Ср. цитату из Аммония нижевсхол. . То есть – самостоятельное. По другому чтению, приведенному в ЕА. Р. 24: «...и сами по себе [, т. е. самостоятельно,] получали бы...». Или: «в действительности». Разумеется, уже не с точки зрения Бога 1037 , а с точки зрения мира. Дословно: «невозможно быть в [числе] тех [вещей], что существуют вместе». Или: «способного доказать, что существуют». Или: «способного... свести». В. В. Петров находит здесь выражение идеи «(тотальной) погруженности вещи в ее логос»: Сказанное следует понимать не только в том смысле, что логос охватывает вещь, будучи ее логическим определением. В метафизическом плане логос – это начало и причина, «сообразно которой», «ради которой» и «посредством которой» некое сущее возникает. Логос призывает к себе сущее как его целевая причина, без достижения которой сущее не может быть совершенным 1038 . Этим абзацем св. Максим, как нам представляется, подводит к следующему выводу: «собственные логосы» тварных вещей «существуют» как «объемлющие» их не в том же смысле, в каком они им пред " существуют» в Логосе. Термин «апофатическое богословие» (ед.ч.) ранее, чем у св. Максима, нам обнаружить не удалось. В текстах, представленных в TLG, он встречается впервые у исихастов XIV в. В названии 3-й главы трактата Ареопагита О мистическом богословии термин стоит во мн. ч., и соответственно, имеет несколько иной смысл; к тому же, названия глав (как, впрочем, и трактатов) в корпусе текстов Ареопагита, вероятно, иного и более позднего происхождения, чем сам корпус, а возможно – и чем творения св. Максима. В подлиннике двойной смысл: 1) «в качестве иного» (как снег может быть осознан в качестве белого), и 2) «кем-либо иным», нежели Он Сам. Здесь, как и выше 1039 , не риторическое преувеличение, а технический термин, отсылающий к понятийному аппарату неоплатонизма. Существующее постижимо мыслью 1040 , но дающее ему бытие Благо уже для Платона «по ту сторону сущности» 1041 , а значит, в понимании неоплатоников, – и постижимости 1042 . Такое понимание подтверждается тем, что для Платона интенциональный коррелят Блага – не бесстрастно-познающая мысль, а эрос 1043 . В этом запредельном мысли и существованию (но тем более вожделенном) Благе неоплатоники опознали Единое первой гипотезы Платонова диалога Парменид. По условию этой гипотезы «Единое» должно быть единственным предикатом того, чему оно предицируется, что парадоксальным образом исключает предикацию Ему даже существования; поэтому из первой гипотезы следует, что Единого «не существует»; или, как скажут неоплатоники, Оно сверх-существует 1044 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1035 Мужественные и отважные ловцы трепещут, когда видят крокодила, выходящаго из воды и стремящегося к добыче. 1036 Меч, копье, стрела не могут причинить никакого вреда крокодилу; его чешуя непроницаема и препятствует нанести крокодилу рану. 1037 Крокодил, гордый своею невредимостию, так же мало боится меди и железа, как соломы и гнилого дерева. 1038 Крокодилу нельзя нанести никакой раны. От его непроницаемой чешуи отскакивают стрелы и пращные камни. Сыпь лука – есть стрела. 1039 Слову тотах, встречающемуся только в настоящем месте, мы дали значение булавы. 70 и Вулгата переводят его: молот, Халдейский переводчик: топор; другие переводят: дубина, палка. 1040 Острые зубцы, которые крокодил имеет под собою, суть короткие и толстые лапы, из коих на обеих передних находится по пяти, а на задних по четыре пальца, или острых и крепких когтей. Поскольку крокодил любит находиться в болотистых местах; то своими острыми когтями оставляет на грязи следы. На чреве крокодила нет выдающейся чешуи или зубцов, коими бы он мог оставить следы. Чрево этого зверя имеет белую и довольно тонкую кожу, которая легко может быть пронзена острым деревом. 1042 Пена, которую производит сильное движение сего чудовища, так бела, что стезя, пройденная им, кажется, ярко светит, и вода как будто покрывается серебряными, или седыми волосами. 1043 Между пресмыкающимися животными, к коим принадлежит великий крокодил, нет подобного ему в силе и крепости, и природа не дала ни одному животному такого непроницаемого чешуйчатаго покрова, который бы воспрещал ему страшиться вражеских орудий и нападений. Но из этого не следует, что крокодил не должен страшиться своих врагов, особенно с того времени, когда изобретены средства ловить и укрощать его. 1044 Гордое и высокое, на что крокодил смотрит как бы с презрением, это суть большие, отважные и сильные животные, среди коих он господствует, как царь среди своих подданных. Над всеми сынами отваги, 70 перевели: всех находящихся в водах; Симмах: всякого, ходящего по земле, т. е. льва, которому поэты дают это имя. Де Росси нашёл в одном Еврейском кодексе по таргуму – молодых львов. Халдейский переводчик читает: всех рыб.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

11:10 Букв.: и в глазах Моисея ( это было) зло. 1029 11:17 Здесь скорее имеются в виду дары Святого Духа, а не Его Личность. И это не означало, что Моисей остался с меньшим присутствием Духа. 1030 11:21 Букв.: пеших ( воинов) . 1031 11:23 И ли: есть ли предел силы Господней? 1032 а 11:25 Здесь это указание на временное пребывание и на чудесное дарование особых способностей. 1033 б 11:25 Букв.: они не добавляли; или: не делали того вновь. 1034 11:31 Т .е. высотой около метра. 1035 11:32 Хомер — мера объема, равная приблизительно 220 л. 1036 12:1 Здесь Циппора, жена Моисея, отождествляется с женщиной из Куша, из чего можно заключить, что Куш был одним из городов или районов той территории на восточной стороне залива Акаба, где жили потомки Мидьяна, четвертого сына наложницы Авраама Кетуры. 1037 12:3 К лючевое в этом стихе слово, определяющее характер или переживания Моисея, имеет в евр. такие значения, как: 1) «угнетенный, страдающий», 2) «смиренный, кроткий». Исходя из контекста и всего, что известно из Писаний о личности Моисея, в этом переводе предпочтительным признано первое значение этого слова. По мнению некоторых ученых, возможен и перевод: терпимый. Друг. возм. пер. этого стиха: Моисей был человеком необычайно кротким, более кротким, чем кто–либо другой на земле. 1038 12:7 Или: во всем, что Я ему доверил. 1039 а 13:2 И ли: чтобы пошли они в разведку в землю Ханаан. 1040 б 13:2 Букв.: из каждого колена праотцев его. 1041 13:16 Имя Осия (евр. Хоше а) означает «спасение», а Иисус (евр. Йехошуа) — «Яхве есть спасение» или «Яхве (Господь) спасает». 1042 13:17 Евр. негев – юг. 1043 13:20 LXX: дни весны и… Виноград начинает созревать в Палестине в конце июля. 1044 14:12 В LXX: смертью. 1045 14:18 Или: выдержанный; букв.: медлен ( на то), чтобы гневаться. 1046 14:21 Букв.: славой Господней. 1047 14:22 И ли (ближе к букв.): испытывал Меня – в знач. проверял Мое терпение; традиционный перевод: искушал. 1048 14:25 Или: к Тростниковому морю; или: к морю Суф; Син. пер.: к Чермному морю. 1049

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1030. Вар. «подчиняешься ты Ему в свободе детей». 1031. Букв. «воспринять полноту этих вещей». 1032. Термин «песни» (tešbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 1033. Вар. «с молитвенной целью». 1034. Букв. «намерением». 1035. Букв. «склоняется». 1036. Букв. «лишь отдельные " . 1037. Букв. «великого нашего подвижничества (образа жизни)». 1038. Или «удерживается от нас». 1039. Букв. «насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу». 1040. Или «в нас». 1041. Сир. " alma d–qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания. 1042. Букв. «и плавает он, и радуется». 1043. Вар. «из писаний Духа». 1044. Букв. «на тему домостроительства». 1045. Т.е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. 1046. Или «от цели, которая в Боге», «от мысли, к Богу». 1047. Сир. " amtana w–qutta " a. Последний термин соответствует греческому akedia (уныние, отчаяние, безнадежность). 1048. Букв. «вытаскивает». 1049. Букв. «крестит». 1050. Букв. «от этого телесного мира с его помышлениями (sukkale)». 1051. Букв. «от чтения своей меры». 1052. Т.е. для того уровня, о котором идет речь в настоящей Беседе. 1053. Букв. «этим целям», или «этим темам», т. е. книгам, написанным на эти темы. 1054. Вар. «с божественным намерением». 1055. Букв. «Средняя вершина уменьшает их». 1056. Букв. «Третья вершина уменьшает». 1057. Букв. «сопутствуют». 1058. Букв. «от простоты своей внешней продвигаются они внутрь». 1059. Букв. «вершине». 1060. Букв. «небольшого количества писания и службы псалмов». 1061. В псалмопении и молитве. 1062. Ср. авва Исаия. Слово 24,1 («О бесстрастии»): «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение…» 1063. Сир. hulapa означает «обмен», «замена», «перемена». 1064. Сир. (uhlapa означает «изменение», «разница». 1065. Букв. «на их пути, который в безмолвии» 1066. Текст настоящей главы переведен нами свободно. Дословный перевод затруднителен.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

Cont. Lib. IV, 172 (P. G. CIX, 185); Cedren. II, 158 (P. G. CXXI, 1044); Zonara III, 393. 1002 Хорошо осведомленный о придворной жизни и беспристрастный Логофет относится к Феоктисту очень неблагосклонно. Большая морская экспедиция на Крит (843 г. А. Васильев с. 154) окончилась полной неудачей по вине Феоктиста, бросившего свое войско и уехавшего в К-поль при слухах, в добавок ложных, о готовившемся там перевороте. В следующем походе на арабов Феоктист не только проиграл битву при Мавропотамоне, но часть его войска, из ненависти к вождю за дурное обращение, перешла на сторону арабов. Georg. Cont. 1036. P. G. СХ=Leo Gramm. 1051, P. G. CVIII; Pseudo-Symeon. 645 (P. G. CIX, 716). Cf. Theoph. Cant. Lib. IV, cap. 39. Cf. Hirsch, op. cit. 56–57. За время своего управления тот же Феоктист понастроил себе загородных дворцов, бань, садов, очевидно, на казенные деньги. Georg Cont. 1037 P. G. CX. 1004 Georg. Cont. 1045, P. G. CX.=Leo Gramm. 235 (P. G. CVIII, 1068). Pseudo-Symeon. 675 (P. G. CIX, 720). 1006 Паннонское житие рассказывает, что Константин был вызван ко двору Логофетом, очевидно, Феоктистом (Dümmler und Miklosich о. с. S. 15. Бодянский, цит. соч., с. 5. Кирилло-Мефодиев. сборник с. 11). Возможно, что и Фотий попал ко двору через того-же Феоктиста. 1007 Б. Мелиоранский. Из семейной хроники амморийской династии. Византийский Временник 1901 (VIII) с. 36. 1008 По другим данным, женившийся на Ирине Сергий был брат матери Фотия, тоже Ирины. Вопрос не поддается точному решению. (Hirsch op. cit. 215). Подробные, из хорошего источника заимствованные сведения о родственных отношениях Феодоры переданы у Феофанова Продолжателя (Theoph. Cont. Lib. IV p. 175. P. G. CIX, 189), но соответствующее место испорчено. Оно читается так: δελφα δ τρες, τ εφμ οτω καλουμνη νματι Καλομαρα κα Σοφα κα Ερνη. λλ’ μν Σοφα ες κοτην δδοτο Κωνσταντν τ κατ τν Βαβοτζικον, δ Καλομαρα ρσαβρ τ τηνικατα μν πατρικ πειτα δ κα μαγστρ, Ερνης τς μητρς το μετ τατα τν πατριαρχικν θρνον ντιλαβομνου Φωτου δελφ μεθ ο κα δω τεκνσασα παδας, Στφανν τε τν μγιστρον, κα Βρδαν τν αυτο δελφν κα μγιστρον… τν συγγνειαν πρς τν πατριρχην σωζε Φτιον· ξδελφοι γρ ο δο μγιστροι οτοι τοτου τγχανον.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

390., 1092,861). Этика дуалистическая (II: 404,1198) и мораль аскетическая (II: 399,1180); квиетизм и созерцательность (II: 398,1175). Идеал мудреца у Филона (II: 393,1149. 400,1184. 421,1292) и его универсализм (II: 402,1194). Повсюдный материализм (эфирность духа, Логоса и Бога) и эманатизм (II: 343). Небесный человек (I: 257. II: 223 сл. 247. 261,682. 261–2. 264. 353) и Логос (II: 220. 267 сл. 272. 277,745. 298,800. 303. 319. 320,859. 322,866–7. 322 сл. 323,868–870. 872. 324,877. 325,878. 326,880. 327,888. 328,894. 330 сл. 335,912. 336,913. 337 сл. 343. 347. 350 и прим. 858. 387,1124. 393. 407,1216. 417 и прим. 1263. 420. 650,816. 820, 688. 823,104. 1147,1301) у Филона и невозможность для него (бого)воплощения (II: 360 сл. 364,1029. 370,1053. 370 сл. 371,1055. 372. 808,1255. 999,116), почему тут недопустимо и понятие Богочеловека (II: 374,1062); πρωττοκος у Ап. Павла и πρωτγονος у Филона (II: 342). Филон и Мессия (I: 359. 360–9. 389,323.401. 402. 405. 566,276. 869,548.II: 364,1029. 365,1034. 1036. 1037. 367,1041.1043. 368,1044.1046. 369,1050. 999,116. 1092). У Филона не принимается мессианского искупления (I: 412,415) в евангельском смысле (II: 394,1152). Искупление и моральное усовершенствование у Ап. Павла и у Филона (II: 358 сл. 362,1023. 391. 397). Вера у Филона (II: 397) по соотношению с учением Павловым о вере (II: 173 сл.). Утешитель у Филона (II: 355,996. 421,292). Филон, как представитель: эллинистического синкретизма и александрийской теософии (II: 407 сл.), и соединение у него иудейства с греч. философией (II: 411 сл. 416,1265. 1258). Пантеизм (II: 335,912 344–7. 411. 420), пифагорейство (II: 228,577), платонизм (II: 228,577. 317. 321 и прим. 863–5. 326 и прим. 883. 400,1183 406. и прим. 1211. 1212. 407. 408. 411. 417), стоицизм (II: 131,242. 318,855. 321 и прим. 864–5. 328. 345. 346. 387. 400,1183–4 401,1185. 1003–4) и экстатический мистицизм (II: 398) у Филона, отношение его к книге Премудрости Соломоновой (II: 449 сл. 453). Предположения о влияниях на христианство (II: 26 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Из находящихся в других журналах одни известны и в отдельных изданиях (ср. об этом выше), каковы, напр., Кавелина в " В. Евр.», В. С. Соловьева там-же, в «Неделе»..., и уже в свое время нами упомянуты, другие отличаются неприятным – тенденциозным и потому анти-научным направлением (чит. «Сев. Вестник» – особенно за последние годы, «Р. Мысль» и друг.), и потому упоминать о них надобности нет, третьи (ср. опять выше) имеют слишком ничтожное отношение к рассматриваемой нами богословской научной отрасли и мало (чтоб не сказать больше) пригодны для её целей и проч., так что называть и их нужды не замечается. По этим и подобным им причинам, словом, упоминание о статьях других, кроме «Вопросов философии и психологии», журналов светских с нашей стороны будет лишь вообще случайное, чего, однако, как не вредящего существу нашей задачи, в упрек себе ставить не можем. Статьи, занимающиеся решением общих основных вопросов этики, принадлежат: проф. Лопатину, выясняющему «положение этической задачи в современной философии» 1035 и предлагающему, затем, «критику эмпирических начал нравственности» 1036 ; Е. Л., трактующему о «позитивной теории происхождения нравственности» 1037 , Л. Оболенскому, которым написан этюд: «Попытка научного примирения моральных разногласий. Отрицатели морали» 1038 . Из них более других обращает на себя внимание вторая статья проф. Лопатина. Далее, (переводная) статья Лекки, раскрывает «основные начала нравственной философии» 1039 . Характеристику этого «интуитивиста» см. у Кареева 1040 . Проф. Грот Н. Я. пишет об «основании нравственного долга» 1041 , а упоминавшийся только что выше проф. Лопатит – о «теоретических основах сознательной нравственной жизни» 1042 . Из этих трех статей представляется наиболее важною первая (Лекки), хотя читатель и не всегда с автором будет согласен. Несколько статей выясняют параллельно то «нравственность и естествознание» (проф. Бекетова) 1043 , то «искусство и нравственность» (г. Бобров) 1044 , то «этику и догматику» (С. Н. Трубецкой) 1045 , а Гексли (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Вестготские короли, начиная с Сисебута, инициировали насильственное обращение евреев в христианство; идеологическое же обоснование эта политика получила в произведениях Исидора Севильского , посвященных полемике с иудеями. 1032 Принято считать, что десять антииудейских соборных постановлений были приняты под непосредственным влиянием епископа Севильи. Возможно, он даже был их автором. 1033 Идеи, сформулированные в его трудах, были оформлены в виде общеобязательных соборных постановлений. По мнению Исидора, никого не следовало принуждать принимать другую религию. Так, пятьдесят седьмой канон запретил насильно обращать иудеев на том основании, что человек должен сознательно прийти к истинной вере. 1034 Однако тех, кто принял христианство во времена Сисебута, следовало по-прежнему считать христианами, так как они уже приобщились к таинствам. 1035 Другой, пятьдесят девятый канон также запрещал повторный переход в иудаизм, однако не предусматривал никакого наказания для отступников: вернуть их в лоно Церкви обязан был епископ. 1036 Правда, если они подвергли насильному обрезанию своих сыновей или рабов, то дети должны были их покинуть, а рабы получали свободу. 1037 Аналогичная норма была принята императором Константином в 335 г. и вошла в Бревиарий Алариха. 1038 Вероятно, она и была заимствована вестготскими прелатами. Кроме того, отступники лишались права свидетельствовать в суде на том основании, что те, кто были неверны Христу, будут нечестно вести себя с людьми. 1039 В позднеримском законодательстве аналогичных норм не было; по-видимому, это постановление является нововведением испанского епископата. В целом, все постановления ограничивали права иудеев, подталкивая к добровольной смене вероисповедания. Так, иудеям было запрещено занимать государственные должности (officia publica) 1040 и владеть рабами-христианами; 1041 иудеям, женатым на женщинах, обращенных в христианство, предписывалось принять веру жены, в противном случае их ждал развод. 1042 Истоки всех этих постановлений уходят в позднеримское законодательство относительно иудеев и язычников. Так, новелла императора Феодосия, вошедшая, в Бревиарий, запрещала иудеям и еретикам (samanta) занимать любые общественные должности. 1043 Вслед за императором участники собора в Толедо обвинили иудеев в злоупотреблении служебным положением по отношению к христианам. 1044 Канон 66, запрещающий иудеям владеть рабами-христианами, имеет прямую параллель с законами из девятого титула шестнадцатой книги Кодекса Феодосия. 1045

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1030 Palmieri A. «A Friend of Church Reunion in Russia»//The Churchman. (Нью-Йорк). 1914, 5 сент. С. 309–310. 1031 25-летие юбилея проф. H. H. Глубоковского//Странник. 1914. 6–7. С. 956 (статья без подписи). 1032 [Сагарда Н. И.] К двадцатипятилетию учено-педагогической деятельности профессора Глубоковского//ПрибЦВед. 1914. 25, 21 июня. С. 1118. Статья подписана: «Ученик». 1034 Клитин А. Профессор Н. Н. Глубоковский . К 25-летию его научно-богословской и церковно-общественной деятельности. Одесса, 1914. С. 3, 11. «Простите, – писал Клитин Глубоковскому, – что я так слабо очертил Вашу научную деятельность. Но, мне кажется, Вы выше всяких похвал и в наше время совершенно редкий человек и редкий ученый» (ЦГИА. Ф. 2162. 12. Л. 83). 1035 [Сагарда Н. И.] К двадцатипятилетию учено-педагогической деятельности профессора Глубоковского. 1037 Все юбилейные приветствия были подшиты Глубоковским вместе и ныне хранятся в его личном фонде в ЦГИА СПб (Ф. 2162. 12). Перечислим лишь некоторые имена: С. А. Жебелев, В. В. Латышев, А. И. Соболевский, Б. А. Тураев , бывший министр народного просвещения В. А. Шварц, издатель И. Л. Тузов, кн. А. А. Ширинский-Шихматов, член Государственного совета протоиерей о. Трегубов, иностранные ученые: Н. Бонвеч, К. Грегори, А. Пальмиери, К. Грасс и многие другие. Отдельное приветствие направили выпускники СПбДА, состоявшие на службе в секретариате Св. Синода (В. Г. Введенский, И. В. Косаткин, В. К. Крючков, Н. Н. Николаев, Н. В. Нумеров, И. Я. Пересветов, С. П. Попов, П. П. Смердынский, С. П. Соколов, П. Н. Судницын, В. А. Чулкевич). 1040 Об архиепископе Тихоне см.: Богданова Т. Α., Клементьев А. К. Жизнь и труды протоиерея Тимофея Ивановича Лященко, в монашестве Тихона, архиепископа Берлинского//Православный Путь: Церковно-богословско-философский ежегодник. Джорданвилль, 2006. С. 101–198. 1044 Там же. 14. Л. 236, 237. Письмо от 2 нояб. 1916 г. «И все же сомневаюсь, – писал он в апреле 1916, – хорошо ли это все, и хорошо ли я сделал, не поступивши в Дух[овную] Академию и не отдавши себя на служение Церкви всецело и непосредственно. Отрицательные следы университета налицо – слишком уж развился позитивизм и эмпиризм в качестве навыков мысли, а не умирающие идеалы религиозные отступили в торжественный покой личной жизни и чувства. И нет предо мною верного пути. Среди такого сумбура мне было бы очень ценно Ваше письмо, глубокоуважаемый Николай Никанорович. И я надеюсь, что Вы не откажете написать мне о поставленных мною вопросах» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 893. Л. 28–29 об. Письмо от 7 апр. 1916 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сообразованием Божеству определяется содержание добродетели у Климента и с положительной стороны. Бог есть Разум, и человек через свой разум является образом Бога. Отсюда богоподобие человека будет заключаться в том, чтобы разум, в котором истинное существо человеческой природы, обнаруживал себя беспрепятственно во всех видах присущей ему деятельности, т. е. в познании и в управлении всем ходом жизни человека. Последний вид деятельности разума отрицательно проявляется в достижении апатии и положительно в устроении справедливых отношений к людям. Бог по природе своей Благо и Любовь 1035 : отсюда человек должен гореть любовью, дабы уподобиться Богу 1036 . Апатия, ведение и любовь, составляющие содержание добродетельного настроения, состоят во взаимодействии 1037 . Добродетельное настроение, как оно описано нами, составляет сущность добродетели, и так как оно одно – то и добродетель в собственном смысле может быть только одна: различные добродетели составляют её различные только обнаружения. Это положение, проводимое и греческими философами, переносит в свою этику и Климент. Добродетель, по существу, одна, но по своим обнаружениям и применению называется различно: рассудительностью, целомудрием, мужеством и справедливостью 1038 . В силу своего единства по источнику, из которого они происходят, эти добродетели имеют столь тесную связь друг с другом, что тот, кто гностически имеет, одну добродетель, тот имеет все, так как они следуют друг за другом 1039 . Каждая отдельная добродетель – причина частного, ей только свойственного совершенства; но блаженная жизнь получается через соединение добродетелей, и истинно блаженным следует назвать того, у кого душа добродетельно украшена 1040 . Но украшенным добродетелями человеком является истинный чтитель Бога, и ϑεοσβεια, поэтому, служит основой всей добродетельной жизни 1041 и совмещает в себе все добродетели 1042 . Такова добродетель в её высшем обнаружении. Но, как и греческие философы, Климент говорит и о низшей ступени добродетели. Если идеальная добродетель носит у него название гносиса и совершенный христианин – гностика, то низшую ступень добродетельной жизни он приписывает верующему. Добродетельный поступок первого у него называется стоическим термином κατρϑωμα, поступок второго – καϑκον или μση πρξις 1043 . Имея в виду подробнее об этом говорить во II части, здесь считаем нужным отметить общее различие κατρϑωμα и καϑκον: первое – деяние, предполагающее за собой неизменное добродетельное настроение, как оно нами представлено; второе – поступок добродетельный по внешности, но не предполагающий такого настроения: не сопровождаемый ни полным знанием блага, ни бескорыстной любовью к нему, ни неуклонным стремлением его осуществлять, и совершаемый по мотивам страха и надежды 1044 . § 2. Отдельные добродетели

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010