Передав повествование евангелиста Луки (19, 29. 31) о входе Господа в Иерусалим, проповедник изъясняет данное место в аллегорическом духе; «противолежащая весь, говорить он, есть образ настоящей жизни: ибо сия жизнь была против Бога и далеко от Него. Итак, когда Бог уже приблизился к сей веси, когда, воплотившись, Он стал с нами, тогда-то и посылает двух учеников, т. е. два завета, привести к Нему два народа – ветхую и состарившуюся синагогу, и новый еще не наученный народ языческий“. Возвратясь затем снова к евангельскому рассказу, именно к словам – «благословен грядый во имя Господне“, проповедник фигурой недоумения ( πορα) спрашивает, как мог быть сидящий на осле Богом, и затем в драматической форме, от лица разных разговаривающих лиц, доказывает божественное достоинство Иисуса Христа. – р. 1053 – 1056. Далее, проповедник выводить на сцепу сначала иудея (р. 1057 – 1060), потом разных еретиков: манихеев, Ария, Маркиана, Павла самосатского – человекопоклонника (р. 1060 – 1064), затем снова иудея (р. 1064 – 1065), и против них доказывает (речь изложена в полемико-драмматической форме) божественное достоинство Иисуса Христа. Против иудеев проповедник доказывает божественное достоинство Иисуса Христа текстами из ветхозаветных священных писаний ( Пс. 46, 9; 109, 10 ; Ис. 9, 6 и др.); против последних – как местами Нового, так и Ветхого Заветов и их сопоставлениями. Для той же цели автор приводит (р. 1065 – 1068) исповедание Девы Марии своего Сына Богом. Снова возвращаясь к радостному событию праздника и раскрывая его историю, в аллегорическом духе («Лазарь – это связанный узами заблуждений, осленок и ослята – это связанные заблуждениями, находящиеся в стране, противоположной селению веры“), проповедник вдается наконец в сильный драматизм, смешанный с аллегоризмом (р. 1068 – 1069). Здесь автор представляет разные существа и предметы вопрошающими друг друга, недоумевающими, славословящими Господа, вступающего в Иерусалим, приказывающими воздать ему божеское поклонениф. При этом вход в земной Иерусалим сливается у проповедника с входом в горний Иерусалим, – В заключение проповедник делает нравственноф увещание к слушателям, состоящее, впрочем, из общих фраз. – р. 1069–1072.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ [арм. ] (до 1022 - между 1072 и 1087), крупнейший арм. историк XI в. Об А. Л. известно только, что он род. в мест. Ластиверт (к северу от совр. Эрзерума) и был вардапетом . Его «Повествование о бедствиях армянского народа» состоит из 25 глав. Труд А. Л. начинается с прибытия визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) в Закавказье в 1000 г., заканчивается рассказом о битве при Манцикерте (1071), пленении имп. Романа IV Диогена и смерти сельджукского султана Алп-Арслана (1072). Все события даются в хронологической последовательности, каждая глава представляет собой законченный очерк, посвященный одному историческому эпизоду. А. Л. был современником, а часто и очевидцем описываемых событий: визант. завоевания арм. княжеств (Тайк - 1000, Васпуракан - 1021, Ширак - 1045, Вананд - 1065), вторжений турок-сельджуков в Армению и сражений с ними визант. войск, распространения еретического движения тондракитов . Значительная часть труда А. Л. посвящена Византийской империи, о жизни к-рой он был хорошо информирован. Целые главы повествуют о царствованиях императоров Константина VIII (1025-1028), Романа III Аргира (1028-1034), Михаила IV Пафлагонца (1034-1041), Константина IX Мономаха (1042-1055), Исаака I Комнина (1057-1059), Романа IV Диогена (1068-1071). Еретическое движение тондракитов, их идеология и меры визант. правительства против них рассматриваются в 22-23-й главах. Труд А. Л. является важнейшим источником по истории Армении и Византии XI в. Изд.: Повествование Аристакэса Ластивертци/Подгот. текста и предисл. К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1963 (на арм. яз.); Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци/Пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прил. К. Н. Юзбашяна. М., 1968; Aristak è s de Lastivert. Récit des malheurs de la nation arménienne/Éd. M. Canard, H. Berbérian. Brux., 1973 [на осн. изд. 1963 и 1968 гг.]. Лит.: Юзбашян К. Н. «Варяги и прония» в сочинении Аристакеса Ластивертци//ВВ. 1959. Т. 16. С. 14-28; он же. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М., 1988. С. 236-254; Μπαρτικιν Χρ. Το Βυζντιον εις τας αρμενικς πηγς. Θεσσαλονκη, 1981. Σ. 92-96; του ιδου. Το κνημα των Θονδρακιτν στο Βυζντιο//Βυζαντινς Δμος. 1989. T. 3. Σ. 37-50; Арутюнова-Фиданян В. А. Образ Византии в армянской средневековой историографии XI в. (Аристакес Ластивертци)//ВВ. 1994. Т. 55. С. 146-151. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/75962.html

1049 Γοβερ XF 1 P HKN , Гуверь Sl 1 Sl 2 , Γομερ TmO , Гумерь Sl 3 – Именно под именем Гувер этот же персонаж упоминается далее (гл. 133, § 6). 1050 Согласно более подробному рассказу Продолжателя Феофана, Симватий был назначен стратигом Фракисиев, а Георгий Пиган – комитом Опсикия (см. Theoph. Cont. V 18–19). 1062 γγερνης С , Ингерины Sl 1 Ньеринины Sl 3 , γγιρνης TLGHKNO , Иггирие Sl 2 , γκηρνης F 1 , γγουρνης fort. Ρ , γγηρνας X . 1065 τ τζαγγα – императорская обувь красного цвета, знак высшей власти; за ее незаконное ношение можно было поплатиться головой. 1066 Корпус апелатов (буквально " выводящих вон») входил в состав императорской гвардии. Яковица и перс-апелат – разные лица, как явствует из рассказа об их дальнейшей судьбе (см. 132.2). 1067 Данный заголовок выбивается из ряда других, что позволило А. П. Каждану увидеть в этой главе первоначальное ядро хроники. 1068 Р . – Эта же схолия в более подробном виде сохранилась у Псевдо-Симеона: «...из Адрианополя, который прежде назывался Орестиадой от Ореста, сына Агамемнона, который в праведном гневе за убийство отца был охвачен чрезмерной жаждой убийства к Клитемнестре с Эгисфом; при слиянии трех рек, Гебра, Аркса и Артаба, он, совершив омовение, избавился от болезни; построив там [город], он назвал его по своему имени. А цезарь Адриан, расширив город мощными укреплениями, переименовал его в Адрианополь. Он расположен на расстоянии трех дней пути налегке от Филиппополя, охватываемый горой Гем, с которой три реки воду дождей проливных собирают в тесном ущелье» [Ps.-Sym. Р. 686.17–687.2]. 1072 Андрей Скиф – военачальник Василия I, в 879 г. сделан патрикием и доместиком схол (главнокомандующим), сохранил свой пост и после воцарения Льва VI. 1073 Стефан – третий сын Василия I и Евдокии, родился в ноябре 867 г.; впоследствии стал патриархом Константинопольским (886–893). 1077 Александр – четвертый сын Василия I, родился около 870 г.; после смерти отца он был номинальным соправителем Льва VI, в 912–913 гг. был старшим императором. Автор намекает на то, что это был единственный родной сын Василия от Евдокии, тогда как Лев и Стефан родились от Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1065 Albani, Menolog. graec., t. II, p. 59. Agincourt, Maler. XXXI, 18: рисунок не вполне точный. Cahier, Nouveaux mélanges d’archéologie, t. II, p. 158. R. de Fleury, La S. Vierge, pl. XLII. Grimoüard de S. Laurent, Manuel, p. 367, fig. 142. 1066 R. de Fleury, La S. Vierge, pl. XV. Подписи под рисунками P. де Флери перемешаны; под изображением бегства в Египет подписано: «Возвращение из Египта» и наоборот. 1070 R. de Fleury, L’Evang., I, p. 77. С ним тождественно изображение в лобковской псалтири. Η. Π. Кондаков, Миниат. лобк. Пс., стр. 174 (Труд. Моск. арх. общ., т. VII). 1071 Buscemi, Notizie della bas. di s. Pietro detta la capella regia, tav. XVI. Terzi, La cap. di s. Pietro, tav. V. A.A. Павловский, Живоп. палат. кап., 104. 1072 «Радуйся низпадение бесов». Ср. гравюру Самойловича «Арх. Михаил», где по бокам находятся аллегорические изображения и, между прочим, идол, падающий при виде Богоматери, бегущей в Египет. Ровинский, Народн. карт., III, 646. 1073 Проф. Кондаков упоминает о бегстве в Египет с падающими идолами, в виде черных дьяволов, в коптском Ев. нац. библ. 13 (Ист. виз. иск., 247–248); но такого изображения мы здесь не заметили; падающий черный дьявол, с золотыми рогами, с обликом совы, с пестрыми крыльями, изображен здесь в миниатюре искушения Иисуса Христа в пустыне (л. 9 об.). 1081 Проф. Кондаков указывает в коптском Ев. нац. библ. изображение пальмы, преклонившейся перед св. путниками (Ист. виз. иск., 248). Нам неизвестно совсем изображение бегства в Египет в этом кодексе. 1090 «Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, нетерпяще твоея крепости, падоша… радуйся низпадение бесов, радуйся прелести державу поправшая, радуйся идольскую лесть обличившая» (икос 6). 1093 Рукоп. соф. библ. 1186, л. 100 об. и след. Слово об иконе Одигитрии: «…И егда вниде Богородица Мария со отрочатем Иисусом в жертвище бога их Авдуна, тогда падоша идоли их… Псалмопевец говорит: помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему; вси бо о кресте принесут ему дары. Дары принесли ему персяне, молитву и славу воздали египтяне… молитвенницы – жрецы египетстии, которые просили Иисуса Христа да даст им свой образ и да не разрушится храм их… Иисус Христос наклонился над полотном египетских изографов и на нем отобразилось лице Его (вариант к истории нерукотворенного образа)… Иоанн синайский в лествице глаголет: Исаия глаголет: се седит (Господь) на облаце легце… приидет во египетское сердце и потрясутся рукотвореннии идоли и помышления умная, якоже и песнопевец Иоанн Дамаскин в каноне богородичном в седьмом гласопении глаголет: низложи египетская вся истуканы… идоли же не терпяще твоея крепости падоша». О западн. см. Hofmann, S. 153: cf. Legenda aur. De innocentibus.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Не в югославянских, ни в греческих памятниках мы не наблюдали ии той, ни другой редакции трактуемой молитвы. Мы можем для этой молитвы указать только некоторую аналогию в югославянской письменности. В одном южнославянском сборнике мы встречаем такое краткое молитвенное возвание к священномученику Антипе: «Моление приношу тебе, помолися о мне, грешнем, ко Господу Богу об отпущении грехов моих и неутешимыя зубныя болезни избави мя молитвами, Святе, Твоими» 1065 . В югославянской письменности известны и другие молитвы от зубной болезни: «Молитва за зуби грозящему чрову» и молитва от болезни «зубние» с призыванием св. ап. Иоанна Богослова 1066 . 5. «Молитва над кровию много текущею носом и усты»: «Источи кровь язвами крестными Христе Боже наш, присушил еси вся источники неприязненныя, присуши сию болесть рабу Твоему, имяряк, устави течение крови» 1067 . Насколько нам известно, эта молитва вносилась в наш требник всегда в одной редакции, которая, впрочем, допускала обилие мелких вариантов. Источник появления этой молитвы в русском требнике – югославянская богослужебная практика, где мы находим, как эту молитву 1068 , так, равно, и другие молитвы на тот же случай. 6. «Молитва сердцем болящему» или просто «молитва сердечная»: «Боже великий – Господи Иисусе Христе, иже еси разрешил болезнь сердечную» 1069 . Иногда предписывается при этом написать на бумажке непонятные слова: «Елам, Селам, Варгофа, Тавафи, Фивва, Расис» и «навязать» эту бумажку болящему. В таком случае, эта молитва принимает уже характер заговора. При этом, нужно заметить, что некоторые из непонятных слов этого заговора встречаются и перед молитвами от других болезней, как, напр., перед молитвой «егда запрется в человеке вода«. В греческих и югославянских источниках нам не приходилось встречать этой молитвы; хотя в греческих апокрифических памятниках, иногда, и встречается заговор ες πνον καρφας, но этот заговор совершенно особого характера 1070 . 7. «Молитва от рватвы ручныя»: «Простер руце Свои на распятии святем Своем» 1071 . Попутно можно указать и другую молитву, более общего характера: это – «молитва над всякою болею рвущею» – «Приим копие бодущее в пазуху Твою» 1072 . – Обе эти молитвы, весьма, впрочем, редкие в русских требниках, встречаются в евхологии Гейтлера 1073 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Епископат НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОЛЕГАРИЙ [Олегер] (ок. 1060 или 1069 - 1137), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118) ОЛИБА [Олива; лат. Oliba] (ок. 971 - 1046), аббат мон-рей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1017), деятель клюнийской реформы в Каталонии ОСВАЛЬД (920-992, Вустер), св. (пам. зап. 28/29 февр.), еп. Вустерский (с 961) и архиеп. Йоркский (с 971) ОТТОН (ок. 1065 - 1139), епископ Бамбергский, католич. миссионер в балт. Поморье и креститель («апостол») слав. племени поморян, св. Римско-католической Церкви (пам. 30 июня) ОТТОН ФРАЙЗИНГСКИЙ [Отто Фрайзингенский] (ок. 1112 - 1158), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 сент.), епископ Фрайзинга (c 1138), средневек. историк ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (1776 - 1842), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи ПЕТР ДАМИАНИ (ок. 1007 - 1072 или 1073), кардинал-еп. Остии, богослов, церковный писатель, деятель григорианской реформы , католич. св. (пам. 21 февр.) ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами

http://pravenc.ru/rubrics/130137_8.html

Статья эта должна быть отнесена к худым номоканунцам. В ней есть такие зпрещения: «грех есть ставше мужу на восток, мочитеся… грех есть лечи на чрево ниц»… За это полагаются епитимии. Конца статьи, к сожалению, не достает. 1019 Р.И.Б. 4, стр. 8. Митр. Иоанн в своем 16 правиле руководился постановлениями: 6 вселенского собора (правило 24), Лаодокийского (54 правило) и частью 18 правилом собора Карфагенского. 1030 Жмакин, Митр. Даниил, 559–566. – Пам. стар. рус. лит. Кушелева-Безбородка, вып. 1, стр. 200–204. 1033 Ркп. Моск. Дух. Акад., Волокол. Монаст., 16 в., л. 218. Тихонравов. Летопис. 5, от. 3, 137–140. 1041 См. Сказания Сахарова. Спб. 1885 г., 2, 233. Такие гулянья бывают во многих местах на Вознесенье – в Ярославле, Туле у Вознесенских церквей. В настоящее время ярмарка и народное гулянье на Вознесение бывает в Смоленске, по случаю храмового праздника в Вознесенском женском монастыре. 1042 Рождественский. К истории борьбы с церковными безпорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту 12 в. Челобитная нижегородских священников 1636 г. Чтен. Об-ва ист. и древн. российск. 1902 г., кн. 2, отд. 4, стр. 23–31. 1053 Софийский Требник 16 в. Алмазов Тайная исповедь в православной церкви, т. 3, приложение, стр. 154. 1055 Требник 16 в. Чудова монаст. Вопросы черноризцам или схимникам. Алмазов, ibid, стр. 176. 1061 Памятники стар. русской литературы, 1, стр. 209, по рускописи Публичн. Библиотеки Погодин. Древлехранил., 1064 Голубинский. История русск. церкв. 1, 1, изд. 2, стр. 824. Слова на Четыредесятницу со вступительной статьей Петухова напечатаны в Памятниках Пономарева, 3 часть, стр. 153–192; 174. 1065 Рукопись 15 века Троицкой Серг. Лавры л. 194. Слово, вероятно, русское. Архангельский не указывает греческого источн. См. твор. Отцов церкви в древн. рус. письм. 4, стр. 153 и след. 1072 Ркп. 16 в. Моск. Акад. л. 199. В Измарагде 2-й редакции гл. 123. См. приложение стр. 201–202. 1074 Измарагд 2 редак. Гл. 138, Златоуст. 16 в. Троицк. Серг. Лавры лист 181. См. приложение стр. 204; 206.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В столь же большой нужде живут и деревенские пастухи 1061 , те наёмные ποιμνες μισϑωτο или γελριοι βον, о которых говорит Земледельческий Закон 1062 и жития Евфимия В. 1063 , Модеста Иерусалимского 1064 , Луки Столпника 1065 и Павла Латрского 1066 . Два последних источника сохранили интересные указания, что такими сельскими пастухами в М. Азии, которым поручались деревенские стада свиней, нередко бывали мальчики-сироты, и что нанимались пастухи за определённую денежную плату, к которой добавлялись харчи, получаемые с крестьян. Роль сельской общины, как самоуправляющего целого, особенно выступает в разного рода общеполезных работах, сообща предпринимаемых крестьянами. Так, в житии пр. Николая Сионита читаем, как по просьбе преподобного вся деревня, в числе 75 человек, выворачивает из земли огромный камень 1067 . В житии пр. Феодора Сикеота, столь ценном вообще для понимания сельской жизни, в самом центре М. Азии есть рассказы, как жители одной деревни около Гратианополя в Галатии, сообща нанимают мастеров для постройки каменного моста через поток 1068 , как крестьяне сообща устраивают водоём из древнегреческого саркофага 1069 , как, наконец, «деревенская община» (τ κοινν το χωρου) сообща убивает быка, и делит его мясо между своими сочленами, черта, воспроизводящая старинный сельский коммунизм ещё, м. б., эпохи Гомера 1070 . Теснота сельской жизни, постоянная общность интересов и работ связывали жителей деревень в одно солидарное целое. Жатва или сбор винограда сопровождались обще-деревенскими праздниками. Радостные случаи в жизни отдельных поселян разделялись всей общиной, и в житии пр. Саввы мы читаем, например, как два брата-крестьянина, в память своего чудесного исцеления, во время виноградной страды ежегодно устраивают πνδημον ορτν – общенародное торжество 1071 . Все стояли друг за друга. Нападали ли разбойники, весь посёлок бросался преследовать их 1072 , поднимали ли ночью лай собаки, столь многочисленный во всех византийских деревнях 1073 , и всё село выходило с ножами отбиваться от хищных зверей, подбиравшихся к скоту 1074 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1042 Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 400–402. Сн. т. III, стр. 565–567. 1048 Святитель Митрофан был епископом Воронежским с 1682 по 1703 год. В сем последнем году 23 ноября он и скончался. 1055 При сем разумеется Н. М. Неронова, иждивением которой построен храм во имя св. Митрофана. См. С. К. Смирнов, Покровский Хотьков девичий монастырь, стр. 30, изд. 3-е, Москва, 1872. 1065 «В лето 6665 (1147), говорится здесь, прислав Гюрги (великий князь Георгий или Юрий Владимирович Долгорукий) и рече (князю Святославу Олеговичу): «приди ко мне, брате, в Москов». См. Полное Собрание Русских Летописей, II, 29. Сообщение Ипатьевской летописи. 1068 Проповедь говорил известный Московский проповедник того времени протоиерей С. Г. Терновский, проповедь которого, по распоряжению генерал-губернатора кн. Щербатова, была напечатана в Московских Ведомостях, 1847 год, 5. О самом же торжестве 700-летия Москвы см. 2. 1070 Убеждая Московского князя Иоанна Даниловича Калиту воздвигнуть храм во имя Успения Богоматери (Успенский собор), святитель Петр митрополит говорил ему: «если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами русскими, и святители поживут в нем, руки его изыдут на плечи врагов наших, и прославится Бог Наш». Филарет Черниговский , История Русской Церкви, стр. 79, СПб. 1877. 1071 Митрополичья кафедра сперва была в Киеве, из Киева, по причине разорении его варварами, перенесена была во Владимир на Клязьме, а отсюда в 1325 году в Москву. 1072 В роде упомянутого сейчас князя Иоанна Даниловича Калиты, возымевшего благую мысль «собрать всю Русскую землю» вокруг Москвы. 1075 Сочинения Филарета, IV, 478–480. Срав. Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, приложение, стр. 89–90. 1079 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1868, IV, 83, 93, 94, 99; V, 88 «Материалов для биографии Филарета»; Письма Филарета к родным, стр. 375, 887, 936; Письма Филарета к князю С. М. Голицыну, стр. 7, 9, 23, 26, 29; Письма Филарета к Антонию, II, 394, 492; Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 311–312.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Согласно учению Священного Писания и главным образом евангелиста Иоанна, Бог есть Свет и Его познание есть общение в Свете 1065 . Этот Свет, видение которого дается человеку как дар Божий, и самого человека делает «светом в Господе» 1066 . Полнота этого состояния является наследием будущего века, ради которого евангелист Иоанн призывает чад Божиих к очищению от всякого греха 1067 . Необходимым основанием для просвещения человека стало воплощение Иисуса Христа 1068 . Он является Светом Жизни, потому что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» 1069 . Этот великий Свет проявился во времени и вошел в жизнь и историю мира 1070 . Он дал людям возможность стать чадами Божиими, возрожденными благодаря «избытку» жизни «от полноты Его» 1071 . Слово Божие определяет, что для всякого стремления к Богу необходима вера 1072 . И в случае созерцания нетварного Света, то есть общения с Богом в Его бытии, как утверждает Старец, вера человека является первой и необходимой предпосылкой. К этой теме он возвращается непрестанно, чтобы объяснить и подчеркнуть, что без веры во Христа ни грех не открывается, ни человек не наследует дар усыновления, но его жизнь поглощается тьмой небытия. Благодаря же вере устанавливается личностная связь между Христом Богом и человеком, благодаря чему грех воспринимается как отречение от этой связи. Без этой веры, как говорит Господь, «мы умираем во грехах наших» 1073 . Вера, о которой идет речь, является тем самоотверженным доверием Христу Богу, которое заключает в себе спасительную силу 1074 . Оно дает человеку крылья для перелета через бездну греха к Свету Богоявления с победой над смертью 1075 . Также Старец подчеркивает, что вера, которая возводит человеческий дух в сферу божественного Света, является той верой, которую ожидает от нас Сам Христос. То есть она состоит в том, что Сам Христос есть Истина нетленного Бытия 1076 . Только при таком условии человек открывает божественное происхождение и абсолютный характер творящего слова Христова. Он познает, что исполняя его, он становится соработником Божиим, преобразуя все в дивный рай Божий 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010