§ 170. Деятельность в звании архиепископа Константинопольского: а) до 402 года. В 397 году, скончался в Константинополе Нектарий, преемник Григория Богослова . Обер-камергер Евтропий, лично знавший достоинства Иоанна, предложил императору Аркадию избрать Златоуста на кафедру столицы; император и клир согласились. Но так, как известно было Евтропию, что антиохийцы легко не расстанутся с наставником своим, то положено было употребить хитрость при вызове Иоанна в столицу, и употребили: Правитель Востока Астерий пригласил Златоуста посетить вместе с ним загородные места мучеников. Златоуст явился, и готовая колесница понесла его по константинопольской дороге 1037 . Назначение св. Иоанна на кафедру Константинопольскую было не по душе одному Феофилу Александрийскому и еще самому Златоусту 1038 . Но Евтропий дал знать Феофилу, что предаст его суду за его происки, и Иоанн рукоположен был февраля 28 дня 398 г. 1039 . Обширное поле открылось теперь для деятельности св. Иоанна, и почти необозримы дела, какие совершил он в немногие годы пастырского служения. Первая проповедь, сказанная в Константинополе, уже возбудила любовь в народе к Златоусту 1040 . Кроткая ревность его и здесь обратилась всего прежде против хулителей Сына Божия – против аномеев 1041 ; и третью проповедь свою, он начал так: «Благословен Бог ! В каждое собрание вижу, как собрание жатвы растет, поля красивые цветут, гумно наполняется, хотя не много дней прошло, как мы бросили семена» 1042 . Но теперь Златоуст архипастырь, уже не мог так часто проповедовать, как проповедовал он в Антиохии 1043 . Теперь надлежало ему заниматься множеством других дел, и он со всею ревностью занялся улучшением духовенства, которое должно и поведением своим учить других. – Святый пастырь словом любви, а иногда и строгостью, старался преобразовать состояние избранной части Христовой 1044 ; избирал лучших наставников для училища константинопольского 1045 ; расходы, какие употреблялись прежде для дома пастырского, он обратил на вспоможение бедным и больным, построил и содержал несколько больниц и два дома для странников 1046 ; сам же довольствовался скудною трапезою и не ездил на обеды, также как и у себя почти ни когда не делал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Русская церковная архитектура Храмы Киевской Руси Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной (989–996) по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром, когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве (1037–1044), Софийские соборы в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (сер. XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036). Киевский Софийский собор является шедевром византийского и древнерусского зодчества. Построенный константинопольскими зодчими при участии киевских мастеров, он не имеет прямых аналогов в византийской архитектуре. Собор представляет собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами; внутреннее пространство храма разделено на 5 нефов с 5 апсидами. С северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Длина собора без галерей – 29,5 м, ширина – 29,3 м; длина и ширина с галереями соответственно: 41,7 м и 54 м. Высота до вершины главного купола составляет 28,6 м, сторона подкупольного квадрата 7,6 м. Внутри стены храма украшены мозаикой, набранной из кубиков разноцветной смальты, и расписаны фресками, выполненными водяными красками. Общий объем мозаик – 260 кв. м, фресок – около 3000 кв. м. Новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с тремя главными апсидами. Как и в Софии Киевской, с северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над ними возвышается 5 глав. Еще одна глава венчает лестничную башню, расположенную в юго-западной части собора. Размер основного объема собора без галерей: длина 27 м, ширина 24,8 м; вместе с галереями: длина 34,5, ширина 39,3 м. Размер сторон подкупольного квадрата 6,19–6,28 м. Толщина стен собора 1,2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ибо шесть видов откровений упоминает Писание: первый – посредством чувств, второй – посредством душевного зрения, третий – через восхищение мысли 1034 , четвертый – в чине пророчества, пятый – в некоем умственном 1035 виде, шестой – словно во сне. Те [откровения], которые [происходят] посредством чувств, подразделяются на два различных [вида]: откровения посредством стихий 1036 и те, что происходят без [участия чего-либо] материального. К [откровениям] посредством стихий [относятся те, что имели место] в купине 1037 , в облаке 1038 , в скрижалях 1039 , и другие (что было зримо [не только для Моисея, но] и для народа), а также подобные тем чудесам, которые ежедневно происходят во всем мире, – причины и свойства их через откровения познают святые, – а также дела, и деяния, и вещи сокровенные или далекие, которые некоторым открываются, когда случаются и происходят. [К откровениям] же, [происходящим] без [участия] материи, относятся явление мужей Аврааму 1040 , лествица Иакова 1041 и откровение о скинии 1042 , – «смотри и действуй по подобию, явившемуся тебе на горе» 1043 , и т. д., – и тот Божественный и превысший [всех] сияний свет, что осиял Павла на пути и ослепил очи его 1044 . Ибо известно, что, хотя сие откровение было видимым и оно было ощутимо чувствами, так, что даже бывшие с ним видели и слышали [его], но это не было материальное откровение, и свет тот не был естественным и состоящим из стихий, как и блаженный толкователь возвещает, когда дает разъяснение относительно сего [света] в Деяниях, в толковании на [это] повествование, где сказано: «И те, кто шли с Павлом по пути, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя» 1045 . Изъясняя «в оцепенении», он говорит следующее: «В молчании и без слов, охваченные сомнением, поскольку чувственно восприняли голос, который говорил с ним, и видели свет 1046 , который явился ему, насколько возможно им было видеть, – чтобы Савлу потом не показалось, что он выдумал то, что произошло и [так] на него подействовало, тогда как никто из бывших с ним не слышал [этого] и не видел, поскольку они никого не видели» 1047 . Ибо они не видели Иисуса, поскольку, как я сказал, и то, что явилось, было не светом чувственным. Непостижимое же чувство было дано ему нематериальным образом по действию Божественному, наподобие видения света, так что он думал, что небеса отверзлись, и прочее. Таковы откровения, которые совершались через посредство телесных чувств, будучи превыше смешения со стихиями и каких-либо чувственных или человеческих событий 1048 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Таушканское. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Каменный однопрестольный храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского был заложен в селе Таушканское Сухоложского городского округа (в старину – Камышловского уезда) в 1888 г. В 1893 г. строительство церкви завершилось. Впоследствии храм разделил судьбу многих церковных зданий: в 1922 г. изъяли богослужебную утварь, в 1934 г. запретили колокольный звон. В 1935 г. закрыли. Устроили в помещении клуб, а позднее – зерносклад. В полуразрушенном состоянии церковное здание затем простояло десятилетия. Информационное агентство Екатеринбургской Епархии, электронная версия " Православной газеты " В селе Таушканское Сухоложского района продолжается восстановление полуразрушенного храма во имя великомученика Димитрия Солунского. Заброшенное церковное здание в конце 2010 года расчистили от мусора (до этого в храм нередко забредал домашний скот), закрыли досками оконные и дверные проемы. Работали сельчане вместе с добровольцами из Сухого Лога, Екатеринбурга и даже из Саратовской области. Весной 2011 г. начали кровельные работы и установили на Дом Божий крест. В работах помогает фонд «Возрождение православных святынь земли русской», возглавляемый Вадимом Александровичем Худорожковым. Богослужения возглавляет священник из Богдановича отец Игорь Смолин. У Владимира Сысолятина до революции в сельском храме Димитрия Солунского служил дед – священник Виктор Неуймин. По рассказам матери Владимир Григорьевич знает, как разрушали родную церковь, сжигали иконостас, расстреливали священнослужителей и прихожан… Сельчанам помогают возрождать святыню и воспитанники военно-патриотического объединения «Дружина». Этим летом ребята расчистили прилегающую к церкви территорию, перенесли нужные в строительстве кирпичи в храм и поучаствовали в других несложных подсобных работах. Информационное агентство Екатеринбургской Епархии, Служба новостей проекта «Епархия» Таушканское село находится от Екатеринбурга в 120 верстах, от уездного города в 55 верстах. Приход отделился от Курьинского и состоит из села и деревни Талицы. Прихожан 1044 души муж. пола и 1037 жен. пола; все русские, православные, земледельцы.

http://sobory.ru/article/?object=20367

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архиерейские Соборы и постановления Священного Синода Архиерейские Соборы 1035. Архиерейский Собор РПЦ. 1992, 4 апр. Обращение...//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 99–104. 1036. Архиерейский Собор РПЦ. 1994, 29 нояб. – 4 дек. [Документы по поводу событий в России с 1993 по 1994 гг.]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1999. 1(8). С. 134–153. 1037. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Доклад на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. [Москва, 13–16 авг. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 7–76. 1038. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Доклад на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. [Москва, 13–16 авг. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 4(13). С. 124–157. О работе ОвЦС МП в 1997–2000 гг. Постановления Священного Синода 1039. Священный Синод РПЦ. 1991, янв. Заявление. в связи с трагическими событиями в зоне Персидского залива (янв. 1991 г.)//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 57–58. 1040. Священный Синод РПЦ. 1991, авг. Обращение. к архипастырям, пастырям и всем верным чадам [Русской Православной Церкви: К событиям авг. 1991 г.]//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 63–67. 1041. Священный Синод РПЦ. 1991, 22 окт. Заявление.//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 68–70. 1042. Священный Синод РПЦ. 1991, 22 окт. Обращение. к работникам средств массовой информации//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 71–74. 1043. Священный Синод РПЦ. [Документы по поводу событий в России с 1993 по 1995 гг.]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 75–123. 1044. Священный Синод РПЦ. [Документы по поводу событий в России в 1995–1996 гг.]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 103–137. 1045. Священный Синод РПЦ. 28 дек. 1998 г. Определение... [об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью «вязать и решить " ]//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 16–20. 1046. Священный Синод РПЦ . [Документы по поводу событий в России в 1997 г.]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 208–230. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 76 В конец, Чрез Идифума 1034 . Псалом Асафа. Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне. В день скорби моей Бога искал я, руками моими (молился) 1035 ночью пред Ним – и не был обманут. Душа моя отказывалась от утешения. Вспоминал я Бога и веселился, размышлял – и малодушествовал дух мой 1036 . Предваряли (ночные) стражи 1037 очи мои, смущен я был и не говорил. Помышлял я о днях древних, и вспоминал лета вечные 1038 , и поучался. Ночью в сердце моем я размышлял и дух мой испытывал 1039 : «Ужели навеки отвергнет Господь и более не будет благоволить? Или навсегда милость Свою пресечет? (Ужели) окончил слово 1040 из рода в род? Ужели Бог забудет оказывать милость? Или удержит Свои щедроты во гневе Своем?» И сказал я: «Ныне я начал (понимать 1041 : это – изменение десницы Вышнего 1042 ». Вспомнил я о делах Господа, ибо 1043 буду вспоминать об изначальных 1044 чудесах Твоих И буду поучаться во всех делах Твоих и размышлять о деяниях Твоих. Боже! Во святом путь Твой 1045 . Кто Бог (столь) велик, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса, возвестил народам силу Твою. Ты избавил мышцею Твоею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды и убоялись, вострепетали бездны, Сильный звук вод: голос издали облака, ибо полетели стрелы Твои. Голос грома Твоего в своде (небесном) 1046 : молнии Твои осветили вселенную, подвинулась и задрожала земля. В море пути Твои, и стези Твои в глубоких водах, и следы Твои не будут узнаны. Ты вел, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона 1047 . 1036 Когда «беседовал сам с собою», вне веры и упования на Бога, тогда приходил в смущение (Феодорит). 1039 Греч. σκαλ(λ)ον [ват. после испр., син.] – букв. [я] копал, рыл, т. е. тщательно разузнавал; [ват. до испр., Ральфс σκαλ(λ)εν, подлежащее дух]. 1040 Утешения и вразумления через пророков. Слав. сконча глагол при бл. Иерониме (Ad Sun. et Fret.) не было соответствия в спп. LXX. По изысканиям Гольмеза, чт. συνετλεσε (или τλεσε) μα находится в минуск., у Феодорита, Зигабена, в компл., альд., греч. церк. Псалт., у Анфима, Фильда и Николаида; а в ват., [син.] и text. recept. – нет. Вообще, греч. церковный текст принял это чт. и не последовал критике бл. Иеронима. 1041 Так поясняют свт. Афанасий и бл. Феодорит, а у преосв. Порфирия и на поле в учебной слав. Псалтири дополнено: разумети. 1046 Греч. ν τ τροχ – слав. в колеси, синод. пер. в круге небесном, в учебной слав. Псалтири на поле в крузе небеснем. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В Своей «Божественной деликатности» Творец оказывает «бесконечное уважение человеческой личности и челове­ческой свободе» 1031 и вручает нам «Богообразную свободу» над нашими душой и телом, т. е. над нашей природой. Эта «единственно наша», в полном смысле этого слова, свобода личности является основанием динамики развития наших отношений с Богом и другими людьми, динамики обожения и преображения, включая рост и углубление в нас и самой нашей свободы. 1032 Свобода личности человека видится как свобода во взаимном познании и «взаимодействии с другими личностями – Богом и людьми», 1033 а также в свободе «от мира, от демо­нов и от себя» 1034 самого, в смысле Богоподобного господства над собственной природой и окружающим миром. Однако подлинная свобода далека от произвола. Самовольство отнюдь не утверждает личность, но разрушает ее и вводит в рабское, подчиненное состояние «аду и земле». 1035 «Природа и ее динамизм» не являются врагами человека и вовсе не должны «быть уничтожены, но мо­гут быть употреблены во зло», 1036 противоестественно, при неверной актуализации свободы личности. Уникальность, творчество и синергичность личности Хотя человеческой личности свойственна непрерывная динамичность, обусловленная свободой распоряжения имманентными ей силами души и тела, в этой ее динамике личность остается тождественной себе в течение всей жизни. 1037 Более того, «преемствен­ность» нашей неповторимой 1038 личности сохраняется «и в загробной жизни» 1039 и после всеобщего воскресения мертвых. 1040 Как уникальна сама по себе и неповторима в своих действиях, направленных к нам, 1041 каждая из вечных, несозданных Ипостасей Троицы, так, согласно принципу Богообразности, уникальна, неповторима 1042 и единственна личность каждого человека, «абсолютно незаменимая ничем другим» 1043 и никем другим. Причем, как мы еще увидим далее, несмотря на свойство перихоретичности, даже при самом тесном соединении с Богом, наша «личность не утрачивает свою индивидуальность и неприкосновенность». 1044

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Огромное богатство давало возможность ефесянам проводить свою жизнь в высшей степени весело и беспечно. Вот что видел здесь Ап. Иоанн. В великолепных домах, среди поражающей всех роскоши, одетые в самые тонкие драгоценные ткани, окруженные сотнями гостей и прислужников, проводили время многие ефесяне. Пение певцов и певиц; игра на гуслях, свирелях и трубах слышались почти постоянно там 1036 . Многочисленные танцовщики увеселяли богатых ефесян; им нередко вторили и сами домохозяева 1037 . Обильные и роскошные трапезы с знаменитым ефесским вином дали повод Аполлонию сравнивать ефесян с птицами, откармливаемыми до тех пор, пока они не лопнут от жира 1038 . Не только женщины, но и мужчины проводили много времени за головными уборами, расчесыванием бороды, умащением и натиранием тела различными благовонными и целебными веществами. Вне дома они проводят время на всевозможных игрищах, зрелищах и веселых пирушках. Нравственная распущенность поразительна: богатство влекло за собою самое легкое отношение к брачным и семейным обязанностям и грубую чувственность 1039 . Вообще у ефесян „нет недостатка в счастии“ 1040 , говорит Псевдо-Гераклит. По словам Аполлония , здесь была „дикая роскошь“ 1041 . Даже суровый стоик Сенека город Ефес считал самым роскошным местом для тех, кои не заботятся о добродетели. Те же самые недостатки в жизни ефесян указывали Ап. Павел 1042 и Ап. Иоанн 1043 . Ефес был славен философами, поэтами, писателями, художниками. Тут родился и жил знаменитый Гераклит (500 л. до Р. X.) 1044 , которого ставили на ряду с Платоном и Гиппократом. Из Ефеса происходил Гермодор, принимавший участие в редактировании XII римских таблиц 1045 . В Ефесе родились поэт Гиппонакт (540 г. до Р. X.) 1046 , художник Парразий (400 – 380 до Р. X.) 1047 , Апеллес, любимец Александра Великого 1048 . Св. Иоанн Златоуст говорит: „многие и философы, особенно из славившихся в Азии, были оттоле. Говорят, что и Пифагор был оттуда.. То же должно сказать о Пармениде, Зеноне и Демокрите; да и теперь еще можно найти там многих философов 1049 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

2) Из того, что в Церкви ветхозаветной, действительно, су­ществовало верование в происхождение мира из ничего. Так одна благочестивая Иудеянка, во время гонения Антиохова, убеждая сына своего вкусить смерть за веру Отцов, сказала ему между прочим: умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий ( 2Мак. 7:28 ), – от несущих, т.е., из ничего. 1034 3) Из тех мест Нового Завета, где говорится, что Господь сотворил всяческая ( Кол. 1:16 ; Ефес. 3:9 ; Евр. 3:4 ; Откр. 4:11 ), что все из Него, Им и к Нему ( Рим. 11:36 ), что все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Иоан. 1:3 ). Все эти выражения были бы не вполне справедливы, если бы материя существовала от века сама собой, и если бы Бог создал мир уже из готового вещества. 4) Наконец из прямых свидетельств св. апостола Павла, что мы Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое ( Евр. 11:3 ), что Бог называет несуществующее, как существующее (- τ μ ντα, ς ντα Рим. 4:17 ). Святые Отцы и писатели Церкви – 1) Постоянно исповедовали и проповедовали сотворение мира из ничего, как то: Ерма , 1035 Тациан, 1036 Афинагор, 1037 Ириней, 1038 Тертуллиан , 1039 Ефрем Сирин , 1040 Иоанн Златоуст , 1041 Григорий Богослов , 1042 Григорий Нисский , 1043 Августин 1044 и другие. “Что было бы великого, спрашивает, например, Феофил Антиохийский , если бы Бог создал мир из материи готовой? И у нас художник, получив от кого-либо вещество, образует из него, что угодно. Но могущество Бога в том усматривается, что Он произвел из ничего все, что только восхотел”. 1045 “Итак, замечает другой учитель Церкви, пусть никто не спрашивает, из какого вещества произвел Бог столь великие и удивительные создания; Он произвел все из ни­чего”. 1046 2) Опровергали учение, будто Бог создал мир из материи вечной. Допускать эту мысль, говорили защитники истины, значит подчинять Бога материи, в которой Он якобы нуждался для творения; 1047 значит признавать Бога слабосильным. 1048 С другой стороны, если бы материя была вечна, то она была бы и неизменна, и следовательно из нее никогда не мог бы образо­ваться мир. 1049 Если бы она была совечна Богу, и следовательно, так же самобытна, как Он, то она была бы и совершенно незави­сима от Него. Как же тогда Он мог бы образовать из нее мир? 1050 “Пусть отвечают нам, каким образом встретились между собой и деятельная сила Божия, и страдательная природа вещества, встретились между собой и вещество, доставляющее материю без образа, и Бог, имеющий знание образов без ве­щества, встретились так, что недостающее у одного дается другим; дается Зиждителю то, над чем показать искусство, а ве­ществу то, чтобы отложить свое безобразие и неимение формы”? 1051

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В том месте летописи, где дана идейная оценка Владимирова крещения, наряду с библейскими антитезами (тьма-свет, ночь-день, смерть-жизнь, грех-чистота и т.п.), обращает на себя внимание троекратное указание на избранничество Руси. Тем самым устраняется тот изъян, что Русь никогда не слыхала апостольского слова. До крещения как бы “еще-не-страна”, Русь становится “страною” и одновременно членом христианского (византийского) сообщества государств 101 . Духовно Русь родится заново, что находит свое отражение в программе церковного строительства, немедленно развернутой Владимиром в Киеве и других, отчасти им же основанных городах своей державы 102 . Из киевских построек упомянуты быстро сооруженная церковь Св. Василия, “идеже стояше кумир Перун”, и первый большой храм, возведенный с помощью греческих мастеров, – церковь Богородицы (Десятинная, строилась в 991–996 гг.) 103 , местоположение и архитектура которой хорошо устанавливаются археологически. Десятинная церковь была освящена в 996 г., а в 1039 г., в правление сына Владимира Ярослава, было произведено новое ее освящение, вероятно по устранении последствий пожара 1017 г. После неоднократных разграблений церковь была окончательно разрушена в 1240 г. при захвате Киева татарами. Ярослав Мудрый (1019–1054) увенчал относительно скромную строительную деятельность своего отца возведением митрополичьего собора Св. Софии 104 . Источники Сообщают лишь дату его основания (1037 г.), умалчивая о том, когда собор был освящен (предположительно в 1044/46 г.) 105 . Чтобы оттенить искренность личного обращения Владимира в христианство и противопоставить его плоды “несытости блуда” Владимира-язычника, летопись подчеркивает нищелюбие князя и его послушание епископам 106 . Стремление к моральной “компенсации” прошлого Владимира очевидно и в сообщении о его смерти (под 1015 г.): летописец еще раз напоминает о его благодеяниях по отношению к Русской земле и удостаивает его имени “Нового 107 , ибо и тот и другой, “просвещенные Святым Духом”, стали крестителями своих народов. В целом же эта посмертная похвала Владимиру ограничивается молитвою за князя и сетованием на недостаточное почитание его в народе: “Святым” Владимир стал именоваться много позже, в монгольский период 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010