В XI в. положение обители Келл-Дара ухудшилось, это было связано гл. обр. с упадком династии О Дунланге. Династия, сохранявшая власть над Лагеном с VII в., распалась на соперничавшие аристократические роды, ее ослабило длительное противостояние врагам, стремившимся подчинить Лаген,- верховным правителям из династии О Нейл, князьям Мумана, скандинавам. В борьбе за господство над Юго-Вост. Ирландией верх одержали правители О Кеннселаг, властвовавшие над Юж. Лагеном ( Byrne. 2001. P. 163, 271-272). В этот период Келл-Дара подвергалась грабительским набегам соседних князей (1022, 1048, 1116) и становилась местом расправы над политическими противниками (1048). Контроль над церковным поселением оспаривался неск. правящими родами. Во 2-й пол. XI в. здесь попытались закрепиться О Кеннселаг: по летописным данным, правитель Домналл (1070-1075) добился избрания на должность аббатисы своей сестры Гормлат (1072-1112), а в 1098 г. в церковном поселении произошла схватка между родственниками Домналла, в которой погиб правитель Диармад. После этого в Келл-Даре началось противостояние племен О Фаэлан (ветвь династии О Дунланге, утратившая власть над Лагеном в 1018; жили в вост. части совр. графства К., недалеко от г. Нейс) и О Фальге (жили в зап. части графства К.). В 1102 г. в Келл-Даре скончался Мурьхертах Слепой, правитель О Конхобар Фальге. Однако после кончины аббатисы Гормлат контроль над Келл-Дарой, по-видимому, перешел к О Фаэлан. В 1127 г. в церковном поселении произошла схватка за «наследие Бригиты» (ar cosnum chomhorbuis Bríghde), после к-рой О Фальге установили контроль над обителью, должность аббатисы заняла их ставленница. Кербалл О Фаэлан и его люди погибли в сражении. В конфликт вмешались О Кеннселаг, т. к. Садб, дочь погибшего Кербалла, была 1-й женой их правителя Диармада Мак Мурхада (ок. 1130-1171). В 1132 г. воины Диармада напали на Келл-Дару, устроили пожар и обесчестили захваченную в плен аббатису. Вероятно, ввиду чрезвычайных обстоятельств обязанности «наследницы Бригиты» были переданы епископу - Кормак О Катасаг († 1145) назван «временным наследником Бригиты» (comorba Brigde fria ré; запись в «Хронике ирландцев»). После этого должность аббатисы занимала Мор († 1167), дочь правителя О Конхобар Фальге. Неизвестно, была ли она той самой аббатисой, к-рая вступила в должность после убийства Кербалла О Фаэлана в 1127 г. и была оскорблена людьми Диармада в 1132 г., или же О Фальге вновь удалось посадить в Келл-Даре ставленницу. Тем временем Диармад Мак Мурхада захватил верховную власть над Лагеном и назначил «наследницей Бригиты» свою родственницу Садб (1167-1171) - последнюю аббатису Келл-Дары, о к-рой сохранились сведения. По-видимому, ставленником Диармада был и еп. Малахия О Бран (ок. 1161-1175) (см.: Flanagan M. T. Strategies of Lordship in Pre-Norman and Post-Norman Leinster//Anglo-Norman Studies, 20: Proc. of the Battle Conference, 1997/Ed. C. Harper-Bill. Woodbridge, 1998. P. 119-120, 123).

http://pravenc.ru/text/1684604.html

1899 О родоначальнике этой фамилии, который пришел из Германии на службу в Венгрию еще во времена князя Гезы и короля Иштвана I, рассказывается в гл. 41 «Свода». 1901 Видимо, в ходе венгерско-византийской войны 1127–1129 гг., причиной которой стало покровительство, оказанное в Византии герцогу Альмошу. 1904 Левиафан – в ряде ветхозаветных текстов гигантский морской змей, дракон; иногда представляется в качестве враждебного Богу могущественного существа, над которым Бог одерживает победу в начале времен. Поэтому в данном случае имя служит одним из прозваний диавола. 1906 По другим – немецким, чешским – источникам доподлинно известно, что главным союзником Бориса был польский князь Болеслав III (см. 37; 46, примеч. 1106). Сложнее вопрос о том, кто из русских князей поддержал внука Мономахова в 1132 г. (именно к этому году относится описываемое ниже сражение). Вряд ли Болеслав III был бы столь активен, если бы не испытывал уверенности в том, что делает дело, угодное киевским князьям Мстиславу (умершему в апреле 1132 г.) и Ярополку Владимировичам. Находились ли в войске Бориса киевские полки или дело ограничилось подмогой волынского князя Андрея Владимировича, младшего брата Мстислава и Ярополка, остается только гадать. 1907 Река Шайо (по-славянски – Солоная), правый приток Верхней Тисы, лежала на пути из Руси в Венгрию. К слову «местность» в латинском оригинале имеется невразумительное определение directus («in directo loco»), при переводе опущенное. 1910 Здесь в латинском тексте пропущено слово: «cum sedili scidit» («ударил для сидения»), но общий смысл ясен. 1913 Ок. 1173 г. упоминается граф Томас, сын Самсона, а через двадцать лет – сыновья графов Томаса и Турды. Отсюда можно сделать заключение, что запись о схватке Белы II и Бориса была сделана примерно в середине второй половины XII в. 1915 В главных списках – «к князю» («ad ducem»), но это – явное недоразумение ввиду нормального множественного числа в том же обороте чуть ниже. Об участии польского князя Болеслава III в походе известно по другим источникам; относительно русских князей никаких определенных сведений нет (см. выше примеч. 1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.393–397; Stökl G. Kanzler und Metropolit... S.150–174; Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, 1966. С.95. (граффито с указанием дня смерти Кирилла); Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI XIII вв. Μ., 1978. С. 139–152, 159–185, 232–246; Czeszak G. Sytuacja košciola prawoslawnego na Rusi w šwietle jarlyków chaskich z XIII i XIV wieku//Czasopismo Prawno-Historyczne. 1979. T.31. S.31–56; Poppe A. Werdegang der Diözesanstruktur... S.279–285; Творогов О.В. Кирилл//СлККДР. Вып.1. С. 225–227. в. Киевские князья-сениоры X – середины XIII в. (с биографическими справками о князьях, упоминаемых в настоящей книге) Относительно родственных связей между князьями см. прилагаемую к настоящему разделу генеалогическую таблицу, в которой имена киевских князей-сениоров выделены жирным шрифтом. В нижеследующем списке указание дня начала княжения, как правило, имеет в виду день интронизации. Настоящий список представляет собой первую попытку такого рода. 1. Игорь Рюрикович – после 944 2. Ольга, вдова Игоря ок. 945 – ок. 960 3. Святослав Игоревич ок. 960 – весна 972 4. Ярополк Святославич 5. Владимир Святославич – 15 июля 1015 6. Святополк Владимирович(в его княжение происходит борьба за киевский стол) 7. Ярослав Владимирович – 20 февраля 1054 8. Изяслав Ярославич – 15 сентября 1068 9. Всеслав Изяславич Полоцкий 15 сентября 1068 – апрель 1069 10. Изяслав Ярославич (во второй раз) 2 мая 1069 – март 1073 11. Святослав Ярославич после 22 марта 1073 – 27 декабря 1076 12. Всеволод Ярославич 1 января 1077 – июль 1077 13. Изяслав Ярославич (в третий раз) 15 июля 1078 – 3 октября 1078 14. Всеволод Ярославич (во второй раз) октябрь 1078 – 13 апреля 1093 15. Святополк Изяславич 24 апреля 1093 – 16 апреля 1113 16. Владимир Всеволодович Мономах 20 апреля 1113 – 19 мая 1125 17. Мстислав Владимирович 20 мая 1125 – 15 апреля 1132 18. Ярополк Владимирович 17 апреля 1132 – 18 февраля 1139 19. Вячеслав Владимирович 22 февраля 1139 – 4 марта 1139 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мешко, кн. ратиборский и опольский (ум. в 1211 г.) IV, 318, 320, 320 Микула, сотник галицко-волынского кн. Романа Мстиславича 325 Минь Ж.-П., см. Migne J.-P. Миркода (?), хан половецкий (кон. XI в.) 362, 362 Михаил, архангел 53, 105, 158, 326 Михаил I Рангаве, имп. византийский (811–813) 23 Михаил III, имп. византийский (842–867) VIII Михаил IV, имп. византийский (1034–1041) VIII, 136 Михаил V Калафат, имп. византийский (1041–1042) VIII Михаил VII Дука, имп. византийский (1071–1078, ум. в 1090 г.) VIII Михаил I, митр, киевский (1130 – после 1145) 206 Михаил Всеволодович, кн. черниговский (1223–1235, с перерывами), вел. кн. киевский (1238–1239, уб. в 1246 г.) V, IXa, 372 Михаил Докиан, византийский катепан Италии (1040–1042) 94, 94 Михай (Михаил), б. венгерского кн. Гезы (втор. пол. X в.) V 351 Млада (Мария), д. чешского кн. Болеслава I (поел. четв. X в.) VI, 185–186 Моислав (Маслав, Мецлав), кн. мазовецкий (30–40-е гг. XI в.) 173, 300–301, 300–301 Мойнольт, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368, 368 «Молитвенник Гертруды», комплекс литургических и календарных текстов, принадлежавший Гертруде, ж. киевского кн. Изяслава Ярославича (втор. пол. XI в., с позднейшими добавлениями) 112, 231 Моноч, половец, участник сражения с венграми в 1099 г. 362 Мошин В. А. 20 Мстислав, кн. ободритов (перв. четв. XI в.) 271, 271 Мстислав Владимирович, кн. черниговский (1024–1036) IXa, 99, 139 Мстислав (Харальд) Владимирович Великий, кн. киевский (1125–1132) V, VII, VIII, IXb, 180–183, 181, 200, 235–236, 257, 271, 368, 371, 371 Мстислав Изяславич, кн. владимиро-волынский (1154–1170) IV, IXb, 200, 251, 265, 310–311, 318, 371 Мстислав Мстиславич Удатный, кн. галицкий (1219–1228) V, IXb Мстислав Ростиславич Храбрый, кн. новгородский (ум. в 1180 г.) IXb ал-Мутасим, багдадский халиф (833–842) 19 «Мученичество св. Климента Римского » 100, 326 Назарова Е. Л. 330, 343 Назаренко А. В. 4, 18, 20, 26–30, 32–35, 38–39, 42, 44–49, 56, 64–66, 68, 71–74, 76, 78–83, 88, 90–92, 97, 101, 106, 108, 117, 120, 133, 135, 143, 153, 159, 167, 175, 177, 180–181, 183, 187, 190–191, 193, 216–217, 224, 231, 233, 244, 252, 277, 281, 294, 339, 351, 360, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отмщение за отказ, великий князь решился покончить со Всеолавичами: захватил (неизвестно, впрочем, каким образом) трех Всеславичей – Давыда, Ростислава и Святослава вместе с детьми старшего Всеславича Рогволода и всех их, с женами и детьми, отправил в Царьград, к своему родственнику, императору Иоанну Комнену, a Полоцкую волость отдал одному из своих сыновей, Изяславу. Полоцкие Всеславичи не слишком долго пробыли в Византии. Воспользовавшись спорами, возникшими no смерти Мстислава и ослабившими племя Мономахово, они около 1132 – 1139 г. возвратились в свою волость и один из сыновей Святослава Всеславича, Василько, в 1132 г. уже княжил в Полоцке. У Василько было три сына: Всеслав, Владимир и Брячислав. Очень может быть, что Владимир Василькович и есть именно тот самый князь полоцкий Владимир, который дал Мейнарду позволение крестить ливов в католичество. Нет данных утверждать это положительно, потому что очень возможно, что слова Генриха Латыша (гл. I, § 3): «accepta itaquo licentia а rege Woldemaro de Plosceke» 25 относятся не к Владимиру Васильковичу, а к сыну Глеба Всеславича, князю Володарю Глебовичу, враждовавшему с Васильковичами и успевшему на короткое время изгнать их из Полоцка. Как бы то ни было, но изгнание Всеславичей в Византию, возвращение их, а потом неоднократное перемещение совершенно перепутали родовые счеты между ними. Многочисленные внуки Всеслава вступили в борьбу между собой из-за главного стола Полоцкого, но кто и овладевал Полоцком, тот ни мало не пользовался большим значением между своими родичами. Беспрерывные распри подорвали княжескую власть в Полоцке и обессилили, наконец, Полоцкое княжество до того, что оно подпало сильному влиянию князей смоленских. Да и не до Ливонии было Полоцкому князю в те времена, когда Мейнард явился с ходатайством о разрешении на проповедь христианства ливам, еще и по следующей причине. Полоцкие земли на западе никакими естественными границами ее отделялись от поселений литовских народцев. Бедность и недостатки всякого рода побуждали литовцев предпринимать набеги на соседей, более их зажиточных, на Русь и Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Их пример показывает, что если иные и из людей образованных не принимают небесной истины, не обращают ее в жизнь души своей: это зависит в них, как и в подобных им людях необразованных, не от истины небесной, а от свойства сердец их, от того, что они испорчены страстями. Преп. Спиридон и Никодим были люди простые: но как они возвысились духом! занятие их было очень простое – печение просфор: но они совершали его с любовью к Господу и братии и любовь обратила простое занятие в служение духовное. Спиридон был родом из села. При игум. Пимене (1132–1141 г.) пришел он в печерскую обитель работать Господу. Игумен назначил ему печь просфоры. Смиренный и трудолюбивый, полный страха Божия он выполнял поручение с полным усердием. Он считал это поручение за великую милость Божию, оставаясь с тем убеждением, что приготовляемый им хлеб назначается для бескровного служения Богу, для великой тайны Божией. Спиридон поступил в обитель вовсе безграмотным, – он «пришел не из города, а невежею селянином». – Но он понял, что закон Божий – свет путям нашим. И потому хотя был уже не молод, стал учиться грамоте и затем изучил псалтырь. Эту святую книгу он так усвоил душе своей, что знал ее всю наизусть. После того рубил ли он дрова, месил ли тесто, топил ли печь, готовил ли для печи просфоры, он непрестанно читал псалмы. Так подвизался раб Божий! И какую смелость духовную, какую силу чудесную приобрел он, подвизаясь таким образом! Раз от огня из печи загорелась кровля кельи его. Блаженный, взяв свою мантию, закрыл ею печь; а завязав рукава свитки своей власяной, побежал к колодезю, налил воды, принес к келье и залил огонь. – Ни мантия его не сгорела от огня, ни вода не пролилась из рукавов свитки. Это видели сбежавшиеся братья. Другом и сотрудником пр. Спиридона был пр. Никодим, такой же, как он, простак, но умудрившийся для Господа. Он делил с Спиридоном труды печения просфор, носил дрова и воду, месил тесто, а вместе с тем пребывал в молитве и пел псалмы. Так провели 30 лет и мирно почили угодные Господу рабы. 529 – Пр. Спиридон почивает в положении молящегося. Три первые перста правой руки его соединены совершенно ровно, а средний и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что, если бы кто захотел дать иное положение перстам ее, тот скорее мог бы переломать их, чем выполнить свое желание. Вот проповедь громкая для мнимых старообрядцев! М. Сильвестр замечает, что жизнь преп. Спиридона простиралась до 1139 г.: 530 но поскольку пр. Спиридон при игум. Пимене (1132–1141 г.) только что пришел в обитель, то подвиги его окончились, по всей вероятности, не прежде 1148 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Реестр русских князей Приводдится по изданию: Грушевский М.С. Иллюстрированная история Украины. М., Сварог и К. 2001 г. С. 529-531. Князья Киевские 1 Олег, княжил приблизительно до 913 или 914 2 Игорь, приблизительно 914— 946 3 Ольга, как регентша, приблизительно 946— 960 4 Святослав, сын Игоря, приблизительно 960— 972 5 Ярополк, сын Святослава 972— 979 6 Владимир, сын Святослава 979—1015 7 Святополк, сын Владимира 1015—1019 8 Ярослав, сын Владимира 1019—1054 9 Изяслав, сын Ярослава 1054—1068 10 Всеслав, из князей полоцких 1068—1069 11 Изяслав (9) во второй раз 1069—1073 12 Святослав, сын Ярослава 1073—1076 13 Изяслав (9) в третий раз 1076—1077 14 Всеволод, сын Ярослава 1077—1093 15 Святополк, сын Изяслава 1093—1113 16 Мономах, сын Всеволода 1113—1125 17 Мстислав, сын Мономаха 1125—1132 18 Ярополк, сын Мономаха 1132—1139 19 Вячеслав, сын Мономаха 20 Всеволод, внук Святослава (12), из черниговских князей 1139—1146 21 Игорь, брат Всеволода (20) 22 Изяслав, сын Мстислава 1146—1149 23 Юрий, сын Мономаха 1149—1150 24 Изяслав (22) во второй раз 25 Юрий (23) во второй раз 26 Изяслав (22) и Вячеслав (19) вместе 1150—1154 27 Ростислав, брат Изяслава (22) 28 Изяслав, внук Святослава (12), из черниговских князей 1154—1155 29 Юрий (23) в третий раз 1155—1157 30 Изяслав (28) во второй раз 1157—1158 31 Ростислав (27) во второй раз 1159—1161 32 Изяслав (28) в третий раз 33 Ростислав (27) в третий раз 1161—1167 34 Мстислав, сын Изяслава (22) 1167 --1169 35 Глеб, сын Юрия (23) 1169—1171 36 Владимир, сын Мономаха (16) 37 Роман, сын Ростислава (27) 38 Михалко, сын Юрия (23), из суздальских князей 39 Рюрик, сын Ростислава (27) 40 Ярослав, сын Изяслава (22) 41 Роман (37) во второй раз 1175—1176 42 Святослав, сын Всеволода (20), из черниговских князей 1176—1180 43 Рюрик (39) во второй раз 1180—1181 44 Святослав (42) во второй раз 1181 1194 45 Рюрик (39) в третий раз 1194-1200 46 Ингвар, сын Ярослава (39) 1200?—1202 47 Рюрик (39) в четвертый раз 48 Ростислав, сын Рюрика (39) 1204—1205 49 Рюрик (39) в пятый раз

http://sedmitza.ru/lib/text/443874/

Это может объяснить, почему до сер. ХХ в. «Учение» Кирика и факт его рождения неправильно датировались в историографии. Об этом В.П. Зубов в 1953 г. писал следующее: «В трудах о Кирике, как правило, дата написания его сочинения относится к 1134 г., а годом его рождения считается 1108 г.». Затем сообщается, на основе чего установлена верная датировка: «Как видно из всего текста «Учения» Кирика (имеется в виду Погодинский список. – Р.С.), эти даты следует заменить на 1136 и 1110 гг. На это обратил наше внимание А.П. Юшкевич». 239 Далее в той же работе В.П. Зубов развил эту тему: «Исправление цифры 6640, указываемой в рукописи, на 6644 диктуется всеми дальнейшими вычислениями и указаниями. Ср., например, параграф 6: «до сего лета 6640 четвертого». Вот почему неправы те исследователи, которые датируют сочинение не 1136 (6644 – 5508=1136), а 1134. Соответственно и год рождения Кирика (которому в момент написания труда было 26 лет, см. параграф 27) будет не 1108, а 1110». 240 Из текста В.П. Зубова следует, что исходным годом неверных дат (1134 и 1108 гг.) он считал 6640 г. («цифры 6640, указываемой в рукописи»). Однако при переводе последней годовой даты в эру от Р. Х. получаются другие годы, соответственно 1132 (6640 – 5508=1132) и 1106. Следовательно, исходным должен быть год, реконструирующийся в 1134 г., а это есть 6642 год, который при переводе в эру от Р. Х. дает «искомый» результат – 1134 г. (6642 – 5508=1134). Следовательно, В.П. Зубов не был прав, когда считал исходной «ошибочной» датой в рукописи Погодинского списка 6640 г. В действительности он не заметил/проигнорировал выносное «добро» (4) над числом 6640. Если допустить, что исследователями, неверно датировавшими «Учение» 1134 г., вынесенное над строкой «добро» могло быть спутано с «веди» (2) [что палеографически возможно], то дата должна восприняться как , (6642 г.), давая ошибочный 1134 год создания памятника и год рождения Кирика (неверный) – 1108 (вместо верных 1136 и 1110). Если бы Мазуринский список получил известность с самого начала изучения трактата Кирика, то указанного «информационного сбоя» не произошло бы, так как в нем (Мазуринском списке) все «буквенные» цифры года написаны в строке, и дают верное значение – (6644/1136).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть IX. Исландские сочинения (Г. В. Глазырина) Памятники историографии и законодательства Исландии принадлежат к числу наиболее ранних произведений, созданных на древнеисландском языке. Двумя важнейшими трудами, в которых дается обзор истории Исландии со времени заселения острова в 70-х гг. IX в., являются «Книга об исландцах», написанная священником Ари Мудрым, – сочинение, оказавшее огромное влияние на всю позднейшую литературу Исландии, – и «Книга о занятии земли» – важный источник, содержащий генеалогические и исторические свидетельства об исландских первопоселенцах, их семьях и их потомках. Ценный материал по истории средневековой Исландии предоставляет свод законов «Серый Гусь», в статьях и положениях которого зафиксированы нормы, регулировавшие повседневную жизнь на острове Исландия и отношения между населявшими его людьми. Структура данного раздела основана на хронологии создания указанных памятников: сочинение Ари Мудрого «Книга об исландцах» относится к 1122–1132 гг., запись судебника «Серый гусь» в рукописи «Codex Regius» ок. 1260 г., создание «Книги о занятии земли» датируется 1275–1280 гг. IX.1. Ари Торгильссон. «Книга об исландцах» «Книга об исландцах» («Islendingabk») была написана на исландском языке священником Ари Торгильссоном (Ари Мудрым, 1067/68–1148) в 1122–1132 гг. В ней рассказывается об основных событиях истории Исландии с 70-х гг. IX в. по 1118 г.: о заселении острова (глава 1), о первопоселенцах и введении законов (глава 2), об учреждении альтинга (глава 3), о календаре – о продолжительности года и високосных годах (глава 4), о разделении Исландии на четверти (глава 5), о заселении Гренландии в конце X в. (глава 6), о принятии христианства (глава 7), о деятельности иноземных епископов, проповедовавших в Исландии (глава 8), а также приводятся генеалогические данные. Две последние главы посвящены рассказам о первых исландских епископах: епископе Ислейве Гицурасоне, рукоположенном Папой Римским в 1056 г. (глава 9, в которой также перечисляются имена и сроки пребывания в должности законоговорителей на альтинге), и епископе (избранном епископом в 1081 г. после смерти своего отца) Гицуре Ислейвссоне (глава 10). Изложение событий в труде Ари Мудрого отличается объективностью: приводимые в «Книге об исландцах» сведения обстоятельно документированы ссылками на информантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тит , еп. Бострийский (IV в.), составил обширный трактат против манихеев, в котором затрагивается проблема З. Согласно автору, «зло не существует как сущность». Оно также не противостоит Богу в качестве некоего безначального начала материи» ( Titus Bostrensis. Adversus Manichaeos. II 1//PG. 18. Col. 1132). Отвечая на вопрос о происхождении З., Тит утверждал, что «среди сущих нет ничего злого по сущности» (Ibid. Col. 1132-1133). Настоящим и действительным З. является человеческая неправедность. Бог поставил человека над всем мирозданием и поручил ему различать добро и З., но человек, неразумно воспользовавшись своей властью над природой, произвел грех (Ibid. Col. 1133). Изгнание падших ангелов. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии». XVI в. (СИХМ) Изгнание падших ангелов. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии». XVI в. (СИХМ) Значительное внимание проблеме З. уделялось в сочинениях представителей каппадокийской школы . Свт. Василий Великий , еп. Кесарии Каппадокийской (IV в.), отрицал субстанциальный характер З., посвятив этому особую проповедь ( Basil. Magn. Hom. 9; ср.: Idem. Hom. in Hex. 2. 4). Разбирая в полемике с еретиками вопрос о происхождении З., свт. Василий отмечал, что З. не происходит от Бога, поскольку ничто не происходит от своей противоположности (Hom. in Hex. 2. 4). Предельное внешнее З.- адские мучения - «не Бога имеют своей причиной, а нас самих, потому что начало и корень греха находится в нашей воле и свободе» (Hom. 9//PG. 31. Col. 332). Поэтому З. в собственном смысле слова является грех, к-рый «зависит от нашего произволения» (Ibid. Col. 337-340) и «имеет свое начало в отпадениях, совершенных по свободной воле» (Hom. in Hex. 2. 5). Свт. Василий предлагал такое определение З.: «Зло не есть какая-то живая и одушевленная сущность, но определенное состояние души (διθεσις ν ψυχ), противоположное добродетели» (Ibidem). Свт. Василий различал 2 вида З. (Hom. 9//PG. 31. Col. 341; ср.: Ibid. Col. 333; Hom. in Hex. 2. 5): З. мнимое (τ δοκον κακν), т. е. то, что «лишь представляется злом нашему восприятию» (сюда относятся: телесная болезнь, физические раны, недостаток необходимого, бесчестие, утрата имущества, смерть, природные катаклизмы - Hom. 9//PG. 31. Col. 336), и З. действительное (τ ντως κακν), под к-рым понимаются человеческое несовершенство и грехи. Различие между 1-м и 2-м видом состоит в том, что 1-е З. не зависит от свободы человеческой воли, а 2-е - зависит. 1-й вид зла играет положительную роль в жизни мира; свт. Василий уподоблял его врачебному вмешательству в течение болезни.

http://pravenc.ru/text/199913.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010