Ep. 33//PL. 150. Col. 532-533; Ep. 50//Ibid. Col. 543-545; ср.: Cowdrey. 2003. P. 66-67). В первые годы после завоевания Англии и коронации в дек. 1066 г. кор. Вильгельм I был вынужден вести крайне осторожную церковную политику и опирался преимущественно на прежнюю англосакс. церковную иерархию, стремясь завоевать ее расположение благосклонным отношением, а также дарованием привилегий, земель и имущества. Отношение кор. Вильгельма к предшественнику Л. на Кентерберийской кафедре архиеп. Стиганду (1052-1070), к-рый был в большей степени богатым землевладельцем и опытным гос. деятелем, чем церковным прелатом, и мало интересовался религ. вопросами, первоначально было уважительным и доброжелательным. Прибегая к советам и посредничеству архиеп. Стиганда в гос. делах, король вместе с тем намеренно противопоставлял ему в качестве духовного авторитета Эалдреда (1060-1069), архиеп. Йоркского, который возглавил коронацию короля и его супруги. В 1070 г. кор. Вильгельм I, заручившись поддержкой папы Римского Александра II, при участии папских легатов сместил с кафедры архиеп. Стиганда, который был обвинен в 3 церковных преступлениях: 1) незаконном владении помимо принадлежавшего ему архиеп-ства Кентерберийского также еп-ством Уинчестер; 2) самовольном присвоении паллия, принадлежавшего его предшественнику (согласно каноническим нормам, каждый прелат должен был лично получать паллий от папы Римского); 3) принятии паллия от антипапы Бенедикта X († после 1073). Вскоре после низложения архиеп. Стиганда кор. Вильгельм I предложил Л. стать новым архиепископом; сначала тот твердо отказывался, однако после вмешательства папы Александра II, направившего в Нормандию легатов для переговоров с ним, согласился и в авг. 1070 г. прибыл в Англию. 29 авг. 1070 г. в Кентербери состоялась церемония торжественного рукоположения и возведения на кафедру, на церемонии присутствовали кор. Вильгельм I и все англ. епископы (см.: Ibid. P. 78-86). Осенью 1071 г. Л. посетил Рим и был с почетом принят папой Александром II, к-рый помимо обычного архиепископского паллия подарил ему свой личный паллий, наделил его всей полнотой власти в англ. Церкви и специально указал, что все законные решения Л. должны приниматься королем и англ. Церковью как решения самого Римского папы.

http://pravenc.ru/text/2463105.html

1049 Буквально: «существующему ничего не может не доставать». 1050 См. лат. пер. Ant.; в греч. подлиннике вопрос стоит раньше последней фразы. 1051 Ab ea добавлено в лат. Ant., т. е. от промышления (см. далее текст). 1052 Буквально: «хорошо» ( καλς ·). 1053 Γραφες — иначе может быть писателя. 1054 Т.е. выше — в главе 1-й. 1055 В лат. Ant. добавлено: «declarandum est». 1056 Т.е., что с творением «всецело соединен» и Промысл о сотворенном, благодаря которому оно прогрессирует. Это — телеологическое доказательство существования Промысла (по Немесию). 1057 Иначе с греч.: «выступает в строгом порядке». 1058 Буквально: в греч. единств, число; в лат. пер.: «одну и ту же фигуру». 1059 Ср. лат. пер.: «лишь бы только мы не были захвачены на месте преступления». 1060 См. более ясный лат. пер. Ant. 1061 Иначе — внешний вид; в греч. и стоит ед. ч., в лат. перев. множеств, (formas). 1062 По восстановленному чтению Matth. (Var. lectiones, p. 341) выходит: «не по типу устройства существенных черт, но и по голосу, узнается каждый…» и т. д. 1063 Точнее с греч.: «как после достаточного (настоящего) образования формы». 1064 Добавлено в лат. пер. Ant.: «jugatam ет natura sibi conjunctam» (avem). 1065 Т.е., для животных тварей одного и того же рода или вида. 1066 Скобки подлинника. 1067 С лаг.: «и к обозначаемому присоединяют истину событий (происшествий)». 1068 У Con. начинается 2-я глава 8-й книги таким же заглавием. Ср. И. Дамаскина — Указ, соч., гл. 29, стр. 111 по рус. пер. 1069 Точнее Буквально: «как из этого ( τοτων )», т. е. из вышесказанного.с греч.: «бывающее со стороны Бога попечение в отношении к тому, что существует». 1070 Буквально с греч.: «по которой все существующее получает целесообразное управление». 1071 Т.е., наиболее соответственно Божественному достоинству. 1072 Буквально: «что Один и Тот же есть Творец " … и т. д. 1073 Буквально: «подобное всецело усматривается в немощи». 1074 У пер.: сильное — ред. 1075 Точнее с греч.: «и у животных находится полное отражение ( εμφασις — подобие) того, что сказано».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

135 В конце данного акта находится продолжение ДВС 270 (см. с. 174:3–175:5); в ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 1. P. 188–189 889–910). 136 Полностью греч. оригинал издан в составе актов III Вселенского Собора (ACO I, 1, 7. P. 84–117 73–79]). 137 Фрагменты данного акта являются продолжением ДВС 260 (см. с. 194:9–11, 197:1–7). В ACO им соответствуют следующие тексты: ACO II, 1, 1. P. 189.35–36 191–192 965). Значительная часть высказываний членов собора сохранилась лишь в лат. переводе (ACO II, 3, 1. P. 236–237 948–954, 957–960], 239–252 974–1069]); в греч. оригинале приводятся только имена епископов (ACO II, 1, 1. P. 190 945–951, 954–957], 192–194 971–1066]). Подписи епископов в конце акта приведены в греч. оригинале в сокращенном виде: после имен Диоскора и 10 др. епископов указано, что «и все остальные подписали так же» (ACO II, 1, 1. P. 194–195 1067]); в латинском же переводе сохранились подписи 140 епископов (ACO II, 3, 1. P. 252–258 1070]). В ДВС перевод подписей сделан с греч. оригинала, а суждений епископов – с лат. перевода (по изданию Mansi). 139 Здесь и далее сохранены номера деяний IV Вселенского Собора, принятые в ДВС (на основании издания Mansi). В ряде случаев они не совпадают с номерами деяний в ACO и CPG. Так, в ACO Деяние II считается третьим, а Деяние III – вторым, что обусловлено структурой рукописных собраний актов, положенных в основу этого издания (см. о рукописной традиции: ACO II, 1, 2. P. V-IX, а также p. 3, 69 [примечания в аппарате]). См. также таблицу сравнительной нумерации деяний Халкидонского Собора, которая будет опубликована в Прилож. 1 к продолжению 2-й части росписи ДВС. 140 В конце данного акта находится продолжение ДВС 275 (см. с. 216:14–21). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 2. P. 79 12–13). 141 В конце данного акта находится продолжение ДВС 275 (см. с. 216:39–217:30). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 2. P. 80–81 15–21). Внутри указанного фрагмента имеются цитаты (в виде инципитов) из посланий свт. Кирилла Александрийского (см. с. 217:6–11 [ДВС 257], 217.12–19 [ДВС 259]). См. греч. оригинал в ACÖ II, 1, 2. P. 80 18), 81 19). В CPG эти цитаты рассматриваются как составные части Дeяhuя II (CPG 9001.3–4t).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

«Парастасис», или «Краткие исторические заметки», сохранился только в одной рукописи XI в. Parisinus gr. 1336 . Некоторые авторы датируют его началом VIII века (А. Камерон и Дж. Херрин ), а некоторые серединой (Ж. Дагрон ). «Парастасис» является главным и важнейшим источником по византийской топографии Константинополя. Он описывает различные достопримечательности византийской столицы VIII  в., как они понимались самими византийцами, и приводит соответствующие исторические легенды. Впоследствии, в Х в., «Парастасис» был дополнен и превращен в другой памятник Patria  Constantinopoleos. Некоторые дополнения из «Патрии» Х в. также включены в перевод. Перевод осуществлялся по изданию: Constantinople in the Early Eighth Century/ed. A. Cameron, J. Herrin. Leyden.1984. Для большей понятности некоторые места сопровождены комментариями А. Камерона. Constantinople and its Hiterland/Ed. C. Mango and G. Dagron. Aldershot, 1995. Byzantine Constantinople: monuments, Topography and Everyday Life/Ed. N. Necipolu. Leyde, 2001. K. Dark F. Özgümü New Evidence for Byzantine Church of the Holy Apostles//Oxford Journal of Archaeology 21, 2002, p. 393-413. P. Magdalino Constantinople medieval. 1996. C. Barsanti. Note archeologiche su Bisanzio romana//Milion 2, 1990, p. 11-50. A. Berger. Tauros e Sigma. Due piazza di Constantinipoli//Bisanzio e l’Occidente. Studi in onore di Fernanda de’ Maffei/Ed. C. Barsani…Rome, 1996, p. 17-28. J. Durliat, Le ravitaillement des villes protobizantines (IV-VII siècle), E.H.E.S.S., 1985. A. J. B. Sirks The Size of the Crain Distribution in Imperial Rome and Constantinople//Athenaeum 79 1001, p. 215-237. Constantinople: Les sanctuaire et l’organisation de la vie religieuse//Actes du XI Congrès intern. d’archéologie chrétienne. Rome, 1989, рр. 1069-1085.   W.D. Lebek. Die Landmauer von Konstantinopel und ein neues Bauepigram//Epigraphica Anatolika, 25, 1995, р. 107-153. U. Peschlow Eine weidergewonnene byzantinische Ehrensäule//Mélanges Deichmann, I, p. 21-33.L. Stella Cinque poeti dell’ Antologia Palatina, Bologne, 1949, p. 381.

http://bogoslov.ru/article/1871889

Неисчерпаемая глубина Божественного милосердия и премудрости сказалась в этом факте воплощения в том, что человек не только получил изначальное совершенство 1058 , которое он утратил грехопадением. Воплощение имеет «значение не только мирообновляющее, но и миросовершенствующее» 1059 . Божественное милосердие дарует верующему большие совершенства, чем какие он имел в лице своего праотца Адама 1060 . Бог-Слово через воплощение обновил и привел к совершенству все стороны Своего отобраза в человеке 1061 . Так, св. Афанасий Великий часто говорит о возобновлении мира 1062 , о новом творении 1063 , о том, что Слово принесло бессмертие и нетление 1064 и приобрело наше воскресение 1065 . Слово должно было обновить и воссоздать сотворенного по образу Божию человека 1066 . Слово должно вознести 1067 , освятить 1068 и восстановить нас 1069 . Оно должно было освободить всех от заблуждения и идолослужения 1070 и принести нам снова познание Бога 1071 . Оно должно было исторгнуть грех с корнем 1072 и, таким образом разрушив дело диавола, совершенно освободить человека от его власти 1073 . Слово пришло, чтобы снова вселить в нас надежду на Бога 1074 , чтобы примирить нас, усыновить Отцу 1075 , обожить 1076 и соединить нас со Св.Духом 1077 , 1078 . Отсюда понятно, какую важность имеет догмат о воплощении в христианском спасении 1079 . Поэтому и само по себе свидетельство Евангелия о воплощении Слова Божия должно рассматриваться с особым вниманием. Вот почему весьма важно проследить значение этого пункта христологии в Евангелии. Воплощение Бога удостоверяется всем рядом евангельских событий. Участие Самого Бога через Его воплощение есть истина, которую доказывают все знамения, описанные в Евангелии. В этом отношении чудеса получают живое, непререкаемое свидетельство, как удостоверяющие центральный пункт евангельской сотериологии 1080 . Такое важное значение новозаветных чудес Иисуса Христа заставляет обратить на них особое внимание. Дело в том, что, как это вполне понятно, столь важный факт христианской сотериологии встречает большое разнообразие в своем истолковании у различных представителей критической науки. Нам приходится, таким образом, усиленнее защищать истинное истолкование этого факта святой Православной Церковью и утверждать несомненную его реальность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

1065 Тем не менее еще в 1867 году Wesleyan Methodists Church насчитывала в числе своих членов 25,000 человек с 263 проповедниками. 1068 Особенно протестантских, – что сказывается и теперь в расовой исключительности немецких протестантов, которые даже к европейцам по происхождению относятся презрительно. 1069 Для объяснения происхождения негров, как известно, даже была составлена особая мифическая теория преадамитов (в 1635); эта теория была почти забыта до 60-х годов нынешнего века, но снова вспомянута английскими и американскими писателями около этого времени. – Кажется, что немного лучше относились к другим расам католики; в доказательство этого некоторые историки приводят и факты. Но таким фактам безусловного вероятия давать нельзя, как единичным фактам; при том же нужно заметить, что такие факта встречены нами у католических писателей. Таков, например, рассказ одной католички мулатки, приведенный в Histoire des sectes religieuses. v. V. p. 504. В том же смысле нужно оценивать и другие сведения, сообщаемая автором этого сочинения. 1070 Он посвятил министра для вновь устроенной капеллы. См. Histoire des sectes religieuses, v. IV. р. 505. 1072 За что говорят даже благоприятные для негров постановления конференции 1824 года. Jacoby, II, 128. 1075 Есть факты, которые говорят, что еще до полного освобождения из рабства всех негров между ними уже были люди, которые получали докторские дипломы в германских университетах. См. Jorg’a op. cit, II, 442. 1076 Статистика религиозных обществ в Америке, приведенная в сочинения Hippo (Гиппо): «Образование в Соединенных Штатах» значительно разнится от показаний Jacoby. Сравн. Jacoby, II, 119 и Гиппо, 343 и 344 стр. 1077 Смотр. Jorg’a Geschichte d. Protestantismus, В. II. S. 440, 441. Сравн. с статьей: «Из религиозной жизни в северной Америке» Р. Вестник 1883 года, 2, 3, 5, 8 и 9. 1078 Первою общею (или Генеральною) конференцией епископального методизма следует признать конференцию, созванную по распоряжению Джона Весли в декабре 1784 года. Таким образом, конференция 1792 года есть вторая, а 1796 г. третья.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Абсолютная духовность Божества, прежде всего, выражается в отсутствии в Нем внешней сложности. Вопреки учению антропоморфистов, приписывающих Богу духовно-телесную природу на том основании, что человек, сотворенный по образу Божию, обладает такою именно двухчастною природою, – Иларий настаивает на чистой духовности Божества, потому что сложность (двухчастность) природы предполагает определенное временное начало этого сложения и, таким образом, разрушает понятие о Боге, как существе вечном 1067 . Как абсолютно-духовное существо, Бог не имеет никаких человеческих органов тела, и не нуждается в них: Он есть «весь слух, весь зрение, весь деятельность, весь шествие», и библейские наименования различных телесных органов Божества обозначают лишь различные проявления Его единой «равной себе и нераздельной силы» 1068 . Как абсолютный дух, Божество не заключает в Себе никакой и внутренней сложности, – противоположения между отдельными свойствами и функциями божественного существа и божественным «я», как обладателем (субъектом) этих качеств и функций. В этой абсолютной простоте божественного духа заключаемся существенное отличие его от ограниченного и несовершенного человеческого духа» 1069 . §4. Учение Илария Пиктавийского о богопознании, как у Тертуллиана и других западных богословов, в сущности представляет собою лишь частнейшее приложение его общих гносеологических принципов, и в значительной степени проникнуто натуралистическим характером: те специальныея особенности, которые Иларий устанавливает по вопросу о познании божественного бытия в сравнении с познанием естественных вещей, имеют чисто богословское, а не философское значение. Подобно другим церковным богословам, Иларий признает два источника богопознания: естественный разум и откровение. Естественный путь богопознания у Илария характеризуется, с одной стороны, как теоретико-рационалистический, а с другой стороны, как морально-практический процесс умозаключения (постулирования) к бытию верховного Существа. Исходным пунктом к первого рода умозаключении о Боге является ощущаемая чувством, и непостижимая вполне для рассудка разумность и красота космоса, которая для естественного разума постулирует бытие разумнейшего и прекраснейшего Художника 1070 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Но, несмотря на всю свою варварскую жестокость, подобные наказания вполне могли рассматриваться законодателями в качестве провозглашенных «исправлений в духе большего человеколюбия»: ведь они, как правило, были заменой смертной казни, и даже в тех случаях, когда за те или иные правонарушения в Эклоге сохраняется смертная казнь (например, за инцест между близкими родственниками, гомосексуализм, умышленный поджог, отравление с летальным исходом, волшебство, убийство, разбой), мы наблюдаем тенденцию к отказу от особо жестоких способов казни (повешения, сожжения и т.д.) 1066 . В этом смысле именно к уголовно-правовой части Эклоги (к знаменитому 17-му «пенальному» титулу, который, будучи лишь одним из восемнадцати, из которых состоит сборник, тем не менее занимает 1/5 часть всего объема и 1/3 часть общего количества глав) 1067 только и относится понятие «филантропии», хотя и поднятые в преамбуле вопросы стоят и по сегодняшнему пониманию в центре проблематики о цели и эффективности наказаний. В целом же Эклога, по мнению проф. Трояноса, представляет собою первый законодательный памятник, пенитенциарная система которого ясно и недвусмысленно предусматривала обе основные цели наказания – служить средством справедливого наказания за причиненный вред (искупление вины) и средством устрашения (превентивная функция наказания) 1068 . Несмотря на попытки отказа от введенной в Эклоге системы наказаний и попытки реабилитации смертной казни (правда, с ограничением свободы судьи в выборе способа совершения казни: предусматривается исключительно «смерть от меча», т. е. обезглавливание), предпринимавшиеся позднее (в Приложении к Эклоге, в Эклогадие, в Частной Распространенной Эклоге) 1069 , этот новый дух имперского уголовного права продолжал сохраняться и приносить свои плоды. Так, византийское законодательство стало запрещать пытку как противоречащий «филантропии» институт 1070 , частично были элиминированы наказания смертью и в законодательстве императоров македонской династии, например в Василиках Льва VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 . Парфёнов В.Н., Лобачёва Г.В. Смерть апостола Петра: Рим или Палестина?//Центр и периферия. 2018. 4. С. 23–28. 13 . Попов, Н. Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел//ЖМП. 1950. 7. 7. С. 58–67. 14 . Робертсон А. Происхождение христианства/Пер. с англ. М., 1959. 15 . Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность. М., 2006. 16 . Bacchiocchi S. Rome and Christianity until A. D. 62//Andrews University Seminary Studies. 1983. Vol. 21. No 1. P. 3–25. 17 . Benselers Griechisch-deutsches Worterbuch/Bearb. von A. Kaegi. Leipzig, 1962. 18 . Breeze D.J. The Career Structure below the Centurionate during the Principate//Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. II. Principat. 1. Bd. Berlin; New York, 1974. P 435–451. 19 . The Cambridge Greek Lexicon/Ed. by J. Diggle et al. Cambridge, 2021. Vol. II. 20 . Campbell J.B. Centurio//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 1068–1069. 21 . Campbell J.B. Auxilia//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 364–365. 22 . Carrier R. The Prospect of a Christian Interpolation in Tacitus, Annals 15, 44//Vigiliae Christianae. 2014. Vol. 68. P. 264–283. 23 . Cotton H.M. The Impact of the Roman Army in the province of Judaea/Syria Palaestina//The Impact of the Roman Army (200 B. C.–A. D. 476)/Ed. by L. de Blois, E. L. Cascio. Leiden; Boston, 2007. P. 393–407. 24 . Dobson B. The Significance of the Centurion and «Primipilaris» in the Roman Army and Administration//Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. II. Principat. 1. Bd. Berlin; New York, 1974. P. 392–434. 25 . Elliot J.K. Imitations in Literature and Life. Apocrypha and martyrdom//The Routledge Company to Early Christian Thought/Ed. D.J.L. Bingham. London; New York, 2010. P. 87–107. 26 . Fortsch R. Castra praetoria//Der neue Pauly. Enzyklopadie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1997. Bd. 2. Sp. 1025–1026. 27 . Green T.Sh. A Greek-English Lexicon to the New Testament. A New Edition with additions and alterations. L., 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя в позднейших хрониках и в историографии можно встретить утверждения, что на захваченных викингами землях Церковь находилась в трудном положении, в последние десятилетия эта т. зр. была существенно скорректирована. Грамота кор. Этельстана о дарении земель в Амаундернессе (область на территории совр. графства Ланкашир) кафедральному собору Й. (934) является подтверждением того, что собор продолжал действовать. Среди 50 фрагментов каменных скульптурных надгробий, датируемых кон. VII - нач. XI в., многие украшены резьбой в характерном англо-сканд. стиле, что свидетельствует об активной религ. жизни в городе и в первые десятилетия сканд. расселения. В 971-1016, 1040-1041 и 1061 гг. архиепископы Й. занимали также епископскую кафедру Вустера. Традиционно эта особенность церковного устройства объясняется тем, что богатое Вустерское еп-ство обеспечивало сев. архиеп-ство средствами, однако, возможно, за этим скрывалось и стремление установить дополнительный контроль над непокорным севером. Первым архиепископом Й., к-рый занимал одновременно 2 кафедры, был св. Освальд (971-992), основатель мон-ря Рамси. Среди др. прелатов кафедры Й. в англосакс. период был проповедник и гос. деятель Вульфстан II (1002-1023). По свидетельству «Англосаксонской хроники» (ркп. D, к-рая, согласно одной из датировок, была составлена в Й. в 70-х гг. XI в.), Эалдред, архиеп. Й. (1061-1069), короновал в 1066 г. Вильгельма I Завоевателя (1066-1087). З. Ю. Метлицкая Сер. XI-XVI в. После нормандского завоевания Англии в 1066 г. Й. стал одним из главных центров сопротивления новым правителям. Первое восстание (лето 1068), вызванное попыткой кор. Вильгельма I Завоевателя принудить североангл. землевладельцев к уплате налога на содержание армии (гельд), было подавлено после того, как Вильгельм с большим войском осенью совершил стремительный марш-бросок на север. Предводители восстания бежали в Шотландию, горожане Й. признали Вильгельма королем и выдали ему заложников. В городе был сооружен замок, где разместили гарнизон из 500 рыцарей. Весной 1069 г. англичане перебили часть гарнизона и осадили замок. Кор. Вильгельм вновь совершил поход на север, разбил повстанцев и построил в Й. 2-й замок - на противоположном берегу р. Уз. В кон. лета на помощь восставшим прибыл большой флот, посланный кор. Дании Свеном II Эстридсеном (1047-1074). Объединенное англо-дат. войско разбило нормандцев, оба замка были разрушены (сент. 1069). При этом в результате устроенного нормандцами пожара сгорела большая часть города, включая собор и здания кафедрального капитула. Архиеп. Эалдред, сохранявший лояльность к кор. Вильгельму I, скончался незадолго до взятия города, и тогда Вильгельм Завоеватель совершил 3-й поход на север. Путем переговоров и подкупов он сумел добиться ухода дат. флота и зимой 1069/70 г. разорил обширные территории в Сев. Англии, в т. ч. в Йоркшире.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010