Временную пошлину с мирян епархий, относительно существования которой в Греции в наш период до-монгольский мы имеем сведения, составляла плата за благословение браков или наша позднейшая венечная пошлина, пошлина за венечные знамёна. Явившись неизвестно когда, пошлина эта была утверждена правительственно императором Константином Мономахом (1042–1054), указ которого о ней повторен потом Алексеем Комниным. По указу Мономаха, повторенному Комниным 973 , каждый мужчина, вступавший в брак, должен был платить своему областному епископу одну золотую монету или иперпир, следовательно, около 5 рублей, а каждая женщина, выходившая замуж, приносить полотно в 12 локтей. Весьма вероятно, что наши архиереи начали требовать этой пошлины при первой возможности. Но, с другой стороны, столько же вероятно, что они действительно начали получать её весьма не скоро. Ибо и в позднейшее время пошлина эта, собиравшаяся через священников, постоянно взносилась туго и неисправно, отчасти, будучи худо платима мирянами, а отчасти – утаиваема священниками. Во всяком случае, в этот период она не могла быть значительной, потому что в продолжение всего периода, как скажем ниже, многие русские люди чуждались церковного венчания браков, довольствуясь их заключением по-язычески или по-граждански. Кроме двух, сейчас указанных, пошлин с низшего духовенства и с мирян, представлявших собой воспроизведение пошлин греческих, в позднейшее время являются у нас, не знаем положительно – бывшие или не бывшие, но по всей вероятности, бывшие у Греков, и ещё некоторые пошлины с тех и других с присоединением к ним церквей и монахов. Именно – со священников. Соборная куница, составлявшая ежегодный, вероятно – определённых размеров, дар священников епископам при их приездах к последним (действительных или воображаемых) на так называемые «сборы» 974 , пошлины с грамот перехожих, отпускных (о которых выше), епитрахильных и орарных (вдовым священникам и диаконам, о которых ниже). С мирян: похоронная пошлина за дозволение хоронить умерших скоропостижно, почеревная пошлина – штраф с женщин, родивших от блуда и прелюбодеяния. С церквей: пошлина за антиминс и плата за освящение. С монахов: так называемое «посошное» – пошлина за поставление в игумены монастыря (от вручения епископом поставляемому посоха). Из этих пошлин епитрахильная и орарная пошлины относятся к позднейшему времени, ибо самая практика по отношению к вдовым священникам и диаконам, из которой они вышли, началась уже после нашествия Монголов 975 . Соборная куница и почеревная пошлина несомненно относятся к периоду до-монгольскому, ибо о первой говорится в деяниях Владимирского собора 1274г., а о второй в так называемом уставе Ярославовом. Об остальных пошлинах ничего не можем сказать, но считаем наиболее вероятным то, чтобы все их относить к периоду до-монгольскому, ибо нам известно за этот период и о таких пошлинах, которых уже не встречаем в позднейшее время 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Τροηцы Βενουσ ς; 1042 cβ. Νηκολαя δε Νυδα, жενсκηй; 1043 Βογοροδηцы δε Αρμισ; 1044 μοναсτыρь Σαβοcηινα; 1045 Βογοροδηцы δε Cοσμα; 1046 Πρεсβяτοй Δεβы Μαρηη β μεсτεчκε Cολονιε; 1047 cββ. αποcτολοβ Πετρα η Παβλα δε Σπανοπετρο; 1048 Δεβы Μαρηη β Απυληη; 1049 Σβ. Τροηцы Μιλετι β Απυληη; 1050 cβ. Ονυφρηя υ ρεκη Κολюμνы; 1051 cβ. Φαντηνα Πραετοριατι; 1052 μυчενηκα Γεοργηя δε Πισcοπιο 1053 η δρ. 1054 Глава третья. Внешняя история монашества на Афоне до 1204 года Халкидикийский полуостров, лежащий на юге Македонии, вдается в Эгейское море тремя небольшими полуостровами. Самый восточный из этих полуостровов, омываемый Стримонским и Сингитским заливами и известный в древности под именем Акти, представляет собой хребет гор длиной до 80, а шириной до 20 верст. Хребет начинается у самого перешейка, которым соединяется полуостров с материком Македонии: имея здесь очень незначительную высоту, он идет далее, постепенно возвышаясь, и наконец у моря оканчивается исполинской возвышенностью, достигающей 2 верст. В природном отношении Афон представляет удивительный уголок. Вот как описывает его природу византийский писатель Никифор Григора: «Гора Афон достойна удивления как потому, что отличается весьма благорастворенным воздухом, так и потому, что украшена обильной и разнообразной зеленью; она очень щедро удовлетворяет эстетическому чувству ее обитателей и доставляет им большое удовольствие и наслаждение. Отовсюду, как из сокровищниц, несется благовонный запах и благоухание цветов; самые чистые солнечные лучи ласкают поверхность горы. Она зеленеет разновидными деревьями, богата рощами и разноцветными лугами, оглашается пением разнообразных птиц; там порха ют вокруг цветов рои пчел и наполняют воздух тихим жужжанием. Все это сплетается как бы в одну удивительную узорчатую ткань ( ππλος), доставляющую наслаждение не весною только, но во всякое время и пору; все четыре времени года соединяются здесь в непрерывный ряд удовольствий и наслаждений для человеческих чувств, особенно когда раздается из средины рощи утреннее пение соловья, который как бы поет вместе с монахами и совоспевает Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

1018 Климент Римский. Послание к Коринфянам. Гл. 42—44. 1019 См.: Часть IV. Видение света. 1020 Cat 16.12—17. 1021 Cat 16.43—44. 1022 Cat 16.83—84. 1023 Cat 16.85—89. 1024 Cat 16.89—92 1025 Cat 22.109—110. 1026 Euch 2.221—222. 1027 Euch 2.166—172. 1028 Euch 2.255—259 1029 Cat 1.74—76. 1030 Cat 2.359—364. 1031 Сар 3.21. 1032 Сар 3.54. 1033 Hymn 11.78—91. 1034 Hymn 17.168—173. 1035 Hymn 17.344—379. 1036 Hymn 17.373—379. 1037 Hymn 47.47—52. 1038 Hymn 49.68—80. 1039 Hymn 49.83—86. 1040 Hymn 49.87—89. 1041 Hymn 50.1—23. 1042 Eth 1.12.329—339. 1043 Eth 1.12.351—363. 1044 Eth 1.12.363—377. 1045 Eth 1.12.406—415. 1046 Eth 1.12.416—417. 1047 Eth 1.12.417—426. 1048 Eth 1.12.426—433. 1049 Eth 1.12.433—436 1050 Для меня остается просто непонятным, как Деппе, в своей ученой диссертации, сверх меры насыщенной цитатами и ссылками, совершенно замалчивает несколько раз повторенные высказывания пр. Симеона об относительно несовершенном характере экстаза, который свойственен скорее новоначальным в духовной жизни и превосходится спокойным и сознательным видением несказанных тайн Божиих, приобретаемым святыми не только в будущей жизни, но уже здесь. Почему Деппе совершенно молчит об этой важной черте духовности пр. Симеона? Я не могу все же допустить, что он поступает так потому, что позиция пр. Симеона противоречит основному тезису его диссертации о пр. Симеоне, которого он считает экстатическим экстремистом. 1051 θαπαθεια (бесстрастие) у древних греческих отцов см. статью под этим словом в Patristic Greek Lexicon Г. В. Лампе. 1052 Сар 3.33. 1053 Сар 3.35. 1054 Сар 3.87. 1055 Eth 4.3—9. 1056 Eth 4.18—21. 1057 Eth 4.28—38. 1058 Eth 4.61—63. 1059 Eth 4.65—68. 1060 Eth 4.85—88, Cap 1.91. 1061 Eth 4.114—119, Cap 1.92. 1062 Eth 4.119—123, Cap 1.98. 1063 Eth 4.686—700. 1064 Eth 4.769—788. 1065 Eth 6.196—198. 1066 См.: Часть II. Святая Евхаристия. Прим. 55 и 56. 1067 Eth 6.1—19. 1068 Eth 6.24—30. 1069 Eth 6.36—48. Пр. Симеон прав, ссылаясь на Жития святых. В Житии св. Симеона Юродивого (VI век) немало подобного рода убедительных примеров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

В заключение Синод, желая обеспечить положение православных в ближайшее время, до составления смешанной комиссии, предлагал внушить обеим сторонам, православной и униатской власти сноситься между собою и улаживать недоразумения, а послу русскому приказать, чтобы он, в случае новых жалоб, неудовлетворенных вышесказанным путем, «всяческое старание прилагал ко удовольствию обидимых». 1042 Поляки в бумагах Виктора, после его ареста, нашли, между прочим, соображения Георгия Конисского об учреждении в Польше православной епископии, из сличения которых с вышеприведенными делами Синода оказывается, что многие мысли указа Екатерины, наставления Виктору и предположения об устройстве его паствы принадлежат Георгию Конисскому . 1043 В этих же соображениях находятся подробные указания Виктору, как относиться к польскому правительству (и между прочим, что необходимо получить от короля привилегию), как относиться к панам, униатскому митрополиту, как объезжать паству. Это – подробная инструкция, очевидно, доказывавшая опасение за Виктора, в состоянии ли он будет выполнить свое высокое и трудное назначение. Георгий действительно очень беспокоился за Виктора. Поздравляя его с архиерейством, Георгий, между прочим, писал к нему: «вы теперь и в большей чести и богаче, чем многие другие из русских епископов; но не забывайте и об обязанностях, которые теперь требуют от вас большего, чем прежния ваши обязанности. Синод строго наблюдает за епископами, и одно донесение о вас легко может уничтожить данное о вас мнение и тем легче, что Синод сам не испытывал вас и притом у вас не мало врагов. Пишу это для отвращения зла и от вас, и от себя, можно сказать, поручителя за вас». 1044 Опасения Георгия начали оправдываться на самых первых порах. Виктор обнаружил прежде всего медленность в действиях, которая вызывала неудовольствие и в Синоде, и в близких к нему людях. Он медлил ехать в Киев на посвящение 1045 которое совершено было лишь 9 июня, 1046 и медленно возвращался оттуда в Слуцк, так что прибыл туда лишь 14 декабря (выехал из Киева 24 октября), и только 19 декабря открыта была слуцкая консистория. 1047 В Синоде эта медленность и соединенное с нею молчание Виктора возбудили большое недоумение, и оттуда даже послан был запрос киевскому митрополиту, где находится Виктор и почему от него нет никаких известий. 1048 Даже самый неутомимый наблюдатель за Виктором – Левинский не знал 12 августа 1785 года, где он находится, а 26 августа поверил слуху, что он уже в Слуцке. 1049 В 1786 года Виктор поразил всех еще большею медленностью, на этот раз уже невольною. В начале этого года Штакельберг стал звать его в Варшаву, чтобы устроить его отношения к польскому правительству и прежде всего получить королевскую привилегию. 1050 Виктор думал было поспешить туда сейчас же, даже не дожидаясь разрешения от Синода, 1051 но замедлил до 25 июня, 1052 прибыл в Варшаву 9 июля, 1053 и пробыл там до 8 октября. 1054

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

– p. 271. – Chalife Al-Mamoun (mourut en 833) envahit la Cilicie, où un imposteur grec, se disant fils d " un empereur, vint le rejoindre. Mamoun ajouta foi aux paroles de cet homme et fit faire pour lui une couronne de 3,000 tahégans puis il apella Iob patriarche d’Antioche, et lui dit: «Sacrez cet homme selon vos lois». Ce qui fut fait. Les Constantinopolitains, á cette nouvelle, prononcèrent une condamnation contre Iob, tandis que l’empereur sacré par lui abjura peu de jours après le christianisme et se fit musulman. – p. 289. 290. – En l’année 460 de l’ére armenienne, Constantin Monomaque regna pendant douze ans sur les Grecs (le 12 juin 1042–30 nowembr. 1054). C’était un homme fort ingenieux et très genereux. Sous, son regne un trouble causé par une question controversée eclata parmi les prêtres, qui professaient la doctrine monophysite, á Antioche. Une partie d’entre eux eut recours á la decision du patriarche de ceux qui croient aux deux natures (en I. Chr.), et qui les convertit á la doctrine de Chalcedoine. (Этот патриарх должен быть Василий или Петр). s’empara de l’église des orthodoxes (еретиков Иаковитов), bâtie, sur l’emplacement du tombeau de l’evangeliste Luc, comme anterieurement on s’était deja emparé de l’église dédiée á Saint Pierre. Cependant, lors de la fête de Pâques, le Seigneur exerca sur eux une vengeance éclatante, car pendant que l’on officiait, on entendit dans les nuages le grondement du tonnère; le feu du Seigneur tomba, et consuma le patriarche avec plusieurs autres personnes, de sorte qu’il fut impossible d’arracher aux flammes un seul de leurs ossements. Tout le monde alors reconnut la justice du Seigneur; aussi les apostats (Иаковиты) revinrent à leurs croyance primitive et beaucoup de dissidents se joignirent à nous. Notre foi (Jacobite) fut par cela même glorifiée. – p. 332. – L’année (1170) un terrible tremblement de terre se fit sentir le 29 juin au moment, où l’on célébrait la messe de la fête des saints apôtres Pierre et Paul... ’A Antioche l’église de S. Pierre fut renversée, ainsi que celle des Grecs qui ecrasa les officiants avec beaucop de fidèles. Le prince et toute la ville, ayant endossé des cilices, allèrent se prosterner devant leur patriarche (Latin), le suppliant de rentrer dans la cité, car ils étaient convaincus, que c’était à ses anathèmes qu’ était due cette calamité. Celui-ci leur repondit: «expulsez donc avec ignominie le patriarche grec (Athanase!) Ils obeirent á cet ordre, mais ils trouvèrent ce dernier mortellement atteint par une pierre qui l’avait frappé lors de la chute de l’église. Aussitôt ils allèrent informer te patriarche des Franks que le patriarche grec était á l’agonie. Celui-la leur enjoignit néanmoins de le charger sur une litière et de le jeter hors de la ville, ce qui fut executé. Alors le patriarche des Franks de Herim rentra á Antioche; et la ville fut consoleé.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1035 Hauler: Unde stulta, quae talis est, suspicio a vobis speratur? Et ex eo, quod tales observationes custoditis, per suspicionem vacatio in vobis etc. (fr. 59,15). 1038 Hauler: et inveniris post septem dies tamquam non baptizata et purgaris aut baptizaris, ut videaris quasi mundata, et, quod est perfectum, purgationem peccatorum cum non inveneris, aeternae igni daris tamquam non baptizata. Secundum enim tuam suspicionem inmunda permanes etc. (fr. 59,24). 1042 Все предшествующие предложения, начиная со слов «если ты наступил на мышь... » в латинском тексте Hauler’a излагаются несколько иначе и в ином порядке, нежели в сирийском, именно (fr. 60, 12. р. 84): et si ossum morticinum aut pellem aut ossuum vulneratum et monumentum tetigeris, debes baptizari. Et numquam exis mundus; nam et calciamenta de mortuis animalibus et a vitulis immolatis pellibus calciaris et vestes de similibus lanis coperiris et nunquam poteris mundari et sacratissimum baptismum infirmas etc. 1044 Заключенное в скобки дополнено по Hauler " у: ut funiculam longam et ut legis vinculum, jugum et lorum et jugum ipse tibi induces et vae adtrahes (fr. 60, 24). 1046 Hauler: et id, quod contra benedictionem et, qui benedictionis dividit dignis, Christum maledictum est, testimonium praebens maledictiones possidebis (fr. 60, 29). 1050 Hauler: quae secundum similitudinem regalis corporis Christi est, regalem eucharistiam (fr. 61, 16. p. 85). 1054 Hauler (61,32): nam et Eliseus profeta, cum dormisset, vetustissimum jam mortuum sucitavit. Таким образом по Hauler’y – воскрешенный пророком Елисеем умер задолго до него; это не согласуется с показанием 4Цар. 13:21 , оттуда видно, что воскрешенный умер после Елисея, и положен был в ту гробницу, в которой покоилось тело пророка Елисея. 1056 У Hauler’a (fr. 62, 2): corpus illius , то есть воскрешенного – что совершенно неправильно, ибо несомненно последующее выражение «святым и исполненным Святого Духа» следует относить к телу пророка Елисея. Правильно и совершенно ясно в АП. (383, 9): σμα λισσαου.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Но приведём лучше слова самого Скорсо. «Если бы даже стояло не Ρογον, как видим во многих библиотечных рукописях, и тогда я из-за этого только не отказался бы от своего убеждения, но счёл бы это ошибкой какого-нибудь писца позднейшего века, который видя в заголовке написанное το βασιλως и зная, что проповеди говорены в Сицилии, легко мог принять, что этот βασιλες не иной кто, а Рожер, и написал так, как думал. Поэтому считаю ту надпись неподлинной и малозначащей, особенно, когда её совершенно нет в большинстве рукописей. Но допустим, что это надпись древняя; всё-таки принимать её нужно так, как написано: Ρογου, а не Ρογεριου. При том же и в надписи незаметно чёрточки для означения, что Ρογου есть сокращение Ρογεριου. И в самых проповедях нигде нет ρηγς или ργας, а встречаются Βασιλες, т. е. императоры греческие». На что же указывает νπιον γου? По весьма вероятной догадке Скорсо, на то, что эта проповедь говорена в Константинополе в неделю ваий перед раздачей наград. Ибо так говорит Вальсамон, писатель XII века: «В этот день императоры и патриархи раздавали подчинённым ργας, то есть жалованье и подарки; и этот обычай продолжался до времён Константина Мономаха (1042–1054), а потом прекратился». В первоначальном списке было может быть ν τ ογ или νπιον τς γας, а у дальнейших переписчиков явилось το γου, после чего иной принял это за сокращение ογερου и прибавил ещё титул: το ηγς. Догадку свою подкрепляет Скорсо тем, что самый древний экземпляр Ватиканской библиотеки, где это обозначено, относится всего к 1448 году, то есть когда после Рожера прошло более трёхсот лет, а после Феофана ещё больше, и когда истинное значение τς γας или, допустим, το γου, далеко не всякому было доступно. Поступая далее, можно допустить, что и означение «сказана в Панорме» есть позднейшая прибавка вместо ν Πλει, то есть в столице, в Константинополе. Ибо что, например, беседа на праздник Петра и Павла говорена в Константинополе, а не в Панорме, как гласит надпись поздней Мадритской рукописи, видно из самого содержания её.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

1041.12.10 Смерть Михаила IV. Императором стал его племянник  Михаил V Калафат . Норманно-византийская война. 1041.12–1042.04 Массовые репрессии и казни всех родственников Михаила V.  1042.04 Арест, ссылка и постриг в монахини императрицы Зои. Восстание против Михаила V. Империатрицу доставили в Константинополь. 1042.04.20 Народ провозгласил младшую сестру Зои,  Феодору  империатрицей. Патриарх Алексей Студит немедленно ее короновал. Бегство Михаила и его дяди Константина в Студийский монастырь. Арест, ослепление обоих по приказу Феодоры. 1042.06.11 Возвращенный из ссылки  Константин IX Мономах  женится на Зое и провозглашается императором. Сербия окончательно утвердила свою независимость от Византии. 1042–1043 Восстание Георгия Маниака. Норманы начали завоевывать Южную Италию у Византии. Наступление русских войск. Разгром русского флота у Константинополя. Присоединение царства Ани к Византии. В Македонии Лев Торник провозгласил себя императором. Осада им Константинополя, но армия его была рассеяна, а сам Лев пленен и ослеплен. Первое вторжение сельджуков в Византийскую Армению. При нападении на Византию печенегов им дал отпор болгарский феодал Михаил со своей дружиной. 1054.07.16 Разделение христианской церкви на Западную – римско-католическую и Восточную – греко-католическую (православную). В этот день папский легат кардинал Гумберт положил на главный алтарь Айя Софии декрет, содержащий анафему византийцам. Патриарх в ответ на это на соборе отлучил папу от церкви. 1055.01 Смерть Константина IX Мономаха. Правление перешло к Феодоре. 1056.08.31 Смерть Феодоры. Императором стал  Михаил VI Стратиотик . 1057.04 Ссора Михаила V с Исааком Комнином.  1057.06 Заговор против Михаила V во главе с Исааком. 1057.08 Переговоры между Михаилом и Исааком. Восстание в Константинополе. Отречение Михаила и постриг в монахи. Императором стал Исаак I Комнин. Нормандцы захватили Апулию и Калабрию. Вторжение сельджуков в Каппадоки и Сирию. Союз римского папы с норманнами. Смерть бывшего императора Михаила VI.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

70) «к взаимному удовольствию» сторон, причем мир этот, хотя в общем и продолжался во все время царствования Романа Аргиропуло, но неоднократно нарушался при преемниках его, пока, наконец, не утвердился окончательно во второй половине царствования императора Константина Мономаха (1042–1054 г.) путем сближения двух дворов при помощи взаимных посещений и брачных союзов (Histoire de la Georgie, p. 1, p. 314–315, 329–330. Ср. Журнал Министерства народного просвещения. Декабрь 1843 г., стр. 204; Е. Такайшвили, стр. 182. Баратов, стр. 56–66). 23 Доверившись хронологическому указанию г. П. К. Жузе (Православный собеседник. 1905 г., ч. 1, стр. 118, ), мы высказали (Автокефалия церкви грузинской, стр. 58) ту мысль, что посольство в Грузию Василия Грамматикоса могло иметь место и во дни патриарха кир-Феодора II (970–975), – но ныне каемся в доверии к почтенному переводчику сочинения патр. Макария. Вся вина наша в том, что мы не обратили должного внимания (а нужно было) на следующие слова Никона Черногорца: «в последних же временех при Константине царе Мономасе (1042–1054) и блаженнем патриарси антиохийстем кир-Феодоре» (1034–1042).., из каковых слов видно, что эксарха Василия послали именно при Феодоре III, в первый год царствования императора Константина Мономаха и в последний сего святителя, «соборному иверийскому сущу кир-Иоанну» (1042–1063). 24 В житии (стр. 312) патриарх назван Феодосием, но мы считаем то опиской переписчика, или же ошибкой самого автора и потому патриархом-собеседником св. Георгия признаем Петра III. Основаниями для нас в таком убеждении служат: во 1-х, известие автора жития, что патриарх Феодосий был преемником патриарха Иоанна. Действительно, преемником патриарха Uoahha IV (1092–1098) был патриарх Феодосий IV, занявший престол после 1098 года, но с ним не мог беседовать св. Георгий, скончавшийся 29 июня 1066 г. (по мнению же г. Ф. Д. Жордания, Хроники и другие материалы по истории Грузии., ч. 1, стр. 209 – в 1065 году); не может быть патриархом жития и Феодосий III (1057–1076) как потому, что он был преемником не Иоанна, а Петра, как главным образом и в виду того обстоятельства, что время его святительства совпадает с последними годами жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 апреля 1042 года наглый выскочка заключил свою старую благодетельницу в монастырь на о. Принкино. Это послужило сигналом к всеобщему восстанию столичного населения. Во главе движения стало дворянство, которое с полным правом ненавидело и презирало добравшуюся до престола дерзкую клику искателей приключений. Обе порфиророждённые принцессы, Феодора и Зоя, были торжественно провозглашены августами 21 апреля 1042 года и попытка сопротивления потоплена в крови. Калафат был насильственно пострижен в монахи. Вполне естественно, что прежние правители были наказаны конфискацией имущества. Между обеими сёстрами мир царил лишь недолгое время. 11-го июня 1042 года шестидесятидвухлетняя Зоя вышла замуж за Константина IX Мономаха, одного из членов императорского дома, который правил с ней до 1050 года и один до 1054. Среди многочисленных безрассудств старухи этот чисто политический брак был наибольшей глупостью; государство нуждалось в государе-воине, и Маниак был наиболее подходящий василевс. На горе империи на престол был возведён расслабленный развратник. Правление Константина является последним счастливым периодом в жизни империи, но этим счастливым состоянием она менее всего была обязана императору. Император был настроен в высшей степени антимилитаристически, делал сбережения на солдатском жаловании и тратил крупные суммы на постройки и развитие наук, для чего менее всего подходили эти тяжёлые времена. В Италии норманны, некогда наёмники Маниака, стали величайшей опасностью для греческого господства. В 1041 году вторглись они в Апулию, взяли Мельфи и дважды разбили наголову катапана Докеана; его преемник не был счастливее. Влиятельный примас Бари Аргир соединился с норманнами; однако, Маниак, посланный Михаилом V в Италию, где Тарент, Бриндизи и Отранто одни только и повиновались грекам, вызвал ещё раз поворот судьбы; в 1042 году одержал он большую победу при Монополи. Но возведение в сан императора Константина, с фавориткой которого Склиреной и её роднёй он находился в глубокой вражде, жестоко огорчило героя; он провозгласил себя императором; тщетно двор подкупал против него предателя Аргира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010