принадлежавший Кентскому королевству и уже только в следующем столетии вошедший в состав Эссекса – Восточно-Сакского королевства. В «Истории» Беды Достопочтенного , главного источника по ранней истории англосаксов, мало сведений о событиях 6 столетия, за исключением его последних лет. В этом отношении более информативны уже цитировавшиеся здесь в связи с историей бриттов «Англосаксонские хроники». Под 495 г. в них помещена такая запись: «В Британию явились два элдормена, Кердик и его сын Кинрик, на пяти кораблях. Они высадились в месте под названием Кердикосора и в тот же день сразились с валлийцами» 1041 , и под 501 г.: «В Британию прибыл Порта с сыновьями Бидой и Мэглой на двух кораблях. Они высадились в месте под названием Портесмута и убили там юного бритта из очень знатного рода» 1042 . И далее: «530. Кердик и Кинрик завоевали остров Викт (ныне остров Уайт в Ла-Манше. – В.Ц.) и убили многих в Виктарабурге. 534. Кердик скончался, и его сын Кинрик правил двадцать шесть лет; остров Викт они отдали двум их родичам, Стуфу и Виктгару. 544. Виктгар скончался и был похоронен в Карисбруке. 547. Начал править Ида, от которого пошел королевский род нортумбрийцев. Он правил двенадцать лет и построил Бамбург, окружив его сперва частоколом, а потом стеной… 560. Королевство западных саксов наследовал Кевлин. Королевство нортумбрийцев наследовал Элла, а Ида скончался; все они правили по тридцать лет» 1043 . Под 568 г. впервые упоминается междоусобная война между англосаксами: «Кевлин и Кута сражались с Этельбриктом и заставили бежать в Кент, убив у Втиббандуна элдорменов Ослака и Кнеббу» 1044 . Хроника продолжает затем фиксировать главные события в истории завоевателей Британии: «588. Скончался король Элла, и после него пять лет правил Этельрик. 591. Шесть лет правил Кеол. 592. У Воднерберге случилась великая битва, и Кевлин был разбит. 593. Погибли Кевлин, Квихельм и Крида, и королем в Нортумбрии сделался Этнельфрет; он был сыном Этельрика, сына Иды» 1045 . «Англосаксонские хроники», «История» Беды и другие источники сообщают сведения, которые позволяют выстроить генеалогические таблицы правителей гептархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

н. генеральный конкурс, т. е. общее испытание всех конкурентов на все открывшиеся или имеющие открыться в ближайшем будущем вакансии, так что кто объявлен по испытанию способным к отправлению приходской должности, тот может просить об определении его на всякую должность, которая сделается вакантной в течение известного времени, впредь до нового испытания. Во время Ватиканского собора делались заявления об изменении Тридентского декрета сообразно с отношениями места и времени большей части диэцезов, или о предоставлении на добросовестное усмотрение отдельных епископов наилучшего способа испытания и оценки сравнительного достоинства конкурентов; но изменения не последовало 1042 . – Все исчисленные способы замещения церковных должностей, свободного и несвободного, подходят под общее понятие ординарного, обыкновенного замещения, от которого отличается экстраординарное, чрезвычайное замещение. К последнему относятся следующие два способа замещения: 1) в силу папских резерваций и 2) в силу т. н. права деволюции (jus devolutionis). Что касается папских резерваций, то после чрезвычайного расширения их и злоупотребления ими в средние века 1043 и после многих сокращений и модификаций на т. н. правил апостольской канцелярии, за папой в разных странах удержалась различные остатки прежних резерваций. Папа, в качестве ординарного заместителе свободно определяющий на высшие церковные должности в Италии и дающий конфирмацию и каноническую институцию выбранным и нареченным кандидатам на высшие должности, вне Италии кроме того удерживает за собой, например, в Пруссии замещение кафедр, делающихся вакантными вследствие смерти епископов apud curiam, должности пробста в кафедральных капитулах, а также должности всех вообще каноников – членов кафедрального капитула – в так называемые папские месяцы (menses papales), т. е. нечетные – первый (январь), третий (март) и т. д. по календарном у порядку, в Австрии – должности декана в кафедральных капитулах, в Баварии – должности пробста и т. д. 1044 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

11:10 Букв.: и в глазах Моисея ( это было) зло. 1029 11:17 Здесь скорее имеются в виду дары Святого Духа, а не Его Личность. И это не означало, что Моисей остался с меньшим присутствием Духа. 1030 11:21 Букв.: пеших ( воинов) . 1031 11:23 И ли: есть ли предел силы Господней? 1032 а 11:25 Здесь это указание на временное пребывание и на чудесное дарование особых способностей. 1033 б 11:25 Букв.: они не добавляли; или: не делали того вновь. 1034 11:31 Т .е. высотой около метра. 1035 11:32 Хомер — мера объема, равная приблизительно 220 л. 1036 12:1 Здесь Циппора, жена Моисея, отождествляется с женщиной из Куша, из чего можно заключить, что Куш был одним из городов или районов той территории на восточной стороне залива Акаба, где жили потомки Мидьяна, четвертого сына наложницы Авраама Кетуры. 1037 12:3 К лючевое в этом стихе слово, определяющее характер или переживания Моисея, имеет в евр. такие значения, как: 1) «угнетенный, страдающий», 2) «смиренный, кроткий». Исходя из контекста и всего, что известно из Писаний о личности Моисея, в этом переводе предпочтительным признано первое значение этого слова. По мнению некоторых ученых, возможен и перевод: терпимый. Друг. возм. пер. этого стиха: Моисей был человеком необычайно кротким, более кротким, чем кто–либо другой на земле. 1038 12:7 Или: во всем, что Я ему доверил. 1039 а 13:2 И ли: чтобы пошли они в разведку в землю Ханаан. 1040 б 13:2 Букв.: из каждого колена праотцев его. 1041 13:16 Имя Осия (евр. Хоше а) означает «спасение», а Иисус (евр. Йехошуа) — «Яхве есть спасение» или «Яхве (Господь) спасает». 1042 13:17 Евр. негев – юг. 1043 13:20 LXX: дни весны и… Виноград начинает созревать в Палестине в конце июля. 1044 14:12 В LXX: смертью. 1045 14:18 Или: выдержанный; букв.: медлен ( на то), чтобы гневаться. 1046 14:21 Букв.: славой Господней. 1047 14:22 И ли (ближе к букв.): испытывал Меня – в знач. проверял Мое терпение; традиционный перевод: искушал. 1048 14:25 Или: к Тростниковому морю; или: к морю Суф; Син. пер.: к Чермному морю. 1049

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Расположение воздавать всякому должное из уважения и любви есть справедливость. Где есть уважение, там и справедливость, и наоборот. Ибо само уважение есть первая справедливость» 1042 . Отсюда открывается тесная связь между уважением и справедливостью, но по известной связи справедливости и с христианскою любовью к ближним последняя не может не быть соединена с уважением к ним. Эту мысль ап. Павел выражает так: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте»; «по смиренномудрию почитайте один другого высшим» ( Рим. 12:10 ; Фил. 2:3 . Cp. 1Петр. 2:17 ). Уважение к другим, по словам преосвящ. Феофана, «прямо рождается и из чувства родственности. У кого есть сие последнее, у того есть и уважение. Из родных мы с уважением смотрим даже на дитя, еще не пришедшее в самосознание. В христианстве же, сем духовном родстве, оно еще естественнее для того, кто глубоко сознает значение христианина» 1043 . Но христианин кроме общечеловеческого своего достоинства имеет и собственные нравственные заслуги. В последнем случае мы должны питать сугубое уважение к своим ближним. А так как по личному своему достоинству наши ближние весьма различаются между собою, то и уважения нашего они заслуживают далеко не одинакового. Спаситель произносит строгий приговор над неуважительно относящимися к ближним, когда говорит в Нагорной беседе: «Кто скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф. 5:22 ). Противное уважению чувство есть презорство, или презрение, к ближним. «По противоположности, оно всех ставит ниже себя и, еще более, ставит ни во что» 1044 . LV Право ближнего на жизнь и здоровье. – Смертная казнь преступников Долг христианского уважения к ближним требует от нас, чтобы мы свято соблюдали их права. Общие и существенные права человека – это право на жизнь и здоровье и право на благосостояние и счастье. Всякое нарушение этих прав есть преступление против ближнего. Первое право каждого человека есть право на жизнь и здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Вышеизложенные отрывки показали нам, что святые отцы в своих учениях о блуде выделяют три основных патологических последствия этой страсти: 1 . Смятение и возбуждение души, сопровождающие ее развитие от зарождения желания вплоть до его утоления. 2 . Волнение, сопровождающее страсть с самого начала в стремлении найти предмет желания и в изобретении способов, позволяющих достигнуть желаемого (вместе с тем это вызывает неуверенность, тревожное ожидание или страх упустить предмет вожделения) 1038 . Волнение равным образом следует и за удовлетворением желания 1039 . Наслаждение исчезает почти сразу после своего возникновения, оставляя в душе вкус в той степени горький, в какой человек сотворил из наслаждения абсолют и ожидал от него полного удовлетворения. С этого момента блудник начинает испытывать чувство неудовлетворенности, сопровождаемое тревогой и даже тоской. Под воздействием страсти он полагает, что только в возобновлении наслаждения сможет излечиться от страдания. Таким образом, снова возрождается едва утоленное желание, а вместе с ним и волнения. Волнение тем более увеличивается, чем более осуществление страсти поддерживает и усиливает власть желания, которое ее выражает, и одновременно увеличивает ценность наслаждения. С одной стороны, это делает более болезненными трудности, непременно встречающиеся при каждом новом удовлетворении желания столько раз, сколько требует страсть. С другой стороны, более болезненно и разочарование как результат несоответствия того, что блудник ожидает от наслаждения, тому, что оно приносит в действительности 1040 . 3 . Помрачение духа, мыслительной способности, сознания 1041 и потеря здравого смысла 1042 . Кроме этих трех основных последствий, страсть блуда приводит к оцепенению духа 1043 и отяжелению души 1044 . Она распространяет настоящую тиранию на того, кем обладает 1045 , гораздо большую, нежели другие страсти, по причине своей исключительной власти. «Среди многочисленных страстей, осаждающих сердце человека, нет ни одной, которая имела бы против нас силу, подобную неистовству сладострастия», – пишет святитель Григорий Нисский 1046 . По этой причине «нелегко бороться с этим врагом и отвергать его» 1047 , а также по причине необычайно скорого воздействия демона-вдохновителя 1048 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Первый по времени опыт употребления в применении к злому духу есть вместе первый случай употребления имени satan с членом: естественно предположить, что для современников автора книги Иова такое употребление этого слова было вполне понятно. Употребление нарицательного имени с членом делает его равнозначащим собственному: hassatan – враг по преимуществу 1042 , или враг в абсолютном смысла слова, т.е., со всех возможных точек зрения, враг Божий и Божиих планов и творений, т.е. людей и их спасения 1043 . Что в данном месте нет никакой возможности понимать hassatan в смысл человеческого противника (мнение, которого держался, например, Абен-Ездра, следовавший в этом случае арабскому переводу Саадии Гаг-Гайона), видно из того, что обе сцены происходят на небе и в мире духовном. Такое понимание имени hassatan в данном месте подтверждается не только позднейшими упоминаниями о сатане в ветхозаветной письменности, канонической ( Зах. 3:3 ; 1Пар. 21:1 ; Пс. 108:6 ) и неканонической ( Прем. 2:24 ; Сир. 21:27 ), но и всем смыслом обеих сцен и той деятельности, какая усвояется в них сатане 1044 . Чем же является сатана пролога кн. Иова? Еще раввин Аха-бен-Иаков (Misch. tr. Baba Batra, f. 16 a) высказал мысль, что сатана, обвиняя Иова пред Богом, руководился добрыми намерениями и являлся к Богу благодарить Его за представленную ему честь испытания Иова. В новое время, по почину Гердера 1045 , очень многие экзегеты и библиологи 1046 утверждают, что сатана книги Иова есть только один из ангелов, benei-ha-elohim, отличающийся от прочих ангелов только тем, что, если последнее приносят Богу хвалу от лица вселенной и предстательствуют пред Ним за людей, то он получил от Бога полномочие наблюдать за нравами и религиозною жизнью людей, и есть, так сказать, censor inorum. Это, говорят, совершенно в порядка вещей: если Бог произносит суд над людьми в качестве верховного судии, то естественно, чтобы некоторым ангелам принадлежала функция испытания и предварительного расследования, равно как и обвинения людей; они же, затем суть и исполнители наказаний над людьми, и только отсюда впоследствии возникло представление, что они – злые ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

1030. Вар. «подчиняешься ты Ему в свободе детей». 1031. Букв. «воспринять полноту этих вещей». 1032. Термин «песни» (tešbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 1033. Вар. «с молитвенной целью». 1034. Букв. «намерением». 1035. Букв. «склоняется». 1036. Букв. «лишь отдельные " . 1037. Букв. «великого нашего подвижничества (образа жизни)». 1038. Или «удерживается от нас». 1039. Букв. «насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу». 1040. Или «в нас». 1041. Сир. " alma d–qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания. 1042. Букв. «и плавает он, и радуется». 1043. Вар. «из писаний Духа». 1044. Букв. «на тему домостроительства». 1045. Т.е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. 1046. Или «от цели, которая в Боге», «от мысли, к Богу». 1047. Сир. " amtana w–qutta " a. Последний термин соответствует греческому akedia (уныние, отчаяние, безнадежность). 1048. Букв. «вытаскивает». 1049. Букв. «крестит». 1050. Букв. «от этого телесного мира с его помышлениями (sukkale)». 1051. Букв. «от чтения своей меры». 1052. Т.е. для того уровня, о котором идет речь в настоящей Беседе. 1053. Букв. «этим целям», или «этим темам», т. е. книгам, написанным на эти темы. 1054. Вар. «с божественным намерением». 1055. Букв. «Средняя вершина уменьшает их». 1056. Букв. «Третья вершина уменьшает». 1057. Букв. «сопутствуют». 1058. Букв. «от простоты своей внешней продвигаются они внутрь». 1059. Букв. «вершине». 1060. Букв. «небольшого количества писания и службы псалмов». 1061. В псалмопении и молитве. 1062. Ср. авва Исаия. Слово 24,1 («О бесстрастии»): «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение…» 1063. Сир. hulapa означает «обмен», «замена», «перемена». 1064. Сир. (uhlapa означает «изменение», «разница». 1065. Букв. «на их пути, который в безмолвии» 1066. Текст настоящей главы переведен нами свободно. Дословный перевод затруднителен.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

1042 Jorg. Geschichte d. Protestantismus in seinen neuesten Entwincklung В. I. S. 316. Выдержка взята из «Theol. Studien. und Kritiken» 1854, I, 462. 1044 Jorg., ibid., S. 317. Там же указано доказательство верности определения главной идеи внутренней миссии. 1045 Пересмотренное и изданное Джоном Весли под заглавием: «Christian Pattern» (Христианский образец); в Америке была сделана перепечатка. 1046 С распространением методистского просвещения, т. е. с развитием его специальных школ начали появляться сочинения с некоторою претензией на научный характер. Сюда следует отвести сочинения экзегетического, исторического в полемического характера, необходимые для преподавания в школах (учебники и пособия); издавались они и издаются на различных языках. Мы не имели у себя под руками хоть сколько-нибудь полного перечня произведений этого рода. Несколько подробнее с ними можно познакомиться у Jacoby, II, 161; у Преосв. Иоанна, «Из истории религиозных сект в Америке; см. II вып. 1047 О значительном распространения епископально-методистских изданий подробнее можно прочитать в сочинении Baird’a «La Religion aux États-Unis de l’Amérique» v I. pp. 467, 472–475. 1048 О значении воскресных школ и обществе для распространении воскресных школ смотр. Baird, ibid. рр. 415–418. 1050 Jorg. Ebend. В. II. SS. 458, 459 и отзыв Преосв. Иоанна о воспитании детей в Америке вып. I. («Из истории религиозных сект»). 1056 Кроме специально-богословских заведений в распоряжении методистов есть 77 академий, в которых дается общее образование молодым людям обоего поза. Устройство их не отступает от устройства подобных заведений, учрежденных правительством Штатов. 1057 Real-Encyklopädie von Herzog, B. XIV. S. 476, 477. – Кальвино-методисты были других воззрений. См. Lecky. S. 88. 1064 Конференция этого года выработала 5 определений касательно методистов рабовладельцев: 1) рабовладельцы методисты не допускаются к отправлению должностей в общинах; 2) проповедник-рабовладелец лишается своего звания; 3) рабовладельцы должны заботиться о религиозно-нравственном развитии своих рабов; 4) черные проповедники и члены методизма уравниваются в своих правах с другими; 5) точнее определяется предыдущее правило. Jacoby II, 127, 128.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

358). 1042 Об этих спорах сравн. Иост, стр. 216 gg.–Uocuф (Antiq. XIII, 10, 6) так характеризует обе партии: Νμιμα πολλα τινα παρδοσαν τω δμω οι Φαρισαοι κ πατρων διαδοχς, περ οκ ναγεγραπται ν τος Μωυσως νομοις, κα δι τοτο τατα τ Σαδδουκαον γνος κβλλει, λγον κενα δειν γεισϑαι νμμα τ γεγραμμνα, τ δ’ κ παραδσεως των πατρον μ τηρειν. В новом завете ( Мф.22:23 ; Мк.12:18 ; Лк.20:27 ; Деян.23:8 ) они являются отрицающими воскресение мертвых, ангелов и духов, между тем Иероним, на Мф.22 , замечает: priores Sadducaei corporis et animae resurrectionem credebant, confitébanturque angelos et spiritum, sequentes omnia de negabanm.–Noздheйшue талмудические и раввинские свидетельства о них, довольно отзывающиеся духом партий и вражды, собрал Герцфельд стр. 385.–Решительно ложно мнение Тертуллиана и некоторых древних богословов, что саддукеи признавали каноническим не весь в. завет, а только пятикнижие. Сравн. мое Lehrb. der Einleit ins A. T. § 215. Зам. 4. 1043 О них не упоминается ни в апокрифах в. завета, ни в н. завете; только Иосиф (de bell jud. 11,8, 2–15. Antiq. XIII. 5, 9. XVIII, 1, 2) и Филон (quod omnis prob. lib. u Apolog. Iud Opp. 11, 457 sqq. сравн. Евсев. praepar. ev. VIII, 11) очень подробно их изображают. Производство и изъяснение названия подлежат спору. Различные предположения об этом см у Герцфельда стр. 393 и Иоста, стр. 207. замеч. 1044 Обстоятельнее о них у Герцфельда, стр. 368. 388, Иоста стр. 207 и I. I. Беллерманна, gesch. Nachrichten aus d. Alterthume über Essâer und Therapeuten. Берлин 1821. Другие древнейшие и новейшие сочинения и рассуждения о них указаны у Дане geschichtl. Darstellung der jud. alexandr. Religionsphilosophie, 1 c. 441. С ессеями были очень сходны Ферапевты, как их описывает Филон (de vita· contempl. Opp. 11. p. 471 sq.), иудейские аскеты в Египте, к которым принадлежали мужчины и женщины (θεραπευτα κα θεραπευτρδες.). Впрочем, между ними есть и ненезначительные различия (сравн. собрание сходств и различий у Герцфельда III. стр. 399), так как Ферапевты жили в уединенных кельях, вели чисто созерцательную жизнь, ежедневно, исключая субботы, постились до заката солнца и каждую седьмую субботу устрояли общий священный обед.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Платон, также, говорил, что грешники придут на суд к Радаманту и Миносу, и будут ими наказаны; то же самое и мы утверждаем, но, по-нашему, Судиею будет Христос, и души их будут соединены с теми же телами, и будут преданы мучению вечному, а не в продолжение только тысячи лет, как говорит Платон... 1042 , и мучению с их телами, которые, как способные вечно чувствовать, будут посланы вместе с демонами в вечный огонь» 1043 . Эту же несомненную веру в вечность будущих мучений св. Иустин столь же ясно выразил и в своем разговоре с иудеем Трифоном, когда, сопоставляя будущие мучения грешников с наградами праведников, между прочим, сказал следующее: по всеобщем воскресении «одних Бог сделает нетленными, бессмертными и беспечальными в вечном и неразрушимом царстве, а других пошлет в вечное мучение огнем 1044 . Такой же твердой и непоколебимой верой в вечность будущих мучений, без сомнения, проникнут был и св. Феофил Антиохийский , когда язычнику Автолику преподавал, такого рода, наставления христианской религии, что, по совершении всеобщего суда, Бог «тем, которые постоянно, посредством добрых дел, ищут нетления, дарует вечную жизнь, а тех, которые не веруют и не покоряются истине, возьмет огонь вечный, и что, поэтому, необходимо следовать во всем пророческим учениям, чтобы избегнуть вечных мучений и получить вечные блага Божии» 1045 . Минуций же, Феликс и Тертуллиан, равно, как, впоследствии, Лактанций, кроме того, что с полной уверенностью учили о вечности будущих геенских мучений, при этом, в оправдание сей христианской истины, отстраняли то, уместное здесь, недоумение, не сожжет ли будущий геенский огонь подверженных ему человеческих тел и этим положит конец их мучениям, – отстраняли, именно, тем своим предположением, что этот огонь, по свойствам своим, будет совершенно отличен от настоящего огня, что он не будет нуждаться в пище для себя совне, почему будет только жечь нетленные тела грешников, но не сожигать их. По Минуцию, тем огненным мучениям, которым подвергнутся диавол и его чтители, и которые небезызвестны языческим ученым и поэтам, не будет никакого предела и никакой меры; потому что тамошний огонь, подобно огню огнедышащих гор, будет жечь, но не будет сожигать человеческие тела, – будет истощать, но и, вместе, питать их, и сам питаясь неистощимыми их мучениями 1046 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010