Камень прокаженного в Лланридиане, полуостров Гауэр      После смерти Ильтуда его именем были названы бесчисленные храмы, часовни, населенные пункты и другие объекты. На протяжении нескольких веков как отдельная святыня почитался личный колокол святого Ильтуда, подаренный ему святым Давидом, покровителем Уэльса. Считается, что в правление Вильгельма Завоевателя (1066-1087) по заступничеству преподобного Ильтуда население Гламоргана чудесным образом избежало смерти от рук жителей Хен Огледда (общее название мелких кельтских послеримских королевств на севере Англии и юге Шотландии). Основанные Ильтудом монастырь и школа сначала подверглись нападению викингов в конце X века, после чего монастырская церковь использовалась как коллегиальная церковь (управляемая канониками капитула) и, наконец, как община, прикрепленная к аббатству Тьюксбери в Глостершире (Англия) до его закрытия во время Реформации. Церковь св. Ильтуда в Ллантуит-Мейджоре, Вейл-оф-Гламорган      Сегодня на месте бывшего монастыря святого Ильтуда стоит маленький прибрежный городок Ллантуит-Мейджор — он расположен рядом с Бристольским заливом в округе Вейл-оф-Гламорган. В городе сохранилась относящаяся к XIII веку церковь во имя святого Ильтуда, стоящая приблизительно на месте древнего кельтского монастыря Ллантуит. Это одна из старейших и наиболее значимых приходских церквей Уэльса. Храм содержит большое собрание старинных фресок, настенной живописи, а также скульптур святых, игуменов и королей (датируются ранним кельтским и средневековым периодами). Сегодня Ллантуит снова стал местом паломничества, а недавно здесь проводились масштабные восстановительные работы. Храм разделен на две части: западную (норманнскую) и восточную (более позднюю, XIII века). В прошлом западная часть использовалась для богослужения горожанами, а в восточной части до самого роспуска монастырей молились монахи. После Реформации восточная часть стала использоваться как приходская церковь, в то время как западная часть стала постепенно приходить в упадок.

http://pravoslavie.ru/98796.html

Русский перевод опубликован в СССР в 1990 г . 25 Евангелие от Фомы — шутка; имеется в виду не апокрифическое Евангелие, приписывавшееся Апостолу Фоме, а богословские труды Фомы Аквинского. 26 Бог работал в мастерской Иосифа — согласно преданию, приемным отцом Христа был плотник Иосиф, и Христос в юности помогал ему. 27 «Серебра и золота нет у меня», – ответил Петр нищему и, вместо подаяния, исцелил его, сказав: «Встань и ходи» (Деян. III, 6). 28 Томсон Фрэнсис (1859 — 1907) — английский поэт. 29 Торквемада Томас (1420 — 1498) — с 80–х годов глава испанской инквизиции, жестокий преследователь еретиков и евреев. Инквизиция была в руках доминиканцев. 30 ФpuдpuxII (1194 — 1250) — германский король, император Священной Римской империи с 1212 г ., отличался вольнодумством в вопросах религии. 31 Отец Теобальд Мэтью (1866 — 1939) — католический священник, боролся с пьянством. 32 Азиатское отчаяние — ересь альбигойцев; святой Доминик был вдохновителем крестового похода против альбигойцев (альбигойские войны 1209 — 1229). 33 Минориты — «меньшие братья», монахи нищенствующих орденов (францисканцы и доминиканцы). 34 «Лают собаки…» — английская народная песня, связанная либо с появлением многочисленных нищих в правление Генриха VIII (первая пол. XVI в.), который разорил монастыри и существовавшие при них приюты для бедных, либо с нашествием в Англию в конце XVII в. голландцев — спутников нового короля, Вильгельма Оранского. Голландцы приезжали в новое королевство с надеждой разбогатеть, и в то время слова «голландец» и «нищий» были для англичан почти синонимами. Честертон придает этой песенке еще большую древность, относя ее к XIII веку. 35 Пер. С. Маршака. 36 «Dominicanes» — «псы Господни» — так осмыслялось имя последователей святого Доминика — доминиканцев. 37 Багрянородный, т. е. «родившийся в пурпуре», царского происхождения. 38 Норманны, иначе — викинги, на Руси их называли варягами — жители Скандинавии, в VIII — XI вв. были морскими разбойниками, совершавшими набеги почти на все области Европы. Одним из крупнейших завоеваний норманнов было герцогство Нормандия (ныне на территории Франции), основанное в середине X века. В 1066 г . герцог Нормандии Вильгельм (1027 — 1087) стал английским королем. («северная стрела»). Другая часть норманнов во главе с Рожером (1095 — 1154) отправилась на юг Италии и в Сицилию, основав в 1130 году Сицилийское королевство. 39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

1066. См.: Василий Кесарийский. Письма 58–60. 1067. См.: Он же, Письма 225, 233. 1068. См.: Он же, Письма 237, 239. 1069. См.: Григорий Нисский. Письмо 6.6–11. 1070. См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 15; Письмо 19. 1071. См.: Он же, Послание о жизни святой Макрины 16. 1072. См.: Он же, Письмо 19.11. 1073. См.: Он же, Письмо 19.5. 1074. См.: Он же, Письма 5, 18, 19.16—18, 22.1—2. 1075. См.: Кодекс Феодосия 16.1.3; Созомен. Церковная история 7.9.6. 1076. 1 См.: Григорий Нисский. Письмо 2.12—13. 1077. См.: Он же, Письмо 3. 1078. См.: Он же, Письмо 2.16—18. 1079. См.: Он же, Письма 6.10, 18.5, 21.2. 1080. Большое огласительное слово 5. 1081. Там же. 1082. Там же. 1083. Об устроении человека 2. 1084. Там же 3. 1085. Об устроении человека 8. 1086. Там же. 1087. Ср.: «…Поскольку, согласно этой последовательности, из принявших жизнь через плоть чувственное может быть само по себе без умной природы, но словесное не иначе возникает в теле, как только срастворившись с чувственным, то последним после произрастающего и пасущегося был устроен человек, ведь природа известным образом шла вперед к совершенству. Таким образом, природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков жизни, совершает восхождение от самого малого к (Там же, рус. пер. В. М. Лурье, цит. по изл.: Григорий Нисский, св. Об устроении человека/Пер., послесл. н прим. В. М. Лурье. СПб., 2000. Сс. 32–34). 1088. Об устроении человека 16. См. также: О надписании псалмов 1.3. 1089. Об устроении человека 16. 1090. О душе и воскресении: PG 46, 41 С. 1091. О смерти 41–42 (GNO); О душе и воскресении: PG 46, 40. 1092. Такое использование понятие «подобие» см., например, в трактате «О душе н воскресении» (PG 46, 89С-92А). 1093. Об устроенни человека 16, см. также: Там же 22, 29. 1094. Там же 20–29. 1095. PG 45, 120С; см. также т. н. 38 письмо свт. Василия Великого, принадлежащее, как считают современные исследователи, свт. Григорию Нисскому (HubnerK Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius: Zum unterschiedlichen Verstandnis der ousia bei den kappadokischen Briidern//Epektasis: Melanges patrisdques offerts au cardinal Jean Danielou/Eds. J. Fontaine, Ch. Kannengiesser. Paris, 1972. Pp. 478–481; Fednick P. Commentary of Gregor) " of Nvssa on the 38th Letter of Basil of Caesarea//Orientalia christiana. periodica " 44:1,1978. Pp. 31–51).

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

Вильгельм передал церковное управление нормандским монахам и епископам. Он сделал воина-епископа, своего брата Одо из Байё, королевским наместником на время своих отъездов в Нормандию. Ланфранк стал архиепископом Кентерберийским. Вильгельм норманизировал весь английский епископат. Епископы Ательмар из Элмхама, Ательрик из Селси и Леофвин Личфилдский ушли, и к 1080 году единственным епископом-англичанином оставался кроткий Вулфстан Вустерский. Норманизация епископата сопровождалась норманизацией монастырей. В 1066 году в Англии действовало 35 независимых монашеских общин под руководством игуменов и игумений, понимавших, что Вильгельм хочет уничтожить подлинную монашескую жизнь в обителях и заменить подвизающихся там нормандскими воинами-монахами или учеными. Игумены Альфвиг Винчестерский, дядя короля Гарольда (последнего донормандского английского короля) и Леофрик из Питерборо умерли от ран, полученных от рук нормандцев. Преемник Леофрика, игумен Бранд, «муж очень благочестивый и мудрый», был дядей уже упомянутого знаменитого Хереварда из Борна. Игумен Ательсиг Кентерберийский помог организовать сопротивление в Кенте; другие, как, например, игумены Ательнот Гластонберийский, Годрик из Уинчкомба, Ситрик Тавистокский и Вулфрик Винчестерский были пылкими патриотами. За первые 6 лет, прошедших после коронации Вильгельма, все они были сняты. Ко времени смерти завоевателя в стране оставалось лишь три игумена-англичанина – все остальные были ставленниками завоевателей. Потомки этих «церковных деятелей» позднее канонизировали мягкотелого Эдуарда, благодаря которому стало возможным это разорение Англии, двоюродного брата Вильгельма, и назвали его «Исповедником». Историк Дэвид Дуглас писал, что «норманизация церковного управления в Англии была главной чертой правления Вильгельма. Между 1070 и 1087 годами английскую церковь заставили подчиниться континентальному образцу и реформистским идеям, проникавшим в Западную Европу». После битвы при Гастингсе Вильгельм даже отправил в Рим трофеи и знамя убитого короля Гарольда, которое он подобрал в Гастингсе. Неудивительно, что Дуглас написал: «Феодализация церкви в Англии в будущем привела к печальным последствиям». Последствия, действительно, были печальными: они привели к еще одной исторической трагедии – насилию Реформации и Английской гражданской войны.

http://pravoslavie.ru/72418.html

53 Томас Кромвель (Thomas Cromwell) — советник Генриха VIII, играл ведущую роль в провозглашении короля главой Английской Церкви. При нем король Англии Генрих VIII отрекается от папы. В 1535 Кромвель назначается священником-генералом и составляет революционные законы, по которым земля и собственность многих монастырей отходят короне. Земли монастырей дешево распродавались знати и торговцам. Томас Кромвель лично руководил закрытием многих монастырей и конфискацией монастырских земель, чем сумел резко увеличить доходы казны. После этого Римский папа объявляет всему христианскому миру, что Генрих VIII отлучается от Церкви. В конце жизни король, желая избавиться от могущественного советника, обвиняет его в ереси и нарушении составленного Генрихом плана нового церковного устройства и казнит в 1540 году. 54 Святой Падарн (Padarn) — современник святителя Давида. Родился на юго-востоке Уэльса в пятом столетии, основатель и аббат известнейшего монастыря Ланпадарн Ваур, откуда он, по примеру святого Давида, совершал свою евангельскую миссию как странствующий епископ. Преподобный Падарн скончался в шестом столетии. 55 Вильгельм Завоеватель (William Conqueror) — Вильгельм, герцог Нормандский (1027–1087), в 1066 году высадился в Англии с 12000 воинов и разбил в битве при Гастингсе англосаксонского короля Гарольда II, после чего занял его трон. После победы он заменил британских аристократов франкоговорящими нормандцами. 56 Король Альфред, или Альфред Великий (ок. 849 – ок. 900) был королем англосаксонского королевства Уэссекс. Объединил под своей властью ряд соседних англосаксонских королевств. Известен своей активной деятельностью в области культуры и образования. Собрал и издал все старые англосаксонские законы в виде единого свода — “Правды короля Альфреда” (ок. 890). Альфред Великий, выучив латынь, перевел на англосаксонский язык сочинения философско-теологического и исторического характера и поощрял к этому членов небольшого кружка приближенных к нему образованных людей. Сам король, как утверждает традиция, перевел трактат Боэция “Об утешении философией” — одно из самых популярных сочинений Средневековья, и “Церковную историю Англов” Досточтимого Беды. Благодаря переводческой деятельности Альфреда Великого и его кружка, образованной верхушке стали доступны произведения античности и христианской литературы. При Альфреде Великом были восстановлены многие монастырские школы, разрушенные в период датских нашествий, и созданы новые, в том числе и светские, школы для детей знати.

http://pravmir.ru/svyatyie-drevnego-uels...

(Ann. Saxo 1844. Р. 721) 21. В лето Г[осподне] 1089-е. (...) [Император Генрих женится на дочери «короля Руси», вдове маркграфа Генриха 1066 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 726) 21. В лето Г[осподне] 1097-е. (...) [Крестоносцы достигают «Русского моря» 1067 .] (Ann. Saxo 1844. Р 730) 23. В лето Г[осподне] 1103-е. (...) [Смерть от руки заговорщиков Куно, сына Оттона Нортхаймского 1068 .] У этого графа Куно была жена по имени Кунигунда, дочь маркграфа Оттона из Орламюнде. Поначалу она вышла замуж за короля Руси (Ruzia). По его смерти вернувшись на родину, она вышла за этого Куно. Ее дочь, которая у нее была от короля Руси (Ruzi), взял в жены некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер и родил от нее графа Сиццо (Sizo) 1069 . После этого (возвращения Кунигунды на родину. – Сост.) она родила от Куно четырех дочерей, одну из которых взял в жены граф Генрих из Зютфена (Heinricus de Suitfene) 1070 , другую – граф Вильгельм из Люксембурга (Willehelmus de Licelenburch) 1071 , третью, которая звалась Адела (Adela) – граф Дитрих из Катленбурга (Thiedericus de Katelenburch) 1072 . А после его смерти на ней женился граф Хельперих из Плёцкау (Helpricus de Ploceke) 1073 , и она родила ему маркграфа Конрада (Conradus) и графа Бернхарда (Bemhardus) 1074 . Четвертая, названная, как и мать, Кунигундой, вышла за Випрехта-младшего (Wipertus) 1075 ; после его смерти ее взял в жены баварский маркграф Дипольд (Thieppoldus) 1076 . Старший же Випрехт стал третьим мужем их матери (Кунигунды. – Сост.) 1077 . (Ann. Saxo 1844. Р. 737) 24. В лето Г[осподне] 1106-е. (...) Саксонское (Saxonia) герцогство после смерти герцога Магнуса (Magnus) 1078 наследовал Лотарь (Lotharius), или Людер (Liuderus), граф зуплинбургский (Suplingeburch) 1079 , происходящий от родичей святого Бруно (Bruno), который прозывался Бонифацием (Bonifacius) 1080 . [Краткая справка о Бруно-Бонифации, завершающаяся известием о его гибели на пограничье Пруссии, Руси и Литвы 1081 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 745) 25. В лето Г[осподне] 1135-е. (...) [На Пятидесятницу, которую император Лотарь 1082 провел в Магдебурге, где принял послов польского князя Болеслава 1083 , венгров, данов 1084 и славян 1085 .Праздник Успения Приснодевы Марии император провел в Мерзебурге, где принял князей Польши и Чехии, а также послов греческого императора, которые просили помощи против Роджера Сицилийского 1086 . В этот день польский князь Болеслав стал вассалом императора 1087 и сопровождал его в церковь в качестве оруженосца.] (...) Надобно знать, что короли и королевства чрезвычайно почитали этого императора Лотаря, так что, как уже сказано, к нему постоянно приходили посольства и присылались дары от народов и королей венгров (Ungarii) и руси (Rutheni) 1088 , данов (Dani) и французов (Franci) и прочих. Ведь при нем империя благоденствовала в мире, царило изобилие, процветали монастыри, правила справедливость, несправедливость утихла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов-схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов-схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра 1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда герцогу Норманнскому с помощью магии и предательства удалось проникнуть в алтарь церкви святой Одри, то, как было записано, «он, стоя далеко от мощей святой девы, бросил марку золота на престол, не смея подходить ближе из-за страха перед грозным судом Божиим, который мог обрушиться на него за то, что его последователи сделали столько злых дел в этом доме». Король Вильгельм Завоеватель (1066–1087), мстя Эли, потребовал от монахов выплаты 700 марок серебра. Сумма оказалась столь колоссальной, что монахам пришлось снять серебро даже с богато украшенного изображения святой девы Одри и других Элийских святых. Аббат Сент-Олбанса умер от горя, графы Моркар и Сивард были арестованы. Епископ Этельвин торжественно объявил, что норманнские завоеватели навсегда отлучаются от церковного общения Православной Английской Церкви, но за это его заточили в Абингдоне, где он умер от голода. Другим выкололи глаза или отсекли руки и ноги, однако святая Одри и ее святые сестры продолжали защищать Эли, особенно от Пикота, норманнского шерифа из Кембриджшира, злостного вора и разорителя. Они защищали Эли и от норманна по имени Гервасий, «сильного врага святой Одри», который нападал на владения монастыря и разворовывал его имущество как только мог. В видении ему явились святая Одри с сестрами Саксбургой и Витбургой, и он тотчас упал, сраженный сердечным приступом. «Страх святой Одри овладел всеми соседями, и много лет ни один аристократ, ни один судья, ни один важный человек не смел присвоить ничего из владений церкви Эли – так мужественно святая дева защищала свою собственность». В Средние века, благодаря раке святой Одри, Эли оставалось одним из самых знаменитых святых мест всей страны, символом некогда сильного духовного величия Англии. Тринадцать храмов было освящено в честь святой Одри: по одному в графствах Сомерсет, Шропшир, Оксфордшир, Линкольншир и в Лондоне, два в Хертфордшире и шесть в Восточной Англии. Святая Одри всегда была окружена чудесами и почиталась как одна из любимейших святых жен Англии, а имя Одри до сих пор (хотя после реформации прошло более 450 лет) является одним из распространенных крещальных женских имен в стране.

http://pravoslavie.ru/31043.html

Наибольшее число таких документов, датируемых X-XIII веками, хранилось в архивах бенедиктинской обители. В середине X века Монтекассино подвергся набегам сарацин и был сожжен ими. Сразу же после этого события насельники монастыря предприняли меры, чтобы возродить свое хозяйство, и, как повествует монастырская хроника, наместник Монтекассино, «вскоре призвав из соседних, не опустошенных сарацинами земель во владения этого монастыря, нуждавшегося в земледельцах, крестьян, поселил их там с семьями. Он заключил как с теми, кого он застал там, так и с теми, которых он собрал, либеллярное соглашение (на условии), что они ежегодно будут давать монастырю... седьмую часть (урожая) пшеницы, ячменя и проса, с вина же – третью часть» 26 . В конце X – начала XI века на землях, прилегавших к монастырю, было сооружено большое число крепостей с тем, чтобы обезопасить обитель от дальнейших набегов сарацин. С XI века у монастыря появляется собственное кораблестроение; «выход к морю открыла аббатству Монтекассино подаренная ему в 1066 году крепость Торре-ад-Маре (у впадения реки Гарильяно в море). Аббатство завязало оживленную торговлю с рядом портов Тирренского моря и с Востоком» 27 . Монастырь Монтекассино освобождался от уплаты торговых пошлин. Все эти события значительно укрепили центр бенедиктинской конгрегации, что обусловило дальнейший рост ее влияния в странах Европы. При аббате Дезидерии (1027–1087) в 1068 году были обретены мощи преподобного Венедикта 28 , место захоронения которого было утрачено из памяти поколений насельников в период многочисленных разрушительных нашествий варваров. Сам Дезидерий, происходивший из лангобардской герцогской семьи, написал труд о деяниях основателя Монтекассино – преподобного Венедикта 29 . В это время монастырь достиг своего расцвета: были воздвигнуты новые корпуса, собрана богатая коллекция древних рукописей. «Велика была роль Монтекассинского аббатства в поддержании литературных связей с Византией. Из многочисленных переводов с греческого, предпринятых в XI веке в Южной Италии, немалая часть принадлежит монахам аббатства, которым нередко случалось посещать Константинополь с различными дипломатическими миссиями и по церковным делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Вид на церковь-приорат на острове Линдисфарн. Рисунок 1772 года В VIII–IX веках участились набеги на Англию датчан. После их нападения на Линдисфарн в 875 году монахи покинули остров и отправились на поиски более безопасного убежища и места для святынь и мощей. Во время своих многолетних скитаний с мощами святого Кутберта и других угодников монахи останавливались во многих местах северной Англии и Шотландии, в том числе и в Нортам-он-Твиде, Рипоне и Честер-ле-Стрите (где король Этельстан пожертвовал раке святого Кутберта 96 фунтов серебра, два Евангелия и книгу с его житием). В конце концов они обосновались в Дареме в 955 (по другим сведениям – 995) году и построили здесь саксонскую церковь, куда и поместили мощи святого Кутберта. Когда король Вильгельм I Завоеватель (1066–1087) опустошал и разорял север Англии в 1069 году, сжигая монастыри, деревни и другие поселения, мощи святого Кутберта были снова перенесены, на этот раз в Линдисфарн, но вскоре были опять возвращены в Дарем. По преданию, когда нечестивый король вошел в церковь Дарема, где находились мощи святого, у него начался такой сильный приступ лихорадки, что он выбежал из церкви и поспешил удалиться из города. С 1083 года в Дареме появилась епископская кафедра. И в 1104 году мощи святого Кутберта были перенесены в новый норманнский кафедральный собор при монастыре Дарема. Там они покоились за престолом. Часовня с девятью престолами, куда предполагалось поместить раку святого Кутберта, была построена в 1235 году, а в 1372 году гробницу перестроили. Новая была из мрамора и позолоченного гипса, на ее сооружение была потрачена огромная по тем временам сумма – 200 фунтов стерлингов. Святой Кутберт оставался самым почитаемым святым Англии до первой половины XVI века. В Даремский собор и монастырь ежегодно стекались тысячи паломников – почитателей святого, любивших его, просивших у него благодатной молитвенной помощи. В монастырь Дарема часто приезжали и короли. В 995–1200 годах было создано несколько иллюминированных рукописей жития святого Кутберта, что, вместе с происходившими от его мощей бесчисленными чудесами, повлияло на общенациональное почитание святителя по всей Англии и всей Шотландии.

http://pravoslavie.ru/52636.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010