21:2—6. 1077 Ср.: Исх. 16:5. 1078 Отметим, что, согласно 66-му Апостольскому правилу, постящиеся (речь идет о соблюдающих строгий пост) в субботу или в воскресенье клирики лишаются сана, а миряне подвергаются отлучению. Ср.: 55-е правило Трулльского Собора и 18-е правило Гангрского Поместного Собора. Единственное исключение из этого правила — строгий пост в Великую субботу. 1079 Конъектура Кройманна. В рукописи употреблено прошедшее время глагола. 1080 Ср.: Tert. Adv. Marc., IV, 11, 6. 1081 Ср.: Лк. 6:7. 1082 Кройманн предлагает такую реконструкцию: «что другой Христом нигде не был проповедован». 1083 Конъектура Кроймана. В рукописи: «Он». 1084 См.: Исх. 20:10. 1085 См.: Исх. 12:16. 1086 Ср.: Лк. 6:5. 1087 Ср.: Ис. Нов. 6:3—4. 1088 Ср.: Ис. 1:14. 1089 Ср.: Ис. 29:13. 1090 Ср.: Ис. 58:13; 56:2. 1091 См.: Мф. 5:17. 1092 По мнению Кройманна, здесь пропуск: «соскоблив это речение». 1093 Ср.: Быт. 2:3. 1094 В Библии не говорится, что воскрешение ребенка произошло в субботу. Напротив, там сказано, что день, в который его мать отправилась к пророку к горе Кармил, не был субботним (4 Цар. 4:23, 25). 1095 Ср.: 4 Цар. 4:32—37. 1096 Ср.: Ис. 35:3. 1097 Ср.: Лк. 6:12. 1098 См.: Ис. 40:9. 1099 См: Мк. 1:22; Мф. 7:29; ср.: Лк. 4:32. 1100 См.: Ис. 52:6. 1101 См.: Наум 1:15; ср.: Ис. 52:7. 1102 См.: Пс. 22 21:3. 1103 См.: Пс. 3:5. 1104 Ср.: Лк. 6:13—16. 1105 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Почему же он избрал двенадцать апостолов, а не какое-нибудь другое количество, чтобы и на этом основании я не мог истолковать его как моего Христа, предсказанного не только словами пророков, но и знаками деяний?» 1106 Ср.: Числ. 33:9. 1107 Ср.: Исх. 28:17—21. 1108 В Библии не сказано, что камни были положены в Ковчег Завета. Ср.: Ис. Нов. 4:4—9. 1109 См.: Ис. 43:19. 1110 Ср.: Быт. 17:5. 1111 Ср.: Быт. 17:15. 1112 Т. е. Осии, ср.: Числ. 13:17. 1113 Ср.: Ис. 8:14. 1114 Ср.: Лк. 6:17—19. 1115 См.: Пс. 87 86:4—5. 1116 См.: Ис. 49:12. 1117 См.: Ис. 49:18. 1118 См.: Ис. 49:21. 1119 «Извращенность», очевидно, в том, что Христос неотделим от традиции пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Достоевский (уже после смерти Григорьева) писал: «я полагаю, что Григорьев не мог бы ужиться вполне спокойно ни в одной редакции в мире» («Биография, письма…», стр. 212). 1072 Сочинения (изд. Страхова), стр. 618 1073 Ibid., стр. 469. 1074 Ibid… стр. 202. 1075 Ibid., стр. 202. 1076 Ibid., стр. 615. 1077 Материалы…, стр. 150. 1078 Материалы, стр. 288. 1079  Ibid., стр. 413. 1080 Ibid., стр. 187. 1081 Сочинения, стр. 202. 1082 Страхов признается (Биография… Достоевского, стр. 205), что «мысль о новом направлении занимала меня особенно под влиянием Ап. Григорьева». 1083 Материалы…, стр. 220 1084 Флоровский. Ор. cit., стр. 305. 1085 См. Сочинения. Статья «О правде и искренности в искусстве», 1086 Сочинения Страхова никогда не были в полноте изданы, — большею частью издавались в отдельных книгах его журнальные статьи (таковы, натр., книги «Мир, как целое», «Борьба с Западом в русской литературе», «Из истории литературного нигилизма»). Очень важна его переписка с Толстым (II–oй том в сборнике Толстовского Музея). О Страхове, прежде всего, см. Колубовский, Вопр. Фил. и Псих. N 7 (1891 г.). Прекрасную характеристику Страхова, как мыслителя, дает В. В. Розанов в статье в Вопросы Фил. и Псих. 1890 г.) — статья перепечатана в книге «Литературные изгнанники». См. также Чижевский (Гегель в России, ч. III, § II, стр. 266–284), Розанов, Идея рационального естествознания (о Страхове), Рус. Вестник, 1892 г., VIII. Важны также Воспоминания Страхова о Достоевском (Биография, письма… Достоевского), в которых есть не мало автобиографических заметок. Бегло о Страхове говорит Яковенко в чешской книге (по истории рус. филос.). См. также Вл. Соловьев. (Статьи «Национальный вопрос в России». Вып. II, §§ IV, V, VII. Сочин. Т. V). 1087 См. подробную библиографию в статье Колубовского. 1088 Вл. Соловьев. Сочинения, т. V, стр. 260. 1089 Розанов. Вопр. Фил. и Псих., стр. 31. 1090 Ср. исследование А. И. Ильина о Гегеле. 1091  Борьба с Западом… кн. 1 (1882), стр. XI. 1092 О гегельянстве его см. подробнее у Чижевского. 1093

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Под 6522 (1014) г. «Повесть временных лет» и НС (Н1 мл.) содержат одно и то же сообщение об отказе Ярослава платить дань от Новгорода Киеву. Это часть цельного рассказа, впоследствии разделенного вставкой даты 6523 (1015) г. на две части. Он начинался с сообщения о том, что новгородские посадники собирали дань в сумме 3000 гривен, из которых две трети отправляли в Киев, а одну треть оставляли в Новгороде на содержание дружины. Почему именно Ярослав отказался платить «урочное», в летописях не говорится. Осложнение ситуации в Новгороде было вызвано прежде всего резким сокращением поступления серебряной монеты из Средней Азии. 856 Как указывает М. Б. Свердлов, теперь уже стало невозможно выплачивать те огромные дани, которые раньше шли в Киев. Эта сумма составляла из расчета гривны в 200 гр. 4 ц. серебра, из расчета 100 гр. – 2 ц. Можно предположить, что киевская дань не была уменьшена, хотя общий объем таможенных сборов в Новгороде сократился. 857 Очевидно, летописная датировка верна: речь шла о дани, собранной осенью 6522 (1014) г. и не отправленной в Киев. Владимир распорядился готовиться к походу на мятежного сына, но заболел. Продолжение рассказа помещено уже под следующим 6523 (1015) г.: Ярослав послал «за море» и нанял для войны с отцом варягов. В разгар подготовки к походу князь умер. А. А. Шахматов полагал, что это новгородская запись 1017 г. Через Новгородский свод 1050–1078 гг. она попала в НС 1093 г., а в летописании Ярослава вообще не говорилось о его столкновении с отцом. 858 В НС первоначальный текст был отредактирован и в таком виде сохранился в Новгородском своде XII в. (Н1 мл.) и «Повести временных лет». Подстегнуть выступление братьев, поддержанное их дружинами и горожанами, должно было и предполагаемое наделение властью младших сыновей в обход прав старших. А. В. Назаренко полагает, что св. Владимир явно нарушил традицию разделения государства на равные уделы, назначив своим наследником св. Бориса. 859 Титмар Мерзебургский утверждает в 73-й главке книги VII, что Владимир «умер в преклонных летах, оставив все свое наследство двум сыновьям, тогда как третий до тех пор находился в темнице». 860 Так как главы 72–73 книги VII писались в течение конца 1017 – начала 1018 г., то, говоря только о трех сыновьях, Титмар мог иметь в виду основных участников междоусобицы, последовавшей за смертью Владимира. 861 Их было действительно трое, Святополк, Борис и Ярослав, но последний никак не мог быть одним из двоих наследников, так как осенью 1014 г. сам выступил против отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вдоль Адриатического побережья Апулии. Будучи однотипными базиликами с выраженной трансептом алтарной частью, эти храмы различаются устройством опор, ритмом аркад, структурами фасадов. Большинство их содержат обширные крипты, а в соборе Сан-Никола-Пеллегрино в Трани (1099 - кон. XII в.) крипта состоит из 2 частей: одна расположена под алтарем, другая - под алтарем и под всем центральным нефом, с выходом перед зап. фасадом, под лестничными маршами. Собор Санта-Мария-Ассунта в Трое, к юго-западу от Фоджи (1093 - ок. 1120), стилистически восходит к традиции Пизы и Лукки: нефы разделяют высокие аркады на колоннах; галереи отсутствуют; исполненные 2-цветной кладкой фасады оформлены аркатурой на пилястрах, с окнами разной формы и с ромбовидными рамами. Пучковые столбы делят нефы в соборах Санта-Мария в Руво-ди-Пулья близ Мольфетты (кон. XII - сер. XIII в.) и Трани, где центральный неф и трансепт имеют стропильное перекрытие. Строгие, крупные формы фасадов Трани сочетаются с утонченными деталями: порталами, оконными обрамлениями, аркатурами и скульптурами, многие из к-рых представлены на сильно выдвинутых полках-кронштейнах. В отличие от этих базилик собор Сан-Катальдо в Таранто (кон. XI в.- до 1160) устроен крестообразно: концы трансепта значительно выступают по сторонам основного объема базилики. Стены храма оформлены рядами маленьких плоских ниш и карликовыми аркадами. Аркаду содержит и высокий цилиндрический барабан, венчающий средокрестие. Карнизы с дентикулами и формой и декором подтверждают ориентацию мастеров на античные образцы. Большая группа 3-нефных базилик в Апулии продолжает местную традицию завершения куполами по оси. Один из самых хорошо сохранившихся образцов - ц. Оньиссанти-ди-Кути близ Валенцано, недалеко от Бари (между 1062 и 1078),- 3-нефная базилика с 4 столбами и 3 куполами (квадратные барабаны, пирамидальные кровли) над центральным нефом. В соборе Сан-Коррадо в Мольфетте (посл. четв. XII - нач. XIII в.) романская структура центрального нефа увенчана 3 куполами на парусах, покоящимися на 4 мощных пучковых столбах.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

За Киевом по богатству и значению следовал Чернигов, доставшийся второму Ярославичу и т. д. Как владели Ярославичи Русской землей при дальнейших переменах в наличном составе их семьи? В 1057 тоду умер четвертый Ярославич Вячеслав смоленский, оставивши сына. Старшие Ярославнчи перевели в Смоленск Игоря с Волыни, а на его место на Волынь перевели из Ростова племянника Ростислава. В 1060 г. умер другой младший Ярославич Игорь смоленский, также оставивший сыновей. Старшие братья не отдали Смоленска ни этим сыновьям, ни Ростяславу. Последний, однако, считал себя въправе переместиться по очереди с Волыни в Смоленск, осердился на дядей и убежал в Тмуторокань собирать силы для мести. В 1073 году Ярославичи Святослав и Всеволод заподозрили старшего брата Изяслава в каких-то кознях, направленных против братьев, и выгнали его из Киева. Тогда вь Киеве сел Святослав, а в Чернигов перешел на его место Всеволод. Вь 1076 году Святослав умер; на его место из Чернигова перешел Всеволод. Но скоро Изяслав вернулся на Русь с польской помощью. Тогда Всеволод уступил ему Киев и воротился в Чернигов. По смерти Изяслава в 1078 году Всеволод, единственный из сыновей Ярослава, остававшийся в живых, снова переместился на старший стол в Киев. В 1093 году умер Всеводод. На сцену тогда выступает поколение внуков Ярослава и на киевский стол садится сын старшего Ярославича Святополк Изяславич. Достаточно перечисленных случаев, чтобы видеть, какой порядок владения установился между Ярославичами. Они не являются постоянными, неподвижными владельцами областей, доставшихся им по разделу: с каждой переменой в наличном составе княжеской семьи младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость. Это передвижение следовало известной очереди, совершалось в порядке старшинства князей. В этой очереди выражалась мысль о нераздельности княжеского владения Русской землей: Ярославичи владели ею не разделяясь, а переделяясь, чередуясь по старшинству. Эта очередь устанавливала изменчивое соотношение наличного числа князей с количеством княжеских волостей или владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1 тепло и уютно (фр.). 1078 2 Из стихотворения В.Соловьева " Бедный друг, истомил тебя путь… " . 1079 3 " Смысл тревоги " Ролло Мэя (англ.). 1080 1 Anxiety (англ.) – тревога, беспокойство; мед. патологическое состояние тревоги, беспричинного страха. 1081 2 Поль Валери: " Любой взгляд на вещи, который не странен, неверен. Если что-либо реально, оно может только потерять свою реальность, превратившись в нечто знакомое и обычное. Размышлять в философии – значит возвращаться из обычного к странному и в странном встречать реальное " (фр.). 1082 1 " Убитые вещи " (фр.). 1083 2 " опыты " (англ.). 1084 3 " духовности " (англ.). 1085 4 " Культуру нельзя выдумать " (фр.). 1086 5 Из стихотворения Е.Баратынского " Молитва " . 1087 6 К.С.Льюиса " Радостный христианин " . 1088 7 " …что такое анликанство, как не приспособленное к английскому темпераменту христианство – невозмутимое, благовоспитанное, прекрасно себя ведущее в часовне Оксфордского колледжа? Льюис – мастер уговаривать не до конца уверенных хорошего человека, который хотел бы быть христианином, но спотыкается о свой разум… Льюис всегда укрепит сомневающегося, обратит душу, готовую обратиться… И все же радость существует, и должен же существовать ее источник. Когда мы найдем источник, который есть Бог, нам, возможно, уже не нужна будет радость. То есть до тех пор, пока мы не перейдем к " серьезному бизнесу " Рая… " (англ.). 1089 1 " Распутин или гипнотическое очарование " (фр.). 1090 2 См. 1Кор.12:10. 1091 3 К.С.Льюис " Письма К.С.Льюиса " (англ.). 1092 1 С.176: " Попомните мои слова вы скоро увидите развитие как левого, так и правого псевдобогословия – гнусность появится там, где ей нельзя быть… " 1093 2 второстепенно, незначительно (англ.). 1094 3 за все надо платить (фр.). 1095 1 " новая атмосфера! " (англ.). 1096 2 " сексуальной ориентации " , " сексуальных предпочтениях " (англ.). 1097 1 операция на открытом сердце (англ.). 1098 2 манерность (фр.). 1099 1 блаженство (англ.). 1100 2 машину скорой помощи (англ.). 1101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Под 1093-м годом летописец, сообщая сведения о кончине вел. князя Всеволода, между прочим, говорит, что он в старости «нача любити смысл уных, свет творя с ними; си же начаша заводити и, негодовати дружины своея первые и людем не доходити княже правды, начаша ти унии грабити, людей продавати, сему не ведущу в болезнех своих». Историк Соловьев, объясняя это место, говорит, что «нет нужды разуметь здесь под молодыми (юными) именно молодых летами: трудно предположить, что Всеволод, на старости лет, покинул своих ровесников и окружил себя юношами» ... Под молодыми людьми разумеются у летописца люди новые: «новая дружина, приведенная Всеволодом из Чернигова и Переяславля, которая противополагается первой (оставшейся после смерти прежнего киевского князя)». Объяснение очень искусственное (отступление от прямых речей летописца: юные=ноные; вступил Всеволод на великокняжеский стол, – во второй раз, прочно, – в 1078 году, а смысл юных=дружины, прибывшей с ним, полюбил в старости). По моему мнению, в прикровенных (дипломатических) речах летописца об новых любимцах в. князя слышится явственный намек на младшего сына Всеволода, от второго брака, Ростислава, жившего при отце и далеко по своим нравственным качествам несхожего со своим старшим братом, набожным, справедливым и сострадательным к народу Владимиром Мономахом (и, разумеется, также на покорную его велениям дружину). В оправдание моего понимания указанного места в первоначальной летописи приведу следующие данные и соображения. а) Прежняя, старая («первая своя») дружина в. князя Всеволода противополагается летописцем людям юным, т. е, дружине новой, отстранившей от в. князя прежнюю. – У кого могла быть эта юная дружина как не у юного (23-летнего) Ростислава? Это первое. А затем, как могли бы укрыться от в. князя, хотя и болезненного, такие вопиющие дела, как грабежи и продажа людей, без сомнения, вызывавшие ропот и жалобы, – если бы эти дела были совершаемы не самыми близкими по своим родственным связям и влиянию на князя лицами (в данном случае сыном Ростиславом)? – Не эти ли лица (буде в означенных неправдах они не были повинны) прежде всего довели бы до сведения в. князя о действительном положении дел?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

1078 r.), Святослава (род. 1027 г. упом. в 1076), Всеволода (род. 1030 г. ум. 1093), Вячеслава (род. 1033 или 1036. ум. 1057), и Игоря (год рождения неизвестен; ум. 1052). Время рождения детей у сыновей Ярославовых в Летописи по большей части не означено. Но известно, что сын Владимира Ярославича Ростислав в 1064 г. уже производил набеги на Тмутаракань и овладел ею (Ист. Гос. Рос. Т. 2. стр. 42) У Изяслава Ярославича в 1050 г., родился сын Святополк (пр. 168); старее его был брат его Мстислав Изяславичь. Таким образом около 1050 г., проповедник мог указать и на правнуков Св. Владимира – Ростислава Владимировича, Мстислава и Святополка Изяславичей. 14. III. Слово Святого Иллариона, митрополита Киевского 175 Потщимся, братие и сестры, к вечней жизни светлей, яже нам Господь, по своей милости, туне даеть, и сея временныя и сквериеныя, аки змииных ядовитых устен, бегаемь и не прикасаемся ей. Господу Богу уготовивъшю небеса и нас позвавъшю, то мы, сему телу годяще сном и питиемь и брашномь и сластьми греховными, отречемся царства небеснаго и Позвавшаго ны в не. Он же уготовал брак Сыну своему, реку же царствие, и посла рабы своя звати, рекше Пророкы и Апостолы и Мученики, то мы отрицаемся, глаголюще: жену поях, и пе успею ити, и паки: волы купих, и искусити их иду; и еще глаголющим: село купих, и идох его соглядати, и инеми жития сего делы 176 отрицаемся вечныя жизни. Не слышим ли Господа глаголавша: не пцетеся о утрешнем, что ясте, или что пиете, или во что облечетеся. Возрите на птица небесныя, како не сеють, нн жнуть, ни сбирають в житницю свою; и цветець сельных, како ти растуть не тружающеся, ни пекущеся ни о чем же. To мы слышаще, братие, вспрянем днесь, потщимся, пойдем не късняще по ускому пути, въводящему ны в царство небесное; въдадимь телеса своя в труд и на поты и молитву и на вздержания, на частое покланяние. Царство бо, рече, небесное нужно есть, и нудящеи ся въсхитают е. To почто си не жалим 177 , яко своею леностью и слабостью дьяволу годяще, лишаемься вечныя жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf 53. Владимир II Всеволодович, прозванием Мономах, великий князь киевский сын Всеволода I Ярославича, великого князя киевского, от брака с греческой царевной, «мономахиней», достоверно неизвестной по имени (см. 30). Родился в Киеве в 1053 г.; 13-летним ребенком уже ходил из Переяслава (Полтавского), удела его отца, к Ростову в 1066 г.; из Смоленска посылался отцом к Владимиру-Волынскому и Бресту в 1068 г.; опять ходил к Владимиру в 1069 г.; получил в удел от дяди своего Святослава II Ярославича, великого князя киевского, Смоленск в 1073 г.; по приказанию того же дяди ходил с сыном его Олегом (см. 154) через Чехию (Богемию) за Глогау (в нынешней Селезни) против немецкого императора Генриха IV в 1075 г.; по приказанию другого дяди, Изяслава I Ярославича, великого князя киевского, дважды ходил на Полоцк в 1077 г.; вместе с отцом и дядей осаждал Чернигов и был в бою на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г.; по вокняжении отца в Киеве посажен на столе черниговском, опустошил владения полоцкие, бился на р. Десне с половцами в 1079 г.; смирил торков в 1080 г.; ходил на вятичей в 1082 г.; преследовал Ростиславичей, князей-изгоев (безместных), отогнал за Хороль половцев, взял «изъездом» (внезапно) Всеславов Полоцк, не оставя там «ни челядина, ни скотины», в 1083 г.; отнял у Ростиславичей Владимир-Волынский и возвратил его Ярополку Изяславичу летом 1084 г.; по удалении того же Ярополка, друга Мономахова, в Польшу, захватил его город Луцк с семьей и имуществом беглеца в 1085 г.; но успел примирить Ярополка со своим отцом в 1086 г. и послал сына своего, Мстислава, на стол новгородский, покинутый Святополком II Изяславичем, в 1088 г.; уступив по смерти отца стол киевский этому же Святополку как старейшему князю, бился с половцами на р. Студне под Киевом, тут потерял единственного брата своего Ростислава, князя переяславского, и, осажденный Олегом в Чернигове, без кровопролития удалился в Переяслав в 1093 г.; отсюда вместе с великим князем Святополком II ходил громить «вежи» (станы) половецкие и на Святославичей, князей черниговских, к Смоленску в 1095 г.; снова утвердился в Чернигове, отнятом у Олега, в 1096 г.; за вероломное ослепление Василька, князя теребовльского (см. 50), после любечского съезда князей в 1097 г. начальствовал осадою Киева, но, упрошенный мачехой своей, не отнял его у Святополка в 1098 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

дел мира 1066 дагеротипической 1067 теми людьми 1068 они одни 1069 какого-нибудь сурьезного 1070 В подлиннике: внутренную 1071 ему 1072 Но я с вами заговорился 1073 пришлось мне 1074 Далее начато: Не откладывая 1075 добрый купец 1076 В подлиннике: Еврема < описка?> 1077 о всяком 1078 что-нибудь еще 1079 В подлиннике: Егорьевна 1080 подумал при этом случае 1081 думаю то 1082 и что 1083 с которым он зн 1084 видеть 1085 под спудом 1086 словам 1087 воспитавшимся 1088 сочинения лите 1089 разумея в ее высоком смысле 1090 рассмотреть, что такое нынешнее время 1091 хладнокровно рассмотреть и взвесить 1092 слышу теперь 1093 знают опытно такие дела, которые хотят постигнуть 1094 последнее время 1095 прекрасных 1096 несколько грубых 1097 светские 1098 было 1099 достигнуло бы 1100 и если бы мне сказали, что всё это было сон 1101 или (как выражаются) не изглубили 1102 В подлиннике: в возможности 1103 изъявляли желание 1104 всю зиму 1105 не будем выводить 1106 ва 1107 глядеть на пустые мелочи, принимать их к сердцу 1108 В подлиннике: некои 1109 что 1110 Далее начато было: Зачем 1111 поступать 1112 душе моей 1113 покаместь 1114 всякий, кто сколько-нибудь 1115 желал бы снятья 1116 данной 1117 и потому несмотря ди 1118 Далее начато: Что в нем именно и действительно есть правда 1119 довольства 1120 Если выступите действовать в эту минуту, то , которым вы захотите передать или истолковать что-нибудь, прежде всего ув 1121 момент 1122 от всех, как действующих в Европе, так и наблюдающих 1123 мне 1124 в Англию 1125 о том и другом 1126 верхушке 1127 время смут и недоразумений 1128 внимания 1129 обещает писателя 1130 От Погодина 1131 ты прибавь кое-что в их пользу и 1132 стоит войти 1133 Пожалуста, придумай 1134 пробыл со мной 1135 осталось тоже 1136 В подлиннике: середины 1137 только теми, в которых преобладательно заключился 1138 всякого 1139 мужи 1140 которые обрисовали весьма верно двумя изреченьями насчет 1141 [вероятно] обоих, разумеется 1142 всего 1143 пощупать 1145 чудовищные 1146 но на исключительно пристальное, близкое созерцание его умными 1147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010