Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» (очерк из истории церковного искусства) Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений. Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»). После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии». В начале XV века икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.

http://pravoslavie.ru/1533.html

Виктор II, папа Римский. Раскрашенная гравюра (Shedel H. Liber chronicarum. 1493) (РГБ) (ок. 1020, Германия - 28.07.1057, Ареццо, Италия; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055). Сын гр. Хартвига Швабского, родственник римско-герм. имп. Генриха III . Учился в соборной школе в Регенсбурге. В 1042 г., несмотря на юный возраст В., Генрих III назначил его епископом Айхштетта (Германия). В период 1042-1054 гг. был ближайшим советником императора. Противник норманнской политики папы Льва IX , под влиянием В. Генрих III отказался помочь папе в борьбе с норманнами (1053). После смерти папы Льва IX, по прямому указанию императора Гебхард был избран папой (сент. 1054), что укрепляло позиции Генриха III в Италии, где к этому времени возросла власть его противника Готфрида Лотарингского (вслед. династического брака с маркграфиней Матильдой Тосканской). Однако В. согласился вступить на папский престол лишь в марте 1055 г. Торжества интронизации В. проходили в Риме с 13 по 16 апр. 1055 г. В. занимал активную позицию по реформированию Римской Церкви в духе клюнийской реформы , с этой целью на Пятидесятницу 1055 г. созвал во Флоренции Собор (4 июня 1055), на к-ром были повторены осуждения симонии и требование обязательного целибата для духовенства. Также на Соборе за нарушение канонических требований были лишены сана ряд епископов. Подобную политику В. проводил в Юж. Франции (Соборы в Лионе (1055) и Тулузе (1056)). В 1055 г. Генрих III даровал В. герцогство Сполето и графство Фермо. При посредничестве В. состоялось примирение императора и Готфрида Лотарингского, договор между к-рыми был подписан в присутствии папы. После смерти Генриха III (5 окт. 1056) Готфрид оказывал В. помощь в отражении набегов норманнов из Юж. Италии. Для укрепления союза с Готфридом В. сделал его брата Фридриха (буд. папу Стефана X ) аббатом мон-ря Монте-Кассино и возвел в достоинство кардинала-пресвитера. В. активно участвовал в прекращении борьбы за трон в Германии, поддерживая несовершеннолетнего Генриха IV и регентство имп. Агнессы. После коронации Генриха IV в Ахене папа вернулся в Италию, где созвал Собор в Латеране (18 апр. 1057). В. скоропостижно скончался во время одной из поездок по Италии. Согласно его завещанию, останки должны были быть перевезены в Айхштетт, однако он был похоронен в Равенне в ц. Санта-Мария делла Ротонда. После смерти В. прервалась череда т. н. нем. пап; вместе с тем Римско-Германская империя потеряла ведущую роль в проведении церковных реформ.

http://pravenc.ru/text/158556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ ПСЕЛЛ [Греч. Μιχαλ Ψελλς] (1018, К-поль - ок. 1078 или 90-е гг. XI в.), мон., визант. политик, в сер. 40-х - сер. 70-х гг. XI в. был одним из наиболее влиятельных придворных советников; ученый-энциклопедист, историк, литератор, философ, богослов, выдающийся деятель визант. культуры. Основные сведения о жизни М. П. содержатся в его «Хронографии» и др. сочинениях. Тем не менее замечания М. П. о себе кратки и не позволяют интерпретировать их уверенно. Т. о., реконструкция ряда эпизодов жизни и политической деятельности М. П. остается спорной. Мирское имя М. П.- Константин или Констант. Он род. в К-поле в квартале близ Нарсийского мон-ря, в семье столичных чиновников. Среди предков М. П. известны люди, занимавшие должность ипата и носившие титулы патрикиев. Однако к XI в. род Пселлов пришел в упадок. Его дед и бабка дожили до 40-х гг. XI в.; имя отца неизвестно, он умер ок. 1038 г. Мать М. П. Феодота, из столичной семьи невысокого происхождения, после смерти мужа приняла монашество, умерла в 1054 г. У М. П. были 2 старшие сестры, их имена также неизвестны; старшая сестра умерла юной в 1032 г. М. П. получал образование, состоявшее из 3 ступеней. С 5 до 8 лет он обучался в начальной школе грамматики. После этого родственники М. П. решили, что на этом его обучение можно закончить. Однако по настоянию матери он продолжил заниматься, изучать древнегреч. язык и классических авторов и вскоре обнаружил блестящие способности. С 16 лет М. П. начал заниматься риторикой, вероятно у знаменитого педагога Иоанна Мавропода , позднее ставшего митрополитом Евхаиты. Учеба М. П. завершилась ок. 1037-1038 гг. Он называл Мавропода своим единственным учителем, вероятно, тем самым особо выделяя его вклад в свое образование. Михаил Пселл и его ученик имп. Михаил VII Дука. Миниатюра из Четвероевангелия Иоанна Каливита. XI в. (Ath. Pantokr. 234. Fol. 245a) Михаил Пселл и его ученик имп. Михаил VII Дука. Миниатюра из Четвероевангелия Иоанна Каливита. XI в. (Ath. Pantokr. 234. Fol. 245a) О первых годах самостоятельной карьеры М. П. сведения противоречивы. Уже в юном возрасте он оказался в числе визант. придворных. В конце правления имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041) он находился на гос. службе в столице, был знаком с Иоанном Орфанотрофом и был его «сотрапезником» ( Mich. Psell. Chron. P. 57). В правление имп. Михаила V Калафата (1041-1042) он занимал пост имп. секретаря и участвовал в церемониальных выходах императора ( Mich. Psell. Chron. P. 94-95). В это время было написано наиболее раннее из известных сочинений М. П.- стихотворное послание к императору с просьбой назначить его на пост нотария ( Psell. Scripta minora. P. 49). М. П. упоминал также, что совершил поездку в Месопотамию, скорее всего по делам службы, а также некоторое время исполнял должность фемного судьи в Филадельфии (Фракисий или Фригия?) и в феме Вукеллариев.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

При царе Самуиле (976–1014) другой автокефальный болгарский центр появился в Охриде. Таким образом, славяноязычная дочерняя церковь Византии стала доминирующей на Балканском полуострове. И хотя после завоеваний византийского императора Василия II (976–1025) эта территория утратила свою политическую и церковную независимость, семя славянского православия уже надежно укоренилось на этой земле. В 988 г. киевский князь Владимир принял византийское православие и взял в жены сестру того же самого императора Василия. После этого Русь стала церковной провинцией Византийской церкви, возглавляемой греческим или, реже, русским митрополитом, назначаемым из Константинополя. Этот зависимый статус не подвергался сомнению со стороны русских вплоть до 1448 г. В течение этого периода Русь восприняла и развила духовное, художественное и гражданское наследие византийской цивилизации, полученное ею через болгарских переводчиков. Отношения с Западом. Отношения с латинским Западом тем временем становились все более двойственными. С одной стороны, византийцы рассматривали западный мир в целом как часть римской ойкумены, главой которой был византийский император и в которой римский епископ пользовался первенством чести. С другой стороны, франкские и германские императоры в Европе броса-ли вызов этой номинальной схеме, а внутренний упадок римского папства был таков, что могущественный византийский патриарх редко брал на себя труд поддерживать какие-либо сношения с ним. Со времен патриарха Фотия (858–867, 877–886) византийцы стали официально осуждать Filioque, вставку в Символ веры , в которой утверждалось, что Дух исходит от Отца и от Сына, как незаконное и еретическое добавление к Никейскому Символу. В 879–880 гг. Фотий и папа Иоанн VIII, казалось бы, разрешили этот спор к удовлетворению Фотия, однако в 1014 г. Filioque было принято в Риме, и общение снова было прервано. Инцидент 1054 г., который неверно считают датой раскола (в действительности он развивался в течение определенного времени), был, в сущности, неудачной попыткой восстановить отношения, разорванные из-за политического соперничества между византийцами и германцами в Италии, а также из-за дисциплинарных изменений (в частности, безбрачия клира), навязываемых реформаторским движением, инициированным монахами аббатства Клюни (Франция). Действия, предпринятые императором Константином Мономахом (1042–1055) для примирения сторон, оказались не в состоянии преодолеть как агрессивные и невежественные притязания франкского клира, который теперь заправлял делами в Римской церкви, так и непреклонность византийского патриарха Михаила Керулария (1043–1058). Когда папские легаты прибыли в Константинополь в 1054 г., они не нашли общего языка с патриархом. Стороны обменялись встречными обвинениями в вопросах вероучения и обряда и, в конце концов, провозгласили друг другу отлучающие анафемы, что и спровоцировало то, что впоследствии было названо схизмой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

На протяжении многовековой истории храм Гроба Господня многократно подвергался разрушениям. Первое из них было в 614 году при нашествии на Палестину войск персидского царя Хосроя. В следующем году Патриарх Иерусалимский Модест (614–628) смог восстановить отдельные части этого храма над пещерой Гроба и на Голгофе. Восстановление осуществлялось при помощи Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, но уже не в первоначальном виде. Вместо одного большого великолепного храма Патриархом Модестом было сооружено четыре небольших храма, которые просуществовали почти 400 лет. В 1009 году они были разрушены по повелению египетского султана Хакема, но не прошло и 40 лет, как храм на месте смерти и погребения Христа был снова восстановлен византийским императором Константином Мономахом (1042–1054). Русский паломник игумен Даниил, посетивший Святую Землю в самом начале XII века (ок. 1104–1107 гг.), в своем «Хожении» приводит подробные сведения об этом храме, находившемся к тому времени во владении крестоносцев. Вот что писал игумен Даниил о пещере Гроба Господня, которая находилась в храме Воскресения Христова: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратная, 4 локтя в длину и 4 в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка Святая покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден Святой камень, и тут поклоняются все христиане» 4 . Свое хождение в Иерусалим игумен Даниил совершил не один, а с паломнической группой, в которую входили 8 человек – жители Киева и Новгорода, в их числе миряне Изяслав Иванович, Городислав Михайлович, двое Кашкичей. Поклоняясь Гробу Господню, русские паломники увидели, что здесь висят «пять больших лампад с маслом, и горят они непрестанно днем и ночью». Благочестивые богомольцы решили принести этой святыне дар от русских верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Этот храм был подробно описан современником Константина, историком Евсевием Памфилом. Из его описания видно, что импе­ратор желал воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который “был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам стро­ений” 2 . Быть может, по образцу первого храма над Гробом Господним был сооружен и величественный храм в Херсонесе, близ Севастополя, над тем местом, где по преданию в X веке принял крещение святой равноапостольный князь Владимир 3 . На протяжении многовековой истории храм Гроба Господня много­кратно подвергался разрушениям. Первое из них было в 614 году при нашествии на Палес­тину войск персидского царя Хосроя. В следующем году Патриарх Иеру­салимский Модест (614–628) смог восстановить отдельные части этого храма над пещерой Гроба и на Голгофе. Восстановление осуществлялось при помощи Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, но уже не в первоначаль­ном виде. Вместо одного большого великолепного храма Патриархом Модестом было сооружено четыре небольших храма, которые просуществовали почти 400 лет. В 1009 году они были разрушены по повелению египетского султана Хакема, но не прошло и 40 лет, как храм на месте смерти и погребения Христа был снова восстановлен византийским императором Константином Мономахом (1042–1054). Русский паломник игумен Даниил, посетивший Святую Землю в самом начале XII века (ок. 1104–1107 гг.), в своем “Хоже­нии” приводит подроб­ные сведения об этом храме, находившемся к тому времени во владении крестоносцев. Вот что писал игумен Даниил о пещере Гроба Господня, которая находилась в храме Воскресения Христова: “Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратная, 4 локтя в длину и 4 в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой сторо­не будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка Святая покрыта мра­морными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден Святой камень, и тут поклоняются все христиане” 4 .

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

Отсел до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, 107 от нмець до корлы, от корлы до Устьюга, 108 гд тамо бяху тоймици погании, 109 и за Дышючимъ моремъ; 110 от моря до болгаръ, 111 от болгарь до буртасъ, 112 от буртасъ до чермисъ, 113 от чермисъ до моръдви,– то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду, 114 отцю его Юрью, 115 князю кыевьскому, дду его Володимеру и Манамаху, 116 которымъ то половоци дти своя полошаху в колыбли. А литва из болота на свтъ не выникываху, а угры твердяху каменые городы желзными вороты, абы на них великый Володимеръ тамо не вьхалъ, а нмци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ. Буртаси, черемиси, вяда 117 и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. 118 И жюръ Мануилъ цесарегородскый 119 опасъ имя, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял. А в ты дни болзнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера, 120 и до ныняшняго Ярослава, 121 и до брата его Юрья, князя володимерьскаго... 122 106 ...великого князя Ярослава.– Имеется в виду Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054), сын Владимира Святославича Киевского. В 1019 г. утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объединил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры. В 1038–1042 гг. предпринял ряд походов на литовские племена, в том числе на ятвягов, и на другие, пограничные с русскими княжествами, земли. 109 ...тоймици погании...– языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы – притоков Северной Двины. 110 ...Дышючимъ моремъ...– Дышащее море – Белое море и Северный ледовитый океан (названы «дышащими» из-за больших приливов и отливов). 114 ...великому князю Всеволоду...– Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха . В 1162 г., изгнанный братом Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 г. вернулся. С 1176 г.– великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 гг. предпринял походы на волжских болгар и мордву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важным направлением деятельности прп. Георгия было материальное обеспечение монастыря: возвращение потерянных владений и привилегий и приобретение новых. Преподобный часто бывал при дворе визант. императоров, где добивался различных субсидий. В февр. 1042 г. И. м. за полцены (20 номисм) приобрел у монахинь Марии, Анны и Агафии земли Исуны вблизи Волва (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 26); согласно акту о размежевании от июня 1042 г., мон-рь вернул земли в Девеликии, отторгнутые монахами Великой Лавры (Ibid. N 27). В июле 1044 г. Марк, настоятель граничившего с И. м. Кипариссийского мон-ря во имя Пресв. Богородицы, передал свою обитель в управление прп. Георгию, поскольку, по его словам, «никто из воспитанных мною монахов не в состоянии заменить меня» (Ibid. N 28). Согласно акту судьи Льва Филакса (сент. 1056), в этот же период было возбуждено дело о возвращении И. м. утерянного при имп. Романе III афонского владения Мелиссургий, в 1056 г. И. м. было выдано выгодное для него судебное постановление, хотя дело не было закончено (Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 31). В 1042-1044 гг., как следует из актов о размежевании (июнь 1042) и игум. Кипариссийского монастыря Марка (июль 1044), эконом Иоанн описал земли в Македонии, к-рые были пожалованы мон-рю имп. хрисовулами, а также составил список, где были указаны имена 40 из 60 крестьян, которые были пожалованы И. м. имп. Василием II Болгаробойцей, не облагались налогами и не подчинялись монахам (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 27, 28). По приказу имп. Константина IX Мономаха протоспафарий Андроник заново составил опись монастырских владений, где указаны патриарший Спилеотский мон-рь Пресв. Богородицы, подворье Преавлака, мон-рь ап. Иоанна Богослова («ту кир Иоанну») и др.; также были подтверждены права И. м. на подворье в Эзеве, хотя оно не было возвращено до 1062 г. На все владения прп. Георгий получил новые хрисовулы (утеряны), в т. ч. на большое поле в Месолимне, где И. м. уже имел подворье - мон-рь прп. Иоанна Колова - и содержал стада животных. Ок. 1054 г., во время одной из поездок в К-поль, прп. Георгий вблизи принадлежащей И. м. Ливизасды разрушил воздвигнутую там болгарами (в источнике Σκλβοι Βολϒαροι) жен. фигуру языческого идола, сведения об этом содержатся в акте протоспафария Андроника от авг. 1047 г. (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 29; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 52; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 139-140).

http://isihazm.ru/?id=748

987–996 Роберт I 996–1031 Генрих I 1031–1060 Короли Англии Годы после Р. Х. Эгберт 800–836 Этельвульф 836–857 Этельбальд 857–860 Этельберт 860–866 Этельфред I 866–871 Альфред 871–901 Эдуард Старший 901–924 Ательстан 924–941 Эдмунд 941–946 946–955 955–959 959–975 Эдуард Мученик 975–978 Этельред II (Неготовый) 978–1016 Эдмун Железнобокий (Ironside) 1016–1016 1016–1035 Гарольд (Заяченогий) 1035–1039 Гардиканут 1039–1042 Эдуард Исповедник 1042–1066 Князья древней Руси Годы после Р. Х. 862–879 гг. Вещий Олег 879–913 гг. 913–945 гг. 945–957 гг. Святослав 957–973 гг. Владимир 973–1015 гг. Ярослав Мудрый 1019–1054 гг. Годы после Р. Х. Михаил 988–992 гг. Леонтий 992 –1008 гг. 1008–1035 гг. Феопемпт 1035–1049 гг. Иларион 1051–1056 гг. Митрополиты древней Рус и Года после Р. Х. В первом веке Иерусалим Между 50–52 гг. Во втором веке Иерапольский между 160–180 гг. против монтанистов и Феодота Кожевника; в Риме, Палестине (Иерусалиме и Кесарии), в Понте; Осроене, Месопотамии, Коринфе – все к концу 2 века касательно празднования Пасхи. Другие соборы в Риме, Сицилии, Ефесе, Лионе и в Африке сомнительны 3665 . В третьем веке Карфаген Около 218–222 Александрия 231–235 Икония 230–235 Синнад Около того же времени Ламбес в Африке Востре Аравия В Азии два собора ---------- Карфаген по делу Новата 250, 251,252, 253 Карфаген по вопросу крещения еретиков 255, 256 Нарбонна 255–260 Арсиное, в Египте Антиохия, против Павла Самосатского 264–269 В четвертом веке Александрия Карфаген Арелат (Arles) Неокесария 314–315 Александрия Вифиния Александрия Никея (Первый Вселенский собор) Гангре Около 325–341 Карфаген Антиохия Кесария Иерусалим Константинополь 336, 338 или 339 Александрия Антиохия 340, 341 Сардика Лаодикия 343–381 Филиппополь Иерусалим и Александрия Рим и Милан Карфаген 345–348 Сирмия 349, 351 Арелат Виттер (Beziers) Сирмия 357, 358 Антиохия Римини, Селивкия Константинополь Антиохия 361, 363 Александрия 362, 363 Лампсаке Никомидия Смирна Сицилия Сингидун, Тиана Александрия Валенция Иллирия, Анкир

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Дафнопат (сер. Х в.), византийский историк – 476 Феодор Мопсуестийский (Мопсуестский, ок. 350–428), сирийский богослов и экзегет, представитель антиохийской богословской школы – 217 Феодор Продром (XII в.), византийский поэт – 485 Феодор Студит (759–826), византийский богослов, автор догматико-полемических и морально-аскетических сочинений, оппонент иконоборчества, игумен Студийского монастыря – 378, 381, 382, 386, 391, 393 Феодора , дочь имп. Константина VII, сестра имп. Романа II, жена имп. Иоанна Цимисхия – 401 Феодора , жена имп. Юстиниана Великого – 194, 195, 216, 218, 221, 238, 252,256,264 Феодора, мать имп. Михаила II – 366 Феодора , жена имп. Феофила, мать имп. Михаила III – 342, 366, 383, 393, 394,396 Феодора , младшая сестра имп. Зои, соправительница сестры в 1042 г., самодержавная императрица в 1054–1056 гг. – 399, 402 Феодорит Киррский (ок. 393 – ок. 466), блаженный, епископ города Кирра или Кира, близ Антиохии, сирийский богослов, экзегет и историк Церкви, автор апологетического сочинения «Врачевание эллинских недугов», «Церковной истории», агиографического сочинения «История боголюбцев» и др. – 181, 217, 254 Феодосии I Великий (ок. 345–395), римский император в 379–395 гг. – 63, 93, 120, 121, 133–138, 143, 144, 151, 233, 263, 332, 358 Феодосии II, византийский император в 408–450 гг. – 64, 120, 121, 154–161, 187, 207, 215, 259, 317, 360 Феодосии III , византийский император в 715–717 гг. – 267, 310 Феодосии Мелитинский (X в.), византийский хронист – 479 Феодот Касситер , патриарх Константинопольский в 815–821 гг. – 380 Феоктист , фаворит Феодоры, матери имп. Михаила III – 366 Феофан Византийский , историк VI в. – 253 Феофан Исповедник (ок. 758–817), византийский хронист – 284, 316, 346, 388,389 Феофано, жена имп. Романа II и позднее имп. Никифора Фоки – 401, 440 Феофано (Феофана, ок. 950–991), византийская принцесса, германская императрица, жена имп. Оттона II – 410, 432 Феофил († 412), патриарх Александрийский в 385–412 гг., добивался верховенства александрийской кафедры, враг Иоанна Златоуста – 152

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010