См.: L. Ryden. Das Leben des Heiligen Narren Symeon von Leontios von Neapolis. Uppsala. 1963 (греческий текст Жития стр. 121—170) 1070 Eth 6.104—106. 1071 См.: Часть III. Диалектика единения с Богом. Прим. 44—46. 1072 Eth 6.202—212. 1073 Eth 6.360—368. 1074 Eth 6.454—469. 1075 Eth 6.469—474. 1076 Cat 4.349—350. 1077 Cat 20.205. 1078 Ер 4.387—384. 1079 Ер 4.402—412. 1080 Hymn 9.19—43. 1081 Hymn 46.29—36. См.: Часть V. Божественный Эрос. Прим. 9 1082 Hymn 15.205—214. 1083 Hymn 15.215—219. 1084 См.: прим. 19 к настоящей главе. 1085 Пр. Симеон не упоминает о нем, ограничиваясь указанием на мученика Хрисанфа как на пример бесстрастия. 1086 Cat 1.78—98. 1087 Hymn 39.1—14. 1088 Hymn 39.15—19. 1089 Hymn 39.30—38. 1090 Hymn 29.315—348. 1091 Hymn 30.373—378. 1092 Hymn 20.29—31. 1093 Hymn 42.74—78. 1094 Hymn 46.29—36. 1095 Hymn 46.44—45. 1096 Hymn 13.63—84. 1097 Hymn 16.23—33. 1098 Hymn 16.34—39. 1099 Eth 6.110—129. 1100 Eth 1.9.74—80. 1101 Eth 8.144—154. 1102 Сар 3.12. 1103 Сар 3.47. 1104 Cat 20.206—209 1105 Hymn 27.49—56. 1106 Как, например, католиков «доброго старого времени», каким был покойный о. Жюжи. Но уже в 1603 году Понтанус в своем латинском переводе части Гимнов опустил некоторые места 115-ого Гимна, шокированный некоторыми выражениями (silentiam praetermitendam latinisque auribus non satis dignam censuimus P. G. 120. 531 D). 1107 Hymn 15.141—148. 1108 Hymn 15.149—159. 1109 Hymn 15.160—177. 1110 Hymn 15.220—231. 1111 Hymn 15.235—239. 1112 О св. Григории Нисском см. третью главу, «Экстатическая любовь», книги J. Danieloü «Platonisme et Theologie mystique». Paris. 1944. Стр. 274—326. У пр. Иоанна Лествичника «любовь» находится на высшей ступени «Лествицы». 1113 См. об этом в начале предыдущей главы. 1114 Cat 1.53—60. 1115 Cat 1.60—64. 1116 Cat 1.67—69. 1117 Cat 1.73. 1118 Cat 1.78—98. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 1. 1119 Cat 1.99—104. 1120 Cat 1.104—109. 1121 Cat 1.148—132. 1122 Cat 1.121—130. 1123 Cat 1.130—134. 1124 Cat 1.137—139. 1125 Cat 1.143—145. 1126 Euch 2.269—272.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 16. 1076 Там же. 1077 Там же. С. 18–19. 1078 Деян. 3:1. 1079 Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители. — Начала 1–4, 1998. С. 231. Ср. текст»Листовки Союза для противодействия распространяющемуся имяборчеству»от 11 апреля 1913 года, опубликованный в: Забытые страницы русского имяславия. С. 49–51 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 19). 1080 Религиозное смущение на Старом Афоне (Из частного письма). — Колокол, 10.02.1912 1753). Цит. по: Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 21. 1081 Цит. по: Там же. С. 21. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 23 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 13. Д. 3). 1082 Биографические сведения о нем см. в Главе VIII настоящей работы. 1083 Антоний (Храповицкий), архиепископ. Еще о книге схимонаха Илариона»На юрах Кавказа». — Русский инок 10, 1912. С. 63–64. 1084 См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. О почитании Имени Божия. — Наставления и утешения св. веры христианской. Апрель 1912. Перепечатано в: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 77–81. 1085 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 81. 1086 Иноки Афонские. Сущность Афонского спора (письмо в редакцию). — Новое время, 14.05.1913. Перепечатано в: Начала 1–4, 1998. С.141–144. 1087 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 21. 1088 Гал. 1:7–9. 1089 Антоний (Храповицкий), архиепископ. Письмо в редакцию. — Русский инок 15, 1912. С. 60–62. 1090 Письмо автора книги»На горах Кавказа»схимонаха Илариона на Афон к духовнику — иеросхимонаху о. N. — Русский инок 15, 1912. С. 62. 1091 Там же. С. 63. 1092 Хрисанф, инок. О статье Святогорца»О почитании имени Божия». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 18. Впервые напечатано в журнале»Русский 17, 1912. 1093 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 123. 1094 Цит. по: Там же. С. 121. 1095 Цит. по: Там же. С. 127. 1096 Антоний (Булатович), иеросхгшонах. К обличению имяборцев. Разбор статьи»Письмо с Кавказа», помещенной в 19–м»Русского инока». Цит. по: Начала 1–4, 1998. С. 161. 1097

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Сборник; 533 / 790 (XVI в.) – Требнпк. м) Архива Св. Синода: 864 (XVI в.), 865 (то же), 867 (то же), и 868 (XVII в.) – Требники и Служебники. н) Библиотеки Киевской духовной Академии – рукоп. требн. (конца XVI в.) Аа 193. о) Библиотеки Киево-Софийского Собора: 76 (по Описанию рукописей этой библиотеки, составл. проф. Н. И. Петровым , 64) – Архиерейский чиновник XVII в.; 77 (65) – то же; 648 (68) – «Устав и Чин, певаемый на освящение новосозданной церкви», XVII в.; 649 (72) – «Книга чин сочинения и освящения святого мира», XVII в; 637 (96) – Требник – XVI в. п) Соловецкой библиотеки 8 (хран. при Казанской духовной Академии): Служебники XVI и XVII в.; 1020 (708), 1015 (709), 1021 (710), 1101(711), 1023 (712), 1029 (713); Требники XVI и ΧVII в.: 1085 (725) – 1099 (726), 1092 (727), 1088 (728), 1093 (729), 1105 (730), 1091 (731); 1090 (732), 1104 (733), 1089 (734); 1109 (735), 1110 (738). Греческих рукописей разных веков мы здесь не перечисляем, так как это было бы равносильно переписке оглавления из второго тома «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока». – Eυχολγια, Киев 1901 г.–проф. А. А. Дмитриевского , с каковою книгою мы не расставались ни на час при составлении настоящей работы. Кроме книги проф. Дмитриевского, сведения о чинопоследованиях частного богослужения по греческим евхологиям мы почерпали из Еυχολγιον’а Гоара, edit Venet. an. 1730, и из ρχιερατικν’а Габерта, edit. Paris, 1643 ап. О современном состоянии частного богослужения в греческой церкви мы судили по новейшему греческому евхологию: Ευχολγιον τ Μγα. ν ϑναις, 1902. Из югославянских памятников нами использованы: Сербск. рукоп. требн. Синод. библ. 324 (373), 307 (373); юго-слав. требник Севастьяновского собрания, Румянцевского музея, 1449; требник юго-славянский Хиландарской библиотеки, 158 9 ; юго-слав. требник собрания Гильфердинга (Импер. Публичной библ.) 21; такой же требник XVI в. из Сарафовского собрания той же библиотеки, Q. I, 1181. Помимо богослужебных книг, в собственном смысле, мы не пренебрегали и различными рукописными сборниками, из которых заимствуем, как целые чинопоследования, так и некоторые отдельные молитвы на разные случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Примерно с 40-х гг. XI в. можно говорить о новом этапе движения за «Б. м.», к-рый характеризуется возраставшим контролем со стороны светских князей, уменьшением роли народного элемента в движении и более ясными институциональными формами. К этому времени «Б. м.» был известен в Сев. Италии, распространение его в норманнской Сицилии зафиксировали Соборы 1089 и 1093 гг. В Леоно-Кастильском королевстве движение за «Б. м.» фиксируется с 20-х гг. XII в., в Германии оно было воспринято в 1081-1085 гг. имперским епископатом, однако уже вскоре на смену «Б. м.» пришли «земельный» и «имперский мир» (Landsfrieden, Reichsfrieden - Майнц, 1103). Движение за «Б. м.» сохраняло локальное значение до XIII в. «Б. м.» повлиял на развитие городского права. В Ле-Мане (1070), Сен-Кантене (1081), Нуайоне (1108), Лане (1110) возникают городские коммуны как скрепленные клятвой военные союзы, созданные для защиты мира. Движение за «Б. м.» по-своему способствовало оформлению сословий (ordines) средневек. общества: лиц духовного звания и мирян, рыцарей и крестьян. Ношение оружия и военная деятельность приобрели значение главных признаков принадлежности к сословию господ. «Б. м.» оказало влияние на христианизацию складывавшейся рыцарской этики. С превращением «Б. м.» в соглашение с Богом через всеобщее покаяние «Божие перемирие» (treuga Dei) возникло как род рыцарской аскезы: кающийся рыцарь, оставив на время оружие, соединялся с «бедными». Война, т. о., рассматривалась им как одно из греховных удовольствий, от к-рого следует воздерживаться в пост и по церковным праздникам. В канонах Собора в Нарбоне (1054) пролитие христ. крови приравнивается к пролитию крови Иисуса Христа. Поставленная на службу Господу и католич. Церкви, военная активность рыцарей постепенно выходила за рамки христ. мира. Как Собор «Б. м.» можно рассматривать Клермонский Собор (1095), провозгласивший первый крестовый поход на сарацин в Св. землю. Лит.: Hoffmann H. Gottesfriede und Treuga Dei. Stuttg., 1964; Duby G. Les laïcs et la paix de Dieu//I laici nella «societas christiana» dei secoli XI e XII. Mil., 1968. P. 448-469; Cowdrey H. E. I. The Peace and the Truce of God in the 11th Cent.//Past and Present. Oxf., 1970. Vol. 46. P. 42-67; Bonnassie P. La Catalogne du milieu du X à la fin du XI siècle: Croissance et mutations d " une société. Toulouse, 1975. P. 652-662; Bisson T. N. The Organized Peace in Southern France and Catalonia (c. 1140-1223)//AHR. 1977. Vol. 82. P. 290-311; Goetz H. -W. Kirchenschutz, Rechtswahrung und Reform: Zu den Zielen und zum Wesen der frühen Gottesfriedenbewegung in Frankreich//Francia. 1983. Bd. 11. S. 193-239; Head T. , Landes R. The Peace of God, Social Violance and Religious Response in France around the Year 1000. Ithaca; L., 1992; Barth é lemy D. L " An Mil et la Paix de Dieu: La France crétienne et féodale, 980-1060. P., 1999.

http://pravenc.ru/text/149655.html

Герцог и его рыцари поклялись в этом случае Самим Богом, Богородицей Девой, дамами и (horribile dictu!) фазаном. Но и клятва на самом фазане скоро была забыта 1093 … Некоторые из европейских современников даже порадовались событию падения Византии: благочестивые католики в катастрофе, постигшей Византию, увидели перст Божий, наказующий греков за непризнание латинского filioque. Также и папа Николай V порадовался этому событию, ибо он за несколько лет предсказал падение Византии и был очень доволен, что пророчество его сбылось 1094 . Значит, о похоронах поговорили, как о новости, а потом вскоре и забыли. Падение Константинополя было так давно, что пора бы наступить другому событию – освобождению этого великого города из рук недостойных его обладателей – турок. 1073 Georgii Phrantzae. Chronicon majus (Migne. Gr. tom. 156), lib. Ill, cap. 1. Pp. 808–809. 1080 Ducae Hist. Byzant., cap. 35, p. 1036; Laonici Chalcocandylae. Der rebus Turcicis, lib. VII, p. 376. Edit. Bonnensis. Об историках Франце, Дуке и Халкокандиле можно найти обстоятельные сведения, в особенности в отношении к вопросу о падении Консантинополя, в статье г. Погодина «Обзор источников по истории взятия Византии турками» (ЖМНП, 1889 г., ч. 264). 1083 Leonardi Chiensis. Epist. de Constantinopolitana urbe a Mahumete II capta (Migne. Gr. Ser. tom. 159, p. 934, 942). 1085 Chalcocandylae. Der ebus. turc. Lib. VIII, pp. 405–406; Leonardi Chiensis Epist., p. 926; Le-Beau. Hist, du Bas-empire. T. 21, p. 242. 1090 Phrantzae. ibid., lib. III. cap. 4, p. 851; Leonardi Chiensis. Epist., p. 934; Le-Beau. Ibid. T. 21, p. 262. 1091 При всех своих недостатках, греки XV века, по выражению одного ученого имеют «ту заслугу, что они были библиотекарями древности», сохранившими книжное достояние прежних веков от погибели. Vast. Le Cardinal Bessanon, p. 16 Читать далее Источник: Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. : (От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.)/А.П. Лебедев. – Изд. 2-е, пересм. - Москва : Печатня А.И. Снегиревой, 1902. - 489 с. (Собрание церковно-исторических сочинений профессора Алексея Лебедева. Том VII.) Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Пергам 1085 , древний Мизийский город, расположенный на правом берегу реки Каика 1086 , на расстоянии 120 стадий от морского берега 1087 . Он находился к северу от Смирны на 12 стадий 1088 . Греческий ритор II века Элий Аристид описывает местоположение ИИергама следующими словами: „Пергам со своим акрополисом высится, как глава соединенных народов и глядит на мелькающие внизу города и цветущие равнины, усеянные селениями“ 1089 . В древности Пергам был главным городом Мизии и даже столицей особого ИИергамскаго царства. По своему богатству и роскоши не уступал знаменитейшим городам Азии 1090 . После бездетного Пергамского царя Аттала 3-го Пергам стал римской провинцией. Роскошь пергамлян, прославившихся крайней изнеженностью, „развратила нравы того века и ввергла Римлян в грязную пропасть, изрытую собственными их пороками“ 1091 . При св. Ап. Иоанне здесь находилось верховное римское судилище, куда должны были являться жители окрестных городов. Сюда доставлялись подати с целого округа 1092 . Здесь чеканилась монета. Через Пергам пролегал и торговый путь западной Азии 1093 . Но особенно Пергам известен был культом Эскулапа (Асклепия), бога врачебного искусства. От города он носил и свое название Pergameus deus 1094 . При древнем и знаменитом храме бога-врача жили целые семьи жрецов и прислужников. Со времени знаменитого Галена здесь образовалось обширное учреждение, напоминающее современные клиники. Это была как бы медицинская Академия. Жрецам Эскулапа было присвоено исключительное право лечить больных. Они исцеляли больных 1095 , предсказывали будущее, открываемое Эскулапом в сновидениях 1096 . Вот почему Эскулап получил название σωτρ Θες σωτρ 1097 . Известный ритор Элий Аристид с безумным восторгом называет Эскулапа Пергамского своим спасителем. Городу Пергаму он дает преимущество перед всеми городами Греции, как жилищу истинного света, просиявшего в Эскулапе 1098 . О Пергаме он вспоминает, как „о выспреннем месте, которое избрал благодетельный бог (Эскулап), переселяясь на твердую землю (с острова Коса) для вящшего распространения своих даров его бесчисленным поклонникам 1099 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

1085 Horbury W. Land, Sanctuary and Worship//Early Christian Thought in its Jewish Context. P. 210–211. 1088 Ibid. Ср. таргум Онкелоса: для Дома Шехины Твоей, что Ты стяжал, Господи, святилище, Господи, что стяжали руки 1089 Аналогичная фраза в составе 3Цар 8:13 в основных списках LXX отсутствует, сохранилась в Слав: азъ же создахъ домъ имени твоем стъ теб и готовъ, и пртол твоем, еже битати теб въ нем во вки. 1091 Согласно Юнгерову, который ссылается при этом на данные современной ему немецкой филологии, слово τοιμασα может быть переведено как «основа». См.: Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова : Пророк Даниил. Малые пророки. М., 2006. С. 253, прим. 7. Однако это скорее интерпретация, чем перевод в собственном смысле, который все-таки должен звучать как «готовность» или «приготовление». 1092 Ср. тж.: «Ты повелеваешь числу, которое прейдет и будет сохранено, и готовишь жилище для тех, кто еще будет» (Сир Bap XLVIII. 6 ). Вероятно, сходными представлениями объясняется евангельская фраза: «В доме Отца Моего обителей много: а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить (τοιμσα) место вам» ( Ин 14:2 ). 1093 Впрочем, таков вообще архаический взгляд, и в этом отношении библейский мир не отличается от древней Греции времен Солона. См.: Доватур А.И. Наследственная вина в представлении Солона, Феогнида, Эсхила//Язык и литература античного мира (к 2500-летию Эсхила). Л., 1977. С. 36–45. 1094 Греч. παρ κτου γνοοτος κα π νηπου всякого неведущего и от соотв. евр. человека безумствующего и от Пер. термина , буквально – «открытый», «распахнутый», т.е. доверчивый, через νπιος довольно традиционен для Септуагинты. При этом он не является единственным вариантом пер., его применение зависит от контекста. Далеко не все рукописи LXX включают это чтение, так что Ральфе приводит его только в подстрочнике, а коммент. к современному нем. пер. LXX его игнорирует; но есть оно в арм. и слав. Библиях. Бохейрской рукописью Больших пророков наличие в оригинале слова νπιος также подтверждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

1078 Клизовский А. И. Основы миропонимания новой эпохи. Т. 1. – Рига, 1990, с. 135. 1079 Давид-Ноэль А. Мистики и маги Тибета. – М., 1991, с. 181. 1081 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 279. 1082 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 280. 1083 Конечно, эта антипокаянная проповедь чрезвычайно уместна в постсоветской России. Уместна и созвучна пафосу «исторического оптимизма», полагающего, что любые грехи искупаются и покрываются просто течением событий, «ходом истории». Одна из самых ярко антихристианских черт современного сознания сказалась в популярной детской песенке из мультфильма о Чебурашке: «Если мы обидели кого-то зря, Календарь закроет этот лист. К новым приключениям спешим, друзья! Эй, прибавь-ка ходу, машинист!». Покаянию здесь явно нет места. Грехи и обиды покрываются «календарем», то есть чисто механическим течением событий – судьбой – кармой. Грех не изживается, не исцеляется покаянием и прощением, а просто оставляется в прошлом. Вообще к Чебурашке я отношусь хорошо, и к сказке тоже – там более чем достаточно светлых и добрых мест. Но вот мультфильмовская песенка, столь азартно распевавшаяся не только на детских, но и на взрослых посиделках, боюсь, наложила свой недобрый отпечаток на многие души, утвердив их в беспокаянном житии. 1084 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 379. 1085 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 440. 1086 Клизовский А. И. Основы миропонимания новой эпохи. Т. 1, с. 133. 1087 Лосский В. Н. Господство и Царство (эсхатологический этюд).//Богословские труды. М., 1972, с. 214. 1088 см. Древний патерик. с. 366. 1089 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 293. 1090 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 414. 1091 Изложение эпизода из книги Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» приведено по книге – Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1. СПб., 1993, с. 7. 1092 Anand Nayak. Tantra ou l " eveil de l " energie. – Paris, 1988, p. 119. 1093 Лазарева Н. Ф. Коррекция кармы (чистая карма). Кн. 2. – СПб., 1995, с. 62. 1094 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 46.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

21:2—6. 1077 Ср.: Исх. 16:5. 1078 Отметим, что, согласно 66-му Апостольскому правилу, постящиеся (речь идет о соблюдающих строгий пост) в субботу или в воскресенье клирики лишаются сана, а миряне подвергаются отлучению. Ср.: 55-е правило Трулльского Собора и 18-е правило Гангрского Поместного Собора. Единственное исключение из этого правила — строгий пост в Великую субботу. 1079 Конъектура Кройманна. В рукописи употреблено прошедшее время глагола. 1080 Ср.: Tert. Adv. Marc., IV, 11, 6. 1081 Ср.: Лк. 6:7. 1082 Кройманн предлагает такую реконструкцию: «что другой Христом нигде не был проповедован». 1083 Конъектура Кроймана. В рукописи: «Он». 1084 См.: Исх. 20:10. 1085 См.: Исх. 12:16. 1086 Ср.: Лк. 6:5. 1087 Ср.: Ис. Нов. 6:3—4. 1088 Ср.: Ис. 1:14. 1089 Ср.: Ис. 29:13. 1090 Ср.: Ис. 58:13; 56:2. 1091 См.: Мф. 5:17. 1092 По мнению Кройманна, здесь пропуск: «соскоблив это речение». 1093 Ср.: Быт. 2:3. 1094 В Библии не говорится, что воскрешение ребенка произошло в субботу. Напротив, там сказано, что день, в который его мать отправилась к пророку к горе Кармил, не был субботним (4 Цар. 4:23, 25). 1095 Ср.: 4 Цар. 4:32—37. 1096 Ср.: Ис. 35:3. 1097 Ср.: Лк. 6:12. 1098 См.: Ис. 40:9. 1099 См: Мк. 1:22; Мф. 7:29; ср.: Лк. 4:32. 1100 См.: Ис. 52:6. 1101 См.: Наум 1:15; ср.: Ис. 52:7. 1102 См.: Пс. 22 21:3. 1103 См.: Пс. 3:5. 1104 Ср.: Лк. 6:13—16. 1105 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Почему же он избрал двенадцать апостолов, а не какое-нибудь другое количество, чтобы и на этом основании я не мог истолковать его как моего Христа, предсказанного не только словами пророков, но и знаками деяний?» 1106 Ср.: Числ. 33:9. 1107 Ср.: Исх. 28:17—21. 1108 В Библии не сказано, что камни были положены в Ковчег Завета. Ср.: Ис. Нов. 4:4—9. 1109 См.: Ис. 43:19. 1110 Ср.: Быт. 17:5. 1111 Ср.: Быт. 17:15. 1112 Т. е. Осии, ср.: Числ. 13:17. 1113 Ср.: Ис. 8:14. 1114 Ср.: Лк. 6:17—19. 1115 См.: Пс. 87 86:4—5. 1116 См.: Ис. 49:12. 1117 См.: Ис. 49:18. 1118 См.: Ис. 49:21. 1119 «Извращенность», очевидно, в том, что Христос неотделим от традиции пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Итак, конкретный синтез подлежит закону Всеобщности; оно есть осуществление и утверждение этого закона. Это означает, что созданная им «индифференция» есть то самое, что само производило и создавало спекулятивную ассимиляцию: causa finalis в своем зрелом, осуществленном виде есть не что иное, как causa efficiens, достигшая своего победного обнаружения. Весь процесс «конкретизации» следует представлять себе так, что он совершается в пределах известной, недоопределенной Всеобщности, её силами и во имя её цели. Эта Всеобщность есть та основа (Grund), которая творит в себе раздвоение, присутствует имманентно в каждой из сторон и вслед затем движет их изнутри ко взаимному приятию и сращению. Завершение конкретного синтеза обнаруживает или разоблачает эту основу как творческую силу и в то же время как результат, свободно утвердившийся там, где царила распря. Туман 1082 диалектической видимости расступается, и за ним обнаруживается первоначальная «основа» Понятия во всей её «прозрачной ясности», 1083 «глубине» 1084 и содержательной зрелости. Дело не только в том, что «в результате по существу сохраняется то, из чего он результирует»; 1085 дело в субстанциальном, творческом единстве начала и конца Созданное единство есть «первоначальная сущность обеих» сторон, 1086 их «субстанция и душа». 1087 Это единство обогатилось в процессе, но само по себе оно осталось тою же самою Всеобщностью, которая создала в себе исходное раздвоение. Все дело «разложения» и «воссоединения» есть не что иное, как проявление самой «основы». «Самая противоположность» была не чем иным, как осуществлением этой основы; 1088 и точно так же процесс взаимного «опосредствования» был её «собственным действием»; 1089 и, наконец, когда сращение осуществилось, то оказалось, что «разрешенное противоречие» есть не что иное, как сама основа, которая «содержит и несет» в себе свои определения. 1090 Конкретизация состоит в том, что «противоположность возвращается в свою основу» 1091 и что «зрелое», «проникновенное» единство сторон 1092 творится самою основою, ныне исполненною нового содержания. 1093 Заключительный синтез субстанциально совпадает с предпосланным 1094 основанием, и первоначальная сущность, раскрытая в виде целокупности определений, совпадает с самою основою. 1095 Так подтверждается формула Гегеля, гласящая, что конкретный синтез есть лишь «схождение предмета с самим собою». 1096

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010