Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН X (IX) [Иешу бар Шушан; сир.     (  )  ] (ум. 27.11.1072, Майафарикин), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 1063/64). Основные сведения об И. содержатся в исторических сочинениях патриарха Михаила Сирийца и еп. Григория Бар Эвройо, а также в анонимной сир. хронике XIII в. И. род. в Мелитине (ныне Малатья, Турция), получил богословское и светское образование, был высококвалифицированным писцом. Принял монашество с именем Иешу и состоял синкеллом патриарха Иоанна IX (VIII) (1042-1057). После смерти последнего в 1057/58 г. произошел раскол: зап. епископы избрали патриархом Афанасия V, а восточные, бывшие в меньшинстве,- И. После недолгого противостояния И. удалился в мон-рь. После смерти своего соперника (1063/64) был единогласно избран всеми епископами. И. вел обширную переписку, от которой сохранилось 2 послания. В письме к арм. католикосу Григору II Вкаясеру (1066-1105) И. выступает против использования опресноков в литургической практике Армянской Церкви и дает богословское обоснование изготовления зап. сирийцами евхаристического хлеба из муки, закваски, соли и оливкового масла. В послании содержится яковитское исповедание веры (с акцентом на одну ипостась, одну природу и одну волю во Христе) и разбор недопустимых, на взгляд И., обычаев (освящение крестов, опрос исповедников о всех возможных грехах, одновременное празднование Рождества и Богоявления) и нарушений канонов (благословение епископа священником, симония, непотизм) в Армянской Церкви в сопоставлении с практикой Сирийской яковитской Церкви. Ответное послание составил Геворг Лореци , впосл. полемику с армянами продолжил митр. Дионисий бар Салиби (XII в.). Вопросу добавления в евхаристический хлеб соли и масла посвящено послание И. к копт. Александрийскому патриарху Христодулу (1047-1077), оспаривавшему его легитимность (переведено на араб. язык в XV в.). Оба послания И. являются важными источниками для изучения западносир. литургической практики и богословия XI в.

http://pravenc.ru/text/469740.html

С. 1360-1367), о св. блгв. кн. Александре Невском (1897. 11. С. 657-660). Множество статей посвящены святыням Новгородской епархии, прежде всего древним монастырям: «Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком у. Новгородской епархии» Н. Поройкова (1895. 3. С. 164-172; 6. С. 345-352; 7. С. 425-433); «Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 г.» (1894. 15, 20; 1895. 23; 1896. 3, 4, 6); «Древности Кирилло-Белозерского монастыря» (1898. 4. С. 234-246; 1899. 9. С. 630-639; 12/13. С. 841-849; 18. С. 1154-1163) и «Ферапонтов Белозерский Рождества Пречистыя Богородицы монастырь» (1898. 11. С. 656-674) Н. П. Успенского; «Краткие сведения о Синеезерской пуст. Устюжского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском» свящ. Г. Яковцевского (1894. 18. С. 873-886; 19. С. 933-940); «Тихвинский Богородицкий Большой монастырь и строящееся при нем ДУ» прот. А. Вихрова (1898. 16. С. 1039-1047); «Успенский женский монастырь Валдайского уезда» (1899. 21. С. 1371-1375) и «Успенский Волотовский упраздненный мужской монастырь Новгородского уезда» (1903. 6. С. 373-379; 7. С. 415-426) П. М. Силина; «Несколько страниц из истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря» (1904. 3. С. 159-168) и «Несколько страниц из истории Тихвинского Богородицкого мужского монастыря» (1904. 16. С. 1070-1077) свящ. Михаила Смелкова; «Краткая записка о времени основания новгородского 2-кл. Антония Римлянина монастыря» архим. Сергия (Титова) (1906. 27/28. С. 805-816); «О новгородском кафедральном Софийском соборе» архим. Димитрия (Сперовского; впосл. епископ Рязанский) (1898. 8/9. С. 501-519). Ряд публикаций посвящен церковным деятелям Новгородского края, в т. ч. архим. Фотию (Спасскому): «Автобиография Юрьевского архим. Фотия» (1894. 10. С. 415-428; 12. С. 521-532; 16. С. 761-775; 1895. 13. С. 755-772), «Юрьевский архим. Фотий» Е. Шиянова (1898. 16. С. 1051-1062; 17. С. 1142-1152; 19. С. 1257-1267; 20. С. 1344-1352; 21. С. 1428-1440). В нек-рых статьях сообщались сведения о жизни в Новгородской епархии лиц, широко известных за ее пределами. Напр., в статье П. К. Т. «Памяти свт. Феофана [Говорова]» (1894. 3. С. 106-111; 4. С. 152-162), составленной по документам семинарского архива, описывается «направление и характер деятельности о. Феофана как инспектора и учителя в Новгородской семинарии». Кроме того, история др. областей России часто связывалась с новгородским краеведением, напр. в ст. «Галицкая Русь в ее прошлом вообще и в отношениях к Вел. Новгороду» Е. Е. Лебедева (1915. 4. С. 134-143).

http://pravenc.ru/text/2577777.html

Составленные по различным поводам проповеди И. М. являются источником, содержащим информацию о взаимоотношениях Византии и печенегов. Так, речь, произнесенная в 1047 г. в день памяти вмч. Георгия Победоносца (BHG, N 686), повествует о чуде, к-рое помогло Константину IX подчинить печенегов, когда те в 1046 г. перешли Дунай: подобно тому как это произошло при Константине Великом, в небе над визант. войском возник крест, варвары в ужасе бросили оружие и затем просили о крещении. Соч.: Vita S. Dorothei Junioris//PG. 120. Col. 1051-1074; Sermo in SS. Deipare dormitionem//Ibid. Col. 1075-1114; Versus Iambici//Ibid. Col. 1119-1200; Epigrammata//Ibid. Col. 1199-1200; Iohannis Euchaitorum Metropolitae Quae in codice Vaticano Graeco 676 supersunt/Descripsit P. de Lagarde. Gött., 1882. Amst., 1979r; Follieri E., ed. Giovanni Mauropode: Otto canoni paracletici a N. S. Gesù Cristo. R., 1967. (Archivio italiano per la storia della pietà; 5); Canzoniere/Trad. di R. Anastasi. Catania, 1984; Discorso per Basilio, Gregorio e Giovanni Chrisostomo/Introd. trad. di R. Anastasi//Cultura e politica nell " XI sec. a Bisanzio: Versioni di testi di Michele Psello e Giovanni di Euchaita. Catania, 1988. P. 47-49; Epistulae/Ed., transl., comment. A. Karpozilos. Thessal., 1990. (CFHB; 34); D " Aiuto F. Tre canoni di Giovanni Mauropode in onore di santi militari. R., 1994. (Boll. dei classici; 13. Suppl.); idem. Un canone di Giovanni Mauropode in onore dei ss. Cosma e Damiano//RSBN. 2000. N. S. Vol. 37. P. 99-157. Ист.: Psellos M. Chronographie ou histoire d " un siècle de Byzance (976-1077)/Texte établit et trad. par É. Renauld. P., 1926-1928. Vol. 1-2; idem. Scripta minora magnam partem adhuc inedita/Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1936-1941. 2 vol.; idem. Orationes panegyricae/Ed. G. T. Dennis. Stuttg.; Lpz., 1994. P. 143-174; Mercati S. G. Ufficio di Giovanni Mauropode Euchaita composto dal nipote Teodoro//Mémorial L. Petit: Mélanges d " histoire et d " archéologie byzantines. Bucarest, 1948. P. 347-360.

http://pravenc.ru/text/471360.html

1043 По сопоставлению с 21. 25. 30. 36 стт., здесь нужно видеть размер „покрытаго“ места по грани его с непокрытым, т. е. ворот, притвора и комнат восточных. 1044 Κρυπτα – слав. сокровенна, т. е. едва заметныя, незначительной величины, уподобляемыя „отдушинам“. Олесницкий. Ветхозаветный храм. 250 стр. 1045 Оскобл. слав. изваяны соотв. κκλαμμα διτριτον – в лук. спп., в др. нет, в вульг. pictura. 1047 Περστυλα – помост, возвышение, окруженное колоннами, слав. междустолпие, в рус. син. помост. 1050 Т. е. по сравнению с подобными же междустолбиями во внутреннем дворе, который был выше на 8 ступеней (ср. 31 ст.). 1055 Позднее, наприм. в 23. 27 ст., эта мера выражается яснее и короче словами: от внешних до внутренних ворот. 1061 Слав. елаг соотв. евр. – сии, по гр. αλμ, внизу по слав. оныя. Очевидно, слав. чтение поставлено по евр. тексту. Под теми разумеются уже измеренныя восточныя и северныя ворота и их пристрои. 1067 Разумеются ворота и пристрои во внутреннем дворе, а в 6 – 15 стт. описывалис восточныя ворота внешнего двора. 1070 Может быть пред второю дверью описываемых ворот, к внутреннейшему двору. Толк. Библ. VI, 471. 1076 Т. е. два стола во внутреннейшем дворе, куда выходила задняя сторона двери, и два стола во внутреннем дворе, куда выходил притвор. 1077 Передняя или лицевая сторона ворот, где был и притвор, обращена к внутреннему двору, а задняя – к внутреннейшему и центру храма – святому святых. 1079 Гр. γεσος, – поясок, на верхней доске стола карнизик, чтобы не сваливались с жертвенника частицы свящ. мяса и крови. 1087 π τ αλμ. По слав. пишется: аилам и внизу пояснено: у подвоев. Это правописание и пояснение основано не на греческом, а на еврейском тексте, в коем ныне читается: и переводится: при столбах (стояли подпоры – рус. синод. пер.). Но LXX толк. очевидно читали: или – притвор. Чтение LXX ныне считается более правильным, чем еврейское (Толк. Библ. VI, 474), а потому мы и уклоняемся от славянского пояснения. Читать далее Источник: Книга пророка Иезекииля в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями/[Пер.] П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1911. - VIII, 156 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Основная часть наследия принадлежит 3 братьям: ас-Сафи, аль-Асаду и аль-Мутаману ибн аль-Ассалям. Старший, ас-Сафи, расцвет творчества к-рого пришелся на 1238-1243 гг. († до 1260), знаменит прежде всего как видный полемист и знаток канонического права. В жанре классического диалога им составлен полемический сб. «Книга хитростей в ответах советчику» (Кита  б аль-миха  ль фи-р-радд аля-н-нассах). Согласно ас-Сафи, человеческое познание имеет 2 источника - Свящ. Писание и вытекающий из его изучения и анализа церковный закон. В апологетическом толковании «Краткий трактат о Троице и единстве» (Фусу  ль мухтасара фи-т-татли  т ва-ль-иттиха  д) ас-Сафи отстаивает единую Божественную природу Христа, основываясь как на свидетельствах Евангелий и апостольских описаниях чудес, совершенных Христом, так и на своем личном опыте. В др. дошедшем до нас сочинении, апологии «Срединная книга» (аль-Кита  б аль-авсат), он выступил в защиту подлинности и богодухновенности НЗ, опровергая традиц. исламские обвинения в искажении и фальсификации христианами Божественного Откровения. Главным трудом ас-Сафи и его основным вкладом в копт. церковную культуру считается составленный им свод канонического права Коптской Церкви, известный как «Номоканон» (араб. Маджмуа аль-кава  ни  н). Этот свод, называемый также по имени автора «Сборником ас-Сафи» (Маджмуа ас-Сафи), был подготовлен по поручению Синода (1239) и стал итогом многовекового процесса выработки правовой системы Коптской Церкви, с к-рым связаны имена патриархов Христодула (1047-1077), Кирилла II (1078-1092), Гавриила II (1131-1145) и Кирилла III (1235-1243). «Номоканон» и его сжатая редакция «Необходимый минимум для начинающих изучать каноны» (Кифаят мубтадиин фи ильм аль-кава  ни  н) и по сей день остаются наиболее авторитетными сочинениями в области канонического права Коптской и Эфиопской Церквей. Творчество брата ас-Сафи, Абу-ль-Фараджа Хибаталлаха, относится к периоду 1231-1253 гг. Его лит. труды отличает многосторонность проблематики. В «Трактате о душе» Абу-ль-Фарадж попытался подвергнуть анализу психологическую и эсхатологическую природу души. Лейтмотивом трактата была вера автора в то, что после воскресения из мертвых душа окончательно удостаивается прощения или наказания, только воссоединившись с телом. Др. произведение Абу-ль-Фараджа, «Компендиум права наследования», является детальным обзором брачного и наследственного права. Одной из лучших работ по средневек. копт. филологии стал составленный им грамматический сб. «Введение в коптский язык» (аль-Мукаддама фи-ль-люга аль-кыбтыйя). Блестящее владение помимо копт. и араб. сир. и греч. языками позволило Абу-ль-Фараджу свести неск. существовавших до него араб. переводов Четвероевангелия в единый канонический текст.

http://pravenc.ru/text/76674.html

Так, неудачей закончился последний поход Руси на Царьград. Более о войнах Владимира Ярославича источники не сообщают. В 1044 г. Владимир закладывает первый деревянный новгородский кремль, а в следующем, 1045 г., по его повелению в Новгороде заложен каменный Софийский собор. Строительство было завершено в 1050 г., и, несомненно, возведение новгородского храма стало главным делом жизни новгородского князя. Князь Владимир Ярославич скончался 4 октября 1052 г., в воскресенье, в Новгороде, в возрасте тридцати двух лет. «…и положен был в Святой Софии, которую сам создал», – сообщают летописи. После князя Владимира остался сын Ростислав. Согласно родословию князей, включенному в Воскресенскую летопись (XVI в.), Владимир имел еще одного сына – Ярополка, однако его имя в других источниках не упоминается. Известно, что Владимир был книжным человеком. В списках XV–XVI вв. сохранилась Книга пророчеств, переписанная для него новгородским священником Упырем Лихим в 1047 г. По преданию, широко известному в Новгороде в XIX в., князь Владимир Ярославич был причтен к лику святых еще в древности, причем мощи его были открыты спустя сто с лишним лет после его кончины. Официально же местное празднование благоверному князю Владимиру Ярославичу и его матери княгине Анне было установлено в 1439 г. после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию. При этом мощи князя были переложены в новую гробницу, установленную в Корсунской паперти Софийского собора. В первой трети XVII в. мощи переложили в каменную гробницу, а в 1654 г., при новгородском митрополите Макарии, перенесли на новое место, где они покоятся и поныне, – в восточной арке Мартириевской паперти: «и над ними устроиша комары каменные, сии речь своды». Благоверные Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он был младшим сыном Святослава Ярославича, сначала князя Черниговского, а затем – великого князя Киевского (1073–1077), то есть внуком Ярослава Мудрого и правнуком равноапостольного великого князя Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Но кроме них были еще внешние варяги ( ο κτος Βραγγοι), единоплеменные с первыми ( ομοεθνες), 2140 составлявшие с ними одно целое, но отличавшиеся тем, что они имели свое местопребывание не во дворце и употреблялись не для дворцовой службы, но располагаемы были на квартирах в фемах и употреблялись для строевой службы, принимали участие в походах и сражениях. Первое упоминание о варягах встречается у историков в применении именно к этим внешним варягам, квартировавшим вне столицы. В 1034 г. один из варягов, зимовавших во Фракисийской феме, хотел изнасиловать женщину и был ею убит; варяги, узнав об этом, воздали честь этой женщине, отдали ей все имущество насильника, а самого его бросили без погребения, согласно с законом о самоубийцах. 2141 Затем внешние варяги не раз упоминаются: в 1041 г. они были отправлены с Воиоанном в Италию и сражались против норманнов; 2142 в 1047 г. опять прибыли в Италию с катепаном Рафаилом; 2143 в 1047–1048 гг. взяли города Стиру и Лечче; 2144 в 1046–1047 гг. три тысячи варягов принимали участие в столкновении Липарита с Багратом IV, царем Картлии и Абхазии, и для этого ходили в Грузию; 2145 в 1050 г., вместе с другими войсками, под главным начальством патриция Никифора Вриенния, были отправлены против печенегов; 2146 в 1053 г. стояли на квартирах в Халдии или Иверии и здесь собраны были аколуфом Михаилом для действий против турок-сельджуков; 2147 в 1055 г. находились в Отранто при захвате города норманнами; 2148 в 1066 г. Маврикий приплыл с варягами на хеландиях в город Бари; 2149 в 1068 г. варяги участвовали в походе Романа Диогена против турок; 2150 в 1077 г. многие варяги приняли сторону Никифора Вриенния, восставшего против Парапинака, между тем как другие остались верны Парапинаку и в 1078 г. участвовали в афирском деле против Иоанна Вриенния; 2151 при осаде Константинополя Алексеем Комнином, вероятно, внешние варяги участвовали в защите города и Борилл приготовил их, вместе с хоматинцами, для битвы. 2152 Упоминаются также неоднократно и дворцовые варяги; первый раз при Михаиле Стратиотике, по случаю возмущения Феодосия Мономаха; 2153 затем при Исааке Комнине, по поводу низложения патриарха Керуллария, 2154 при провозглашении Романа Диогена 2155 и при Вотаниате, когда один из дворцовых варягов убил из мести Иоанна Вриенния, 2156 а весь варяжский дворцовый отряд поднял бунт против царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Зоил                                    541–551 + Аполлинарий (правосл.)                            551–568 Петр IV                               577–577 Дамиан                                577–604 Анастасий                           604–616 Андроник                            616–622 Вениамин                            622–662 Агафон                                662–677 Иоанн IV                             677–686 Исаак                                   686–689 Симон                                 689–703 Александр II                       703–726 Косма                                  726–727 Феодор                                727–738 Михаил I                             744–766 Мина                                   767–775 Иоанн V                              776–799 Марк                                    799–819 Иаков                                  819–837 Симон II                              837–837 Иосиф                                 837–850 Михаил II                            850–851 Косма II                              851–859 Шенуда I                             859–880 Михаил III                           880–907 Гавриил                               913–923 Косма III                             923–934 Макарий                              934–954 Феофаний                           954–958 Мина II                                964–976 Ефрем                                 976–981 Филофей                             981–1005 Захария                               1005–1032 Шенуда II                            1032–1047 Христодул                          1047–1077 Кирилл II                            1078–1092 Михаил IV                          1092–1102 Макарий                              1103–1123 Гавриил ибн Тарик             1131–1146 Михаил V (9 мес.)              1146–1146 Иоанн VI                             1146–1164 Марк III Бен Зора               1164–1189 Иоанн VII Бен Абугалев 1189–1216 Кирилл III Лаклаха             1235–1243 Афанасий III Калила          1251–1262

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Коптский патриарх Ефрем (977–986), пользуясь благоволением двора, сумел построить храм святого Меркурия недалеко от Фустата, а многие из фатимидов имели обыкновение удаляться на отдых в коптские обители, где им оказывали большое внимание. Патриарх Ефрем был ревностным иерархом, сумевшим уничтожить симонию и другие порочные обычаи, разлагавшие духовенство. Сын аль-Азиза аль Хаким (996–1021) воздвиг гонение не только на христиан, но и на иудеев и даже мусульман. Более 1030 храмов были разрушены или превращены в мечети, монастыри разграблены или опустошены, христиане преследовались и ссылались, а те, кто занимали при халифе Азизе служебные посты, увольнялись. Период его правления был пиком гонений на христиан. Многие копты, страшась мучений, отпали от веры. Мужчины должны были носить на шее тяжелый деревянный крест. А с патриаршего собора в Каире доносился мусульманский адан (призыв на молитву). Коптскому патриарху Захарии (1004–1032) едва удалось спастись бегством. В конце концов Хаким был убит самими же мусульманами за обоготворение самого себя, а его место занял его сын ад-Дахир (1021–1036), справедливый и снисходительный правитель, при котором коптским патриархом был Шенуда II (1032–1047). Патриарх Христодул (1047–1077) издал кодекс в 31 правило, который до сих пор служит для Коптской Церкви ценнейшим источником канонического права, боролся с симонией, начавшей принимать официальный характер при его предшественнике, ввел причащение младенцев сразу же после крещения. При нем кафедра коптского патриарха была окончательно перенесена из Александрии в Каир. Храм святого Меркурия около Фустата и храм Богоматери на Греческой улице в Каире он сделал патриаршими соборами, в которых попеременно совершалась интронизация патриарха, добавившего в XII веке к своему титулу слова “Архиепископ Каирский и Фустатский” 29 . Патриарх Кирилл II (1078–1092) еще более обогатил коптское каноническое право. Особенностью его патриаршества было то, что благодаря назначению на должность визиря армянина Бадр аль-Камали на­ладились дружеские отношения с армянами, которые до сих пор держали себя обособленно от других монофизитов.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Святой апостол Марк 40–65 Святой Анания 65–87 Абилий 87–98 Кердон 98–107 Прим или Ефрем 107–119 Иуст 119–130 Евмений 130–143 Маркиан или Mapk II 143–153 Келадион 153–167 Агриппин 167–­179 Иулиан 179–189 Димитрий 189–231 Ираклий 231–246 Дионисий 246–265 Максим 265–282 Феона 282–300 Петр 300–311 Ахилл 311–312 Александр 312–326 Афанасий 326–373 Пист, арианин Григорий, арианин 341–349 Григорий, арианин 355–361 Петр II 373–380 Лукий, арианин 373–378 Тимофей I 380–385 Феофил 385–412 Кирилл I 413–444 Диоскор I 444–451 Протерий 451–456 (опущен коптами) Тимофей II Элур 457–460 Тимофей III 460–482 Тимофей Элур (повторно) (475–479) Петр III Монг (479–480) Тимофей III (повторно) 480–482 Иоанн I 482–482 Петр III Монг (повторно) 482–490 Афанасий II 490–497 Иоанн II Хемула 497–507 Иоанн III Никиотис 507–517 Диоскор II 517–520 Тимофей IV 520–536 Феодосий (в Константинополе) 537–567 Гайна 537–539 Павел 539–541 Зоил 541–551 + Аполлинарий (правосл.) 551–568 Петр IV 577–577 Дамиан 577–604 Анастасий 604–616 Андроник 616–622 Вениамин 622–662 Агафон 662–677 Иоанн IV 677–686 Исаак 686–689 Симон 689–703 Александр II 703–726 Косма 726–727 Феодор 727–738 Михаил I 744–766 Мина 767–775 Иоанн V 776–799 Марк 799–819 Иаков 819–837 Симон II 837–837 Иосиф 837–850 Михаил II 850–851 Косма II 851–859 Шенуда I 859–880 Михаил III 880–907 Гавриил 913–923 Косма III 923–934 Макарий 934–954 Феофаний 954–958 Мина II 964–976 Ефрем 976–981 Филофей 981–1005 Захария 1005–1032 Шенуда II 1032–1047 Христодул 1047–1077 Кирилл II 1078–1092 Михаил IV 1092–1102 Макарий 1103–1123 Гавриил ибн Тарик 1131–1146 Михаил V (9 мес.) 1146–1146 Иоанн VI 1146–1164 Mapk III Бен Зора 1164–1189 Иоанн VII Бен Абугалев 1189–1216 Кирилл III Лаклаха 1235–1243 Афанасий III Калила 1251–1262 Гавриил III 1262–1271 Иоанн VIII Абу-Саид-Сокарий 1271–1293 Феодосий Франк 1293–1300 Иоанн IX Куфис 1300–1320 Иоанн X 1321–1326 Вениамин II 1327–1339 Петр V 1339–1348 Mapk IV из Келиуба 1349–1363 Иоанн XI 1365–1370 Гавриил IV 1370–1376 Матфей 1376–1401 Гавриил V 1401–1418

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010