принято в её лоно и не отреклось от неё формальным актом», теперь же формулировка об «отречении формальным актом» была удалена. Как пояснил секретарь Папского совета по толкованию законодательных текстов епископ Хуан Игнасио Аррьета, это изменение облегчит вступление в брак - и путь в Церковь - «для отрекшихся, которые захотят вернуться к католичеству». Глава пресс-службы Святого Престола священник-иезуит Федерико Ломбарди охарактеризовал формулировку «и не отреклось от неё формальным актом» как неудобную и целесообразную. В некоторых случаях такая формулировка может в даже провоцировать отступничество, считает Ломбарди. Apic/Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 17.12.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ РОСТИСЛАВИЧ Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Теребовльского. Паломничество Василька на поклонение в Михайловский Выдубицкий мон-рь. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 138 об.) Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Теребовльского. Паломничество Василька на поклонение в Михайловский Выдубицкий мон-рь. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 138 об.) [Василько] (ок. 1060/65–1124), кн. теребовльский, сын тмутараканского кн. Ростислава Владимировича († 3 февр. 1067), старшего внука киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого . Матерью В. Р. была, вероятно, Ланка (Анна), дочь венг. кор. Белы I (1060–1063). В. Р. и его старшие братья Рюрик и Володарь после смерти отца с нек-рых пор находились на содержании своего дяди волынского кн. Ярополка Изяславича (1077–1086), к-рого Володарь и В. Р. неудачно пытались в 1084 г. вытеснить из Владимира. Киевский кн. Всеволод Ярославич (1078–1093) поддержал Ярополка, выделив, однако, Ростиславичам юж. часть владений последнего — В. Поднестровье (буд. Галицкая земля) с городами Перемышль, Звенигород и Теребовль. Эти владения были закреплены за Володарем и В. Р. (Рюрик умер в 1092) на общерус. княжеском съезде в Любече в 1097 г. Тем не менее эти земли стали объектом притязаний со стороны др. дяди Ростиславичей — нового волынского кн. Давыда Игоревича, к-рый с согласия киевского кн. Святополка Изяславича (1093–1113) в нояб. 1097 г. захватил возвращавшегося из Любеча В. Р. и ослепил его. Такая казнь, служившая в Византии обычным способом отстранения от власти политических соперников, на Руси не употреблялась и вызвала возмущение в княжеском семействе. По настоянию кн. Владимира Всеволодовича Мономаха , а также черниговских князей Давида Святославича и Олега Святославича Давыд Игоревич был лишен Волыни.

http://pravenc.ru/text/421016.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010