145 Когда впервые появился такой обычай – с определённостью сказать трудно, по отсутствию прямых и положительных данных. Бывший профессор МДА Е.Е. Голубинский замечает (И.Р.Ц. I, 2, стр. 308): «Обычай изымать на проскомидии вместе с агнцем частицы в честь Божией Матери и святых и живых с умершими есть обычай позднейший, явившийся неизвестно когда, не ранее VIII века. Ибо патриарх константинопольский Герман (низверженный с престола Львом Исавром в 730 г. и умерший после сего неизвестно в каком году) в своём Rerum ecclesiasticorum contemplatio ещё ничего не говорит о сем обычае. Можно подозревать, что к установлению обычая, как и к внесению икон в церкви, послужило иконоборчество, которое восставало не только против почитания икон, но и против призывания святых». По нашему же мнению этот обычай появился гораздо позднее, приблизительно в X–XII вв. Ссылка на толкование Германа не имеет значения, ибо учёный историк не знал, что это толкование неподлинное, интерполированное позднейшими вставками – какая подлинная Германовская редакция это вопрос, доселе ещё вполне не решённый в литургической науке, точно так же и предположение, что изъятие частиц в честь Богоматери и проч. стоит в связи с иконоборчеством, не имеет в пользу себя решительно никаких данных. В двух правилах константинопольского патриарха Николая Грамматика (1084–1111 гг.) можно находить указание, что в его время проскомидия совершалась на пяти просфорах. Сказав, что возвышаемую просфору (τν ψωϑεσαν προσφορν т. е. агнчую) никто не должен употреблять в пищу, кроме постников, которые вкушают её с благоговением и многой молитвой, названный патриарх в следующем каноне определяет: δ μετ τν φραγιαϑεσαν ες τν τιμν τς παναγας Θεοτκου κα ειπαρϑνου Μαρας μνην βρωϑσεται, μεμονωμνος π τν πιστν, μ μετ κρατος γλακτος, τυρο κα ν μιγες· τς δ λοιπς κα ατς τς προσκομισϑεσας πρς κταον δε μ ες διατροφν ζου οδ τνος παρχειν· φελει δ ερες διακρνειν τς τν γων κα τς τν ζντων νϑρπων κα τεϑνετων· λλ κα κατ τν λαν κα για προστϑησι (Pitra, Spicilegium Solesmense, tom IV, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

8 . Послание и ответы Константинопольского патриарха Николая Грамматика. Он занимал патриаршую кафедру от 1084 по 1111 г. и был одним из ближайших преемников Михаила Керулария. Сведения о времени его жизни и сочинениях сообщены у Фабриция (Bibl. gr. XI р. 285), но имя его некоторыми смешивается с Николаем Мистиком , и даже Минь издал послание к проту Афонской горы вслед за письмами этого патриарха в 111 томе своей Patrologia graeca (р. 391). Для нашей цели важны и то и другое сочинение по некоторым сведениям относительно тогдашних постов, способа их провождения и отношения к праздникам. Послание к проту Афонской горы было издаваемо много раз и под разными названиями: в старопечатных греческих типиках венецианского издания под заглавием „ Νικολου το σιωττου πατριρχου Κονσταντινουπλες πρς ναστσιον καθηγομενον το Ζιν ρους δι στχων«, по словам Питры, пять раз: 1603, 1605, 1643, 1645, 1771г. Мы видели только два первых издания в библиотеке Типографской. Далее назовем его издания: у Анжело Маи (Scriptt иетт. попи. coll. Т IX р. 611), Нитра (Spicil Solesm IV р. 489 – в отрывках), у Миня (Patr. с. compl. Т. 111 р. 391), Преосв. Порфирия (Афон III пролож. 76. Русский перевод там же 205). Послание это написано силлабическими стихами и имеет следующее содержание. Отвечая на настоятельные просьбы неизвестного нам монаха, автор послания сначала излагает правила веры и нравственности общехристианские, затем перечисляет обязанности монаха и особенно подробно рассуждает о провождении праздников и постов в течение целого года. Рядом с этими практическими указаниями здесь изображается перед читателем целый очерк церковного года с разделением праздников на разряды, равно как перечисляются тогдашние посты и особые недели и дни, отличавшиеся в этом отношении. Кроме того, замечательно, что в этом послании разграничены правила, обязательные для монахов и мирян и таким образом положено различие между типиком мирским и монастырским. Указания эти весьма ценились в монашеском быту, были заносимы в устав и сами получили название типика. Правила эти но характеру своему принадлежат к переходной поре от студийских порядков к иерусалимским и стоят гораздо ближе к последним, чем к первым. Поэтому надписание их студийскими, как напр. в рукописи Ватиканской библ. 1389, не имеет основания и принадлежит к числу неудачных домыслов позднейших переписчиков 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

122 об., Академическая рукопись л. 95. Греческий подлинник в Патрологии Миня t. 99. col. 1733. В подлиннике надписание: To σου πατρς μν κα μολογητο Θεοδρου, γουμνου τν Στουδου, πιτμια κοιν τς λης, δελφτητος π τν παραλειπντων ν τ κκλησα ες τν καννα (славянское: « ο останьцехь», может быть, есть не останък в смысле остатка, а останьць, останец, в смысле человека, оставляющего, не делающего чего-нибудь). [Из «Дополнения и поправки»: Славянское: «о останьцех», очевидно, есть перевод греческого: ’ επ τν παραλειπ ντων, что значит: о оставляющих, на оставляющих, т. е. небрегущих (приходить в церковь в канон, т. е. к канону или же в узаконенное время?).] 13) «От канона святого Василиа» шесть вопросо-ответов. Нач. Вопрос. От чего глум бывает и помышлениа. Ответ. Бывает убо глум от празнии (sic) уму..., Румянцевская рукопись л. 129, Академическая рукопись л. 100. 14) Статья без заглавия. Нач. «Чернец же Феодор рече: не спи вкупе с женою», против хулящих брачную жизнь, т. е., как должно предполагать, против болгарских богомилов. У Востокова в Описании Румянцевской рукописи это не отмечено, в Академической рукописи л. 101 об, – 105 об. 15) Соборные ответы Константинопольского патриарха Николая Грамматика (1084–1111) на вопросы афонского монаха и молчальника Иоанна с другими афонскими монахами. Нач. «Подобаеть ли разрешити пост в среду и в пяток памяти ради святого некоего или апостола»..., Румянцевская рукопись л. 139 1259 (в Никоновской Кормчей гл. 54). Дополнения, находящиеся в номоканоне 14-тительном: 1 . Св. Анастасия, патриарха Антиохийского, «Сказание, яко велие ангельское и чистительскааго достояния, яко невъжможьно осужати иереа от простьця, и от вящьшаого святителя, якоже и канони реша о божестьнеи раце и о мученице». Нач. «В церковьнем сказании Филона философа»..., Синодальная рукопись л. 247 об. (по описанию Ундольского л. 243 об.). Греческий подлинник статьи остаётся неизданным. 2 . Его же «Повесть священьна о папежи римьстемь Григории Двословци и чюдотворьци» († 604).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

576 Ещё известны два случая проявления митрополитами своей власти над епископами, именно – митрополитом Климентом над епископом Новгородским Нифонтом и митрополитом Константином 2 над Ростовско-Суздальским епископом Феодором или Феодорцем. Но они суть случаи не столько суда, сколько личной расправы митрополитов с епископами; о них скажем ниже. 577 Лаодикийского собора правило 40, 4 вселенского собора правило 19, 6 вселенского собора правило 8 fin. (Карфагенского собора правило 53 по пространному чтению у Ралли и П., III, 433). Относительно времени, соответствующего нашему периоду до-монгольскому, см. патриарха Алексея у Ралли и П., V, 27). 578 В Памятниках древне-русского канонического права, изданных A. С. Павловым и составляющих VI том Русской Исторической библиотеки, col. 18, §31: „иже не послушають епископи своего митрополита совокуплятися призываемии от него сбор сотворити, иже (так как) зле творящаа, посварити их отеческим наказанием”. Разуметь эти слова митрополита Иоанна о правильных ежегодных соборах мы не находим основательным, ибо самый образ выражения показывает, что тут разумеются соборы не ежегодные, а созываемые по мере нужды. 579 Отдельные известные случаи и всего ограничиваются числом четырёх: – При патриархе Иоанне Ксифилине (1064–1075) присутствовал на патриаршем соборе не называемый по имени русский митрополит, см. выше сноска – В 1073 году митрополит Георгий, по свидетельству нашей летописи, находился в Греции. – На одном из соборов, бывших при патриархе Николае Грамматике (1084–1111) присутствовал не называемый по имени Русский митрополит, – см. выше сноска – На соборе 1171 года присутствовал русский митрополит Михаил, – см. выше (до сноски 582 Вся речь летописи о поставлении Илариона состоит в следующем: «в лето 6559 постави Ярослав Лариона митрополитом Руси в святей Софьи, собрав епископы». 583 Что Ефрем был Грек, положительным образом этого нам не известно, но, как говорили мы выше, это есть вероятнейшее предполагать. Видеть в Ефреме самого Илариона под монашеским именем, представляется нам совершенно не основательным: летописец называет Илариона тем именем, которое он носил в митрополитах, следовательно – это имя и есть монашеское, а как назывался он в миру, летописец этого не сообщает (вероятно, потому, что не знает). От самого Илариона сохранилось исповедание веры, данное им письменно перед принятием сана митрополичьего, и под этим исповеданием он подписался: «мних и прозвитер Иларион», см. Прибавления к творчествам святых отцев ч. II, 1844 года, стр. 255.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

76, col. 1, §LIII. Присутствовавший на одном из соборов, бывших при патриархе Николае Грамматике (1084–1111), русский митрополит занимал последнее место между пятью находившимися на соборе митрополитами, – у Ралли и П. V, 60. А присутствовавший на соборе 1156 года русский митрополит занимал последнее место между пятнадцатью митрополитами, – у Анжело Майо в издании Spicilegium Romanum, X, 19, и в Патрологии Миня t. 140, col. 149 нач.. [См. «Дополнения и поправки " ]. Σταυροπγιον – крестоводружение. При основании приходских церквей и монастырей местные епископы сами лично или через уполномоченных пресвитеров водружали на приготовленных для первых и для церквей вторых местах деревянные кресты (в средине полукружия будущих алтарей, с известными на крестах надписями, см. ниже в чине заложения церквей), давая через то дозволение на их строение и как бы видимым знаком отмечая и утверждая через то свою над ними власть. Таким образом, право ставропигии патриархов собственно означало их право водружать свои кресты, вместо местных епископов, при основании новых церквей и монастырей во всех пределах их округов и через это крестоводружение брать таковые монастыри и церкви в свою непосредственную власть. Но на практике это право было простираемо и на существовавшие уже монастыри и церкви. Ставить те и другие под непосредственную власть патриархов, освобождая от власти местных епископов, или делать их ставропигиальными патриаршими обыкновенно старались так называемые ктиторы одних и других, (см. о них ниже). Ибо это составляло привилегию и льготу (подобным образом у нас в позднейшее время ввёлся обычай, чтобы монастыри во всех делах недуховных, быв освобождаемы от власти своих епископов, были ведаемы самими государями, – приказом Большого Дворца). Правила канонические дозволяют митрополитам брать клириков у подведомых им епископов, Карфагенского собора правило 66, а так как определённое о митрополитах наипаче приличествует патриархам, Двукр. собора правило 15, то на этом и основывали право патриаршей ставропигии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мы приведем здесь синодальные постановления по порядку патриархов, при которых они изданы, следуя Афинской Синтагме и новейшему собранию этих постановлений, издаваемому при Константинопольском патриархате 274 . 1 . Николай I (895–906, 911–926) 275 . Определение о соединении, изданное в 920 году по поводу распри о тетрагамии, которое восстановило мир между церковью и государством 276 . 2 . Сергий (999–1019) 277 . О монастырских пожертвованиях, изданное в мае 1016 года 278 . 3 . Алексей (1025–1043) 279 . Из времен этого патриарха сохранились 2 синодальных постановления, а именно: а) о монастырях, созданных приношениями частных лиц, и о других важных вопросах относительно митрополий, архиепископий и епископий, изданное в 1027 году 280 , и б) о различных делах, касающихся всех митрополий и архиепископий, изданное в 1028 году 281 . 4 . Михаил I (1043–1058) 282 . О священнике, состоящем в браке, воспрещенном канонами 283 . 5 . Константин III (1059–1063) 284 . О священнике, совершившем убийство и извергнутом 285 . 6 . Иоанн VIII (1064–1075) 286 . Постановление от 16 февраля 1065 года, воспрещающее священникам вести перед судом тяжбу за других 287 . 7 . Николай III (1084–1111) 288 . Кроме канонических ответов, о которых мы уже упомянули, и других весьма важных синодальных постановлений о браке, имеется еще два определения Николая, о которых необходимо здесь упомянуть, а именно: а) одно о вознаграждении за церковное служение 289 и б) другое, в котором, на основании канонов и государственных законов, он доказывает императору Алексею Комнину, что епископии не должны отдаляться от митрополий 290 . 8 . Лев (1134–1143) 291 . О наказаниях лиц, занимающихся колдовством 292 . 9 . Михаил II (1143–1146) 293 . Синодальное постановление от 20 августа 1143 года о низведении епископа, не поставленного канонически 294 . 10 . Николай IV (1147–1156) 295 . О священниках, осужденных подлежащею властью и апеллирующих в высший суд 296 . 11 . Константин IV (1154–1156) 297 . Синодальное постановление об убийцах и в частности о священниках, совершивших убийство 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

конечно изображения или изваяния богинь, или очень древние или высокого технического выполнения и т. под. О христианской эпохе острова нам негде выправиться. По близости к материку, он вместе с Имвром, вероятно, в древние времена принадлежал какой-нибудь береговой епархии или Фракийской, или Малоазийской, хотя в известных нам «нотициях» Епархий нигде о них не упоминается. В Oriens Christianus отысканы, однако же, имена трёх архиереев Имврских: Иоакима, Афанасия и Григория из XVII-XVIII столетия, и 12 архиереев Лимнийских: Стратигия (325 г.), Сильвана (691), неизвестного (790), Арсения (861), Павла (1054), неизвестного (1067), Пентакла (?) (1084–1111), Михаила (1156), Василия (1193–1199), Неофита (1564), Игнатия (1642) и Иоанникия (1721). В настоящее время каждый остров составляет отдельную епархию, подлежащую ведомству Вселенского Патриарха, занимая в ряду других митрополий места 54-е и 55-е. Оба сановника церковные носят пустоименный титул «Экзарха Эгейского моря». Из разных хрисовулов монастырей Афонских видно, что при Комниных – Палеологах было в обычае наделять тамошние обители землями на близлежащих островах, в том числе и Лимне. Писатели древнего времени не пропускают случая заметить, что во время солнцестояния – летнего, конечно – тень Афонского пика падает при солнечном закате на Лимнийский город Мирину, и закрывает его. Предоставляем географии поверить сказание и сообщить к сведению астрономов, на сколько точка захождения солнечного подвинулась в ту или другую сторону со времени замеченного факта. Но для этого, прежде всего, нужно отыскать местоположение Мирины. По поводу такого курьёза природы, мы долго высматривали «Святоименную» гору на западном горизонте, но в лучах склонявшегося к морю светила не могли различить ничего. Одни колышущиеся волны рисовались на грани, отделяющей морскую поверхность от неба. Остров славен был в древности паче других. Знаменитость его составляли пресловутые Самофракийскиетаинства, не менее Элевсинских занимавшие древний мир, и тоже относившиеся к Персефоне (Прозерпине) и к «Матери богов».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Стефан II 925 г., из митрополитов амасийских , евнух (Ibid. § 683). Св. Трифон 928 г., монах (Ibid § 686). Феофилакт 933 г., сын имп . Романа, синкелл . Св. Полиевкт 946 г. монах (Ibid. § 700). Василий И-й 970 г., из монахов олимпийского монастыря (§ 703). Антоний III-й Студит 974 г., из монахов студийских (Ibid § 707). Николай ИИ-й Хризоверг 982 г. О прежнем его сане ничего неизвестно. Сисинний ИИ-й 995 г. у Кедрина р. 702 называется μαγςρος, т. e. magister officiorum – начальник придворных чинов. Сергий II-й 999 г. игумен (Кедрин р. 702). Евстафий 1019 г., главный священник над придворным духовенством (Chronolog. Patr. Historia § 725). Алексий 1025 г., игумен студийский (§ 726. 732). Михаил Керулларий 1043 г., монах (§ 738). Константин ИИИ-й Лихуд 1059 г. протовестиарий, мирянин и евнух ( Γεωργ. Αμαρτωλ. р. 883 not). Иоанн VIII Ксифилин 1064 г, с молодых лет монах (Histor. Patriarch. Chronolog. § 754). Козьма I 1075, монах святоградский (§ 762). Евстратий Гарида 1081 г., монах (§ 765). Николай ИИИ-й Грамматик 1084 г., из монастыря предтеченского в Константинополе (Lequ. Oriens Chr. Т. 1. р. 265). Иоанн IX , 1111 г. иеромнемон, из клира великой церкви, диакон (Hist. Patr. § 779). Лев Стипиот 1134 г., диакон и эконом великой церкви (Ephrae m . Angelo Maii р. 239). Михаил II оксийский 1143 г., настоятель оксийского монастыря (Ibid. § 790. 791). Козьма II аттик 1146 г., из диаконов (§801). Николай IV Музалон 1148 г., из архиепископов кипрских, а прежде состоял в различных должностях церковных (§ 811). Феодот ИИ-й 1151 г. игумен монастыря воскресенского (§ 814). Константин IV Хлиарен , 1154 г., диакон великой церкви и сакелларий патриарший (§ 829). Лука Хризоверг 1156 г., монах (ib. § 834). Михаил III Анхиали 1169 г., диакон и сакелларий великой церкви (§ 835. 844. 845). Харитон 1178 г., игумен манганский (§ 846). Фиодосий Воррадиот 1178 г. монах из горы св. Авксентия (§ 854). Василий II Каматер 1183 г., диакон и хартофилакс великой церкви (§ 854). Никита II Мунтан 1186 г. сакелларий великой церкви (Ibid. § 856. 858).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  Иоанн VII Грамматик   836-843     Мефодий I   843-847     Игнатий I   847-858, 867-877     Фотий I Великий   858-867, 877-886     Стефан I   886-893     Антоний II   893-901     Николай I Мистик   901-907, 912-925     Евфимий I   907-912     Стефан II   925-928     Трифон   928-931     Феофилакт   933-956     Полиевкт   956-970     Василий I   970-974     Антоний III Студит   974-980     Николай II Хризоверг   984-996     Сисиний II   996-998     Сергий II   999-1019     Евстафий   1019-1025     Алексий I Студит   1025-1043     Михаил I Керуларий   1043-1058     Константин III Лихуд   1059-1063     Иоанн VIII Ксифилин   1064-1075     Козьма I   1075-1081     Евстафий Гарида   1081-1084     Николай III Грамматик   1084-1111     Иоанн IX Агапит   1111-1134     Лев   1134-1143     Михаил II   1143-1146     Козьма II Аттик   1146-1147     Николай IV Музалон   1147-1151     Феодот II   1151-1153     Неофит I   1153     Константин IV   1154-1156     Лука Хризоверг   1156-1169     Михаил III Анхиал   1170-1177     Харитон   1177-1178     Феодосий I Воррадиот   1179-1183     Василий II Каматир   1183-1186     Никита II Мунтан   1186-1189     Леонтий   1189-1190     Досифей   1190-1191     Георгий II Ксифилин   1191-1198     Иоанн X Каматир   1198-1206     Михаил IV   1207-1213     Феодор II   1213-1215     Максим II   1215     Мануил I Харитопул   1215-1222     Герман II   1222-1240     Мефодий II   1240     Мануил II   1244-1255     Арсений   1255-1259, 1261-1267     Никифор II   1260-1261     Герман III   1267     Иосиф I Галесиот   1267-1275     Иоанн XI Векк   1275-1282     Григорий II Киприот   1283-1289     Афанасий I   1289-1293, 1303-1309     Иоанн XII   1294-1303     Нифон I   1310-1314     Иоанн XIII Гликис   1315-1320     Герасим I   1320-1321     Исаия   1323-1334     Иоанн XIV Калекас   1334-1347     Исидор   1347-1350     Каллист I   1350-1354, 1355-1363     Филофей Коккин   1354-1355, 1364-1376     Макарий   1376-1379, 1390-1391     Нил Керамевс   1379-1388  

http://pravoslavie.ru/39816.html

Расширение греч. территорий, управляемых Византией, прежде утраченных вслед. слав. колонизации, началось в кон. VIII в. В 783 г. в поход против славян в Г. был отправлен логофет дрома Ставракий, прошедший с войском от Фессалоники до Пелопоннеса и с триумфом возвратившийся в столицу. Поход Ставракия упрочил влияние Византии в регионе, и, вероятно, спустя нек-рое время после этой экспедиции была создана новая визант. фема - Пелопоннес. Стены Фессалоники визант. эпохи Стены Фессалоники визант. эпохи Визант. империя, сохраняя контроль над М. Азией, стала расширяться на Балканском п-ове. Известно, что имп. Никифор I (802-811), систематически ведя борьбу за подчинение славян в Македонии, переселял туда византийцев из разных малоазийских фем. На Пелопоннесе в период от вторжения славян и до 802 г. г. Патры не был под властью славян, являясь последним опорным пунктом империи на полуострове. В 805 г., при Никифоре I, вспыхнуло восстание славян на Пелопоннесе. Об осаде Патр славянами подробно повествуется в 49-й гл. трактата «Об управлении империей» имп. Константина VII Багрянородного. Победа осажденных связывается в нем с чудесным вмешательством ап. Андрея, покровителя города. Указание на это событие содержится также в синодальном послании патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) к визант. имп. Алексею I Комнину (1081-1118), в к-ром речь идет о несправедливом желании императора лишить митрополию Патр привилегий, дарованных ей еще в нач. IX в. по случаю избавления города от «авар» (так в этом источнике именуются славяне), к-рые 218 лет владели Пелопоннесом и не признавали власти ромеев. В награду за победу имп. Никифор I возвел епархию Патр в ранг митрополии и подчинил ей епископов Мефоны, Лакедемона и Короны (в установлении имп. Льва VI (886-912) упомянута также Волена, или Олена), что неоднократно было подтверждаемо последующими императорами. Утверждение реальной власти империи на Пелопоннесе, по-видимому, относится к периоду после подавления восстания 805 г. С этого времени славяне перестают быть здесь господствующим этническим компонентом, хотя в нек-рых районах слав. поселения сохранялись до XIV в. Тем не менее в X в. и позже славяне еще играли большую роль на Балканах: Фракия и Македония были населены слав. племенами; население Фессалии, Аттики и Пелопоннеса постепенно становилось подданными империи. В горных районах Тайгета в Лаконии обитали 2 непокоренных слав. племени - мелинги и езериты.

http://pravenc.ru/text/597843.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010