Такова была в общих чертах, система византийских укреплений в VI веке в том виде, в каком она обнаруживается не только в Африке, но и в некоторых важных цитаделях греческого Востока. Между ними ограда Антиохии, – с ее высокими зубчатыми стенами, подымающимися по склонам гор, с ее могучими четырехугольными трехэтажными башнями, с ее дозорной дорогой, устроенной на арках, с ее громадным пятиугольным редутом и укрепленным редюитом, с массивными боковыми башенками, господствовавшими над всем городом и стоявшими на почти неприступной скале, – существовала еще очень недавно и представлялась одним из самых замечательныхъ сооружений. 1060 Дара 1061 , Никея 1062 , Аказарба 1063 представляют не менее любопытные образцы военного искусства византийцев VI века. С помощью таких памятников легко воссоздать в их истинном виде некоторые из цитаделей, так хорошо описанных Прокопием 1064 , и такое исследование имеет тем большую важность, что, по весьма верному замечанию, «многие расположения частей, применявшиеся византийцами в их фортификационных работах, представляют собой переход от древних приемов к приемам средних веков». 1065 Нам нет надобности перечислять здесь, следуя Прокопию, все бесчисленное множество укреплений, которые были исправлены или вновь выстроены по приказу императора; мы ограничимся лишь тем, что отметим главные черты всего дела. 1066 На северной границе, начиная от впадения Савы и до устьев Дуная, было построено или восстановлено более 80 90. Византийская стена в Тебессе. Внутренняя сторона. замков или цитаделей, из числа которых нужно назвать Сингидинум (Белград), Октавум, Виминациум, восстановление которого Юстиниан особенно восхвалял 1067 , Новэ и еще восточнее – Рациария, Августа, Секуриска, Дуросторум, Трезмис и на левом берегу сильный tête de pont Ледераты. 1068 По большой части это были староримские цитадели, которые были только приведены императором в положение, годное для защиты; но личное его дело гораздо лучше выступает в мерах, принятых им для обеспечения защиты византийской территории 1069 , позади этой первой линии. В Дакии, Дардании, в Мезии и, более к югу, в Эпире, Македонии и во Фракии были построены сотни castella , образуя вторую и третью оборонительные линии. 1070 В одной Дардании, родине самого Юстиниана, Прокопий насчитывает, кроме больших укрепленных городов Юстиниана прима, Сардики и Наиссуса 1071 , еще более 150 кастелл. Были построены укрепления даже на берегах Мраморного моря и Архипелага. Гераклея была защищена, а Рёдестос перестроен заново; длинные стены прикрыли Херсонес Фракийский. 1072 Наконец, были построены крепости еще более к югу, в Фессалии и в северной Греции; длинные стены загораживали Фермопилы 1073 ; вал с боковыми башнями затруднял доступ через Коринфский перешеек. 1074 Таким образом, весь Балканский полуостров представлял как-бы обширный укрепленный лагерь. 1075

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

В этом отношении особенно богато предосторожностями римское право, и многие из сих предосторожностей и ограничений перешли в новейшие законодательства. Для этой цели установлены: 1) Стеснительные формы, в коих должна выражаться воля. У римлян только то дарение, которое не превышало 500 червонцев, было совершаемо свободно; выше этой суммы требовалась инсинуация, т.е. копия акта вносилась в публичный реестр. Это была существенная формальность, имевшая целью предупредить действие нерассудительной щедрости: строгость этой формы перешла и в новые законодательства. Так, прусский закон различает: обязательство подарить, требуя для действительности его строгой судебной формы, и положительное дарение, которое может быть совершено простым письменным актом, но входит в силу лишь по истечении 6 месяцев (Pr. Ldr. I, 11, 1063 ст.). Французский закон непременно требует для дарения нотариального акта (С. civ. 931–939). Независимо от того существуют разные ограничения относительно даримого имущества. Ограничивается (австрийский) или вовсе запрещается (французский) дарение будущего, впредь имеющего достаться имущества, а прусский закон даже в наличном имуществе, когда дарение превышает половину его, дает право дарителю в течение 3 лет уничтожить дарение. Французский закон (не говоря о других, в которых есть подобные же правила) не дозволяет дарителю, имеющему нисходящих или восходящих родственников, распоряжаться своим имуществом с полною свободой дарения, и устанавливает особые правила о мере дарения в таких случаях (droit de reserve, quotité disponible, droit de réduction). Когда одарен при жизни дарителя один из его наследников, то при открытии наследства подаренное вносится в общий расчет наследственного имущества, для раздела (droit de rapport). 2) Дарения вовсе были запрещены между некоторыми лицами (между супругами, например, по римскому праву). Такие дарения решительно уничтожались. Того же начала держится французское право, только оно не прямо объявляет такой дар ничтожным, а предоставляет супругу возможность оспаривать дар свой при жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Самое имя: «Тугарин» до сих пор не разъяснено. Но я думаю, что очень важно знать, будет ли в Тугарине скрываться Тугорван, половецвий хан 1061 , или считать его, как имя, образованное по аналогии с именами на арин «в непосредственной связи со словами и представлениями» 1062 об обиде, насилии (туганить=обижать и т. п.), или можно сближать его, вслед за не решающейся определённо высказаться г-жою З. А. Рагозиной, с именем «могущественнейшего дравидийского народа тугров, которым арийцы дали особое прозвище: «Сыны Змия» 1063 . Я склоняюсь к тому мнению, согласно которому Тугарин есть эпитет, обозначение «туги», причиняемой им. Невольно припоминаются мне слова 1-й ред. Георгиевской легенды: «велика туга бысть от кровопивца того» (т. е. дракона) 1064 . Халанский ещё в «Вел. былинах» указал на глубокий лиризм югославянских песен на тему о страданиях человека от ласк змея и совершенно верно выразился, что «наши былины о Тугарине Змиевиче принадлежат к одной группе с южно-славянскими сказаниями о змеях и змеевичах» 1065 . Исследователь отказывается (по-моему, напрасно так решительно) от попыток исторического объяснения и приуроченья былины о Тугарине Змиевиче, говоря, что «любовь Евпраксии к Тугарину и родственные связи киевских князей с Тугорханом, убийство Змеевича Тугарина Алёшей или Добрыней и смерть Тугорхана под Киевом – черты, существенно весьма различные. А при отсутствии явственных следов сходства между былиной и летописными известиями о Тугорхане гораздо основательнее видеть в звуковом сходстве имён Тугарина и Тугорхана случайное созвучие» 1066 ... Это было написано почти одновременно с III–XI главами «Южно-русских былин» А. Н. Веселовского, который, придавая большое значение Сказанию о семи богатырях, ходивших в Царьград, думает, что «летописные сказания о Тугорхане и Боняке дают нам не канву наших былин о Тугарине и Идолище, а разве материал, вошедший в их оригинал, близкий к Сказанию, хотя и не тождественный с ним» 1067 . Очень интересен вопрос о взаимных отношениях Алёши и Добрыни. Ор. Миллер писал, что «Алёша-змееборец точно так же, как и Добрыня: он два раза имеет дело с чудовищем. Нося имя Тугарина Змеевича, своею наружностью враг Алёши решительно напоминает врага Добрынина» etc. 1068 . Но этого, конечно, мало, как и слов того же автора, что «и основные подвиги их весьма сходны» 1069 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1060 Conc. de Toledo IV (633). can. 73: Quicumque libertatem a dominis suis ita percipiunt, ut nullum sibimet in eis obsequium patronus retentet, isti si sine crimine sunt ad clericatus ordinem libere suscipiuntur, quia directa manumissione absoluti noscuntur. 1061 Conc. de Toledo IV (633). can. 74: De familiis ecclesiae constituere presbyteres vel diacones per parrochias liceat... ea tamen ratione ut antea manumissi libertatem status sui percipiant et denuo ad ecclesiasticos honores succedant Quidquid autem talibus aut per libertatem concessum aut succestione existerit debitum aut a quolibet quomodo conlatum, non licebit eis quispiam inde in extraneas personas transmitiere, sed omnia ad ius ecclesiae a qua manumissi sunt, post eorum obitum pertinere (IV Толедский собор (633 г.) кан. 74: Разрешается назначать в приходах пресвитеров и дьяконов из числа рабов Церкви ... однако, с тем условием, чтобы они сначала были отпущены и получили свободу, а потом были посвящены в церковный сан: ведь нечестиво, чтобы те, кто удостаивается священнического сана, были бы связаны узами рабства. Все, что таким [людям] причитается вместе с [обретением] свободы, или по наследству, или если кем-то каким-либо образом было передано, да не будет им позволено передавать посторонним лицами, но пусть после их смерти все это будет принадлежать церкви, которой они были освобождены...). 1063 Fred. Chron. 1.73: Defuncto Sisibudo, rege clementissimo, cui Sintela ante annum circiter successerat in regnum, cum esset Sintela nimium in suis iniquus, et cum omnibus regni sui primatibus odium incurreret, cum consilio caeterorum Sisenandus quidam ex proceribus ad Dagobertum expetit ut ei cum exercitu auxiliaretur, qualiter Sintellanem degradaret a regno omnes Gotthi de regno Spaniae Sisenandum sublimant in regnum (Фредегар. Хроника. 1.73: Когда умер кротчайший король Сисебут, ему примерно через год наследовал Свинтила. И поскольку этот Свинтила был слишком несправедлив к своим и внушил ненависть всем знатным людям королевства, по совету остальных некий Сисенанд из знатных отправился к Дагоберту, чтобы тот помог ему войском, дабы устранить Свинтилу от власти все готы испанского королевства подняли на царство Сисенанда). Orlandis J. El poder real y la sucesión al trono en la monarquía visigoda//Estudios visigóticos. T. III. Roma – Madrid, 1962. R 85–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1081 «Лучше в утлой ладье ездити, нежели жене тайне своя поведати», говорил Даниил Заточник. Известия Импер. Акад. наук, по отд. русск. языка и словесности, т. X. 271. – Сахаров. Сказания русск. народа, Кн. IV, изд. 3. С-ПБ. 1841, 43. «Люто есть тому мужу, иже языка жены своея слушает... языку убо, человече, жены своея николиже веруй, лучше есть злоба мужная, нежели льстивыя жены доброта, никакоже, человече, повеждь тайны своея жене, да не погибнеши от нея, редкая бо жена хранит тайну мужа своего. Слово о злых женах». Рукоп. Соф. библ. 1490, 538. 1082 Хотя пастыри и поучали, что «муж жене своей должную любовь да воздает и да чтит ее якоже ребро пазушное, и всегда о ней попечение- творя и промышляя о всем всячески» (Рукоп. Соф. библ. л. 115–116. Поучение како подобает мужем с женами своими жити, находящееся в требнике); но в то же самое время мужу ими внушалось в обязанность «наказывать жену», хотя и «полегку», а не злобою» (Рукоп. Соф. библ. 1061, л. 137–138. Поучение находящееся в требнике, которое говорил священник непосредственно после венчания), но все-таки вполне позволительным считаюсь пускать в действие и «жезл» (Рукоп. Соф. библ. 1063, л. 62–64. Слов св. отец како лепо жити христианом с женами, в требнике). Герберштейн. Записки о Московии в переводе Анонимова. 75. Домострой. М. 1849, 67–68. От общераспространенного обычая употреблять в дело против жен побои образовалась особая пословица: «женский быт – всегда она бита». Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Калачевым, кн. II, полов. 2, отд. IV. Русские пословицы и поговорки Буслаева, 98. 1083 Герберштейн. Записки о Московии, 73–81. Павел Иовий. Библиотека иностран. писат. о России, т. I, 31. Эта сторона положения древнерусской женщины прекрасно рассмотрена Забелиным, т. II. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII в, М. 1869. См. также Буслаев. Историч., очерки русск. народн. словесности и искусства, т. II, 319–531. Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI в. 103–106.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Описание этого Нового Иерусалима у Коммодиана (Instr.,I.44.14–18) в основном совпадает с описанием в Откр.21:11–27 . Жизнь праведников в нем будет преисполнена различными чувственно-телесными наслаждениями 1058 : «Они получат блага, поскольку претерпели страдания И, вступив в брак, произведут потомство в течение тысячи лет. Там будет приготовлена вся дань земли, И бо земля, без конца обновляясь, будет давать урожай в изобилии. Ни дождь, ни холод не проникнут в золотую крепость, Не будет ни осад, ни грабежа, как ныне; Ни в свете светильника не будет нуждаться тот Град: От Творца своего будет сиять, и не будет там ночи» (Instr., I.44.8–15). После седьмого тысячелетия наступит конец мира (saecli ruina) 1059 и Судный день (dies judicii) 1060 . Мировой пожар разрушит весь прежний мир: «Посланный Богом огонь будет господствовать, Тогда издаст стон земля в последнем конце [всех] вещей, А на земле – все народы и все неверующие. Но [Божий огонь] обойдет стороной крепости своих святых. В одно пламя обратится вся природа, Сгорит земля до основания, и горы растают. От моря ничего не останется, будет оно побеждено мощным огнем; Погибнет это небо, и эта земля изменится. Образуется иная новизна неба и вечной земли» (Instr., I.45.1–10) 1061 . 5.3. Всеобщее воскресение и Страшный Суд Затем явится на землю Сын Человеческий с ангелами Своими и произойдет второе воскресение. «Тогда семь месяцев земля будет очищаться огнем, И Того, Кто был уничижен, узрят грядущим с неба. С Ним сойдут ангелы вечной славы. Могилы разверзнутся, восстанут праведные тела, Которые будут восхищены на облака в сретенье Христу На воздухе. Господа встретят живые святые. Он воскресит и тех [богоубийц], чтобы они увидели славу Того, Кого они пригвоздили ко Кресту; после чего Он возвратит их обратно в преисподнюю» (Carm., 1041–1048). Тогда участь нечестивых и праведных будет окончательно решена: «После тысячи лет: 1062 [нечестивые] будут преданы геенне И будут гореть вместе с тем, чьими делами они были» (ibid., I.43.18–19) 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Аввакум предстает перед нами мастером нескольких литературных жанров, способным легко менять их для достижения своей цели. Главы 1:22:5 написаны в форме диалога между пророком и Богом, в котором Аввакум использует знакомые формы жалоб из псалмов («Доколе, Господи...», Пс.12 ). Но, похоже, что в диалоге также присутствуют некоторые идеи и темы из книг мудрости, например озабоченность справедливостью и контраст между праведными и нечестивыми (глава 1). Глава 2:620 написана в виде проклятий «Горе тому...», чтобы показать непреложность суда над угнетателем. Глава 3 имеет типичные элементы гимна сотворению, который превозносит величие Бога через отражение Его создания. Она завершается выражением доверия. Богословские темы На первый взгляд эта книга – о теодицее. Как праведный Бог отвечает на великое зло? 1058 Так же, кажется, что книга рассказывает о человеческих сомнениях, ибо Аввакум не боится спросить Бога о причине его поступков. 1059 Тем не менее, более вдумчивый взгляд позволяет понять, что это второстепенные темы книги. Основная же тема книги отвечает на вопрос: как Бог награждает праведных и наказывает злых. Аввакума также нельзя считать сомневающимся, ибо у него глубокая вера в Бога. 1060 Книга скорее заинтересована в провидении Божьем. Как Бог исполнит обещания, данные Израилю и всему миру? 1061 Первый вопрос Аввакума продиктован отсутствием справедливости и озабоченностью царящим беззаконием среди народа Завета (1:4). Везде он видит только насилие. Поскольку ему знакома природа Бога Завета, он знает, что Бог не позволит этому продолжаться. Но его удивляет то, что Бог до сих пор еще никак не отреагировал на это («Доколе Господи...», 1:2). Он полностью уверен, что Бог должен и предпримет что-то. Аввакум уже устал от происходящего и надеется, что дождется установления Божьего порядка. 1062 Ответ Бога одновременно радует и смущает Аввакума (1:511). Он убеждается, что Бог уже трудится, но Аввакум совсем не так представлял себе труд Божий. На это дается старый ответ, уже озвученный Исайей в 10 главе. Бог использует могущественные месопотамские народы, чтобы исполнить Свою волю и поступить справедливо с Иудеей. Бог воспользуется их понятием о справедливости (1:7), чтобы установить справедливость в Иудее. Божий ответ – это свидетельство того, что хаос, зло и жестокость существуют не потому, что Бога нет, а как раз потому, что Он присутствует и трудится в этом мире. Это – тревожное заявление, которое, похоже, не соответствует ожиданиям Божьего народа. 1063 Но это же заявление делали и современники Аввакума: Иеремия (глава 12) и Иезекииль (глава 5). С помощью Вавилона Бог будет судить и наказывать Свой народ.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

1062 ...по завещанию, оглашенному им восемнадцать лет назад... – Ср. V.5.2, где речь идет о давно составленном завещании. 1063 Жена, прекрасная, терпеливейшая женщина... – Имя этой женщины, по мнению новейшего комментатора, не упомянуто сознательно, ср. VIII.22.4. 1064 ...смог в тот же день уставить его множеством древних статуй. – Ср. IV.2.5. – о садах и статуях Регула. 1065 Максим. – Адресат письма Старший, «ученый» Максим (11.14), отличный от Младшего (VII.26; VIII.24). 1067 Этот Галл, адресат письма II.7, возможно, тот Клузиний Галл, к которому обращено и письмо IV.17. 1068 Мы имеем обыкновение отправляться в путешествия и переплывать моря... – Путешествия с исключительной целью повидать страну и памятники древности не были частыми у римлян. Даже знаменитое путешествие Германика (усыновленного Тиберием) в Египет было предпринято «под предлогом заботы о провинции» (Тацит. Анналы II, 59). – Сенаторы могли путешествовать только при условии получения специального разрешения – legatio libera. Вообще путешествия имели либо профессиональный, либо религиозный характер. 1069 ...велел мне осмотреть его америйские поместья. – Америя – маленький городок в Умбрии, ныне Амелия. 1070 Вадимонское озеро интересовало древних римлян благодаря своим целебным свойствам и геологическому строению. У этого озера римляне одержали победы над этрусками и галлами в 309 и 283 гг. до н. э. Теперь это озеро, превратившееся в маленький пруд, на котором нет и следов тех островков, о которых говорит Плиний, носит название laghetto di Bassano. 1071 Озеро похоже на лежачее колесо: это равномерно описанный круг... – Правильные очертания этого и других озер Южной Этрурии объясняются их вулканическим происхождением. 1072 Цвет воды светлее синего и зеленее берега... – Прекрасно охарактеризован цвет сернистой воды. Серные воды и вообще всякая сера находит широкое применение и в современной медицине при лечении болезней суставов, переломов и т. п. 1073 Суда по нему не ходят (оно священно)... – Священные источники, реки и озера не должны были служить мирским целям: сере с древнейших времен приписывалась священная и очищающая сила.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1047 Себеос, гл. 3, стр. 39–49, рассказывает, будто Бахрам старался переманить армян на свою сторону обещанием восстановить их царство; но армяне не поддались на его увещания. 1048 Позволю себе высказать догадку, что имя вождя неверно передано в тексте Феофилакта и что следует читать: Коменциола. 1049 Theoph. Sim. 3,8, 4–5. Феофилакт в своем изложении неправильно поместил это событие в 590 год. 1050 Себеос, гл. 10, сохранил легендарный рассказ о том, как Сумбат убил медведя, быка и льва, после чего и был помилован императором. 1057 По сообщению Феофилакта, ханским женам очень понравились теплые ванны в устроенном близ Анхиала лечебном заведении на минеральных источниках. Theoph. Sim. 1, 4–6, 3. 1060 Ib. 2, 11, 4–8.–Подробное описание роскошной природы этой местности, сделанное с претензией на поэтические краски, не дает, к сожалению, возможности точно локализовать ее на современной карте. По-видимому, эта местность лежала неподалеку от Анхиала и восточного прохода через Балканский хребет. 1062 Ib. 2, 17, 1–4. – Феофилакт вставляет раньше упоминания о Берое подробное описание взятия Аппиарии. Но так как этот город лежал далеко на нижнем Дунае, то, очевидно, взятие его может относиться разве только к началу похода, а не к тому времени, в которое его поместил автор. – В хронике Феофана воспроизведено в сокращении сообщение Феофилакта, р. 258–259. 1063 Ib. 2, 17, 5–13. Дроктульф помянут у Павла Диакона, h. L. III, 18–19. Феофилакт называет его Дроктоном. 1064 Marquardt, Osteuropâische und ostasiatische Streifzüge, стр. 127 сл. Считая ве­роятным вместе с Шафариком, что авары прошли через земли дулебов на Буге во время своего передвижения на запад, Марквард предполагает, что часть племени была выселена аварами в пределы нынешней Чехии и в Паннонию, где аварам нужен был земледельческий народ, чтобы служить прикрытием от лангобардов. 1069 Menandri frg. 35. Профессиональный разбой держался под этим термином и в VIII веке, как видно из упоминания Феофана об одном эпизоде из времени войны Константина V с болгарами. Theoph. 436. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

—575— вать на раздражения, чего не могут отрицать и механисты, но эта плазма на различные раздражения реагирует различно, следовательно, клетка должна различать раздражения и выбирать между реакциями. Следовательно, уже простейшая клетка обладает психическими способностями 1060 . Таким образом, мы должны признать телеологические отношения всего организма уже заложенными в отдельных клетках; пусть простейший организм представляет по своему внешнему виду лишь живой слизистый комочек, мы должны приписать ему в элементарной форме все основные свойства и жизненные функции, которые мы находим (в бесконечно более сложных связи и формах) у высокоразвитого организма 1061 . Подобно тому, как в гистологии и физиологии мы считаем клетку простейшей единицей, монадой, мы должны считать ее таковой же и в психологии 1062 . Эта необходимость станет в особенности ясной, если мы подумаем о всем ходе эволюции психических свойств: мы неизбежно должны признать их наличность на низших ступенях развития, иначе появление совершенно новых свойств у человека пли высших животных представляло бы собой действительно нечто совсем непонятное. Механисты часто думают, будто при этом хотят найти в низших существах нечто, аналогичное всей психике человека, но в миниатюрном издании, т. е. будто хотят найти человеческие ощущения, человеческую волю, и т. д. в теле низшего животного или, напр., дуба. Разумеется, это понимание, совершенно ложно: речь идет не о нахождении человеческой психики на различных ступенях мира организмов, а о нахождении тех элементарных свойств и закономерностей, которые, концентрируясь в человеке, образуют его психику 1063 . Тут исследователь принужден идти сверху вниз, от более сложного – своей психики – к более простому, – к психике низших организмов: однако, это и есть настоящий плодотворный путь, которым и шло все физиолого-гистологическое исследование, приведшее нас, —576— в конце концов, к триумфу аналитического метода – клеточной теории со всеми ее бесчисленными выводами и последствиями 1064 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010